27 Он же. Письмо 5 к Д. Бальфуру от 16 (29) сентября 1932 г. (G 1 : А-5). 28 Архим. Софроний. Письмо 15 к Д. Бальфуру от 21 января 1933 г. (G 1 : В-14). 29 Архим. Софроний. Письмо 19 к Д. Бальфуру от 28 июля (10 августа) 1934 г. (G 1 : С-1). 30 Архим. Софроний. Письмо 24 к Д. Бальфуру от 17–18 (30–31) мая 1936 г. (G 1 : С-12). 31 См.: Архим. Софроний. Письмо 19 к Д. Бальфуру от 28 июля (10 августа) 1934 г. (G 1 : С-1). 32 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103, 105. 33 Архим. Софроний. Письмо 23 к Д. Бальфуру от 7 (20) апреля 1936 г. (G 1 : С-11). 34 Он же. Письмо 19 к Д. Бальфуру от 28 июля (10 августа) 1934 г. (G 1 : С-1). 35 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. С. 49–50. 36 Архим. Софроний. Письмо 22 к Д. Бальфуру от 5 (18) апреля 1935 г. (G 1 : С-6). См. с. 232 наст. изд. См. также: Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 3. Гл. 3, 8. М., 1995. С. 336. См. также: Прп. Максим Исповедник. Амбигва. PG 91, 1141 АВ, на которого ссылается свт. Григорий. 37 Он же. Отрывок 1 из письма 13 (G 1 : В-12) согласно рукописи М5В, не вошедший в окончательную версию. См.: Приложение I, 4: «О покаянии». 38 Архим. Софроний. Письмо 12 к Д. Бальфуру от 12 (25) декабря 1932 г. (G 1 : В-11). 39 Архим. Софроний. Письмо 28 к Д. Бальфуру от 22 августа (4 сентября) 1945 г. (G 1 : D-4). 40 Там же. 41 Архим. Софроний. Письмо 28 к Д. Бальфуру от 22 августа (4 сентября) 1945 г. (G 1 : D-4). 42 Он же. Письмо 19 к Д. Бальфуру от 28 июня (10 августа) 1934 г. (G 1 : С-1). 43 А-1 согласно нумерации G 1 . Письмо написано вскоре после отъезда Д. Бальфура с Горы Афон. Там он встретился со святогорцами, среди которых были старец Силуан и отец Софроний. После паломничества на Афон у Д. Бальфура созрело решение перейти в Православие. 44 Имеется в виду принятие Д. Бальфуром Православия. 45 Письмо не сохранилось. 46 См.: Древний Патерик. Гл. 23: «Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келлии, и о созерцании». М., 1891. С. 430–434.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Архипастырское служение А. продолжалось 36 лет. За это время он построил множество храмов в Вятской и Рязанской епархиях, до 5 раз вызывался на чреду священнослужения в С.-Петербург. По отзывам современников, «свободным наукам он был неучен», но «нравом кроток, благочестив, щедр, трезвен» и «к украшениям церквей охотник». Погребение А. состоялось в Успенском соборе (ныне собор Рождества Христова) Рязани; в 1799 г. гроб с его телом был перенесен в Архангельский собор, усыпальницу Рязанских архиереев. 18 июня 1998 г. останки А. были обретены вместе с мощами Рязанских святителей и архиереев; 18 сент. 1998 г. они были перенесены в рязанский мон-рь во имя Св. Троицы, где покоятся в одной раке с мощами сщмч. Мисаила , архиеп. Рязанского, и свт. Феодорита , архиеп. Рязанского. В Желтикове Успенском мон-ре хранилась грамота А., написанная в период пребывания его на Сарской и Подонской кафедре, о явлении ему свт. Арсения Тверского после всенощного бдения перед литургией в день перенесения мощей последнего из соборной церкви мон-ря в надвратную. В 2000 г., в числе др. документов об А., эта грамота находилась в ГА Рязанской обл. Арх.: РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); ОДДС. СПб., 1878. Т. 3, 372, 599, 605; 1880. Т. 4, 448. Прил. IV. Стб. XXVIII; 1897. Т. 5, 10, 21, 137, 276. Прил. IV. Стб. LIX; 1883. Т. 6, 18, 29, 40, 41, 72, 255; 1885. Т. 7, 66, 135, 318; 1891. Т. 8, 47; 1913. Т. 9, 9, 322, 409, 569; 1901. Т. 10, 7, 106; 1903. Т. 11, 6, 59-62, 77, 28, 510; 1902. Т. 12, 110, 121, 229, 286, 324; 1910. Т. 14, 45, 127, 128, 133, 173, 237, 257, 268, 327, 345, 350; 1907. Т. 15, 221, 347; 1906. Т. 16, 1, 9, 170, 181, 211, 258, 344, 418; Пг., 1915. Т. 18, 140, 246, 275, 333, 487; СПб., 1913. Т. 19, 14, 55, 388, 548; СПб., 1907. Т. 26, 13, 123; Пг., 1916. Т. 28, 18, 145, 159, 233; СПб., 1913. Т. 29, 20, 246, 254, 410, 523; Здравомыслов. Словарь иерархов; ГАРО. Ф. 869. Оп. 1. Д. 334. Т. 1-2. С. 1, 1 об., 2; Отчет об археологических работах, проведенных РСНРПМ под руководством Е. Л. Хворостовой, в мае-июле 1978 г. в Архангельском соборе Рязанского кремля//Архив Рязанского ЕУ; Отчет о работах, проведенных в Архангельском соборе Рязанского кремля 20.05-20.06.1998 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/64686.html

