Введенский Александр Иванович (1889–1946), обновленческий «митрополит». В 1913 – рукоположен в священнический сан. В мае 1922 – подписал письмо инициативной группы прогрессивного духовенства «Живая церковь », положившее начало обновленческому расколу. Запрещен в священном сане митрополитом Вениамином. Один из главных идеологов обновленческого раскола. В 1923 – «хиротонисан» обновленческими «архиереями» в «епископский сан», будучи женатым. С 1924 – «митрополит». Умер вне общения с РПЦ. Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1874–1922), митрополит. В 1910 – рукоположен в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1917 – по избранию клира и мирян архиепископ Петроградский и Ладожский, затем митрополит Петроградский и Гдовский. В 1922 – выступил с обличением обновленческого раскола, подвергнув запрещению в священнослужении его главного инициатора А. Введенского . Сразу же был арестован и привлечен к суду по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, приговорен к смертной казни, в ночь с 12 на 13 августа 1922 – расстрелян. Верюжский Василий Максимович (1874–1955), протоиерей, профессор Петербургской духовной академии. С августа 1923 – настоятель кафедрального собора Воскресения Христова на крови в Петрограде. 3 декабря 1929 – арестован, приговорен к 10 годам заключения в концлагере. В 1939 – освобожден, в 1946 – примирился с Московской патриархией, преподавал в Ленинградской духовной академии. Вознесенский Алексей Константинович (1879–1945), иерей. В 1920-е – настоятель церкви в с. Посолодино Лужского уезда. В 1931 – переехал в Стрельну, где служил тайно. В июне 1931 – арестован по делу ИПЦ. Приговорен к заключению в концлагерь сроком на 3 года. В июле 1933 – освобожден. Поселился в Новгороде, где служил во время войны. В феврале 1945 – арестован. 1 марта 1945 – умер в тюремной больнице. Гавриил (Воеводин Григорий Дмитриевич; 1869–1938), архиепископ. С 1924 – архиепископ Ямбургский, викарий Ленинградской епархии, 19 апреля 1927 – арестован; 19 ноября 1927 – освобожден, в декабре 1927 – назначен архиепископом Полоцким и Витебским; в 1928 – согласно прошению уволен на покой, вернулся в Ленинград; в феврале 1932 – арестован, приговорен к 5 годам заключения в лагере. В феврале 1937 – освобожден. В 1938 – арестован и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

In October of 1943, the Council of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia met in Vienna, Austria. Also represented at the Council were two newly free parts of the Russian Orthodox Church-the Byelorussian Autonomous Church, and the Ukrainian Autonomous Church. The principal business of the Council was to condemn the election of Metropolitan Sergius 17 as Patriarch of Moscow and All Russia. The Council issued an epistle declaring the election as uncanonical and invalid. On 11/24 October 1943, during the Divine Liturgy celebrated in the Saint Nicholas Cathedral in Vienna, Archimandrite Gregory (Borishkevitch) was consecrated to the episcopate as Bishop of Gomel and Mozirsk for the Byelorussian Autonomous Church. Presiding over the consecration was Metropolitan Anastassy 18 , Chief Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, assisted by Metropolitan Seraphim (Alexander Ivanovich Lukianov, 23 Aug 1879-18 Feb 1959) of Paris and Western Europe; Metropolitan Seraphim (Lade) of Berlin and Central Europe; Bishop Sergey of Prague 19 ; Bishop Venedikt of Grodno of the Byelorussian Autonomous Church; Bishop Vassily of Vienna 20 ; and Bishop Philip of Potsdam 21 . (This episcopal concecration became the first in the series of problematic consecrations performed by the ROCOR for the Church of Russia; in this case, for the Belarussian Church, which is subordinate to the Moscow Patriarchate – ed.) At the end of June 1944, the entire episcopate of the Byelorussian Autonomous Church, along with many members of their flock, fled West to escape the advance of the Red Army, and the Bolshevik yoke that would follow in its wake. In Germany, the hierarchs of the Byelorussian Autonomous Church ministered to their flock, and entered into cooperation with the Russian Church Abroad. Early in 1946, the Byelorussian hierarchs decided in Council to seek admission into the Russian Church Abroad. Metropolitan Panteleimon (Rozhnovsky) insisted that joining the Church Abroad was the only possible course of action for the Byelorussian hierarchs; this resulted in a unanimous decision by the Byelorussian hierarchs to do so.

