Л.- автор свыше 130 статей по церковной музыке в периодических изданиях («Музыка и пение», «Русская музыкальная газета», «Народное образование», «Музыкальный труженик», «Музыкальный современник», «Колокол», «Музыка и жизнь», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Современный театр и музыка», «Миссионерское обозрение»). В публикациях он затрагивает широкий круг вопросов: история духовной музыки, анализ и оценка новых сочинений, программ духовных концертов, положение певцов и регентов, состояние духовно-муз. цензуры. Л.- автор первого и наиболее полного систематического обзора рус. церковной музыки его времени (Краткий обзор новейшей духовно-муз. лит-ры//Нар. образование. 1898. 1-8, 10; 1899. 8-12; То же//Музыка и пение. 1898/1899. 1-12; 1899/1900. 1-3, 5, 7-9, 11-12; 1900/1901. 1-8, 11; Обзор духовно-муз. лит-ры: 110 авторов, ок. 1500 произведений. СПб., 1901, 19022).Циклы статей «Очерки из истории русской церковной музыки» (Музыка и пение. 1899/1900. 1-3, 5, 7, 9-12; 1900/1901. 1-6, 11 6, 11 - изменено заглавие: «Очерк истории правосл. церковного пения в России»)), «Современная церковная музыка» (Там же. 1901/1902. 1-9, 11-12), «Современная и новейшая церковная музыка» (Там же. 1902/1903. 1-4, 6-8, 10, 12; 1903/1904. 1 (изменено заглавие: «Новая и новейшая церковная музыка»), 4-10, 12; 1904/1905. 1-5, 7, 9) охватывают историю русского церковного пения со времени его зарождения до нач. ХХ в. Л. одним из первых дал оценку духовному творчеству М. И. Глинки , прот. Петра Турчанинова , Г. Ф. Львовского , П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, А. С. Аренского , Панченко, Н. И. Компанейского , А. Д. Кастальского , А. Т. Гречанинова , П. Г. Чеснокова . Л. стремился направлять творческие усилия молодых композиторов, прояснять эстетику Нового направления в рус. церковной музыке как целостного явления. В работе «О новом направлении в русской церковной музыке» (Муз. труженик. 1909. 7-9, 10/11, 12/13; отд. изд.: М., 1909; переизд. в сокращении с коммент.: РДМДМ. Т. 3. С. 525-561) Л. сформулировал главные принципы этого течения и выделил главные формы синтеза в творчестве рус. композиторов того времени: свободное использование древних и совр. церковных распевов различных правосл. традиций; соединение распевов иностранного происхождения (греческого, болгарского) с попевками, свойственными рус. народной песне; слияние сложных гармонических приемов, характерных для совр. музыки («вагнеризмов»), с «русским народным стилем» или с др. традиц. распевами; создание авторских сочинений «в духе церковного обихода»; соединение архаических муз. приемов, напр., т. н. исона (см. Исократима ), с совр. способами гармонизации. Главными целями новой рус. церковной музыки Л. считал единение людей, разобщенных в условиях современной ему жизни (в т. ч. культурное сближение с зап. христианами и со старообрядцами), и создание для молитвы «родного» (т. е. основанного на отечественной муз. традиции), понятного всем муз. языка.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Газета «Новое время», издателем которой А.С. Суворин стал в 1876 г., сразу получила огромный успех, как наиболее яркая выразительница русских симпатий к болгарскому восстанию 1876 г. 20-летний юбилей Сосновской мастерской. 5 ноября 1878 – 5 ноября 1898 г.//Русский труд.– 1898.– Шарапов С. Ф. Путешествие по русским хозяйствам. – М., 1881; Шарапов С. Ф. Министерство земледелия и его задачи в России.– М., 1882; Шарапов С. Ф. Будущность крестьянского хозяйства (Критико-экономическая монография). Ч. I.– М., 1882. Шарапов Ф. Сообщение о плугах, изготавливаемых в основанной им Сосновской мануфактуре. – М., 1885. Шарапов С.Ф. (Талицкий). Деревенские мысли о нашем государственном хозяйстве. Примеч. И.С. Аксакова. – М., 1886. Шарапов С. Ф. По русским хозяйствам. Путевые письма из летней поездки 1892 года в газету «Новое время», дополненные и пересмотренные. – М., 1893. Шарапов С. Ф. По русским хозяйствам (45 путевых писем в «Новое время», переработ. и доп.).