Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обзор Обзор русской духовной литературы. СПб., 1856-1861. М., 2000р. 6 т. 18843. 2 кн. «Обновленческий» раскол «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики/Сост.: И. Соловьёв. М., 2002 Обозрение иконописания Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903 ОДБМЮ Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. СПб., 1869-1916, 1921. Кн. 1-21 ОДДС Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868-1915. 22 т. ОИ Отечественная история. М., 1992-. ОИГ Очерки истории Грузии: В 8 т. Тбилиси, 1989. Т. 1-4; 1990. Т. 5 (на груз. яз.; изд. продолж.) Октоих Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч. М.: Свято-Успенский Псково-Печер. мон-рь; Изд. отд. Моск. Патриархата, б. г.р Т. 1: Гласы 1-4; Т. 2: Гласы 5-8 Описание Киево-Печерской лавры Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847 Описание о российских святых Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп.: М. В. Толстой. М., 1887, 1995р Определения Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. 4 кн. М., 1994р Основы социальной концепции РПЦ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000 Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие 1056-1957 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988 Отеч. арх. Отечественные архивы. М., 1992-. Отеч. зап. Отечественные записки. М., 1839-1884. Т. 1-273; 1992-. Т. 274-. Отзывы Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 ч., т. доп. Очерки Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р, 1992п. 2 т. Очерки по истории СССР (III-IX вв.) Очерки по истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. М., 1958 Очерк ПЦ Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=14

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Приходское духовенство (см. также по периодам) ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению ЕВФИМИЙ Никитич Горячев (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Георгиевич Круговых († 1924), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВФИМИЙ (Любовичев; 1875 - 1931), иером., прмч. (пам. 6 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121674_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Рюриков, свящ. Фотография. 10-е гг. XX в. Владимирович Рюриков (5.04.1884, с. Оселок Макарьевского у. Нижегородской губ. (ныне с. Красный Оселок Лысковского р-на Нижегородской обл.) - 18.06.1943, пос. Пезмег Сыктывкарского р-на Коми АССР), сщмч. (пам. 5 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. В 1905 г. окончил Нижегородскую ДС по 1-му разряду. Служил законоучителем в земском уч-ще с. Оселок. В 1906-1907 гг. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе в с. Ляпуны того же уезда, в 1907-1908 гг.- в Богоявленской церковноприходской школе с. Павлова Горбатовского у., с 1908 по 1910 г.- в церковноприходской школе при Спасо-Преображенской кладбищенской ц. в Н. Новгороде. 15 сент. 1910 г. был назначен на священническую вакансию в Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь . 22 окт. того же года рукоположен во иерея, служил священником в том же мон-ре. 23 авг. 1911 г. переведен 2-м священником к Троицкому собору г. Горбатова Нижегородской губ. Заведовал жен. церковноприходской школой в Горбатове и служил там законоучителем. В 1915-1917 гг. законоучитель в местной муж. гимназии. С 1915 г. являлся членом Горбатовского отделения епархиального училищного совета. С 3 февр. 1916 г. делопроизводитель Горбатовского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах. 6 сент. 1917 г. назначен настоятелем Троицкого собора Горбатова. Награждался набедренником (1912), скуфьей (1916), камилавкой (1919), палицей (1936). В 1919 г. возведен в сан протоиерея. 29 июля 1927 г. арестован в Горбатове по обвинению в проведении контрреволюционной агитации и помещен в тюрьму в Н. Новгороде. Виновным в контрреволюционной агитации себя не признал. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 4 нояб. 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок ссылки в одном из сел Канского окр. Сибирского края. После окончания ссылки Н. в течение 3 лет было запрещено проживание в крупных городах и прилегающих местностях. Вместе с семьей он поселился в г. Козьмодемьянске Марийской автономной обл. Не имел в городе места постоянного служения и совершал богослужения в тех храмах, куда его приглашали. 7 апр. 1934 г. по просьбе прихожан назначен настоятелем Владимирской ц. в с. Владимирском Горномарийского р-на.

