Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († между 1437 и 1439), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского, св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРИЯ Георгиевна Виноградова (1886-1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ Мартиниановна Журавлёва (1869-1937), послушница, прмц. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Лелянова Лидия Александровна; 1874-1932), мон., прмц. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, прмц. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Павловна Носова (1872-1938), послушница, прмц. (пам. 27 апр., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ильинична Портнова (1888-1937), послушница, прмц. (в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Рыкова Мария Сергеевна; 1892 - 1937), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Цейтлин Мария Васильевна; 1869-1938), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († 18.08.1919), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_33.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) МИХАИЛ Федорович Рыбин (1877-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Самсонов (1867 - 1942), прот., сщмч. (пам. 15 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Степанович Скобелев (1887 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Смирнов (1880-1931), диак., сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Михайлович Сушков (1876-1921), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Твердовский (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Тихоницкий (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Вятских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Удмуртской земли) МИХАИЛ Михайлович Троицкий (1888-1938), свящ., сщмч. (пам. 23 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Алексеевич Успенский (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Чельцов (1870 - 1931), прот., церковный писатель, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ (Жук Михаил Григорьевич; 1872-1937), иером., прмч. (пам. 4 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ (Митрофан?) (Кванин Михаил Андреевич; 1875-1937), иером. (архим?), прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Евграфович Агаев (1875-1938), мч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИОАНН († 1615), затворник, Псковский, прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАНН Григорьевич Алешковский (1888 - 1398), священник, священномученик (пам. 4 февр., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников, исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Дмитриевич Ансеров (1873 - 1940), прот., сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИОАНН Алексеевич Артоболевский (1872 - 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Самсонович Баранов (1874 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Блюмович (1888 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 31 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Крымских святых) ИОАНН Дмитриевич Богоявленский (1892-1941), свящ., сщмч. (пам. 11 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Яковлевич Бойков (1891- 1934), свящ., сщмч. (пам. 6 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) ИОАНН Петрович Бороздин (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_13.html