– М., 1894. Шарапов С. Ф. А.Н.Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки.– СПб., 1893; Шарапов С. Ф. Франция и Славянство. – СПб., 1894; Шарапов С. Ф. По садам и огородам.– СПб., 1895; Шарапов С. Ф. Пособие молодым хозяевам при устройстве их хозяйств на новых началах. – СПб., 1895. См. подробнее: Базулин Ю.В. Теория «абсолютных денег» С.Ф. Шарапова//Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. – Т. 5. – 1; Базулин Ю.В. Двойственная природа денег: русская экономическая мысль на рубеже XIX – XX веков. – СПб., 2005. Шарапов С. Ф. Сущность брака. Обмен мыслями между Н.П. Аксаковым, Мирянином, В.В. Розановым, Рцы (И.Ф. Романовым), прот. Александром У-ским и С. Ф. Шараповым с прил. статьи свящ. М.И. Спасского. – М., 1901. Шарапов С.Ф. Иностранные капиталы и наша финансовая политика//Шарапов Сергей. Сочинения. Кн. третья. – СПб., 1899.– С.20–43. См.: Сочинения С.Ф. Шарапова. Т. 1. Вып. 1–3. Мой дневник. М., 1900; Т.2. Вып. 4. Сугробы. Вып. 5. Оттепель. Вып. 6 Ледоход. М., 1901; Т. 3. Вып. 7. Борозды. Вып. 8. Посевы. Вып. 9. Сенокос. М., 1901; Т. 4. Вып. 10. Жатва. Вып. 11. Озими. Вып. 12. Умолот. М., 1901; Т. 5. Вып. 13. Заморозки. Вып. 14. Пороша. Вып. 15. Метели. М., 1901; Т.6. Вып. 16. Ухабы, Вып. 17. Половодье, Вып. 18. Яровые. М., 1902; Т. 7. Вып. 19. Страда. Вып. 20. Урожай. Вып. 21. Туманы. М., 1902; Т. 8. Через полвека (роман) Вып. 22–24. М., 1902; Т. 9. Вып. 25. Тучи. М., 1904; Вып. 26. Снега. М., 1905; Вып. 27. Ураган. М., 1906.

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/08/...

В частности, в первом отделе второй части автор подвергает исследованию 1) лексикографию перевода LXX; 2) логическую организацию языка этого перевода; 3) грамматику его, и 4) систематические свойства и особенности его, достоинства и недостатки его, как перевода, а во втором отделе второй части указывает следы языкового и литературного влияния перевода LXX на следующие памятники греческой письменности: 1) неканонические и апокрифические книги Ветхого Завета; 2) иудейско-эллинистическую литературу; 3) переводы Акилы, Симмаха и др.; 4) некоторые произведения языческой греческой письменности; 5) новозаветные священные писания, и 6) церковную литературу, ближе всего святоотеческую и богослужебную. В первой части своего труда автор следующим образом решает поставленные в ней вопросы: 1) время происхождения перевода LXX относит к III-мy до христианскому веку; 2) начатое Пятокнижием Моисеевым производство перевода признает совершившимся в течение приблизительно 60 лет, в царствование Птоломеев II-ro (Филадельфа) и III-ro (Евергета); 3) местом совершения перевода признает Александрию египетскую, но за еврейским подлинником оставляет палестинское происхождение; 4) переводчиками считает александрийских ученых иудеев, но признает и некоторую долю участия палестинских книжников; 5) придает большое значение переводу LXX в деле восстановления первоначального вида еврей- —449— ского подлинника многих мест Ветхого Завета, хотя не скрывает и многих случаев отступления перевода от подлинника, которое условливалось разными причинами, и 6) утверждая, что автограф перевода LXX не дошел до нас, устанавливает или указывает как опору для своего дальнейшего исследования древнейшие списки его в пределах не старее IV в. по Р. Хр.: Ватиканский, Синайский и Александрийский. Во второй части, в главе первой, обнимающей лексикографию перевода LXX, проф. Корсунский, исходя из того положения, что этот перевод написан на греческом языке так называемом κοιν διλεκτος, в после-классическую эпоху древней Греции, прежде всего в сжатых чертах представляет самый диалект в его соотношении с другими древне-греческими диалектами, а затем, в видах характеристики языка перевода LXX, представляет лексикон последнего, при чем на первом месте ставит слова перевода, характеризующие его отношение к древнегреческим диалектам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1895 год «Учение Канта о пространстве». Бог. Вестн., кн. 6, стр. 390–404 и кн. 7, стр. 73– 102. «Краткие записки по Основному Богословию (для студентов Моск. Университета, в пособие для подготовки к экзаменам). проф.