Ордынке, 24 (1902-1903, однокупольный храм, декорированный полуколонками и наличниками с разорванными фронтонами, не сохр.), реконструировал церкви св. Алексия, человека Божия, в Алексиевском мон-ре (1899, перестройка притвора и хор, создание ризницы и иконостаса), свт. Климента в Замоскворечье (1899-1900, реставрация) и Покрова Пресв. Богородицы в Красном Селе (1902-1904, капитальный ремонт с устройством приделов, архитектор сохранил классицистический стиль храма), перестроил часовню Знаменского монастыря (не сохр.), построил в 90-х гг. XX в. дом причта ц. Св. Троицы в Листах (ул. Сретенка, 27-29) и доходный дом по Трубной ул., 22. В последней по времени постройке Л.- 3-этажном на подвалах надвратном корпусе подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве (1913-1915) - впервые для зодчего элементы московско-ярославского стиля сочетаются с новой системой декора и деталями, выполненными в неорус. стиле (здание перестроено). Ныне на территории Москвы находится 4-ярусная красно-кирпичная колокольня Казанского Головинского мон-ря (1911-1913), завершенная невысоким шатром с главкой и покрытая ковровым кирпичным декором. Остальные постройки монастыря утрачены преимущественно в 70-х гг. XX в. Среди них также спроектированные Л. больничный корпус с ц. мц. Акилины (перестройка, 1898), трапезная (1898-1908), 2-этажный келейный корпус (проект 1904 г.). Л. работал в Московской губ.- построил 2-этажную Крестовоздвиженскую церковь-школу при Мишеронском стекольном заводе товарищества стеклянных заводов «Братья Н. и И. Костеревы» (1900-1902, перестроена) и деревянную одношатровую 3-частную Покровскую ц. в дер. Барвиха (1910-1911, не сохр., воссоздана на другом участке в 1996-2002), многоярусные надвратные колокольни в духе XVII в. для ц. Св. Троицы в с. Чашниково Московского у. (1895) и Покровской ц. в с. Кудинове Богородского у. (1900-1901), трапезную, ризницу и сторожку ц. Св. Троицы в с. Троицком Звенигородского у. (1894-1895), Васильевский корпус Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря в с.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

в дер. Борисово Старорусского р-на (1855); Успенская ц. в дер. Домаши Валдайского р-на (1862); Никольская ц. в дер. Рамушево Старорусского р-на (1869, не сохр.); Покровская ц. на Витке в дер. Трубичино Новгородского р-на (1873); Никольская ц. в дер. Левоча Хвойнинского р-на (1858-1865, 1875-1880, архит. Л. Я. Урлауб, завершение фасадов щипцами соответствует другому образцовому проекту - церкви на Собственной даче); Георгиевская ц. в дер. Минцы Хвойнинского р-на (1861, 1874); Покровская ц. в дер. Бель Валдайского р-на (1877); Успенская ц. в дер. Горнешно Маловишерского р-на (1896); Никольская ц. при ст. М. Вишера (1864, 1894, не сохр.) отличалась завершением в виде массивной луковичной главы на восьмерике поверх шатровой кровли. Вариант с пятиглавым верхом был представлен в ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в дер. Дрегли Любытинского р-на (1862-1863); в уездных городах - каменная Крестовоздвиженская ц. в Демянске (1869-1870, не сохр.; проект см.: ГАНО. Ф. 139. Оп. 1. Д. 455. Л. 1). Ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в с. Грузине. Гравюра. XIX в. Ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в с. Грузине. Гравюра. XIX в. К типу 3-частного храма с шатровой колокольней, 8-гранным барабаном и массивной луковичной главой 5 из 1-го альбома архит. Тона) с незначительно упрощенной отделкой относятся церкви: Знаменская в урочище Старухино Боровичского р-на (1866) и Тихвинская в дер. Учно Волотовского р-на (1852-1853, завершение утрачено). Тип «церкви в Саратове» (кубический бесстолпный объем, перекрытый куполом, в основании к-рого 4 миниатюрные главки, с декором в рус. стиле) представлен Христорождественской ц. на ст. Угловка Октябрьской железной дороги (1864, по проекту 1860-1861 гг. архит. А. И. Резанова). Примером одноглавого храма с шатровым завершением является ц. во имя свт. Василия Великого в дер. Васильевское Новгородского р-на (1871), с завершением фасадов остроугольными высокими щипцами и глухой главкой, венчающей пирамидальную кровлю, с «романскими» ползучими арочками и килевидными кокошниками.