С. Девятова Скачать epub pdf Раба Божия София (1888–1964) Как подарок к Рождеству мы получили в письме из города Челябинска рассказ Надежды Анатольевны К. о подвижнице Софии. Когда в 30-е годы в городах и селах были закрыты храмы и монастыри, благодаря таким духовным светильникам продолжала теплиться вера в сердцах людей в Российских глубинках. Вероятно, подвижница была тайной монахиней в миру, постриг приняла после гибели мужа. При постриге могла получить новое имя Саломия или Соломония, а односельчане называли её Солония . Известно, что она ходила пешком на всё лето в Киевскую Лавру, вероятно, там получила благословение прозорливого старца принимать страждущих людей. Много людей приходило к ней со всей округи за духовным советом, за молитвенной помощью, много приводили болящих, приводили людей одержимых духами злобы. По молитвам подвижницы страждущие получали исцеление. София Ефимовна Пажетных проживала в селе Большая Добринка Оренбургской губернии (ныне это Александровский район). Родилась будущая подвижница в благочестивой семье купца Ефима Яковлевича Новикова (вероятно, в 1888 году). После гибели мужа София Ефимовна осталась одна, родные дети, вступив в партию ради карьеры, отвернулись от верующей матери. Всю себя посвятила вдова служению Господу и ближним. София Ефимовна приютила у себя бедных родственниц племянницу Веру и двоюродную племянницу Шуру. Из рассказа Надежды Анатольевны К: «Моя мама, Александра Леонтьевна Астафьева, родилась на хуторе Дуванка Александровского района Оренбургской (тогда Чкаловской) области. В возрасте двух лет осталась без отца. Леонтий Федорович Новиков умер внезапно от опухоли легкого в 1938 году. Мать, Матрена Васильевна, растила пятерых детей одна, работала с утра до ночи на нескольких работах, чтобы прокормить семью. В 1944 году Шурочка пошла в школу. Ходила 8-летняя Шурочка в школу пешком за 5 км в поселок Лямбургский со своими сверстниками. Зимой, через овраги, в темноте, не раз видели волков. В непогоду приходилось оставаться в поселке, искать место ночлега... В 30-ти км от хутора было село Большая Добринка, где проживало много родственников по отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Котлы. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1882-88 гг. строилась по проекту И.И.Буланова, в 1910 г. перестроена по проекту Н.Н.Никонова. Закрыта в 1938 г., действовала в 1943-60 гг., вновь действует с 1991 г.. Котлы - усадьба Альбрехтов, фамильный склеп хозяев расположен рядом с церковью, но за оградой, и никакого отношения к данному храму не имеет: будучи лютеранином, помещик устроил в селе рядом с православным храмом (ещё предшественником нынешнего) кирху, которая не дожила до наших дней, при ней и располагалась усыпальница. В 1870 году крестьяне нескольких близлежащих деревень обратились в Духовную Консисторию с прошением о строительстве новой православной церкви, так как старая деревянная обветшала. Когда разрешение было получено начали, сбор денег со всего прихода. В 1882 году в Консисторию был передан проект каменного храма молодого в то время архитектора Н.Н. Никонова. Уже в этой ранней работе он показал себя интерпритатором «русского стиля», но в процессе строительства в облик храма были внесены «русско-византийские» черты, предположительно архитектором И.И. Булановым. Однокупольная, с каменной колокольней церковь была освящена в 1888 году во имя св. Николая Чудотворца, при ней устроена двухклассная приходская школа. Церковь закрыта в 1938 году. Действовала с 1943 по 1960, затем снова была закрыта и использовалась под клуб. В 1991 году передана епархии, отреставрирована, действует. Информация: Н.В. Мурашова (Глинка), Л.П. Мыслина " Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район " . - СПб: ИЦ «Выбор», 2003.  Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. - СПб: «Лики России», 2006 Село Котлы находится в 110 верстах от Петербурга, в 30 - от Ямбурга. Название села производят или от «котлов», т. е. ям, в которых когда-то выделывалась смола, или от местности, имеющей вид котловины. По народному преданию первоначальная церковь была деревянною, в 5 верстах отсюда, в дер. Монастырьки. На месте ее теперь находится часовня с небольшим вокруг нее кладбищем. В Котлы церковь перенесена бывшим помещиком графом Разумовским… Церковь устроена была на ровном месте, на помещичьей земле. Против церкви, на западе, находился помещичий сад, огороженный каменною оградою и примыкающий к дому помещика. В 20 саж. на юго-запад от церкви находится каменная помещичья «катакомба» или попросту – погреб, склеп для тел помещиков лютеран, принадлежащих к фамилии Альбрехт. За катакомбою находится лютеранская кирка с кладбищем. На севере от церкви расположены дома и огороды причта, а потом и само село Котлы.

http://sobory.ru/article/?object=03780

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Ч. Козаржевский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Андрей Чеславович (19.08.1918, Москва - 26.03. 1995, там же), российский филолог-классик, специалист по истории античной лит-ры и преподаванию древних языков, исследователь истории и культуры Москвы, общественный деятель. Кандидат филологических наук (1954). С 1967 г. зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ, профессор (1985). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность (1992). Отец К., инженер-химик Чеслав Альфонсович К. (1893-1920), поляк, эвакуировался в Москву во время первой мировой войны, но еще до рождения сына вернулся в Польшу, вызвал семью к себе, но вскоре умер, так и не увидев сына. Мать - Анастасия Александровна Аккерман (1888-1938). К. в младенчестве был крещен в католичество в костеле в Милютинском пер. в Москве, но в 1921 г. переведен в Православие через миропомазание, совершенное в храме Христа Спасителя. С 6 лет К. активно участвовал в богослужениях и приходской жизни в ц. во имя св. прор. Илии (Обыденной) в Обыденском пер.: был служкой, затем чтецом. Огромное влияние на духовное развитие К. оказал настоятель храма свящ. Виталий Лукашевич. Из-за интереса к Православию в 1933 г. исключенный из школы 4 (ныне 57), К. окончил школу на Пресне (ул. Большевистская). В 1936 г. поступил на исторический фак-т МИФЛИ; через полгода перевелся на отд-ние классической филологии лит. фак-та. Среди его преподавателей были С. И. Радциг, Н. А. Кун, Н. А. Машкин, Б. С. Чернышёв, С. П. Гвоздев. В дек. 1938 г. был принят в комсомол (несмотря на то что были расстреляны как «враги народа» дядя и двоюродный брат К.). В 1941 г. закончил МИФЛИ и был рекомендован в аспирантуру, но из-за начала войны аспирантура была закрыта. По состоянию здоровья (туберкулез легких) К. не подлежал призыву. По распределению Наркомпроса он был направлен учителем русского языка и лит-ры старших классов в с. Ермаковское Красноярского края.