-протоиерея Н.А. Елеонского» (рецензия). Бог. Вестник, кн. 8, стр. 252–261. —451— «О современных задачах воспитанников духовных академий в области философии» (вступительная лекция). Бог. Вестн., кн. 10, стр. 75–91. «Виндельбанд. Философия Канта (перев. Платоновой). Рецензия. Богосл. Вестник, кн. 10, стр. 119–125. «Славянофильская формула». О брошюрах А.А. Киреева: «Наши противники и наши союзники» и «Спор с западниками настоящей минуты». Бог. Вестн., кн. 12, стр. 400–448. 1896 год «Закон причинности. Опыт разъяснения закона с точки зрения философии воли или волюнтаризма». Вера и Разум, кн. 3, стр. 213–239 и кн. 4, стр. 315–344. «Памяти Н.Н. Страхова. († 24 янв.)». Бог. Вестн., кн. 3, стр. 485–489. «Памяти Ю. Николаева (Говорухи-Отрока, † 27 июля). Бог. Вестн., кн. 8, стр. 208–211. «Новости западно-европейской философской литературы». Бог. Вестн., кн. 1, стр. 138–162. «К вопросу о выработке миросозерцания (о брошюрах Н.И. Каръева)». Бог. Вестн., кн. 4, стр. 141–162. «Сомнительная помощь самообразованию. Критические замечания на программы, изданные Комиссией по организации домашнего чтения, состоящей при учебном отделе общества распространения технических знаний». Бог. Вестник, кн. 4, стр. 160–168. «Один из типов нашей университетской философии (Тейхмюллер и Бобров)». Бог. Вестн., кн. 8, стр. 212–228. 1897 год «Протоиерей Ф.А. Голубинский, как профессор философии. Бог. Вестн., кн. 12, стр. 463–507. 1898 год «Письма о современном искусстве». Русский Вестник. – В том же году «письма» вышли отдельной книгой (М. 1898. стр. 158). 1899 год «Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии». Бог. Вестник, кн. 1, стр. 39–59, кн. 5, стр. 75–98, кн. 9, стр. 40–68. «Литература вопроса и примечания к статье: Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии». Бог. Вестн., кн. 9, стр. 69–83.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Sozom. VII, 29; Socr. V, 26; Oros. Advers. pagan VII, 35. Вопрос о том, посетил ли Феодосий В. Рим после низвержения Евгения, в исторической науке является очень спорным, хотя и существуют данные в пользу этого посещения. Так, Зосим (IV, 59) определенно утверждает, что после победы Феодосий с Гонорием отправился в Рим и здесь в сенате держал речь, призывавшую сенаторов-язычников перейти в христианство. Равным образом и Феодорит (V, 23), по-видимому, намекает на вторичное путешествие Феодосия в Рим, говоря: χρ νου δ συχνο διελθ ντος ες τ ν μην φικ μενος πλιν βασιλες. Эту же мысль подтверждает одна надпись (Orelli Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio Turici, 1828. 5593): и, наконец, Пруденций (Contra Summachum (Opera v. II. Augustae Taurinorum Ex officinal Salesiana. 1898), l. I, v. 410), который, видимо, использовал показание Зосима. Вот и все, на чем утверждается факт вторичного посещения Феодосием Рима. Историки при оценке этих данных значительно раходятся между собою. Так, одни (Schiller, Op. cit. II, s. 435; Schultze, Geschichte des Untergangs des griechisch-römischen Heidenthums, Iena, 1887, B. I, s. 295; Аллар, Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия, русск. пер. СПБ, 1898, стр. 274) признают их заслуживающими полного доверия исследователя, другие (Tillemont, Op. cit. V, 2, Note 57 sur Theodose; Sievers, Op. cit. s. 331; Guldenpenning und Ifland, Op. cit. s. 229–230; Rauschen, Op. cit. s. 414, особенно anm. 12) – отрицают их фактическую достоверность и считают вторичное посещение Феодосием Рима вымышленным рассказом. Действительно, некоторые основания не дают возможности допустить, чтобы Феодосий после победы над Евгением посетил Рим: 1) Нельзя доверять свидетельству Зосима, потому что он с фактом посещения Феодосием Рима соединяет факт возвышения Гонория в Риме, что уже противоречит другим свидетельствам о возвышении Гонория в Константинополе (Socr. V, 25. Cp. Rauschen Op. cit. Excurs XXII) и прямому показанию Клавдиана о прибытии Гонория в Рим только к началу VI консульства, т. е. в начале 403 г. (Ed. cit. Consul. Honor. VI, p. 177, 185). 