Наиболее раннее Мученичество Н. и К. (BHL, N 6039; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 19102. Vol. 2. P. 326-334) не связано с BHL, N 3514, хотя в нем и упоминаются Г. и П. По мнению С. Ланери, Мученичество составлено в Медиолане между 422 и 450 гг. На место создания указывают слова из пролога, где говорится, что написание рассказа о жизни Н. является прерогативой медиоланцев; Мученичество не могло появиться ранее 422 г., т. к. в нем содержатся сведения о перенесении мощей, заимствованные из «Жития Амвросия» диак. Понтия, и позднее 450 г., когда оно было использовано в предисловии к тексту «Литургии Медиолана» ( Lan é ry. 2010. P. 243; Paredi A. I prefazi ambrosiani: Contributo alla storia della liturgia latina. Mil., 1937. P. 174). Савио считал, что Мученичество Н. и К. (BHL, N 6039) является оригиналом, а не его переработкой или ближе всего примыкает к нему по сравнению с др. редакциями. Мученичество было написано между 411 и 521 гг. анонимным автором африкан. происхождения, к-рый бежал в Медиолан, спасаясь от нашествия варваров ( Savio F. La leggenda dei SS. Nazario e Celso. 1897. P. 19-20). У. Дзанетти предложил датировать это Мученичество VI-VII вв., и отметил, что по своим лингвистическим особенностям оно соотносится с Мученичеством Перпетуи (BHL, N 6637), матери Н., следовательно - оба текста написаны одним автором ( Zanetti. 1979. P. 70. Not. 2. P. 71). Согласно Мученичеству (BHL, N 6039), Н. род. в Риме. Его отец, Африкан был иудеем из Африки, мать Перпетуя - христианкой из знатного рим. рода, крещенной самим ап. Петром. Уже в 9-летнем возрасте Н. начал задумываться, чьей религии последовать - отца или матери, и молился Богу, чтобы Тот наставил его на верный путь. Когда Н. достиг совершеннолетия и изучил различные науки, Африкан, видя, что сын превзошел др. рим. юношей знаниями, решил посвятить его в тайны иудаизма. Он попытался склонить сына принять его религию, обещая, что благодаря этому Н. займет высокое положение в Риме. Однако Н. пожелал, как и мать, стать христианином и крестился в Риме у еп.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

518 Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des Ostromischen Reiches von 565 bis 1453. 5 Bde. Miinchen; Berlin, 1924–1965 (repr.: Bd. 1: Hildesheim, 1976; Bd. 3: Munich, 1977). 519 Le Patriarcat Byzantin: Recherches de diplomatique, d’histoire et de gdographie eccldsiastiques. Serie: Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. 1: Les Actes des Patriarches. Fasc. 1–3/Ed. V. Grummel. [Var. loci], 1932–1947: Fasc. 1: Les Regestes de 381 a 715. Kadikoy–Istanbul, 1932 (2–e изд. fasc. 1: Paris, 1972); Fasc. 2: Les Regestes des 715 a 1043. Istanbul, 1936; Fasc. 3: Les Rdgestes de 1043 a 1206. Chalcedon, 1947 (2–е изд. fasc. 2–3: Paris, 1989); Fasc. 4: Les Regestes de 1208 a 1310/Ed. 5. Laurent. Paris, 1971; Fasc. 5: Les Rdgestes de 1310 a 1376/Ed. J. Darrouzes. Paris, 1977; Fasc. 6: Les Regestes de 1377 a 1410/Ed. J. Darrouzes. Paris, 1979. Акты патриархов, начиная с 1410 г., предполагалось включить в 7–ю, последнюю часть тома. Она должна была содержать, кроме того, общий указатель содержания ко всему т. 1. 520 Γεδεν М. Κανονοκα Διατξεις. Δο τμοι. Κωνσταντινοπολις, 1888; Δεληκνης К. Πατριαρχικ γγραφα. Τρεπις τμοι. Κωνσταντινοπολις, 1905; Γενικο Κανονισμο το πατριαρχεου Κωνσταντινοπολεως, 1888; Θεοτκας M. Νομολογα το Οκουμενικο Πατριαρχεου. Κωνσταντινοπολις, 1897. 521 Γεδεν М. πσημα γρμματα τουρκικ ναφερμενα ες τ κκλησιαστικ μν δκαια. Κωνσταντινοπολις, 1910. Ζιγου–Καραστεργου Σ. Το Οικουμενικ Πατριαρχεο, η Οθωμανικ Διοκηση και η Εκπαδευση του Γνους. Κεμενα–Πηγς 1830–1914. 