Смогири. Церковь Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Николо-Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Георгиевская церковь построена в 1894 г. на средства генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева (похоронен в церкви). Верхний престол в честь святителя Николая, нижний - во имя великомученика Георгия Победоносца. Действует. Кладка кирпичных стен лицевая. Бесстолпный одноглавый храм типичен для русского стиля, композиция двухэтажного здания очень живописна и во многом следует зодчеству 17 в. Высокий четверик увенчан главой с круглым световым барабаном на четырехгранном постаменте (глава не сохр.). Алтарь трехапсидный, крупная полукруглая средняя апсида завершена главкой на глухой шее. Короткие прямоугольные пристройки по бокам четверика и удлиненная трапезная (все с крутыми двускатными кровлями по фронтонам) придают композиции крестообразность. Асимметрию вносят трехъярусная четырехгранная колокольня и выдвинутое к северу крыльцо с открытыми арками на четырех столбах (прежде завершалось шатром). Лестница на ползучих арках соединяет его с тамбуром перед верхним входом в трапезную. Декор здания включает пучки полуколонок и лопатки с ширинками. Основной объем завершен аркатурно-колончатым фризом, поясом поребрика и ширинок, зубчатым карнизом. Широко использованы также полукруглые и килевидные кокошники, двойные арочки и треугольные фронтоны. Помещения храма в обоих этажах перекрыты коробовыми сводами с конхами в апсидах, а крыльцо с лестницей и яруса колокольни - крестовыми. Лишь над центральной частью во втором этаже поднимается сомкнутый свод со срезанными углами, опирающийся на мощные угловые пилоны и увенчанный барабаном главы. В лотках сделаны по два арочных оконных проема, выходящих в наружную аркатуру вверху четверика. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Смогири – дер., Присельское муниципальное образование, Кардымовский район, православная церковь – памятник архитектуры XIX в. Согласно списку населенных мест Смоленской губернии (1859 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00852

Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня , Климента, папы Римского Архитектурный стиль: Кубоватые храмы Год постройки:Между 1851 и 1853. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, д. Поле Координаты: 63.629172, 39.246149 Проезд:С а/д Онега - Ярнема непосредственно перед Б.Бором свернуть налево, отсыпанная лесная дорога через 7 км резко повернет налево (а прямо пойдет грязная лесовозка в сторону Обозерской) и выведет к поляне с церковью на пригорке. В начале поляны развилка, обе дороги сойдутся у церкви, правая через деревню более накатана, но левая короче. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход состоял из 2 деревень при р. Кодине (притоке р. Онеги): Есенской, где находился приходской храм, и Курсановской. До 1846 г. было 2 церкви: двухэтажная с тремя престолами - в нижнем этаже во имя Богоявления Господня и в верхнем во имя сщмч. Климента, папы Римского, с правой стороны и во имя вмч. Георгия с левой. Вторая церковь, одноэтажная, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Обе церкви сгорели 22.11.1846 по неосторожности церковного сторожа. Вместо них была привезена церковь из д. Сырьинской и вновь освящена во имя Богоявления Господня. Эта церковь также сгорела 10.1.1851. В 1853 г. была построена новая церковь. В ней было два престола: главный (в холодном храме) во имя Богоявления Господня и придельный (в теплом) - во имя сщмч. Климента, папы Римского. parishes.mrezha.ru Помимо двух церквей, в составе Польского Погоста была отдельно стоящая колокольня, она также сгорела в 1846 г. Ремонты и поновления Богоявленской церкви: тесовая наружная и внутренняя обшивка с покраской - 1873 г., деревянная ограда (не сохр.) - 1894 г., повторная окраска - 1900 г., 1904-05 - ремонт и отделка внутренних помещений и убранства. В наши дни церковь опекается местными жителями и волонтерами, в 2011 г. отремонтировано крыльцо.    Чекуевский и Польский приходы в к. XIX – н. XX вв. входили в состав Мардинской волости. При большой плотности расположения поселений друг к другу (от 1 до 10 верст) эта территория составляет обособленную группу сел, деревень и погостов. Местные жители относят заселение этих мест ко временам царствования Иоанна Грозного. В XVI–XVII вв. на территории Поонежья располагались вотчины Соловецкого Спасо-Преображенского, а позднее — Крестного монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=19593