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1875–1894 гг. (не сохр.). Фотография. XIX в. (ГИМ) Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1875–1894 гг. (не сохр.). Фотография. XIX в. (ГИМ) Первым собственно классицистическим храмом на территории епархии стала ц. свт. Григория Неокесарийского в Иркутске (1802-1805, полностью перестроена в 1879). Согласно сохранившемуся проекту иркутского губ. архит. А. И. Лосева в духе палладианских произведений Н. А. Львова и Дж. Кваренги, с запада к ротонде примыкал портик в антах, апсида была оформлена портиком на полуколоннах, с севера и юга стены храма огибали открытые галереи. Влияние иркутской ротонды Лосева отражает архитектура монументального Казанского храма при Тельминской мануфактуре (Усольский р-н, 1814-1816); 1-я, деревянная церковь была возведена также по проекту Лосева (1799-1802, сгорела в 1804). Образ классицистического храма получил здесь весьма оригинальную трактовку. Храм построен по традиц. схеме: к ротонде с запада примыкает овальная в плане колокольня, с востока - обширный алтарь с полуциркульной апсидой. Ротонда храма и апсида перекрыты полусферическими куполами, колокольня состоит из 4 последовательно уменьшающихся овальных в плане объемов. С севера и юга стены храма огибают глубокие невысокие открытые галереи. Колокольня и алтарь фланкированы с севера и юга дополнительными помещениями, над к-рыми на уровне крыш галерей возвышаются цилиндрические объемы световых барабанов, вплотную придвинутые к основной ротонде. Их купола ниже ее, так что в целом пятиглавие образует пирамидальную композицию. Храм сохраняет характерные для барокко усложненность и контрастность сочетаний объемов, несколько измельченный плоскостный ордерный декор наложен на мощные объемы и лишен тектонической убедительности. Тем не менее выразительная архитектура делает этот храм одним из наиболее удачных и оригинальных произведений классицизма в Сибири. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске. 1885–1892 гг. Фотография. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/674055.html

Курковицы. Пятогорский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1890. Адрес: Ленинградская обл., Волосовский р-н, п. Курковицы Координаты: 59.424832, 29.670172 Проезд:а/д Выра (М20) - Кикерино - Кемполово (М11) Изменить описание Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Утоли мои печали " Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Курковицы. Пятогорский монастырь Пятогорский Богородицкий монастырь, общежительный, на мысе Вохонове, а затем самостоятельный Вохоновский Мариинский монастырь, он в 1900 году был переименован в Пятогорский Богородицкий и переведен на теперешнее место. При нем школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Выделился из Вохоновского Мариинского мон. Осн. в 1899 указом Синода на земельном участке (177,5 га), пожертвованном помещиком Е.Ф. Бабановым. Имел статус заштатного общежительного мон. Устроительница и первая настоятельница (1899–1917) – игум. Аполлония. По проектам арх. С.В. Садовникова построены: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Св. Архангела Михаила и Всех Святых (1894-99); дерев. ц. иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами Ап. Иакова Заведеева и Мц. Агриппины (1894-95) и кам. ц. Св. Вмч. Пантелеимона, примыкавшая к зданию больницы (1906). Мон. принадлежали дерев. ц. на ст. Кикерино: Преображенская (1909, арх. В.А. Воротилов; не сохр.) и Никольская (в наст. время восстанавливается), а также кам. Покровская ц. в г. Гатчина. На 1917 в мон. проживали 48 монахинь и 184 послушницы. В апр. 1929 мон. ликвидирован, церкви в Курковицах не действовали, а в 1930 закрыты. Здания переданы школе крест. молодежи (часть сохр. в перестроенном виде). В 1998 в ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроена часовня, затем освящена ц. Тихвинская ц. (быв. клуб) возвращена епархии. Лит.: Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри//С.-Пептербургские епархиальные ведомости. 1998. 20. С. 137-141 . Земельный участок у мызы Марьино пожертвован Вохоновскому Мариинскому монастырю в 1893 г. Е.Ф. Бабановым. После постройки всех строений в 1899 г. открыт как отдельный Пятогорский монастырь. Закрыт в 1929 г., постройки отданы колхозу, позже часть строений сломана. В настоящее время многие постройки заброшены и разрушаются. http://svyatayarus.su/church/detail/49931/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08426

