Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Введено-Островский) женский монастырь (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии) ПАВЕЛ (нач. XVII в.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), открыто выступил против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) ПАВЕЛ (в миру Петр) († 9.09.1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674) ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ (Лебедь Петр Дмитриевич; род. 19.04.1961), митр. Вышгородский и Чернобыльский, викарий митрополита Киевского и всея Украины ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798) ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ Павел Высокий († 1.01.1383), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12.1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484) ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО (в 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси

http://pravenc.ru/rubrics/121660_77.html

Объявил об автокефалии «Союза церковного возрождения». Вел активную пропагандистскую деятельность, выступая с публичными лекциями и на страницах советской печати. 15 апреля 1924 г. Патриарх Тихон издал указ о запрещении Антонина в священнослужении и предании церковному суду. Умер в Москве. Анцелович Наум Маркович (1888–1952) – советский государственный и профсоюзный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Член РСДРП с 1905 г. Вел революционную работу в Санкт-Петербурге, Одессе и Крыму. Член Петроградского военно-революционного комитета (1917). Член Петроградского горкома партии и председатель горсовета профсоюзов (1918). Председатель Петроградского губернского профсовета (с 1920). В 1923–1931 гг. председатель ЦК профсоюза работников земли и леса. Секретарь ВЦСПС (1931). Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1927–1934). Депутат Верховного Совета СССР (1937–1946). В 1931–1934 гг. зам. наркома Рабоче-крестьянской инспекции СССР. В 1934–1938 гг. уполномоченный Комиссии советского контроля (КСК) по Горьковскому краю, а затем по Ленинграду и области. Зам. председателя КСК (1938). В 1938–1940 гг. – нарком лесной промышленности. Член ЦК ВКП(б) (1939). В 1940 г. снят с поста наркома, в 1941 г. выведен из состава ЦК ВКП(б). Работал в ВЦСПС на разных должностях. В 1945–1949 гг. зам. наркома (министра) торговли РСФСР. Умер в Москве. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич) (1862–1936) – архиерей Российской Праволавной Церкви, митрополит. Родился в Бессарабской губ. в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию (1885). Магистр богословия (1895). Ректор Московской духовной академии (1898–1903). Доктор церковной истории (1904). В 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Член Государственного совета с 1907 г. Архиепископ Новгородский и Старорусский (1910). Зам. председателя Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. один из трех кандидатов на патриаршество. Митрополит (1917). Член Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Неоднократно подвергался арестам. В 1922 г. был привлечен к суду вместе со св. Патриархом Тихоном по делу об изъятии церковных ценностей. С марта 1923 г. в тюрьме. Освобожден из заключения 10 января 1924 г., однако 15 января вновь арестован. В марте 1924 г. был осужден на три года высылки в Бухару. Проживал в Полторацке (Ашхабад), затем переведен в Ташкент (1926). В 1927 г. получил разрешение на свободное проживание в пределах Средней Азии. В 19330Ц1936 гг. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Умер в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О пожаре в алтаре основного храма ( холодной церкви). Сообщаем, от 16 февраля 1812 года пожар был в алтаре основного храма, причины – в тот день было отпевание усопшего младенца, во время нахождения нечаянным образом уголь упав из кадила на епитрахиль причинил оный пожар». «По ходатайству церковнослужителей и прихожан 1811 г. было дозволено при их церкви распространить трапезу, пристроить с левой стороны новый придел во имя пророка Ильи, который ныне совершенно и окончен». Далее говорится, что дано разрешение на пристройку с северной стороны придела пророка Илии и покрыть его железом по приложенному чертежу собственным их прихожан ( т.е. на средства прихожан). «С правой стороны трапезы придел св. Николая алтарь при случае ломки и распространения трапезы остался в целости и без всякого оному прикосновению; Священнослужение ныне отправлять можно». 29 января 1813 года. В Тверскую духовную Консисторию от благочинного села Копылева. Покорнейший рапорт. Обследование придела Николая Чудотворца после переделки . 19 января 1813 года. «В приделе по совершении малого освящения священнослужение отправлять можно». Священником в храме Михаила Архангела с 1862 г. по 1898 г. был Протопопов Федор Семеонович (1840–1924 гг). Протопопов Ф.С. внес огромный вклад в дело просвещения прихожан. В 1872 году открыл народное училище в церковной сторожке в селе Михайловское. При его непосредственном участии в 1875 году открыто министерское (7-классное) училище в селе Васильевское и в 1898 году губернское училище в деревне Яковлево. В 1898 году он передал свою личную библиотеку школе, что можно считать образованием волостной библиотеки. В 2003 году на кладбище села Михайловское установлен памятный крест Протопопову Федору Семеоновичу. Колокола Михайловской церкви Всего на колокольне было 9 колоколов: 1.Большой колокол весил 276 пудов 33 фунта (4429 кг), в нем серебра было 26 пудов ( 416 кг). 2. Колокол 63 пуда 3 фунта (1010 кг). 3.Колокол 61 пуд 22 фунта (985 кг). 4. Пожарный колокол весом 17 пудов 11футов (275 кг).

