Лит.: Land J. P. N. Joannes, Bischof von Ephesos, der erste syrische Kirchenhistoriker. Leiden, 1856; Nau F. Analyse de la seconde partie inédite de l " Histoire ecclésiastique de Jean d " Asie, patriarche jacobite de Constantinople ( 585)//ROC. 1897. Vol. 2. P. 455-493; Duval. Littératures. P. 181-184; Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-ист. труды. СПб., 1908, 2006р; Baumstark. Geschichte. S. 181-182; Tisserand E. Jean d " Asie ou d " Éphèse//DTC. T. 6. Col. 723-753; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 207-215. (CSCO; 127. Subs.; 2); Stiernon D. Jean d " Éphèse//DSAMDH. T. 8. Col. 484-486; Gero S. Montanus and Montanism according to a Medieval Syriac Source//JThSt. 1977. Vol. 28. N 2. P. 520-524; Allen P. A New Date for the Last Recorded Events in John of Ephesus " Historia Ecclesiastica//OLP. 1979. Vol. 10. P. 251-254; Brown P. Society and Holy in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 166-195; Harvey S. A. Physicians and Ascetics in John of Ephesus: An Expedient Alliance//DOP. 1984. Vol. 38. P. 87-93; eadem. Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and The Lives of the Eastern Saints. Berkeley; L., 1990. (Transformation of the Classical Heritage; 18); eadem. Johannes von Ephesus//RAC. 1998. Bd. 18. Sp. 553-564; Trombley F. R. Paganism in the Greek World at the End of Antiquity: The Case of Rural Anatolia and Greece//HarvTR. 1985. Vol. 78. P. 327-352; Whitby M. John of Ephesus and the Pagans: Pagan Survivals in the 6th Century//Paganism in the Later Roman Empire and Byzantium/Ed. M. Salamon. Crakow, 1991. P. 111-131. (Byzantina et Slavica Cracoviensia; 1); Witakowski W. Sources of Pseudo-Dionysius for the Third Part of his «Chronicle»//Orientalia Suecana. Stokholm, 1991. Vol. 40. P. 252-275; Ginkel J. J., van. John of Ephesus on Emperors: The Perception of the Byzantine Empire by a Monophysite//VI Symposium Syriacum, 1992. R., 1994. P. 323-333. (OCA; 247); idem. John of Ephesus: A Monophysite Historian in VIth Century Byzantium: Diss. [Groningen, 1995]; Bruns P. Kirchengeschichte als Hagiographie?: Zur theologischen Konzeption des Johannes von Ephesus//StPatr. 2006. Vol. 42. P. 65-72.

http://pravenc.ru/text/471574.html

2051       Walter Ch. The Byzantine Sanctuary – a Word List//Византинороссика. T. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира: Тр. XVIII Междунар. конгресса византинистов (Москва, 8–15 авг. 1991) и другие материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа /Под ред. К.К. Акентьева. СПб., 1995. С. 95–102. 2053       Frolov A. Les reliquaries de la Vraie Croix. P., 1966 (Archives de l’Orient Chrétien, 8). 2054       Palmieri A. L’Istituto Archeologico Russo a Costantinopoli//Bessarione. 1897–1898. 2. R 51–56; Idem. Gli studi bizantini in Russia. Roma, 1900. O Русском археологическом институте в Константинополе см. ниже, с. 636–640. 2055       Ebersolt J. Constantinople byzantine et les voyageurs du Levant. P., 1919; Van Der Vin J.P.A. Travellers to Greece and Constantinople: Ancient Monuments and Old Traditions in Medieval Travellers’ Tales. Vol. 1–2. Istanbul, 1980. 2056       Salzenberg W. Altchristliche Baudenkmäler von Konstantinopel von 5. bis 12. Jahrhundert. B., 1854. 2058       Ebersolt М., Thiers F. Les églises byzantynes de Constantinople. P., 1913 (Monuments de l’art byzantin, III); repr.: L., 1979. Позже Эберсольт издал еще одну книгу на ту же тему: Ebersolt М. Monuments d’architecture byzantine. P., 1934. 2059       Robertson J. Photographic Views of Constantinople. L., 1853. См. тж.: Kleinbauer W.E. Early Christian and Byzantine architecture: An annoted bibliography and historiography. Boston, 1992. P. 635–670. 2060       Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la première région de Constantinople. P., 1939 (Recherches Françaises en Turquie, 2). 2061       Casson S., Talbot Rice D. Second Report upon the Excavations Carried out in and near the Hippodrome of Constantinople in 1928. L., 1929. 2062       Ebersolt J. Mission archéologique de Constantinople. P., 1921; Idem. Recherches dans les mines du Grand Palais. P., 1921; Idem. Les arts somptuaires de Byzance: Étude sur Tart impérial de Constantinople. P., 1924. 2064       Brett G., Macaulay W.J., Stevenson B.K. The Great Palace of the Byzantine Emperors. First Report. Oxf., 1947; Talbot Rice D. