Бубуруз П., Апостольское Предание св. Ипполита Римского . Перевод с латинского и предисловие, БТ-5 (277–296) Буйэ Л. (см. ниже Bouyer L.), Евхаристия (Машинопись). Воронов Л. , Литургия по Testamentum Domini nostri J.C., БТ-6 (207–219) Глубоковский Н., О пасхальной Вечери Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства, Киев, 1906. Голубцов А. , Чиновники холмогорского Преображенского Собора, Москва, 1903 (см. библиографию в Р-1159). Горский А., Совершил ли Иисус Христос пасху иудейскую..., Москва, 1851 (см. библиографию в «Анафоре», БТ-13). Горцев И., Божественная Литургия на Златоуста, София,1942) 43. Гяуров Х., Денат на Тайна Вечеря, София, 1952. Деснов Н., Недоуменный вопрос из чина литургии св. Иоанна Златоуста , БТ-4, 1968, 181–189. Деяния Московских соборов, 1666–1667 гг., 11, М., 1895. Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока, I – Киев, 1895; II – Киев, 1901; III – Петроград, 1917. Дмитриевский А., Богослужение в Русской Церкви в XVI в., Казань, 1884. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры . Перев. с греч. А. Бронзова , СПб., 1894. Карабинов И. , Евхаристическая молитва (Анафора), Спб., 1908. Киприан (Керн) , Евхаристия, Париж, 1917. Красносельцев Н. Материалы для истории чинопоследования Литургии св. Иоанна Златоуста , Казань 1889. Мансветов И. , Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-литургическое исследование, М.,1882. Муретов С. , К материалам для исторического последования литургии, Сергиев Посад, 1895. Муретов С. , Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава Литургии» Константинопольского Патриарха Филофея, Опыт историко-литургического исследования, М., 1895. Николай, еп. Макариопольский, Богословие святой Евхаристии, (Машинопись, 1971). Орлов М. , Литургия св. Василия Великого , СПб., 1909. Петровский А. , Древний акт приношения вещества для таинства евхаристии и последования проскомидии, «Христ. Чтен.», 84, 1904, март. Скабалланович М. , Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типика с историческим введением, I, Киев, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1714 г. сооружен вместо обветшавшего Троицкий храм с бочкообразным покрытием. Была здесь и шатровая колокольня, построенная в XVII веке и возобновленная в 1843 г. В книге " Русское деревянное зодчество”, изданной в 1942 г. Академией архитектуры СССР, о храмах написано следующее: " На погосте две церкви: Богоявленская 1643 г., Троицкая 1714 г. и колокольня 17 в., перебранная в 1843 г. Богоявленская церковь, видимо, в конце 19 в. обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. В трапезной Троицкой церкви посередине поставлен резной столб, поддерживающий балки потолка, церковь обшита тёсом”. К сожалению, комплекс храмов Елгомского погоста до наших дней не сохранился, остались только фотографии. Уникальным памятником торговых международных связей являются два колокола обители. О них упоминалось в Олонецком сборнике в 1894 г. в статье А. Воронова. Древнии надписи на колоколах: «Въ Елгомской пустын, ceлehiu, лежащемъ въ 170 верстахъ къ востоку отъ Каргополя, находятся на двухъ колоколахъ лamuhckiя надписи. Надписи эти были напечатаны въ Олонецк. Вдом. 1873 г. 75, но не совсмъ точно, а именно: На 1-мъ (всомъ въ 1 пудъ): AbbasmihinomenivdocideditR DCabargentear. 1641 года. На 2-мъ (всомъ въ 3 пуда): Anno 1631. Henrick-Ter-Norst-me-fecit-baventriae 1) Было напечатано baventriae вмсто Daventriae, отчего 2-я надпись не могла быть удовлетворительно переведена, и Norsmbмcmo Horst. 2) Надписи были напечатаны буквами неодинаковой величины (это обстоятельство было бы неважно, если бы смыслъ той и другой надписи былъ понятенъ). Первую изъ этихъ надписей перевести трудно (быть можетъ, она не прочтена, какъ слдуетъ), а вторая переводится такъ: „Генрихъ-Теръ-Горстъ (очевидно, имя мастера) сдлалъ меня, т.е. колоколъ, въ Девентер " (Девентеръ – городъ въ Гoллahдiu, см. Реклю „Земля и люди " т. IV, стр. 358). И такъ въ Елгомскихъ колоколахъ мы имемъ pдkiй въ Олонецкой ryбephiu памятникъ торговыхъ choшehiй Pocciu съ Голландцами въ 17-мъ cmoлmiu». Известны три настоятеля – строители Елгомской пустыни: Антоний - 1670-1677 гг. и монах Феодосий, на него дана грамота митрополита Новгородского Иова от 11 января 1711 г. о разрешении возведения нового, взамен ветхого от времени, Троицкого храма. К началу XVIII века в пустоши было 20 монахов, которые вступали в конфликт с местными крестьянами, захватывая их земельные полосы. А старец Андроний развернул с черносошенными крестьянами судебную тяжбу по поводу работ на монастырь и принадлежности окрестных угодий, которая закончилась не в пользу мирян. Здесь фигурирует имя участника Северной войны мошанника (видимо, житель Моши) крестьянина Ивана Леонтьева сына.