Вышний Волочёк. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вышний Волочёк. Площадь перед ТРЦ " Шоколад " , раньше носившая название Затверецкая. На Затверецкой площади до 1939-40 гг. стояла церковь Святой Троицы с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и святых Богоотец Иоакима и Анны, построенная в 1841-1843 гг. на средства городского головы Михаила Федоровича Ванчакова по проекту архитектора Ивана Фёдоровича Львова. По материалам сайта http://vk.com/wall-43539568_3117 В 1838 г. городской глава, вышневолоцкий купец Михаил Фёдорович Ванчаков подаёт прошение о строительстве на берегу Тверецкого канала нового каменного храма во имя Святой Троицы. Церковь Троицы с приделами: правый - Усекновения Главы Иоанна Предтечи, левый - Праведных Иоакима и Анны, построена в 1840-43 гг., по проекту 1838 г. губернского архитектора И.Ф. Львова на средства городского головы Михаила Федоровича Ванчакова. Она стояла в Жуковской части города на затверецкой площади в излучине Тверецкого канала и реки Цны (не сохр.), строгим лаконичным силуэтом четко выделяясь в панораме застройки набережной реки. Кирпичная оштукатуренная церковь с гранитным цоколем типична как для позднего ампира, так и для творчества И.Ф. Львова. Ядром компактной композиции без трапезной являлся кубический объем храма с купольной световой ротондой. С востока примыкал прямоугольный алтарь, а с запада - равновеликий первый ярус колокольни. Служивший притвором нижний ярус нес второй ярус-четверик с арочными проемами звона. Композицию завершал глухой приземистый цилиндрический барабан с куполом и шпилем. Фасады храма были акцентированы пилястровыми портиками с треугольными фронтонами. Церковные документы хранившиеся в церкви на начало ХХ века: опись, метрики с 1843 года, исповедальные с 1844 года, акт на землю. В 1901 году служили: Священник Пётр Павлович Преображенский 29-ти лет, студент семинарии, священником с 1893 года, состоял законоучителем воскресной школы и городского приходского училища, в 1899 году награждён набедренником. Священник Николай Андреевич Лебедев 32-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1894 года, состоял законоучителем воскресной школы и в 2-х городских начальных училищах. Диакон Иоанн Никитич Воронцов 27 лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Александр Константинович Ивановский 61 года, в должности с 1860 года. Псаломщик Алексей Иванович Лебедев 31 года, в должности с 1888 года. Церковный староста почётный гражданин купец Михаил Иванович Воскресенский, в должности с 1893 года.

http://sobory.ru/article/?object=35722

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (6.07.1870, Уфа - 21.07.1947, Москва), московский архитектор, художник, представитель стиля модерн, историк архитектуры. Род. в семье ремесленника, владельца скобяной лавки. После окончания Уфимской гимназии учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1887-1890, не закончил), одновременно работал в мастерской архит. А. С. Каминского. Завершил архитектурное образование на строительном отд-нии Цюрихского политехнического ин-та (1891-1894). Там же познакомился с купцом И. А. Морозовым, для текстильной фабрики к-рого сделал неск. орнаментальных рисунков. В годы учебы в Швейцарии изучал историю европ. архитектуры, сотрудничал с Обществом швейцарских зодчих в Базеле. Церковь в честь Воскресения Христова и Покрова Божией Матери в Токмаковом пер. в Москве. Фотография. 1908 г. Церковь в честь Воскресения Христова и Покрова Божией Матери в Токмаковом пер. в Москве. Фотография. 1908 г. В 1894 г., после возвращения в Москву, работал в строительной конторе Московского купеческого об-ва, руководил постройкой зданий Московской духовной консистории; работал в мастерской А. Е. Вебера, в 1895-1896 гг.- в мастерской Ф. О. Шехтеля , затем открыл собственное архитектурное бюро. В 1896 г. примкнул к художественному кружку С. И. Мамонтова, в 1898-1899 гг. сотрудничал с керамическими мастерскими «Абрамцево». В 1900 г. получил свидетельство Техническо-строительной комиссии МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Совместно с худож. К. А. Коровиным проектировал в неорус. стиле павильоны для Всемирной выставки в Париже (1900, не сохр.). В 1900-1905 гг. архитектор Иверской общины Красного Креста. Вместе с И. А. Фоминым и Шехтелем Б. был инициатором выставки «Архитектура и художественная промышленность Нового стиля» (Москва, 1902), во многом способствовавшей распространению стиля модерн в застройке Москвы. Б.- архитектор московских старообрядческих храмов Воскресения Христова и Покрова Божией Матери в Токмаковом пер., 17 (1907-1908). Им же были построены церкви Покрова Божией Матери (Успенско-Покровская старообрядческая община белокриницкого согласия) в М. Гавриковом пер., 29 (1911-1912), свт. Николая на М. Андроньевской ул. (1910) в Москве, а также Захарьинская ц. в Богородске (совр. Ногинск) (1911-1912), перестроен собор в г. Шуя (1912). Фасады большинства храмов, возведенных по проектам Б., были украшены майоликой мастерских «Абрамцево», в пластике построек заметно влияние новгородской архитектуры. Из гражданских сооружений по проекту Б. построены в Москве приют на Госпитальной ул. (1906), особняк на Пречистенской наб., 3.

