Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Фотография. Ок. 1917 г. (Гневушев Михаил Васильевич; сент. 1858, с. Репьевка Ардатовского у. Симбирской губ.- 4.09.1918, Смоленская губ.), сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии. Род. в семье диакона. После учебы в Алатырском ДУ поступил в Симбирскую ДС, к-рую окончил в 1878 г. Продолжил обучение в КДА. Окончил академию в 1882 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Очерк истории Александрийской Церкви со времени завоевания Египта мусульманами до настоящего времени». 26 июля того же года назначен преподавателем русского и церковнославянского языков в Киево-Подольское ДУ. 1 сент. 1883 г. перешел на должность наставника в Острожской учительской семинарии Мин-ва народного просвещения. 5 сент. 1885 г. назначен преподавателем рус. истории и педагогики в 1-м Киевском ДУ, а с 1886 г. одновременно преподавал и в Киевском 2-м жен. ДУ. С 25 нояб. 1890 г. преподаватель всеобщей и русской гражданской истории Киевской ДС, а с 1907 г.- наблюдатель церковных школ Киевской епархии. Некоторое время был преподавателем Киевского ин-та благородных девиц. Кроме того, являлся секретарем, а впосл. и делопроизводителем Киевского епархиального училищного совета, членом и казначеем Петропавловского попечительства о нуждающихся воспитанниках КДС, членом попечительского совета Киевской жен. прогимназии Н. В. Конопацкой. Один из активных деятелей Киевского религиозно-просветительского об-ва, по поручению к-рого регулярно проводил религиозно-нравственные чтения. С 1893 г. действительный член Богоявленского братства при КДА. В 1902 г. выступил инициатором создания Киевского педагогического об-ва взаимной помощи, став председателем его правления. С 1902 по 1906 г. состоял гласным Киевской городской думы. Также являлся товарищем председателя городского I Плосского участкового попечительства о бедных. Имел чин статского советника. С 25 июня по 10 авг. 1897 г. преподавал историю на летних педагогических курсах для учителей 2-классных церковноприходских школ, а с 25 июля по 5 авг. 1898 г. на таких же курсах читал лекции по истории и географии. Был одним из видных представителей русской педагогики. Его «Порядок и план занятий учениц VI класса в образцовой школе (20 авг. 1889)» существенным образом ускорили открытие в сент. 1889 г. образцовой жен. школы в Киеве.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

Нименьга. Церковь Спаса Преображения. Преображенский храм Карта и ближайшие объекты Нименьгский приход (1896 г.). Состоит из 6 деревень, лежащих по берегам р.Нименьга и составляющих Нименьгское селение с приходским храмом; из д. Юдмозерской, с приписной в ней церковью, в 20 в. от приходского; Пнёвского выселка, в 50 верстах. Название пр-д получил от одноимённой реки, протекающей в его пределах и впадающей в Онежский залив Белого моря (Нименьгская Губа). До г. Архангельска – 269 вёрст, до г.Онеги – 37 вёрст, до ближайших приходов: Ворзогорскаго – 14 в., Малошуйскаго – 12 в. Жителей на 1.01.1895 г. : 574 м.п. и 678 ж.п., дворов 199. Время образования пр-да относится к 16(?) веку. О давности его свидетельствует то, что из имеющихся в настоящее время (1896г.) 6 Антиминсов для 6 – ти престолов один освящён в 1692 г. Новгородским митрополитом Иовом. Очевидно, что нынешнему Преображенскому храму, построенному в 1878 г. вместо прежняго, сгоревшего в 1875 г., предшествовал ряд храмов, история которых не представлена местным причтом. Преображенский храм деревянный, 2-этажный, не обшитый (на 1896 г.), с ветхой крышей, дающей течь. В нём 4 престола: в верхнем тёплом этаже, один с юга, - Преображения Г-ня, другой с севера, - в ч. Рождества Иоанна Предтечи; в нижнем этаже один – в ч. Благовещения Пресвятой Б-цы, другой – в ч. Климента, папы Римскаго. Утварью и ризницей ц-вь обеспечена. Средства на её содержание складываются из круж. – кошельк. сбора (1894г. – 42 р.) и свечной прибыли (4 пуда). Существует в приходе с 1892 г. попечительство, имеющее в своём распоряжении на 1894 г. – 294 р. Отдельно от ц-ви стоит колокольня, обшитая тёсом. На приходском кладбище стоит деревянная 1-престольная ц-вь во имя Иоанна Златоустаго, перестроенная в 1875 г. из бывшей часовни, обшитая тёсом, выкрашенная и без колокольни. В д. Юдмозеро, в 20 верстах от приходского храма, имеется ц-вь в ч. Тихвинской иконы Б.Матери, устроенная в 1863 г. из бывшей часовни, и при ней колокольня. В 1891 г. в приходе открыта церковно-приходская школа, в которой в 1894-95 уч. г. обучалось 34 мальчика и 7 девочек. Хотя по договору с крестьянами на момент открытия школы полагалось собирать по 88 р. ежегодно, но уже в 1892 г. была получена школой только половина этой суммы, а с 1893 г. и по сей день (1895 г.) – ничего не поступило. Обучение ведут члены причта, особенно священник, бесплатно. Причт состоит из священника и псаломщика, земли имеет ок. 7 десятин, с которой в плодородные годы получается дохода до 200 р. в год. Жалование – 210 р., другие доходы – до 200 р. в год. Для причта имеются 2 дома, устроенные в 1886 и 1889 гг.