http://sobory.ru/article/?object=09033

Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667-1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в. Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский (1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750-1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898-1977 гг.), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в 25-м томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.), епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде. Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.). Далее 25-й том «Православной энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский (1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский (1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. XV в.), Иона Яшезерский (ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.), основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен святому праведному протоиерею Ионе Атаманскому (1855-1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы. Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

Иоасаф II (?–1672) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1667); после избрания председательствовал на Большом Московском соборе, осудившем староверие как ересь и утвердившем обрядовые реформы и исправления в текстах богослужебных книг. Калинин Михаил Иванович (1875–1946) – Председатель ВЦИК (1919–1938), после образования СССР – Председатель ЦИК СССР (1922–1938), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1938–1946). Карпов Георгий Григорьевич (1898–1967) – председатель Совета по делам Русской Православной Церкви (1943–1960), с 1917 г. до назначения на эту должность служил в органах ВЧК–ГПУ–НКВД; генерал-майор КГБ СССР. Квашнин-Самарин Андрей Никитич (?–1773) – сенатор, Казанский губернатор (1766– 1772), позволял мусульманам достаточно свободно строить мечети, порой с нарушением требуемого удаления от православных церквей, чем вызвал недовольство Св. Синода. Кондрусевич Тадеуш (род. 1946) – архиепископ Римско-католической церкви, Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России (1991–2007); глава Минско-Могилёвской архиепархии (с сент. 2007). Константин Великий (Флавий Валерий Константин; ок. 285–337) – Римский император; при нем христианство (313 г., Миланский эдикт) получило официальное признание; председательствовал при открытии I Вселенского собора (325); причислен к лику святых как равноапостольный. Крючков Геннадий Константинович (1926–2007) – пресвитер, председатель Совета Церквей ЕХБ (с 1965), оппозиционного в отношении к Всесоюзному совету ЕХБ и действовавшего в подполье. Куроедов Владимир Алексеевич (1906–1994) – председатель Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР (1960–1965), председатель Совета по делам религий (1965– 1984), до назначения на должность в 1960 г. – секретарь Свердловского обкома КПСС. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – организатор Коммунистической партии и основатель Советского государства, в 1917–1924 гг. – Председатель Совета Народных Комиссаров (советского правительства). Львов Владимир Николаевич (1872–1934) – депутат 3-й и 4-й Государственной Думы, член «Союза 17 октября», обер-прокурор Св. Синода (02.03–21.07.1917); 1920–1922 гг. – эмиграция в Японию, во Францию; возвратившись в Россию, примкнул к обновленческому движению, сослан в Томск (1927).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский) , Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним//БВ. 1902. Т. 3. 11. С. 305-358; 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений//БВ. 1906. 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915. Лит.: Евдоким (Мещерский)//ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии)//ВЦИ. 2006. 1. С. 162-175.

http://pravenc.ru/text/Евдокиму ...