2) Феодорит в данном месте, кажется, под Римом разумеет вообще Запад. 3) Надпись может быть истолкована в смысле чтения письма Феодосия в сенате. 4) Так как битва при Фригиде падает на 6 сентября, то едва ли вероятно, что Феодосий совершил путешествие в Рим во время болезни и зимнего времени. 5) Клавдиан (Cons. III (Ed. cit.) Honorii, p. 111) говорит, что Гонорий прибыл к Феодосию в северную Италию. Феодосий призвал Гонория после победы, а потому последний едва успел прибыть к 6 октября. 6) Часто низложение Евгения смешивается с низложением Максима – ср., напр., Cedreni Hist. compendium, p. 568 и Sozom. VII, 25. 7) Совершенное молчание церковных историков (кроме намека у Феодорита) о таком важном событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только два переселения переживает каждая душа в своей жизни: из земного – видимого мира в загробный – невидимый, для жизни во внутреннем теле, и из загробного мира – опять в мир земной обновленный, где ей предстоит вечная жизнь в воскресшем теле внешнем, во всей полноте духовно-телесной человеческой природы. В этой несложной, но бесконечно-значительной истории своей душа неизменно сохраняет и сохранит свое единое личное сознание, свое самоопределение и самодеятельность и вечно останется одною и тою же нравственно-свободною и ответственною за себя личностью. А потому – каждый из нас есть распорядитель своей вечной судьбы, каждый своею жизнью готовить себе или вечное спасение от греха и страданий, или вечную гибель во зле и нераздельных от него муках. Бог всем хочет познания истины и спасения и всем помогает в этом, но в нашей власти или идти на зов Божий или же видя не видеть и слыша не слушать. Литература по вопросу о бессмертии души и загробной жизни 1) Кудрявцев В. Д. проф. Бессмертие души Полн. собр. сочин. т. 3, вып. 3, стр. 138–280. 2) Глаголев С. С. проф Вопрос о бессмертии души. Вопр. фил. и психол. кн. 19 и 20. Срв. Материя и дух. СПБ 1906. Гл. 5 и 6. 3) Шилтов, д-р. проф. О бессмертии души. Изд. 2. Μ 1898. 4) Дьяченко свящ. Из области таинственного Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. Ч. 1–3 М. 1900. 5) Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека СПБ 1914. 6) Митрофан, монах Как живут наши умершие, и как будем жить мы по смерти. 1–3 т. СПБ 1889–1903. 7) Трубецкой С. проф. Вера в бессмертие. Вопр. фил и психол. кн. 63, 70, 71 и 75. 8) Тейхмюллер проф бессмертие души. Философское исследование. Перев. Николаева под ред Б. Боброва. Юрьев. 1895. 9) Каро Идеи Бога и безсмертия души пред судом новейших критиков. Пер. под ред. проф. А. Введенского . Харьк. 1898 10) Сабатье. бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма. Пер Обреимова. СПБ. 1897. 11) Petavel Le probleme de Г immortalite. Par. 1881–1892. V. 1 2.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

118) От Iohn E. В. Mayor из Кембриджа – его брошюра: Franz Heinrich Reusch. 119) От студентов Академии – их перевод: Фонсегрив, «Элементы психологии». 120) От студента LVI курса Н. Высоцкого – 1) I.I. Scheuchzer, Physica sacra (Kupfer-Bibel), 4-te Abtheilung (текст) и 1–2 Abth. гравюры (1–575), voll. 3, и 2) «Денница Премудрости», ркп. конца XVIII ст., на 58 листах, F. 121) От студента LVIII курса иерод. Дионисия Марангудакиса – 1) брошюра: Κρητικη πολιτεια. Καταστατικος νομος της εν Κρητη ορϑοδοξου εκκλησιας, и 2) газеты: Πατρις, Ερευνα и Αναγεννησις. 122) От бывшего студента Академии В.Н. Львова книга Друммонда, «Эволюция и прогресс человека», издание 2-е. 123) От студента LVI курса М. Виноградова – книга: Wundt, Vorlesungen über die Menschen – und Thierseele, 3-te Auflage. 