374. Послание Сильвестра Балтского к Савватию Московскому (Брат. Сл. 1885г. т. 2). 375. Объяснительные записки, поданные митрополиту Филарету искавшими присоединения к православной церкви членами Белокриницкой иерархии в 1865г. Записки Пафнутия, Онуфрия, Филарета и Феодосия (Брат. Сл. 1884 и 1885гг.). 376. Переписка Пафнутия, бывшего епископа Коломенского у старообрядцев, с некоторыми влиятельными в расколе лицами (Брат. Сл. 1885г. т. 2). 377. Обличение раскола из среды раскола. Письмо Наймушина к Иоасафу (Брат. Сл. 1896г. т. 1). 378. Переписка двух братьев (Картушиных) православного мирянина и раскольнического епископа (Брат. Сл. 1899г.). 379. Переписка Касилова с Захаровым (Брат. Сл. 1867г. т. 2). 380. Нижегородский безпоповщинский собор для суда над самокрестами (Брат. Сл. 1895г. т. 2). III. Сочинения других лиц, редактированные проф. Н. Субботиным и снабженные его предисловиями и примечаниями 381. Архимандрита Павла статьи, вошедшие в состав четырех томов «Полного собрания» его сочинений, первоначально напечатанные (за немногими исключениями) в Братском Слове, и его же отдельные издания: а) «Замечания на книгу, известную под именем Вопросов Никодима» (из Брат. Сл. 1886 и 1887гг.); б) «Ответы И.Ф. Пешехонова на вопросы безпоповцев» (из Брат. Сл. 1887 и 1888г.); в) Замечания на книгу Поморских Ответов, с приложением замечаний на 21 ответ в книге: Щит веры» (из Брат. Сл. 1889г.). 382. Игумена Филарета: а) «Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг, изданных первыми пятью российскими патриархами» (Брат. Сл. 1875г.; потом не раз издано Братством св. Петра м.); б) «Чин литургии св. Златоуста по изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных Служебников» (Брат. Сл. 1876г. и братские издания); в) Старопечатный Номоканон и его свидетельство о числе просфор на проскомидии (Брат. Сл. 1876г. и братские изд.); г) Разбор ответов на восемь вопросов, поданных в старообрядческий Духовный Совет присоединявшимися к православной церкви членами Белокриницкой иерархии (Дважды издано Брат. св. Петра м.), и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Щучин. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1865. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Щучинский р-н, г. Щучин, ул. Красноармейская, д. 1 Координаты: 53.605799, 24.742069 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святого Архистратига Божиего Михаила была заложена 9 (22) марта 1865 года в день памяти 40 мучеников Севастийскаих. Строительством храма руководил строительный комитет в сл. составе представителей царской администрации: военного начальника Лидского повета капитана лейб-гвардии Преображенского полка В.Ф.Панютина; майора корпуса жандармов В.М. де-Лазари; мировых посредников 1-го и 2-го участка Лидского повета П.А. Ушакова и П.А. Балговского, З.В. Балговской; рукодельницы А.А. Усовой. Строительство стоило 4651 руб. 64 коп. государственных денег и, согласно проекта, храм рассчитывался на 200 человек. Приход Михайловского храма в то время включал в себя местечки Щучин и Рожанка, а также еще 23 деревни, насчитывая в 1887 году 500 душ. К 1911 году приход насчитывал уже 1261 душу населения. Освящена церковь была 22 октября 1865 года. На украшение храма тамбовские купцы и аристократы пожертвовали в 1866 году 197 рублей. Со временем Щучин стал центром благочиния, в которое входили 10 приходов: Дикушки, Орля, Покровское, Раковичи, Турейск, Демброво, Острино, Глубокое, Мурованка. Первым Щучинским благочинным являлся священник Николай Теодорович. В 80-90 roды XIX века Щучинский приход славился своими церковными хорами. В 1887 г. хор Михайловского храма произвел приятное впечатление на Ковенского епископа Антония. В 1899г. действовал хор Щучинского церковного приходского училища. Храм никогда не закрывался. По материалам официального сайта Гродненской епархии С. Донских в районной газете «Дзяhhiцa» за 28 ноября 1995 г. сообщает, что ещё в начале XVI в. в Щучине действовала деревянная церковь Спасителя Николая Мирликийского Чудотворца. После 1596 г. эта церковь отошла к так называемым униатам.