http://pravenc.ru/text/153069.html

Курковицы. Пятогорский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1890. Адрес: Ленинградская обл., Волосовский р-н, п. Курковицы Координаты: 59.424832, 29.670172 Проезд:а/д Выра (М20) - Кикерино - Кемполово (М11) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Пятогорский Богородицкий монастырь, общежительный, на мысе Вохонове, а затем самостоятельный Вохоновский Мариинский монастырь, он в 1900 году был переименован в Пятогорский Богородицкий и переведен на теперешнее место. При нем школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Выделился из Вохоновского Мариинского мон. Осн. в 1899 указом Синода на земельном участке (177,5 га), пожертвованном помещиком Е.Ф. Бабановым. Имел статус заштатного общежительного мон. Устроительница и первая настоятельница (1899–1917) – игум. Аполлония. По проектам арх. С.В. Садовникова построены: дерев. ц. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Св. Архангела Михаила и Всех Святых (1894-99); дерев. ц. иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с приделами Ап. Иакова Заведеева и Мц. Агриппины (1894-95) и кам. ц. Св. Вмч. Пантелеимона, примыкавшая к зданию больницы (1906). Мон. принадлежали дерев. ц. на ст. Кикерино: Преображенская (1909, арх. В.А. Воротилов; не сохр.) и Никольская (в наст. время восстанавливается), а также кам. Покровская ц. в г. Гатчина. На 1917 в мон. проживали 48 монахинь и 184 послушницы. В апр. 1929 мон. ликвидирован, церкви в Курковицах не действовали, а в 1930 закрыты. Здания переданы школе крест. молодежи (часть сохр. в перестроенном виде). В 1998 в ц. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроена часовня, затем освящена ц. Тихвинская ц. (быв. клуб) возвращена епархии. Лит.: Антонов В.В. Вохоновский Мариинский и Пятогорский Богородицкий монастыри//С.-Пептербургские епархиальные ведомости. 1998. 20. С. 137-141 . Земельный участок у мызы Марьино пожертвован Вохоновскому Мариинскому монастырю в 1893 г. Е.Ф. Бабановым. После постройки всех строений в 1899 г. открыт как отдельный Пятогорский монастырь. Закрыт в 1929 г., постройки отданы колхозу, позже часть строений сломана. В настоящее время многие постройки заброшены и разрушаются. http://svyatayarus.su/church/detail/49931/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08426

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (15.12.1863, Рязанская губ.- 1922?, Ташкент), прот., принадлежал к плеяде «григорьевцев» - пастырей-миссионеров, приехавших из России в Туркестан на призыв Григория (Полетаева) , еп. Туркестанского и Ташкентского. Из семьи священника. Окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1887 г. архиеп. Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) рукоположен во диакона, в том же году - во пресвитера. В 1887-1892 гг. преподавал Закон Божий в Казанской учительской семинарии, с 1890 г. входил в состав Казанского епархиального училищного совета. 8 июля 1892 г. прибыл в Туркестан, где оказался единственным священником с академическим образованием. Первоначально преподавал Закон Божий в ташкентской муж. гимназии. 17 мая 1893 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ташкентского Преображенского собора (взорван в 1931). Благодаря таланту проповедника быстро приобрел популярность среди паствы. С 1894 г. являлся благочинным храмов Ташкента и Ташкентского округа, председателем ташкентского отд-ния епархиального училищного совета, уездным наблюдателем церковноприходских школ, законоучителем в Ташкентском реальном уч-ще, духовником Туркестанской общины сестер милосердия Красного Креста, 20 дек. 1900 г. назначен благочинным военных церквей Сырдарьинской обл. Был духовным сыном прот. Андрея Малова , много потрудившегося для устроения Туркестанской епархии в первые годы ее существования. 23 июля 1914 г. Б. стал главным священником армии Сев.-Зап. фронта; в 1914-1917 гг. находился в местах ведения боевых действий, на полях сражений и в госпиталях утешал раненых, напутствовал умирающих. В июле 1917 г. на Всероссийском съезде военного и морского духовенства был избран членом Поместного Собора РПЦ. По возвращении в Туркестанскую епархию в 1918 г. вновь был назначен настоятелем Преображенского собора и оставался им до своей кончины. Имел многочисленные награды, в т. ч. золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его Императорского Величества, ордена св. Владимира 3-й и 4-й степени, был полным кавалером ордена св. Анны. Скончался после инфаркта. Похоронен у алтарной стены Иосифо-Георгиевского храма (находился на центральной площади города, не сохр.), рядом со своим братом прот. Петром Николаевичем Богородицким (7 янв. 1869 - 9 июля 1918), известным ташкентским пастырем. Арх.: Ташкентский обл. архив. Ф. 4. Ед. хр. 3. Л. 4-9 [Послужной список]; Архив автора [Восп. Н. А. Цитовича (внук Б.), аудиозапись]. Ист.: Туркестанские Вед. 1893. 9 мая; 10 мая. В. Б. Заславский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149531.html

