См.: Левенсон М. Л. Государственный Совет. Пг. 1915. С. 84. 110, 128 Савваитский Михаил Иванович; (12 октября 1861 – ?). Окончил Владимирскую ДС (1882) и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б., оставлен профессорским стипендиатом. С 1887 – преподаватель основного, догматического, нравственного и обличительного богословия Холмской ДС. 1889 – магистр богословия («Исход израильтян из Египта. СПб. 1889). С 23 марта 1895 – инспектор Могилевской ДС. С 22 марта 1901 – член Учебного комитета при Св. Синоде, посылаемый на ревизию духовно-учебных заведений. В 1917–1920 – делопроизводитель канцелярии Высшего Церковного Совета. В 1920 был лектором на агитационных курсах при Башкирской дивизии. С июня 1921 по 1932 работал в Институте книговедения в Петрограде: сначала как ученый библиограф, с 1922 – зав. библиографической библиотекой и помощник заведующего архивом С. А. Венгерова, в 1923–1924 – заведующий библиотекой. После реорганизации Института книговедения в НИИ книговедения при Публичной библиотеке стал научным сотрудником Института. См.: Тищенко М. Н. Савваитский М. И.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 546. 225 Савельев Василий Владимирович; (1847 – не ранее 1917). Окончил 1-й Московский кадетский корпус (1865) и двухлетний курс в Московском военном юнкерском училище. С 1 ноября 1866 состоял на военной, с 1869 – на гражданской службе. В течение 9 лет был мировым посредником, председателем съезда мировых посредников, непременным членом и председателем по крестьянским делам присутствия (с 1874), председателем съезда мировых судей Петрозаводского округа. С 18 декабря 1879 по 11 марта 1905 – председатель Олонецкой губернской земской управы. С 11 марта 1905 причислен к Министерству внутренних дел. 21 марта 1906 избран членом Государственного Совета от земского собрания Олонецкой губернии (переизбирался 10 июля 1909, 13 августа 1912). Состоял почетным членом Олонецкого Епархиального училищного совета. К 11 мая (церковно-школьный праздник – день памяти свв. Кирилла и Мефодия; установлен определением Святейшего Синода 20 мая – 4 апреля 1901) 1904 награжден книгою «Библия», от Святейшего Синода выдаваемой «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковно-приходских школ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2300 Вернадский Георгий Владимирович (1887–1973), историк Византии и России, близкий к евразийству, историк русского права, историософ; магистр русской истории (1917). Сын акад. В. И. Вер­надского. Профессор Таврического университета в Симферополе (1918–1920). В 1920 г. в правительстве Врангеля занимал пост начальника Главного управления по делам печати. Покинул Крым вместе с остатками Белой армии. С 1920 г. в эмиграции. В ЧСР с 1921 г. Профессор истории русского права Русского юридического факультета в Праге (1922–1927), слушатель и ученик Н. П. Кондакова , один из создателей и директор (совместно с А. П. Калитинским, 1925–1927) Семинария им. Η. П. Кондакова, председатель правления Археологического института им. Η. П. Кондакова (февраль – июль 1935); член Русского исторического общества и Славянского института. В Праге сблизился с евразийцами, испытал влияние П. Н. Савицкого. В 1927 г. с помощью М. И. Ростовцева перебрался в США и стал преподавателем (1927–1947), затем профессором русской истории (1946–1956), с 1956 г. заслуженным профессором в Йельском университете. 2301 Андреева Мария Александровна (1900 – не ранее декабря 1942), историк-византинист; магистр всеобщей истории, доктор философии Карлова университета (1926). Уроженка Подкарпатской Руси, училась в Ломжинской и Череповецкой Мариинской женской гимназиях, выпускница Петербургских ВЖК (1913) по специальности «русская история» (см.: Отчет Комитета общества для доставления средств ВЖК за 1912–1913 учебный год. СПб., 1914. С. 44), ученица А. А. Васильева и Б. В. Фармаковского, совершенствовала образование в Германии, после октября 1917 г. в эмиграции в Праге, член Археологического института им. Η. П. Кондакова (до 1931 г.) и Русского исторического общества, приват-доцент и член Славянского института, сотрудник Славянской библиотеки (конец 1930-х – начало 1940-х гг.). 