http://sobory.ru/article/?object=11020

Через свою супругу о. Философ находился в родстве с другим известным священномучеником – прот. Петром Скипетровым (1863 – убит 1 февр. н.ст. 1918г): их жены, Антонина Николаевна и Елена Николаевна – дочери диакона Заозерского Николая Михайловича (ок. 1828 – 13.01.1884), клирика Исаакиевского собора в 1866–1884гг. Младший брат о. Философа – прот. Иван Николаевич (21.09.1870 –  20.04.1937) был женат на племяннице св. прав. о. Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной (её мать – Дарья Ильинична (в девич. Сергиева) – родная сестра св. Иоанна Кронштадского) 4 . В семье о. Ионна Орнатского было 14 детей, в крещении некоторых принимал участие  о. Философ Орнатский (напр., он крестил 2 сент. 1899г. Елизавету, а её крестным был о. Иоанн Кронштадтский ). В сентябре 1895г.  о. Иоанн Кронштадтский подарил дорогой ему семье свой портрет с надписью: «Своим по духу и по плоти о. иерею Иоанну Николаевичу и Анне Семеновне Орнатским на добрую память. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев» 5 . В 1911г. было начато издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого в 1912 –1917гг. стал прот. Иоанн Орнатский, автор, как и его брат прот. Философ, многочисленных публикаций в этом журнале как подписанных, так и анонимных. Примечательно, что работу по выявлению и осмыслению  духовного наследия о. Иоанна Кронштадтского , начатую о. Иоанном Орнатским и его единомышленниками,  в настоящее время продолжает его внучка и внучатая племянница св. Иоанна Кронштадтского , профессор Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктор филологических наук Тамара Ивановна Орнатская, издатель дневников святого и автор многих публикаций на эту тему.   Прот. Иоанн Кронштадтский , духовным сыном которого являлся о. Философ, часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу, как опытному полемисту, быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником, который первоначально был смущен популярностью, методами пастырской деятельности о. Иоанна Кронштадтского и некоторыми  опечатками, обнаруженных в печатных публикациях его трудов, которые превратно пытались истолковать недоброжелатели о. Иоанна. Прот. Философ не только защищал о. Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь его духовные наставления русскому народу как в своих  проповедях, так и в многочисленных публикациях. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905гг. Обществомжурнале “Православно-Русское Слово”, о. Философ (в этом журнале он был цензором и автором многих публикаций) в Приложении к этому журналу за 1902 год издал «Полный круг слов и поучений» о. Иоанна Кронштадтского. Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Толмачёво. Церковь Спаса Преображения. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 2004 и 2007. Архитектор:В. Орлов Адрес: Ленинградская обл., Лужский р-н, п. Толмачёво Координаты: 58.856833, 29.916333 Проезд:По Киевскому шоссе (М20), в Жельцах - по указателю на Толмачево Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Деревянная Спасо-Преображенская цековь в имении ген.-лейт. Федора Ивановича Жербина " Лидино " близ ст.Преображенская Варшавской ж.д. (ныне пос. Толмачево) была заложена в 1893 г. и строилась по проекту петербургского арх. Николая Эдуардовича Тейха. Церковь была торжественно освящена 22 Августа 1899 г. свящ.Василием Ильинским - настоятелем Георгиевской церкви с. Перечицы (к которой и была приписана). В 1937 г. храм был закрыт, но в 1941 г. Богослужения в нем возобновились. Его настоятелем с этого времени и до 1946 г. являлся прот. Геннадий Михайлович Городецкий (1881-1955). Начиная с 1941 г. церковь не закрывалась, но 4 Сентября 1999 г. (в день 100-летнего юбилея со дня освящения по нов. стилю) сгорела в результате пожара, в котором погиб и старинный иконостас (большинство икон, правда, удалось спасти). В течение нескольких лет Богослужения совершались в помещении поселкового детского сада. В 2004-2007 гг. храм был выстроен заново на прежнем фундаменте, хотя отделочные работы еще предстоят (проект, составленный арх. В. Орловым, повторяет сгоревший храм и предусматривает лишь незначительные изменения в элементах внешнего и внутреннего убранства). Наиболее ранняя фотография внешнего вида Спасо-Преображенской церкви была помещена в иллюстрированнм вкладыше газеты " Новое время " , 1899, 1(13) Сентября, с.5. Фотографию аналогичного ракурса, но сделанную уже в 1927 г., можно найти в фототеке ИИМК РАН, альбом 0.54(4). ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.3879, л.110, 1899г.; Pocciя, газета, 1899, 23 Августа, 117, с.3; Православный СПб, газета, 2007, 8, с.4, а также сведения, полученные от настоятеля храма свящ. Николая Давлетова

