123 . «Дополнительные ревизские сказки 10 ревизии по Усть-Медведецкому округу. 1859». ГАРО, ф. 301/472, оп. 15, ед. хр. 39. 124 . «Метрические книги Богоявленской церкви станицы Усть-Медведецкой за 1859 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 587. 125 . «Формулярные списки рекрутов за 1863 год». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 122. 126 . «Рапорт второго Донского окружного рекрутского присутствия наказному атаману Войска Донского. 1871». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 25. 127 . «Метрические книги церквей Новочеркасского прихода. 1889». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 659. 128 . Список воспитанниц Донского епархиального женского училища. 1893. «Донские епархиальные ведомости», 1894. 129 . «Список казакам прихода в полк за 1908–1916 гг.». ГАРО, ф. 341, оп. 2, ед. хр. 586. 130 . «Метрические книги Одигитриевской церкви поселка Весело-Грузинского Таганрогского округа за 1914 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 20, ед. хр. 49. 131 . «Метрические книги Казанской церкви слободы Михайловки-Кузнецовой Таганрогского округа за 1916 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 20, ед. хр. 56. 132 . При описании личной антропонимики советского периода были использованы книги записи актов гражданского состояния Андреевского, Кировского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону за 1922, 1925, 1927, 1928, 1932, 1933, 1935, 1938, 1941, 1946, 1948, 1949, 1951, 1957, 1958, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1969 и 1970 годы, станицы Нижне-Гниловской за 1925 год, Орджоникидзевского района г. Таганрога за 1949 г., Веселовского, Кочетовского, и Позднеевского сельсоветов Семикаракорского района за 1963 г., 1968 г., рабочего поселка Коксовский, поселка Синегорский и рабочего поселка Шолоховский г. Белая Калитва за 1965 г., Вешенского района за 1968 г., ст. Старочеркасской за 1925 и 1929 годы, Заветинского района за 1933 г., ст. Пролетарской за 1968 г., Цымлянского района за 1968 и 1970 гг. 133 . Нами изучены следующие материалы, находящиеся на хранении в Ростовском областном архиве ЗАГС: «Метрические книги» Одигитриевской, Троицкой и Успенской церквей ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1945 году врем.управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским. В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским. В этом же году переименован во епископа Херсонского и Одесского. С30 октября 1947 года – епископ Ростовский и Таганрогский. С 24 февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского. С 19 октября 1949 года освобожден от управления Ростовской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией. С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским. С 17 марта 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским. 1 февраля 1951 года уволен на покой, согласно прошению. С I апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским. С 9 февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским. С 27июля 1959года – епископ Омский и Тюменский. 30 марта 1961 года получил звание кандидата богословия за работу об обновленческом расколе. С 3 апреля 1961 года – архиепископ Пермский и Соликамский. С 10 октября 1962 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы, управляющий Пермской епархией. 13 октября 1962 года получил звание магистра богословия за работу на ту же тему (об обновленческом расколе). 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 20 мая 1964 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 25 мая 1965 года поручено временное управление Вологодской епархией. С 15 июня 1965 года освобожден от временного управления Вологодской епархией. /+ 12.IX.1967 г./ Деятельность: В феврале 1945 года командирован во главеделегации Патриархии в Югославию. В феврале 1946 года вторично был командирован в Югославию, по вопросам Православной Церкви в Чехословакии, передача которой была осуществлена в юрисдикции Московской Патриархии. В ноябре 1946 года встречал в г. Яссах (Румыния) и сопровождал Патриарха Никодима в Москву и обратно в Яссы. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве, по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– 1907. – Вып. 23. – С. 14; Romancuk A.I. Cherson im Mittelalter. – S.210; ср.: Сидоркин А.