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Second Report. Edinburgh, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игорь 2 сентября 2010, 22:17 Или вот ещё. Важный демографический показатель - уровень младенческой смертности (в возрасте до года) - в 70-е годы стал расти. И наша “народная” коммунистическая партия отреагировала в обычной советской манере: начиная с официального статистического ежегодника за 1973 год и кончая тем, что был посвящен итогам 1979 года, неизменно публиковалась одна и та же фраза: " В СССР в возрасте до 5 лет умирает 3,2 % родившихся " .Позже стало известно, что только смертность в возрасте до года за период с 1973 по 1976 гг. выросла с 26,4 до 31,4 на тысячу новорожденных! Также учтите, что при " кровавом царском режиме " в далеком 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Фи­латова. Детская смертность в Империи была большая, с этим не поспоришь.Но все те же проблемы, которые испытывала Империя никуда не делись и в Союзе.Наивно полагать, что при сохранении монархии к 1970 году в стране люди ходили бы в лаптях, не было бы ни школ, ни больниц.В Англии сохранилась монархия, ответьте, здесь нет детских больниц? Кстати, детская смертность в Российской Империи неуклонно снижалась:в период с 1897 по 1910, если не ошибаюсь, с 27.5 до 24 на 1000. Игорь 2 сентября 2010, 22:17 Далее.При подсчете показателей младенческой смертности в Советском Союзе не существовало правильного применения определений ВОЗ (Всеморной Организации Здравоохранения).А если бы применялось, то по мнению большинства экспертов даже без каких бы то ни было корректировок, показатель детской смертности был бы на 25 процентов выше.Говоря проще, показатели детской смертности занижались в Советском Союзе. Кстати, не только показатели в СССР занижали, но к чести руководителей и завышали.Например:на XVII съезде ВКП(б) Сталин объявил, что население Советского Союза к концу 1933 года достигло 168 млн. Однако опубликованные сегодня архивные материалы указывают цифру 160465,2 тыс. человек на начало 1934 года. То есть одним широким жестом было приписано более 7 млн. “мертвых” душ.Я думаю вы опять скажете, что это заговор демократов.

http://pravoslavie.ru/38950.html

776 От XVII –XIX вв. дошло намного больше разнообразных источников по народ­ным верованиям, чем от более раннего периода. Историография последнего столетия и особенно последнего десятилетия по колдовству, народному христианству и «духовным преступлениям» весьма обширна. См.: Владимиров П. В. Поучения против древнерусского язычества и народных суеверий//Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. Отд. 3. С. 195–250, 316–322; Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. IV; Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII столетия//Материалы по истории медицины в России. СПб., 1906. Т. 3; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 1; Харьков, 1916. Т. 2; Покровский Н. Н. 1) Исповедь алтайского крестьянина//Памятники культуры. Новые открытия. 1978. Л., 1979. С. 49– 57; 2) Документы XVIII в. об отношении Синода к народным календарным обрядам//Советская этнография. 1981. 5. С. 96–108; Горелкина О. Д. К вопросу о магических представлениях в России XVIII в. (на материале следственных процессов по колдовству)//Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987; Горелкина (Журавель) О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996; Живов В. М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории//Philologia slavica: К 70-летию академика Н. И. Толстого. М., 1993. С. 50–59; Чернецов А. В. Двоеверие: мираж или реальность?//Живая старина. 1994. 4. С. 16–19; Панченко А. А. «Народное православие»: к вопросу о предмете и методах исследования//Первые Димитриевские чтения: Материалы науч. конференции (21–24 апреля 1996 г.) [СПб., 1996.] С. 158–169; Пигин А. В. 1) Народная мифология в севернорусских житиях//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 331–334; 2) Из истории русской демонологии XVII в. Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб., 1998; Толстой Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Б. Где находился херсонесский храм св. Петра?//Херсонес Таврический у истоков мировых религий. Материалы науч. конф. – Севастополь, 2001. – С. 3–6; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес – Херсон – Корсунь. – С. 127–132, 198–202. 