Паруса и стены храма разделяет стилизованный фриз. Под сводом, объединяющим трапезную и основную части храма размещено изображение Божией Матери с младенцем в медальоне. Современный иконостас трехъярусный, выкрашен голубой краской с позолоченными резными деталями. Царские врата двустворчатые, створки орнаментированы позолоченными виноградными лозами. Полы в храме дощатые, сохранившиеся со времени постройки храма. Наличный состав причта на 1904 г.: священник Константин Федорович Катешов 29 лет (с 1898 г.), псаломщик Василий Александрович Покровский 31 год (с 1898 г.). Приход (на 1904 г.) составляет 142 двора, в числе прихожан 409 м., 443 ж. Содержание причта: священнику 300 руб. в год, псаломщику 100 руб. в год, имеется лугов 3 десятины, пахотной земли 33 десятины, дома, в которых живут священник и псаломщик - церковные. До 1889 г. Пашкова была приходской деревней, позднее стала приходской Богоявленской церкви г. Арска. С 1889 г. храм содержался за счет средств прихожан и попечительства. В 1894 г. вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными решетками на средства Моисея Варламовича Степанова, П.С. и Н.С. Капраловых. За счёт средств, выделенных Никитой Степановичем Капраловым были приобретены железные ворота для ограды и железные решетки для ограды по обеим сторонам от ворот. Поименный список причта Покровской церкви следующий: священники: Николай А. Архангельский (1888-1889), Михаил П. Иванов (1889-1890), П.О. Тюрлеминский (1890-1892), Н.М. Ивановский (1892), П.О. Тюрлеминский (1893-1898), Константин Фёдорович Катешов (1898 - 23.02.1906; окончил курс семинарии по 2 разряду, в сане священника с 1896 г., награждён набедренником в 1901 г., 23.02.1906 перемещён в с.Урахчу Лаишевского уезда на должность священника), Александр А. Миропольский (29.04.1906 - 04.11.1918; ранее служил в должности священника с. Владимирово Мамадышского уезда), Агафон Фомин Радзивилов (22.10.1918 - 01.02.1920, умер от тифа 24.03.1920 и погребён 26.03.1920 в церковной ограде у храма), Илларион Григорьев (21.04.1920 - после 1921); псаломщики: А.А.

http://sobory.ru/article/?object=20981

Иннокентий, игумен. С 1916 г. по сентябрь 1919 г. был настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря. Иоанн (Иван Алексеевич Алексеев; 1873–1958), схиигумен. Из крестьян Тверской губ. Женат не был. 28 мая 1901 г. поступил в Валаамский монастырь. 21 декабря 1906 г. определен в послушники. 22 мая 1910 г. пострижен в монашество с именем Иакинф. Проходил послушания в монастыре, в Петроградской часовне, в скитах Ильинском и Германовском, состоял смотрителем Предтеченского скита. 19 октября 1921 г. назначен и. д. настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря. 13 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона, 15 ноября 1921 г. – в иеромонаха. 11 декабря 1921 г. посвящен в сан игумена. 30 декабря 1921 г. вступил в должность настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря. В 1932 г. по прошению и собственному желанию был освобожден от должности настоятеля и вернулся на Валаам. Находился в Предтеченском скиту и вновь состоял смотрителем оного. 8 мая 1933 г. облачен в схиму. Проходил послушание духовника и исполнял чреду священнослужения. По переезде монастыря в Финляндию был известным духовником и старцем. Скончался и погребен на кладбище Валаамского монастыря в Финляндии. Финлядская Православная Церковь готовит материал к прославлению схиигумена Иоанна в лике святых. Иоанн (Илья Андреевич Волобьев; 1884–1964), иеромонах. Из крестьян Олонецкой губ. 1 сентября 1912 г. поступил в Свирский монастырь. 6 июля 1917 г. там же пострижен в монашество. 1 апреля 1919 г. пришел на Валаам. С 7 июня 1920 г. – в Коневском монастыре выполнял послушания чтеца, работал на кухне и в рухлядной. 28 июня 1954 г. рукоположен в иеродиакона, 29 июня 1954 г. в Валаамском монастыре – в иеромонаха. Был в обители духовником, свечником, выполнял чреду священнослужения. С осени 1961 г. пребывал на покое. Иоанн, инок – см. Исаев Иоанн Сергеевич. Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев; 1829–1908), протоиерей, святой праведный. Родился в с. Сура Архангельской губ., в бедной семье. В 1855 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. После рукоположения был направлен в г. Кронштадт – место административной ссылки асоциальных личностей, многочисленных нищих и чернорабочих. Протоиерей (1875). С 1894 г. настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Еще при жизни почитался как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец. Погребен в основанном им Иоанновском женском монастыре на Карповке (г. Санкт-Петербург). Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в 1990 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В качестве примера приведем данные о сборах на Богословский институт нескольких петроградских церквей: 326 . Рожд-во 1920/21 Неделя Ваий, 1921 Троица 1921 Преобра жение Рожд-во 1921/22 Неделя Ваий, 1922 Троица 1922 Рожд-во 1922/23 1. Исаакиевский собор 298 480 1 516 000 9 515 750 2. Казанский собор 280 000 200 000 239 810 1 375 723 14 405576 +пожертв. 55 007 17 610 000 3. Николо-Богоявл. собор 126 000 547 000 11 177 000 21 900 000 4. Успения на Сенной 149 862 172 675 351 980 346 550 2 049 000 18 093 693 56 426 000 5. Исидора Юрьевского 10 07 500 9 000 000 22 500 000 Наряду с щедрыми пожертвованиями некоторые приходы, например, Покровско-Коломенский, Крестовоздвиженский на Петроградской стороне, а также Александро-Невское братство при Крестовой митрополичьей церкви подбирали и направляли в институт юношей и девушек, готовили их к лучшему усвоению богословских наук. На заседании Совета 20 декабря 1921 года о. Николай предложил рассмотреть вопрос «о присуждении стипендии имени Петроградского Покровского прихода в 100 000 р. на ближайший академический год одному или двум лицам из числа студентов Института, имеющим намерение посвятить себя на служение Церкви в священном сане». Совет постановил стипендию предоставить студенту II-ro курса Г. В. Григорьеву с выдачей по на каждый семестр текущего 1921/22 академического года 327 . Так пролагались пути к тесному единению Богословского института с приходами Петрограда. Во-вторых, Богословский институт являлся и церковно-просветительным центром Петрограда. С целью развития и упорядочения духовного просвещения в Петрограде Совет института, согласно предложению Владыки Митрополита Вениамина выработал условия, которым должны были удовлетворять богословские курсы, желающие присвоить себе наименование пастырских и выпускать кандидатов священства для Петроградской епархии, а также определил их отношение к Богословскому институту. Были рассмотрены и одобрены проекты частных богословских курсов для интеллигентных слушателей и для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, совет общины пользуется данным случаем заявить отделу, что, не имея успеха в исполнении его требования к лицам, проживающим в ограде монастыря, о содержании в чистоте мест, прилегающих к храмам, и очистке наваленных в разных местах грязи и отбросов, он вынужден просить отдел обратиться официально к подлежащим властям с требованием принять решительные меры к очистке церковного двора и воспрещению гадить и сваливать мусор под стенами храмов. Подписи: н. архимандрит Сергий, игумен Иларион, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан, Трусевич, Алексей Фокин, Преображенский» . 19 июля 1921 года Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы (Главмузей) обращал внимание приходского совета Сретенского монастыря «на необходимость исправления двери в церкви Марии Египетской и снабжения ее надлежащими затворами с целью охранения находящихся в храме весьма художественных иконостасов» . Изъятие ценностей из монастыря В 1921 году продолжалось постепенное изъятие монастырского имущества. 