http://pravoslavie.ru/87122.html

Одна группа поэтов встречалась по воскресеньям у Мережковских и участвовала в кружке, носившем название «Зелёная Лампа». Другие поэты и писатели объединялись вокруг журналов «Числа» (1930–1934) и «Утверждения» (1931–1932). Последний носил ярко левый политический характер. Альманах «Круг», выходивший в течение 1936–1938 годов, стремился объединить молодых писателей и поэтов с представителями религиозного возрождения. Религиозно–философская мысль имела свой орган – журнал «Путь», издававшийся Бердяевым. Его сотрудники защищали свободу религиозной мысли, необходимость для православных участвовать в социальной и экуменической работе. «Вестник Р. С. X. Д.» (Русского, Студенческого, Христианского Движения) развивал те же идеи, информировал о церковной жизни за рубежом и давал подробные отчёты о борьбе с религией, которая велась коммунистами в России. Мир театра, музыки, балета и живописи блистал всемирно известными именами: Ф. И. Шаляпина (1873–1938), С. В. Рахманинова (1873–1943), А. К. Глазунова (1865–1936), Н.К. Медтнера (1879–1951), И. Ф. Стравинского (1882–1971), Анны Павловой (1881–1931), Н. Балиева (ум. 1939), К. А. Сомова (1869–1939), А. Н. Бенуа (1870–1960), М. В. Добужинского (1885–1957), А. Е. Яковлева (1887–1938), Б. Д. Григорьева (1886–1938), Ларионова (1881–1964), Натальи Гончаровой (1883–1964) и многих других. Кроме искусства, эмиграция во Франции выдвинула выдающихся людей в отраслях науки, техники и промышленности. Вклад в этих областях стал особенно заметен, когда подросло второе и третье поколение, получившее образование во Франции. Совсем особую роль в судьбах эмиграции и в жизни русского Парижа играла Церковь . Она была главной объединяющей силой, возвышавшейся над партийными разделениями и материальными различиями. В храмах встречались люди разных мировоззрений, удачники и неудачники, те кто упорно продвигался вверх по ступеням благополучия, и те, кто не думал о завтрашнем дне. Во главе церковного управления стоял выдающийся по уму и по умению объединить вокруг себя творческие силы митрополит Евлогий (Георгиевский, 1868–1946) 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Папа Лев Великий на этом основании оспаривал автокефалию Константинопольской Церкви. Даже Антиохийский Патриархат отказывал в автокефалии Грузинской Церкви, опираясь на тот исторически сомнительный факт, что никто из апостолов не был в Грузии. Между тем, с одной стороны, многие из Церквей несомненно апостольского происхождения автокефалии никогда не имели (например. Коринфская, Фессалоникийская), а с другой - существуют Церкви, самостоятельность которых общепризнана, хотя они и не могут похвалиться апостольским происхождением. Автокефалию Церкви приобретали и утрачивали в процессе истории. И преемствовавший апостольскому сонму, именно сонму, а не отдельным апостолам, вселенский епископат имеет бесспорное право суверенно решать вопросы об учреждении и упразднении автокефалии, о границах между поместными Церквами. На Вселенских Соборах - чрезвычайных органах епископской власти - действительно решались вопросы об учреждении поместных Церквей, их рангах, о границах между ними, об упразднении автокефалии некоторых из Церквей: так, Халкидонский Собор подтвердил автокефалию Константинопольской Церкви и подчинил ей Асийский, Понтийский и Фракийский диоцезы. Поскольку Вселенские Соборы и в древности были событиями исключительными, а теперь вот уже более 1000 лет не созываются, обычно вопрос о новой автокефалии или упразднении старой решается епископатом поместных Церквей, компетенция которого, в отличие от вселенского епископата, распространяется лишь на пределы своей Церкви. При этом волю поместного епископата может выражать как полный собор, так и малый собор епископов - Синод. Константинопольский Патриархат предоставлял автокефалию Болгарской Церкви (в 932, 1234 и 1946 гг.), Сербской Церкви (в 1218 и 1879 гг.), Русской Церкви (в 1589 г.), Элладской Церкви (в 1850 г.), Румынской Церкви (в 1895 г.) и Албанской Церкви (в 1938 г.). Русская Церковь даровала автокефалию Польской, Чехословацкой и Американской Церквам в послевоенные годы. Известно и о слиянии нескольких автокефальных Церквей в одну.