2302 Речь идет о незавершенном научно-популярном издании Η. П. Кондакова и И. И. Толстого (стар­шего) «Русские древности в памятниках искусства» (Вып. 1–6. СПб., 1889–1899; вып. 1–3 переведены И. И. Толстым на франц. яз. и вышли под редакцией С. Рейнака: Paris, 1891–1893). Эти книги стали для современников своего рода энциклопедией отечественных памятников истории, археологии и искусства, начиная с античной эпохи вплоть до монгольского нашествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ц Цетлин [Цейтлин] Михаил Соломонович (1887 – 24 августа 1937), социалист-революционер. Арестован в марте 1921 г., приговорен к трем годам лишения свободы и, вместе с женой, эсеркой Н. А. Бауэр, отправлен в Пертоминск, затем на Соловки Цеткин Клара (1857 – 20 июня 1933), деятель немецкого и международного коммунистического движения Цулукидзе, возможно, имеется в виду князь, генерал-лейтенант Варден Григорьевич Цулукидзе (1865 – 05 мая 1923), или князь, генерал-майор Георгий Давыдович Цулукидзе (1860 – 20 мая 1923), которые были расстреляны в Грузии, по обвинению в участии в подпольном «Военном центре» Цхиртладзе, организатор группового побега с Соловков Цюрупа [Цурюпа] Александр Дмитриевич (1870 – 8 мая 1928), инициатор введения в стране продовольственной диктатуры, одни из организаторов продотрядов Ч Чавчавадзе, грузинская княжна, жена южно-американского дипломата Виоларо. Арестована вместе с супругом в 1924 г. по обвинению в шпионаже и отправлена на Соловки Чайковский Зигмунд, поляк, погиб на Соловках Чайковский, офицер, отправлен на Соловки за «экономический шпионаж» Чарин Иван Александрович (1902–?), анархист. Арестован в декабре 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск. После неудачного побега из Архангельска, куда был вывезен на лечение, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Чекмазов Алексей, донской казак, уголовник, сотрудник лагерного театра. После освобождения из лагеря, оказался на ББК Челокаев, организатор антибольшевистского движения на Кавказе Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889), писатель Четкин Алексей Иванович (1894 – не ранее 1937), социалист-революционер. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки Чехранов Павел, священник, автор воспоминаний о Соловках Чистяков, ссыльный чекист, староста Кемперпункта Чичерин Георгий Васильевич (1872 – 7 июля 1936), нарком иностранных дел РСФСР И СССР (1918–1930) Чхеидзе Николай Семенович (1864 – 7 нюня 1926), социал-демократ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1819), еп. Амвросий (Орнатский; 9 нояб. 1819 - 4 сент. 1825), Тамбовский еп. Афанасий (Телятев; 4 сент. 1825 - 31 янв. 1826, в. у.), еп. Ириней (Нестерович; 31 янв. 1826 - 26 июля 1830), еп. Иоанн (Доброзраков; 17 авг. 1830 - 19 янв. 1835), еп. Амвросий (Морев; 19 янв. 1835 - 15 окт. 1854), архиеп. Варлаам (Успенский; 4 дек. 1854 - 7 окт. 1862; до 22 апр. 1860 в сане епископа), еп. Антоний (Смолин; 9 нояб. 1862 - 21 авг. 1868), еп. Григорий (Медиоланский; 21 авг. 1868 - 24 апр. 1881), еп. Антоний (Николаевский; 15 мая 1881 - 15 апр. 1889), еп. Василий (Левитов; 22 апр. 1889 - 12 июля 1890), еп. Митрофан (Невский; 12 июля 1890 - 13 нояб. 1893), еп. Павел (Вильчинский; 13 нояб. 1893 - 4 июня 1902), еп. сщмч. Тихон (Никаноров; 4 июня 1902 - 25 июля 1907), архиеп. Митрофан (Симашкевич; 25 июля 1907 - 10 янв. 1915; до мая 1914 в сане епископа), архиеп. Владимир (Путята; 10 янв. 1915 - 2 авг. 1917), Краснослободский еп. Григорий (Соколов; 2 авг. 1917 - янв. 1918, в. у.), Прилукский еп. Феодор (Лебедев; янв.- не ранее 23 февр. (8 марта) 1918, в. у.), Краснослободский еп. Григорий (Соколов; после 23 февр. (8 марта) - 22 апр. 1918, в. у.), архиеп. сщмч. Иоанн (Поммер; 22 апр. 1918 - 27 апр. 1921; в сан архиепископа возведен не позднее 23 марта 1920, ранее управлял епархией в сане епископа), Краснослободский еп. Григорий (Соколов; сент.-окт. 1918 г., нояб. 1919 г.- март 1920 г., в. у.), еп. Алексий (Симанский; апр.-май 1921; в Пензу не прибыл), еп. сщмч. Петр (Зверев; 17 мая - 25 июня 1921; в связи с арестом в Пензу не прибыл), еп. Борис (Лентовский; 12 июля 1921 - 16 мая 1922), Краснослободский еп. Леонтий (Устинов; 24 апр.- сер. июля 1922, в. у.), еп. Петр (Соколов; сер. мая - 19 окт. 1923; еп. Сердобский, затем Вольский; проживал в Саратове и фактически временно управлял Пензенской епархией, с 26 июля 1923 в заключении), еп. Иов (Рогожин; 19 окт.- 26 нояб. 1923; в Пензу не прибыл), еп. Филипп (Перов; с 12 дек. 1923 в. у. как епископ Нижнеломовский; в 1925-1928 упоминается как «Пензенский и Наровчатский» и «Пензенский»; с 5 февр.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