В 1692 г. возобновились работы в Донском монастыре и З. было поручено закончить резьбу и иконы для иконостаса собора. В 1693-1694 гг. дядя Петра I боярин Л. К. Нарышкин привлек З. к украшению ц. Покрова Пресв. Богородицы в своем подмосковном с. Фили. По рисунку мастера был выполнен резной иконостас верхнего храма (сохр. полностью), иконы для которого были написаны с его участием (2 иконы местного ряда имеют авторскую подпись; ЦМиАР). В 1694 г. З. подрядился выполнить иконостас для Троицкой ц. на московском дворе боярина А. А. Матвеева, но не успел до конца года выполнить работу, очевидно из-за большой загруженности подобными заказами. В 1697 г. мастер делал иконостас (не сохр.) для ц. Спаса в Уборах, подмосковной вотчине П. В. Шереметева, который при строительстве этого храма взял за образец церковь в Филях. После смерти художника думным дьяком М. П. Тугариновым в Соловецкий монастырь для поминовения души З. были вложены иконы, в т. ч. незаконченные. В 1702 г. были проданы принадлежавшие семье харчевенная изба и квасное место в Земляном городе у Тверских ворот. З. был на редкость универсальным и разносторонне одаренным мастером, оставившим яркий след почти во всех сферах рус. изобразительного искусства посл. четв. XVII в. Под его рук. были созданы замечательные по красоте и пышности интерьеры мн. храмов московского, или нарышкинского, барокко, подчиненные единому замыслу мастера. С именем З. связан особый «живописный» стиль рус. иконы кон. XVII в., ориентированный на зап. художественную традицию. Лит.: Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1862. Т. 1. С. 130, 164, 167, 168; он же. Ист. описание моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 1893. С. 46, 149-150; он же. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 125; Вып. 3. С. 168, 170, 173; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 91-93; Извеков Н. Д., прот. Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честнаго Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве.

http://pravenc.ru/text/199975.html

Это направление в Подмосковье было сравнительно редким. В монастырском строительстве хрестоматийным примером является Никольский собор Хотькова монастыря (1899-1904, архит. Латков). Квадратный 4-столпный крестово-купольный 5-главый храм (угловые главы воссозданы в XXI в., при этом грубо заменена лицевая кладка собора) имеет выразительный силуэт благодаря высоким полукруглым закомарам ветвей креста, фасады которых прорезаны характерными для византийского стиля тройными арочными (итальянскими) окнами. Прототипом собора был один из ранних храмов визант. стиля - Казанская ц. у Калужских ворот в Москве (1876-1886, архит. Н. Никитин; не сохр.; Паламарчук. 1992-1996. Т. 2. С. 636-638). Выразительна тяжеловесная по формам приземистая 4-столпная ц. Рождества Христова в с. Рождестве Наро-Фоминского р-на (1894-1897, архит. В. А. Мазырин) с 3 закомарами на фасадах и отдельно стоящей колокольней. Лучший по архитектуре памятник визант. стиля Подмосковья - ц. Св. Троицы в Щурове в Коломне (1892-1907, архит. М. К. Геппенер, заказчик Э. Ф. Рингель; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России: Сер. XIX - нач. XX в. СПб., 2006. С. 98-99) в форме тетраконха с крупным куполом, карликовыми угловыми главками, 3-ярусной колокольней с запада и полосатой кирпичной кладкой. Храм в Щурове близок к кругу столичных проектов В. А. Шрётера и В. А. Косякова (Там же. С. 86, 94). Уникальна высокая (ок. 80 м) 5-ярусная надвратная церковь-колокольня Рождества св. Иоанна Предтечи (ныне св. Диомида) в Глубокове (погост Иванова Гора) Серпуховского р-на (1895-1899, архитекторы М. Я. Кульчицкий, А. А. Нетыкса, заказчик Д. М. Хутарев) с полосатой кладкой и фантастическим декором, аналогичная колокольне Благовещенского собора в Харькове (1888-1901, архит. М. И. Ловцов). Колокольня с 2 симметричными купольными храмами по бокам, бывшая частью храмового комплекса (не сохр.), построена на месте дуба, посаженного прп. Сергием Радонежским. Крайне редки были для правосл. храмовой архитектуры стилизации под европ.