Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1885–1892 гг. Фотография. 2000 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1885–1892 гг. Фотография. 2000 г. Вскоре начали строить храмы и в визант. стиле. По проекту с.-петербургского архит. Г. В. Розена в 1887-1894 гг. был достроен 5-главый Казанский кафедральный собор, начатый в русско-визант. стиле. Эта перестройка привела к неудачному результату: главы были слишком маленькими для основного объема, колокольня, задуманная как отдельно стоящая, не только не сочеталась с новым ярусом звона, но и оказалась соединенной с храмом необычно длинной галереей. Более удачна приходская Казанская ц. в Иркутске (1885-1892, архитектор неизв.). В основе храма - тетраконх, центральный и боковые объемы которого увенчаны главами, 4 шатровые главы поставлены по диагонали вокруг центрального барабана. С запада к храму примыкает ярусная колокольня, равная по высоте главам-шатрам. В целом получилась 10-главая, отличающаяся некоторой нечеткостью и перегруженностью деталями композиция. Она не имеет точных аналогов и является, видимо, развитием идей неосуществленного конкурсного проекта храма для Тифлиса (архитекторы В. А. Шретер, А. Л. Гун, 1866): колокольня выдвинута вперед, над зап. и вост. конхами сооружены главы. Одновременно композиция обнаруживает близость к ряду проектов рус. стиля, в частности Н. А. Горностаева и Р. Р. Марфельда. Архитектура новой Благовещенской ц. в Иркутске (1888-1890, разобрана в 1931) сочетала формы византийского и русского стилей: основной объем имел 4 маленькие диагональные главки, в трапезной размещалось 2 объемно выделенных придела, колокольня на монументальном основании превосходила храм по размерам. Последний храм византийского стиля в епархии - Никольская ц. в с. Голуметь (Черемховский р-н, 1910-1914) - был построен по проекту местного инженера Н. И. Дудицкого и представляет собой «исправленный» и упрощенный вариант кафедрального собора Иркутска. Церковь во имя свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в с. Аларь. 1884–1890 гг. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/674055.html

В числе своих трудов П. Д. упоминал целый ряд экзегетических, богословских и аскетических сочинений. Однако анализ текстов показал, что почти все они представляют собой дословные заимствования из произведений др. авторов, часто лишенные даже внутренней логики изложения. По-видимому, П. Д. прежде всего стремился умножить количество и объем своих «трудов», мало заботясь об их содержании ( Meyvaert. 1963. P. 133-135). Трактат «О святых местах» (1137; сохр. в рукописи-автографе П. Д.- Cassin. 361), посвященный аббату Вибальду, основан на 3 текстах: одноименном сочинении Беды Достопочтенного , анонимном и неизвестном по др. источникам путеводителе по Иерусалиму нач. XII в., а также «Паломничестве» Эгерии. Значение сочинения П. Д. состоит в том, что он располагал более полным текстом труда Эгерии, чем представленный в единственной дошедшей до наст. времени рукописи (т. н. Codex Aretinus). Однако (в отличие от текста соч. Беды Достопочтенного) П. Д. пересказывал текст Эгерии, а не дословно копировал его, поэтому не всегда ясно, на какой источник он опирался в том или ином месте ( Черняк А. Б. Текстология «Паломничества Эгерии к святым местам»//Acta Linguistica Petropolitana=Труды Ин-та лингвистических исследований. СПб., 2011. Т. 7. Ч. 1/Отв. ред.: Н. Н. Казанский. С. 543-560). Основную часть более поздней рукописи-автографа П. Д. (Cassin. 257) занимает пространное толкование в 4 книгах на Устав св. Бенедикта (частично изд.: Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 5. P. 82-165). Согласно П. Д., он начал эту работу по поручению аббата Сениоректа, а закончил уже при аббате Райнальде II. Взяв материал гл. обр. из комментария Смарагда, аббата мон-ря Сен-Мийель (IX в.), он дополнил его фрагментами из «Моралий» свт. Григория Великого, «Хвалы пустынножительству» Петра Дамиани, творений блж. Августина и др., к наст. времени еще не идентифицированных источников. Помимо пространного П. Д. составил краткий комментарий на Устав св. Бенедикта (Ibid. P. 165-174), в котором якобы описал обычаи (consuetudines) Монте-Кассино его времени.