По имп. указу в резиденции В. 24 окт. 1744 г. поселилось сосланное в Холмогоры Брауншвейгское семейство (см. Анна Леопольдовна ). Архиерей перебрался в летний домик за Михеевским оз., в дальнейшем перенес свою резиденцию в Новоприлуцкую Преображенскую пуст. Холмогорского у. Архангельской губ. В. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах. Расходы за неимением средств у покойного были отнесены за счет архиерейского дома. Все свое небольшое имущество В. при жизни раздал на помин души, в числе облагодетельствованных им лиц был отец М. В. Ломоносова. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 399; Т. 2. Ч. 1. 1879. 422; Ч. 2. 1878. 1183; Т. 3. 1878. 79, 277; Т. 4. 1880. 476; Т. 5. 1897. 54, 99, 218, 237, 382; Т. 6. 1883. 331; Т. 8. 1891. 502; Т. 9. 1913. 138, 171, 224, 440. Прил. I; Т. 10. 1901. 309, 352, 457; Т. 11. 1903. 215, 338; Т. 12. 1902. 38, 79, 107, 333, 353; Т. 14. 1910. 189; Т. 15. 1907. 49, 345. Прил. XXIII; Т. 16. 1906. 48, 136, 330, 356. Прил. XXXII; Т. 18. 1915. 23, 138, 222, 239, 339, 564, 570; Т. 19. 1913. 255, 315, 478, 518; Т. 20. 1908. 24, 269, 283, 424, 439, 500; Т. 21. 1913. 23, 67, 385, 411, 588, 620; Т. 22. 1914. 10, 17, 54, 124; Т. 23. 1911. 328, 332, 479, 502. Прил. VI, XVII; Т. 26. 1907. 118, 119, 319, 333; Т. 28. 1916. 56, 154, 177, 233; Т. 29. 1913. 89, 129; Т. 31. 1909. 3, 47, 62, 138, 264; Т. 32. 1915. 25, 38; Т. 34. 1912. 141, 208, 424, 444, 470; Т. 39. 1910. 24, 49, 268; Письмо архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) к Варсонофию, еп. Архангельскому//РС. 1878. Май. С. 187-190. Лит.: Соловьев. История. Т. 22. С. 272-273, 344; Сведения о преосвящ. Варсонофии, архиеп. Архангельском и Холмогорском 1759]//Странник. 1878. Нояб. С. 143-160; Бутковская А. Рассказы бабушки//ИВ. 1884. Дек. С. 595; Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889; Сибирцев И. Мореходная школа в Холмогорах в кон. XVIII в.//РА. 1899. Кн. 3. 10. С. 281-282; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913; Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1914. 7.

