Никодим (Руснак Николай Степанович), еп. Аргентинский и Южно-Американский Родился 4 апреля 1921 года в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области в семье крестьянина. В 1935 году окончил среднюю школу. В августе 1938 года поступил в число послушников Крещатинского монастыря во имя Св.Иоанна Богослова в Черновицкой области. 6 янв.1945 года пострижен в монашество с именем Никодима. 29 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года – во иеромонаха. С января 1950 года – настоятель Св.Иоанна Богослова монастыря. 8сент.1955года поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1956году был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с ноября того же года исполнял обязанности начальника Миссии в сане архимандрита. 10  августа 1961 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Среднеевропейский Иоанн и епископ Подольский Киприан. 11  мая 1963 года награжден церковным орденом св.кн.Владимира II степени. 21 апр.1964 г. – епископ Аргентинский и Южно-Американский. Труды: Речь при наречении его во епископа Костромского и Галичского. «ЖМП” 1961, 10, стр.7–9. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.4, 6. -«- 1961, 10, стр.5–6, 7–9 (Фото и биогр.). 10, II, 23. -»- 1963, I, стр.20, 28. -«- 1963, 4, стр.20, 23. -»- 1963, 6, стр.10. -«- 1963, 7, стр.15, 17.· -»- 1963, 10, стр.18. -«- 1964, I, стр·12. -»- 1964, 6, стр.2. Васько А.Г. «Приезд епископа Никодима (Руснака) на Аргентинскую кафедру». ”ЖМП» 1964, 8, стр.14. Am 12 ./25.2.1968 wurde er zum Erzbischof erhoben (MP 1968, 3,3). Er nahm teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (1968 ). Am 10.4.1970 Ernennung zum Exarchen des Moskauer Patriarchen für Zentral- und Südamerika (MP 1970,5,23). Doch wurde er dann bereits am 2.7.1970 von diesem Amt befreit und für drei Monate beurlaubt (MP 1970,8,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

About the Author Born in Odessa in 1893, Father Georges Florovsky was Assistant Professor at the University of Odessa in 1919. Having left Russia, Fr. Florovsky taught philosophy in Prague from 1922 until 1926. He was then invited to the chair of Patrology at St. Sergius’ Orthodox Theological Institute in Paris. In 1948 Fr. Florovsky came to the United States. He was Professor and Dean of St. Vladimir’s Theological School until 1955, while also teaching as Adjunct Professor at Columbia University and Union Theological Seminary. From 1956 until 1964 Fr. Florovsky held the chair of Eastern Church History at Harvard University. Since 1964 he has taught Slavic studies and history at Princeton University. Fr. Georges Florovsky, Emeritus Professor of Eastern Church History at Harvard University and recipient of numerous honorary degrees, is a member of the American Academy of Arts and Sciences. I. Aspects of patristic thought and history Patristic theology and the ethos of the Orthodox Church This article originally appeared as “The Ethos of the Orthodox Church” in The Ecumenical Review, Vol . XII, No . 2 ( Geneva, 1960), pp. 183 – 198. It was a paper presented to the Faith and Order Orthodox Consultation in Kilissia, Greece, August 16 – 18, 1959. Reprinted by permission of the author In 1872 WILHELM GASS published his Symbolik der Griechischen Kirche. Gass was an expert scholar, especially competent in the field of Byzantine studies. His monographs Gennadius und Pletho (Breslau 1844) and Die Mystik des Nikolaus Kabasilas (Greifswald 1849), were notable contributions to the study of late Byzantine theology, little known at that time. His Symbolik also was an able book, well written and well documented. Yet, a problem of method was involved in his exposition. It was at this methodological point that Gass was strongly challenged by another distinguished German scholar, Ferdinand Kattenbusch. 