http://sobory.ru/article/?object=08076

Никодим (Янюшевич) родился 6.12.1875г. Рукоположен в иеродиакона 22.10.1899г. Участвовал в сербских освободительных войнах 1912-1918гг. Служил в сербских землях и в США. Партизаны убили его 29.06.1941г. без всякой причины. В этот день, вечером архимандрит Никодим после тяжелого труда отдыхал на террасе келейного корпуса. В это время перед монастырскими воротами показалась группа партизан. Отец Никодим ушел в свою келью и закрыл двери. Партизаны стали ломиться в двери, а потом стали стрелять из автоматов. Архимандрит был убит шестью пулями. Взломав двери и убедившись, что он мертв, партизаны ограбили монастырь. Второй жертвой «борцов за народное дело» стал иеромонах Гавриил (Дабич). Будущий новомученик родился в сентябре 1904г. в Путинцах в Сербии. Он закончил школу в Сремских Карловцах, а монашескую школу в монастыре Раковица под Белградом. 27 сентября 1927г. в монастыре Савина (в черногорском городе Герцег-Нови) Дабич был пострижен в монахи, а 16 октября того же года был рукоположен в иеродиаконы. 1 апреля 1928г. Гавриил был рукоположен в иеромонахи епископом Бококоторским и Дубровническим Кириллом и поставлен настоятелем прихода в г. Будва. Кроме будванского прихода, о.Гавриил окормлял также приходы в Режевичах и г. Петровце. Впоследствии был настоятелем в монастырях Режевичи, Морача, Дужи и, наконец, в Жупе. На Благовещение 1942 года о. Гавриил был отведён коммунистами в их партизанский штаб. Неизвестно, что было с ним в дальнейшем, но впоследствии его обезображенное тело было найдено в яме, называемой Плоча, вблизи Драговоличей. Оттуда, в августе 1942г. его останки были перенесены в обитель, где и похоронены на монастырском кладбище. После войны монастырь опустел. Келейный корпус в 1990-х гг. занимало туристическое предприятие «Оногошт». Первоначально планировалось восстановить мужскую обитель, настоятелем которой был назначен монах Викентий. Но в 1997г. монастырь возрождён как женский. Кроме обычных монашеских послушаний сёстры занимаются иконописью, шитьём, вязанием, переводами с русского языка на сербский творений Св. отцов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