http://pravenc.ru/text/154337.html

Источниковедческий характер имеют статьи, посвященные учебным заведениям епархии: «Столетие существования Могилёвской Духовной семинарии» Тихомирова (1885. 28/29. С. 651-661), «Материалы для истории Могилёвской ДС 1780-1800 гг.» (1901. 34. С. 481-490), «Учителя Могилевской Духовной семинарии: Биогр. мат-лы для времени 1765-1808 гг.» (1903. 30. С. 433-436; 1904. 1/2. С. 16-30; 3. С. 38-43; 4. С. 57-65; 5. С. 78-86; 6. С. 95-101; 7. С. 115-119), «К истории уездных и приходских училищ Могилёвской епархии до 1810 г.» (1909. 10. С. 373-377; 11. С. 399-406) П. С. Горючко, «Исторический очерк Могилёвского женского духовного училища» Скворцова (1884. 20, 21), «Очерки из истории Мстиславского уездного духовного училища» С. С. Уклонского (1887. 5/6, 8, 10); мон-рям и святыням: «Тупичевский монастырь» П. Полубинского (1884. 16. С. 316-321), «Охорский Преображенский монастырь» В. Сабинина (1889. 21. С. 309-314), «Чонско-Макарьев единоверческий монастырь» [аноним.] (1889. 22/23. С. 327-332), «Тупичевский монастырь» Пятницкого (1889. 14/15. С. 170-184; 16. С. 232-239), «Оршанские мужские монастыри - Покровский 3-классный и приписной к нему Богоявленский Кутеинский» архим. Платона (1889. 19/20. С. 291-297; 24. С. 357-361), «Оршанский Кутеенский женский монастырь» Л. М. Ржевусского (1889. 32. С. 496-502), «К истории Спасского монастыря в Могилёве» (1891. 1/2. С. 18-23), «Спасский монастырь в Могилёве» (1891. 27. С. 291-299; 28/29. С. 303-306), «Архиерейский дом в Могилёве» (1891. 32. С. 381-385; 33. С. 397-403; 34. С. 419-425; 36. С. 469-473; 1892. 1, 8) и «Иоиль Труцевич, первый игумен Кутеинских монастырей» (1891. 8. С. 102-106; 9. С. 119-134; 10/11. С. 148-153), «Белыничская чудотворная икона Божией Матери» (1883. 13. С. 255-259) и «Белыничский монастырь и чудотворная в нем икона» (1885. 33. С. 803-807), «Сведения о Тупичевской чудотворной иконе Божией Матери» архим. Иоанникия (1885. 18/19. С. 404-411), «Чудотворная икона Божией Матери в Могилёвском Братском монастыре» иеродиак. Василия (Жудро) (1892. 8. С. 115-117).