2 τμοι. Θεσσαλονκη,1998. 522 μαντος K. Ο προνομιακο ρισμο το Μουσουλμανισμο πρ τν Χριστιανν. θναι, 1936; Πανταζπουλος N. Τιν περ τς ννοας τν «προνομων» π τουρκοκρατας (νατπωσις κ το ρχεου διωτικο Δικαου, τ. 3.1943); μαντος К. ναγνρισις π τν Μωαμεθανν θρησκευτικν κα πολιτικν δικαιωμτων τν χριστιανν κα ρισμς το Σιν πας/πειρτικα Χρονικ. 1930. 5. Σ. 197–210. 523 Βαβοσκος Κ. Νομοκανονικ πστασις τν Νων χωρν/πιστ. πετ. Σχολς Νομικν κα Οκονομικν πιστημν το ριστ. Πανεπ. Θεσσαλονκης. 1970. Τ. 15. Σ. 1015–1056. Χαραμαντδης γαθγγαλος, ρχιμ. Ο σχσεις το Οκουμενικο Πατριαρχεου κα τς κκλησας τς λλδος μσα π τν κανονικ παρδοση το καθαγιασμο κα τς παραλαβς το γου Μρου κατ τν ΙΑ κα Κ ανα νκδοτο.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последней главе «Истории» Евагрий пишет, что составил и другое сочинение, написаное частично от имени антиохийского епископа Григория («написана нами и другая книга, заключающая в себе донесения, послания, судебные мнения, речи, разговоры и прочее тому подобное. Из содержащихся в ней донесений большая часть составлена от лица Григория Феопольского»); это сочинение не сохранилось. 94 «Компендиум», многократно перерабатывавшийся и дополнявшийся впоследствии, в оригинале был утрачен еще в древности (в частности, в 9 в. анонимным автором была выполнена его переработка в алфавитном виде, также утраченная). 95 Первое издание трудов Исихия предпринял Иоганн Каспар фон Орелли в 1820 г., за ним (как Псевдо–Исихия) – И. Флах (1880 и 1882 гг.); фрагменты публиковались в 4–м томе Fragmenta historicorum Graecorum Карла Мюллера и в 1–м томе Scriptores originis Constantinopolitanae (1901) Теодора Прегера. 96 Первое издание – в Милане в 1499 г., в 1581 г. в Базеле вышел перевод на латынь. Последнее критическое издание подготовлено А. Адлер: Suidae Lexicon. Pt. 1–4. Lpz., 1928–1938 (2–е изд.: Stuttgart, 1967–1971). 97 О жизни Никифора известно очень мало. См.: Jugie М./Diet. Theol. Cath. Vol. И. 1931. Col. 446–452 ; Guilland R. Correspondance de Nicephore Gregoras. Paris, 1927. P. 382–385; Sykutris J./Ελληνικ. 1930. T. 3. Σελ. 29–33; о соч. см.: Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 705–707; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897. S. 291–293; Halkin F. Bibliotheca Hagiographica Graeca. Bruxelles, 1957. Index auctorum. P. 260. 98 Hieroclis Synecdemus et notitiae graecae episcopatuum: Accedunt Nili Doxopatrii notitia patriarchatuum nomina immutata/Ex recognitione G. Parthey. Berolini, 1866 (более поздние публикации: Amsterdam, 1967; Chicago, 1967); англ. пер. Дж. Сицилиано: The Theory of the Pentarchy and Mews on Papal Supremacy in the Ecclesiology of Neilos Doxopatrius and his Contemporaries/Byzantine studies. 1979. Vol. 6. См. также: Laurent V V oeuvre geographique du moine sicilien Nil Doxapatris/Echos d " Orient. 1937. T. 36. Нил формулирует мысль о том, что с тех пор, как Рим отпал от Восточной империи, он перестал быть столицей и первенствующей епископской кафедрой, так как лишился, с утратой императорского престола, и всех церковных привилегий, соединенных с императорским престолом. А раз честь епископской кафедры зависит от ее местоположения, то Константинополь – «царский град» – обладает патриаршим престолом, по чести по меньшей мере равным Римскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