http://sedmitza.ru/lib/text/432404/

После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 - 1866 гг. руководил молодыми русскими учеными, командированными в Германию. С 1866 г. жил в своем имении в селе Вишня, где открыл больницу, аптеку и передал землю крестьянам в дар. В 1879-1881 гг. ученый работал над " Дневником старого врача " , завершив рукопись незадолго до кончины. Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, скончавшегося в 1974 году. Н.Г.Кузнецов родился 11 июля 1902 г. в деревне Медведки Вологодской губернии, в крестьянской семье. Свою службу во флоте начал в 1919 г., принимал участие в Гражданской войне. В 1926 г. будущий адмирал окончил Военно-морское училище, а в 1932 г. - Военно-морскую академию. В 1934-36 гг. Кузнецов командовал крейсером «Червона Украина », в 1936-37 гг. был военно-морским атташе и советником в Испании, в 1937-39 гг. являлся заместителем, а затем командующим Тихоокеанским флотом. В 1939-1946 гг. Кузнецов был назначен наркомом ВМФ СССР , а с началом Великой Отечественной войны - главнокомандующим Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля. Под руководством Кузнецова флот победоносно прошел всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота. Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ. Адмирал блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-морским флотом страны. По окончании войны Кузнецов последовательно служил начальником Управления военно-морских учебных заведений, заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам (1948), командующим Тихоокеанским флотом (1950), военно-морским министром (1950), 1-м заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим ВМФ (1953). В 1948 г. по сфабрикованному обвинению адмирал Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала (в мае 1953 г. восстановлен в звании); в 1956 г. (после гибели линкора «Новороссийск») вновь понижен в звании до вице-адмирала (в 1988 гг. посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота). С февраля 1956г. в отставке.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

         Книга будет полезна студентам, ученым и всем, кто интересуется столь важными вопросами как вера в Бога, вселенная и наука.   Содержание Введение VII Благодарности XVII Часть 1. Основатели современной науки 1 Глава 1. Галилео Галилей (1564-1642) 3 Глава 2. Иоганн Кеплер (1571-1630) 34 Глава 3. Френсис Бекон (1561-1626) 59 Глава 4. Блез Паскаль (1623-1662) 59 Глава 5. Исаак Ньютон (1643-1727) 102 Глава 6. Чарльз Дарвин (1809-1882) 122 Глава 7. Альберт Эйнштейн (1879-1955) 143 Глава 8. Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) 177 Часть 2. Ученые нашего времени. Глава 9. Рейчел Карсон (1907-1964) 197 Глава 10. Карл Саган (1934-1996) 222 Глава 11. Стивен Джей Гоулд (1941-2002) 249 Глава 12. Ричард Доукинз (1941-) 268 Глава 13. Джейн Гудолл (1934-) 296 Глава 14. Стивен Вайнберг (1933-) 317 Глава 15. Джон Полкинхорн (1930-) 340 Глава 16. Фриман Дайсон (1923-) 365 Глава 17. Стивен Хокинг (1942-) 392 Глава 18. Пол Дэвис (1946-) 412 Глава 19. Эдвард Уилсон (1929-) 437 Глава 20. Стюарт Кауфманн (1939-) 452 Глава 21 Урсула Гуденаф (1944-) 475 Индекс 505 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU

http://bogoslov.ru/article/305914

И. б. Ш. составил грамматику сирийского языка для начинающих ( Gottheil. 1887), снискавшую значительную популярность (о чем свидетельствуют многочисленные списки); приложением к ней служит «Книга толмача в обучении языку сирийцев» - арабско-сирийский словарь, разбитый на 30 тематических глав, с глоссарием омонимов в конце (изд. с лат. пер.: Obicinus, Dominicus. 1636; изд. в евр. графике: Lagarde. 1879). И. б. Ш. принадлежат гимны, формализованные метрические гомилии (напр., «Слово о любви к науке», где не используется буква «алаф» и через весь текст проходит рифма «ан») и послания, одно из к-рых, обращенное к епископам и жителям Багдада (1020), направлено против избрания католикоса Ишоява IV ( Vandenhoff. 1913). Известно также соч. «Книга о весах» (не изд.). Согласно «Каталогу писателей» Авдишо бар Бриха , И. б. Ш. составил 4-томный свод канонических постановлений на сир. языке (не сохр.), представлявший собой, вероятно, сокращенный вариант собрания католикоса Илии I. Авдишо также включил в составленное им собрание церковных постановлений и канонов перевод с арабского на сирийский трактата И. б. Ш. «О наследствах». Это сочинение представляет собой сокращенный и разделенный на 25 глав вариант соответствующего труда Илии I (Scriptorum veterum nova collectio/Ed. A. Mai. Romae, 1838. Vol. 10/2. P. 54-65, 220-231). Ряд исследователей (В. Райт, Р. Дюваль, Г. Граф и др.) считали этот трактат 4-й частью основного канонического свода И. б. Ш., др. (А. Баумштарк) - отдельным сочинением. Еще в древности И. б. Ш. была ошибочно приписана сир. апология христианства, к-рая в действительности представляет собой сокращенное изложение «Собеседований» католикоса Тимофея I с халифом аль-Махди ( Roey A., van. Une apologie syriaque attribuée à Élie de Nisibe//Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 381-397). Авторство приписываемых И. б. Ш. арабоязычных сочинений «Послание о молитве» и «Большое толкование Символа веры», а также сир. поэмы «О мудрости» ( Cardahi G. Liber thesauri de arte poëtica Syrorum. Romae, 1875. P. 85 sq.) спорно.