1888. 8. 184.       Об иконе св. Троицы с тремя лицами//ЗИРАО. СПб., 1888. т. III, вып. 3—4. 185.       Белоруссия и Литва: Исторические судьбы Северо-западного края. СПб., 1889. 186.       Из путешествия в Северо-Западный край//КС. 1889. 2—4, 6. 187.       " Витебская старина " А. Сапунова, т. V (библиографическая заметка)//КС. 1889. 5—6. 188.       " История Литовского государства с древнейших времен " П. Д. Брянцева. Вильно, 1889//Исторический вестник. 1889. 8. 189.       " Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский " М. Е. Ед-линского//Исторический вестник. 1889. 10 и ЖМНП. 1889. 10. 190.       " К истории заселения Ааджибея. 1789 —1795 гг. " В. А. Яковлева. Одесса, 1889//Исторический вестник. 1889. 11. 191.       Новонайденные в Киеве византийско-русские перегородчастые эмали XII века//Исторический вестник. 1889. 8. 192.       Слово Иоанна, экзарха Болгарского, на Рождество Христово (новооткрытый памятник древнеболгарской письменности)//ТКДА. 1889. 10. 193.       Слово Иоанна, экзарха Болгарского, на Богоявление Господне//ТКДА. 1889. 11. 194.       Заметки о заседании Церковно-археологического общества 11 декабря 1889 г. и о славяно-молдавской летописи с 1359 по 1554 год//Киевское слово. 1889. 850. 195.       " Рукописные Евангелия киевских книгохранилищ Гр. Крыжановского//ЖМНП. 1889. 196.       " Памятники древнего православия в Владимире-Волынском Е. Н. Дверницкого//ЖМНП.  1889. 10. 197.       " Заметка о загадочной фигуре на монетах Великого князя Киевского " Б(олсуновского) и Ч(ернева)//ЖМНП. 1889. 12. 198.       Виленский календарь на 1890 год (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1890. 3. 199.       О некоторых монетах, приписываемых Ярославу Мудрому//КС. 1890. 12. 200.       " Указатель хранилища древностей в Новгородском губернском статистическом комитете. " Новгород, 1889//ЖМНП. 1890. 2. 201.       " Замок князя Симеона Олельковича и летописный городец под Киевом " В. М. Гошкевича//ЖМНП. 1890. 3. 202.       Подолие. Историческое, описание.

http://bogoslov.ru/person/401224

Вещь, тебе обещанную мною, послал через Елизавету Антоновну 315 . Теперь, Ваше Высокопреподобие, прошу принять под свое по158 кровительство агницу словесную Евгению; будь ей матерью и наставницей; она – новопосеянное растение, требующее доброго, но небольшого ухода. Бог да вразумит . Желаю тебе в мире со всею во Христе братиею и сестрами встретить Светлый Праздник 316 . Твой недостойный молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 2 Апр 1889. Монахине Флорентин (Егоровой). 19 апреля 1889. Кронштадт Преподобная и родная моя по духу сестра Флорентия! Христос воскресе! Приветствую Вас с всемирною радостию воскресения Христова, и, надеюсь, с водворением мира Христова в душе Вашей 317 . Письма Ваши получил и прочитал. Теперь моя к Вам усердная просьба: если можно, благоволите принять в Вашу обитель девушку Татиану, дочь кронштадтской жительницы Ксении, живущей в доме Хромова. Усердно прошу об этом. Девушка имеет сердечную веру и любовь ко Христу. Ваш духов отец, Прот Иоанн Сергиев. 19 Апр 1889. Неустановленному лицу. 26 августа 1889. Кронштадт Многоуважаемая госпожа! У г-жи Львовой я побываю в среду или четверг 318 , потому что раньше не могу быть, давши слово быть ранее в Петербурге 319 . Свидетельствую Вам, при случае, искреннее мое почтение. Протоиерей Иоанн Сергиев. Авг 26, 1889. Монахине Флорентин (Егоровой). 29 августа 1889. Кронштадт 320 Телеграмма По вере твоей благословит Господь закладку скотного двора. Иоанн. Монахине Флорентин (Егоровой). 5 сентября 1889. Кронштадт Телеграмма Честь имею поздравить дорогую именинницу с Ангелом 321 Протоиерей Иоанн Монахине Флорентин (Егоровой). 15 сентября 1889. Кронштадт Телеграмма Бог да укрепит да утешит и исцелит 322 тебя.. Монахине Флорентин (Егоровой). 20 сентября 1889. Кронштадт Телеграмма Уповай на Бога. Блаженны плачущие яко тии утешатся 323 . Монахине Флорентин (Егоровой). 