«И Слово стало плотью и обитало с нами» — Евангелие от Иоанна, I, 14. 255 Фабр-Люс Альфред (р. 1899) — французский коллаборационист, автор «Дневников Франции» (март 1939 — июль 1940), где прославлял победы гитлеровской армии. Кентон Рене (1867—1925) — французский физиолог, автор сочинения «Морская вода — органическая среда» (1904).     У ФРАНЦУЗСКОЙ НАЦИИ ЕСТЬ ДУША   Впервые опубликовано 20 сентября 1944 г. в первом после освобождения Франции номере еженедельника «Летр франсез». На русском языке печатается впервые.   256 Издательство «Минюи» — подпольное издательство, одним из создателей которого был критик и писатель Пьер де Лескюр (1891— 1963); было организовано в 1942 г. Морган Клод ( наст. фам. Леконт, р. 1898) — французский журналист и писатель, активный участник движения Сопротивления. 20 номеров «Летр Франсез» появились в 1942—1944 гг. в период оккупации Франции. Анрио Филипп (1889—1944) — государственный секретарь Виши по пропаганде. Был казнен бойцами французского Сопротивления 28 июня 1944 г. Дриё ла Рошель Пьер (1893—1945) — французский писатель и поэт, возглавлявший в годы гитлеровской оккупации журнал «Нувель ревю Франсез»; примкнул к коллаборационистам. Покончил с собой 15 марта 1945 г. Прудон Пьер Жозеф (1809—1865) — французский мелкобуржуазный экономист и социолог. ...в сентябре 1939 года она... поднялась на защиту Польши... — с 1 по 17 сентября 1939 г. гитлеровская Германия оккупировала Польшу; 3 сентября Франция и Англия объявили войну Германии, но практической помощи своему польскому союзнику они не оказали. Дарнан Жозеф (1897—1945) — французский политический деятель, возглавлявший в 1942—1944 гг. петеновскую полицию; с февраля 1944 г. был секретарем министерства внутренних дел Виши. Расстрелян в 1945 г. Дорио Жак (1898—1945) — ренегат ФКП (с 1934 г.), убежденный сторонник фашизма (с конца 1936 г.), коллаборационист. Обстрелянный самолетом союзников, погиб в своем автомобиле на одной из немецких дорог. 260 Фай Бернар (1893—1979) — французский критик, литературовед, автор книги «Панорама современной французской литературы» (1926).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Лит.: Gelzer H. Kosmas, der Indienfahrer//Jb. für protestantischen Philologie. Lpz., 1883. Bd. 9. S. 105-141; Krumbacher. Geschichte. 1897. S. 412-414; Редин Е. К. Портрет Козьмы Индикоплова в рус. лицевых списках его сочинения//ВВ. 1905. Т. 12. С. 112-131; он же. «Христианская топография» Косьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Stornajolo C. Le miniature della Topografia Cristiana di Cosma Indicopleuste. Mil., 1908; В. Козма Индикоплов по српскому рукопису г. 1649-е//ССКА. 1922. 44/2. С. 1-39; Пигулевская Н. B. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 129-156; Wolska W. La Topographie Chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VI siècle. P., 1962; Leroy J. Notes codicologiques sur le Vat. gr. 699//Cah. Arch. 1974. Т. 23. P. 73-79; Brubaker L. The Relationship of Text and Image in the Byzantine Mss. of Cosmas Indicopleustes//BZ. 1977. Bd. 70. S. 42-57; eadem. Vision and Meaning in IXth-Cent. Byzantium: Image and Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Camb., 1999; eadem. The Christian Topography (Vat. gr. 699) Revisited: Image, Text, and Conflict in Ixth - Cent. Byzantium//Byzantine Style, Religion and Civilization/Ed. E. Jeffreys. Camb., 2006. P. 3-24; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 520-522, 528-530; Jacobs A. Kosmas Indicopleustes: Die Christliche Topographie in slavischer Übersetzung//Bsl. 1979. T. 40. N 2. P. 183-198; Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография»//Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 467-477; Гукова С. Н. Карта мира Козьмы Индикоплова//ВИД. 1986. Т. 17. С. 308-321; Пиотровская Е. К. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 465-467; она же. К изучению древнерус. версии «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова//ВВ. 1990. Т. 51. С. 106-111; она же. «Христианская Топография» Козьмы Индикоплова в древнерус. письменной традиции: На мат-ле дошедших док-тов. СПб., 2004; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. 1: IX-XII Cent. P. 52-65; Bernab ò M. Il Fisiologo di Smirne: Le miniature del perduto codice B.8 della Biblioteca della Scuola Evangelica di Smirne. Firenze, 1998; Elweski ö ld B. John Philoponus against Cosmas Indicopleustes: A Christian Controversy on the Structure of the World in VIth Cent. Alexandria. Lund, 2005; Lowden J. Illustrated Octateuch Manuscripts: A Byzantine Phenomenon//The Old Testament in Byzantium/Ed. P. Magdalino, R. Nelson. Wash., 2010. P. 107-152; The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes (Firenze, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut. 9.28): The Map of the Universe Redrawn in the VIth Cent./Ed. C. Anderson. R., 2013.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

Сейчас рукопись иеромонаха Германа готовится к изданию. Предполагается, что каждая справка дополнится примечаниями, в которых будет прослежена дальнейшая судьба этих служб. Таким образом будет отчасти решена задача составления источниковедческого справочника по поздней русской гимнографии. Диссертация иеромонаха Германа была обнаружена совсем недавно и в исследовательской литературе на нее нет ссылок. Укажем на три независимые от работы Германа попытки решить ту же самую задачу. Наиболее ранний из известных нам опытов принадлежит Борису Ивановичу Сове (1899–1962). В его архиве сохранилась объемная пачка выписок, имеющих заглавие «История гимнографии в Русской Церкви» 49 . К сожалению, это не законченный труд, а библиографические ссылки и заметки, касающиеся служб, составленных на Руси с древнейших вемен до середины XX века. Поскольку эти материалы собирались в Париже и Хельсинки, ни о каком обращении к архивам речь здесь не идет. Это выписки исключительно из печатных источников: монографий, дневников, мемуаров, периодики. Собранные Б. И. Сове материалы интересны, но задачи, которые автор ставил перед собой, они не решают. Единственная увидевшая свет сводная работа по русской гимнографии также была написана в эмиграции. Речь идет об известной книге Феодосия Георгиевича Спасского (1897–1979) «Русское литургическое творчество» (первое издание появилось в Париже в 1951 г, второе – в Москве в 2008 г.). В этой книге содержится огромное количество интереснейших наблюдений, касающихся влияния служб друг на друга, источников заимствований и т.д. Однако Синодальный архив был недоступен и Ф. Г. Спасскому, а на основании только печатных источников составить полноценную историю русского литургического творчества невозможно. Поэтому исторические сведения, приводящиеся в этой книги, оказываются достаточно скудными.             