И. Лишение и ограничение свободы как наказания в византийском праве//Forum Romanum: Доклады III междунар. конф. «Римское частное и публичное право: многовековой опыт развития европейского права». Ярославль-Москва, 25–30 июня 2003 г. – М., 2003. – С. 141. 2577 Житие святого отца нашего Никифора, архиепископа Константина града и нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скевофилаксом святейшей Великой церкви св. Софии//Творения св. Отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. – Минск, 2001. – С. 6–7, гл. 5. 2579 См.: Ammianus Marcellinus/With engl, transi, byj. Rofle. – Cambridge; Harward, 1950. – Vol. 2. – P. 598 (XXVI. 10. 8–10); Zosime. Histoire nouvelle/Texte etabili et traduit par F. Paschoud. – Paris, 1979. – T. 2. – Pt. 2. – P. 266 (IV. 5. 2); Зосим. Новая история//Scythica et Caucasica: Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе/Собрал и издал с рус. пер. В. Латышев. – СПб., 1893. – Ч. 1. – С. 798; Курбатов Г.А. К вопросу о территориальном распространении восстания Прокопия//Византийские очерки. – М., 1961. – С. 72. 2580 Предположение о том, что на тот момент в городе не было имперских войск, ничего не меняет: источники подчеркивают, что беглец был вынужден покинуть Херсонес (ср.: Цукерман К. Епископы и ганиэон Херсона в IV веке//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып. 4. – С. 558). 2582 Об этом особенно подробно сообщает сирийская версия «Церковной истории» епископа Захария Митиленского, составленная в 569 г. (The Syriac Chronicle Known as That of Zachariah of Mitylene/Transi, into English by F. J. Hamilton, E.W. Brooks. – London, 1899. – P. 79–80). Ср.: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения... – С. 25, 48; Liberat. Breviarium II Acta Consiliorum Oecumenicorum/Ea.A. Shwartz. – Berlin, 1936. – T. 2. – Vol. 5. – P. 125; Сиротенко B.T. Письменные источники по истории Херсонеса IV–VI вв.//Ученые записки Пермского гос. ун-та. – 1964. – 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончил Сорбонну в 1937 г. Доктор Сорбонны в 1953 г. Работает в Америке. О чувстве и чувствительности. П. 1937. стр. 121. Aphorismes tristes. Р. 1950. Записки к философии. П. 1954-. стр. 82. Философемы и Символы. П. 1962. стр. 32. П. 1972» На тему об искусстве. П. 1963. стр. 78. Гносеологическая увертюра. М. 1971 стр. 79. ЗАНДЕР Валентина Александровна, урожд. Калашникова. 1894– Родилась 26 августа в Петербурге. Окончила Высшие Женские Курсы 1913. Покинула Россию 1920. Переехала в Париж из Турции в 1923. Член Русского Студенческого Христианского Движения. Работала с мужем Л. А. как секретарь Движения в Латвии и Эстонии, 1929– 31. Секретарь Женских Богословских Курсов в Париже. Участница Экуменического Движения. Валентина Калашникова. О русских православных братствах. Ш. 1925. Les Implications sociales de la Doctrine de la Trinit£. P. 1936. pp.23. La de l " Epiphanie. Troyes. 1947. pp.19. La Pentecote. Troyes. 1948. pp. 20. La Fete de Noel. Troyes. 1949. pp.16. St. Seraphim of Sarov. Р.Б.Д.рр. 64. Seraphim von Sarov. Dusseldorf. 1965. Христос-Новая Пасха. Брюссель. 1967 стр. 32. ЗАНДЕР, Лев Александрович. 1893–1964– Родился 19 февраля в Петербурге. Окончил Имп. Александровский Лицей и Петербургский университет в 1913 г. Учился в Германии, 1913–1914. Участвовал в войне 1914–17 гг.». Преподавал философию во Владивостокском университете, 1919– 20. Покинул Россию в 1922 г. В 1923 г. переехал из Китая в Чехию. Секретарь Русского Студенческого Христианского Движения. Работал во Франции, Латвии и Эстонии. Член Содружества св. Албания и преп. Сергия. Видный деятель Экуменического Движения. Организатор поездок православного хора по Европейским странам. Лектор о православии в Германии и Швейцарии. Умер в Париже 17 декабря. Биография о «Вестнике Р.С.Х.Д.». 75–76. 1965. К. Леонтьев и Прогресс. Пекин. 1921. Dostoevsky. L. 1948. рр. 140. Бог и мир «Миросозерцание о. С. Булгакова », т. I, стр. 479. т 2, стр. 386. 1948. Нем. пер. 1952. Evangelisches und Orthodoxes Christenturn. Hamburg. 