1 In fact, Gass based his exposition of Greek doctrine, mainly and deliberately, on the alleged “symbolic books” of the Eastern Church, in particular on Peter Mogilás Orthodox Confession (in its revised Greek version) and the Decrees of the Jerusalem Council of 1672.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Michail (Mud’jugin Michail Nikolaevi), EB von Vologda und Velikij Ustjug Geboren wurde er am 12.5.1912 in St. Petersburg aus einer Angestelltenfamilie. Seit früher Jugend sang und diente er in der Nikolaj-Kirche «Na peskach», dann in der Andreas-Alt-Athos- Hof in Petersburg. 1929 Abschluß der Mittelschule, 1930 arbeitete er dann in der Fabrik «Krasnyj Putilovec», später, als Wärmetechniker ausgebildet, als Laborant, Techniker, Konstrukteur und Ingenieur. Nebenbei studierte er weiter. 1933 Abschluß des Instituts für Fremdsprachen. 1946 beendete er den Fernkurs an der Energie­Fakultät des Metall-Instituts. 1953 erhielt er den Titel cand. techn. Von 1953 bis 1957 dozierte er als Dozent am Leningrader Bergwerk-Institut Wärmetechnik. 1958 legte er ein Examen vor der Eparchialkommission in Vologda ab und wurde zum Priester geweiht; dies verursachte Aufsehen in Leningrad. Deshalb wurde er sofort an die Kathedrale von Vologda versetzt. Anderthalb Jahre später diente er an der Kazanskaja Kirche in Ustjuny, Ep. Vologda. 1963 wurde er Witwer, 1964 schloß er den Fernkurs an der GA Leningrad ab mit der Arbeit «Der Stand der römisch-katholi­schen Ekklesiologie zu Beginn des II. Vatikanischen Konzils». Er wurde Dozent für lateinische Sprache an der GA, dann lehrte er auch Geschichte und die Analyse der westlichen Konfessionen. Anfang 1966 erhielt Erzpriester Michail nach zwei Probevorlesungen, darunter über «Die Entwicklung der katholischen Mariologie in den letzten hundert Jahren» den Titel Dozent. In diesem Jahr wurde er auch Dekan der an der GA neu errichteten Fakultät für christliche afrikanische Jugend. 8 .10.1966 Berufung zum В von Tichvin, V der Ep. Leningrad und zum Rektor der GA Leningrad. 6 .11.1966 Bischofsweihe durch M Nikodim (Rotov) und andere Hierarchen. Vom 10.–22.2.1967 weilte er als Mitglied einer russischen Delegation in Helsinki; er war Mitglied bei den theologischen Gesprächen in Westdeutschland «Arnoldshain III», im August 1967 nahm er an der Kommission «Glaube und Verfassung» des WKR in Bristol teil, ebenso an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des WKR in Uppsala, wo er auch im Fernsehen auftrat.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

-“- -“-, 11, стр.4. -“- 1961, 6,стр.4, 37. -“- -“-, 8, стр.24. -“- 1963, 1, стр.5. -“- -“-, 2, стр. 14. -“- -“-, 3, стр. 10. -“- -“-, 5, cmp.II. -“- -“-, 6, стр.9, 27, 22. -“- -“-, 7, стр.9. -“- -“-, 8, стр.21, 22. -“- -“-, 9, стр.8, 24, 25. -“- 1963, 10, стр.36. -“- -“-, II, стр.5, 6, 7, 15. -“- 1964, 10, 12, 14. -“- -“-, 3, стр .36. -“- -“-, 10, стр.1. -“- -“-, II, стр.5. -“- 1965, 5, стр. 16. Er wurde am 8.1.1926 als elftes Kind in einer traditionsreichen Priesterfamilie geboren. Seine Vorväter waren seit dem 17. Jh. Priester in der Ep. Tambov, einer, Nikolaj Dobrochotov, war von 1841 bis 185/Bvon Tambov. Auch in der mütterlichen Linie waren alle Vorfahren Priester. Die Kinderjahre verbrachte er in Moskau. Mach dem dritten Kurs des Moskauer Instituts für Transportingenieure trat er in das Moskauer Orthodoxe Theologische Institut über, das später in das GS umgestaltet worden ist. Für sein Werk «Die Bedeutung der Göttlichen Liebe in den asketischen Anschauungen des ehrw. Simeon des Neuen Theologen» erhielt er den akademischen Grad cand. theol. Er lehrte seit Herbst 1951 Patristik und Geschichte der westlichen Konfessionen. Seine Probevorlesungen lauteten: «Die Lehre von der Erbsünde» und «Der Vorreformator und Volksheld der Tschechei Jan Hus». Seit 1956 führt er den Kurs für hl. Schrift des Neuen Testaments und leitet die Biblische Kommission. Am 15.2.1952 wurde er Diakon, am 4.12.1954 Priester und am 13 . 