В 1967 году была закончена книга прот. Ростислава Лозинского «Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания» 50 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Ист.: The Visit of His Holiness Pope Paul VI to the Philippines and the Asian Bishops meeting. Manilla, 1971; Documents on the Liturgy, 1963-1979: Conciliar, Papal, and Curial Texts. Collegeville, 1982; Colombo G., card. Ricordando G. B. Montini, Arcivescovo e Papa. Brescia; R., 1989. Библиогр.: Paulus P. P. VI, 1963-1978: Elenchus bibliographicus/Ed. P. Arató, N. Vian. Brescia; R., 1981. Лит.: Lazzarini G. A. Profilo di Montini: Paolo VI. R., 1963; Santamaria A. Un papa riformista e conservatore. R., 19672; Anni e opere di Paolo VI/Ed. N. Vian. R., 1978; Lesourd P., Benjamin J.-M. Paul VI, 1897-1978. P., 1978; Григулевич И. Р. Папство: Век ХХ. М., 1981. С. 352-412; Le rôle de G. B. Montini - Paul VI dans la réforme liturgique: Journée d " études, Louvain-la-Neuve, 17 oct. 1984. R, 1987; Dorn L. A. Paul VI: Der einsame Reformer. Graz, 1989; Cremona C. Paolo VI. Mil., 19912; Hebblethwaite P. Pope Paul VI: The first modern Pope. L., 1993; Religious Liberty: Paul VI and Dignitatis Humanae. Brescia; R., 1995; Acerbi A. Paolo VI: Il Papa che baciò la terra. Mil., 1997; Vian G. M. Paolo VI//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 657-674; Macchi P. Paolo VI nella sua parola. Brescia, 2001; Marangoni R. La Chiesa, mistero di comunione: Il contributo di Paolo VI nell " elaborazione dell " ecclesiologia di comunione, 1963-1978. R., 2001; Tornielli A. Paolo VI: Il timoniere del Concilio. Casale Monferrato, 2003; Athanasios (Papas), Metr. Rome and Constantinople: Pope Paul VI and Metropolitan Meliton of Chalcedon. Rollinford, 2006; Chiron Y. Paul VI: Le Pape écartelé. Versailles, 2008; Tornielli A. Paolo VI: L " audacia di un Papa. Mil., 2009; Villa L. Paul VI beatified? Oconomowoc (Wisconsin), 2009; Ernesti J. Paul VI.: Der vergessene Papst. Freiburg i. Br., 2012; Laubier P., de. La civilisation de l " amour selon Paul VI. P., 2013; Paolo VI: Una biografia/Ed. X. Toscani. Brescia; R., 2014; Chenaux Ph. Paul VI: Le souverain éclairé. P., 2015; Montini: Arcivescovo di Milano/Ed. L. Bressan, A. Maffeis. Brescia; R., 2016; Bunson M. Saint Pope Paul VI: Celebrating the 262nd Pope of the Roman Catholic Church. Irondale (Alabama), 2018; Collins M. Paul VI: Pilgrim Pope. Collegeville (Minnesota), 2018.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Лебедев А. П.  История Византии (842 –1453). Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. СПб., 2003. Лурье В. М.  Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. (Богословская и церковно-историческая библиотека). Мансветов И . Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. Успенский Н. Д.  Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк)//Богословские труды 15 (1976). С. 146–184. Успенский Н. Д.  Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви//Богословские труды 18 (1978). С. 5–117; 19 (1979). С. 3–69. Феодосий (Олтаржевский), иеромон . Палестинское монашество//ППС. Вып. 44 (XV/2). СПб., 1896. Читти Д . Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007. Anonim . Les saints Kozebites//Echos de lOrient 1 (1897). Beck H. G.  Kirche und Theologische Literatur im byzantische Reich. Abt. 12. München, 1959. (Handbuch der Altertümswissenschaft). Binns J.  Ascetics and ambassadors of Christ. The Monasteries of Palestine 314–631. Oxford, 1994. (Oxford Early Christian Studies). Cabrol F., Leclerq H., Marrou H.  Dictionnaire d " archeologie chretiennes et de la Liturgie. Paris, 1907–1953. Canart P.  Trois groupes de recits edifiants byzantins//Byzantion 36 (1966). P. 5–21. Chitty D. J.  