http://pravenc.ru/text/2580386.html

Марии Магдалины при Тосненском детском приюте (1908), а также Успения Пресв. Богородицы в дер. Заручье (1896-1899) и прор. Илии в с. Посадников Остров (1900-1901) - обе перестроены Н. Трехчастная церковь в Келломяках отличалась гармоничным соотношением шатровой колокольни и пирамидального шатра основного объема, к-рый завершала луковичная главка на тонком барабане (предполагается воссоздание по проекту Р. М. Даянова), такие же 4 главки размещались в основании шатра. Сходный вид имела церковь в Лаврове, однако приземистый шатер был увенчан миниатюрным декоративным луковичным пятиглавием. Предположительно Н. спроектировал: ц. Покрова Пресв. Богородицы для дер. Бутково (проект 1894 г., освящена в 1905, разрушена в 1939); ц. арх. Михаила в дер. Синявино (по др. сведениям - архит. В. Ф. Харламов, 1897-1898, разрушена в 1942); деревянную шатровую с колокольней Казанскую ц. в с. Медвежье (1899, разрушена в кон. 40-х гг. XX в.) и колокольню Николаевской ц. в с. Копорье (1898-1899, ныне руины). В Николаевском муж. мон-ре в Ст. Ладоге в 1907-1908 гг. по проекту Н. была практически заново сооружена краснокирпичная ограда с башнями в стиле XVII в., но не было реализовано строительство спроектированного им 3-престольного с высокой шатровой колокольней храма подворья мон-ря в С.-Петербурге (1902) и не осуществлен проект (1909) реконструкции собора свт. Николая в формах новгородского зодчества XIV-XV вв. В Кронштадте по желанию свящ. Александра Таратина архитектором была спроектирована в стиле классицизма каменная часовня Тихвинской иконы Божией Матери в ограде Андреевского собора, представлявшая собой миниатюрную модель части собора на период после 1855 г. (1898-1899, разрушена ок. 1931, построена по измененному проекту в 2009). Вне С.-Петербургской епархии Н. является также автором проектов церквей в московско-ярославском, визант. и неорус. стилях: церкви-ризницы в Вауловском скиту Ярославской губ. (совр. Тутаевский р-н Ярославской обл.) (после 1903 (?), не сохр.); 3-частной 5-главой с шатровой колокольней деревянной Георгиевской ц.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

Лит.: Квашнин-Самарин Н. Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского. Тверь, 1887; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 107-108; Тюменев И. Верховья Волги//ИВ. 1894. Июнь. С. 705; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 198-199; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 269; Назарова Е. Л. Место Ливонии в отношениях между Новгородом и Псковом (1-я четв. XIII в.)//Историческая археология: К 80-летию Д. А. Авдусина. М., 1998. 352-359; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси: X-XV вв. М., 1970. С. 121, 243; он же. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV вв. М., 1998. С. 48-60; Кузьмин А. В. Торопецкая знать в XIII в.//RM. Vol. 10. S. 67-68; Валеров А. В. Новгород и Псков: Очерки полит. истории Сев.-Зап. Руси XI-XIV вв. СПб., 2004. С. 136-144. А. В. Назаренко, Е. В. Романенко Иконография Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» ( Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище ( Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.

http://pravenc.ru/text/159124.html

В рус. стиле К. соорудил и пятиглавую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» подворья Старочеркасского Ефремовского жен. монастыря на Крещенском спуске в г. Новочеркасске (1891-1893, не сохр.). Строилась церковь в память чудесного спасения царской семьи в Борках по инициативе игум. Иннокентии под наблюдением и под рук. местного епархиального архит. П. С. Студеникина, попечителями были Х. И. Попов и И. В. Дударев. Студеникин спроектировал и соорудил алтарь, св. ворота и колокольню. Иконостас был выполнен в московской мастерской Н. Г. Лебедева, иконы написаны московским живописцем С. К. Швыревым. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. 1897–1907 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. 1897–1907 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Эскиз бронзового фонаря. 1891 г. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. также выдержана преимущественно в рус. стиле XVII в., но возведена в кирпиче. Первоначально предполагалось освятить храм во имя Св. Троицы. 25 тыс. р. на постройку были собраны игум. Иосифом (Шумилиным) и в 1890 г. переданы преемнику игум. Рафаилу (Трухину), строительство велось при игум. Иерофее (Мелентьеве, с 1894). Храм был построен меньшего размера, чем был указан в плане. Закладка состоялась в 1897 г., за несколько лет до канонизации прп. Серафима Саровского, над кельей, где преподобный жил последние годы. Храм освящен митр. Антонием (Вадковским) 21 июля 1903 г., стал первым храмом с посвящением прп. Серафиму Саровскому. Церковь увенчана массивным шлемовидным куполом с луковичной главкой, фланкированной такими же 4 главками на глухих барабанах (высота 35 м). Центральная часть здания выделена 3 большими полуциркульными окнами; прясла, в к-рых они расположены, отделены 3/5-ными спаренными колонками и завершены килевидными кокошниками. Храм снаружи не оштукатурен, разнообразные многопрофильные и полуциркульные кокошники преобладают в его декоре. Сооружения К. разнообразны по типологии.

