Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Александр (Окропиридзе), еп. Гурийско-Мингрельский (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907, Шио-Мгвимский мон-рь), свт. (пам. груз. 26 сент.), еп. Гурийско-Мингрельский. Род. в с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ. в семье священника. В 1845 г. окончил Тифлисскую ДС. 8 июля 1845 г. в Тифлисском Преображенском мон-ре принял постриг с именем А. 18 авг. того же года рукоположен во иеродиакона, 6 окт. 1849 г.- во иеромонаха. Окончив курс в КазДА со степенью кандидата богословия (9 окт. 1850), преподавал в Тифлисской ДС латынь, нравственное богословие и библейскую археологию. 21 сент. 1851 г. А. был назначен смотрителем духовных уч-щ в Абхазии. Одновременно являлся инспектором Кутаисского духовного уч-ща. 12 февр. 1855 г. возведён в сан игумена. С 26 февр. 1856 г. архимандрит. 4 марта 1862 г. в Тифлисском кафедральном Сионском соборе А. был хиротонисан во епископа Абхазского. Управляя этой кафедрой до мая 1869 г., А. многое сделал для восстановления христианства в этом крае, сильно пострадавшем и почти полностью опустошенном вследствие многократных тур. вторжений. Проповедуя Евангелие, он обошел много сел, крестя абхазцев, открывал приходские школы, в с. Илори - духовное уч-ще для абхазцев. За подвиг миссионерства А. часто называют вторым апостолом Абхазии. С 30 мая 1869 г. А.- викарный епископ Горийский Карталино-Кахетинской епархии, в 1881-1886 гг. занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 гг. вновь епископ Горийский. С 20 марта 1898 г. епископ Гурийско-Мингрельский. С 4 нояб. 1903 г. на покое. А. вел в епархиях большие восстановительные работы, на свои средства отстроил 2 храма в Сухуми, неск. церквей в Аджарии и Имерети. Восстановил Шио-Мгвиме , Зедазнийский и Давид-Гареджийский мон-ри. В 1878 г. по его инициативе и при финансовой поддержке в Тифлисе было открыто епархиальное уч-ще. На средства А. было издано много книг и учебников. Последние годы жизни провел в Шио-Мгвимском мон-ре, где и был похоронен. В сент. 1996 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви канонизирован. Мощи А. почиют в Шио-Мгвимском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/64270.html

Статистика Лопухин Александр Павлович Александр Павлович Лопухин родился 10 октября 1852 года в семье священника Саратовской епархии. В 1878 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и как знаток английского языка был направлен псаломщиком для служения в русской посольской церкви в Нью-Йорке. Вскоре после отъезда в «Церковном вестнике» были напечатаны «Путевые заметки русского псаломщика». Неся послушание в Америке, Александр Павлович сотрудничал в американском журнале «The Oriental Church Magazine», издававшемся при церкви. Через два года он вернулся на родину. По возвращении Александр Павлович издал «Жизнь за океаном: очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в США», «Религия в Америке», «Римский католицизм в Америке: исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Америки». Это сочинение было представлено им на соискание степени магистра богословия. В 1883 году Александр Павлович занял кафедру сравнительного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 году, после выхода в отставку профессора А.И. Предтеченского, перешел на кафедру древней истории, которую занимал до конца жизни. Александр Павлович сделал очень много для русского духовного просвещения. В 1886—1887 годах он издал и напечатал перевод произведений бывшего капеллана королевы Виктории Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды св. Апостола Павла». В переводе Лопухина были изданы также труды Фомы Кемпийского, Г. Ульгорна и других. По отзыву современника, «в свои переводы, всегда высоколитературные, Лопухин вносил освещение событий с точки зрения православного богослова». Им был издан перевод полного собрания Творений святого Иоанна Златоуста, первые шесть томов этого издания вышли под его редакцией. С 1886 года, в течение шестнадцати лет, Александр Павлович вел в «Церковном вестнике» отдел заграничной летописи, а в 1892 году он был избран редактором «Христианского чтения», а затем и редактором «Церковного вестника».

