в России. Архитектурным дебютом Н. стала рус. изба на Девичьем поле (1856), построенная на территории московской усадьбы М. П. Погодина и служившая древлехранилещем. «Погодинская изба», будучи своеобразным манифестом славянофильских взглядов владельца, стала 1-й постройкой фольклорного варианта рус. стиля в Москве. Позже, в 1889 г., Н. спроектировал в форме рус. избы дом-мастерскую для художника В. В. Верещагина в Н. Котлах (не сохр.). Н. построил ряд крупных общественных зданий в центре Москвы: в формах ордерной эклектики - дом на Тверской улице 30/2 (1859), пассаж Солодовникова (1862-1863), Носовское подворье (1861-1864); доходный дом Н. Я. Лопатина (1876), продолживший начатую А. С. Каминским практику проектирования деловых зданий в Китай-городе в русском стиле. В 1872 г. Н. совместно с М. Н. Чичаговым спроектировал Исторический павильон в составе архитектурного отдела Политехнической выставки в Москве, приняв за источник архитектурных форм Коломенский дворец. В 1873 г. Н. составил проект здания Музея прикладных знаний в Кремлевском саду, организованного по примеру крупных павильонов общеобразовательных музеев Европы. Строительство музея не состоялось по причине нехватки средств. В 1880-1882 гг. Н. принял участие в возведении архитектурного павильона Всероссийской выставки в Н. Новгороде. В 1885-1888 гг. участвовал в оформлении Новгородского, Владимирского и др. залов Имп. российского исторического музея. В 1889-1895 гг. Н. состоял архитектором при попечителе Странноприимного дома в Москве гр. С. Д. Шереметеве и Московском дворянском депутатском собрании, участвовал в разработке проектов для перестройки и оформления интерьеров Дома российского благородного собрания (1889), Дома призрения для обедневших дворян им. В. Б. Казакова (1893), Убежища им. Н. П. Филатьевой для девиц, принадлежащих к потомственному дворянству (1893), Московского дворянского ин-та имп. Александра III в память имп. Екатерины II (1894-1895). Церковное зодчество занимало значительное место в архитектурной практике Н.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (15.12.1863, Рязанская губ.- 1922?, Ташкент), прот., принадлежал к плеяде «григорьевцев» - пастырей-миссионеров, приехавших из России в Туркестан на призыв Григория (Полетаева) , еп. Туркестанского и Ташкентского. Из семьи священника. Окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1887 г. архиеп. Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) рукоположен во диакона, в том же году - во пресвитера. В 1887-1892 гг. преподавал Закон Божий в Казанской учительской семинарии, с 1890 г. входил в состав Казанского епархиального училищного совета. 8 июля 1892 г. прибыл в Туркестан, где оказался единственным священником с академическим образованием. Первоначально преподавал Закон Божий в ташкентской муж. гимназии. 17 мая 1893 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ташкентского Преображенского собора (взорван в 1931). Благодаря таланту проповедника быстро приобрел популярность среди паствы. С 1894 г. являлся благочинным храмов Ташкента и Ташкентского округа, председателем ташкентского отд-ния епархиального училищного совета, уездным наблюдателем церковноприходских школ, законоучителем в Ташкентском реальном уч-ще, духовником Туркестанской общины сестер милосердия Красного Креста, 20 дек. 1900 г. назначен благочинным военных церквей Сырдарьинской обл. Был духовным сыном прот. Андрея Малова , много потрудившегося для устроения Туркестанской епархии в первые годы ее существования. 23 июля 1914 г. Б. стал главным священником армии Сев.-Зап. фронта; в 1914-1917 гг. находился в местах ведения боевых действий, на полях сражений и в госпиталях утешал раненых, напутствовал умирающих. В июле 1917 г. на Всероссийском съезде военного и морского духовенства был избран членом Поместного Собора РПЦ. По возвращении в Туркестанскую епархию в 1918 г. вновь был назначен настоятелем Преображенского собора и оставался им до своей кончины. Имел многочисленные награды, в т. ч. золотой наперсный крест с украшениями из кабинета Его Императорского Величества, ордена св. Владимира 3-й и 4-й степени, был полным кавалером ордена св. Анны. Скончался после инфаркта. Похоронен у алтарной стены Иосифо-Георгиевского храма (находился на центральной площади города, не сохр.), рядом со своим братом прот. Петром Николаевичем Богородицким (7 янв. 1869 - 9 июля 1918), известным ташкентским пастырем. Арх.: Ташкентский обл. архив. Ф. 4. Ед. хр. 3. Л. 4-9 [Послужной список]; Архив автора [Восп. Н. А. Цитовича (внук Б.), аудиозапись]. Ист.: Туркестанские Вед. 1893. 9 мая; 10 мая. В. Б. Заславский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149531.html