http://pravenc.ru/text/2565816.html

Митрофан (Симашкевич Митрофан), митр. Донской и Новочеркасский Родился 23 ноября 1845 года в Подольской епархии. В 1871 году окончил СПЬ духовную академию со степенью кандидата богословия и 21 окт. назначен преподавателем Подольской семинарии по Истории Русской Церкви и французского языка. В 1875 году утвержден в степени магистра богословия. В 1877 году назначен ректором Подольской семинарии. 25 февраля рукоположен во иерея и возведен в сан протоиерея. С 1884 года – ректор Донской семинарии. Овдовев, в 1904 году принял монашество и возведен в сан архимандрита. 29 января 1906 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. Хиротонию совершали: архп. Казанский Димитрий, епископ Симбирский Гурий, епископ Нижегородский Назарий и епископ Чистопольский Алексий. С 25 июля 1907 года – епископ Пензенский и Саранский. С 1910 года – почетный член Петербургской духовной академии. С мая 1914 года возведен в сан архиепископа. 10 янв.1915 года назначен архиепископом Донским и Новочеркасским. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве. В 1918 году ко дню Св. Пасхи награжден крестом на клобук. Не позднее 1922 года возведен в сан митрополита. В 1926 году уклонился в Григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре. Умер 80-ти лет от роду после 1928 года, не примиренным с Православной Церковью. Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель. Из-под его пера за 34-летний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов. Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии. Капитальным трудом является его магистерская диссертация «Пророчество Наума о Ниневии». Им составлен акафист «св. Симону, еп. Владимирекому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу». Много слов и речей на разные случаи напечатаны в различных изданиях. Труды: «Историко-статистическое описание заштатного города Хмельника, Подольской губернии, Литинского уезда».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Исаии (Гомолко) Схиархимандрит Иоанникий (в миру Иоанн Гомолко) родился в 1842 г. в семье обер-офицера. В 1865 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1874 году пострижен в монашество игуменом Иннокентием (Степановым) с именем Исаия; в 1880 г. рукоположен во иеродиакона, в 1884 г. – во иеромонаха. После кончины архимандрита Иннокентия возведен в сан игумена. Управлял обителью почти четверть века – с 1888 по 1912 г. В должности настоятеля много потрудился для благоустройства и процветания монастыря. С ростом благосостояния Глинской пустыни возросла и ее благотворительность. В годы настоятельства отца Исаии Глинская пустынь ежегодно принимала около 50 тысяч богомольцев, которые бесплатно обеспечивались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь. В случае нужды жители окрестных деревень пользовались безвозмездно от пустыни хлебом, деньгами, а пострадавшие от пожара, голода, падежа скота всегда получали от пустыни пособие. К особому виду благотворительности можно отнести и создание в 1890 г. при Глинской пустыни «Дома трудолюбия» для обучения в нем разным ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот. Но не только благотворительностью славилась при отце Исаии Глинская пустынь. Велика была ее роль и в духовно-просветительной деятельности. В 1891 г. отец Исаия организовал издание религиозно-нравственных книг и листков. Старец проводил жизнь смиренную, желая только угождения Господу. Как высшего подвига ради любви ко Христу отец Исаия желал схимы, которую удостоился принять в 1906 г. с именем Иоанникий. В 1912 г. претерпел неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий не по своей воле уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, но старец перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как по суху. Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл несправедливость возведенных на него обвинений. Дальнейшая судьба отца Иоанникия неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Скончался схиархимандрит Севастиан в г. Караганде, Алма-Атинской епархии. Смерть, наступившая 19 апреля, на 83-м году жизни, была мгновенной и неожиданной для окружающих, хотя болезни, преследовавшие его всю жизнь, особенно обострились за последние две недели и вели к неизбежному концу. Архимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился в 1884 году в с. Косьмо-Демьянском, Орловской губ., в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, он с детства узнал нужду и через всю жизнь пронес непосредственное сопереживание чужого горя и лишений. Три класса церковно-приходской школы, пастбище и полевые работы составили его мирское образование, но прирожденное тяготение к книгам и глубокий жизненный опыт послужили ему большей школой. Чтение духовной литературы и, очевидно, влияние старшего брата – схимонаха Введенской Оптиной пустыни Рафаила расположили его к поступлению в тот же монастырь в 1906 году. Там он был определен келейником к иеромонаху Иосифу, а после его кончины – к иеромонаху Нектарию, под руководством которых он приобрел дар кротости, рассуждения и молитвы. В 1917 году состоялось его пострижение в монашество с именем Севастиана, а затем, в 1923 году, – рукоположение во иеродиакона и в 1927 году – во иеромонаха. С 1927 года иеромонах Севастиан служил в г. Мичуринске, Тамбовской обл., а с 1944 года – в г. Караганде, в клире обширной Казахстанской епархии. В 