http://pravenc.ru/text/2563896.html

23/24. С. 6-54) и «Русский монастырь в Грузинской епархии» (Там же. С. 61-63), храмы и монастыри Кахети описаны в ст. П. Карбелашвили «Кахсубанский древний монастырь во имя Пресв. Богородицы» (1897. 11. С. 5-10). Был напечатан обширный материал об Об-ве восстановления правосл. христианства на Кавказе, о его истории и деятельности (1891. 6. С. 15-19; 7. С. 4-22; 9. С. 6-20; 12. С. 19-32; 13. С. 1-14; 14. С. 1-20; 16. С. 1-8; 18. С. 1-7; 1892. 1. С. 1-9; 6. С. 30-31; 1895. 3. С. 10-16; 1896. 12. С. 22-26). Миссионерской деятельности ГЭ были посвящены публикации сщмч. Амвросия (Хелая) (впосл. католикос-патриарх Грузии) - «Географический очерк» (1891. 13. С. 2-14; 14. С. 1-20); Е. Талаквадзе и И. Меунаргия - «Несколько исторических сведений о Батумской области» (1891. 9. С. 6-20); Н. Добронравова - «Богослужение и собеседование с сектантами в молитвенном доме Общества восстановления Православия на Кавказе» (1892. 3. С. 23-28; 5. С. 9-15; 7/8. С. 14-32), «Из памятной книги о моей противосектантской проповеди с сентября 1895 по май 1896 г.: Поездка в духоборье» (1897. 6. С. 5-17; 9/10. С. 23-31; 1898. 2. С. 20-24; 4. С. 20-24; 11. С. 12-16; 12. С. 11-13; 1899. 1. С. 7-10); преподавателя Тифлисской ДС Н. Булгакова - «Обоготворение женщин в русской мистической секте хлыстов («хлыстовские богородицы») и причины этого явления» (1893. 6. С. 13-30), «Баптизм как секта, опасная для государства» (1894. 23/24. С. 10-24); А. Хаханова (Хаханашвили) - «Закавказские молокане-прыгуны» (1893. 20. С. 20-27; 1894. 4. С. 25-29), «Секта молокан-прыгунов в Карсской области» (1894. 18. С. 26-30); свящ. В. Джанаева (Джанашвили) - «Некоторые исторические сведения о христианстве в Закатальском округе (в хронологическом порядке)» (1895. 11. С. 11-19); С. Мураховского - «Социально-политический характер штунды» (1896. 21. С. 4-16; 22. С. 13-25). Ряд очерков о верованиях и просвещении осетин, ингилойцев, жителей Гудамарского ущелья в сер. «Из записок миссионера» подготовил иером. Леонид (1891. 5. С. 34-38; 8.

http://pravenc.ru/text/180680.html

М., 1883; Зап. миссионера Киргиз. духовной миссии свящ. Филарета Синьковского за 1884 и 1885 гг.//Моск. ЦВед. 1886. 10. С. 152-155; 11. С. 174-176; 12. С. 194-195; 13. С. 208-210; 14. С. 221-223; 16. С. 242-244; 17. С. 260-261; 18. С. 274-275; 19. С. 286-287; То же за 1886 г.//Там же. 1887. 9. С. 136-138; 10. С 151-153; 11. С. 170-172; 12. С. 190-192; 13. С. 209-211; То же за 1887 г.//Там же. 1888. 11. С. 130-132; 12. С. 150-152; 13. С. 163-165; То же за 1888 г.//Там же. 1889. 17. С. 225-227; 18. С. 240-242; 19. С. 248-250; 20. С. 266-269; То же за 1889 г.//Там же. 1890. 11. С. 149-151; 12. С. 171-172; 13. С. 179; 14. С. 198-200; 15. С. 204-206; 16. С. 214-216; 17. С. 229-230; 18. С. 239-241; То же за 1890 г. М., 1891; Памяти покойного миссионера прот. В. И. Вербицкого: Из зап. Киргиз. миссионера игум. Владимира Синьковского//Томские ЕВ. 1891. 9. Ч. неофиц. С. 1-5; Речь при наречении во епископа//ЦВед. 1891. 34. С. 1148-1149; Слово при освящении церкви в с. Ход Владикавказского окр. Терской обл.//Владикавказские ЕВ. 1900. 19. С. 338-341; Слово... при вступлении на Кишиневскую кафедру//Кишиневские ЕВ. 1904. 19. С. 376-377; Беседа... с духовенством Кишинева//Там же. 22. С. 437-441; Слово в день тезоименитства государя имп. Николая Алексеевича//Там же. 24. С. 475-480. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 94; ГА Томской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 9. Л. 26 [Ведомость о службе алтайского миссионера Черно-Ануйского отд-ния свящ. Ф. А. Синьковского за 1877 г.]; Д. 14. Л. 3-6. [Характеристика и послужной список игум. Владимира (Синьковского)]; ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 13; Д. 14. Лит.: Из отчета о миссиях Томской епархии - Алтайской и Киргиз.- за 1893 г.//Томские ЕВ. 1894. 7. Ч. неофиц. С. 1-2; Преосв. Владимир, еп. Владикавказский и Моздокский: К истекшему 30-летнему юбилею служения в священном сане//Владикавказские ЕВ. 1898. 20. С. 350-356; Гатуев А. , свящ. Христианство в Осетии: Преосв. Владимир, (5-й) епископ Владикавказский и Моздокский//Там же. 1901. 14. С.

