Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) В этой книге собраны письма, в которых отразилась жизнь людей, связанных общностью жизненного креста и светлой радости. Много писем не сохранилось, так как условия жизни были сложными. Для частичного восполнения писем в книгу добавлены воспоминания. Здесь читатель, может быть, найдет что-нибудь лестное для писавшего и осудит меня, обвинив в нескромности, и он будет прав. Но, может быть, читатель поверит мне, что я себя не вижу в этой книге. Смотрю на нее как бы со стороны и вижу в ней свидетельство о жизни людей, в которой жизнь каждого в отдельности, в том числе, конечно, и моя, не имеет ценности, и в то же время жизнь каждого в общности жизни всех, как думается, неповторима и многоценна. Если читатель будет помнить об этом, то, может быть, эта книга побудит его кое о чем задуматься. Архимандрит Сергий Москва, 1971 Лица, письма которых вошли в книгу Епископ Марийский Леонид (Антощенко) (1872–1937). Епископ Могилевский Никон. Иеромонах Варнава (Гоголев), старец из скита “Параклит” близ Троице-Сергиевой Лавры (?-1933). Архимандрит Сергий (Василий Петрович Савельев) (1899–1977) Лидия Николаевна Савельева, жена В. П. Савельева, в монашестве Серафима (1900–1991). Екатерина (Катюня) Савельева, дочь В. П. и Л. Н. Савельевых (род. в 1927). Евдокия Петровна Савельева (Душенька), сестра В. П. Савельева, в монашестве Евфросиния (1902–1979). Петр Никитич Савельев, отец В. П. и Е. П. Савельевых (?-1928). Аграфена (Грушенька) Пониматкина, няня Катюни, в монашестве Вера (1896–1969). Ирина Сорокина, в монашестве Надежда (1904–1988). Наташа Сорокина, сестра Ирины (1905–1987). Анна Васильевна Сорокина, мать Ирины и Наташи (?-1931). Виктор Галкин, брат Л. Н. Савельевой (1928–1981). Олег Богоявленский, в монашестве Федор (1904-?). Ольга (Олюня) Богоявленская, сестра Олега (1906-?). Юрий Александров (1906–1943). Вера Георгиевна Александрова, мать Юрия, в монашестве Вера. Всеволод Иванович Шманкевич (1892-?). Сергей Петрович Преображенский, в монашестве Никон, игумен Троице-Сергиевой Лавры (1897-?). Глава 1. Кое-что из верховья жизни

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Трапезная церковь Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря Рядом с храмом Иоанна Предтечи, к югу от него, на самом краю холма стоит трапезная церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого. Построена она в 1560 году, вскоре после окончательного обособления Малого монастыря, по преданию, самим Иваном Грозным. Композиция и формы ее довольно типичны для подобного рода построек XVI века. Обе части здания - широкий объем трапезной и более высокий и узкий куб храма с пониженным прямоугольным алтарем - поставлены на подклет, который с северной стороны выглядит как подвал, ибо полностью «ушел» в землю. К квадратному залу со столбом в центре, расположенному во всю ширину корпуса, с запада примыкает келарская палата. Уникальна лишь верхняя часть храма, образовавшаяся в результате надстройки в том же XVI веке яруса звона. С каждой стороны (кроме западной) вверху была устроена широкая открытая арка, где прежде висели колокола. Над кокошниками кровли возвышались традиционные для Кириллова две главы: большая - в центре и малая - над приделом. Превращение трапезной церкви в звонницу - прием довольно редкий и, очевидно, заимствован из аналогичных сооружений Ферапонтова и Спасо-Каменного монастырей. В настоящее время лишь отдельные сохранившиеся фрагменты позволяют представить прежний оригинальный верх храма, значительно измененный в XVIII—XIX веках. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой была построена на территории Ивановского Малого или Горнего монастыря, входившего в состав Кирилло-Белозерского монастырского ансамбля. Ивановский монастырь по отношению к Успенскому изначально занимал подчиненное положение и лишь во втор. пол. XVI века приобретает некоторую самостоятельность. Ряд исследователей считает, что церковь возведена на вклад Ивана Грозного и его сыновей. Впервые она упоминается в монастырской описи 1601 года, где сказано, что " ... в том же горнем монастыре церковь каменна о двух верхах во имя преподобного Сергия Радонежского теплая с трапезою " .

