Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с 1 за 1873 г. по 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной. Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. 21 - 1875. 4), прот. Стефан Семёнов (1875. 5 - 1881. 14; с 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. 3 - 1892. 18; с 3 за 1889 по 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. 19 - 1896. 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. 3 - 1911. 9), прот. Александр Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. 26/27 - 1916. 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский ; впосл. епископ Соликамский; 1916. 41/42 - 1917. 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. 3/4 - 11/12). Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. 1-20), прот. С. Семёнов (1873. 21 - 1881. 14; с 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. 9), прот. А. Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. 26/27 - 1915. 10/11), еп. Серафим (Александров ; впосл. митрополит Казанский; 1915. 12 - 1916. 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. 41/42 - 1917. 9/10), последний номер (1917. 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

СПИСОК ПЕЧАТНЫХ ТРУДОВ ПРОФЕССОРА С. И. СМИРНОВА (1892–1916) I. CTATЬU, ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗДАНИЯ, РЕЧИ И ДОКЛАДЫ 1 . К семейному положению русской крестьянки//Русская жизнь. 1892. 198. 2 . Значение Печерского монастыря в начальной истории Русской Церкви и общества//Богословский вестник 1896. Т. IV. Октябрь. С. 1–23. 2а. То же. Отдельный оттиск. (Пробная лекция по кафедре Истории Русской Церкви, читанная в Московской духовной академии 19 апреля 1896 года.) Сергиев Посад, 1896. С. 23. 3 . Отчет о занятиях в течение 189596 учебного года в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви//Журналы Совета Московской духовной академии за 1896 год. Сергиев Посад. 1897. С. 367–380. Отзыв об Отчете проф. В. О. Ключевского //Там же. С. 380. 4 . Древнерусский духовник: (Очерк)//Богословский вестник. 1898. Т. 1. Февр. С. 163–194; Т. IV. Οκτ. С. 18–47; Нояб. С. 117–148; Приложения к статье «Древнерусский духовник»//Там же. Т. IV. Οκτ. С. 1–21, с особой пагинацией. 4а. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1899. С. 115. Рец. П. П. Богословский//Библиографический листок. Приложение к Руководству для сельских пастырей. 1899. Вып. 6–7. С. 107–108 Щ. Исторический вестник. 1899. Т. LXXVII. 9, 1007–1008. (Труд, представляющий полный свод данных по вопросу о духовниках, будет надежным пособием при специальных изысканиях.) 5 . Преподобный Сергий Радонежский и Троицкая Лавра его времени (к 5 июля). Публичная лекция, читанная 21 ноября 1897 года в Московской Духовной академии для членов Рогожского отделения пер вого Московского Общества трезвости в приезд их на богомолье в Троицкую Лавру//Душеполезное чтение. 1898. Ч. II, 7. С. 438–452. 5а. То же. Отдельный оттиск. Москва, 1898. С. 15. 6 . Водокрещи: (Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси//Богословский вестник. 1900. Т. I. Янв. С. 1–17. 6а. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1900. С. 17. 7 . Праздник Пасхи в Древней Руси//Церковные ведомости. Прибавления. 1900. 15–16. С. 618–624. Подписано буквой С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА» [груз. ] , ж., офиц. печатный орган Грузинского Экзархата РПЦ (ГЭ) (1891-1906; в 1907-1917 «Вестник Грузинского Экзархата», 15/16-20 за 1917 «Вестник Кавказского Экзархата»). Выходил в Тифлисе на издательской базе Тифлисской ДС в формате книги на рус. языке и с частичным переводом на грузинский, со средней периодичностью 2 раза в месяц (за год до 24 номеров). Офиц. и неофиц. части журнала были оформлены в виде 2 выпусков: «Д. в. Г. Э.» (объем до 20 страниц) и Прибавления к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» (объем до 48 страниц). В 1910-1917 гг. журнал издавался 2 раза в месяц объемом до 12 страниц. Печатался в типографиях Е. Хеладзе (1891-1905, по 21/22), (скоропечатной) А. Кутателадзе (с 23/24 за 1905-1906), Канцелярии наместника Его Имп. Величества