1890 Кроме того, сохранились сверху павлина изображения голубя и другой птицы без хвоста, а справа внизу остатки орла с распущенными крыльями, обращенного ногами к югу. 1892 Последующие раскопки показали, что в каждой апсиде, кроме западной, было устроено по две двери и, следовательно, постройка первоначально имела 7 дверей (Домбровский О.И., Кутайсов В.А. Отчет о работах Херсонесского отряда Крымской комплексной экспедиции Института археологии АН УССР в 1977 году//Архив Н–ЗХТ. Д. 1980. – Л.32–33). 1893 В ходе доследовании 1977–1979 гг., проведенных О. И. Домбровским и В. А. Кутайсовым, эта часть здания была раскопана. 1895 По уточненным данным – ко второй половине IV – началу V вв. н.э. (см.: Кутайсов В. А. Четырехапсидный храм... – С.157; Кутайсов В., Юронкин В. Бассейн римского времени в юго-западном районе Херсонеса//Византия и Крым. Тезисы докл. международ. конф. – Симферополь, 1997. – С.55). Впрочем, по наблюдениям A.B. Сазанова, керамическией материал, извлеченный во время расчистки печи, укладывается в пределы второй четверти VI – первой половины VII вв. и, значит, она прекратила существование в это время, предшествующее строительству здания (Сазанов А. В. К вопросу о времени сооружения четырехапсидного храма Херсонеса//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С.207). 1896 Латышев В. В. Жития св. епископов Херсонских. – С. 12; Житие святых епископов Херсонских в грузинской минее. – С. 79. 1897 Ср. тексты: Страдания святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними: Пер. с греч. В. В. Латышева//ИАК. – 1907. – Вып. 23. – С. 108–112; Житие святых епископов Херсонских в грузинской минее. – С. 75–88. 1898 К. Э. Гриневич, один из немногих, кто заметил совпадение, но не развил эту прогрессивную идею, принципиально важную для обоснования датировки составления Житий св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Как убивали Россию О факторе, разрушившем рождаемость русского народа, которого для официальных экспертов — как бы нет 16.01.2020 780 Время на чтение 12 минут Десятки, а может и сотни экспертов на ТВ и в интернете обсуждают разрушение рождаемости России. Объясняют и «демографическими ямами», и нападением Гитлера (удивительно, как еще не добрались до Наполеона). Основной метод экспертов — «средняя температура по больнице». Таким образом можно обвинить «ямы» и намерять в «больнице» все, что захочешь — было бы желание. Официально утверждается, что начало проблем демографии России — 1992 год. Но еще во второй половине 1980-х в 18 областях Русской равнины гробов для кладбищ было больше, чем в домах колыбелей. И это не домыслы, а факт статистики. Поэтому думающим читателям предлагаю более конкретно рассмотреть: что же происходит с рождениями — именно, в русском народе? Ведь демографии — это все же изучение развития народа (греческое — демос). Для этого — диаграмма 1. Сначала о потоке русских девочек. Самые надежные данные — это переписи населения. Это те безмолвные свидетели того, что было на самом деле. В таблицах переписях есть надежный массив данных — однолетние группы. Данные однолетних групп по губерниям (областям) есть во всех переписях: 1897, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010. Во всех переписях можно вычислить русскую часть. У каждой однолетней группы каждой переписи есть свой год рождения. В возрастах около 10 лет смертность ничтожная — хоть в Царской России, хоть в Советской России, хоть в Российской Федерации. Выделим в каждой переписи короткий ряд однолетних групп девочек около возраста 10 лет так, чтобы на непрерывной календарной шкале данные смежных однолетних групп перекрывались. Объединим их в длинный календарный ряд. Получим поток растущих девочек по годам рождения. (Следует иметь в виду, что понятие «поток в официальной демографии» не применяется). Конечно, параллельно девочкам движется и поток мальчиков, но его можно не рассматривать. Будущие рождения определяет именно поток девочек. Чтобы устранить флюктуации, пропустим поток девочек через «цифровой фильтр» компьютера1. Продлим поток русскими девочками, рожденными в 2010—2019 годы, вычленив их из данных Росстата. Вот по этим данным и построен непрерывный поток растущих девочек на календарном интервале с 1895 по 2020 год — диаграмма 1.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/istoch...