http://sobory.ru/article/?object=05134

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Часовня Кирилла Белозерского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рядом с церковью Иоанна Предтечи, на склоне пологого холма стоит небольшая часовня, которую, по преданию, «срубил» Кирилл. Она, действительно, относится к древнейшему времени. Это — небольшой примитивно сложенный сруб, ничем не отличающийся от простейших деревянных построек Севера. Внутри часовни стоит сильно изъеденный крест. Верующие считали, что он исцеляет от зубной боли. По соседству, под каменной сенью, хранится еще один деревянный крест, поставленный на месте выкопанных Кириллом и Ферапонтом келий при основании обители. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Часовня и крест преподобного Кирилла – это первоначалие монастыря. Согласно Житию преподобного Кирилла, составленному Пахомием Сербом (Логофетом) со слов «самовидцев», основатель, придя на холм на берегу Сиверского озера, первым делом «водрузил крест» на месте, указанном Пречистой Богородицей. Часовня и крест находятся на северном склоне холма, который был указан Пресвятой Богородицей в Божественном видении. В пещере преподобных Кирилла и Ферапонта, отмеченной сенью с конца XVII в., утвержден крест, по преданию, срубленный самим преподобным Кириллом. Сень поставлена на резных деревянных столбах, хорошо сохранилась с некоторыми переделками до нашего времени. Древняя деревянная часовня, впервые срубленная преподобным Кириллом. «Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года» сообщает: «На монастыре же у Святых ворот чясовня древяна невелика, где чюдотворец Кирилл водрузил крест». Внутри часовни крест, который при архимандрите Варлааме был помещен в деревянный футляр и защищен от «истребления» верующими. Каменные сени над крестом и над часовней возвели в начале XIX в. Часовня и крест находятся на территории действующего Иоанно–Предтеченского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05137

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

Москва. Церковь Софии мученицы и Татианы при Софийской детской больнице. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1840-х гг. владение графа А.Ф. Ростопчина с большим домом внутри и огромным парком перешло к генерал-губернатору Москвы князю А.Г. Щербатову. Сын его, князь А.А. Щербатов, был в 1863-1869 гг. первым московским городским головой в Городской думе. Жена его, княгиня Софья Степановна (урождённая Апраксина), была председательницей основанного ею «Дамского комитета помощи бедным». Этот комитет положил начало позднейшим московским городским попечительствам о бедных. Во второй половине XIX в. В доме князей Щербатовых разместилась Софийская детская больница (ныне Детская городская клиническая больница 13 им. Н.Ф. Филатова). Прежде больница помещалась на Малой Бронной, сюда переехала в 1800-х гг. и стала называться по имени С. Щербатовой «Софийской». Наименование храм получил по небесному ангелу княгини Софии Щербатовой, пожертвовавшей больнице своё владение, и по церкви того дома на Бронной, откуда больница была переведена. Храм освящён 12 ноября 1897 г. После 1917 г. храм Софийской больницы был закрыт. В 1979 г. в здании бывшей церкви находилось патолого-анатомическое отделение детской больницы (морг), позже внутри расположились буфет, библиотека, аптека и местком той же детской больницы. В 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было учреждено Патриаршее подворье при больничной церкви святых мучениц Софии и Татианы Филатовской детской больницы. В наши дни храм восстанавливается. http://filatovskaya.ru/khram Софии и Татианы, мучениц, при детской больнице 13 имени Н.Ф. Филатова церковь (Садово-Кудринская улица, дом 15). Домовый храм святых мучениц Софии и Татианы был освящен во имя небесных ангелов-хранителей известных благотворительниц княгинь Софии Степановны Щербатовой и Татьяны Васильевны Голицыной. Церковь первоначально освятили только во имя Татианы. Она сначала располагалась в здании больницы на Малой Бронной улице, откуда позже ее перевели на нынешнее место.