Савруха. Церковь Трёх Святителей. Храм Трёх Святителей Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1877. Адрес: Россия, Самарская область, Похвистневский район, с. Савруха, ул. Красноармейская, д. 2Е Координаты: 53.603605, 51.690319 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1827 году в Саврухе был освящен храм Трёх Святителей: Василия Великого, Георгия Богослова, Иоанна Злотоустого. Он строился на народные средства и сначала был деревянным. В 1877 году после пожара построили каменный храм. В 1932 г. большевики разорили храм. В 1992 г. на народные средства храм был восстановлен. Первые поселенцы Саврухи – население, которое временно освобождалось от государственных повинностей. В основном это были отставные солдаты, инвалиды, казаки, переселенцы с Украины и центральных районов России, которые занимались земледелием .В 1827 году в Саврухе была освящена церковь Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Она строилась на народные средства и сначала была деревянной. В 1877 г. после пожара построили каменную церковь. Представляет собой четверик, увенчанный куполом на световом барабане, с полукруглой апсидой, с трапезной, над притвором ярусная колокольня (не сохр.). 11 октября 1894 г. в селе Савруха при церкви была открыта школа грамоты, находившаяся в деревянной сторожке. В ней обучался 31 человек (28 мальчиков и 3 девочки). Законоучителем в ней был священник Иоанн Щербатов, а учителем – местный дьякон. К 1897 г. для школы грамоты было построено собственное здание, и она была преобразована в церковно-приходскую школу. Закрыта в 1933 г., в 1935-1937 гг. перестроена под клуб. Здание возвращено верующим в 1995 г., приход зарегистрирован 13 авг. 1996 г. Церковь восстановлена, в 2019 надстроена новая двухъярусная колокольня. http://savruha.ru/information/history.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33211