Кемь , река в Карелии, в переводе с местного языка – «Большая река», которая впадает в Белое море. В средние века Кемь, бравшая начало в Финляндии, входившей в состав Швеции, была судоходной на всем своем протяжении. По ней в период русско-шведских войн конца XVI – начала XVII в. вооруженные шведские отряды совершали набеги на вотчины Соловецкой обители. Кеньга (Красная, Красивая) , мыс в 2,5 км от Свято-Троицкого скита на о. Анзер, переправа на Большой Соловецкий остров, расстояние до которого в этом месте составляет около 5 км. Кирилловская [Кириллова зона] губа , рыбная тоня в 2 км от Голгофо-Распятского скита на о. Анзер, в лагерное время место заготовки рыбы и плавника. Кирпичный завод , производственный комплекс, построенный в середине XVI в. в 2 км к востоку от Соловецкого монастыря рядом с глиняными карьерами. В 1924 г., после возобновления работы, на территории завода появились 18 сараев для сушки кирпича, шатер над печью для обжига, здесь было организовано машинное производство. В 1926 г. предприятие оснастили станками для механической формовки, к нему была проложена ветка железной дороги. В 1929 г. завод произвел полтора миллиона кирпичей, но к 1932 г. производство было свернуто. В 1938–1939 гг. на месте бывшего завода построили трехэтажное здание тюрьмы, которое так и не было введено в эксплуатацию. Кладбищенская церковь преподобного Онуфрия Великого , каменный храм построен в 1822–1824 гг. на месте деревянной церкви на территории братского кладбища у южной стены Соловецкого монастыря. В 1886 г. к нему была достроена колокольня. До начала 1930-х гг. здесь совершались богослужения, храм был разрушен после закрытия лагеря в 1939–1940 гг. Кемь-Ухтинский тракт длиной 185 км прокладывался силами соловецких заключенных для ведения лесозаготовок на территориях, прилегающих к границе с Финляндией. Кожевенный завод, был основан в XVII в., действовал и в лагерный период. В 1935–1936 гг. в его помещении располагались и Йодпром и Проектное бюро. Кондостров , лежит в южной части Онежского залива Белого моря в 90 км от Соловецкого монастыря. В 1898 г. состоялся землеотвод, и в 1909 г. находящийся на Кондострове Никольский скит получил статус скита Соловецкого монастыря. В период существования скита его насельники добывали гранитный камень и заготавливали строевой лес. Подобная специализация сохранилась и в лагерный период, когда Кондостров стал V отделением СЛОНа. Здесь также изолировали больных, прежде всего заключенных, страдающих венерическими заболеваниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На монастырском кладбище были похоронены пензенские вице-губернатор А. М. Евреинов (1773-1816), губернатор Александр Алексеевич Панчулидзев (1789-1867), губ. предводители дворянства Е. П. Чемесов (1735-1810), А. Н. Арапов (1801-1872) и Д. К. Гевлич (1837-1913), 1-й председатель губ. земской управы А. Н. Бекетов (1824-1898), саратовский губ. предводитель дворянства и черниговский губернатор Алексей Александрович Панчулидзев (1819-1888), участник заграничных походов российской армии ген.-майор И. С. Леонтьев (1782-1824), ген.-лейтенант А. И. Юшков (1796-1859), настоятели П. П. м. архимандриты Иоасаф (Пашин; 1818-1869) и Кирилл (Щеглов; 1815-1897), церковный краевед прот. Иаков Бурлуцкий (1819-1886), прот. И. И. Репинский (1781-1850), кафедральный свящ. В. З. Уманский (1798-1856), архит. А. С. Федотов (1842-1909), благотворительница М. М. Киселёва (1798-1887), родители писателя М. Н. Загоскина и др. В 1918 г. П. П. м. являлся резиденцией еп. Пензенского сщмч. Иоанна (Поммера). 9 мая того же года в монастырской келье на него было совершено покушение. В кон. мая во время боев с войсками Чехословацкого корпуса большевики «безо всякого повода открыли артиллерийский огонь» по обители, несколько снарядов попали в кельи, смежные с покоями еп. Иоанна. В сент. того же года в келье и канцелярии архиерея был произведен обыск. Вероятно, именно в П. П. м. в 1920 г. еп. Иоанн рукоположил во диакона старца священноисп. Иоанна Калинина . В 1919-1921 гг. на части монастырской территории размещалась «колония дефективных детей», с 1924 г.- «конный обоз по вывозу нечистот». В 1925 г. официально закрыто монастырское кладбище (в 40-60-х гг. XX в. полностью уничтожено; надгробия вывезены, зарыты или использованы как поделочный камень). В 20-х гг. XX в. последним наместником мон-ря стал его постриженик архим. Иоанникий (Жарков). Вероятно, в 1927-1928 гг. П. П. м. был закрыт. Архив мон-ря составляют фрагментарно сохранившиеся дела, к-рые находятся в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 129), отдельные материалы содержатся в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др. фондах. Архитектурный ансамбль и реликвии