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1962 Вероисповедание – в христианстве исторически сложившаяся конфессия, находящаяся в пределах общего религиозного поля и в то же время опирающаяся на собственный вариант прочтения Символа веры . Ересь – сознательно проповедуемая и сознательно принимаемая система взглядов, официально признанная отклонением от утвержденных догматических установлений. Субъектом ереси (еретик, ересиарх) всегда выступает частное лицо, проповедующее и/или принимающее представление, официально и публично осужденное Церковью. В отличие от ереси, раскол – это явление общественное, связанное с разрушением территориального принципа епископской юрисдикции и формированием параллельных иерархических структур. В раннем христианстве все христиане, проживающие в какой-либо местности, управлялись епископом той самой местности (с переездом на другое постоянное место жительство менялась и юрисдикция). 1963 Курсы по сравнительному изучению вероисповеданий, ересей и расколов вводились в программы духовных семинарий и духовных академий в 1840-х гг. с целью подготовки священников, способных профессионально вести апологетическую и миссионерскую деятельность. Подробнее см.: «Дело о времени открытия в духовных семинариях миссионерских отделений» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 2276), «Дело о снабжении учебной литературой миссионерских отделений…» (Там же. 2279). 1964 Несторианство, учение константинопольского патриарха Нестория, возникло около 430 г. на основе положений Антиохийской богословской школы. После осуждения на Эфесском соборе 431 г. и произнесения анафемы несторианам на Халкидонском соборе 451 г. развивалось за пределами Византии, преимущественно в Персии, Индии, Средней Азии и Китае. 1965 Фактически несторианство было ассимилировано Ассирийской церковью Востока, также основывавшейся на положениях Антиохийской школы. Отсюда – несколько одностороннее представление, распространенное в русском богословии XIX – начала XX в., согласно которому общины Ассирийской церкви, располагавшиеся в XIX в. в Сирии, Ливане, Ираке, Иране и Турции, придерживаются ереси несторианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Он учил при императоре Севере и Антонине, по прозванию Каракалла (Творения блаженного Иеронима Стридонского . Ч. 5. Изд. 2е, Киев, 1910, с. 283 – 284). Сведения эти почерпнуты, вероятно, из «Церковной истории» Евсевия Памфила (ок. 260 – 340) (khura V, 10 – см.: Богословские труды. Сб. 25. М., 1984, с. 16). Блаженный Иероним упоминает еще раз о Пантене, излагая Хронику Евсевия Памфила , под 194 годом: «Климент, пресвитер Александрийской Церкви и стоический философ Пантен славятся как красноречивейшие защитники нашей веры» (Творения… Ч. 5. Изд. 2е, Киев, 1910, с. 347. – Eusebius . Chronik des Hieronymus. Werke (GCS). Bd. 7. Berlin, 1984. Herausgegeben von P.Helm, 3 Auf., S. 211a и прим. (s. 425). Книгу, из которой о. Павел почерпнул эти сведения, установить не удалось. Об ап. Фоме см.: Pauly A.E.Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft. Bd. 6, H. 11, S. 316 – 317, 320 – 323, а также Vät A.Der heilige Thomas der Apostel Indiens (1925 2 ). Далее зачеркнуто: «Диалектика есть искусство обсуждать вопрос с различных точек зрения, но так, однако, чтобы в конце концов получалось впечатление, «в котором душа обхватывает зараз, как бы единым актом воображения, – по определению Патера, – через все переходы долгого разговора, все на первый взгляд противоположные препирательства всех участников разговора». ( W.Pater. Plato and Platonism, 1893, London and New York, p. 165 (из реферата А.Н.Гилярова в «Вопросах Ф и П , roд V, 1894, кн. 23(3), с. 439). См.: Лк. 4, 5 . Греч. «™n smigmH сгТпои» переводится на все европейские языки как «мгновение»: слав. – «в часе (черте) времянне»; рус. – «во мгновение времени»; нем. – «Augenblick»; фр. – »instant»; англ. – «moment of time»; ит. – «momento di tempo». «Stigm " » – буквально «точка» – встречается в Новом Завете единственный раз у Луки. 188 См.: Гете. Избранные философские произведения. М., «Наука», 1964, с. 418, 417: стихотворения Гете «Наоборот (физику)» и «Эпиррема». – Allerdings (Dem Physiker). Epirrhema. Ср.: П.А.Флоренский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1029 В отличие от большинства других исследователей, проф. Д. В. Айналов полагал, что на островке был не «монастырек», а особое священное место, при котором жили монашествующие (Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 139). 