http://sobory.ru/article/?object=38532

Возрастным священно- и церковнослужителям выплачивалась пенсия от епархиального управления. В годовом отчете епископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) за 1969 год значится монахиня Агния (в миру Анна Павловна Нарциссова). Ее нет в монастырских списках 1917 года. Но как стало известно благодаря помощи заведующей Саратовским епархиальным архивом Н.Н. Лобановой, монахиня Агния (1894 — 6 декабря 1989) была дочерью псаломщика из Переславля-Залесского и в свое время поступила в общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортово. После ее закрытия с 1920 года Анна Нарциссова была послушницей в Крестовоздвиженском женском монастыре Саратова вплоть до его закрытия в 1928 году. Как она пишет в автобиографии, хранящейся в личном деле: «В обители я находилась первое время на послушании в просфорне, а через 3 месяца была одета в рясофор игуменией Антонией, а в г. приняла постриг от иеромонаха о. Пантелеимона [в] Крестовой церкви г. Саратова (он всех в обители постригал по приглашению)». С 1928 по 1934 год монахиня Агния была чтицей, певчей и алтарницей в Митрофаниевском храме Саратова. После его закрытия при архиепископе Афанасии (Малинине) с 1934 года работала в Свято-Троицком соборе — вплоть до его закрытия. Позже, поскольку в Саратове не осталось ни одной действующей церкви, трудилась домработницей, в начале войны копала окопы по государственной мобилизации. После открытия собора в 1942 году и до выхода на пенсию в 1969-м служила в нем сначала певчей и чтицей, затем алтарницей и ризничей. Скончалась 6 декабря 1989 года. О других насельницах саратовской женской обители нам пока известно немного. Некоторые инокини и монахини после войны проживали поблизости от Духосошественского собора, официально переданном епархии в самом начале 1948 года, и были его прихожанками. Многие упокоились на старом Воскресенском кладбище города Саратова. Кладбище это пришло на смену старому Ильинскому кладбищу и было открыто в 1836 году. 7 мая 1844 года здесь была освящена Воскресенская церковь, по имени которой стало именоваться и само кладбище.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/sarato...

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Алексия о проходивших в Москве с 24 по 31 января 2003 года XII Международных Рождественских образовательных чтениях, Священный Синод постановил образовать Координационный комитет по подготовке очередных Международных Рождественских образовательных чтений под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, которому было поручено представить на утверждение Святейшему Патриарху список членов Координационного комитета. Заслушав доклад Митрополита Минского и Белорусского Филарета, сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, Священный Синод постановил возложить ответственность за проведение этого празднования в городе Курске на архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Священный Синод одобрил доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, о новых материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви, и постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 — 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940), священника Тимофея Ульянова (1900 — 23 июня 1940), священника Василия Протопопова (1886 — 8 июля 1940), иеромонаха Илии (Вятлина; 1867 — 5 апреля 1938), диакона Иоанна Смирнова (1887 — 18 августа 1939), Петра Игнатова (1904 — 14 ноября 1941), послушницы Параскевы (Макаровой; 1878 — 7 марта 1938); от Петрозаводской епархии: протоиерея Николая Богословского (1875 — 4 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: священника Викторина Добронравова (1889 — 28 декабря 1937); от Саратовской епархии: священника Космы Петриченко (1869 — 16 ноября 1937).

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

Можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Парголовский храм посещали представители творческой интеллигенции, снимавшие дачи неподалёку или гостившие у своих друзей: Н. С. Лесков, А. Блок, Д. И. Мамин-Сибиряк, И. Е. Репин, Ф. Шаляпин и многие другие. В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов (1879, 1881?-1942?), арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков (1894-1941), который был сыном диакона храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель храма протоиерей Стефан Черняев (1886-1937), расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин (1882-1967), настоятели протоиерей Филофей Поляков (1893-1958), Александр Мошинский (1885-1955) и, вероятно, другие. Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён блокадный настоятель храма протоиерей Александр Мошинский. В советское время Шуваловское кладбище стало последним приютом как для многих известных городских священнослужителей, так и для деятелей науки и искусства. В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, и храм, перестал относиться к Пригородному благочинию. В 70-е годы к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены, а население округи увеличилось в десятки раз. Храм стал настоящим городским храмом. Современное состояние [ править править код ] В последние годы храм постоянно украшался и реставрировался, успешно работала воскресная школа, было начато издание приходской газеты «Спасо-Парголовский листок». Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Парголов...

