В Нежине Черниговской губернии Икона находилась в соборе Благовещенского мон-ря, по преданию, со времени основания обители Стефаном (Яворским) в 1716 г. Считалось, что была создана в Москве как список с чудотворного образа. Она пользовалась местным почитанием. Икона (не сохр.) была помещена в особом киоте на левой стороне храма, украшена серебряным позолоченным окладом с короной с алмазами. В 1884 г. при мон-ре было открыто братство в честь иконы «В. с. Р.». Лит.: Нежинский мужской мон-рь//Черниговские ЕИзв. 1861. Приб. 7. С. 361; Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. мон-рь, называемый Назарет Пресв. Богородицы//Там же. 1867. 24. С. 829; Филарет (Гумилевский), архиеп. Описание Нежинскаго Благовещенского 2-кл. мон-ря, называемого «Назарет» Пресв. Богородицы. Чернигов, 1873. С. 30; Хойнацкий А. , прот. Очерк истории Нежинскаго Благовещенскаго мон-ря//Черниговские ЕИзв. 1883. Ч. неофиц. 10. С. 559 (отд. отт.: Чернигов, 1883); Открытие братства Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Нежине//Там же. 1884. 5. С. 188. В Н. Новгороде Икона написана не позднее 1715 г. Пользовалась большим почитанием как чудотворная, но письменных сведений о чудотворениях не имелось. Возможно, первоначально находилась в Спасо-Преображенском соборе (разрушен в 30-х гг. XX в.). С построением в 1745 г. теплого собора в честь иконы «В. с. Р.» была перенесена туда, где находилась до 1841 г., когда собор был упразднен. Тогда же началось устройство Скорбященского придела в Спасо-Преображенском соборе (освящен в 1857), а икона, вновь перенесенная в собор, заняла место у левого столпа в особом киоте. Каждый вторник перед ней после литургии читался акафист и совершались молебны. Икона не является точным списком с московского образа, имеет характерные для мн. созданных на рубеже XVII-XVIII вв. икон «В. с. Р.» размеры (186 ´ 130 см). В наст. время находится в фондах НИАМЗ. Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 19; Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1859. Ч. 2. С. 41; О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской еп.//Нижегородские ЕВ. 1865. Ч. неофиц. 9. С. 43; Владимирский П. , прот. Краткие сведения о нижегородском кафедр. соборе, его основании, святынях его и достопримечательностях. Н. Новг., 1886. С. 5-6; Добровольский М. , прот. Нижегородский Спасо-Преображенский собор и его достопримечательности. Н. Новг., 1894. С. 60-61; он же. Путев. по святыням и церк. достопримечательностям Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1912. С. 20.