на Кавказе (1910-1916), Особого Закавказского комитета (1916-1917). Редактором журнала был ректор (инспектор) Тифлисской ДС. В разные годы эту должность занимали архим. Николай (Зиоров) (1891), прот. Георгий Хелидзе (1891), архимандриты Тихон (Морошкин) (1891-1893), Серафим (Мещеряков) (1893-1898), Ермоген (Долганёв) (1896, 1898-1901), Стефан (Архангельский) (1901), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (1901-1905), свящ. Никандр Покровский (1901, 1905-1906), И. А. Греков (1905), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов (1910-1915), архим. Пирр (Окропиридзе) (1914-1915; в 1916-1922 епископ Алавердский), епископы Ереванский Леонтий (Вимпфен) (1915), Горийский Антоний (Гиоргадзе) (1915-1917), Ереванский Дамиан (Говоров) (10-е гг. XX в.), прот. И. Орехов 19/20, 21/22 за 1917). Помощника редактора назначал экзарх Грузии из владевших груз. языком образованных представителей духовенства и преподавателей. Цензоры также назначались экзархом из числа городских протоиереев или священников с высшим богословским образованием; в разное время ими были прот. Евстафий Елиев (Елиашвили) (1891-1902; в 1903-1905 еп. Алавердский Евфимий), архим. Амфилохий, И. А. Греков, архим. Григорий, свящ. Никандр Покровский и др.

http://pravenc.ru/text/180680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Николай Порецкий, прот. Фотография. 1916 г. Андреевич Порецкий (8.03.1865, с. Поречье Калязинского у. Тверской губ. (ныне Калязинский р-н Тверской обл.) - 27.07.1933, г. Шенкурск Северного края (ныне Архангельская обл.)), священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи псаломщика. В 1879 г. окончил Кашинское ДУ, в 1885 г.- Вифанскую ДС. 6 февр. 1886 г. назначен псаломщиком в ц. во имя св. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду в Москве. 24 июня 1888 г. рукоположен во иерея к ц. Влахернской иконы Божией Матери в с. Кузьминки Московского у. (ныне в черте Москвы). С 1894 по 1896 г. был наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Московского у. В 1897 г. избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 г. был заведующим Николо-Перервинской школой, с 1903 по 1915 г.- вновь наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты. В 1906 г. избран товарищем председателя Московского уездного отд-ния Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 г. на епархиальном съезде благочинных - членом правления Перервинского ДУ, в 1913 г.- членом Московского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные прот. сщмч. Иоанном Восторговым . С 1914 г. состоял членом Московской уездной комиссии Комитета вел. кнг. Елисаветы Феодоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915-1916 гг. проводил религ. беседы и исполнял требы для одного из запасных полков в Москве. В 1913 г. Н. выпустил кн. «Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына». Книга была написана на основе архивных разысканий и снабжена множеством фотографий, позволивших впосл., несмотря на то что храм был разрушен почти до основания, восстановить его в 90-х гг. XX в. в прежнем виде. В 1916 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2565928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Екатеринбургской епархии, выходившее с 19 апр. 1886 по май 1917 г. В 1886-1896 и 1907-1917 гг. журнал издавался еженедельно (в 1917 вышло 22 номера), в 1897-1906 гг.- 2 раза в месяц. Первым редактором был назначен преподаватель ДУ свящ. Алексий Серебренников, с 1889 г. его сменил свящ. (впосл. протоиерей) Николай Кибардин, выпускавший офиц. и неофиц. отделы до 36 за 1896 г., а затем только неофиц. отдел до 31 за 1907 г. Прот. Александр Антонинов, в 1889-1905 гг. неоднократно временно исполнявший обязанности редактора, редактировал неофиц. отдел с 37 за 1907 г. по 1913 г., после него исполнял обязанности редактора отдела свящ. (впосл. протоиерей) Иоанн Уфимцев, утвержденный в должности с 6 за 1916 г. и работавший до прекращения издания. Офиц. отдел редактировали секретари Екатеринбургской духовной консистории А. Е. Космачевский (1896-1897), К. М. Размахнин (1897-1898), П. П. Беллавин (1898-1902), С. Г. Павловский (1903-1908), П. П. Сребрянский (1908-1911), В. И. Соколов (1911-1915) и М. В. Майеранов (1915-1917). Особенность «Е. е. в.» была в том, что объем офиц. отдела в 1-е десятилетие выхода издания превышал объем неофиц. части. Помимо обычных для епархиальных изданий публикаций (манифестов, указов, сведений о наградах и благодарностях, приказов по ведомству правосл. исповедания, распоряжений и определений Сената, Святейшего Синода и епархиального начальства) в офиц. части регулярно печатались доклады секретарей духовной консистории, правила и уставы к руководству причтом; подробнейшие отчеты о состоянии епархиальных учебных заведений, разрядные списки учеников ДС и духовных уч-щ и расписания экзаменов (до открытия в 1913 Екатеринбургской ДС приводились сведения по Пермской ДС), журналы епархиальных и окружных училищных съездов; маршруты поездок правящих архиереев для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о численности и деятельности старообрядцев в епархии; расписания проповедей в Богоявленском соборе Екатеринбурга; ведомости движения делопроизводства в консистории; сведения о работе епархиального свечного завода; извещения училищного совета, редакции «Е. е. в.», братств и епархиального попечительства и т. п. Кроме того, в каждом номере печатались «Епархиальные известия», сообщавшие обо всех архиерейских богослужениях, о вакантных местах клириков, причетников и просфорниц, о переменах по службе, о производстве в чины.

http://pravenc.ru/text/189619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Артоболевский. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Алексеевич Артоболевский (9.01.1872, с. Проказна Мокшанского у. Пензенской губ.- 17.02. 1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот., проф. богословия. Из семьи священника. После окончания в 1891 г. Пензенской ДС как лучший ученик был направлен для продолжения образования в МДА, которую окончил в 1895 г. 19 июня 1896 г. утвержден в степени кандидата богословия (магистранта). В марте-сент. 1896 г. помощник секретаря Совета и Правления МДА. С сент. 1896 по авг. 1905 г. преподавал Свящ. Писание и евр. язык в Вифанской ДС и географию во 2-м классе Филаретовского уч-ща при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевском посаде. В 1899 г. удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия: Опыт историко-экзегетического исследования», в том же году избран на должность преподавателя евр. языка в МДА. В период службы в МДА И. учился в Московском археологическом ин-те. Имел чин надворного советника. 6 июля 1905 г. Московским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположен во иерея к ц. св. равноап. Марии Магдалины при Имп. коммерческом уч-ще в Москве, где в 1905-1911 гг. служил также законоучителем. В 1907 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма при Усачевском уч-ще. С 1911 г. профессор богословия, зав. кафедрой богословия при Петровской сельскохозяйственной академии (до 1918, когда кафедра богословия в академии была упразднена) и настоятель домовой академической ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. Об архитектуре этого храма И. была написана статья (Храм в Петровско-Разумовском: [История храма, архит. особенности храма]//Сб. в память 50-летия Высшей сельскохозяйственной школы в Петровско-Разумовском. М., 1917. Т. 2. Ч. 1. С. 46-98). И. был знаком с историком В. О. Ключевским, с которым они были родом из одного уезда. И. обладал широкой эрудицией, знал древние и новые языки. Был одним из инициаторов и участников комиссии по созданию юбилейного сб. «У Троицы в Академии (1814-1914)» (М., 1914). В 1916-1917 гг. читал лекции по богословию студентам Рижского политехнического ин-та, эвакуированного в то время в Москву. Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. В 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Московской епархии. На Соборе принимал активное участие в работе ряда отделов. В 1919 г. возведен в сан протоиерея. В 1-й пол. 1922 г. участвовал в собраниях Союза христ. молодежи в помещении сельскохозяйственной академии.