9 февраля 1921 года организационно-учетное отделение отдела юстиции Московского совета депутатов выдало мандат и уполномочивало своего сотрудника Глеба Михайловича Кафтанникова перевезти имущество из кладовой Сретенского монастыря в отдел юстиции и просило своему сотруднику оказывать содействие . Кроме того в монастыре в это время находились несколько колоколов XVIII века, эвакуированных из Западного края во время Первой мировой войны. 11 августа 1920 года был подписан мирный договор между Россией и Латвией. Согласно статьи 12 этого договора, российское правительство обязалось возвратить в Латвию эвакуированное в Россию во время войны 1914–1917 годов имущество общественных, благотворительных, культурно-просветительных учреждений, «а также колокола и утварь церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, поскольку означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России». 3 июня 1921 года в организационно-учетное отделение юридического отдела Моссовета был направлен список колоколов, отобранных в музейный фонд отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины из числа эвакуированных из Западного края в Москву как ценных в историческом и художественном отношении. В Сретенском монастыре были изъяты четыре колокола:

http://pravoslavie.ru/52023.html

1916–1921: Нестор Анисимов , паки 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. Камчатская, Курильская и Алеутская см. Благовещенская Камышинская –1923: Елевферий 1928–1931: Ираклий Попов 01(14).10.1931–24.06. (07.07).1933: Иоанникий Попов 31 .07(13.08).1933–11(24).08.1933: Георгий Садковский Камышинская (обн.) 03 .1923–12.1923: Сергий Волков 1923–1926: 1926–1926: Сергий Шубин Канадская 06(19).07.1916–1921: Александр Немоловский 1918–1920: Арсений Чаговец Канадская (заруб.) Иоасаф Нечаев Сильвестр Харун Каневская 6(19).08.1914–: Василий Богдашевский –25.02(10.03). 1933: Василий Богдашевский , паки Каневская (григ.) 9(22).05.1934–1934: Феодосий Григорович- Борисов Каневская (обн.) 1925–1926: Серапион Сперанцев, в. у. Канская (обн.) –1924: Николай Мешалкин 20 .02(05.03).1925–1926: Илия Фокин 1926–: Андрей –1933: 10 .1933–17(30).05.1934: Николай Гирченко 08 .1932–10.1934: Александр Спасский Карачевская 29 .11(12.12).1921 –12(25).05.1924: Агапит Борзаковский Каргопольская 13(26).11.1913–1924: Варсонофий Вихвелин 01(14).10.1924–1926: Иларион Бельский Василий Дохтуров Каргопольская (обн.) 5(18).10.1925–18.02(03.03).1934: Павел Герасимов Карельская см. Финляндская Карельская (обн.) Александр Надеждин Виктор Путята Николай Гиляровский Мелхиседек Николев Евгений Аметистов Карпато-Русская см. Филадельфийская и Карпато-Русская Карталинская и Кахетинская см. Грузинский экзархат Касимовская (обн.) 30 .08(12.09).1923–: Геннадий Марченков –1925: 08 .1925–1928: Алексий Покровский 1928–1929: Михаил Постников Кахетинская 1916–1917: Пирр Окропиридзе Кашинская 19 .02(04.03).1919–03.1921: Александр Надеждин 02(15).05.1921–1922: Иоасаф Шешковский- Дрылевский 1923–1923: Игнатий Жебровский Кашинская (обн.) 1923–06(19) .09–1923: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 06(19).09.1923–27.09(10.10).1923: Игнатий Жебровский 1923–1932: 1932–1938: Сергий Андреев Каширская 24 .08(04.09).1914–27.07(11.08).1917: Иувеналий Масловский 17(30).09.1917–1920: Корнилий Соболев 26 .09(09.10).1920–05.1922: Мелхиседек Николев 06(19)08.1923–19.10(01.11).1923: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из поисков Н.А. Зенковой известно, что чуть позже, в августе 1921 года по согласованию с губкомиссией и Губкомом партии в Мотовилихинском заводе была также создана «Районная комиссия по изучению истории партии», которая работала «ежедневно с 1 до 3 часов дня» в помещении Мотовилихинского райкома партии по адресу: Мотовилихинский завод, ул. Советская (бывшая Большая), д.5. За сбор материалов в ней отвечал Алексей Андреевич Гребнев (1888-15.11.1930), бывший в 1919-м председателем Мотовилихинского райкома партии, а в 1921 г. ставший членом, позже председателем губернской, затем окружной контрольной комиссии. Но вернемся к июню месяцу и первым посетителям выставки. 