http://pravenc.ru/text/155562.html

стен - композиция, восходящая к Смольному мон-рю и Александро-Невской в честь Св. Троицы лавре . в С.-Петербурге, в свою очередь отсылающая к образу небесного Иерусалима. Позже, кроме Преображенской ц., был перестроен весь ансамбль и возведен Никольский храм (1824-1839, архит. С. Е. Дудин и др.) в стилистике позднего классицизма. 13 авг. 1784 г. были утверждены планы 13 городов в Вятской губ., в 1785 г. ввели должность губ. архитектора, к-рую с 1786 г. занимал Ф. М. Росляков. Его церковные проекты (ок. 130) были традиц. для Вятки: храмы с малым или большим восьмериком и с невыразительным классицистическим декором; колокольни с острым силуэтом. Среди сельских церквей, построенных в стиле классицизма, выделяются Вознесенская в с. Каринка Кирово-Чепецкого р-на (1814), величественный образец ампира, а также оригинальная Крестовоздвиженская в с. Пустополье Уржумского р-на (1871-1872?): к ее рустованному кубическому объему, перекрытому полусферическим куполом на барабане-ротонде, с 4 сторон примыкают притворы, 3 увенчаны убывающими восьмериками с куполами. В целом на территории епархии, где никогда не были распространены дворянское землевладение и усадебная культура, выдающиеся произведения классицизма не сохранились, но целый ряд построек, в особенности колоколен, напр. Ильинской ц. в Юрьеве Котельничского р-на и Спасской ц. в Архангельском Немского р-на, отличаются высоким уровнем исполнения. В ссылке на Вятке жил А. Л. Витберг , автор серии проектов храма Христа Спасителя в Москве, к-рый спроектировал собор во имя св. Александра Невского в Вятке (1839-1864, не сохр.) в национально-романтическом варианте ранней эклектики. Из произведений столичных архитекторов эпохи эклектики сохранился Троицкий собор в Яранске, архит. К. А. Тона (освящен в 1851). Из местных архитекторов известны В. М. Дружинин (1840-1900), автор Троицкого собора в Уржуме (1894-1900, близок к визант. стилю) и многочисленных сельских церквей, И. А. Чарушин (1862-1945), возвел в Вятке единоверческий храм во имя прп.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию XVII века. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е годы. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля. В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объём " восьмерик на четверике " . В восточной части четверика размещён балкон хор, что встречается только в усадебных храмах крупнейших вельмож раннепетровского времени. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарём создают оригинальный многоглавый силуэт храма. Само расположение двух приделов по сторонам прохода на " владельческие " хоры восходит (через множество промежуточных ступеней) к таким памятникам константинопольской архитектуры времени Палеологов, как церковь Паммакаристос начала XIV века. Сложный декоративный набор на фасадах храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и даже " царственные " раковины-короны, свидетельствуют, наравне с композиционными особенностями, о том, что храм в Воскресенской Слободке сооружался на Нерльском берегу в период, когда этот стиль был ещё популярен в провинции. Особое внимание привлекает столь необычная для данного сооружения высоченная колокольня. Четыре её яруса украшены плоскими пилястрами в стиле " Аннинское барокко " , что придаёт ей определённую строгость и яркое своеобразие. Венчание шатровое со слуховыми оконцами и остатком невысокого шпиля. Образцом для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской церкви Космы и Дамиана в Кадашах, что на Полянке (не сохр.) 1730-е годы, тогда как завершающая часть с полуглавиями и шатром взята, вероятно, из колокольни усадебной церкви в Вешняках (1734). Так что и колокольня принадлежит к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой. Внутри полуразрушенного храма сохранились фрагменты мозаичных полов; даже в одном месте имеется надпись 1894, выложенная также из мозаики. Несмотря на заброшенный вид и отсутствие штукатурки на фасадах (вперемежку с кладкой красного кирича), церковь впечатляет своим внешним видом на фоне бескрайних полей Суздальского ополья.

http://sobory.ru/article/?object=01351

При жизни Л. не была опубликована его проповедь «В неделю перед Рождеством Христовым наука» (изд. в 1908). Л. принадлежит перевод на просту мову толкования свт. Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш» (не сохр.). В переводе Л. с его 2 предисловиями в 1620 г. в Вильно был издан сб. «Вертоград душевный, сиречь Собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарею Святогорцем». В одном из предисловий Л. говорит о своей близкой кончине: «Продолжит ли ми Господь непотребного живота, вещи во уме изображенные благодатию Его в дело привести, или иного кого на сей душеполезный труд подвигнуть... возможет... по исходе окаянныя моея души из... многострадального... грешного моего тела». Соч.: Казанье двое, одно на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, другое на Успение Пречистое и Преблагословенное Владычицы нашое Богородицы и Приснодевы Марии. Евье, 1615; Два слова, которые сказывал о. Леонтий Карпович/Парал. пер. на рус. яз.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-118; Честному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею) о Господе нашем Иисусе Христе радоватися//Литовские ЕВ. 1894. 26. С. 229-231; Послание Виленского православного братства Львовскому ставропигиальному братству… от 21 янв. 1619 г.//АЗР. Т. 4. 217. С. 504-506; Наука Лeohmiя Карповича в недïлю перед Piздboм/Опубл.: С. I. Маслов//Зап. наукового товариства в Kuïbi. К., 1908. Кн. 2. С. 127-141. Ист.: Записки Петра Могилы//АЮЗР. 1887. Т. 7. Ч. 1. С. 49-189; Казанье Мелетия Смотрицкого на честный погреб Леонтия Карповича//ЧИОНЛ. 1908. Кн. 20. Вып. 2. С. 101-119; Вып. 3. С. 121-155; Лямент у света убогих на жалосное преставление... отца Леонтия Карповича//Украïнська noeзiя: Kih. XVI - поч. XVII ст. К., 1978. С. 166-179. Лит.: Голубев С. Библиографическая заметка по поводу статьи архим. Леонида (Кавелина) «Леонтий Карпович…»//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 3. С. 49-51; Молчанов Н. Леонтий Карпович, церк. вития правосл. Юго-Зап. Руси в XVII ст.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