http://pravenc.ru/text/1470133.html

7),- в 5-6 км к северо-западу от центра совр. И. В центре И. (Телль-эль-Хасан) в 1936 г. была раскопана большая (ок. 20×35 м) базилика с 8 столпами и полуциркульной апсидой. Она отождествлена с упоминаемой Прокопием Кесарийским базиликой, которую отремонтировали при имп. Юстиниане. Части надгробия некоего игум. Кириака, умершего 11 дек. 566 г., были найдены при строительных работах на участке, приобретенном начальником РДМ архим. Антонином (Капустиным) в 1874 г. Сейчас здесь расположены 2-этажный дом, дом с часовней и сад. Участок принадлежал РПЦЗ, в наст. время располагается подворье РДМ, обслуживающее паломников. В центре И. находится греч. правосл. ц. св. Закхея. В центре И., на углу участка иером. Иоасафа (Плеханова), который передан РПЦ и сейчас представляет собой полузаброшенный сад, стоит дерево, почитаемое как сикомора Закхея. Здесь в 1883-1884 гг. иером. Иоасафом были открыты фрагменты полов с мозаиками византийской эпохи, позднее изучавшиеся экспедицией Н. П. Кондакова (раскопки Я. И. Смирнова, материалы фиксации не сохр., но фрагменты мозаик заметны в заросшем котловане). В 2008 г. дендрологическая экспертиза (Ю. Н. Карпун) подтвердила, что возраст сикоморы Закхея может превосходить 2 тыс. лет; Л. А. Беляевым проведена археологическая экспертиза иоасафовского участка (обе в рамках совместного визита офиц. делегации ИППО и МИД 13-17 окт. 2008). Планируется археологическая экспедиция для продолжения раскопок на участке. В И. также расположено румын. подворье с большой ц. Рождества Христова и Всех Румынских святых и парекклисионом Всех Палестинских святых (освящены в янв. 2000). Подворье представляет собой комплекс (проект С. Василеску и Х. Гавриса, строительные работы начаты в 1999 и не окончены), построенный в традиц. формах румын. архитектуры. Среди др. построек - францисканский храм и приют Доброго Пастыря (архит. А. Барлуцци , 1924-1925); рус. часовня св. Иоанна Предтечи, ц. св. Петра (1894). К востоку от центра И., в Хирбет-эн-Нитла, в 1954 г. была открыта церковь (5 археологических слоев IV-IX вв.).