http://sobory.ru/article/?object=15266

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 2 (15) Преподобномученицы Антонина (Степанова) и Мария (Журавлева) и преподобноисповедница Вера (Графова) Преподобномученица Антонина родилась в 1886 году в городе Москве в семье мастерового Ивана Степанова и в крещении была наречена Анной. В одиннадцать лет она поступила в Успенский Брусенский монастырь в городе Коломне и приняла здесь монашеский постриг с именем Антонина. Монахиня Антонина подвизалась в монастыре до его закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселенные по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году. В течение двух дней, 21 и 22 мая 1931 года, все монахини и послушницы Брусенского монастыря, их было более тридцати человек, были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму и среди них монахиня Антонина (Степанова) и послушница Вера Графова. Столкновение с жестокими и злыми безбожниками привело в трепет монахиню, и на допросе, подтвердив, что ей «верующим приходилось говорить: переживаем тяжелое время в наказание Божие, о чем указано в Святом Писании, за безбожие», она тут же прибавила, что говорила это по своей несознательности, не думая принести вред советской власти. Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Карповской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Харитона Графова. В 1903 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что безбожники разрушат обитель. После этого она жила у верующих людей сначала в одном из сел, а затем в Коломне, зарабатывая шитьем одеял. Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил ее в неубедительности таких показаний, на что она добавила, что действительно некоторых монахинь встречала в храме Покрова Божией Матери, с которыми иногда говорила о том, что недостатки в продовольствии, в дровах, длинные очереди за каким-либо товаром – все это за грехи, как сказано в Писании Божием.