http://pravenc.ru/text/2579946.html

В сер. XIX в. на территории совр. В. о. жили ок. 100 протестантов, значительное увеличение их числа произошло в нач. XX в. в результате переселения крестьян из зап. губерний в ходе Столыпинской аграрной реформы, в частности в Никольском у. к 1912 г. поселились более тыс. эстонцев-лютеран. Самоопределение Прибалтийских гос-в после 1918 г. вызвало возвращение эстонцев и латышей в Прибалтику. В 1822 г. упоминается лютеран. община в Вел. Устюге, по-видимому прекратившая существование к сер. XIX в. С 1824 г. известен лютеран. приход в Вологде, 27 дек. 1898 г. в губ. центре была освящена лютеран. ц. в честь Вознесения Господня, в к-рой служил пастор, приезжавший из Ярославля. Осенью 1924 г. кирха была закрыта и передана Латышскому клубу, затем различным общественным орг-циям. В кон. 80-х гг. на территории В. о. действовали 2 общины баптистов , по 1 общине адвентистов седьмого дня и методистов , группы пятидесятников . В 1991 г. в В. о. получило регистрацию объединение евангельских христиан . В наст. время на территории В. о. зарегистрированы 16 объединений христиан веры евангельской (пятидесятников), 6 общин евангельских христиан, 3 - евангельских христиан-баптистов, 3 - адвентистов седьмого дня. В Череповце при общине пятидесятников «Добрая весть» работают приют для детей и гимназия. Иудаизм В кон. XIX в. в Вологде действовала синагога, к-рая была закрыта властями в сер. 20-х гг. В наст. время на территории В. о. зарегистрирована община ортодоксальных иудеев, входящих в Федерацию евр. общин России. Ист.: Памятная кн. Вологодской губ. на 1875 и 1876 гг. Вологда, 1875; Памятная кн. Новгородской губ. на 1876 г. Новгород, 1876; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 2001. Ч. 1. Вып. 4: Книжная традиция Кубеноозерья. С. 3-14, 70-75; Население Вологодской обл.: Стат. сб. Вологда, 2004. Лит.: Суворов Н. Вологда в нач. XVIII ст.: Топогр. и стат. очерк//Памятная кн. Вологодской губ. на 1861 г. Вологда, 1862. С. 1-104; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992; Власова И. В. Вологодская земля и ее население: Этнич. история XII-XX вв.//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 47-62; Перевалов В. А. , Безгодов А. А. Старообрядцы в Вологодском у. во 2-й пол. XVII в. (неизв. эпизод из ранней истории старообрядчества)//Старообрядчество: история, культура, современность: Мат-лы. М., 2000; Тяпин И. Н. Старообрядчество в Вологде (XVIII - нач. XX в.)//Вологда: Краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 218-231; Клюкинова Ю. Г. Католич. диаспора в Вологодской губ. сер. XIX - нач. XX в.//Региональные аспекты ист. пути Православия: арх., ист., методология исслед. Вологда, 2001.

http://pravenc.ru/text/155165.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010