4 . 1959 Mcnch mit dem Namen Pit irim. Seit der Bischofsweihe ist er Leiter der Verlagsabteilung. Am 7.10.1967 wurde er Redaktionsmitglied, am 25.7.1975 Mitherausgeber der «Bogoslovskie Trudy». Am 9.9.1971 wurde er Erzbischof (MP 1971,10,1). Er hat folgende Auszeichnungen: den Vladimir-Orden 1. und Kl., den Sergij-von-Radone-Orden 1. Kl. sowie solche anderer Kirchen. Die ökumenische Arbeit und die Friedenstätigkeit von EB Pitirim begannen im Jahre 1954. 1954 nahm er an den Gesprächen mit anglikanischen Theologen in Moskau teil und hielt dort einen Vortrag über die Stellung der Orthodoxen Kirche zum Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Василий (Кривошеин Всеволод Александрович), архп. Брюссельский и Бельгийский Родился в 1900 году в Петербурге. По окончании гимназии был студентом историко-филологического факультета Петроградского и Московского университетов. В 1921 году получил высшее богословское образование в Париже В ноябре 1925 года уехал на Афон и вступил там в число братии монастыря св. Пантелеймона. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор, а 5 марта 1927 года – в мантию, получив при постриге имя Василия. В 1937 году избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–1945 гг. был представителем на многих святогорских собраниях в Киноте Святой Горы. Во время своего многолетнего пребывания на Афоне о. Василий занимался изучением творений святых отцов. В сентябре 1947 года уехал с Афона в Англию. В феврале 1951 года поселился в Оксфорде, где 21 мая 1951 года был рукоположен во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха к дом.церк.архм.Николая (Гиббза). 25 янв.1957 г. возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года – настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. 14 июня 1959 года хиротонисан во епископа Волоколамского, второго викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Хиротонию совершали: Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Николай, архиепископ Клишийский, и епископ Сергиевский Антоний. В 1960 г. 31 мая назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. В 1963 году II мая награжден правом ношения креста на клобуке. Состоял членом делегации на совещании на о. Родосе в 1961 и 1964 г.г. На IV Всемирной Конференции член комиссии З.С.Ц. «Вера и церковное устройство». Труды: «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы ». 8, 1931, стр.83–116. «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022). («Вестник Русск. западноевропейского патриаршего экзархата» 16, 1953, стр.223–236). «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же, 25, 1957, стр.30–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВОРНИК [чеш. Dvorník] Франтишек (14.08.1893, с. Хомиж, Моравия - 4.11.1975, там же), чеш. и амер. католич. историк Церкви, византинист, славист. Общее образование получил в гимназии г. Кромержиж. В 1912 г. поступил на Кирилло-Мефодиевский богословский фак-т Оломоуцкого ун-та. В 1916 г. рукоположен во священника. В 1919-1920 гг. изучал слав. филологию и археологию под рук. проф. Я. Бидло на философском фак-те Карлова ун-та в Праге. В 1920-1926 гг. изучал историю Византии в Сорбонне (у Ш. Диля ) и в Школе политических наук (окончил в 1923), одновременно работал в Ин-те слав. исследований. В 1926 г. защитил докт. дис. «Славяне, Византия и Рим в IX в.». Ассистент (1925), доцент (1927), профессор (c 1928) церковной истории богословского фак-та Карлова ун-та. После оккупации Судетской обл. Чехословакии (1938) нацистской Германией Д., находившийся в этот момент за границей, решил не возвращаться на родину и остался во Франции. В 1940 г. переехал в Великобританию, где в годы второй мировой войны исполнял обязанности капеллана, занимался научными исследованиями в Британском музее. В 1948 г. получил приглашение на работу в научный центр Дамбартон-Окс (Вашингтон), где стал в следующем году профессором визант. истории. В США Д. совмещал научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, читал лекции по истории славян в Гарвардском ун-те, на основании к-рых выпустил 2 монографии. В 1964 г. Д. вышел в отставку, но продолжал давать консультации коллегам и студентам, заниматься научной работой. В 1975 г. Д. посетил родину, где скоропостижно скончался. Ф. Дворник. Фотография. 