http://lib.cerkov.ru/authors/315

архиеп. Григорий (Афонский) Библиография Антоний, Епископ Волынский. «Отзывы»//Церковные Ведомости, 6. 1906 Афанасьев Н. , профессор протоиерей. «Неизменное и временное в церковных канонах»//Живое предание. Париж. YMKA Press. 1952 «Каноны и каноническое сознание»//Путь, 39. Париж, YMKA Press. 1933 Андреев Иван . «Константинопольские Патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия». Сергиев Посад. Тип. Снегиревой. 1895 Барсов М. «Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью». С. Петербург. Тип. Ремезова. 1878 Бердников И. С. «Краткий курс церковного права». Казань. Тип. Императорского университета. 1903 «К вопросу о церковной дисциплине»//Православный Собеседник. (Июль-август). 1902 Болотов В. В. «Лекции по истории древних церквей». Тип. Меркушева. С. Петербург. 1910 «Епархии в древней Церкви»//Церковные Ведомости, 3. 1906 Боголепов А. А. «От Святейшего Синода к Святейшему Собору». Нью-Йорк. 1965 Тидулянов П.В. «Восточные Патриархи в период четырех первых вселенских соборов». Ярославль. Тип. Губернского правления. 1886 «Митрополиты и первые три века христианства». Москва. Университетская типография. 1905 Торчаков М. И. «Церковное право». С.-Петербург. Изд. Ширяева. 1909 Заозерский Н. Д. «О Сущности церковного права»//Богословский Вестник, 10. 1909 Карташов А. В. «На путях к вселенскому собору». Париж, YMKA Press. 1932 «Практика апелляционного права Константинопольских патриархов». Варшава. Синодальная типография. 1936 « Церковь и Государство». Варшава. Синодальная типография. 1937 Кипарисов В. «О церковной дисциплине». Сергиев Посад. 1897 Кузнецов Н. Д. «Преобразования в Русской Церкви». Москва. Тип. Голубева. 1906 Курганов Ф. А. «Отношение между церковною и гражданскою властью в Византийской империи». Казань. Тип. Императорского университета. 1880 Лебедев А. П. «Очерки Внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, X и XI веках». Москва. Тип. Снегирева. 1902 «История Греко-восточной Церкви под властью турок (от 1453 до настоящего времени)». С.-Петербург. Изд. И. А. Тузова. 1903

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Великие Луки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придел во имя Святого Великомученика Георгия построены в 1751 году (по клировым ведомостям церкви за 1871-1872, 1876-1877, 1879-1882 гг.) или в 1756 году (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.). 29 сентября 1756 года придел был освящен. В 1809, 1831, 1833, 1834, 1836, 1853, 1872, 1878-1879, 1886,1895, 1904, 1907 годах проводился частичный ремонт церкви. Здание церкви каменное, над притвором пристроена каменная колокольня. Престолов в церкви два: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; придельный - во имя Святого Великомученика Георгия. До 1876 года причт церкви состоял из следующих лиц: священник, дьячок и пономарь. По штату 1876 года в церкви служили один священник и один псаломщик. Ближайшие к ней церкви находились в городе Великие Луки (0,25 версты) - Троицкая, Входо-Иерусалимская и Воскресенский собор. Церковь приписанных церквей и часовен не имела. В приходе церкви было две школы: 18 октября 1883 года учреждена, а 1 ноября 1884 года открыта одноклассная церковно-приходская школа, которая 18 октября 1895 года была преобразована в двухклассную (23 ноября 1898 года из сторожки школа была переведена в новое здание построенное на Дворцовой площади г. Великие Луки); 15 ноября 1907 года была открыта школа грамоты в деревне Велебодка. В церкви служили следующие лица: священник Матвей Авраамович Виноградов (с 21 мая 1904 по 1915 гг.), псаломщик Михаил Александрович Боголюбов (с 20 июня 1914 по 1915 гг.). Матвей Авраамович Виноградов - отец академика И.М. Виноградова - был освобожден от должности настоятеля Покровской церкви 20 февраля 1930 года по собственной просьбе и в связи с закрытием храма. На основании имеющихся документов проследить дальнейшую историю церкви не представляется возможным. http://i-nventory.ru/index.php?id=506 Шестая по времени постройки каменная церковь Великих Лук с пристроенной над притвором каменной колокольней. С точной датой постройки историки не определились. Например, А. Лопырёв склонялся к 1751 году, утверждая, что «в 1756 году были освящены алтарь и напрестольный крест в уже пять лет существовавшей церкви». Он же в своих трудах приводит краткое описание внешнего вида храм: «Церковь отличалась некоторой архаичностью архитектурных форм. На приземистом кубическом здании поставлен невысокий простой шестигранный барабан, покрытый конической крышей на шесть скатов, и всё это было увенчано несоразмерно маленьким куполком». Церковь имела два престола: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы и придельный во имя Великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=39851