21 июня 1921 года в Пермь прибыл агитационно-инструкторский поезд ВЦИК РСФСР во главе с Председателем ВЦИК Михаилом Ивановичем Калининым, который выступил на VIII Губ. конференции РКП (б). Вместе с ним приехал заместитель Наркома внутренних дел Михаил Федорович Владимирский. Об этом имеется соответствующая заметка в газете «Звезда», обнаруженная Н.А. Зенковой . В ней написано: « После доклада о работе губкома на конференцию прибыл председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета т. Калинин и заместитель наркомвнутдел т. Владимирский, Появление т. Калинина было встречено бурными аплодисментами…». В ПГАСПИ также хранится фото прибытия М.И. Калинина на вокзал Nepмь-II с датой «21.06.1921 г.». В числе стоящих в первом ряду: второй слева – Замнаркома ВД РСФСР М.Ф. Владимирский; четвертый – Председатель ВЦИК РСФСР М.И. Калинин, за ним – Начальник Пермского гарнизона С.А. Окулов, справа и.о. Председателя ГубЧК В.В. Винокуров и др. На указанной фотографии за спиной В.В. Винокурова стоит человек, обликом весьма похожий на Г.И. Мясникова. Становится понятными «факты» и те самые «интересные» подписи «Архивариуса» в «Деле ЧК» , о которых написано в первой части этой статьи: – « Итого прошнуровано 92 бумаг/девяносто две/ 2 мая 21 год . Архивариус» в следственном деле ПОЧК « О похищении Б. Великого Князя Михаила Александровича Романова из Гостиницы Королевские Номера» ;

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Изучая подвиг пострадавших в начале гонений (1918-1921 гг.), Синодальная Комиссия по канонизации святых принимала решения, исходя из конкретных обстоятельств их мученической кончины. Учитывался и тот факт, что в то время не существовало еще новых церковных расколов, а безбожное государство, ставя задачей физическое уничтожение Церкви и ее деятелей, как правило, не пыталось вовлечь священнослужителей и мирян в свою антицерковную деятельность. Кроме того, священнослужители, пострадавшие в период 1918-1921 гг., продолжали служить в храмах так же, как они служили и до революции, и безбожники были хорошо осведомлены, кто из священников обладал наибольшим авторитетом и кто наиболее ревностно трудился на ниве церковной. Именно их арестовывали и предавали мученической кончине в первую очередь, как, например, протоиерея Философа Орнатского (1860-1918) или протоиерея Иоанна Восторгова (1867-1918). Гонения 1918-1921 гг. почти не оставили о себе письменных источников, поскольку следствие в те годы практически не велось и все письменные источники зачастую состоят из ордера на арест и приговора к расстрелу, а порой нет и этого. Этим объясняется и тот факт, что остаются неизвестными точные даты смерти многих убиенных за веру в этот период, а порой даже и их имена. Клировые ведомости, епархиальные архивы, содержащие сведения о клириках приходов, зачастую не сохранились, а проведенные дополнительные исследования в некоторых случаях не принесли результата. Тем не менее, немало случаев, когда память народа сохранила имена мучеников и обстоятельства их смерти. Синодальной Комиссией учитывалось, что в начале гонений церковными комиссиями на местах в епархиях велись исследования, касающиеся мучеников 1918-1921 гг. Это делалось согласно Постановлению Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Поэтому результаты работы этих комиссий сочтены достаточными для принятия соответствующего решения. Что касается священнослужителей, пострадавших после 1921 года, то здесь требуется особо тщательное изучение материалов, т.к. с этого времени (с 1922 года) появился обновленческий и другие расколы, инспирированные властью. Позже безбожники, потерпев неудачу в попытке уничтожить Русскую Православную Церковь исключительно насильственными методами, предприняли шаги по воздействию на нее изнутри, опираясь в своих планах на неустойчивых в нравственном отношении членов Церкви, многие из которых во время последующих гонений также были преданы насильственной смерти.