http://pravenc.ru/text/159074.html

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

10 . Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799–1803). 11 . Серапион (Александровский) (1803–1822). 12 . Евгений (Болховитинов) (1822–1837). 13 . Филарет (Амфитеатров) (1837–1857). 14 . Исидор (Никольский) (1858–1860). 15 . Арсений (Москвин) (1860–1876). 16 . Филофей (Успенский) (1876–1882). 17 . Платон (Городецкий) (1882–1891). 18 . Иоанникий (Руднев) (1891–1900). 19 . Феогност (Лебедев) (1900–1903). 20 . Флавиан (Городецкий) (1903–1915). 21 . Владимир (Богоявленский) (1915–1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1 . И.В. Болтин (1722–1725). 2 . А. Баскаков (1725–1726). 3 . Р. Раевский (1726) (прокурор). 4 . Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5 . князь Я.П. Шаховский (1741–1753). 6 . А.И. Львов (1753–1758). 7 . князь А.С. Козловский (1758–1763). 8 . И.И. Мелиссино (1763–1768). 9 . П.П. Чебышев (1768–1774). 10 . С.В. Ахчурин (1774–1786). 11 . А.И. Наумов (1786–1791). 12 . граф А.И. Мусин-Пушкин (1791–1797). 13 . князь В.А. Хованский (1797–1799). 14 . Д.И. Хвостов (1799–1802). 15 . А.А. Яковлев (1803). 16 . князь А.И. Голицын (1803–1817) (1817–1824 – министр). 17 . князь П.С. Мещерский (1817–1833). 18 . С.Д. Нечаев (1833–1836). 19 . граф Н.А. Протасов (1836–1855). 20 . А.И. Карасевский (1855–1856). 21 . граф А.П. Толстой (1856–1862). 22 . А.П. Ахматов (1862–1865). 23 . граф Д.А. Толстой (1865–1880). 24 . К.П. Победоносцев (1880–1906). 25 . князь А.Д. Оболенский (1905–1906). 26 . князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27 . П.П. Извольский (1906–1909). 28 . С.М. Лукьянов (1909–1911). 29 . В.К. Саблер (1911–1915). 30 . А.Д. Самарин (1915). 31 . А.И. Волжин (1915–1916). 32 . Н.П. Раев (1916–1917). 33 . В.Н. Львов (1917). 34 . А.В. Карташев (1917). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) . 1701– восстановление Монастырского приказа. 1702 – издание указа Петра I о веротерпимости. 1720 – составление «Духовного регламента». 1721 – учреждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С. 5-13; 7. С. 7-11; 8. С. 22-30; 10. С. 23-27; 11. С. 9-16) и «Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до наших дней» (1903. 15/16. С. 36-44; 19. С. 37-40; 20. С. 9-14; 21. С. 12-18; 1906. 3. С. 11-16; 4. С. 4-6; 5. С. 14-18; 7. С. 11-16); С. Белокурова «Русское посольство в Грузию, 1637-1640 гг.» (1892. 7/8. С. 32-39; 11. С. 14-18; 13. С. 1-6; 16. С. 15-21; 17. С. 24-29; 1893. 5. С. 17-21); фундаментальное исследование свящ. И. Савинского «Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII в.» (1898. 12. С. 23-31; 16. С. 6-19; 18. С. 14-25; 20. С. 3-13); статьи И. Перадзе «К материалам по истории г. Тифлиса» (1896. 10. С. 14-19), «К материалам по истории христианства в Ширване, Дагестане и вообще среди кавказских горцев» (1896. 18. С. 5-11), «Очерки по грузинской церковной истории» (1899. 17. С. 4-11; 18. С. 4-10; 21. С. 1-8; 1900. 2. С. 22-24); И. К. «Св. Давид III Возобновитель, царь Грузии (1898. 5. С. 16-22) и «Св. Або, мученик Тифлисский» (1898. 11. С. 7-12); посвященные истории христианства в Бакинской обл. очерки прот. А. Юницкого «Св. ап. Варфоломей - первомученик за веру Христову в г. Баку» (1892. 7/8. С. 9-14) и «История церквей и приходов Бакинского благочиннического округа Грузинской епархии» (1892. 18. С. 12-20; 1893. 3. С. 24-31; 6. С. 1-6; 8. С. 18-21; 13. С. 4-10; 1895. 5. С. 8-14); исследования Я. Чредина «Чествование св. Георгия в России и Грузии» (1895. 8. С. 9-24; 9. С. 10-19; 10. С. 9-14); архим. Никанора (Надеждина) «Грузинские и тифлисские архипастыри: Краткое обозрение за 1811-1886 гг.» (1896. 5. С. 7-12) и мн. др. Исследованиям истории церквей и мон-рей Грузии посвящены публикации архим. Макария «Катцаретский Самебский (Троицкий) храм» (1891. 12. С. 33-34), А. С. «Бодбийский монастырь в честь св. Нины, просветительницы Грузии» (1895. 19/20. С. 5-18); опубликованы очерки без указания авторов: «Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе: Исторический очерк» (1903.