S. Douglass, Theology of the Gap: Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy (New York: Peter Lang, 2005) 95. In this point the position of S. Douglas is close to R. Vaggione, see R. Vaggione (ed. and trans.), Eunomius. The Extant Works (Oxford, 1987) 45, n. 4. R. Mortley, “The Name of the Father is the Son” (Gospel of Truth 38), in: R. T. Wallis, J. Bregman (eds.), Neoplatonism and Gnosticism. Papers presented at the International Conference on Neoplatonism and Gnosticism, March 18–21, 1984 (Albany, 1992) 241–242, 246–249. However, the Apology for the Apology , unlike the first Apology , shows the influence of the Neoplatonic doctrine (that of Iamblicus, to be precise) on Eunomius’ arguments against Basil of Caesarea’s statements. This influence is related to ontology (see D. Biryukov, Neoplatonic Elements in Neo-Arian Doctrine (Eunomius and Iamblichus), Вестник молодых ученых 4 (2006) 37–43). Apol. , VII, 1–3, 10–11. The fact that “Unbegotten” was treated by Eunomius as the essential quality of God rather than a “mystically” perceived name, is seen from the following quote: “God, whether these sounds are silent, sounding, or have even come into existence, and before anything was created, both was and is unbegotten.” ( Apol. , VIII, 5). λλ’ ατν εναι τν πστασιν, ν σημανει τονομα παληθευοσης τ οσ τς προσηγορας ( Apol ., XII, 1–4, 6–9; trans. R. Vaggione). Hahn, no. 154, (G. L. Hahn, Bibliothek der Symbole und Glaubensregeln der alten Kirche (Breslau: Morgenstern, 3 1897) 185–186); trans. J. N. D. Kelly, Early Christian Creeds (London, 1950) 269. Th. Kopecek, A History of Neo-Arianism , vol. 2 (Philadelphia, PA: The Philadelphia Patristic Foundation, 1979) 321, 328–332. To note in passing, J. Rist who is not likely to know T. Kopecek’s arguments, asserts that, as for the nature of language correlation, Albinus’ position was not the same as that of Eunomius (Rist, Basil’s “Neoplatonism”…, 186). Eunomius’ Orthodox contemporaries often accused him of using “technology” in his theologizing, which appeared as following the principles taken from the philosophical schools of Antiquity. One of the most frequent accusations was that he followed Chrysippus (Basilius, Contra Eunomium , PG 29, col. 516; Gregorius Nazianzenus, Oration 32 , 201C; Hieronymus, In Nahum II, 215). E. Vandenbussche (E. Vandenbussche, La part de la dialectique dans la théologie d’Eunomius le technologue, Revue d’histoire ecclésiastique 40 (1944–1945) 53–55) explained the accusation of Eunomius of using “technology” in his philosophy of language, under the influence of Stoic teaching.

http://bogoslov.ru/article/1313949

1393 . Катанский А. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов церкви до Оригена . – СПб., 1877. – 488 с. 1394 . Катрий Ю. Перлини схидних отцив. – Нью-Йорк; Рим, 1987. 1395 . Качковський Л. Вид кого прийняв хрещення перший володар Руси – вид Константинополя чи вид Риму?//Патриархат. – 2000. – Ч. 10. 1396 . Каштанов О. М. О процедуре заключения договоров между Византией и Русью в Х в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. – М., 1972. 1397 . Керн К. (архиепископ Киприан). Антропология Св. Григория Паламы . – М., 1996. 1398 . Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979. 1399 . Ким Н., свящ. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стефата. – СПб., 2003. 1400 . Кипарисов В. О церковной дисциплине. – Сергиев Посад, 1897. – 346 с. 1401 . Киритов О. Християнсько-византийська культура (Витоки та опис). – К., 1993. – 63 с. 1402 . Клеонем М., Папандопуло Х. Вифиния. Историко-географический очерк. – Одесса, 1886. – 168 с. 1403 . Климаков О., свящ. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. – СПб.: Алетейя, 2001. 