The Desert a City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian monasticism under the Christian Empire. Oxford, 1966. Couret A.  La Palestine sous les empereurs grecs. Grenoble, 1869. (These presentee ä la Faculte ä des lettres de Paris). Diekamp F.  Die Origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das fünfte allgemeine Concil. Münster im W., 1899. Flusin В.  Miracle et histoire dans l " oeuvres de Cyrille de Scythopolis. Paris, 1983. Guillaumont A.  Les Kephalaia Gnostica d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " origenisme chez les grecs et chez les Syriens. Paris, 1962. Halkin Fr.  Analecta Bollandiana. Inventaire hagiographique des tomes 1 ä 100,1882–1892. Bruxelles, 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 M. И. Глинка. Летопись жизни и творчества/Сост. А. Ор­лова, под ред. Б. В. Асафьева. М., 1952. С. 497; Записки Марфы Степановны Сабининой//РА. 1901. 8. С. 582. 31 Записки Марфы Степановны Сабининой//РА. 1901. 10. С. 247.Это была, вероятно, первая русская библиотека, проданная в Америку, хотя и не последняя. См., например: Демкова Н. С. Древнерусские рукописи и старопечатные книги в некоторых собраниях США//ТОДРЛ. Т. 34. Куликовская битва и подъем нацио­нального самосознания. Л., 1979. С. 399. 32 Nikon episkop Rutzitschitsch. Die russisch-orthodoxen Heiligtumer in den Stadten Weimar und Wiesbaden. Jena, 1897. S. 8. 33 Протоиерей А. Мальцев. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей. Пг., 1903; Там же. Православные церкви и русские учреждения за границею. С. 60–61; Игумен Макарий. 120-летие русского православного храма в Веймаре//ЖМП. 1983.4. С. 16. 34 Его изображение см. Протоиерей А. Мальцев. Православные церкви и русские учреждения за границею. С. 371. 35 Протоиерей Степан Карпович Сабинин. С.111. Некролог о нем был напечатан, кроме журнала “Странник”, также в “Русской беседе” (1863. 24. С. 250–258). 36 “Знаменитые славянские ученые — Колор, Чанка, Шафарик состояли с ним в переписке и часто обращались к нему за разъяснениями своих недоумений о славянских древностях”. — Пол­ный православный богословский энциклопедический словарь/Изд. П. П. Сойкина. Т. 2. Стб. 1977 (репринт: М., 1992). 41 Архимандрит Киприан. Дореволюционное русское духовенство заграницей. Экуменизм до экуменического движения//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1957. Вып. II. С. 113. 46 Б-в Н. Сабинин Стефан Карпович//Русский био­графический словарь. Сабанеев — Смыслов. СПб., 1903. С. 9. 47 Dr. Goltz H. Viele Jahre war er Weimar treu. Der Erzpriester Stephan Sabinin. Ein Beitrag zur kulturellen und kirchlichen Okumene//Thuringer Tageblatt. 113. 14. Mai. 1983. S. 3; Stimme der Orthodoxie. 1983. 5. S. 5–6. Makari Abt (Weretennikow). Priester und Seelsorger. Vor 120 Jahren starb in Weimar Erzpiester Stefan Sabinin//Stimme der Orthodoxie. 5. S. 5–6.

http://pravmir.ru/protoierey-stefan-sabi...

Следующий этап, начавшийся с разграбления Багдада в 1258 г. и казни последнего халифа династии Аббасидов Аль – Мустасима, и закончившийся в середине XIX века, был характерен появлением таклида – т.е. слепого следования одному из четырех мазхабов. Закончив свое существование, династия Аббасидов уступила место королевским министрам (визирям), в результате чего империя фактически распалась на мелкие государства. Новые правители были больше заинтересованы в борьбе за власть, чем за восстановление правового мира и единства. Каждое такое государство по своему желанию избирало, какому мазхабу следовать. Соответственно правители и судьи (кадии) были избираемы из приверженцев государственного (своего) мазхаба. А в виду того, что правовые школы к тому времени окончательно оформились, были проработаны и письменно зафиксированы все мельчайшие детали, то образовалась тенденция к гиперзависимости и слепому следованию (таклид) одному из четырех мазхабов. Это совершенно отодвинуло на задний план принцип иджтихад, т.