Особой заслугой Д. было то, что он ввел в исследование Палестины сведения из этнологии Ближ. Востока, не упуская из виду и др. сфер широко понятого страноведения, от зоологии до археологии. Он исходил из верной предпосылки, что среди араб. населения Палестины сохранилось много древних обычаев во всех сферах жизни, к-рые могли прояснить как соответствующие тексты Библии, так и в целом условия человеческого существования в библейские времена. С исследованиями Д. о языке Иисуса Христа связана работа о местах Его проповеди «Места и пути Иисуса» (Orte und Wege Jesu), начинающаяся с общего обзора Палестины. Д. считает исторически достоверным факт рождения Иисуса в Вифлееме и пытается проследить маршрут бегства Девы Марии и Иосифа, уделяет особое внимание установлению местоположения Голгофы и делает вывод, что Гроба Господня храм расположен на том самом месте, где произошло Воскресение Христово. Для Д. исследование исторической географии важно и с т. зр. богословия. «То, что проповедовали христиане, было не новой философией или теософией, которая может преобразить землю вне времени и пространства, но историей Иисуса из Назарета, которая осталась бы мифом, если бы не имела никакой связи с реальными местами» (Ibid. S. 380). Исследования Д. нашли отражение в монументальных собраниях и многочисленных публикациях, среди к-рых многотомное «Ремесла и обычаи в Палестине» (Arbeit und Sitte in Palästina), а также топографические и археологические публикации, напр., «Петра и ее скальные храмы» (Petra und seine Felsheiligtümer. Lpz., 1908, с доп.: Neue Petra-Forschungen und der Heilige Fels zu Jerusalem. Lpz., 1912). Соч.: Der Gottesname Adonaj und Seine Geschichte. B., 1889; Grammatik des jüdisch-palästinischen Aramäisch. Lpz., 1894. Darmstadt, 19814; Orte und Wege Jesu. Gütersloh, 1919, 19243. Darmstadt, 19674; Arbeit und Sitte in Palästina. Gütersloh, 1928-1942. 7 Bde; Jerusalem und sein Gelände. Gütersloh, 1930. Лит.: Ott H. Um die Muttersprache Jesu: Forschungen seit G. Dalman//NTIQ. 1967. Bd. 9. S. 1-25; Männchen J. G. Dalman als Palästinawissenschaftler in Jerusalem und Greifswald, 1902-1941. Wiesbaden, 1993; Palästinawissenschaft in Deutschland: Das Gustaf-Dalman-Inst. Greifswald 1920-1995/Hrsg. Chr. Hardmeier. B., 1995; Heinemann O. Die Gustaf-Dalman-Sammlung in Jerusalem: Christ-Sein und Palästinawissenschaft//Zeichen aus Text und Stein: Stud. auf dem Weg zu einer Archäologie des NT/Hrsg. S. Alkier, J. Zangenberg. Tüb., 2003. S. 88-109.