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Особая ревность и стремление научить и духовно просветить проявилась у о. Николая в послереволюционное время, когда мрак безбожия и нравственное опустошение расползались по стране. Хронологически видна активность о. Николая, как проповедника-просветителя. Записи его проповедей хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии 437 . 7 ноября 1916 года. Речь перед панихидой у гроба Преосвященного Никанора (Надежина) епископа Олонецкого и Петрозаводского. С. 78. 19 мая 1918 года. Слово перед молебном по окончании 1917–1918 учебного года в Олонецкой Духовной Семинарии. С. 55. 16/3 апреля 1920 года. Речь при открытии Петроградского Богословского института (в Петрограде). С. 57. 13 апреля 1920 года. Речь, сказанная в ответ на приветствия Богословскому Институту от разных учреждений и лиц. С. 60. 19 мая 1920 года. Слово по случаю 100-летней годовщины со дня рождения (05. 05. 1820) историка Сергея Михайловича Соловьева . (Сказано в храме Троицкого подворья при Петроградском Богословском Институте). С. 79. 26/13 июля 1920 года. Слово перед отпеванием профессора-академика Б.А. Тураева . С. 83. 20/7 августа 1920 года. Слово перед отпеванием академика Алексея Александровича Шахматова в Петрограде. С. 85. 19/6 марта 1921 года. Беседа 10-я в Казанском соборе. Христианство , его исторический ход и победа над древним миром. С. 363–369. Р-1363. 25/12 апреля 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Евангельское изображение Христа, как Богочеловека. С. 17–26. Р-1363. 17/30 июня 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Богочеловек Иисус, как совершитель нашего спасения. С. 123–134. Р-1363. 28 августа 1921 года. 17-я беседа в Казанском соборе: О Церкви. Церковь в мире. Отношение к ней и ее значение для мира. С. 149–156. Р-1364. 31 октября/13 ноября 1921 года. Слово в Казанском соборе перед панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября. С. 87. 17 февраля 1924 года. Беседа 18-я в Морском соборе: О Царстве Божием. С. 35–42. Р-1364.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Двум молодым юношам, сыновьям князя Т. и С.Н.Б., предсказывала, что они даже увидят златоглавый Кремль. И они бесстрашно лезли на врагов. Но князь Т. был убит в первом же сражении за Перекоп. Искали мы среди трупов и сына С.Н.Б., но не нашли. Оказалось, что он был взят в плен и после возвратился к родителям в Кореиз, недалеко от Ялты» 857 . Федор оказался в Харькове, где долго и тяжело болел тифом. 26 ноября 1920 г., сразу после занятия Крыма большевиками, семья получила от Федора письмо : радости не было предела 858 . После госпиталя Федор попал в санаторий, а потом был отпущен домой на поправку (сведения сообщены автору Н.М. Нестеровой). 27 февраля 1921 г. Федор вернулся домой. Семья пережила холодную, голодную и темную зиму 1920–1921 гг. в Олеизе. Булгаков служил в Кореизском и Гасприйском храмах. Летом 1921 г. ему «зима представлялась темной и страшной дырой». Сгущалась атмосфера в Олеизе вокруг дома «бывших». Положение казалось безнадежным. 6 августа 1921 г. Булгаков записал в дневнике: «И вдруг – получил предложение занять место в Ялтинском соборе, чем сразу разрешаются многие трудности: я остаюсь здесь, вблизи своих, получаю храм, амвон и даже кафедру, известный заработок и даже известные возможности доставать книги. Вообще, туча разорвалась, и оттуда льются солнечные лучи благости Божией. Господи, благослови меня и укрепи! Я верю, что Господь ведет меня, и Он укажет время, когда нужно вернуться в Москву, но пока время это, верно, еше не пришло! Становлюсь здесь под стяг св. Александра Невского» 859 . 6 сентября 1921 г. – начало священства в Ялте. 13 сентября запись: «Вот я и в Ялте, служу в Новом соборе, живу около храма, под звон, как благодатное дитя Божие» 860 . Ялтинский Новый Собор во имя св. благоверного кн. Александра Невского был начат строительством Александром III в память трагической кончины Александра II, он освящен в 1902 г. в присутствии Николая II. Соборным протоиереем во время служения в Соборе Булгакова был о.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010