124) От студента LVII курса H. Остроумова – его брошюры: а) «Редкий человек», и б) «Проф. И. Н. Корсунский ». 125) От студента LVIII курса А. Линькова – его брошюра: —224— «Описание Тиксненской Преображенской церкви Вологодской губернии». 126) От студента Казанской Духовной Академии Ю. Халеби – его брошюра: «Два документа к истории Антиохийской церкви». 127) От А. Н. Лаврова – книга: Auserlesene Psalmen und geistliche Lieder für d. evangelisch-reformierte Kirche des Kantons Aargau. 128) Кроме сего с почты получены от разных учреждений и лиц следующие книги и брошюры: 1) Мигулин, «Русский государственный кредит», том I; 2) «Архим. Кирилл Лопатин (некролог)», в двух экземплярах; 3) десять брошюр разного содержания; 4) «16 и 17 Отчет попечительства Импер. Марии о слепых за 1898 и 1899 г.»; 5) «Отчет о состоянии церковно-приходских школ в Ярославской епархии в 1898 и 1899 г.»; 6) «Кавказские курорты на 1901 г.». 129) От профессорского товарищества по выписке журналов получены журналы русские за 1899 и 1900 годы (16 названий в 529 томах и тетрадях). 130) Из Редакции «Богословского Вестника» получены 1) периодические издания за 1899–1901 годы (87 названий в 214 томах и 1587 тетрадях) и 2) книги и брошюры (42 названия в 89 томах и 37 тетрадях).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. 3., который в отношении указанных в нем лиц и надобностей, за исключением бухгалтерии и казначейства, остается в силе до настоящего времени. По Высочайше утвержденному 5 Янв. 1898 г. (П. С. 3., 14879; Ц. Вед. 9–1898 г.) штату при Хозяйственном Управлении учреждены: 1) дополнительное 4-ое отделение, для ведения письменного производства по строительным делам духовного ведомства, и 2) техническо-строительный комитет, для составления и рассмотрения проектов на постройки по духовному ведомству, для проверки и исправления сметных исчислений на строительные работы, для разрешения вообще технических вопросов и возникающих на местах недоразумений по строительной части и для наблюдения за правильностью и успешностью производства строительных работ вообще. Засим, по Высочайше утвержденному 10 Июн. 1900 г. мнению Государственного Совета (П. С. 3., 18807; Ц. Вед. 31–1900 г.) был увеличен штат бухгалтерш и казначейства Хоз. Управления. В последнее время при Хозяйственном Управлении учрежден «Страховой Отдел духовного ведомства». Положение о нем, а также штаты его были Высочайше утверждены 6 Июня 1904 г. (П. С. 3., 24712; Ц. Вед. 31–1904 г.), причем было предоставлено Св. Синоду определить, по ближайшему его усмотрению, срок и порядок введения в действие означенного положения и расписания. Ввиду наступивших засим общественных нестроений, введение в действие страхования несколько задержалось и Страховой Отдел открыт лишь с 1 Янв. 1910 г. (опред. Св. Син. 27–28 Ноябр. 1909 г. 9539; Ц. Вед. 49–1909 г.), а Положение о взаимном страховании введено в действие с 1 Янв. 1911 г. Определением Св. Синода, от 16–23 Март. 1911 года за 1742, учрежден при Хозяйственном Управлении, в качестве центрального органа всех епархиальных свечных заводов, Комитет по делам сих заводов, на первых порах в составе председателя, члена-делопроизводителя и второго члена, с присоединением, сверх того, третьего члена-представителя от Хозяйственного Управления, а по определению, от 14 Март.–10 Апр. 1912 г. за 2384, утверждена Инструкция сему Комитету (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Лит.: Беляновский А. С. Стефан Зизаний//Волынские ЕВ. 1887. 6. С. 159-171; 7. С. 199-213; 8. С. 223-234; 9. С. 241-250; 10. С. 273-288; 11/12. С. 335-338; 13. С. 361-375; 14. С. 396-410; 15. С. 447-495; 16. С. 500-507; 17. С. 552-578; Ильинский Ф. М. Большой катехизис Лаврентия Зизания//ТКДА. 1898. 2. С. 157-180; 5. С. 75-87; 6. С. 229-267; 8. С. 599-607; 10. С. 264-300; 1899. 3. С. 393-414; Харлампович К. В. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. С. 377-382; Возняк М. С. Граматика Лabpehmiя Зuзahiя з 1596 р.