Camelot C. Th., Hellénisme (et spiritualité patristique), DS 7 (1968) 145–164. Camelot C. Th., Hellénisme et pensée chrétienne, in Catholicisme 5 (1958) 588–592. Chadwick H., Early Christian Thought and Classical Tradition. Studies in Justin, Clement and Origen, Oxford 1966. Crouzel H., Origène et la philosophie, Paris 1962. Daniélou J., Humanisme et spiritualité, DS 7,1 (1969) 947–959. Daniélou J., Message évangéligue et culture hellénistique aux Ile et Ille siècles, in Histoire des doctines chrétiennes avante Nicée, vol. II, Paris-Tournai 1961. Festugière A. J., Uenfant d’Agrigente, Paris 1950. Festugière A. J., L’idéal religieux des Grecs et l’Évangile, Paris 1932. Ivánka E. von, Hellenistisches und Christliches im frühbyzantinischen Geistesleben, Wien 1948. Ivánka E. von, Plato Christianus, Uebernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter, Einsiedeln 1964. Jaeger W., Das frühe Christentum und die griechische Bildung, Berlin 1963. Warkotsch A., Antike Philosophie im Urteil der Kirchenväter, München-Paderborn-Wien 1973. Wolfson H. A., The Philosophie of the Church Fathers, vol. I, Faith, Trinity, Incarnation, Cambridge (Massachusetts) 1956. Византийские авторы Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, München 1959. Byzantine Christian Heritage. Lectures on the Inst. John XXIII , New York Г966. Dölger F. – Schneider A. M., Byzanz, Bern 1952. Hausherr I., Contemplation chez les Orientaux chrétiens, IL Exposé historique. Principaux auteurs, DS 2 (1953) 1787–1801. Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, München 1897. La Filocalia, перевод B. Artioli – F. Lovato, Torino 1982 слл. Meyendorff J., Byzantine Theology, Historical Trends and Doctrinal Thèmes, New York 1974. Solignac A., Nicon de la Montagne-Noire., DS 11 ( 1982), 319–320. Špidlik T., Bizantino, monachesimo, DIP 1 (1973) 1466–1474. Špidlik T., Constantinopoli, DIP 3 (1976) 173–177. Stiernon D., Nicodème Vhagiorite, DS 11 (1982) 234–250. The Philokalia. The Complété Text.., перевод G. E. H. Palmer – Ph. Sherrard – K. Ware, London-Boston 1979 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

137 Сейнтсбери, Джордж (1845–1933) — английский литературовед позитивистского толка; автор историй французской (1882), английской (1898) литератур, истории критики (1900–1904), английской просодии (1906–1910), монографий о Драйдене (1887), В. Скотте (1897), М. Арнольде (1899) и др. 138 Кок, Поль де (1793–1871) — французский писатель, чье имя стало нарицательным для обозначения фривольной, эротической литературы. 139 Уибли, Чарльз (1859–1930) — английский литературный критик, журналист, автор эссе (в книге " Исследование искренности " , 1898, переизд. 1926) о Петронии и сэре Томасе Уркхарте (1611–1660) — приближенном принца Карла (позднее Карл II), известном переводами первых трех книг Рабле (две опубликованы в 1653, третья — в 1693), авторе трудов по математике, лингвистике. Элиот написал эссе " Charles Whibley. A memoir " (1931) и посвятил ему книгу " Назначение поэзии и назначение критики " (1933). 140 Квиллер-Коуч, сэр Артур (1863–1944) — профессор английской литературы (с 1912 г.) в Кембриджском университете. Издатель первой " Оксфордской антологии английской поэзии " (1900), инициатор издания " Нового кембриджского собрания сочинений Шекспира " (1921–1966), автор двухтомника " Искусство сочинения " (1916) и " Искусство чтения " (1920), собрания романов и рассказов в тридцати томах (1928). 141 Кер, Уильям Пэтон (1855–1923) — профессор Оксфордского и Лондонского университетов, автор книг по истории английской, шотландской и скандинавских литератур ( " Эпос и рыцарский роман " , 1897; " Темные века " , 1904; " Английская средневековая литература " , 1912, и др.). 142 Ричардс, Айвор Армстронг (1893–1979) — английский теоретик литературы, поэт, лингвист, психолог, один из основоположников " новой критики " . Главным событием в бытии современного человека считал " нейтрализацию природы " , переход от " магических воззрений " на нее к научным. В работах 1920-х очевидно стремление сделать литературоведение научным, объяснить феномен поэзии в ракурсе ее воздействия на читателя, на основе законов психологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Яковлева (урожд. Приклонская) Ольга Петровна (1879–1966), художник, жена А. И. Яковлева; Янжул Иван Иванович (1846–1914), историк, экономист, статистик, магистр (1874), доктор (1876) финансового права, академик Петербургской АН (1895). Профессор (1876– 1898), заслуженный профессор (1898), секретарь (1878–1879) юридического