28 сентября 1889. Кронштадт 324 Телеграмма Мученица Христова мужайся и крепись Христос Бог укрепит тебя. Иоанн. Монахине Флорентин (Егоровой). 29 сентября 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1889 Стенная живопись в Богословском монастыре (Рязанской губернии)//Труды Высочайше учрежденной Рязанской ученой архивной комиссии за 1888 год/Изд. под ред. А. В. Селиванова. Рязань, 1889. Т. 3. С. 23–27. 340 О некоторых памятниках древности в Турции и Греции//ХЧ. 1889. Ч. 2. Сентябрь – октябрь. С. 435–476. 341 [Описание предметов церковно-археологического отдела]//Указатель хранилища древностей при Новгородском губернском статистическом комитете. Новгород, 1889. С. 3–77. Без подписи. Вновь открытый памятник древности//ЦВс. 1889. 23 февр. 8. С. 151. Заметка об открытии древней церкви в Солуни (составлена по сообщению И. С. Ястребова). Подпись: Η. П. Из воспоминаний об Афоне. I–II//Там же. 20, 27 апр. 16, 17. С. 299–300, 314–316. Читано в общем собрании С.-Петербургского братства Пресвятой Богородицы 16 апреля 1889 г. Подпись на с. 316. То же//ЦВд. 1889. 8 июля. 28. С. 820–826. Церковные древности в Новгороде. (По поводу поездки членов и слушателей археологического института в Новгород). I–II//ЦВс. 1889. 31 авг., 7 сент. 35, 36. С. 606–607, 622–623. Подпись: Η. П. (с. 623). То же (отдельный оттиск). СПб., 1889. 9 с. Памяти А. Е. Светилина//ЦВс. 1889. 28 сент. 39. С. 677. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Описание тверского музея, А. К. Жизневского. Μ., 1888//Там же. 9 февр. 6. С. 104. Подпись: Н. П. [Библиографическая заметка:] Сказания о земной жизни Пресвятыя Богородицы. Пятое издание русского на Афоне Пантелеймонова монастыря. М., 1888//Там же. 31 авг. 35. С. 607–608. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Два мира. Повесть из римской жизни первых времен христианства; переделана с франц. Ек. Бекетовой; с рис. К. Брожа. СПб., 1890//Там же. С. 608–609. Рецензия на первое издание книги Е. А. Бекетовой (1855–1892) «Два мира: Повесть из римской жизни первых времен христианства» (7-е изд.: М., 1915) – адаптации для юношества, написанной по мотивам сочинения архиепископа Вестминстерского кардинала Николаса Патрика Уайзмена (Wiceman; 1802–1865) «Фабиола, или Церковь катакомб» (1854).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О долге духовного пастыря//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 43. – С. 1180. Беседа на утрени Великия Субботы//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 19. – С. 515. Братьям славянам//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 12. – С. 319. Поучение в день празднования 50-летия воссоединения западно-русских униатов 8/IV-1889 в Вильне//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 24. – С. 671. Беседа в церкви Новороссийского университета//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 38. – С. 1121. Беседа в Лазареву Субботу//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 14. – С. 394. Жены мироносицы, Христос Воскресе//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 15–16. – С. 427. Беседа в день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 17. – С. 449. Послание по поводу распространения штунды и других видов сектантства//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 49. – С. 1367. Поучение в день Рождества Христова//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 52. – С. 1523. Происхождение и значение штунды в жизни русского народа//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, 45. – С. 1508. Смерть не страшна//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 32. – С. 1068. Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 51. – С. 1831. Слово о кресте в поучении ревнителям старого обряда. – СПб., 1893. О перстосложении для крестного знамения и благословения в обличение неправды мнимых старообрядцев. – СПб., 1890/Отзыв см.: Церковные ведомости. – СПб., 1891, 7. – С. 112. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. О театральных зрелищах в Великий пост (поучения). – М., 1889. О значении семинарского образования. – Одесса. 1891. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола: в 2 т. – СПб., 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Священник Виктор Низковский (Курганского уезда) убит в 1921 г. Священник Николай Марсов убит в Тобольской губернии в 1921 г. Священник отец Иоанн Снегирев (слоб. Усть-Ламинской Тобольской губернии) убит в феврале 1921 г. Во время крестьянского восстания в Западной Сибири в 1921 г. было расстреляно в одной Тобольской губернии около ста священников . Протоиерей Серапион Черных во время освящения вербы под Вербное воскресение 1921 г. в Николаевске-на-Амуре в облачении брошен в бухту. Священник Серафим Сарычев (станица Гондатьевка) расстрелян после пасхальной литургии в 1921 г. Священник Иоаким Фролов (с. Михайловское Амурской области) сожжен за селом на стогу сена в 1921 г., на пепелище остался один крест. Священник Иоанн Масловск ий (с. Верхне-Полтавки Амурской области) застрелен через окно своего дома 7 сентября 1921 г. Священник Феодор Архангельский (станица Михайло-Семеновская Амурской области) расстрелян в 1921 г. Архимандрит Сергий Шеин , секретарь Московского Всероссийского Собора, убит 12 августа 1922 г. в Петрограде. Священники г. Москвы: Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов и архимандрит Анемподист Телегин расстреляны в Москве в мае 1922 г. Архангельская                              Казанская                   –  24 губерния                –  49                Екатеринодарская     –  69 Астраханская        –   84               Черноморская            –   37 Петроградская      –  27                Ставропольская         – 139 Вологодская          –  27                Владикавказская       –  72 Пермская               –  34                Самарская                  –   61 Вятская                  – 41                 Челябинская              –   20 Екатеринбургская            –   29               Семипалатинская      –   12 Новгородская       –   68               Омская                       –   19 Псковская             –  31                Барнаульская             –  41 Владимирская       –   81               Уральская                   –  49

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

1921. 25 мая 112)). Заведующий VIII отделом НКЮ П.А. Красиков, откликнувшийся отповедью на статью Ярославского, посчитал эпитет «живая» в отношении церкви абсолютно неприемлемым, а саму публикацию секретаря ЦК РКП(б) крайне неудачной. (Правда. 1921. 16 июня 130); Красиков П.А. На церковном фронте (1918–1923). М., 1923. С. 162–167). Со временем затронутая Ярославским проблема стала еще более неуместной, поэтому при подготовке сборника работ Ярославского 1933 г. в текстовые фрагменты доклада, связанные с четвертым вопросом, пришлось даже внести (редактору книги М.М. Шейнману?) весьма существенную смысловую правку и дать комментарий по поводу «церкви» бывшего иеромонаха Илиодора. – Ср.: Вестник агитации и пропаганды. 1921. 19. С. 26–28; Ярославский Е.М. На антирелигиозном фронте... М., 1924. С. 13–20; Он же. На антирелигиозном фронте... М., 1925. С. 17–26; Он же. Против религии и церкви... С. 151–159. 52 Там же. Д. 18762. Л. 1; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 5; Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1975. Т. 54. С. 440, 721. 53 Идея создания лояльной «советской» церкви волновала умы высокопоставленных большевиков как до майского 1921 г. Пленума ЦК РКП(б), так и после него, периодически вызывая многоуровневые дискуссии на разных этажах власти. В качестве примеров можно привести публичную полемику на страницах «Известий ВЦИК» между заведующим Секретным отделом ВЧК М.Я. Лацисом и заведующим VIII отделом НКЮ П.А. Красиковым в декабре 1919 г. – Известия ВЦИК. 1919. 2 дек. 270); 14 дек. 281); Красиков П.А. На церковном фронте... С. 157–161; Кашеваров А.Н. Церковь и власть... С. 281–282; или переписку между наркомом по просвещению А.В. Луначарским, председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским и бывшим заведующим СО ВЧК М.Я. Лацисом в апреле 1921 г. – РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 196. Л. 2; или уже отмеченную публичную полемику на страницах «Правды» между секретарем ЦК РКП(б) Е.М. Ярославским и П.А. Красиковым в мае–июне 1921 г. – Правда. 1921. 25 мая 112); 16 июня 130); Красиков П.А. На церковном фронте...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010