Михайловское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты " Стоит в центре села у перекрестка дорог.В 1811 г. на месте прежней деревянной церкви помещицей М.А. Титовой было начато строительство каменной, оконченной, вероятно, в 1820-х гг. Судя по грубоватому характеру штукатурного декора, он обновлялся в сер. 19 в. Утрачена колокольня и колонки портиков, с восточной стороны возведена современная пристройка. Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание выстроено в стиле классицизма. Редкий для архитектуры области этого времени по типологии и объемному решению памятник представляет значительный интерес " " Свод памятников архитектуры... " , Ивановская обл., М. 2000, стр. 173 ...В компактной пространственной композиции акцентирован основной двухъярусный восьмигранный объем (диагональные грани узкие), нижний ярус которого имеет четырехлепестковую в плане форму. Необычно соотношение массивного верхнего объема с небольшими полукружиями апсиды, западного и боковых рукавов. Граненый купол церкви завершен цилиндрическим световым барабаном с миниатюрной главкой на тонкой шее. К западному полукружию примыкает поперечно ориентированная трапезная со скругленными углами. Для фасадного декора характерно обилие членений и деталей. Стены нижнего яруса в средней части покрыты дощатым рустом. На уровне подоконников и пят арочных окон проходят тяги простого рисунка. Стены трапезной дополнительно расчленены прямоугольными нишами и пилястрами, окна здесь обрамлены полуколонками с переброшенными между ними архивольтами. Входы на боковых фасадах основного объема и окно апсиды акцентированы портиками с крупными фронтонами. Трактовка портиков необычна: ближе к проему помещены пилястры, а по сторонам от них - тонкие колонны (последние не сохр.). Для оформления основных граней верхнего яруса храма использован мотив трехчастного итальянского окна. Единство интерьера основного объема, перекрытого восьмилотковым сводом (диагональные грани сужены), обеспечивается примыкающими с четырех сторон к центральному подкупольному пространству экседрами. Небольшое помещение трапезной разделено на шесть ячеек двумя крещатыми столбами и переброшенными к ним от стен арками; ячейки перекрыты парусными сводами. Беляев, 1863, с. 191; ИАК, 1909, с. 242; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 178; Костромская старина, 1890, с. 38; там же, 1894, с. 35. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 173-174 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06094

Савруха. Церковь Трёх Святителей. Храм Трёх Святителей Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1877. Адрес: Россия, Самарская область, Похвистневский район, с. Савруха, ул. Красноармейская, д. 2Е Координаты: 53.603605, 51.690319 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1827 году в Саврухе был освящен храм Трёх Святителей: Василия Великого, Георгия Богослова, Иоанна Злотоустого. Он строился на народные средства и сначала был деревянным. В 1877 году после пожара построили каменный храм. В 1932 г. большевики разорили храм. В 1992 г. на народные средства храм был восстановлен. Первые поселенцы Саврухи – население, которое временно освобождалось от государственных повинностей. В основном это были отставные солдаты, инвалиды, казаки, переселенцы с Украины и центральных районов России, которые занимались земледелием .В 1827 году в Саврухе была освящена церковь Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Она строилась на народные средства и сначала была деревянной. В 1877 г. после пожара построили каменную церковь. Представляет собой четверик, увенчанный куполом на световом барабане, с полукруглой апсидой, с трапезной, над притвором ярусная колокольня (не сохр.). 11 октября 1894 г. в селе Савруха при церкви была открыта школа грамоты, находившаяся в деревянной сторожке. В ней обучался 31 человек (28 мальчиков и 3 девочки). Законоучителем в ней был священник Иоанн Щербатов, а учителем – местный дьякон. К 1897 г. для школы грамоты было построено собственное здание, и она была преобразована в церковно-приходскую школу. Закрыта в 1933 г., в 1935-1937 гг. перестроена под клуб. Здание возвращено верующим в 1995 г., приход зарегистрирован 13 авг. 1996 г. Церковь восстановлена, в 2019 надстроена новая двухъярусная колокольня. http://savruha.ru/information/history.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33211