1404 . Князький И. О. Византия и кочевники южнорусских степей. – Коломна, 2000 (СПб., 2003). 1405 . Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI – середина VII в.). – М., 1980. 1406 . Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. Века и народы. – М.: Наука, 1984. – 193 с. 1407 . Кожушний О., прот. Преподобний Роман Сладкоспивец и византийська гимнография III-VIII столить. – К.: Видавничий виддил Укра нсько Православно Церкви, 2009. – 264 с. 1408 . Козлов А. С. Комит Марцеллин о позднеантичном городе//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 26). – Барнаул: День, 1992. – С. 46–55. 1409 . Козловский Н. П. Тмуторокань и Таматарка – Матарка – Тамань//Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. – Симферополь, 1928. – Т 2 (59). – С. 58–72. 1410 . Колокольцева Ю. А. Византийская археология: предмет, метод, специфика//Мир Византии. – Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2007. – С. 169–172.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

gr. 752 und Canonitianus graecus 62. Freiburg; Gött., 1975. (OBO; 8); Hagedorn D. [Рец. на:] Mühtenberg E. Psalmenkommentare aus den Katenenüberlieferung. Untersuchungen zu den Psalmenkatenen II/III//JAC. 1979. Bd. 22. S. 209-213; Rondeau M.-J. Les commentaires patristiques du Psautier (IIIe-Ve siècles): Les travaux des Pères grecs et latins sur le Psautier: Rech. et bilan. R., 1982. Vol. 1. (OCA; 219); idem. Un témoin méconnu de la chaîne «Athanasio»-évagrienne sur les Psaumes: le Vindob. theol. gr. 298//RHT. 1989. Vol. 19. P. 351-367; Tuccari L. Il Salterio AgP della Biblioteca di Grottaferrata//Annali di Storia dell " Esegesi. 1986. Vol. 3. P. 65-70; Metzler K., Hanus B. Die palästinische Katene der Gradualpsalmen//Adamantius. Pisa, 2008. Vol. 14. P. 420-425. Библейские песни. Изд.: Carafa A., card. Beati Theodoreti episcopi Cyri nterpretatio in omnes Davidis Psalmos. Patavii, 1565. P. 265–299; Corderius B., ed. Expositio Patrum graecorum in psalmos in Paraphrasin, Commentarium et Catenam digesta. Antverpiae, 1646. Vol. 3. P. 853–962; Heinrici C. F. G. Beiträge zu Geschichte und Erklärung des Neuen Testamentes. Lpz., 1905. Bd. 3. S. 111–115; Jagi V. Supplementum Psalterii Bononiensis: Incerti auctoris explanation graeca. W., 1917. P. 301–320; Duval Y.-M. Le livre de Jonas dans la littérature chrétienne grecque et latine. P., 1973. Vol. 2. P. 629–645, 647–671. (Études augustiniennes; 54); Reuss J. Studien zur Lukas Erklärung des Presbyters Hesychius von Jerusalem//Biblica. 1978. Vol. 59. P. 562–571. Лит.: Faulhaber M., von. Eine wertvolle Oxforder Handschrift//ThQ. 1901. Bd. 83. S. 218-232; Schneider H. Die biblischen Oden im christlichen Altertum//Biblica. 1949. Vol. 30. P. 28-65, 239-272, 433-452, 479-500. Книга Притчей Соломоновых. Изд.: Peltanus Th. Catena graecorum Patrum in Proverbia Salomonis. Antverpiae, 1614; Mai. NPB. 1854. T. 7. P. 1–81; PG. 87. Col. 1779–1880; Achelis H., ed. Hippolytus Werke. Lpz., 1897. Bd. 1: Exegetische und homiletische Schriften. S.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