http://pravenc.ru/text/293672.html

Прав. Иоанн Кронштадтский с семьей. Фотография К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга) Прав. Иоанн Кронштадтский с семьей. Фотография К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга) Всероссийская слава сделала И. К. желанным гостем в любом месте Российской империи, но первые 30 лет служения он почти не выезжал из Кронштадта дальше С.-Петербурга. Его звали закладывать и освящать церкви, больницы, благотворительные учреждения. Так, 1 сент. 1902 г. И. К. в присутствии главного командира кронштадтского порта вице-адмирала С. О. Макарова отслужил молебен на начало строительства кронштадтского Морского собора во имя свт. Николая Чудотворца. Раз в месяц он на день приезжал в Москву, по предварительной договоренности служил в одном из храмов, в т. ч. в Успенском соборе Московского Кремля, посещал Троице-Сергиеву лавру. Отъезд из Москвы был торжественным: по Высочайшему повелению специально для И. К. открывались парадные (царские) комнаты Николаевского вокзала ( Сурский. 1994. Т. 2. С. 270; Соллогуб. 1951. С. 12). Возможно, это был не только знак особого уважения, но и необходимая мера предосторожности, способ сохранить общественное спокойствие при скоплении народа. Распоряжением министра путей сообщения каждый раз для поездки в Москву и обратно ему предоставляли отдельное купе. С 1888 г., обычно в кон. мая - нач. июня, И. К. отправлялся в с. Сура навещать родных (см.: Хроника посещения о. Иоанном с. Суры в 1888-1907 гг./Сост.: В. Б. Милейко//Кронштадтский пастырь: Церк.-ист. альм. М., 2002. Вып. 1. С. 40). И. К. посетил мн. города империи: Астрахань, Архангельск, Брест, Вел. Устюг, Вологду, Воронеж, Выборг, Екатеринбург, Киев, Кострому, Курск, Н. Новгород, Самару, Одессу, Орёл, Ригу, Ростов-на-Дону, Саратов, Севастополь, Смоленск, Тулу, Харьков, Чернигов, Ялту, Ярославль и др. Неск. раз путешествовал по Волге (сохр. описания, относящиеся к 1893, 1894 и 1907), останавливаясь практически во всех городах и нек-рых селах от Углича до Царицына. Известны неск. особых поездок И. К. к больным за границу: одной из первых была поездка в Берлин (через Варшаву) помолиться о тяжелобольном рус. после гр. П. А. Шувалове. В 1901 г. И. К. посетил колонию прокаженных, расположенную в 25 верстах от ст. Молосковицы Балтийской железной дороги ( Михаил (Семёнов). 1903. С. 160). И. К. и царская фамилия

http://pravenc.ru/text/471321.html

Собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом мц. Александры Илиопольской в Воронцовском Благовещенском мон-ре в Псковской губ. (ныне в Торопецком р-не Тверской обл.) (1913-1915) был построен по проекту Н. на средства ярославского крестьянина В. Ф. Пустошкина в память основателя обители прав. Иоанна Кронштадтского. Отделка собора продолжалась до 1919 г. (закрыт в 1937). Он представляет собой одно из редких произведений неорус. стиля как в Псковском, так и в Тверском крае. Основной кубический объем выбеленного каменного храма увенчан луковичным пятиглавием. Изяществом отличается декор фасадов в духе раннемосковского и владимиро-суздальского зодчества (перспективные порталы, наборные наличники с килевидным верхом, аркатурно-колончатые пояса). Каждый фасад завершен 3 полуциркульными закомарами, с востока к четверику примыкают 3 полуциркульные в плане апсиды, с запада - 3-пролетная звонница псковского типа под килевидными навершиями. Всего к началу первой мировой войны Н. построил 54 храма: 36 - в провинции и 18 - в С.-Петербурге. Типологически в постройках Н. в С.-Петербурге особое место занимают монастырские подворья, на периферии - сельские приходские церкви, чаще с открытой краснокирпичной кладкой. Для его столичных работ характерно комплексное проектирование: храмы строились вместе с келейными корпусами (на подворьях), со зданиями для нужд религиозно-просветительских об-в и братств, часто на небольших городских участках, что усложняло задачу зодчего. В области гражданской архитектуры наиболее значительными произведениями Н. стали «парацерковные» сооружения: церковные дома (дом причта при ц. ап. Матфея на Петербургской стороне (ок. 1893)); зал для духовных бесед об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения на Стремянной ул. (1894-1895, не сохр.); дом Сампсониевского собора на Б. Сампсониевском проспекте, 43, правая часть (1896); дом епархиального братства Пресв. Богородицы на Боровой ул., 50-52 (1899-1901); здание Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства на ул.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