ф-та М. у.; Яницкий Николай Федорович (1891–1979), историк, доктор географических наук, в 1915–1917 магистрант историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве. Преподаватель Таврического ун-та в Симферополе (1920), сотрудник кооперативной библиотеки. С конца 1920 – в Москве. Директор Государственной центральной книжной палаты (1920–1931), зам. директора ГБЛ (1931–1932), сотрудник Госплана РСФСР (1931), сотрудник Ин-та географии АН СССР (1936–1963); Янушкевич Николай Николаевич (1868–1918), военный деятель, ген. от инфантерии (1914). Начальник Генерального упр-ния Генштаба (март–июль 1914), начальник штаба Верховного главнокомандующего (июль 1914 – август 1915), с августа 1915 помощник наместника на Кавказе по военной части, с сентября 1916, одновременно, начальник снабжения Кавказской армии. После Февральской революции в отставке, в 1918 арестован в Могилеве и направлен в Петропавловскую крепость, по дороге убит конвоирами; Янчук Николай Андреевич (1859–1921), этнограф, филолог. Один из организаторов и председатель музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе ОЛЕАЭ, секретарь этого об-ва (1889–1903). Основатель и хранитель (с 1897) Дашковского этнографического музея (до 1924 в составе Румянцевского музея), профессор историко-филологического ф-та М.у. (с 1919). Один из организаторов (1918) Белорусского научно-культурного об-ва и Белорусского народного ун-та в Москве, профессор Белорусского государственного ун-та в Минске (1921); Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), великий князь киевский (1016– 1018, 1019–1054); Ясинский Антон Никитич (1864–1933), историк-медиевист, специалист по средневековой Чехии, магистр (1895), доктор (1901) всеобщей истории, член Чешской АН (1907), член-корр. Королевского чешского об-ва наук, академик АН БССР (1929). Профессор Юрьевского ун-та (1896–1911), директор Педагогического ин-та им. П. Г. Шелапутина в Москве (1911–1919). Приват-доцент (1912–1918), профессор (1918–1919) историко-филологического ф-та М.у., профессор Московского археологического ин-та (1920–1922), Белорусского государственного ун-та (1922–1928);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

- День Победы. Поминовение усопших воинов День Победы Великая Отечественная война Война Война, не дающая покоя Дети и внуки войны Дни поминовения усопших. Инфографика Как поминать усопших? Отпевание, поминовение усопших Поминовение усопших Вопросы священнику о поминовении усопших Имена: - 325 лет назад родился граф Иван Иванович Лесток (Иоганн Герман де Лесток или Жан Арман де Лесток; 09.05.1692 - 23.06.1767) - врач-хирург, первый в России придворный лейб-медик, действительный тайный советник (1741), главный директор Медицинской канцелярии. Доверенное лицо Елизаветы Петровны, организатор дворцового переворота 25 ноября 1741 года, стал одним из самых близких к ней лиц и пользовался большим влиянием при дворе. Агент французского дипломатического влияния, за что с 1745 года в опале, в 1748 арестован, сослан, освобождён в 1762 году Петром III. - 125 лет назад родился Николай Петрович Ходатаев (09.05.1892 – 27.12.1979) - советский художник-мультипликатор, живописец, скульптор. В 1924 году вместе с Ю.А. Меркуловым и З.П. Комиссаренко организовал первую в СССР мультипликационную мастерскую, «Энциклопедия отечественной мультипликации» относит его к зачинателям советской анимации. Н.П. Ходатаев снял один из первых советских мультфильмов «Межпланетная революция». После 1935 года ушел из кино и посвятил себя живописи и скульптуре. - 110 лет назад родился Мухаммеджан Касымов (09.05.1907 – 05.07.1971) - советский таджикский актёр театра и кино, театральный режиссёр. С 1931 года служил в Таджикском театре драмы им. А. Лахути. Заслуженный артист Таджикской ССР (1939), народный артист СССР (1941). - 85 лет назад родился Игорь Вадимович Ледогоров (09.05.1932 - 10.02.2005) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1989). - 65 лет назад скончался Михаил Михайлович Морозов (18.02.1897 - 09.05.1952) - известный русский советский литературовед, театровед и театральный критик, педагог, переводчик. Всю жизнь посвятил изучению творчества Шекспира, один из основателей советского научного шекспироведения. Подготовил издание «Гамлета» на английском языке, кроме подробного комментария, М.М. Морозов включил в книгу также специально созданный для неё словарь. М.М. Морозов - это мальчик Мика на картине В.А. Серова.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-8-14...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010