200 Konig-Ockenfels D. Chnstlische Deutung S 350 Winkelmann F. Die Kirchengeschichtswerke S 2 Momighano А Op сД P 83 202 «Пасхальная хроника» – сочинение анонимного автора VII века. В научной литературе «Хроника» традиционно оцениваете? как весьма посредственное произведение компилятивного характера, а собственная работа автора, за исключением описания современных ему событий, представляется крайне незначительной. До недавнего времени считалось, что хронист ограничивался случайным сокращением и соединением источников. Встречающиеся в его сочинении недоразумения и ошибки обычно служат доказательством его невежества. Хрестоматийным уже стало мнение, что выдающееся место, которое «Пасхальная хроника» занимала в византийской хронографии раннего времени, якобы принадлежит ей не по праву (Подробнее см. Krumbacher К. Geschichte der Byzantinischer Literatur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Reiches (527–1453) München, 1897 (202) 337 ff Windstedt О. A Note of Cosmas and the Chronicon Paschale//Journal of Theological Studies V 8 1907 P 101–103 Hunger H. Die Hochsprachhsche profane Literatur der Byzantiner München, 1978 Bd I S 328 ) Только сравнительно недавно в связи с возрастанием в научной литературе интереса к проблемам понимания исторического времени началась постепенная переоценка византийской хронографии в целом и «Пасхальной хроники» в частности (Подробнее см. Beaucamp J. Temps et Histoire 1 Le prologue de ia Chronique pascale Travaux et Mémoires 1979 V 7 P 223–301 Удальцова 3. В. Из византийской хронографии VII века Иоанн Лаврентий Лид Пасхальная хроника//ВВ Вып 45 1984 С 60–66 Удальцова 3. В. Развитие С 268) 208 О происхождении и эволюции значений термина «космос» написано немало работ, среди них особенно важны следующие Kranz W. Kosmos als philosophisher Begriff in fruhgriechischer Zeit//Philologus 1938–1939 Bd 93 S 430–448 Kranz W. Kosmos//Archiv fur Begriffsgeschichte Bonn, 1955 Bd 11 Diller H. Der philosophische Gebrauch von κοσμος und κοσμειν//Festschrift В Shell München, 1956 S 47–60 Kerschensteiner J.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Эрмитажа, 1960. 26.    Маргинани Бурхануддин. Хидоя: Комментарии мусульманского права. В 2 ч., Пер. с англ. под ред. Н. И. Гродекова; М., Волтерс Клувер, 2008 Ч. 1. Т. I-II. С. 299. 27.    Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., Агентство «ФАИР», 1998. 28.    Мюллер В. К. Англо-русский словарь: 70000 слов и выражений. Изд. 7-е перераб. и доп., М., Изд-во иностр. и нац. словарей, 1960. 29.    Основные кодексы и законы Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2003 года. СПб., Нева, 2003. 30.    Очерки по истории еврейского народа. Изд. 3-е, в 2-х. т. Под ред. проф. Ш. Эттингера, Иерусалим, Алия, 1979. 31.    Продолжение Свода законов Российской Империи: 1832, 1833, 1834, 1835 годы: Ч. 2.: Статьи к 6,7,8,9 и 10 Томам Свода. СПб., Типогр. II-ro отдел. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1836. 32.    Рифтин А. П. Старо-вавилонские юридические и административные документы в собраниях СССР. Ред. акад. В. В. Струве. Л, Акад. наук СССР. Ин-т истории, 1937. 33.    Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. В 5 т., М., Международные отношения, 1995. 34.    Словарь современного русского литературного языка. М., Л., АН СССР, 1956. 35.    Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка. В 4 т., СПб., Императорская Академия Наук, 1847. 36.    Современный толковый словарь русского языка: в трёх томах : около 160 000 слов. Под ред. Т. Ф. Ефремовой  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/175273 Дата доступа 21.05.2012. 37.    Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам. В 3т. СПб., 1893. 38.    Сумцов Н. Ф. Пожелания и проклятия//Сборник Харьковского историко-филологического общества. Харьков, Типогр. губернск. правления, 1897. Т. 9. 39.    Талмуд: Мишна и Тосефта: критический перевод Н. Переферковича. Изд. 2-е, испр. и доп. Спб., Изд. П. П. Сойкина, 1902-1905. 40.    Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР, М., Воениздат, 1968. 41.