С 27 февр. 1898 г. И.- архиепископ Холмский и Варшавский. Назначен на кафедру после архиеп. Флавиана (Городецкого) , находившегося с ген.-губернатором г. Варшавы кн. А. К. Имеретинским в конфликтных отношениях. К новому архиерею Имеретинский также не благоволил. Люблинским викарием И. был еп. св. Тихон (Беллавин) , сопровождавший его 2-4 мая 1898 г. во время посещения г. Холм (ныне Хелм, Польша). После назначения еп. Тихона на Алеутскую кафедру в том же году викарием стал еп. Герман (Иванов), с 1903 г.- еп. Евлогий (Георгиевский) . 21 мая 1898 г. в Троицком кафедральном соборе И. встречал вел. кн. Владимира Александровича. 7 окт. 1901 г. в г. Томашове Петроковской губ. на освящении храма во имя мч. царевича Димитрия присутствовал имп. св. Николай II и имп. нмц. Александра Феодоровна , к к-рым возглавлявший церемонию архиерей обратился с особой речью. В 1898 г. И. освятил церковь на ст. Лапы, ц. мц. Татианы при 1-й варшавской муж. гимназии, ц. св. равноап. Ольги, приют и школу в Лодзи, в 1899 г.- храм в крепости Зегрже; совершил закладку сестринского общежития с трапезной ц. свт. Леонтия Ростовского в Вировском жен. монастыре. Освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца в Вене (4 апр. 1899), подарив приходу икону свт. Николая в серебряной позолоченной ризе, а также первую приходскую церковь в г. Прасныше Плоцкой губ. в честь Рождества Пресв. Богородицы (24 нояб. 1900). Кроме того, при И. были построены церкви в городах Радоме, Лукове, Велюне, Волковышках, Острове, Константинове, Сосновицах, Пултуске, Кольно, Влоцлавске, 6 церквей в селах, начато сооружение 10 церквей. Он выбрал место для храма свт. Алексия, митр. Московского, при больнице душевнобольных в Творках под Варшавой. Также И. попечительствовал постройке кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1894-1912; не сохр.), 9 нояб. 1900 г. освятил кресты перед их поднятием. На торжестве присутствовал кн. Имеретинский, через некоторое время скоропостижно скончавшийся. 21 нояб. 1901 г. И. отпевал его в варшавской Замковой церкви. С 8 дек. 1900 до 12 мая 1901 г. И. находился в отъезде, участвуя в заседаниях Синода в С.-Петербурге. 1 июня 1903 г. в дер. Гура освятил обновленный храм во имя свт. Леонтия Ростовского при загородном архиерейском доме, где он любил отдыхать.

http://pravenc.ru/text/293716.html

В с. Чудинове Орловского у. икона находилась в ц. Св. Троицы. Прославилась ок. 1888 г., когда от нее получила исцеление жена отставного чиновника Вятской казенной палаты В. М. Бахматова. Будучи на богомолье в с. Великорецком, она возвращалась через Чудиново, где узнала виденные ею незадолго до того во сне храм и икону, перед к-рой по ее просьбе был отслужен молебен. Лит.: Макаров Г. Благодатное заступление Божией Матери, явленное от иконы Ея «Всех скорбящих Радости»//ДС. 1888. Вып. 7. С. 111-112; Токмаков И. Д. Ист. сведения о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих радости», прославившейся в Москве в 1688 г., и о прочих списках с нея в России с прил. описания чрезвычайнаго явления от иконы… находящейся в дер. Клочки, близ С.-Петербурга, бывшее 23 июля 1888 г. М., 1890. С. 14-16. В Драндском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре близ Сухуми По преданию, икона была найдена в земле в 1885 г. во время восстановления Успенского собора. Нек-рые авторы упоминают о древней иконе мон-ря как о 2-сторонней, с изображением Богоматери (без уточнения иконографического типа) и прп. Антония Печерского ( Агафодор (Преображенский) , еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии на Кавказе близ Сухума. Ставрополь, 1901). По воспроизведениям написание этой иконы возможно не ранее 80-х гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков без Младенца и страждущих. Лит.: Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894. С. 15. 19002. В Ельце икона находилась в ц. Св. Троицы (1818, построена на месте старого храма), при к-рой была устроена часовня в честь иконы «В. с. Р.»; пользовалась местным почитанием после исцелений от нее. Лит.: Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1. С. 262. В Казанской губернии С 1832 г. в с. Багильдине икона (небольшого размера, особенности иконографии неизвестны, не сохр.) пользовалась особым почитанием у местного некрещеного чувашского населения. Лит.: Чудотворные и особенно местно чтимые иконы и крестные ходы в Казанской епархии. Каз., 1872. С. 54-55.

http://pravenc.ru/text/155562.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010