1030 Vitacum Translatione S. dementis. – P. 142–147, § 3; Слово на перенесение мощей преславного Климента//Лавров П. Жития херсонских святых... – С. 127–130, гл. 3–10; Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова. – С. 312–314; Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, первоучителя славян, св. Кирилла//Записки имп. АН. – СПб., 1893. – Т. 72. – Кн. 1. – Прил. 6. – С. 5–7 (латин. текст), 9–11 (пер.), §2–3. См.: Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1890 год. – С. 36–37; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 58–64; Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 139; Маркевич А. И. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента//ИТУАК. – 1909. – Т. 43. – С. 105–114; Айналов Д. В. Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе. – С. 69–76. Эту точку зрения разделяют современные исследователи, в том числе наиболее крупные специалисты-клементоведы, Амвросий Эссер и Иоганн Хофманн (Esser A. Wo fand der Hl. Konstantin-Kyrill die Gebeine des Hl. Clemens von Rom//Cyrillo-Methodiana. – Koln, 1964. – S. 141–146; Hofmann]. Unser heiliger Vater Klemens. – Trier, 1992. – S. 62 s.; Сорочан C. Б., Зубарь В. M., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 661–663); Крестный путь святого Климента: Рим – Херонес/Сост. Т. Яшаева, М. Мотовилина. – Севастополь, 2001. – С. 2–14. 1031 И. Я. Франко относил составление сочинения епископа Ефрема «ко времени упадка литературного вкуса, в VIII или IX века» и полагал, что оно, несомненно, уже существовало к началу X в., но самого Ефрема не считал херсонитом, указывая на «полное отсутствие местного колорита» в рассказе (Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства im. Шевченка. – Льbib, 1903. – Т. 56. – Кн. 6. – С. 173,176–178).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Места находок этих идолов свидетельствуют о славянской принадлежности их изготовителей и почитателей. Подобные изображения в виде палочек с вырезанными на концах одной, тремя или четырьмя головками известны и на неславянских землях, например, в Риге, где они датируются XII–XIII вв. (Цауне А.В., 1981; 1990, с. 127–128). И. Срезневский (1853, с. 181), а в последнее время Г. Ловмянский (Lowmianski Н., 1979, S. 158) утверждали, что каменных идолов у славян вообще не было. Но упоминания об идолах, сделанных из камня и металла, встречаются в источниках. Так, в Щецине имелся идол из золота, который был спрятан язычниками (Житие Отгона Бамбергского, Котляревский А. А., 1893, с. 360). По Иоакимовской летописи, «Добрыня же идолы сокруши, деревянии сожгоша, а камении изломав в реку ввергоша» ( Срезневский И.И. , 1853, с. 180). В «Слове о том, како первое погани кланялися идолом» (XI в.) говорится: «Начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзей ж мраморяне и золотеи и сребренеи» (Аничков Е.В., 1914, с. 264). Идолы, сделанные из камня, найдены по всей славянской земле (рис. 2). Сводная карта каменных идолов, найденных на территории Польши, сделана Я.Соколовской (Sokolowska J., 1928). В Германии известны рельефные изображения на камне, например, в Альтенкирхен (Die Slawen in Deutschland, 1970, Abb. 122). Наибольшее скопление каменных изваяний известно в Поднестровье, в Подолии (Довженок В. И., 1952, с. 136–142; Винокур И. С., Хотюн Г. Н., 1964, с. 210; Брайчевский М. Ю., Довженок В. И. 1967; Винокур И. С., 1967; 1970 а, б; 1972; Винокур И. С., Забашта Р. В., 1989). Здесь же, помимо сохранившихся идолов, имеется много сведений о когда-то находившихся в разных местах «каменных бабах» (Антонович В. Б., 1901; Сецинский Е., 1901). Идол, обнаруженный крестьянами при добыче камня около Гусятина на Збруче, имел вид четырехгранного столба с изображенными на нем человеческой головой, лошадьми и еще какими-то фигурами. Идол был разбит и камни употреблены при постройке церкви (Сецинский Е., 1901, с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