Об особом почитании святых Бориса и Глеба в семействе городенских князей свидетельствуют не только имена Бориса и Г. В., но и посвящение этим святым каменного собора в Городне на Коложе, построенного в 80-90-х гг. XII в. (сохр. стены, кроме южной, до высоты сводов). Есть основания считать принадлежащей Г. В. обнаруженную в Дрогичине небольшую свинцовую печать-пломбу с изображением св. Глеба на одной стороне и св. Симеона Богоприимца (вероятно, святого - покровителя его отца Всеволодка) - на другой ( Болсуновский К. В. Дрогичинские пломбы. К., 1894. Ч. 1. ХХ е; в своде В. Л. Янина печать не учтена). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294, 315, 528, 533, 547-548. Лит.: Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1. С. 102. Примеч. 1; Воронин Н. Н. Древнее Гродно: (По мат-лам археол. раскопок 1932-1949 гг.). М., 1954. (МИА СССР; Вып. 41); Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в.//ДГВЕ, 1998 г. М., 2000. С. 169-188; Плахонин А. Г. «История Российская» В. Н. Татищева и исследование генеалогии Рюриковичей//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 299-330. А. В. Назаренко Канонизация Тропарь и кондак «святому благоверному князю Глебу Всеволодовичу Городенскому, иже в Киеве» включены в Минею (МП) (Июль. Ч. 1. С. 398-399). Надежные ранние свидетельства о почитании Г. В. отсутствуют. Сведения об изображении Г. В. под 6 и 7 июля содержатся в иконописных подлинниках XVIII - нач. XX в., где он назван смоленским правителем и где говорится, что его мощи почивают в смоленском соборе ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135-136; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 770. С. 198-199; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 125. С. 86-87 и др.). По-видимому, речь идет о смоленском кн. св. Глебе Святославиче . Е. Е. Голубинский приводит свидетельство иконописного подлинника о «святом благоверном великом князе Глебе Всеволодовиче, иже в Киеве чудотворце» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 351). Однако в данном случае возможна контаминация Г. В. с минским кн. Глебом Всеславичем , погребенным в Киево-Печерском мон-ре . Впрочем, участие городенских князей в борьбе за киевский стол, их близость к киевским князьям Изяславу Мстиславичу и Мстиславу Изяславичу могут служить объяснением того, что в поздних текстах Г. В. назван Киевским чудотворцем.

http://pravenc.ru/text/165105.html

Хотя идейное обоснование особенностей стиля сооружений не входило в круг интересов К., визант. стиль он характеризовал как «богато разработанный и составляющий достояние чисто русского новейшего зодчества» (Новый храм в Санкт-Петербургской галерной гавани. 1887. С. 1). К. с уважением относился к наследию основоположника рус. стиля К. А. Тона, в 1894-1897 гг. он реализовал составленный С. С. Лукашевичем проект восстановления Екатерининской ц. в Екатерингофе (не сохр.), к-рый носил реставрационный характер и предусматривал бережное сохранение внешних форм здания. Описывая Екатерининскую ц., К. указывал, что по желанию имп. Николая Павловича ее постройка в стиле «древних московских пятиглавых соборов» отразила «нечто более соответствующее духу православия», чем «повторение избитого стиля», и «явилась первым опытом возрождения русских архитектурных форм после двухвекового забвения» (О перестройке Екатерининской Екатерингофской церкви. 1896. С. 1). К. сообщал, что решетчатыми фермами были усилены подпружные арки, переустроены барабан и купол для более удачного распределения нагрузки верхних частей сооружения (Там же. С. 3-4), при этом верхнюю часть здания пришлось разобрать. В 1896-1897 гг. К. спроектировал для храма новый иконостас. Ряд работ был осуществлен К. в соавторстве с братьями - гражданским инженером Вл. А. Косяковым (1866-1922, выпускник ИГИ) и академиком архитектуры Г. А. Косяковым (1872-1925, окончил АХ). Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в. Церковные сооружения К. чаще всего выполнены в эклектичной визант. или «московско-ярославской» (как и у его учителя Султанова) стилистике. Для К. характерно соединение архаичных суховатых «древнерусских» форм фасадов, коврового заполнения их дробным, но отличающимся высоким художественным качеством декором в духе «узорочья» и прогрессивных материалов и конструкций, прежде всего железобетона, в проектировании интерьеров (напр., конструкция свода из перекрещивающихся арок, позволяющая создать пространство без внутренних опор).