http://pravenc.ru/text/Артоболевского.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 2.10.1880, Чебоксары - 1938 (1937?), Сиблаг), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед. Из семьи отставного унтер-офицера. Окончил Чебоксарское городское уч-ще (1893), Чебоксарское ДУ (1896), Казанскую ДС (1902). В том же году поступил в КазДА, где прошел подготовку на миссионерском отд-нии по монг. отделу, углубленно изучал буддизм. Во время учебы обнаружил склонность к апологетике и дар проповедничества, начал выступать со статьями в журналах. Духовно окормлялся у прп. Гавриила (Зырянова) . Впосл. в доме Г. прп. Гавриил нашел последний приют. 16 апр. 1905 г. пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия Казанского. 24 июня рукоположен во диакона, 26 марта 1906 г.- во иерея. За диссертацию «Буддизм и христианство в их учении о спасении» Г. была присуждена премия им. митр. Макария. По окончании КазДА в 1906 г. со степенью канд. богословия оставлен в звании исполняющего должность доцента на кафедре калм. языка преподавателем этнографии монг. племен и истории духовных миссий среди этих народов. В том же году послан в годичную командировку в С.-Петербург для стажировки по специальности в АН и С.-Петербургском ун-те. Летом 1908 и 1909 гг. изучал в Астраханской губ. культуру и язык калмыков, работал в архиве Калмыцкого управления и Духовной консистории. По результатам этих поездок была опубликована серия статей, посвященных правосл. миссии среди калмыков. 21 февр. 1909 г. удостоен ученой степени магистра и звания доцента КазДА. Преподавал монг. язык. В 1910 г. принял активное участие в миссионерских съездах в Казани и Иркутске в качестве секретаря и докладчика, за что по представлению председателя Особого миссионерского совещания архиеп. Антония (Храповицкого) Святейшим Синодом был награжден Библией. 15 нояб. 1910 г. утвержден в звании экстраординарного профессора КазДА. Читал лекции по истории и обличению ламаизма. Одновременно исполнял обязанности наблюдателя (с 1911) и преподавателя (с 1912) Миссионерских курсов в Казани. 26 мая 1912 г. назначен на должность инспектора КазДА, 20 июня возведен в сан архимандрита. За фундаментальное исследование «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен» удостоен научной степени д-ра церковной истории. 18 февр. 1916 г. утвержден ординарным профессором кафедры миссионерских предметов КазДА. В 1916-1917 гг. был помощником ректора академии. Г. пользовался большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире Г. устраивал ученые собрания, на к-рых преподаватели и студенты обменивались мнениями.