1955 году о. Севастиан был назначен настоятелем храма, в котором и прослужил до конца жизни. В 1957 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, епископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф, в ведении которого находился тогда карагандинский клир, возвел его в сан архимандрита. К празднику Св. Пасхи 1966 года архимандрит Севастиан был награжден Патриаршей грамотой «за усердное служение Святой Церкви». Слова грамоты отразили неутомимое 60-летнее подвижническое служение Церкви о. Севастиана – от послушника до архимандрита. Безупречная верность церковным установлениям, забота о созидании в людях глубокого мира, высокая требовательность, – и прежде всего к себе – служение своим трудом и любовью окружающим, снисходительная любовь к слабым, рассудительность и умеренность, непосредственная молитвенная вверенность Промыслу Божию – таковы были основные начала пастырского облика почившего. Эти черты высоко ценили близко знавшие его духовные лица, сослужители и епархиальные архиереи, где проходил свое служение архимандрит Севастиан. Природная мягкость и широта души с приобретенным в монастыре духовным опытом предопределили его пастырский путь в деятельном служении другим поддержкой и советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Статистика Василий Зиновьев, свящ. священник, регент, церковный композитор и педагог. Род. в семье диакона Николая Васильевича Зиновьева. Получил образование в Ростовском Димитриевском ДУ (1884 – 1888) и Ярославской ДС (1888 – 1894). Еще будучи воспитанником 6-го класса ЯДС был посвящен во стихарь в Успенском кафедральном соборе Ярославля. 18.09.1894 г. назначен учителем пения, законоучителем в церковно-приходскую школу при Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского у. Ярославской губ. и регентом монастырского хора. Именно работа с детьми в школе, положила начало композиторской деятельности молодого регента. Авторитет о.Василия в Ярославле быстро рос, и 1 января 1906 г. его пригласили преподавать пение в Ярославскую женскую Мариинскую гимназию, где обучались его пять дочерей. А в апреле этого же года – по совместительству учителем Закона Божия и пения в Министерское двуклассное училище при станции «Ярославль» Северной железной дороги. Наиболее плодотворный период в творчестве свящ.В.Зиновьева пришелся на время управления Ярославской епархией архиепископом Тихоном (Белавиным) – 1907 – 1914 г.г. В 1907 г. по благословению Архипастыря, обратившего внимание на неудовлетворительное исполнение гласовых песнопений во всей Ярославской епархии, Зиновьев взял на себя труд гармонизации для хора церковных гласовых песнопений местного распева. Результатом этой работы стала книга «Воскресное всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора». В предисловии автор писал: «… Местный Ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращенным Киевским («Господи воззвах»), с Греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметьева, вполне сохраняет черты местного колорита…».Вершиной творчества композитора явилось песнопение «С нами Бог!». В этой жемчужине русской церковной музыки отразились главные музыкально-художественные особенности его стиля. К изданной партитуре автором прилагалось пояснение, являющееся великолепным образцом авторской трактовки музыкального текста и помогающее певцам в правильном и осмысленном исполнении произведения. 26 декабря 1912 г. торжественный хор «С нами Бог!» был впервые исполнен архиерейским хором на молебном пении в Архиерейском доме в день Рождества Христова.

http://lib.cerkov.ru/authors/449

Фёдор Дмитриевич Самарин (16.02.1858–23.10.1916) Фёдор Дмитриевич Самарин Общественный, государственный и церковный деятель славянофильского направления, член Государственного совета Российской империи. Биография Родился в богатой и родовитой русской православной дворянской помещичьей семье. Его отец — публицист Дмитрий Фёдорович Самарин (1827—1901), мать — Варвара Петровна Ермолова (1832—1906), дочь генерал-майора П. Н. Ермолова. До пятого класса мальчики в семье Самариных учились дома, сдавая весной экзамены, а с пятого класса начинали ходить в гимназию. В 1876 году Фёдор Дмитриевич окончил 5-ю Московскую гимназию с золотой медалью. В 1880 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата по историческому отделению. С 1880 служил по выборам, в декабре 1880 года был выбран Московским губернским земским собранием на должность непременного члена Звенигородского уездного по крестьянским делам присутствия. Был гласным Московского уездного и Московского губернского земских собраний. Оказал содействие развитию народного образования в Московской губернии. В январе 1884 года был выбран предводителя дворянства в Богородском уезде Московской губернии, на этой должности до 1891 года. С 1884 по 1886 год — почётный мировой судья Богородского округа. Был председателем съезда мировых судей Московского уезда Московской губернии. Организатор московских попечительств о бедных. С 1894 по 1896 год по избранию Московской городской думы, председатель городского попечительства о бедных арбатского участка города Москвы. В течение нескольких лет, по избранию Московской городской думы, был попечителем одного из начальных городских училищ. В 1904 году сложил с себя должность попечителя городского училища. Был членом кружка «Беседа», в 1905 году стал основателем «Кружка москвичей». С 1906 по 1908 год был уполномоченным Московского дворянства на 1-4-м съездах Объединённого дворянства. Написал ряд сочинений публицистических сочинений. Один из основателей в 1906 году газеты «Окраины России». В 1906 году был участником заседаний Предсоборного присутствия. Член Новоселовского кружка, один из учредителей Братства святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/