http://pravenc.ru/text/Козаржевского.htm...

Усть-Каменогорск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1885 и 1888. Год утраты:1936 (разрушен) Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, парк Жастар (бывш. им. С.М.Кирова) Координаты: 49.947631, 82.620959 Проезд:Исторический центр города. Любой вид городского транспорта (автобус, трамвай, маршрутное такси), курсирующие в этой части Усть-Каменогорска. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Усть-Каменогорский Покровский собор строился с 1885 по 1888 гг. на средства купца Михайлова и других благотворителей. Храм имел два боковых придела – во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Собор являл собой огромный четверик, декорированный разновеликими оконными проемами, украшенными сандриками-кокошниками, и строгим геометрическим орнаментом кирпичной кладки. Большой четверик венчал малый, с пятиглавием, завершающимся луковичными главками. С востока к основному объему примыкали три алтарные апсиды, каждая из которых имела свой барабан с главкой. С запада храм соединяла с притвором зауженная трапезная. Притвор служил основанием для трехъярусной колокольни с шатровым завершением. Собор окружала ограда: кирпичный цоколь и столбы, кованая решетка. Сторожевые помещения были решены в виде небольших часовен. Собор являлся одним из центров просветительской деятельности дореволюционного Усть-Каменогорска. Это выражалось, главным образом, преподавательской деятельностью его клириков в ряде учебных заведений города, в частности: Мариинском женском училище, Женской гимназии, городском начальном училище. В 1923 г. все имевшиеся в городе типовые храмы были переданы обновленцам и оставались в их руках до самого закрытия. Патриаршая (тихоновцы, сергианцы) община с этого года ютилась по различным адресам вплоть до прекращения легальной деятельности православных религиозных объединений Усть-Каменогорска в конце 1938 г. В 1927 г. православные пытались вернуть себе один из типовых храмов, но, получили отказ властей. 16 марта 1934 г. в соборе был запрещен колокольный звон. В 1934 г. патриарший приход претендовал уже только на часть помещения Покровского собора, пустовавшего ввиду крайней малочисленности обновленческой общины, но опять ему в этом было отказано решением Горсовета от 8 октября 1934 г.