Во владении К. м. находилось 1109 дес. земли (пахотной, луга, строевой и дровяной лес), 2 больших рыбных озера - Короцкое и Брезгово (ныне Боровское), 2 фермы в пустошах Жары (недалеко от дер. Глебово) и Переузь (в 4 км от дер. Городно), где были скотные дворы и флигели для сестер. Земельные пожертвования составили ок. 178 га: 98 га от основателя и ктитора обители Елагина и короцкого причта, более 63 га от А. К. Фёдоровой (урожд. Рюминой) и ок. 17 га от др. жителей Валдая. Неприкосновенный капитал К. м. в 90-х гг. XIX в. составлял 63 950 р. и 2600 р. на содержание причта. Приписная община и подворья Помещица А. И. Кемецкая в с. Полнове Демянского у. Новгородской губ. устроила Успенскую жен. общину (открыта в 1873) и пожертвовала ей 600 дес. земли. Будучи малолюдной, в 1884 г. община потеряла самостоятельное управление и до 9 сент. 1892 г. являлась приписной к К. м. По распоряжению игум. Веры начальницей общины стала рясофорная послушница Н. П. Тихонова (впосл. игум. Домника). По ходатайству митр. Исидора (Никольского) самостоятельное управление в общине было восстановлено. В 1894 г. здесь была построена деревянная Успенская ц. с приделами мц. Александры и прп. Сергия. В 1898 г. эта община получила статус монастыря. К 1907 г. на месте деревянного помещичьего дома был сооружен кирпичный 3-этажный корпус с ц. в честь Преображения Господня в вост. части (1911). После 1917 г. этот монастырь был преобразован в коммуну, с 1929 г. постройки заняты школой. В 70-х гг. XX в. Успенская ц. была разрушена. При игум. Домнике были устроены деревянная часовня во имя свт. Тихона и дом для жительства сестер в г. Валдае на Троицкой площади, на участке, принадлежавшем мон-рю (не сохр.). В янв. 1900 г. потомственный почетный гражданин А. Ф. Гусев выделил 100 кв. саж. земли в пристанционном селе (ныне город) Бологое, «на Веригиной даче», для постройки часовни в ознаменование молитв о ниспослании наследника престола. В 1904 г., после рождения цесаревича, была построена и 21 сент. того же года освящена часовня в честь свт. Алексия, митр. Киевского и Московского, и свт. Тихона Задонского, увенчанная луковичной главкой.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Труд Бозио вызвал критику приверженцев Реформации и даже части просвещенных католиков: бенедиктинец Жан Мабильон (1638-1707) осторожно выражал сомнение в подлинности мощей из К.; историк еп. Жильбер Бюрне, посетив Италию в 1685-1686 гг., счел К. шахтами, их живопись он описал как готическую, а погребения - как смесь христианских и языческих; так же полагал Ф. М. Миссон. Их издания, вышедшие в Роттердаме, Лондоне и Париже, были популярны в 1-й пол. XVIII в. С сер. XVII в. исследования К. прекратились, а ватиканские хранители-антикварии, напр. Марко Антонио Больдетти (1663-1749), в основном опустошали К., вынося из них даже фрагменты росписей. Тем не менее в изучении К. католич. Церковь претендовала на монопольные права (отчасти эти претензии сохр. и в наст. время), и развитие методов классической археологии было воспринято как вызов. После того как за пределами Италии в 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. вышли посвященные К. труды специалистов по позднеантичному искусству (особенно работы Д. Рауль-Рошетта), в рим. школе началось формирование своего метода научного исследования К. Папа Григорий XV назначил на должность «суперинтенданта святых мощей и кладбищ» знатока эпиграфики Джузеппе Марки (1795-1860), к-рый настаивал на том, что реликвии нельзя изучать вне архитектурного и археологического контекста, и начал борьбу с их изъятием из К. Была составлена научная программа, разработана хронология росписей, издано введение к серии публикаций по архитектуре, живописи и скульптуре К. ( Marchi. 1844). В 40-50-х гг. XIX в. ученик Марки секретарь Ватиканской б-ки Джованни Баттиста Де Росси (1822-1894), следуя описаниям в итинерариях и изучая многочисленные граффити вблизи главных входов в К., выявил зоны почитания мучеников и определил благодаря «эпитафиям папы Дамаса» (366-384) местонахождение кладбища пап III в. в катакомбах св. Каллиста на Аппиевой дороге. В 1852 г. Пий IX создал «Комиссию священной археологии» (Commissione di archeologia sacra), купил «кимитирий Каллиста» и начал раскопки.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

И. был талантливым церковным писателем, живо интересовался рус. историей. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие прп. Кирилла Белозерского, в 1880 г.- «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению И. преподаватель Кирилловского ДУ Н. П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря - «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг.» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40); ранее высказывавшееся в литературе предположение об авторстве И. ошибочно: сохранился рапорт И. от 15 февр. 1894 г. в Новгородскую духовную консисторию о составлении «Летописи...» Успенским (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 4. Ед. хр. 41). Поводом для составления «Летописи...» послужили указы консистории о возобновлении летописания в церквах и мон-рях (1893). При составлении «Летописи...» была использована не только историческая лит-ра, но и документы монастырского архива. И. отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. По благословению И. на горе Мауре в окрестностях Кириллова была построена часовня в память о приходе прп. Кирилла в белозерские пределы. Также И. составил службу на обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А. Ф. Ковалевский написал акафисты прп. Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка И. с Ковалевским и обращение И. в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в мон-ре сочиненного Ковалевским акафиста (Там же. Оп. 3. Ед. хр. 2114, 2266; КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 22. Л. 15). Большой популярностью пользовались проповеди И., до революции они выдержали неск. изданий. В 1892 г. при учреждении Кирилловского вик-ства Новгородской епархии И. отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем мон-ря. В том же году И. был избран почетным членом МДА «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества». За 30 лет настоятельства в Кирилловом-Белозерском мон-ре И. приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, к-рое почитало его как подвижника благочестия. Еще в 90-х гг. XX в. старожилы г. Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита. Он погребен в обители у алтаря Успенского собора (сохр. надгробный памятник). При погребении И. присутствовало ок. 6 тыс. чел., притом что общая численность населения г. Кириллова составляла 4 тыс. Как прощальное напутствие всем богомольцам раздавалось отпечатанное «Слово на Рождество Христово», сочиненное кирилловским архимандритом. В 1987 г. И. был канонизирован (см.: Письмо из канцелярии управляющего Тульской епархией за 158 от 10 февр. 2009 г.//Арх. ЦНЦ), его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) .