http://pravenc.ru/text/Дальман.html

Отец Григория Александровича – Александр (I) Илларионович, мы предполагаем, получил назначение на должность священника в Воскресенскую церковь погоста Чернейка после кончины своего дяди, старшего брата отца – Андрея Петровича Воскресенского. Воскресенская церковь находилась от Ржева в 30 верстах, на левобережье лесной речки (ручья) Чернейка восточнее деревни Полубенное . Каменным храм стал в 1822 г. и священники Воскресенские стали свидетелями и ее строительства и освящения. В церкви располагалось три престола: Воскресенский (холодный придел), Знамения и мученицы Параскевы. Ее прихожанами (409 дворов) были жители Ржевского уезда Тверской губернии (сёла Павлюки и Авдотьино; сельца: Малые Павлюки и Пальцево; деревни: Полуденное (Полубенное корытце), Дворково, Макарово, Ключи, Высокое, Филково (Фильково), Тархово, Еленка, Зуи, Крутики, Павлюки, Щетинкино, Светителево, Кисарово (Косарово), Ашурково, Головково, Ивлицы, Мироново, Фёдоровка, Коротино) и населенные пункты Бельского уезда Смоленской губернии (дер. Посвисталки и Матюково) c. 504]. В Тверском архиве сохранились церковные документы Воскресенской церкви: опись 1881 года, метрики с 1820 года, исповедальные с 1851 года, план на землю. В настоящее время большинство этих населенных пунктов не существует: виной тому – время и война. В 1941–1942 году здесь происходили ожесточенные бои, намертво уничтожившие жизненные пристанища, существовавшие не одну сотню лет. Кладбище сохранилось и поныне действует. Григорий Александрович Воскресенский в последствии заслуженный профессор Московской Духовной академии, член-корреспондент Императорской Академии наук (1894 г.) родился в с. Чернейка Ржевского уезда 27/01 (по стар. стилю) 1849 года. В 1858 году в возрасте 9 с половиной лет он был принят в Ржевское духовное училище. Окончив его в 1864 году, поступил в Тверскую духовную семинарию, где был одним из лучших ее учеников. На учебу его принимал епископ Серафим (Протопопов Симеон Иванович, 1818–1891), образованнейший наставник и реформатор педагогической деятельности России второй половины XIX века, редактор журнала «Православный собеседник», ранее профессор Казанской духовной академии, впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский, позже епископ Рижский, Самарский и Ставропольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Первый камень в основание храма был заложен в 1894 году, а торжественное освящение произошло 2 (15 по н.с.) октября 1903 года. Не так давно, в 2003 году отмечалось ее столетие. Примечательно, что сначала была возведена трехъярусная 33 метровая колокольня, а уже потом пристроена церковь. Удивительно, но архитектору удалось лаконично объединить постройки разных лет в один ансамбль. В основе архитектуры храма лежат мотивы русско-византийского зодчества. По понятным причинам в 30-х годах храм был закрыт (однако, местные жители не допустили его разорения), и уже в 1942 году в годы немецко-фашистской оккупации его стены вновь приняли прихожан. Масштабная реконструкция всего храма проходила в трудные перестроечные 90-е годы, но в настоящее время Храм Святого Ильи полностью восстановлен и принял первоначальный вид. Особо почитаемый праздник у сакчан 2 августа – день Святого Пророка Илии. В этот день гостей города ожидает необычное природное явление уже давно не удивляющее местных жителей. В день Святого Илии, в вечно солнечных летом Саках либо пасмурно, либо идет дождь. Помимо этого храма в Саках на территории военного санатория есть церковь святителя Луки (самого почитаемого в Крыму святого, его покровителя). (http://www.saki.ru/about/relax.php) Небольшой город Саки широко известен как бальнеологический курорт, куда издавна съезжалось множество больных в надежде поправить здоровье местными грязями. Для духовного исцеления при сакской лечебнице в 1861 году была выстроена небольшая каменная церковь. Инициатива строительства храма в Саках принадлежала святителю Иннокентию (Борисову), епископу Херсонскому и Таврическому. В 1853 году Херсонская духовная консистория ходатайствовала перед Главным управлением путей сообщения и публичных зданий о рассмотрении проекта церкви при Сакском соляном озере, который разработал Херсонский епархиальный архитектор. Проект был отклонён, хозяйственное управление Синода предложило свой проект сметной стоимостью 8.000 рублей серебром. 13 декабря 1856 года Святейший Синод рассмотрел и одобрил представленный проект и рекомендовал " препроводить архиепископу Херсонскому новый проект относительно построения церкви при Сакском соляном озере с предоставлением сведений с заключением и возвращением того проекта " . 25 апреля 1857 года архиепископ Иннокентий ответил Синоду: " Честь имею уведомить, что дело остановилось за прошедшею войной и вследствие ее может совершенно переиначиться, ибо церковь предполагалась к постройке главным образом ради существовавшего там больничного заведения, от которого не осталось теперь ни щепки. Готовится прожект о возведении нового здания, в состав коего думают ввести и церковь " . Святитель Иннокентий предполагал построить в Саках обширный храм и изыскивал для этого средства.