К сожалению, указанного нами не случилось: из безыскусственных, воспроизводящих действительность, жития превратились в „творения” риторические. 1425 О причине, по которой Владимир перед смертью призвал Бориса из его области к себе в Киев, Нестор пишет: „уведев убо благоверный отец их (о братоубийственных злоумышлениях Святополка), послав приведе к себе блаженного Бориса, да не како пролиет кровь праведного”. Но, сочиняя эту умиленную речь, он не замечает, что говорит несообразность: если Владимир знал о злоумышлениях Святополка, то почему не принял против него мер? 1426 Напечатано Бодянским в Чтениях Общества Истории и Древностей 1858г., кн. 3 (по сводному, составленному им, списку), Яковлевым в издании Памятники русской литературы XII и XIII веков, СПб, 1872 (по списку половины XVI века с вариантами из Бодянского), А. П. Поповым в Чтениях Общества Истории и Древностей 1872г., кн. 1 (по точной копии со списка Московского Успенского собора XII века, приготовленной Бодянским) и г. Шахматовым и Лавровым в тех же Чтениях. 1899г., кн. 2 (по таковой же копии со списка Успенского собора, приготовленной Поповым). Русский перевод преосвященного Филарета в Учёных Записках Второго Отделения Академии Наук, кн. II, выпуск 2. [См. «Дополнения и поправки " ] . 1427 Свидетельствуя, что вообще собирал сведения, расспрашивая остававшихся в монастыре современников Феодосия (см. конец жития), Нестор в частности указывает как на человека, рассказами которого по преимуществу пользовался, на монаха Феодора, бывшего при Феодосии келарем в монастыре, по изданию Бодянского л. 6 об., стр. 25, и 14, стр. 20; также называет Илариона, который или был келейником преподобного Феодосия или, по крайней мере, занимался писанием книг в его келье, ibid. л. 15 об., стр. 15. 1428 Преподобный Феодосий, несомненно, был человек исключительный и в своём роде более или менее великий. Необходимо думать, что, как все люди исключительные, он был человек более или менее своеобразный. Но этого-то своеобразного человека в его индивидуальности мы вовсе и не находим у преподобного Нестора, который поставляет свою задачу не столько в том, чтобы изобразить естественного человека, сколько в том, чтобы изобразить сверхъестественного чудотворца. (Единственное из желаемого нам у Нестора есть рассказ о возвращении преподобного Феодосия от великого князя Изяслава на данной ему от князя подводе, причём по приказанию возницы он уступил последнему место в телеге, а сам вместо него сел верхом на лошадь).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Остался теперь только один безупречный академист в семинарии, Иван Акимович Сенума. Не знаю, долго ли выдержит он; а, конечно, искушают и манят к измене и его». 161 Известно, что в 1936г. Сенума, по подозрению в шпионаже, был арестован и оказался в тюрьме. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сергий (Тихомиров ), митрополит Японский (1871–1945). Родился под Новгородом в 1871г., учился сначала в Новгородской семинарии, потом, с 1892г., в СПб. Духовной академии. В 1896г. закончил курс Академии в сане иеромонаха и со степенью кандидата богословия. В том же году был оставлен инспектором СПб. Духовной семинарии, в которой, с 1899г., стал ректором. В 1905г., после защиты степени магистра богословия, был назначен ректором СПб. Духовной академии. Далее: 6.11.1905г. о.Сергий был рукоположен в епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, а 21.03.1908г. – переведен в Японию епископом Киотоским, помощником начальника Русской духовной Миссии в Японии. Имея навык в учебе и преподавании, еп.Сергий быстро стал осваивать японский язык и вскоре внешне адаптировался к специфике Русской миссии в Японии. В 1909г. свт. Николай Японский дал ему следующую характеристику: «Преосвященный Сергий, епископ Киотоский, в продолжение более половины минувшего года исполнял самое существенное дело миссии: посещал провинциальные церкви для назидания и руководства христиан и самих проповедников-священников и для проповеди язычникам. В январе, феврале и марте он посетил церкви на островах Киусиу и Сикоку, в сопровождении благочинного церквей священника Симеона Мии, который знакомил его с церквами и служил ему переводчиком. Но в августе преосвященный Сергий отправился по северным церквам на Сахалин и Хоккайдо уже без переводчика, так как успел усвоить японский язык настолько, что мог свободно говорить речи и назидания христиан и нехристиан. Везде христиане с великой радостию встречали его, и везде посещение его оставляло благотворный след в оживлении церкви, в воодушевлении христиан сугубою ревностию по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Шурала. Церковь Александра Невского. Александро-Невская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Приход во имя святого благоверного князя Александра Невского села Шурала Невьянского района. Невьянское благочиние Кирпичный храм, имеет статус приходского. В 1899г. Александро-Невская церковь села Шуралинского входила в состав 3-го благочиннического округа Екатеринбургского уезда. В церкви служили: священник Алексей Бирюков; диаконы Ник. Григорьев и Ник. Первушин. Источник: Список духовенства Екатеринбургской епархии на 1899 г. Величественный храм в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского был заложен в поселке Шурала Невьянского района в 1906 году. Строили храм 10 лет и освятили как раз перед началом большевистского переворота. Богоборцы разграбили святыню и закрыли храм для богослужений. 59-летнего священника Михаила Хлопотова, 25 сентября 1937 года, в день памяти Симеона Верхотурского, богоборческий режим приговорил к расстрелу. С тех пор, хотя храм юридически и не закрывался, он пустовал из-за отсутствия батюшки, ведь репрессиям тогда подверглось более трехсот уральских священнослужителей. В 1991 году в Шурале началось возрождение богослужебной жизни. Основание села Шурала относится к 1716 году, когда здесь был запущен молотовый Шуралинский завод, принадлежавший Никите Демидову. Позже завод был продан уральскому промышленнику и купцу Савве Яковлеву. После закрытия железоделательного завода, близ села начал развиваться старательный промысел. Добыча золота велась весь XIX век. Золото было найдено даже на дне заводского пруда, из-за чего он был спущен и больше не восстанавливался. До 1846 года жители села входили в состав Невьянского прихода, а с 1846 года, благодаря владельцу завода Алексею Ивановичу Яковлеву, был заложен деревянный Александро-Невский храм, который уже 15 июля 1847 года был освящен в честь благоверного великого князя Александра Невского. В 1913 году в окрестностях села начал работать цементный завод. В селе Шурала по сей день сохранился огромный каменный однопрестольный действующий храм во имя Александра Невского, который был заложен в 1906 году на средства заводовладельцев Стенбок-Фермор.