http://pravenc.ru/text/2458889.html

В 1880 г. Н. реализовал проект реконструкции с расширением деревянного Троице-Лыбедского храма, построенного в 1856-1859 гг. по проекту Спарро (Б. Васильковская ул., 51). В 1903 г. архитектор осуществил проект постройки каменного храма на этом участке, выдержанный в необычном для себя неорус. стиле. Тип величественного 5-главого соборного храма с ярко выраженной вертикальной составляющей он сочетал со смелой живописной композицией и с отделкой в псковско-новгородской стилистике. Однако к реализации (1911) был принят первоначальный проект епархиального архит. Е. Ф. Ермакова в московско-ярославском стиле (храм разрушен в 30-х гг. XX в.). Идеи Н. частично воплотились в его, вероятно, последнем церковном проекте - Троицком соборе в г. Берестечко (1910) - одном из крупнейших храмов Волыни, строительство к-рого длилось до 1932 г. Черты неорус. стиля, в частности живописное построение объемно-пространственной композиции и завершение в виде вытянутых шлемовидных куполов, сочетались в проекте с чертами визант. стиля по образцу Владимирского собора в Киеве. Н. также осуществил реконструкцию и реставрацию ряда церквей: Трехсвятительской (Васильевской) (устройство отопления с сохранением фресок, 80-е гг. XIX в.); Софийского собора (открытие древних куполов, 1882-1892); Михайловского собора Златоверхого мон-ря; Воскресенской ц. по ул. Никольской (ныне И. Мазепы), 27 (1884, не сохр.); Успенского собора Киево-Печерской лавры (1893-1899); Андреевской ц. (поновление куполов, 1895-1898, а также постройка причтового дома на Андреевском спуске, 21 (1898). Н. являлся членом Церковно-археологического об-ва и Комитета по фрескам Кирилловской ц. (1883). Троицкий собор в г. Берестечко. 1910–1932 гг. Фотография. 2011 г. Троицкий собор в г. Берестечко. 1910–1932 гг. Фотография. 2011 г. В пределах Киевской епархии среди спроектированных Н. и сохранившихся храмов - церкви Рождество-Богородицкая в с. Березна Володарского р-на (1890-1893), Михайловская в с. Богатырка Ставищенского р-на (1894), Иоанно-Богословская в с.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Тексты иерусалимского Евхология изданы лишь частично. Важнейший из этих текстов - формуляр литургии апостола Иакова . Эта литургия была основной евхаристической службой в Иерусалиме; в будние дни Великого поста она могла заменяться иерусалимской версией литургии Преждеосвященных Даров, также носившей имя ап. Иакова (его именем, как 1-го епископа Иерусалимской Церкви, освящались наиболее важные и авторитетные тексты И. б.). Критическое издание греч. текста полной литургии ап. Иакова (без учета новых синайских находок) осуществил Б. Ш. Мерсье ( Mercier. 1946), того же текста на материале новых синайских находок - А. Казамиас ( Καζαμας. 2006); груз. перевода полной и Преждеосвященной литургий ап. Иакова (без учета новых синайских находок) - М. Тархнишвили ( Tarchnischvili. 1950; греч. тексты Преждеосвященной литургии ап. Иакова сохр. лишь фрагментарно и были изданы А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. 1894); существует также неудачная (сделана без использования груз. источников) реконструкция целостного греч. текста этой литургии, выполненная И. Фундулисом). В наст. время С. Верхельст готовит издание нового критического текста груз. версии литургии ап. Иакова с учетом новых синайских находок. Проч. тексты иерусалимского Евхология систематически не исследовались; они сохранились либо в груз. переводе (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники; в наст. время Э. Кочламазашвили изучает эту группу источников, учитывая новые синайские находки), либо в составе периферийных редакций Евхология визант. обряда, где к-польская основа дополнена элементами, в т. ч. палестинского происхождения (мн. тексты изданы А. А. Дмитриевским: Дмитриевский. Описание. Т. 2), либо в виде грекоязычных фрагментов иерусалимского Евхология среди новых синайских находок (в наст. время С. Фрейсховом и свящ. М. Желтовым проводится их исследование). Иерусалимский Тропологий сохранился полностью в груз. переводе, где он получил название Иадгари (изд.: Метревели. Иадгари). Тексты Древнего Иадгари содержат песнопения кафедрального И. б. IV-VII вв. На основе этой гимнографической традиции в VII-VIII вв. сформировалась новая монастырская традиция, связываемая с именами таких палестинских авторов, как преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, и отраженная сначала в Тропологии нового типа (груз. Новый Иадгари), а затем и в ставшими со временем общепринятыми в правосл. мире Триоди, Минее и Октоихе. После VII в. эта традиция вытеснила старую. Греч. оригинал известен лишь для отдельных песнопений Древнего Иадгари, но их общее значение для истории правосл. гимнографии невозможно переоценить (см. франц. переводы песнопений воскресного и триодного циклов Древнего Иадгари и комментарии к ним в книгах: Renoux. 2000; Idem. 2008; подробнее см. ст. Иадгари ).

http://pravenc.ru/text/иерусалимского ...