е. живой и гибкий подход рационального разрешения проблем. Несмотря на это, время от времени появлялись ученые, которые пытались воскресить иджтихад, противопоставляя, таким образом, себя всеобщей косности и застою. Первым из них был Ахмад ибн Таймийя (1263 – 1328 гг). Это был видный деятель своего времени, изучивший не только источники исламского права: он был знаком также с христианством и иудаизмом. Изучив религиозные книги христиан и иудеев, а также секты внутри них, он составил критические труды о них. Еще одним представителем этого течения был Ахмад ибн Абдур – Рахим, известный как Шах Уали Алла Дихлауи (1703 – 1762 гг.). Также знаток исламских наук, он возобновил изучение хадисов и учил, что каждый свободен в выборе позиции и не обязан быть связанным тем или иным мазхабом. Другим реформатором того времени был Мухаммад ибн Али Аш – Шаукани (1757 – 1835 гг.). Он считался знатоком в области хадисов и называл таклид – харамом (т.е. строго запрещенным). Из современных противников таклида, призывавших к объединению мазхабов, наиболее известны: Джамаль Ад – Дин Аль – Афгани (1839 – 1897 гг.), Мухаммад Абду (1849 – 1905 гг.), Хассан Аль – Банна (ум. в 1949г.), Сайид Абдуль – А " аля Маудуди (1903 – 1979 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

44-46; Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском мон-ре. М., 1889. С. 91, 149-150; Головщиков К. Д. Архиереи из питомцев Ярославской ДС//Ярославские ЕВ. 1893. 15. Стб. 234-235 (отд. отт.: Ярославль, 1893); он же. Кадьякский еп. Иоасаф Болотов: К 100-летию его миссионерской деятельности (1761-1799). Тверь, 1894; Львов А. Н. Краткие ист. сведения об учреждении в Сев. Америке правосл. миссии, об основании Кадьякской епархии и о деятельности там первых миссионеров. СПб., 1894. С. 1-26; Очерк из истории Американской правосл. духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. V, XI, 41-43, 73-74, 81, 95-96, 103; Никольский А. Иоасаф (Болотов)//РБС. Т. 8. С. 287-288; Шаламов Т., свящ. Краткое церк.-ист. описание Кадьякского прихода//Амер. правосл. вестн. N. Y., 1896/1897. 8. С. 265; 1898. 9. С. 292, 10. С. 321; Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 19033; Учреждение викариатства в Америке//ПрибЦВвед. 1903. 49. С. 1946; Окунь С. Б. Российско-амер. компания. М.; Л., 1939; Болховитинов Н. Н. Становление рус.-американских отношений, 1775-1815. М., 1966. С. 302, 316; он же. Россия открывает Америку, 1732-1799. М., 1991. С. 186-187, 192, 211; он же. У истоков Православия в Сев. Америке//Амер. ежегодник, 1993. М., 1994. С. 127; Black L. T. The Konyag//Arctic Anthropology. Madison, 1977. Vol. 14. N 2. P. 79-108; Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1917). Kodiak, 1977; Рус. Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова/Сост., коммент.: Р. Г. Ляпунова, С. Г. Федорова. Л., 1979. С. 243-246; Петров В. Русские в истории Америки. Вашингтон, 1988; Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев. 1994. С. 21-22; Широков С., свящ. Валаамский мон-рь и американская правосл. миссия: История и духовные связи. М., 1996; История Рус. Америки (1732-1867). М., 1997. Т. 1: Основание Рус. Америки (1732-1799).