http://pravenc.ru/text/389403.html

Иосиф Сталин – советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Родился 18 декабря 1878 года в Гори в бедной семье. Отец – Виссарион Иванович, мать – Екатерина Георгиевна. С отличием закончив Горийское духовное училище в 1894 году, поступил в Тифлисскую духовную семинарию. До октября 1917 года неоднократно был в ссылках и тюрьмах, после смерти Ленина в 1924 году участвует во внутрипартийной борьбе и к 1927 году становится фактическим руководителем страны в должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б). В 30-е годы прошлого столетия проводит масштабную индустриализацию страны, сопровождавшуюся коллективизацией и репрессиями в отношении крестьян, не желавших отдавать хлеб государству по низким закупочным ценам. В тридцатые годы вместе с другими руководителями страны осуществлял масштабные репрессии по отношению к целым социальным группам (военные, крестьяне, духовенство, образованные специалисты, и.т.д.) и политическим оппонентам (Бухарин, Зиновьев, Рыков и.т.д.). В годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов, развязанной Гитлером, несмотря на договор о ненападении, принятый в августе 1939 года, руководил Государственным комитетом обороны. Совершил ряд крупных просчетов в ходе войны, приведших к колоссальным потерям (от 20 до 28 млн. человек). После войны в 1946 году подписал ряд документов, приведших к появлению у СССР в 1949 году атомной бомбы. Скончался 5 марта 1953 года. В 2009 году Владимир Путин дал такую оценку личности Сталина, при этом осудив массовые репрессии: " Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, а страной тогда руководил Сталин, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута " . Иосиф Сталин – советский политический, государственный, военный и партийный деятель. По официальной версии родился 21 декабря 1879 года в Гори в семье сапожника Виссариона Джугашвили. Образование незаконченное духовное – в 1899 году отчислен из Тифлисской духовной семинарии за неявку на экзамен. За свою революционную деятельность неоднократно арестовывался, побывал в ссылках и тюрьмах. После революции 1917 года играл заметную роль в руководстве Советской России.

http://religare.ru/2_100193.html

За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества. Скончался в 1879 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.) В миру - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года - медик в ряде земских больниц центральной России, позднее - главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга " Гнойная хирургия " , выдержавшая три издания (1934,1946,1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной Академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). За книги " Гнойная хирургия " и " Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов " (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер святитель Лука в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского.      Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.) В миру - Валентина Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и " случайно " попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее - преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность. Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 3О-е, 40-е, 50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на " церковность " выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

http://foma.ru/sornyaki-ili-plodyi-xrist...

Афанасий, 1946 – (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Слжба всмъ стымъ, въ земл М., 1946. Афанасий 1995 – Служба всем святым в земле русской просиявшим (празднование 15, 16, 17 июля). Составитель епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . М., 1995. Ахматов 1911 – Свящ. Д. Ахматов. «К вопросу о замене языка». Миссионерское обозрение, 1911, 1. Балашов 1996 – Н.В. Балашов. Спор о русской Библии и Достоевский. – Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 13. СПб., 1996, с. 3–15. Балашов 1997 – Свящ. Н. Балашов. Вопросы упорядочения и развития литургической жизни Русской православной церкви по материалам церковно-общественной дискуссии 1905–1917 годов. СПбДА. Курсовое сочинение. 504 СПб., 1997. Балашов 1998 – Nikolaj Balaov. Esiste una «lingua della preghiera»? – La nuova Europa, Milano, 1998, 1, c. 61–77. Балашов 1998 I – Свящ. H. Балашов. Язык богослужения. Из истории церковной дискуссии в России. – Континент 98. Париж-Москва, 1998, с. 247–279. Балашов в печати – Свящ. Н. Балашов. Труды Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907–1917). – Богословские труды. Сб. 37. М., 2001 (в печати). Беллюстин 1861 – С. И. Беллюстин . Приходские учителя. –ЖМНП, 1861, 4. Блинов 1879 – Блинов. Грамота. Вятка, 1879. Бобрик 1988 – М.А. Бобрик. Книжная справа первой половины XVIIΙ века и проблемы нормализации русского литературного языка. АКД, М., 1988. Боголепов 1969 – А.А. Боголепов. На путях к созыву Православного Вселенского собора. – Записки Русской академической группы в США. Том IIΙ. New York, 1969, с. 93–124. Богослужебный язык 1999 – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999. Болдырев 1918 – (Д. Болдырев). Большевизм в церкви. – Прибавление к Церковным ведомостям 1918, 3–4, с. 153–155. Болотов 1914 – В.В. Болотов . Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого (Письмо архиепископу Финляндскому Антонию). – Христианское чтение 1914, часть 1, с. 281–298. (Имеется и отдельный оттиск). Боярский 1928 – Протопресв. А. Боярский. К работам комиссии по переводу богослужебных книг на русский язык.– ВСС 1928, 3–4, с. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010