Жизнь императора Николая II в фотографиях Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50 лет его жизни – в фотографиях 19 мая, 2019 Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50 лет его жизни – в фотографиях Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II . Его правление было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно – ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и революцию 1917 года; во внешней политике – экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Николай II ompekcя от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьей под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещен большевиками в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьей и приближенными. 50 лет его жизни, вместившей все эти события, – в фотографиях. Ники. 1870 г. 1871 г. С матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1868 г. С матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1868-1869 г. 1868-1869 г. 1869 г. 1869 г. Николай с отцом, Цесаревичем Александром Александровичем, и матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1870 г. 1871 г. 1871 г. 1873 г. 1874 г. 1874 г. 1875 г. 1875 г. Николай, Георгий, Ксения. 1877 г. 1876 г. Николай и Георгий. 1877 г. 1877 г. 1878 г. 1880 г. 1881-1882 гг. 1881 г. 1881 г. Михаил, Ксения, Георгий и Николай. 1886 г. 1890 г. Цесаревич Николай Александрович. 1891 г. Цесаревич охотится на леопарда в Индии. 1891 г. Наследник Цесаревич в г. Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Цесаревич Николай в гостях у королевской семьи в Греции. 1890 г. Помолвка Цесаревича Николая Александровича с Алисой Гессенской в Кобурге. 1894 г.

http://pravmir.ru/zhizn-imperatora-nikol...

Житниковское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Житниковское село (2 благочиние) находится в юго-восточном углу Шадринскаго уезда на границе с Тобольскою губ., от епархиальнаго города в 280 вер. и от уезднаго в 75 вер. по направлению на юго-восток. Расположено село по петропавловскому тракту, на берегу большаго озера Иткуль, среди лесов и болот, в местности крайне неблагоприятной для здоровья жителей. Почва в приходе разная: частию черноземная, но больше глинистая. Место, где теперь раскинулось село, до 1840 года было не заселенным. В этом году сюда прибыли переселенцы из Оханскаго и Кунгурскаго уездов Пермской губ. и основали здесь селение, названное потом по фамилии перваго поселенца деревнею Житниковою. Вскоре после того таким же образом были основаны деревни Жикина, Шабурова и Никольская. Все новоустроенныя деревни находились в составе Каргапольскаго прихода, но уже с 1862 году оне выделились в самостоятельный приход, к которому примкнула д. Тукманная Мехонскаго прихода. В настоящее время в Житниковском приходе насчитывается 3249 д. об. пола, из коих 792 д. об. пола раскольников. Все прихожане русскаго племени, по сословию крестьяне, а по занятию – хлебопашцы. Существующий в приходе храм деревянный, построен в период времени с 1862 по 1865 г. и освящен 20 Марта 1865 г. во имя св. архистратига Божия Михаила. Иконостас был куплен первоначально старый из Балканской церкви, но в 1886 году заменен новым, устроенным старанием прихожан. В 1876 году храм снаружи был опалублен, а в 1878 году внутри оштукатурен. К 1895 году храм стал приходить в ветхость, каковая и была отмечена местным благочинным в своем отчете по округу в 1894 году, вследствие чего епархиальным начальством было предложено причту и старосте неотложно позаботиться о ремонтировке церкви. В 1896 году причтом был приглашен для осмотра церкви ученый техник, сделавший заключение, что ремонт церкви требуется самый капитальный, каковой по стоимости своей чуть ли не будет равняться постройке новой деревянной церкви. Узнав, какое заключение сделал техник, прихожане заявили, что ни ремонтировать старой, ни строить новой церкви они не согласны. Когда заключение г. техника и решение прихожан были доведены до сведения епархиальнаго начальства, из Екатеринбургской Духовной Консистории последовал указ с предписанием причту и старосте немедленно озаботиться построением новаго храма и образовать особую на сей предмет строительную комиссию. Постановление Консистории чрез Каргапольское Волостное Правление было объявлено прихожанам Житниковской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=25072