http://pravenc.ru/text/578080.html

Джон Р. Коленбергер, NIV Подстрочный еврейскоанглийский Ветхий Завет (John R. Kohlenberger III (ed.) NIV Interlinear Hebrew-English Old Testament, Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979). Revised Version (1885): После того, как семьдесят лет завершатся для Вавилона – After seventy years be accomplished for Babylon. Rotherham " s The Emphasized Bible (3-е издание, 1897): что как только исполнится Вавилону семьдесят лет – That as soon as there are fulfilled to Babylon seventy years. American Standard Version, (1901): После того как семьдесят лет завершатся для Вавилона – After seventy years are accomplished for Babylon. New American Standard Version, (1973): Когда семьдесят лет завершатся для Вавилона – When seventy years have been completed for Babylon. Revised Standard Version и New International Version, (1978): Когда семьдесят лет завершатся для Вавилона – When seventy years are completed for Babylon. The New Jerusalem Bible, (1985): Когда семьдесят лет, отпущенные Вавилону, пройдут – When the seventy years granted to Babylon are over. [Перевод Архимандрита Макария (ПАМ) (любимый всеми Свидетелями Иеговы, перепечатан Обществом Сторожевой Башни в 1996 из журнала Православное Обозрение за 1860–1867 гг..): когда исполнится Вавилону семьдесят лет]. [Российское Библейское Общество, перевод с древнееврейского: Когда минуют семьдесят лет, отпущенные Вавилону] Другие переводы выражают ту же самую мысль, только другими словами: Smith-Goodspeed " s The Complete Bible, (1931): Как только Вавилон завершит семьдесят лет – As soon as Babylon has finished seventy years. Byington " s The Bible In Living English, (1972): Как только Вавилон возымеет полные семьдесят лет – As soon as Babylon has had a full seventy years. The Anchor Bible, (John Bright: Jeremiah, 2nd ed., 1986): только тогда, когда семьдесят лет Вавилона будут завершены – Only when Babylon " s seventy years have been completed. Tanakh. The Holy Scriptures (The Jewish Publication Society, 1988): Когда семьдесят лет Вавилона пройдут – When Babylon " s seventy years are over.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Лит.: Kalu niacki E. Beiträge zur älteren Geheimschrift der Slaven//SAWW. 1883. Bd. 102. S. 287-308; Яцимирский А. И. Опись старинных слав. рукописей собр. П. И. Щукина. М., 1897. Вып. 2. С. 44-47; он же. Кирилловские нотные рукописи с глаголическими тайнописными записями//Тр. Слав. комиссии МАО. М., 1901. С. 14, 149-163; Сперанский М. Н. Тайнопись в югослав. и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 6-8, 32, 51; Pava R. Cartea de соптесе a lui Evstatie de la Putna//Studii si materiale de istoria medie. Bucur., 1962. Vol. 5. P. 335-347; Ciobanu G., Ghenea С. Un creator de muzica la oncepumul secolului al XVI-lea//Muzica. Bucur., 1964. N 14. P. 5-6; N sturel P. S. Aperçu critique des rapports de la Valachie et du Mont Athos des origines au début du XVIe siècle//RESEE. 1964. Vol. 2. N 1/2. P. 93-126; Ghenea C. Creaii muzicale în veacurile trecute//Muzica. 1964. N 15(5/6). P. 62-66; idem. Din trecutul culturii muzicale româneti. Bucur., 1965. P. 91, 125; Ciobanu G. coala muzical de la Putna//Muzica. P., 1966. T. 16. P. 14-20; idem. Les manuscrits de Putna et certains aspects de la civilisation médiévale roumaine//Revue roumaine d " histoire de l " art: Ser. théâtre, musique, cinema. 1976. T. 13. P. 65-77; idem, ed. Antologionullui Eustatie Protopsaltul Putnei. Bucur., 1983. (Izvoare; 5); Pan iru G. Scoala muzicala de la Putna//Studii de muzicologie. Bucur., 1970. Vol. 6. P. 31-67; Stefanovi D. Two Bilingual Music Manuscripts from the 15th and 16th Centuries//Acts of the 14th Congr. of Byzantine Studies. Bucharest, 1971. P. 575-578; Pennington A. E. Evstatie " s Song Book of 1511: Some Observations//RESEE. 1971. Vol. 9. N 3. P. 566-583; eadem. The Composition of Evstatie " s Song Book//OSP. N. S. 1973. Vol. 6. P. 92-112; eadem. A Polychronion in Honour of John Alexander of Moldavia//SEER. 1972. Vol. 50. P. 90-99; eadem. Seven Akolouthiai from Putna//Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1979. Vol. 4. P. 112-133; eadem. Music in Medieval Moldavia, 16th Cent. Bucharest, 1985.

http://pravenc.ru/text/187455.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010