архит. М. С. Иконников, исполнявший эту должность в 1854-1895) и Димитриевской (Иорданской, не сохр.), Троицкая Лыбедская ц. (1858). Значительный интерес с т. зр. применения новых материалов и конструкций представляла сооруженная позднее в русском стиле первая в империи т. н. железная (при постройке были использованы железо, сталь, чугун) ц. свт. Иоанна Златоуста (1867-1871, инженер А. А. Никкельс, архит. Н. Е. Юргенс, разрушена в 1934). В связи со строительством общественных зданий нового типа в них появились домовые храмы, напр. во имя равноап. кн. Владимира в ун-те св. Владимира (1840). Посвящение крестителю Руси храмов в К. стало элементом гос. политики, особенно в преддверии празднования 900-летнего юбилея Крещения Руси. Еще с сер. XIX в. планировалось строительство храма в К., посвященного князю - крестителю Руси (см. ст. Владимира, равноап. кн., собор в Киеве ). Выбор архитектурных форм и программы внутреннего убранства сопоставимы со строительством крупнейших по масштабу и культурному значению храмов империи того времени - храма Христа Спасителя в Москве и храма Спаса на Крови в С.-Петербурге (см. ст. Воскресения Христова собор ), что должно было подчеркнуть знаковое положение К. Важное место в церковной архитектуре К., исторически тесно связанного с Византией, стал занимать визант. стиль, к-рый, в частности, характерен для Владимирского собора (основной автор - А. В. Беретти) и спроектированных В. Н. Николаевым во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. и несохранившихся Введенской, Благовещенской, Сретенской и Александро-Невской церквей, для храма свт. Михаила Киевского при больнице цесаревича Александра (1893-1895, воссоздан после 1995). Деятельность Николаева, занимавшего должности городового архитектора (1873-1887), архитектора по Киевскому епархиальному ведомству (1875-1898) и Киево-Печерской лавры (1893-1899), отличалась масштабом и разнообразием. Он, по свидетельству современников, «построил целый новый город» ( Ерофалов-Пилипчак. 2000. С. 104) - гостиницы, особняки, доходные дома, больницы, концертные залы, приюты и гимназии, промышленные и садово-парковые сооружения, здание Купеческого собрания (1894).

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Изображение М. М. есть и среди образов святых на Кийском кресте - частица его мощей была вложена в этот реликварий, созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. (находится в приделе Всех святых, в земле Русской просиявших, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва). Над мощевиком закреплена пластина с изображением полуфигуры преподобного, гравированной рус. мастером; у М. М. нетипичная округлая средней длины борода, условно разделенная на 2 части, правой рукой у груди двуперстно благословляет, в покровенной мантией левой держит свиток. Из московской ц. свт. Алексия, митр. Московского, на Глинищах (впервые упом. в 1625, каменный храм - 1657) происходит подписная икона работы иконописца Тихона Филатьева, датированная 1689 г. (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 928. С. 426). Судя по размерам (174×72 см), очевидно, находилась вместе с др. иконами святых, соименных рус. государям (сохр. иконы: Спасителя на престоле с припадающими св. Иоанном Предтечей и ап. Петром - тезоименитыми святыми царей Иоанна и Петра Алексеевичей; св. Иоанна Предтечи - здесь, очевидно, святого Иоанна IV Грозного,- все письма Филатьева, ГТГ). Фронтальный ростовой образ преподобного помещен на пейзажном фоне с изображением холма с редкими деревьями, обозначающего гору, на которой подвизался святой. М. М.- седовласый старец с недлинной бородой, разделенной на конце надвое, правой рукой именословно благословляет, в левой - свиток с текстом в 13 строк. При возобновлении утраченного в пожаре иконного убранства ц. во имя М. М. в Вознесенском монастыре имп. Анна Иоанновна пожертвовала деньги на создание новой храмовой иконы преподобного, написанной в 1739 г., о чем сообщалось во вкладной надписи ( Скворцов. 1913. С. 151); в кон. XIX в. икона с такой надписью не была обнаружена ( Пшеничников. 1894. С. 83). Клевцова, опираясь на описи Вознесенского монастыря нач. XX в., уточняет, что в этот период храмовой считалась икона «греческих писем» (72×62,3 см), на к-рой М. М. был представлен молящимся перед иконой Божией Матери, «у коей на руке Превечный Младенец» ( Клевцова. 2006. С. 79); 2 иконы М. М. с единоличным изображением, обе в окладах, упоминаются как находившиеся в алтаре и в иконостасе (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010