Иаков (Пятницкий) Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич), митр. Казанский и Свияжский. Родился 22 сент. 1844 года в с. Брыни, Калужской епархии. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1870 году со степенью кандидата богословия и оставлен при академии помощником Секретаря Совета. В 1872 году – смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии. С 16 окт. 1873 г. – преподаватель Вифанской духовной семинарии. 6 ноября 1878 года получил степень магистра богословия. 12 авг. 1886 года пострижен в монашество. 17 авг. рукоположен в иеромонаха. 1 окт. – возведён в сан архимандрита и назначен ректор Вифанской духовной семинарии. 28 апр. 1891 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе. С 29 сент. 1892 г. – епископ Уманский, вик. Киевской епархии. (В БЭЛ т. Х, в стб. 622 ошибочно указаны годы пребывания на Уманской кафедре – 1890–1892, см. «Церк. Вед.» 1892, 41, стр. 413). С 16 янв. 1893 г. – епископ Чигиринский, вик. Киевской епархии. С 26 янв. 1898 г. – епископ Кишинёвский и Хотинский. С 12 авг. 1904 г. – архиепископ Ярославский и Ростовский. В этом же году избран в почётные члены Киевской духовной академии. В 1906 году был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем третьего отдела о реформе церковного суда. С 25 янв. 1907 г. – архиепископ Симбирский и Сызранский. С 10 дек. 1910 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. С 29 сент. 1912 г. почётный член Московской и Казанской духовных академий. 5 окт. 1916 г. награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был участником Всерос. Церк. Собора 1917 года в Москве, на котором Патриархом Тихоном возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Казанским и Свияжским. При закрытии собора покинул Казань и прибыл в Иркутск на постоянное жительство. В 1922 году в Томске скончался вскоре после перенесённой тяжёлой операции. Духовный писатель. Имел тяжёлый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чём не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги. Труды