http://pravenc.ru/text/200185.html

в дер. Самбатукса Олонецкого р-на Карелии (ок. 1893, не сохр.) и др. «Верхний» комплекс Новоафонского Симона Канонита мон-ря, Абхазия. Фотография. 2011 г. «Верхний» комплекс Новоафонского Симона Канонита мон-ря, Абхазия. Фотография. 2011 г. Лучшим произведением архитектора в визант. стиле является «верхний» комплекс Новоафонского Симона Кананита мон-ря в Абхазии - единственный в Южном регионе крупный комплекс в этом стиле. Эскиз общей планировки мон-ря по афонскому образцу был предложен игум. Иероном (Носовым-Васильевым), он также высказал пожелания Н. относительно стиля собора. В комплекс входят соборный Пантелеимонов храм (1888-1900) и 5 однокупольных параклисов в монастырском каре из 2-этажных корпусов: надвратный крестообразный в плане Вознесенский (1894) и угловые ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), иконы Божией Матери «Избавительница» (1909), а также 4-ярусная колокольня (высота 50 м) с византийским куполом. В монументальном 5-престольном соборе (высота 40 м, длина 53,3 м, ширина 33,7 м) сочетается визант. стиль с традиц. русским пятиглавием. План храма близок к крестообразному. Боковые главы расположены компактно над рукавами креста, 6-я глава венчает звонницу над обширным притвором, все они имеют шлемовидное покрытие. Щипцы, завершающие рукава креста, и многочисленные изломы кровли обогащают силуэт здания. Декор (колонки с капителями, рельефные кресты, разноцветная штукатурка) носит сдержанный характер. В стенах прорезаны полуциркульные окна, бифории и трифории. Собор рассчитан на 3 тыс. чел., с 3 сторон устроены хоры. Столбы, на к-рые опираются хоры, смещены к 4 опорным пилонам. Главы открыты во внутреннее пространство, основания малых глав в интерьере дополнены конхами. Н. составил также проект росписи собора (1911-1914, художники Н. В. Молов, А. В. Серебряков). Для франц. курорта Биарриц Н. в 1889-1890 гг. переработал проект Никольской ц. местного архит. Тинэ (Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 266-267).