60-е гг. XX в. Ф. Дворник. Фотография. 60-е гг. XX в. Сфера научных интересов Д. простиралась на 3 крупные области: ранние связи между Византией и славянами; отношения между Православием и Римом, прежде всего в IX в.; средневек. историю Центр. и Вост. Европы. Д. внес большой вклад в изучение деятельности создателей слав.

http://pravenc.ru/text/171515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КСЕНОФОНТ Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КУКША (Величко Косма Кириллович; 1875-1964), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Левченко Стефан Иванович; 1893 - 1937), иером. , прмч. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявщих) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ Дмитриевич Когтев (1880 - 1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп.(пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий

http://pravenc.ru/rubrics/122346_41.html

Ювеналии (Поярков Владимир Кириллович), м von Kruticy und Kolomna Родился 22 сентября 1935 года в г.Ярославле. Там же окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Ленинградскую духовную семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 окт.1959 года пострижен в монашество. 4 ноября рукоположен во иеродиакона. I янв.1960 года рукоположен во иеромонаха. 15 авг.1960 г. назначен в Отдел внешних церковных сношений и переведен в Московскую духовную академию. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен преподавателем Московской духовной семинарии. 7 июля 1962 года возведен в сан игумена. 16 июля того же года назначен редактором бюллетеней Среднеевропейского Экзархата “Голос Православия“. 23 янв.1963 года назначен начальником Русской духовной миссии во Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. 22 дек.1964 года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. 26 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Зарайского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий, епископ Дмитровский Филарет, епископ Волоколамский Питирим, епископ Рязанский и Касимовский Борис, епископ Тихвинский Филарет и епископ Тегельский Ионафан. С 1960 года принимает участие в различных международных христианских конференциях, собраниях, посвященных защите мира. Является членом постоянных учреждений и комиссий Всемирного Совета Церквей и член Рабочего комитета Христианской Мирной Конференции. Труды: «Третья христианская мирная конференция в Праге». «ЖМП» 1960, 10, стр.27–32. «Христианская мирная конференция молодежи в Праге». «ЖМП» 1960, II, стр.32–34. «Встреча молодых христиан Европы в Лозанне». «ЖМП» 1960, 10, стр.63–71. «Доклад члена молодежной делегации Русской Православной Церкви на Конгрессе в Праге». «ЖМП» 1961, 8, стр.55–58. «Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Только через столетие сформировалось в медицине самостоятельное «психосоматическое» направление, возникновение которого во многом было обусловлено возникшим кризисом сугубо материалистического взгляда на все болезни вообще, господствующего на протяжении последних веков на волне многочисленных научных технических достижений. В становлении «Психосоматической медицины»  принимали участие множество представителей различных школ и направлений, как в медицине, так и в психологии, философии, физиологии и социологии. Укажем на некоторых из них: это