http://sobory.ru/article/?object=01206

   Итак, воля имеет не меньшее значение в деле богопознания, чем и чувство, ибо и чувством человек не приблизится к Богу и не ощутит Его силы, если наперед усилиями воли при помощи благодати не очистит сердце от страстей и не уврачует самой чувствующей силы.    В процессе богопознания воля, следовательно, действует прежде других сил, тотчас же после пробуждения духа человеческого от греха: она восстает тогда на грех, устанавливает новые порядки жизни и рядом духовных подвигов обновляет душу и сердце. Обновленное сердце устремляется к Богу и входит с Ним в живое общение, ибо подобное может иметь общение только с подобным; тогда и Бог снисходит к Своему созданию, преисполняет благодатью человеческое сердце, и человек опытно, своим чувством познает Творца, как бы касается края ризы Господней.    В этот момент весь дух человека входит в общение с Духом Божиим и становится с Ним едино, по слову Христа «да и тии в Нас едино будут» (Ин.17:21). Тут и ум получает высшее ведение: со страхом и трепетом созерцает он снисхождение Божие к грешному человеку, замечает все многообразные действия благодати и получает, таким образом, о горнем мире высшее, опытное познание.    Так свершается сложный процесс богопознания. В нем, как мы видели, участвует весь человек со всеми своими силами, и каждая сила действует в свою меру, будучи возрождаема и укрепляема от Божественной благодати, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».    Еп. Феофан. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. Изд.1882г., с.54—55.    Св. Иоанн Златоуст. Творения, т.10, с.29, изд. С.П.Б. Дух.Акад.    Св.Иоанн Златоуст. Творения, т.10, с.64—65.    Еп.Феофан. Толкование на Послание к Тимофею, с.379—380.    Св.Иоанн Златоуст. Т.11, с.743.    Св.Исаак Сирин. Творения, с.219—220. Изд.1893 г.    Св.Симеон Новый Богослов. Творения, т.2, с.86, изд.1890 г.    К.Ушинский. «Человек как предмет воспитания», т.2, с.79, изд.СПб, 1895г.    Еп.Феофан. «Внутренняя жизнь», с.5—6, изд. М., 1899г.    Еп.Феофан. Начертание христианского нравоучения, с.308—309, изд. М., 1895 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

Как человек Николай Федорович отличался прямотой, не боялся говорить правду в глаза кому-либо. Именно он обратился с просьбой к Великому Князю об открытии собора после ремонта. Как священник отец Николай отличался строгим исполнением своих обязанностей. По первому требованию он в любую погоду отправлялся в самую дальнюю деревню прихода. В одну из таких поездок он простудился и слег. Не стало отца Николая 3 марта 1901 года. Было ему всего 44 года. В день похорон были прекращены занятия в училище, закрыты магазины и лавочки. Провожали любимого священника не только все жители города, но и прихожане других приходов. Людей было так много, что всех не мог вместить даже огромный собор. Люди стояли в ограде вокруг собора. Много лет спустя после уничтожения собора и разорения кладбища чудом сохранилась надгробная плита отца Николая с надписью: «Здесь покоится прах кандидата богословия иерея Пинежского собора Николая Федоровича Кононова, скончавшегося в расцвете лет 3 марта 1901г. оказавшего великую заслугу по открытию для служения сего храма в 1899г....». Сейчас эта плита находится в садике у музея. Сменивший Кононова на посту настоятеля отец Иоанн Карасов был в течение 12 лет благочинным. За усердие в служении настоятелем и благочинным был награжден орденом. Настоятелем Пинежского собора до октября 1929 года был Александр Павлович Петровский. Сын священника Холмогорского уезда, выпускник Духовной семинарии. С октября 1929 года арестован. До декабря того же года содержался под стражей. В 1931 года арестован по обвинению в контрреволюционной агитации как участник церковно - монархической группировки административно - высланных священников. Освобожден из-под стражи 30 декабря 1931 года. Вторым священником при Пинежском соборе, а после 1929 года его настоятелем служил Петр Федорович Гурьев. Сын псаломщика Шенкурского уезда. Окончил Архангельскую Духовную семинарию. В Пинеге служил с 24 июня 1908 года. В 1921 году содержался под стражей за контр - революционную пропаганду. В 1937 году выступал против разрушения собора.

http://sobory.ru/article/?object=21346

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010