//ЗНТШ. 1911. Т. 101. С. 5-38; Т. 102. С. 11-87; Алексютович Н. А. Культурно-просветительская деятельность братьев Зизаниев//Из истории филос. и общественно-полит. мысли Белоруссии: Избр. произв. XVI - нач. XIX в. Минск, 1962. С. 126-133; А. I. Гicmopыя беларускай лimapamyphaй мовы. Минск, 1967. Т. 10. С. 263-282; Анушкин А. И. На заре книгопечатания в Литве. Вильнюс, 1970. С. 74, 110, 147, 175 и др.; Ботвинник М. Б. Лаврентий Зизаний. Минск, 1973; Исаевич Я. Д. Новые мат-лы об укр. и белорус. книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Сб. 34. С. 149-154; Мечковская Н. Б. Ранние восточнослав. грамматики. Минск, 1984; Frick D. A. Zyzanij and Smotryc " kyj (Moscow, Constantinople and Kiev): Episodes in Cross-Cultural Misunderstandings//Journal of Ukrainian Studies. Toronto, 1992. Vol. 17. N 1/2. P. 67-94; Опарина Т. А. Структура потустороннего мира в представлениях Стефана Зизания о посмертной судьбе души//Смерть как феномен культуры. Сыктывкар, 1994. С. 158-160; Макарий. История РЦ. Кн. 5, 6 (по указ.); Старовойт О. М. Стефан Зuзahiй. Льbib, 1996; Яckebiч А. А. Cmapaбeлapyckiя rpaмamыki. Mihck, 1996. С. 175-261; Левшун Л. В. «Ереси», осужденные Новаградским 1596 г. церковным Собором: (К вопросу об обрядовых и догматич. нестроениях накануне унии)//Кирилло-Мефодиевские чт. 4-е: Мат-лы. Минск, 1999. Ч. 1. С. 78-96; она же Л. В.). Светапогляд Стафана Зiзahiя//Becцi Нац. АН Беларуси. Сер. ryмahimaphыx навук. Mihck, 2000. 4. С. 102-109; Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция кон. XVI-XVII вв.: Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007. С. 210-251, 292-405.

http://pravenc.ru/text/199773.html

В 1888 г. эмиссары брит. магната С. Дж. Родса добились от Лобенгулы, сына Моселекатсе, ограниченной концессии на разработку полезных ископаемых. Созданная Родсом в 1889 г. Британская Южно-Африканская компания получила от королевы хартию, по к-рой компании предоставлялись неограниченные права на экономическую деятельность в З. В 1890 г. Великобритания оккупировала земли народности шона, основав на них форт Солсбери. Через 3 года гос-во Лобенгулы пало, колонизаторы захватили землю и скот, принадлежавшие местному населению. Значительные земельные участки в Солсбери, Булавайо и близлежащих районах были выделены для учреждения постоянных миссий как протестант., так и католич. орг-циям. Однако жестокость брит. колониальной власти вызвала восстание ндебеле и шона в 1896-1897 гг., вошедшее в историю под названием «чимуренга» (на языке чишона - борьба). Туземные религ. лидеры активно участвовали в подготовке, организации и ведении вооруженного сопротивления Британской Южно-Африканской компании. Восстание было подавлено, колониальная власть усилилась. В 1898 г. земли Британской Южно-Африканской компании в междуречье Замбези и Лимпопо были объявлены брит. протекторатом и получили название Юж. Родезия в честь основателя компании. Возможность извлечения максимальных выгод из освоения природных ресурсов местных земель привела к массовому притоку рабочей силы из разных стран, коренное население переселялось в резервации. Параллельно с притоком белого населения росла активность европ. и амер. миссионеров, распространявших христианство. Так, миссия иезуитов в Чишаваша (близ Солсбери), зарегистрировавшая 40 крещений с 1892 г., когда она была основана, по 1898 г., увеличила число крещений до 300 в 1899 г., до 1 тыс. в 1905 г., до 1,6 тыс. в 1910 г. и до 3,6 тыс. в 1920 г. Иезуитская миссия в Эмпандени (в 50 милях от Булавайо), осуществившая 500 крещений в 1894-1904 гг., увеличила число крещений до 1 тыс. к 1908 г., до 1,4 тыс. к 1910 г. В нач. XX в. католич. миссионеры переводили на африкан. языки катехизисы, молитвословы и назидательную лит-ру. С 1897 г. различные протестант. орг-ции стали переводить отдельные части Библии на языки племен шона и ндебеле.

http://pravenc.ru/text/199795.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010