ПЭ – Православная энциклопедия. Москва AJTh – American Journal of Theology Chicago ChH – Church History. Cambridge CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum. Berolini, 1863–1943 ESJ – European Scientific Journal. University of the Azores, Portugal ILS – Inscriptiones Latinae Selectae. Berolini, 1892–1916 JETS – Journal of the Evangelical Theological Society. Wheaton, Illinois JRS – Journal of Roman Studies. London KP – Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. Stuttgart, 1964 NTS – New Testament Studies. Cambridge RE – Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa u. a. Stuttgart, 1893–1972 VChr – Vigiliae Christianae. Leiden Подготовка к созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917 году Диакон Андрей Мельчаков, V курс СПДС XX век для Русской Православной Церкви оказался насыщен переломными событиями. Для Церкви начало ушедшего уже теперь XX столетия ознаменовалось движением за реформы, в ходе которого она стремилась восстановить каноническую соборную структуру, повреждённую в результате вмешательства государственной власти, заявив о необходимости отказа от синодальной системы, от ставшей чрезмерно тяжёлой опеки самодержавного государства. Несчастная для России война 1904–1905 годов, вызвавшая правительство на некоторые реформы в государстве, дала толчок и идее церковного обновления на началах соборности и широкой автономии. Публикация «записки 32-х» и вскоре после этого «записок» митрополита Антония (Вадковского) и Витте спровоцировала широкие дискуссии в прессе и обществе. Весна 1905 года была наполнена размышлениями о церковной реформе, эта тема захватила всю читающую и мыслящую Россию. По статистике, приводимой санкт-петербургским исследователем С.Л. Фирсовым, с 17 марта по 17 апреля 1905 года в прессе было опубликовано 417 статей на тему о церковной реформе, а до июня – ещё 573. Дискуссии утихают лишь к середине 1907 года, проявляя себя впоследствии отдельными всплесками 344 . Организованный Победоносцевым опрос епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе показал, что предстоятели Церкви не просто признали необходимость глубоких перемен, но во многом поддержали те идеи, которые уже были высказаны митрополитом Антонием (Вадковским) , членами Синода и представителями церковной общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 сент. 1960 года освобождён от управления Ташкентской епархией с предоставлением отпуска. 13 июня 1962 года назначен архиепископом Омским и Тюменским. 11 мая 1963 года награждён правом ношения креста на клобуке. С 29 мая 1963 года – архиепископ Калужский и Боровский. 25 ноября 1965 года уволен на покой. Местожительство – Жировцы. Труды Речь при наречении его во епископа «ЖМП» 1953, 3, стр. 19–20, 13 Литература «ЖМП» 1953, 3, стр. 13, 19–20. 1956, 7, стр. 13. 1958, 2, стр. 17–18. 1958, 7, стр. 18, 19. 1960, 3, стр. 9, 11. 1960, 5, стр. 30, 33. 1960, 6, стр. 28, 27, 35. 1960, 8, стр. 6, 7. 1960, 10, стр. 4. 1961, 4, стр. 57. 1962, 7, стр. 36. 1963, 3 стр. 8. 1963, 6, стр. 10. 1963, 7, стр. 9. 1963, 8, стр. 20. 1963, 11, стр. 3. 1964, 1, стр. 4 «Журнал. Засед. Св. Синода» 2 от 28.01.1953. 1 от 07.02.1956 г. 2 от 20.02.1958 г. 15 от 28.08.1958 г. Исправления и дополнения A.A. Заметки и дополнения Е.М. Mit weltlichem Namen hieß er Aleksej Stepanovi Er wurde am 03.03.1896 geboren. 1919 Abschluß der GA. 08/21.06.1919 Ierodiakon; 15/28.08.1921 Priesterweihe. 25 .08/07.09.1923 Archimandrit. In den 30er Jahren war er zu einer 10 jährigen Haft verurteilt worden. Seit 1945 übte er den Pfarrdienst in der Ep. Astrachan’ aus, zuerst als Vorsteher der Pokrov-Kathedrale in Astrachan’ und als Dekan. Seit 1948 Vorsteher der Pokrov-Kathedrale in Samarkand. Seine erste Versetzung in den Ruhestand erfolgte auf Grund seines Protestes gegen den Verlauf und die Beschlüsse der Bischofssynode vom 18.07.1961. Er hatte dafür Unterschriften von acht Bischöfen gesammelt, im Glauben, man müsse gegen die Verletzung der Gesetze durch die Behörden protestieren, dann werde die Kirche ihre Rechte bekommen. Auch hatte er gegen die Verleumdungen von Priestern in der Presse sowie gegen Kirchenschließungen sich mit Erfolg gewehrt. Seine zweite Versetzung in den Ruhestand im Jahre 1965 wurde mit den Schwierigkeiten begründet, die er in den von ihm verwalteten Diözesen hatte. In zwei Briefen an den Patriarchen wandte sich Ermogen dagegen. Die Schwierigkeiten bestünden darin, daß er sich gegen die Schließung von Kirchen in seiner Diözese gewehrt und gegen unberechtigte Verweigerung der Registrierung für seine Priester durch die Sowjetbehörden protestiert habe. Der Hl. Synod hatte ihn in einer Sitzung vom 30.07.1968 offiziell getadelt.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010