http://sobory.ru/article/?object=25356

ШЕЙНО (Шеино, Сергиевское, Троицкое, Старое Село) - русское село, центр сельсовета, в 8 км к северо-западу от пгт Пачелма на правом берегу р. Буртас. На 01.01.2004 – 339 хозяйств, 701 житель. Основано боярином Алексеем Семеновичем Шеиным между 1690 и 1695 годами «в урочищах за Керенским городом и за Ломовским и Керенским уездами» на речке Толковке. В 1695 году Шеину выдали грамоту на постройку церкви во имя преподобного Сергия Радонежского «во вновь построенном его, Шеина, имении Верхнеломовского уезда» (Петерсон, приложение, с. 3). Крестьяне переведены из Мещеры. Село входило в состав Верхнеломовского, затем Керенского уездов. В 1782 году помещик Алексей Федорович Турчанинов переселил крестьян на нынешнее место, построил новую церковь во имя Сергия Радонежского. Отсюда церковное название Сергиевское. Ему, а также помещику Якову Андреевичу Злотникову, кроме Шейно, принадлежала также соседняя деревня Козловка на речке Зимнице, к югу от села; имелся в Шейно господский дом. Всего в Шейно и Козловке показано за этими двумя помещиками 394 двора, 3367 крестьян обоего пола, 11826 десятин все угодий. В 19 веке при селе была помещичья усадьба с богатой экономией. В 1877 имелись 5 мельниц, поташный завод, машина для разработки соли. В усадьбе большая библиотека из книг на французском, немецком, английском языках, приобретенных в Москве на 200 тыс. рублей помещиком А.И. Ранцовым. Библиотека перешла по наследству к Н.Х. Логвинову, ее дальнейшая судьба неизвестна. 2 церкви: во имя Сергия Радонежского (1840) и Троицы с приделами во имя св. Димитрия Ростовского и св. Алексия, митрополита Московского (1845), земское училище, почтовая станция; богадельня; базар, ярмарка в Троицын день, 2 лавки, машина для разработки соли (1877). Крестьяне занимались санным и тележным промыслом. В конце ХХ века в селе действовало предприятие Черкасского лесничества: изготовление саней, срубов, метел, штакетника и др. пиломатериала. В июле 1911 в селе был открыт памятник «царю-освободителю» Александру II. В начале 21 века в селе – производственный кооператив «Шейнский» (выращивание зерновых, мясо-молочное направление), 9 фермерских хозяйств, фельдшерско-акушерский пункт. Средняя школа, дом культуры, библиотека. Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник архитектуры – церковь Сергия Радонежского (сер. 19 века). Родина Героев Советского Союза А.Ф. Ерохина и И.И. Удалова. Численность населения: в 1864 – 2015, 1877 – 1981, 1897 – 2656, 1926 – 2909, 1930 – 3125, 1959 – 2379 1979 – 1354, 1989 – 998, 1998 – 919 жителей.

http://sobory.ru/article/?object=25543

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА МАЮМСКИЙ [Греч. Κοσμς Μαουμ], прп. (пам. 12 окт.; пам. греч. 14 окт.). Житие Прп. Косма Маюмский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье Прп. Косма Маюмский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье Самое раннее свидетельство о К. М. содержится в лексиконе «Суда» (кон. X в.), но оно крайне лаконично: из Иерусалима, современник прп. Иоанна Дамаскина (Suda. T. 2. P. 353). Др. источники представляют собой жития разной степени подробности. Поскольку в церковном предании К. М. тесно связан с Иоанном Дамаскином, биографические сведения о К. М. в той или иной степени содержатся в житиях прп. Иоанна. Г. Деторакис, автор наиболее полного на сегодняшний день исследования о К. М. ( Δετορκης. 1979), называет 8 основных источников: Синаксарь К-польской ц. (кон. XI в.; см.: SynCP. Col. 395-396), т. н. Лаврское Житие К. М. (известно по единственной ркп. XI-XIII вв., из афонской Великий Лавры - см.: BHG, N 394b), т. н. Маркианово житие Иоанна Дамаскина (Marc. gr. 363, XII в.- см.: Gordillo M. Damascenica, I. Vita Marciana//OrChr. 1926. Vol. 8. P. 47-81; BHG, N 885b), Иерусалимское Житие Иоанна Дамаскина (самые древние рукописи датируются X в.- см.: PG. 94. Col. 429-490; BHG, N 884), единое Житие К. М. и Иоанна Дамаскина, составленное Иоанном Меркуропулом, патриархом Иерусалимским (1156-1166) (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 303-350; BHG, N 395), т. н. Халкинское житие, общее житие К. М. и Иоанна Дамаскина (самая древняя ркп.- XII в.- см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 271-302; BHG, N 394); Афинское Житие К. М. (сохр. в ркп. XII в.; см.: BHG, N 884a); Ватиканское Житие К. М. (сохр. в единственной ркп.- Vat. Barber. gr. 583, XV в.; см.: Δετορκης. 1981; BHG, N 394a). Эти тексты по характеру содержащихся в них сведений о жизни К. М. можно разделить на 3 группы: 1) Синаксарь К-польской ц., Лаврское и Маркианово Жития; 2) Иерусалимское Житие Иоанна Дамаскина и единое Житие святых, составленное Иоанном Меркуропулом; 3) Халкинское, Афинское и Ватиканское Жития (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 17-80).