http://sobory.ru/article/?object=08790

Постройка храма началась 10-го мая 1884 г. Камень из карьера доставляли на станцию Пятигорск, где он разгружался жителями слободки. Храм возводился в порядке народной стройки во вне рабочее время и в праздничные дни. Строительные материалы: лес, цемент, железо, стекло приобретали на деньги, собранные жителями поселка. Из архивных источников известно, что для надзора за строительством пригласили бывшего начальника Пятигорского округа подполковника Каринцева Дмитрия Федоровича, а с духовной стороны - настоятеля Спасского Собора протоиерея Василия Эрастова, священника Михаила Закхеева и диакона Львого. Следить за правильностью воплощения инженерных замыслов поручили инженер-капитану Павлу Алексеевичу Грязнову. Сведений о процессе постройки не сохранилось и автор проекта точно не известен. Обычно с историей завершения строительства связывают имя архитектора Андрея Николаевича Клепинина (1871-1954), который прибыл как раз в это время на службу в Дирекцию Кавказских Минеральных Вод. Из воспоминаний его потомков известно, что он строил церковь в Пятигорске в конце XIX в. Михайловский храм был единственной постройкой подобного рода в этот период. Здание церкви возводилось одновременно с постройкой станции Пятигорск. Предполагалось в 1894 г. открыть движение поездов по минераловодской ветке, а в 1896 г. закончить прокладывание железной дороги от станции Бештау до станции Железноводск. Работа велась усиленно и поэтому строительство церкви несколько замедлилось. Наконец, в 1898 г. постройка храма была завершена. 20 апреля (3 мая н.ст.) Преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Владикавказский, освятил храм в честь св. Архангела Михаила. В 1900 г. к востоку от храма было построено здание церковно-приходской двухклассной школы. Позже она была преобразована в начальную четырехклассную школу. В этом же году был построен дом для священника. В годы коммунистического лихолетья (1920-е), когда закрывались и взрывались православные храмы, в Пятигорске было закрыто 10 церквей. Однако в Михаило-Архангельском продолжали совершаться богослужения и требы. И все же в 1936 г. храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны, в годы оккупации Пятигорска, немецкое командование с целью привлечения местного населения на сторону оккупационной власти начало капитальный ремонт храма. К концу ноября 1942 г. реставрационные работы были окончены, и уже 5 декабря в 11:00 состоялся торжественный крестный ход из Лазаревской церкви к Михайловскому храму, который возглавил оккупационный «епископ» Николай Автономов. Храм был «освящен» и на следующий день в нем была отслужена литургия.

http://sobory.ru/article/?object=23407

С.А.Добровольский, скончавшийся в 1882 году в возрасте 27 лет, похоронен возле церкви. Здесь же похоронен 3-летний сын Дубенских, скончавшийся от тифа. Судя по кладке из разносортных кирпичей, церковь строилась при небогатом финансировании и непосредственном участии самих крестьян. Престолов в храме три: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах - во имя святого мученика Димитрия Солунского (освящен в 1814 году) и святых мучеников Флора и Лавра (освящен в 1825 году). Зимние службы проходили в Дмитровском приделе. При церкви имелось 30 десятин земли (1 десятина - 1,09 га). Приход в XIX веке состоял из села Крюково и деревень Лазаревки, Борисово, Заболотье, Ново-Еммануиловки, Ивановской, Васюнино, Ново-Недановки, в коих по клировым ведомостям числилось 751 душа мужского пола и 825 женского. Прихожане из других деревень часто оставались на ночлег в церковной сторожке. Про бывшего помещика Дубенского здесь и поныне ходит молва, что был он с крестьянами очень строг, даже лют. По заведенному им же порядку, прежде чем девушка выходила замуж, она должна была переспать с барином. Однажды в этих тихих местах хотели обосновать свою обитель монахи, но Дубенский, зная нелюбовь монахов к вязам, посадил во всей округе именно эти деревья. Соседствовать с вязами монахи не стали. Близость к Меленковскому району сказалась на наличии в округе нескольких ветряных мельниц, остатки одной из которых сохранились в Крюково и поныне. Также мельницы были в деревнях Протасьево, Новопокровское. На мельницах мололи выращенную здесь же рожь, просо, гречу. С 1894 года в селе Крюково существовала земская народная школа, в которой в 1896 году было 50 учащихся. При храме сохранились пруды Барский, Соленый, Свежий. Подземные воды в этих местах залегают очень глубоко, поэтому пруды являлись основным источником воды. Даже зимой лед из прудов кололи и запасали на воду. К прудам здесь относятся по-особому, поэтому каждый имеет свое название: Забалуиха, Гамазей, Канышки, Бабий и др. Большой колокол с церковной звонницы сняли в 1930-х годах, но в силу большой набожности местных крестьян (особенно ивановских) храм всегда был действующим, хотя с 30-х годов священники в церкви стали часто меняться и приезжать из Владимира. В 1942 году священника вообще не было, и за храмом следили сами прихожане. По словам местных жителей, во время Великой Отечественной войны его пытались закрыть, но сторож Сергеев стоял у замка с топором день и ночь, не дав разграбить церковь. Впоследствии его раскулачили, лишив дома и коровы. Позже небольшой колокольчик повесили прямо у входа. С 1945 года епархия выделила священника.

http://sobory.ru/article/?object=04096

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010