http://bogoslov.ru/article/3109806

Своды Д. п. мало изучены, неизвестно точное число сохранившихся рукописей основных сборников, отсутствуют критические издания сводов, входящих в состав «Corpus iuris canonici». К кон. XX в. изучение сводов Д. п. 2-й пол. XII в. продвинулось благодаря деятельности основанного в 50-х гг. XX в. Куттнером Ин-та по изучению средневек. канонического права (Stephan Kuttner Institute of Medieval Canon Law; Мюнхен), ученых в Германии, Великобритании и Франции. В исследование «Liber Extra» и декретальных сводов 2-й пол. XIII в., а также «Extravagantes Joannis XXII» внесли вклад Куттнер, М. Бертрам, П. Й. Кесслер, Ж. Тарран и др. Ист.: Corpus iuris canonici/Ed. E. Friedberg. Lipsiae, 1881. Vol. 2; Friedberg E. Quinque Compilationes antiquae: nec non Collectio canonum Lipsiensis. Lipsiae, 1882; idem. Die Canones-Sammlungen zwischen Gratian und Bernhard von Pavia. Lpz., 1897. Graz, 1958r; YperLiberExtra/Ed. F. Migliorino, G. Speciale//http://www.lex.unict.it/liber [«Liber Extra» по изд. Фридберга; Электр. ресурс]; Extravagantes Joannis XXII/Ed. J. Tarrant. Vat., 1983; Johannes Teutonicus. Apparatus glossarum in Compilationem tertiam/Ed. K. Pennington. Vat., 1981. Vol. 1; Constitutiones Concilii quarti Lateranensis una cum Commentariis glossatorum/Ed. A. Garcia y Garcia. Vat., 1981; Hotzmann W. Studies in the Collections of Twelfth-Century Decretals/Ed.: C. R. Cheney, M. G. Cheney. Vat., 1979. Лит.: Schulte J. F. , von. Die Dekretalen zwischen den «Decretales Gregorii IX.» und «Liber VI. Bonifacii VIII.», ihre Sammlung und Verarbeitung ausserhalb des Liber VI. und im Liber VI.//SAWW. Philos.-hist. Kl. W., 1867. Bd. 55. S. 701-797; Kuttner S. Decretalistica I: Die Novellen Papst Innocenz IV//ZSRG.K. 1937. Bd. 26. S. 436-470; idem. The Collection of Alanus: A Concordance and Its Two Recensions//Rivista di storia del diritto italiano. R., 1953/1954. Vol. 26. P. 27-55; idem. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions of Gregory X in a MS at Washington// Idem. Medieval Councils, Decretals and Collections of Canon Law: Sel.

http://pravenc.ru/text/171628.html

1881. Ч. неофиц. 23. С. 767-781; 25. С. 813-825; 26. С. 849-869; 27. С. 885-907; Харлампович К. Острожская православная школа: (Ист.-критич. очерк)//Киевская старина. 1897. Т. 57. 5. С. 177-207; 6. С. 363-388; Возняк М. С. Письменницька дiяльhicmь Ibaha Борецького на Boлuhi i у Льbobi. Льbib, 1954; Tworek St. Szkolnictwo kalwiskie w Maopolsce i jego zwizki z innymi oródkami w kraju i za granic w XVI-XVII w. Lublin, 1966. S. 114-123; Barycz H. Powstanie, wzrost i upadek gimnazjum rónowiercze w Piczowie (1551-1565)//Zeszyty naukowe Uniwersytetu Jagiellonskiego. Prace historyczne. Kraków, 1979. N 62. S. 69-93; Исаевич Я. Д. Острожская типография и ее роль в межслав. культурных связях (послефёдоровский период)//Фёдоровские чт., 1978. М., 1981. С. 34-46; он же Я. Д.). Першодрукар Ibah Федоров i виникнення друкарства на Ykpaïhi. Льbib, 19832. С. 66-106; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей укр. народа с русским и белорусским, 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987; Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя (1576-1636). К., 1990; Александрович В. Мистецьке середовище Острога епохи akaдeмiï (1570-mi - 1630-mi рр.)//Острозька давнина. 1995. Т. 1. С. 59-68; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1995. Т. 6. С. 479-498; Цалай-Якименко О., Яcihobcьkuй Ю. Музичне мистецтво давнього Острога//Острозька давнина. 1995. Т. 1. С. 74-89; Яcihobcьkuй А. Роль Острога в культурних Украïни iз слов " янами i греками//Там же. С. 97-106; он же. Внесок Острозького культурного осередку в розвиток укр. богословськоï думки (kih. XVI - поч. XVII ст.)//Ковчег: Наук. зб. iз церковноï icmopiï. Льbib, 2001. Ч. 3. С. 217-228; Ковальський М. П. Етюди з icmopiï Острога: Нариси. Острог, 1998; Kempa T. Akademia i drukarnia Ostrogska. Biay Dunajec; Ostróg, 2006; idem. Akademia Ostrogska i jej fundator - wojewoda kijowski Konstanty Wasyl Ostrogski//Akademia Zamojska i Akademia Ostrogska w perspektywie historyczno-kulturowej: Wspóczesne implikacje dla wspópracy transgranicznej/Red.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010