http://pravenc.ru/text/2577581.html

Городка - Севской крепости. По крайней мере жители Севска (строитель Спасо-Преображенского мон-ря с братией, священники города и Комарицкой вол., служилые и простые люди) дали обет в случае избавления от опасности именно в Городке возвести ц. в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери. 31 мая 1634 г. у царя Михаила Феодоровича и патриарха Иоасафа было испрошено разрешение на строительство церкви, и в том же году деревянный храм был поставлен. К 1696 г. он обветшал, на его месте возвели каменную церковь (1698-1700, не сохр.; богослужения совершались до 1930). Икона почиталась как чудотворная, привлекала богомольцев из разных мест. Была украшена драгоценной («золотой») ризой. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1894. Вып. 3. C. 170. В с. Горки В с. Горки Карачевского у. Орловской губ. (ныне Хотынецкий р-н Орловской обл.) в каменной Преображенской ц. (1844-1862), построенной на месте древней во имя свт. Николая Чудотворца (упом. в писцовых книгах 1594-1595 гг.), были освящены 2 придела: во имя свт. Николая Чудотворца (правый) и в честь Курской иконы Божией Матери «Знамение» (левый). Особым почитанием у прихожан пользовалась К. и., находящаяся в одноименном приделе храма. В лит-ре нач. XX в. впервые встречаются сведения о том, что эта икона была явленной (без указания времени явления). В 4 верстах от Горок находился колодец Пониковец (Паниковец), образованный естественным течением родника, где и была обретена икона. В память этого события в 9-ю пятницу по Пятидесятнице совершался ежегодный крестный ход на колодец. После поздней литургии приходы Преображенской и др. церквей «при торжественном преднесении святой иконы и хоругвей» выдвигались на Пониковец, на пути следования служили молебен иконе Божией Матери «Знамение». При большом стечении богомольцев на колодце совершали водосвятный молебен. После молебна освященную воду черпали из колодца, старались хранить ее в течение года, используя для освящения домов и утвари. В сер. XX в. Преображенская ц. была разрушена. Заброшенный колодец в настоящее время заново освящен.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Смогири. Церковь Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Николо-Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Георгиевская церковь построена в 1894 г. на средства генерал-лейтенанта Ф.С. Ракеева (похоронен в церкви). Верхний престол в честь святителя Николая, нижний - во имя великомученика Георгия Победоносца. Действует. Кладка кирпичных стен лицевая. Бесстолпный одноглавый храм типичен для русского стиля, композиция двухэтажного здания очень живописна и во многом следует зодчеству 17 в. Высокий четверик увенчан главой с круглым световым барабаном на четырехгранном постаменте (глава не сохр.). Алтарь трехапсидный, крупная полукруглая средняя апсида завершена главкой на глухой шее. Короткие прямоугольные пристройки по бокам четверика и удлиненная трапезная (все с крутыми двускатными кровлями по фронтонам) придают композиции крестообразность. Асимметрию вносят трехъярусная четырехгранная колокольня и выдвинутое к северу крыльцо с открытыми арками на четырех столбах (прежде завершалось шатром). Лестница на ползучих арках соединяет его с тамбуром перед верхним входом в трапезную. Декор здания включает пучки полуколонок и лопатки с ширинками. Основной объем завершен аркатурно-колончатым фризом, поясом поребрика и ширинок, зубчатым карнизом. Широко использованы также полукруглые и килевидные кокошники, двойные арочки и треугольные фронтоны. Помещения храма в обоих этажах перекрыты коробовыми сводами с конхами в апсидах, а крыльцо с лестницей и яруса колокольни - крестовыми. Лишь над центральной частью во втором этаже поднимается сомкнутый свод со срезанными углами, опирающийся на мощные угловые пилоны и увенчанный барабаном главы. В лотках сделаны по два арочных оконных проема, выходящих в наружную аркатуру вверху четверика. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Смогири – дер., Присельское муниципальное образование, Кардымовский район, православная церковь – памятник архитектуры XIX в. Согласно списку населенных мест Смоленской губернии (1859 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00852

Он род. в Симбирске, учился в гимназии в одном классе с Александром Ульяновым (старшим братом Владимира Ульянова-Ленина), бывал в доме Ульяновых. В 1931 г. он вспоминал о лидере Октябрьской революции: «Шустрый рос мальчонка. Вот уж не думалось, что он станет таким…» ( Голицын. 1990. С. 334). Дальнейшее образование Новинский получил в КазДА, которую окончил со степенью кандидата богословия, затем преподавал в Симбирской ДС, за заслуги в педагогической деятельности был награжден орденом св. Станислава 3-й степени и получил чин статского советника. В 1894 г. Новинский был назначен инспектором семинарии, но через год подал прошение об увольнении, был хиротонисан во иерея, переведен в Новгородскую епархию и в 1902 г. определен в Н. С. п. Благочинный архим. Иаков (Поспелов) в рапорте для консистории писал о нем: «Выдающийся строгою жизнию и духовным рассуждением иеромонах... в мире бывший священником градской Симбирской церкви… и в конце избравший иноческое пустынное житие» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 17. Л. 112 об.). В 1913 г. иером. Иоанн стал настоятелем Кириллова Новоезерского мон-ря и оставался им в тяжелые послереволюционные годы до закрытия обители в 1931 г. Первым историографом Н. С. п. стал ее насельник, инок Иоанн (Калинин Иван Федорович; 1887 - 14 апр. 1939). Он род. в крестьянской семье в дер. Селище Череповецкого у., окончил 2 класса церковноприходской школы. В 1901 г., когда юноше исполнилось 14 лет, поступил на испытание в Н. С. п., в 1908 г. был определен послушником. Инок Иоанн начинал монашескую жизнь под духовным руководством схиигум. Нила (Никитина), в 1904-1913 гг. он состоял при нем келейником в Иоанно-Предтеченском скиту. После пострига в схиму в 1907 г. старец подарил ему 4-томное «Сказание о странствиях и путешествиях по России, Молдавии, Турции и святой земле постриженика Святой горы Афонской инока Парфения» (М., 1856; сохр. с дарственной надписью схиигум. Нила: КБМЗ. 9416-9419). В 1913 г. увидела свет собственная книга инока Иоанна «Описание Нило-Сорской общежительной пустыни».

http://pravenc.ru/text/2577651.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010