10 янв. 1893 г. было открыто попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской ДС. С 1893 г. «Тамбовские ЕВ» стали выходить еженедельно. 20 мая 1894 г. И. совершил чин закладки 3-этажного каменного корпуса с церковью в 1-м Тамбовском ДУ (Тамбовские ЕВ. 1894. 23. С. 460-472). Многократно посещал семинарию (о ней и о др. учебных заведениях он проявлял постоянную заботу) и приходы епархии. Только в одну из поездок в 1891 г. И. осмотрел 41 храм в 6 уездных городах, 100 сельских, 3 единоверческих храма, 3 муж. и 2 жен. мон-ря и ознакомился с документами 166 приходов. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Посетив большую часть тамбовских обителей, И. обратил внимание на нарушения уставной жизни и духовную безграмотность насельников. Для исправления положения впервые в истории епархии 5-6 февр. 1892 г. и 25-26 янв. 1893 г. в архиерейских покоях тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря были проведены собрания настоятелей и настоятельниц епархиальных обителей. Вводились чин о Панагии по воскресеньям и праздничным дням, обиходное пение (древние напевы сохранялись в Саровской пуст. и Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре ). Рекомендовалось организовывать мастерские, а также понуждать иноков читать духовную лит-ру, в муж. мон-рях завести «книги проступков», в женских - запретить пускать квартиранток. В 1890 г. был основан монастырь во имя св. Александра Невского в Кирсановском у., в 1891 г. в нем заложен собор (не сохр.). В тамбовском Вознесенском мон-ре в 1891-1893 гг. построен 3-этажный корпус, в к-ром 7 нояб. 1894 г. И. освятил ц. во имя прп. Антония Печерского (не сохр.). В лебедянском Троекуровском мон-ре 19 авг. 1893 г. И. освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, устроил пещерную ц. святых Мефодия и Феодосии (1894; не сохр.). В 1892 г. учредил специальную комиссию для рассмотрения собранных игум.

http://pravenc.ru/text/293716.html

В 1692 г. возобновились работы в Донском монастыре и З. было поручено закончить резьбу и иконы для иконостаса собора. В 1693-1694 гг. дядя Петра I боярин Л. К. Нарышкин привлек З. к украшению ц. Покрова Пресв. Богородицы в своем подмосковном с. Фили. По рисунку мастера был выполнен резной иконостас верхнего храма (сохр. полностью), иконы для которого были написаны с его участием (2 иконы местного ряда имеют авторскую подпись; ЦМиАР). В 1694 г. З. подрядился выполнить иконостас для Троицкой ц. на московском дворе боярина А. А. Матвеева, но не успел до конца года выполнить работу, очевидно из-за большой загруженности подобными заказами. В 1697 г. мастер делал иконостас (не сохр.) для ц. Спаса в Уборах, подмосковной вотчине П. В. Шереметева, который при строительстве этого храма взял за образец церковь в Филях. После смерти художника думным дьяком М. П. Тугариновым в Соловецкий монастырь для поминовения души З. были вложены иконы, в т. ч. незаконченные. В 1702 г. были проданы принадлежавшие семье харчевенная изба и квасное место в Земляном городе у Тверских ворот. З. был на редкость универсальным и разносторонне одаренным мастером, оставившим яркий след почти во всех сферах рус. изобразительного искусства посл. четв. XVII в. Под его рук. были созданы замечательные по красоте и пышности интерьеры мн. храмов московского, или нарышкинского, барокко, подчиненные единому замыслу мастера. С именем З. связан особый «живописный» стиль рус. иконы кон. XVII в., ориентированный на зап. художественную традицию. Лит.: Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1862. Т. 1. С. 130, 164, 167, 168; он же. Ист. описание моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 1893. С. 46, 149-150; он же. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 125; Вып. 3. С. 168, 170, 173; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 91-93; Извеков Н. Д., прот. Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честнаго Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве.

http://pravenc.ru/text/199975.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010