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Илья Степанович Бердников (13.07.1839–30.09.1915) История Церкви История религий Каноническое право Илья Степанович Бердников Богослов, историк Церкви, выдающийся канонист, профессор Казанской духовной академии. Биография Родился в селе Коса близ города Слободского Вятской губернии, в семье сельского причетника. Учился в Глазовском духовном училище с 1852 по 1854 год, затем поступил в Вятскую духовную семинарию, которую окончил в 1860 году. После окончания Вятской семинарии (Бердников был самым успешным учеником) он был зачислен в Казанскую духовную академию. Выдающиеся способности обнаружил Илья Бердников и во время обучения в академии. Он был полиглотом (знал греческий, французский, арабский, татарский, монгольский и калмыцкий языки), и во всех областях одарённым студентом, стал первым магистром своего курса. В 1864 году Бердников окончил академию и был оставлен бакалавром на кафедре литургики и каноники для подготовки к профессорскому званию. В 1869 году кафедра была разделена, и Бердников остался в академии профессором на кафедре каноники. Илья Бердников активно сотрудничал с различными обществами, состоял членом совета и казначеем «Общества вспомоществования недостаточным студентам КазДА» с 1883 года, почётным членом «Московского общества любителей духовного просвещения» с 1892 года, работал в редакционной комиссии по изданию «Православного Собеседника» и «Известий по Казанской епархии» вместе с профессорами П. В. Знаменским и Н. Я. Беляевым в 1886—1889 годах. В 1871—1878 годах он читал каноническое право в Императорском Казанском университете. В 1881 году вышел десятилетний труд Бердникова, докторская диссертация «Государственное положение религии в римско-византийской империи. T.I. До Константина Великого». В этом историческом исследовании Бердников рассматривал отношения между церковью и государством в Византии с новой стороны. В 1888 году был издан «Краткий курс церковного права», которому не было аналогов в истории российского духовного образования. Взаимодействию церкви и государства Бердников уделял большое внимание в своих исследованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Красилов. Церковь Рождества Христова. Фотографий пока нет В Красилове есть церковь во имя Рождества Господа нашего Иисуса Христа, в местном населении именуемая «Надольною», а приход Долинным. Построена в 1876 г. на средства прихожан, при пособии от казны в 3 000 руб., взамен старой деревянной Пятницкой церкви, находящейся ныне в развалинах в саду возле священнического дома. Каменная, с такою же колокольнею, обширная, о 7 главах, крытых белою «аглицкою» жестью; крыша крыта сибирским железом и покрашена зеленою краскою. В 1886 г. устроен новый иконостас, и церковь внутри раскрашена на средства прихожан на сумму 3 400 руб. В 1879 г. вокруг церкви устроена каменная ограда, крытая железом и покрашенная зеленою краскою. Утварью, ризницею и богослужебными книгами достаточна. Метрические книги хранятся с 1748 г., а исповедные ведомости с 1820 г. Опись церковного имущества имеется от 15 июня 1868 г. Приход 5 класса. Церковно-приходское попечительство существует с 1870 г., при 12 членах, с доходом до 300 руб. в год. Земли усадебной 3 дес., пахотной 50 дес., сенокосной 10 дес. По последнему специальному измерению земли и снятии ее на план уездным землемером Кензерским оказалось всего церковной земли 63 дес. 957 саж. Причт состоит из священника, псаломщика и пономаря. Для священника дом новый, на каменном фундаменте, построен в 1878 г. на средства помещичьей экономии, хоз. постройки перестроены. Для псаломщика дом нов, из хоз. построек имеются новый дерев. амбар, под ним каменный погреб и сарай для хлеба. Для пономаря дом перестроен прихожанами из старого дома псаломщика. Дворов 219, прихожан 1739 душ обоего пола. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 4. Почаев: типография Почаевской лавры, 1899 г. Каменный храм в Красилове Рождества Христова построен в 1876 г., вместительный, украшен благолепно. Прихожан 2100 душ. Причт: священник, псаломщик и просфорня. Причтовые помещения находятся в четверти весты от церкви, ремонтированы на синодальные средства в 1913 г., удобные; надворные постройки тоже ремонтированы. Есть фруктовый сад и огород.

http://sobory.ru/article/?object=27359

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (13 июля 1884 (по другим данным 1885), погост Полонск Псковского уезда и губернии – 14 сентября1918, там же), священномученик (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых), священник. Из семьи священника. В 1905 г. по окончании Псковской духовной семинарии был определён на должность законоучителя церковно-приходской школы при подворье Никандровой Пустыни в городе Порхов Псковской губернии; впоследствии работал в школе, преподавал русский и церковно-славянский языки в Порховском духовном училище. 11 февраля 1906 г. рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея. Служил в Ильинской церкви Полонского погоста, состоял законоучителем четырёх школ. 10 сентября 1918 г. отец Александр и диакон Владимир Двинский были арестованы по обвинению в «контрреволюционных действиях, монархизме, агитации в церкви среди крестьян против декрета Совета народных комиссаров». Виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению ЧК Карамышевского района. Имя Александра Любимова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 г. Арх.: Архив УФСБ по Псковской обл. Д. С-8071. Лит.: Моя газета. Остров (Псковской обл.). 1918. 79; Еженедельник ВЧК. 1918. 6. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Семёнович Гривский (1874-1918), священник, священномученик (пам. 11 окт., в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/388376.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010