http://sobory.ru/article/?object=31644

В.И. Марченко Скачать epub pdf Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 8/21.01 – установлено, точная дата смерти неизвестна, 1938 г. Мученик Михаил Александрович Новоселов (в тайном монашеском постриге и тайной хиротонии – епископ Марк) родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец Александр Григорьевич и мать Капитолина Михайловна – оба были из семей священников. В начале жизни Михаил жил с родителями в Туле. Его отец был известным педагогом, директором Тульской гимназии, в которой учился и Миша. Под руководством отца Михаил получил хорошее образование. Михаил Александрович окончил историко-филологический факультет Московского университета. К моменту окончания университета он был горячо увлечен идеями Л.Н. Толстого, с которым был знаком еще с детских лет. В дневниках и письмах Л.Н. Толстого часто встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя. Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил отдался его делу, практическому осуществлению толстовских идей: устройству столовых для голодающих и организации толстовских колоний. Михаил решил на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни – жить на земле трудом своих рук. На собственные деньги купил землю и создал одну из первых в России толстовских земледельческих общин. Она просуществовала только два года, показав нежизнеспособность толстовских идей. 27 декабря 1887 года он был арестован. Обвинен при аресте в организации нелегального кружка и издании нелегальной литературы. Часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим способом брошюры Толстого «Николай Палкин», найденной при обыске – все это грозило ему ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству самого Л.Н. Толстого. В начале февраля 1888 года он был выпущен под гласный надзор полиции без права проживания в столицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Екатеринбург. Кафедральный собор Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченский собор Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Иоанно-Предтеченский кафедральный собор на Ивановском кладбище. Заложен в 1846 году. С 1930 по 1938 год - кафедральный собор григорьевских архиереев. Церковь юридически не закрывалась. В 1943 году указом патриарха присвоен статус кафедрального собора (в Екатеринбурге властями были снесены практически все главные храмы, и функции кафедрального собора были переданы небольшому Иоанно-Предтеченскому храму). Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Первоначально церковь была заложена как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 г. и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. В 1886 г. с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 г., правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 г. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 г. и последующих годов). В 1925 г. произошел раскол староцерковного (Тихоновоского) направления на «Сергианское» и «Григорианское». Община Иоанно-Предтеченской церкви поддержала архиепископа Григория. Однако волею судеб в храме проводились службы не только григорианцев. В начале 1930 г. было принято решение о закрытии всех православных церквей Екатеринбурга, кроме Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам, и Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище, оставленной староцерковникам, причем григорианцы занимали верхнюю часть церкви, а сергианцы были вынуждены занять левый подвал. Перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01225

Закрыть itemscope itemtype="" > Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова 05.08.2023 840 Время на чтение 3 минуты Фото: naslednik.cerkov.ru Сегодня, в праздник Почаевской Божией Матери (1675), мы чтим память мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305), прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001), сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75), сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938), отмечаем праздник иконы Божией Матери, именуемой " Всех скорбящих Радость " (с грошиками) (1888). Сегодня мы вспоминаем известного проповедника и церковного писателя, видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея Владимира Игнатьевича Востокова , скончавшегося 5 августа 1957 года. Он родился 11 июля 1868 года в семье сельского священника. Окончив Московскую Духовную семинарию и академию в 1891 г. Владимир был рукоположен во иерея. В скором времени о.Владимира прославился на всю Москву как выдающийся проповедник. Он был законоучителем детей будущего обер-прокурора Св. Синода А.Д.Самарина, а Великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила его быть лектором при ее Марфо-Мариинской общине милосердия. Кроме того, о.Владимир проявил себя как яркий публицист (он являлся редактором-издателем духовно-литературного ежемесячника " Отклики на жизнь " , общественно-литературной газеты " Рассвет " (позже - " Славянофил " ) и журнала " Живая беседа " ) и активный борец за народную трезвость. За свою борьбу против Г.Е.Распутина, в 1913 г. Востоков был выслан из Москвы в Коломну, затем служил в тюремной церкви г.Клина. В канун революции о.Владимира перевели в Уфимскую епархию. Февральскую революцию Востоков первоначально приветствовал, но вскоре стал раскаиваться в своих заблуждениях, и уже на Поместном Соборе Православной Российской Церкви выступил с монархических позиций. Пришедших на смену Временному правительству большевиков о. Владимир также первоначально поддержал, увлекшись идеей " крестьянской и рабочей власти " , полагая, что власть будет именно таковой, когда ее удастся вырвать из рук " ожидовившейся " аристократии. Однако, разочаровавшись и в большевиках, стал выступать с горячими проповедями против советской власти, за что был объявлен ею " вне закона " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/05/od...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010