http://pravenc.ru/text/180680.html

Особый интерес представляют статьи по церковной истории края «О начале и распространении христианства в пределах Пензенской епархии» прот. Ф. П. Островидова (1866. 1. С. 19-28; 2. С. 49-59; 3. С. 64-75), «О пензенских священно-церковнослужителях во время пугачевского бунта» прот. И. Бурлуцкого (1873. 23. С. 813-827); многочисленные статьи о монастырях, напр. «Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второклассного мужского монастыря» архим. Евпсихия (Горенко) (1869. 12. С. 368-383; 13. С. 392-412; 14. С. 425-439), «Троицкий Сканов мужской заштатный общежительный монастырь» (1869. 2. С. 42-55; 4. С. 111-129; см. также «Троицкий Сканов мужской монастырь» А. У. (1877. 11. С. 20-32; 12. С. 10-20; 13. С. 11-24)), «Керенский Тихвинский женский монастырь» свящ. П. М. Семилиорова (1870. 19. С. 617-624; 20. С. 638-646; 24. С. 769-776; 1871. 1. С. 16-21), «Саранский Петропавловский монастырь (историко-статистическое описание)» прот. А. И. Масловского (1882. 13. С. 8-15; 14. С. 11-18), «Краснослободский Спасо-Преображенский мужской монастырь (исторический очерк)» свящ. И. Беляева (1883. 3. С. 12-22; 4. С. 6-19; 5. С. 8-17), «Пензенский Спасо-Преображенский мужской третьеклассный монастырь» (сообщил свящ. Н. Ф. Быстров) (1886. 17. С. 1-8; 18. С. 14-21); обозрения соборов и городских церквей, напр. «О приходских церквах г. Пензы» А. У. (1877. 19, 20; 1878. 7, 9, 11, 12), «Керенский Успенский собор» прот. Н. А. Любимова (1891. 13. С. 432-440; 14. С. 451-458; 15. С. 485-499). По особым программам (см. 1882. 15. С. 4-16; 16. С. 8-23; 1902. 4. С. 148-160) осуществлялось историко-статистическое описание церквей и приходов, к-рое активизировалось после создания при ДС церковного Историко-археологического и статистического комитета с церковным древлехранилищем (1902. 1. С. 28-34; 4. С. 137-148; 5. С. 208-217; 1912. 1. С. 21-23); всего на страницах «П. е. в.» опубликовано неск. десятков таких описаний, содержащих не только сведения о храмах и их клириках, но и об истории населенных пунктов прихода и о разных сторонах жизни прихожан.

http://pravenc.ru/text/2579944.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010