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В. Султанов, был выдающимся знатоком национальной средневековой архитектуры, реставрировал Троицкую ц. в усадьбе Шереметевых Останкино, пристроил к ней колокольню (1877-1878), реставрировал ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Путинках на М. Дмитровке (1897). Этот же стиль был использован при оформлении домовых церквей - напр., Троицкой ц. при больнице св. кн. Владимира (1881-1883; архит. А. П. Попов 3-й); входивших в ансамбли церквей во имя арх. Михаила с приделами во имя св. Александра Невского и вмц. Екатерины при клиниках на Девичьем поле (1894-1897, архит. А. Ф. Мейснер совм. с М. И. Никифоровым); часовен, к-рые могли быть частями сложившейся застройки, как часовня во имя вмч. Пантелеимона у Никольских (Владимирских) ворот Китай-города (1881-1883, архит. А. С. Каминский, не сохр.), поднимавшаяся над стенами и господствовавшая над Лубянской пл.; или служивших памятниками-мемориалами, напр. в сев. части Ильинского сквера часовня во имя св. кн. Александра Невского и в честь иконы Божией Матери «Знамение», посвященная рус. гренадерам - героям Плевны и освобождению Болгарии (1880-1887, архит. Шервуд). Кирпичный вариант рус. стиля был излюбленным для нек-рых архитекторов М., напр. для Г. А. Кайзера, автора большого числа церковных сооружений: трапезной (1893, не сохр.) при ц. мч. Трифона в Напрудном, ц. во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского, на Хуторской (1895), перестроенной ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Покровском-Стрешневе на Волоколамском шоссе (1896), домов причта и старосты ц. свт. Николая Чудотворца в Гнездниках (1900), ц. свт. Николая Чудотворца на Трёх Шорах в Нововаганьковском пер. (1900-1902), ансамбля Никольского Греческого мон-ря (1901), дома причта ц. свт. Николая Чудотворца в Хлынове в Хлыновском тупике (1902). Продолжением стиля Тона в соединении с русским стилем в варианте ярославского и московского зодчества сер. XVII в. стало творчество архит. П. А. Виноградова. К его работам относятся: Московский епархиальный дом в Лиховом пер. (1902), ц.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Свт. Иннокентий (Кульчицкий) обратился в Святейший Синод с ходатайством о «приписке к Иркутской епархии дистриктов Ильминск и Якутск» (Иркутские ЕВ. 1896. 15. С. 353). 16 нояб. 1731 г. из С.-Петербурга в Иркутск были отправлены указы об упорядочении границ Тобольской и Иркутской епархий, в результате чего к Иркутской епархии были причислены мон-ри селенгинский Троицкий, киренский Троицкий, якутский Спасский и пустыни Братская (приписная к иркутскому Вознесенскому монастырю), Покровская и Успенская (приписные к якут. Спасскому мон-рю), а также храмы Балаганска (совр. Иркутская обл.), Илимска, Киренска и Якутска. В 1733 г. Синод присоединил к Иркутской епархии Охотск и Камчатку. В 1796 г. на севере Америки было учреждено Кадьякское вик-ство Иркутской епархии для окормления новоприсоединенных к Российской империи Алеутских о-вов и Аляски. 10 апр. 1799 г. во епископа Кадьякского был хиротонисан Иоасаф (Болотов) , погибший в пути к месту служения. Новый архиерей на Кадьякскую кафедру не был назначен, и она осталась под управлением Иркутских епископов. В это же время к Иркутской епархии были присоединены расположенный к западу от Иркутска г. Нижнеудинск (совр. Иркутская обл.) и его округа. В 1822 г. в состав Иркутской епархии вошла Енисейская губ. Т. о., территория Иркутской епархии в 1-й четв. XIX в. включала Енисейский край, Прибайкалье, Забайкалье, Якутию, Камчатку, Дальн. Восток и территорию Русской Америки, что делало расположенную на 2 континентах епархию самой большой церковной областью Российской империи с территорией ок. 10 млн кв. км. Церковь Богоявления в Верхоленске. 1718 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (ИркОХМ) Церковь Богоявления в Верхоленске. 1718 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (ИркОХМ) В 1832 г. начался процесс уменьшения размеров епархии, части ее территории отходили новоучреждавшимся кафедрам. В 1834 г. была образована Томская и Енисейская епархия (см. Томская и Асиновская епархия ), в 1840 г.- Камчатская, Курильская и Алеутская (см. Петропавловская и Камчатская епархия ), в 1852 г. в состав последней вошла территория Якутии. В 1894 г. была учреждена Забайкальская и Нерчинская епархия (см. Читинская и Забайкальская епархия ). С этого времени границы Иркутской епархии совпадали с границами Иркутской губ.