профессор Василий Федорович Певницкий (12.03.1832–24.07.1911) Воспоминания Гомилетика Догматическое богословие Литургика Нравственное богословие Пастырское богословие Слова профессор Василий Федорович Певницкий Доктор богословия, заслуженный ординарный профессор и член правления Киевской духовной академии. Биография Родился в Васильевском погосте Муромского уезда Владимирской губернии, где его отец служил священником. В раннем возрасте остался сиротой, лишившись в 1844 году отца, а в 1845 году — матери. Первоначальное образование получил в Муромском духовном училище (1846) и Владимирской духовной семинарии (1851). Как один из лучших семинаристов предназначался для отправления в Московскую академию, однако по просьбе самого Певницкого был отправлен в Киевскую духовную академию, где уже учился его старший брат Дмитрий. В 1855 году окончил Киевскую академию со степенью магистра богословия и был оставлен при академии бакалавром (доцентом) по кафедре общей словесности. В 1860 году был возведен в звание экстраординарного профессора по кафедре общей словесности, а в 1862 году — в звание ординарного профессора по кафедре церковной словесности (гомилетики). Одновременно читал лекции по вакантной кафедре пастырского богословия. Кроме того, в 1861—1868 годах преподавал немецкий язык. В 1872 году был утвержден в степени доктора богословия за сочинение «Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и голос в исправлении нравов». В 1881 году был удостоен звания заслуженного ординарного профессора. Вместе с преподавательской деятельностью занимал и ряд административных должностей. В 1856—1859 годах и в 1861 году состоял помощником инспектора академии. В 1869—1884 годах был помощником ректора по церковно-практическому отделению, а в 1884—1906 годах был членом правления академии. В 1881—1882 годах состоял членом учрежденного при Св. Синоде особого комитета для обсуждения соображений об изменениях в существующей организации духовных академий. Пожалован чином действительного статского советника 15 мая 1883 года. Вышел в отставку в 1906 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Николае Федоровиче Катанове 17.01.2008 1935 Время на чтение 5 минут В 2007 году исполняется 145 лет со дня рождения и 85 лет со дня кончины выдающегося российского учёного-востоковеда и известного общественного деятеля Николая Фёдоровича Катанова, вторая, наиболее плодотворная, половина жизни которого была непосредственным образом связана с Казанью. Желая внести свой посильный вклад в изучение биографии Н.Ф.Катанова и популяризацию его богатого и разностороннего наследия, наш журнал начинает публикацию тематических подборок статей и заметок учёного. Николай Фёдорович Катанов родился 6 мая 1862 года в степной местности Изюм (Узюм) около села Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскизский район Республики Хакасия) в православной хакасской семье (отец - сагаец, мать - качинка). В своей " Автобиографии " он впоследствии писал: " Меня зовут Николай Фёдорович, а по-татарски Пора, сын Хызыла... " . После окончания в 1876 году Аскизского училища Н.Ф.Катанов поступил в классическую гимназию в городе Красноярске, из которой был выпущен в 1884 году с золотой медалью. В 1884-1888 годах он учился на арабо-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского Университета. В 1888-1892 годы в составе научной экспедиции Академии Наук Н.Ф.Катанов посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В конце 1893 года, сдав экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности, он был назначен в Императорский Казанский Университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий. Обладая незаурядными способностями, Н.Ф.Катанов за неполные шестьдесят лет жизни в значительной мере обогатил отечественную ориенталистику (и особенно - тюрковедение), войдя в историю в качестве первого хакасского учёного. Богатейшее наследие Н.Ф. Катанова (использовавшего, по подсчётам его библиографов, данные ста четырнадцати языков и состоявшего членом многочисленных научных обществ) ещё в значительной мере ждёт своего исследователя. Заметное место в его научной деятельности занимало изучение казанских татар и башкир. Так, например, на рубеже XIX-XX веков Н.Ф.Катановым была составлена " Азбука для башкирского языка " на основе русской графики. В 1903 году он защитил лекторскую диссертацию " Опыт исследования урянхайского языка " , вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую лекторскую степень ему в 1907 году без защиты диссертации присудил Императорский Казанский Университет). В 1911 году он перешёл на работу в Казанскую Духовную Академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Профессор Н.Ф.Катанов являлся также членом образованного в конце 1906 года " Казанского Временного Комитета по делам печати " , в котором занимался рассмотрением, переводом и цензурой книг на татарском и других языках.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/17/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010