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Евфимия. Больничная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Евфимия Кирилло-Белозерского монастыря В юго-восточном углу монастыря, вблизи Свиточной башни расположена небольшая больничная церковь Евфимия, построенная в 1653 году. Это последнее из возведенных в монастыре культовых зданий отличается по типу от остальных, представляя собой шатровый храм. Однако в основе своей оно явно подражает возведенной несколько ранее придельной соборной церкви Епифания, оставаясь в кругу монастырских традиций. Композиция и декор их фасадов совершенно тождественны. Иным выглядит лишь венчание: на низком восьмерике, снаружи никак не выявленном, возвышается небольшой стройный многогранный шатер с луковичной главкой, покрытый прежде поливной зеленой черепицей (современная железная кровля XIX века). Интересна маленькая одноарочная звонница псковско-новгородского типа над крышей трапезной, с южной стороны здания. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 В юго-восточной части Большого Успенского монастыря находится интересный комплекс, состоящий из двух обширных палат, соединенных сенями и перекрытых общей кровлей. Сени продолжает крытый переход, ведущий в трапезную больничной церкви Евфимия, а оттуда - в четверик храма, увенчанного шатром. Это так называемый «лекарский» комплекс, расположенный вблизи Свиточной башни. Строили Большие больничные палаты местные каменщики во главе с Яковом Костоусовым. Они были возведены в 1643—1644 гг. Впечатлению монументальности этого здания способствует его сильно вытянутый прямоугольный объем с массивными стенами и высокой двускатной кровлей. Фасады этого огромного сооружения, имеющего на торцах крупные фронтоны-щипцы, почти лишены какого-либо декора и выглядят очень сурово.

http://sobory.ru/article/?object=05140

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Положения Ризы Господней из села Бородавы. Церковь Ризоположения Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Ризположения происходит из села Бородавы, бывшей вотчины Ферапонтова монастыря. Построена она архиепископом ростовским Иоасафом, судя по антиминсу, в 1485 году. Это небольшое, внешне неказистое деревянное сооружение превосходит своей древностью все прославленные каменные здания Севера и принадлежит к простейшему и древнейшему типу деревянного культового зодчества Руси - клетским храмам. Основную часть церкви составляет обычная клеть, то есть простой сруб небольших размеров, характерный для народного жилья - избы. Восточная алтарная часть его понижена, а с запада пристроен низкий дополнительный сруб, служивший трапезной, помещение которой даже превышает размеры церкви. Открытая галерея-паперть с крыльцом обходит трапезную с юга и запада. Внешний облик церкви Ризположения прост и скромен и сохраняет еще черты обычного жилья. В этом смысле характерны его волоковые окна - узкие, вырубленные в двух смежных бревнах и задвигаемые изнутри дощечкой. Лишь только три более крупных оконных проема имеют «косящатые» наличники. Обычная пологая крыша трапезной типична для северных изб. Собственно храм имеет высокую крутую крышу с широкой полицей (более пологой частью) по краям; в центр конька ее врезана глава на круглой шее с «чешуйчатым» покрытием лемехом. Алтарь венчает бочка с миниатюрной главой. Подобной формы завершения, придающие зданию стройность, четкий силуэт и даже известную импозантность, отличают храм от жилых построек. Такие деревянные храмики, небольшие, простые, обычно возникали на Севере при основании новых монастырей. Они вполне удовлетворяли скромные нужды поселенцев-монахов. Вероятно, так же выглядели и первые церкви в Спасо-Прилуцком, Кирилло-Белозерском, Ферапонтове и других здешних монастырях. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979 Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997 гг. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 гг.

http://sobory.ru/article/?object=05136

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010