http://pravenc.ru/text/674055.html

XVII - 1-й трети XVIII в. с элементами барокко, возникали строительные артели. Как правило, храмы В. е. 2-й трети XVIII в. представляли собой небольшие кубические постройки, перекрытые сомкнутым сводом со световой главой на граненом барабане, с пониженными трапезной с приделами и колокольней с запада. Как и в др. районах Черноземья, в В. е. не получили распространения комплексы холодных и теплых церквей и 2-этажные храмы. Алтарные части имели разную форму (полукруглую, граненую или прямоугольную, с полукруглым выступом). Так, в Преображенской ц. Толшевского мон-ря (1759, перестроена в 1894) форма алтаря, возможно, повторяла воронежские храмы такого типа, как Никольский, ап. Иоанна Богослова (1748-1759, перестроен в 1799-1807, 1820, не сохр.), Рождества Богородицы (вмц. Параскевы Пятницы) (после 1748-1761, перестроен в 1825, не сохр.). Один из них, изящный Тихвино-Онуфриевский храм в усадьбе суконного фабриканта П. Н. Гарденина (1735-1746, перестроен в 1758-1762, 1795, 1873), первоначально был с деревянным приделом над трапезной (по-видимому, домовый храм заказчика) и декором четверика, в к-ром рамочные наличники с полуциркульным верхом гармонично сочетались с мотивами нарышкинского барокко (8-гранные окна верхнего света, волюты на ребрах граненого барабана). В селах подобные церкви продолжали строить в 60-х гг. XVIII в.- Архангельская в с. Чертовицком (1763), усадебная во имя прп. Алексия, человека Божия (1763, освящена в 1764), в с. Лосеве Воронежского у. (ныне пансионат «Репное» в с. Репном, входящий в адм. подчинение Воронежа), Троицкая в с. В. Ольшан (1769). Такие храмы могли иметь криволинейные посводные кровли, к-рым соответствовали низкие полукруглые фронтоны во всю ширину четверика, вероятно восходившие к фронтонам-полуглавиям (ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасская) в Воронеже, 1744-1755; Алексиевская ц. Акатова мон-ря после перестройки 1746-1755). Изредка встречались 2-этажные, с прямоугольной алтарной частью, как, напр., ц. Богоявления в с. Богоявленском (1748, характер завершения неизв.), и ярусные, с 2 восьмериками на четверике и конусообразной главкой, как ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В 1873 г. в 10 миссионерских школах обучалось 140 чел., в 1915 г. насчитывалось 58 миссионерских школ с общим числом учеников 1899. Еп. Аполлос заботился о христ. воспитании детей, его обращение к духовенству епархии на эту тему (Вятские ЕВ. 1883. 22. Ч. неофиц.) было признано Синодом образцовым и разослано по всем епархиям РПЦ. После 1884 г. в В. е. начали активно открываться церковноприходские школы, действовали также школы грамоты. В 1882 г. главный миссионер епархии прот. Стефан Кашменский основал братство во имя свт. Николая, целью к-рого было распространение среди крестьян Вятской губ. сведений об обрядах и о догматах правосл. Церкви для ведения диспутов со старообрядцами. Братство открывало школы для крестьян в возрасте от 25 до 40 лет, становившихся после окончания курса учителями в церковноприходских школах, распространяло миссионерские сочинения, содержало противораскольнического миссионера для руководства миссией Сарапульского вик-ства. В нач. 1916 г. при братстве был создан кружок любителей церковной старины. Воскресенский собор в Вятке. 1700 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Воскресенский собор в Вятке. 1700 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) 4 марта 1889 г. в В. е. было учреждено Глазовское викариатство , Глазовские епископы жили в Вятке. 21 нояб. 1892 г. в Сарапуле при Вознесенском соборе открылось Вознесенское братство. Деятельность братства заключалась в устройстве публичных чтений о предметах христ. веры и нравственности, в содержании в Сарапуле б-ки-читальни и поддержании существующих и открытии новых церковноприходских школ и школ грамоты. Отдел имп. Палестинского Православного общества начал работу в епархии в 1894 г. Его целью было распространение сведений о Св. земле. В 1889 г. открылась епархиальная взаимовспомогательная касса духовенства, в 1898 г.- епархиальное жен. уч-ще в Елабуге, в 1899 г.- фундаментальная епархиальная б-ка (при консистории). На средства попечительства о бедных духовного звания в 1901 г. была создана богадельня для призрения заштатного духовенства и сиротствующих духовного звания.

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010