http://pravenc.ru/text/168382.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Вимпфен Владимир Федорович фон; 1873(1872), Москва - 6.07.1919, Астрахань), еп. Енотаевский. Род. в дворянской семье герм. подданного. По желанию отца был крещен в лютеранстве с именем Леопольд, но уже в сознательном возрасте под влиянием матери перешел в Православие. При миропомазании наречен Владимиром. В 1896 г. окончил Пензенскую классическую гимназию и поступил в КазДА. В 1897 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий. В 1898 г. рукоположен во диакона и в том же году - во иерея. В 1898 г. принял российское подданство. Окончил КазДА в 1900 г. со степенью кандидата богословия (за соч.: Об общественной и пастырской деятельности, усвояемой монашескому званию в творениях древних учителей-подвижников и иноческих уставах). По окончании академии служил помощником смотрителя Уфимского ДУ. В 1902 г. был назначен настоятелем храма во имя св. мц. Аллы Готской в с. Ст. Потловка Сердобского у. Саратовской губ. В 1903 г. Л. стал членом Пекинской духовной миссии , был отправлен в Китай, где работал под рук. Переславского еп. Иннокентия (Фигуровского ; впосл. митрополит). С 1904 г. помощник смотрителя Вольского ДУ Саратовской епархии, инспектор Курской ДС. С 1906 г. архимандрит, настоятель посольской церкви в Афинах. С 28 сент. 1914 г. епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии. С 12 февр. 1915 г. епископ Ереванский, викарий Грузинского Экзархата, штатный член Грузино-Имеретинской синодальной конторы . С 24 марта 1916 г. епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии. С 16 дек. 1916 г. епископ Петровский, викарий Саратовской епархии. В нач. 1917 г. Л. обращался к обер-прокурору Синода с жалобами на бедственное положение саратовского в честь Преображения Господня монастыря , бывшего местом его пребывания, и с просьбой о переводе его обратно в Оренбургскую епархию. Разногласия Л. с правящим архиереем периодически приводили к конфликтам. После Февральской революции 1917 г. Л. опубликовал не согласованные с правящим Саратовским еп. Палладием (Добронравовым) воззвания, в газ. «Саратовский листок» напечатал письмо, в к-ром объявлял о несогласии с еп. Палладием и обвинял его в принадлежности к сторонникам «распутинского строя». В апр. того же года епархиальным съездом духовенства еп. Палладий и Л. были смещены со своих кафедр. 5 мая 1917 г. указом Синода Л. был официально уволен с определением ему местопребывания в астраханском Покрово-Болдинском мон-ре. После этого он обращался в Синод с просьбой о возвращении «на активную деятельность». Астраханский и Царёвский еп. сщмч. Митрофан (Краснопольский ; впосл. архиепископ) ходатайствовал о назначении Л. викарием Астраханской епархии.

http://pravenc.ru/text/2463515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАУМ [Груз. ] (Шавианидзе Наум Григорьевич; 27.07.1889, с. Охомира Кутаисского у. и губ.- 3.03.1969, Кутаиси), митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Род. в семье псаломщика Григория Окропировича Шавианидзе († 17 марта 1905) и дворянки из с. Заратели Евдуки Гошхетелиани (ДВГЭ. 1905. 9. С. 6). В 1896 г. определен в Кутаисское ДУ (окончил 2 июля 1904). Преподавателем Н. был М. Г. Пхаладзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) ); в одном классе с Н. учился А. Шанидзе (впосл. груз. ученый, академик), с к-рым Н. был дружен до конца жизни. В 1905 г. Н. открыл школу в родном селе, где обучал крестьянских детей, прививая им любовь к Богу и родине. Односельчане высоко почитали Н.; современники рассказывали, что машинисты останавливали поезд, когда видели Н. возле путей, и сажали его в состав, чтобы подвезти. Впосл. усилиями Н. и известного врача Н. Мхеидзе в с. Орпири открыли железнодорожную станцию (Митр. Наум//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1984. Вып. 2. С. 48 (на груз. яз.)). Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) В 1908 г. Н. поступил в Кутаисскую классическую гимназию и был назначен преподавателем церковно-приходских школ сел Набослеви, Кока и Охомира (ныне в муниципалитете Ткибули). 18 янв. 1912 г. его определили псаломщиком в храм в честь Вознесения Господня в Цуцхвати. В февр. 1913 г. в связи с 300-летием Дома Романовых награжден юбилейной нагрудной медалью (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57641). Ок. 1916 г. Н. женился на Нимфодоре (домашнее имя Додола) Тариеловне Кекелидзе (род. в 1895, умерла в молодости); в семье было двое сыновей - Шалва и Отар. 15 сент. 1915 г. переведен на должность псаломщика в кутаисский храм в честь Вознесения Господня в Сапичхии; 30 марта 1916 г. занял должность внештатного диакона в кутаисском кафедральном соборе во имя блгв.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010