немецкий психиатр Карл Виганд Максимиллиан Якоби (1775–1858), введший в 1822 году понятие «соматопсихический»; берлинский терапевт Густав Бергман (1878–1955), разработавший учение о функциаональной патологии;  немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше(1844–1900); всемирно знаменитый французский психиатр  Жан  Мартен Шарко (1825–1893), у которого учился отец психоанализа Зигмунд Фрейд(1856–1939); основатель учения о неврастении(1869) американский невропатолог Джордж Миллер Бирд (1839–1883); его соотечественник терапевт Да Коста (1833–1900), именем которого назван синдром «возбудимого сердца солдата» (1871); американский психоаналитик Франц  Габриэль Александер (1891–1964),  которого считают одним из основоположников современной психосоматической медицины; немецкий врач Александр Мичерлих (1908 1982), открывший в 1949 году в Гейдельбурге психосоматическую клинику; австрийский врач и психоаналитик, профессор по психосоматической медицине Вашингтонского университета Феликс Дойч (1884–1964); основоположник теории «стресса» канадский патолог и эндокринолог, Лауреат Нобелевской премии Ганс Селье (1907–1982) и многие, многие другие. Психоаналитики, как правило, причину психосоматических заболеваний видят в наличие неосознанных конфликтов у человека, тщательно исследуют  забытые  пациентами психические травмы, делают акцент на половых проблемах, включая сюда детские неосознанные  взаимоотношения с родителями и прочее. В развитии психосоматической болезни выделяют психосоматические реакции, расстройства, состояния, иногда аффекты. Чем психосоматические болезни отличаются от обычных заболеваний?

http://azbyka.ru/zdorovie/psihiatr-v-k-n...

Prokl (Chazov Nikolaj Vasil " evi), В von Tichvin, V der Ep. Leningrad Geboren wurde er am 10.10.1943 in Leningrad in der Familie eines Beamten. Nach Abschluß des Technikums diente er von 1964 bis 1967 in der Roten Armee. 1970 trat er in die 2. Klasse des Leningrader GS ein, dann in die dortige GA, die er 1977 mit der Arbeit «Das Evangelium als Basis des moralischen Lebens des Christen» als cand. theol. beendete. Am 5.1.1973 wurde er von M Nikodim (Rotov) zum Mönch geschoren, am 7.1. empfing er die Diakon- und am 11.3.1973 die Priesterweihe. Dann wurde er zum Vorsteher der Pokrov-Kirche im D Koz " ja Gora, obl. Leningrad, bestimmt. 1975 gehörte er zum Klerus der Smolensker Kirche in Leningrad, von 1977 bis 1983 war er Vorsteher der Erlöser-Verklärungskathedrale in Vyborg. 1983 wurde er Vorsteher der Mariä-Geburt-Kathedrale in Novaja Ladoga. 1984 erhielt er als Igumen vom Patriarchen ein Kreuz mit Schmuck. Am 10.9.1987 wurde er zum Bvon Tichvin, V der Ep. Leningrad berufen. Am 12.9.1987 erfolgte die Erhebung zum Archimandriten, die Nominierung fand am 17.10.1987 durch M Aleksij (Ridiger), EB Nikolaj (Kutepov), EB Nikon (Fomiev), EB Ioann (Snyev) u.a. Hierarchen statt, die Bischofsweihe am 18.10.1987 in Leningrad (MP 1988,4,12–17). КРАТКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ГЛАВНЫХ РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКОВ ΦΜП (Рукописный фонд Московской Патриархии) Данный источник содержит в себе сведения из послужных списков действовавших архиереев Русской Церкви и подчинявшихся митрополиту Сергию (Страгородскому) на 1936–1937 гг. Сведения в нем даны о 73-х иерархах, помещенных в источнике в алфавитном порядке имен и фамилий. О каждом архиерее приведены краткие биографические сведения с указанием титула занимаемой последней кафедры, времени рождения, образования, прохождения службы до епископства, года хиротонии и перемещений на ту или иную кафедру. Этот источник, несомненно, имеет большую ценность, как содержащий в себе более или менее точные документальные данные об иерархах указанного периода. Алфавитный список иерархов Православной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010