http://fond.ru/foto/1430/Anna/

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

сост. иподиакон Николай Тон Скачать epub pdf К 100-летию со дня кончины В рамках Совместного пастырского совещания Берлинской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Берлинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (15–17 декабря 2015 г.) был заслушан доклад иподиакона Николая Тона о жизни и деятельности протоиерея Алексия Мальцева, настоятеля посольского храма св. равноап. кн. Владимира в Берлине (1886–1915), приуроченный к 100-летию со дня кончины отца Алексия. Участники совещания также совершили заупокойное богослужение по приснопамятному священнослужителю, посвятившему свою жизнь делу миссионерства и распространения православия на территории Германии. Во исполнение резолюции пастырского совещания доклад публикуется на официальном сайте Берлинской епархии Русской Православной Церкви. «Что зиждется на почве любви, то останется, что зиждется на другой почве, разрушится». Протоиерей А.П. Мальцев «Огромного роста, курчавый, в скобку стриженный, с рыжей бородой, цветущий, в длинном сюртуке русак. В галстуке – жемчужная булавка. Каково же было мое изумление, когда вошедшего представили мне: настоятель русской церкви в Берлине протоиерей Мальцев. Я о нем слышал и был рад знакомству», – так известный русский художник Михаил Нестеров описывал свою первую встречу с протоиереем Алексием Петровичем Мальцевым – богословом, церковным историком, переводчиком, миссионером и основателем первого русского православного общества в Германии, Свято-Князь-Владимирского братства. Отец Алексий был, безусловно, одной из наиболее заметных фигур в истории зарубежных представительств Русской Православной Церкви конца XIX – начала XX вв. и русско-немецких церковных отношений. Алексей Мальцев 1 родился 14 (26) марта 1854 года в Ярославской губернии в семье протоиерея Петра Мальцева и, как было принято тогда среди детей священников, с детства готовился к церковному служению. Окончив местную церковно-приходскую школу, он поступил в духовное училище, а потом – в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1874 году. Как лучший из 45 воспитанников Алексей был сразу зачислен в состав нового курса Санкт- Петербургской Духовной Академии (СПДА), которую окончил в 1878 г. со степенью кандидта-магистранта за труд о моральной философии Миллса, Бейнса и Спенсера (Mills, Bains, Spenser). В 1882 году он за свое переработанное сочинение «Нравственная философия утилитаризма» (Санкт- Петербург, 1879), был удостоен Советом СПДА академической степени магистра богословия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Сургут. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная трёхпрестольная церковь. Приделы: Никольский и Введенский. Представляла собой одноглавый двухсветный четверик под высоким куполом, с трапезной и ярусной колокольней. Тобольская епархия. Часть вторая. Описание церквей и монастырей тобольской епархии. Вып. 4. Омск, 1892, с. 55 Закрыта в 1930 г., здание использовалось как склад, позднее разобрана на кирпич.   Город Сургут расположен на правом берегу р. Оби. Церковь в городе каменная, построена прихожанами в 1781 г., имеет три престола: во имя Святой Троицы, во имя Введения Пресвятой Богородицы и во имя свят. Николая Чудотворца. Имеются одна приписная церковь на городском кладбище во имя Рождества Богородицы и две часовни: в городе во имя свят. Николая Чудотворца и в дер. Пилюгиной (в 37 вер.) во имя Успения Божией Матери. В городе особо почитаются иконы: Знамения Божией Матери и Преподобного Серафима Саровского чудотворца. В приходе одна деревня Пилюгина (7 вер.). Церковной земли нет. Церковный капитал 3295 руб. 82 коп. Капитал причта 200 руб. Жалованье священникам по 600 руб., псаломщикам по 200 руб., просфорне 35 руб. Церковных домов нет. Штат: два священника, два псаломщика и просфорня. В приходе школы: церковно-приходская двухклассная женская с 1886 г., министерская двухклассная мужская с 1878 г. и в дер. Пилюгиной министерская одноклассная с 1910 г. Церковная школа в собственном доме. Ближайшее село Югонское (60 верст). Расстояние от Консистории 862 вер., от пароходной пристани 7 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. На месте храма находился Сургутский острог, основанный казаками в 1594 году. С большой уверенностью можно сказать, что первый храм на этом месте был построен в конце XVI века. В последней четверти XVII века развалившиеся городские укрепления были заменены двойным острогом с 4-я башнями и встроенной в стену Троицкой церковью. По мере продвижения Российского государства всё дальше на восток и юг Сибири, Сургут утрачивает свое военно-политическое значение. Постепенно острог стал приходить в упадок и во второй половине XVIII века его окончательно разбирают. В 1781-1801 гг. взамен Троицкой острожной деревянной церкви была построена кирпичная одноименная церковь с приделами Введения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Храм был закрыт в 1930 году, здание использовалось как склад, позднее разобрана на кирпич.

http://sobory.ru/article/?object=16558

Тума. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий храм Карта и ближайшие объекты В 1823 г. было начато строительство ныне существующей Троицкой церкви с дополнительными приделами в честь Арх.Михаила, Покрова Богородицы, Свт. Николая и прор. Илии. Дополнительные приделы церкви были освящены в 1841 г. А центральный – Троицкий в 1851 г., т.к. в 1848 г. произошел пожар и повредил готовый к освящению иконостас. Колокольня тумской церкви была достроена к 1863 г. Башня колокольни высотой 65 м, сложена из белого камня. Высота шпиля с крестом около 15 м. Так что общая высота около 80 м. Ранее относилась к Касимовскому уезду. Каменная церковь была построена в селе Туме в 1841 году на средства прихожан. В 1851 году пристроена была восточная часть, обновленная в 1878 году и «расширенная на обе стороны» после пожара в 1901 году. Трапезная обновлялась дважды в 1866 году (иконостас и роспись) и после пожара 1901 года. Колокольня отстроена в 1863 году, возобновлена в 1902 году. В 1910 году храм был расписан внутри. Престолов три: во имя Святой Троицы – восточный, во имя Св.Николая Мирликийского и пророка Илии в трапезной. Церкви также принадлежали здания: мужской школы, построенной в 1885 году и перестроенное с подведением каменного этажа и поднятием деревянного в 1901 году; причтовый дом, построенный в 1885 году; девять каменных корпусов, из которых два двухэтажные; два ряда деревянных лавок, каменный столб на месте сгоревшего в 1841 году храма, каменная часовня, построенная в 1887 году на месте деревянной; школьные здания во многих деревнях. Во многих деревнях прихода имелись деревянные, благоустроенные часовни, в деревне Мордвинове – каменная, в которых богослужения не проводились. К приходу относились школы различных сёл и деревень, некоторые из которых помещались в церковных домах , на содержание их от церкви выделялись средства. В 1915 году в них обучалось 635 мальчиков и 390 девочек. Заведующими и законоучителями в школах с 1886 года были настоятель Троицкого храма протоиерей Степан Иванович Остроумов, протоиерей Александр Иоакимович Сперантов, священник Василий Федорович Гридин, священник Федор Иванович Дмитриевский, дьякон Иван Евфимиевич Обновленский; преподавателями были псаломщики Александр Петрович Соколов и  Григорий Иванович Молчанов.

http://sobory.ru/article/?object=04499

Филипп Шафф (протестант) Глава IX. Поклонение в апостольскую эпоху Th. Harnack: Der christliche Gemeindegottesdienst im apost. und altkathol. Zeitalter. Erlangen, 1854. Его же Prakt. Theoi, I. 1877. F. Probst (католик): Liturgie der drei ersten Jahrhunderte. Tüb., 1870. W. L. Volz: Anfänge des christl. Gottesdienstes, альманах «Stud. und Krit.» за 1872 г. H. Jacoby: Die constitutiven Factoren des Apost. Gottesdienstes, в альманахе «Jahrb. für deutsche Theol.» за 1873 г. С. Weizsäcker: Die Versammlungen der ältesten Christengemeinden, 1876; Das Apost. Zeitalter, 1886, pp. 566 sqq. Th. Zahn: Gesch. des Sonntags in der alten Kirche. Hann., 1878. Schaff: Hist, of the Apost. Ch., pp. 545–586. См. библиографию в главе X и в главе о «Дидахе» (том II). § 51. Синагога Campeg. Vitringa (ум. в 1722 в г. Франекер): De Synagoga Vetere libri très. Franeker, 1696, в 2–х т. (также Weissenf els, 1726). Образцовый труд, результат прекрасного знания Библии и учения раввинов. Сокращенный перевод Дж. Л. Бернарда: The Synagogue and the Church. London, 1842. C. Bornitius: De Synagogis veterum Hebrœorum. Vitemb., 1650. Также опубликована в Ugolinus, Thesaurus Antiquitatum sacrarum (Venet., 1744 – 1769), vol. XXI. 495–539. Ant. Th. Hartmann: Die enge Verbindung des Α. Testaments mit dem Neuen. Hamburg, 1831 (pp. 225–376). Zunz (иудейский раввин): Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden. Berlin, 1832. Работы Йоста, Херцфельда и Мильмана по истории еврейского народа. Работы по новозаветной истории Хаусрата (I. 73 sqq., 2 d ed.) и Шюрера (463–475, а также библиография). Статьи «Синагога»: Гинсбурга в «Kitto»; Пламптре в «Smith» (с дополнениями Хэкетта, IV. 3133, Am. ed.); Лейрера в «Herzog» (XV. 299, I st ed.); Кнойкера в «Schenkel» (V. 443). Христианская церковь была воздвигнута на основании иудейской церкви и в том, что касается поклонения и структуры поместных собраний, унаследовала многие черты синагоги, а потому получить должное представление об этих сторонах церковной жизни невозможно без знакомства с синагогой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Введение Библиография предмета Помещаемый здесь библиографический список по предмету археологической темы имеет значение предварительного и служебного и имеет быть дополняем в последующих частях. Bohatta (Hanns). Bibliographie des livres d " Heures (Horae B. M. V.), Officia, Hortuli animae, Coronae B. M. V., Rosaria et Cursus B. M. V. Imprimés aux XV-e et XVI siècles. Gr. in 8. Vienne (Autriche). Heures à l’usage de Paris, imprimées à Paris par Gille Couteau. L’an 1513. Rosario della gloriose Vergine Maria. Venetia. 1556. Officium B. Mariae Virginis Pii V jussu editum. Antverpiae. 1609. G. Gumppenberg, Atlas Marianus, 1652. G. Gumppenberg, Maggia e Zanella, Atlante Mariano. Verona 1839–47. XII vol. Bombelli, Pietro. Immagini di B. M. Vergine, ornate da corona. Roma. 4 vol. 1792. Samperi, Placido, Messinese. Jconologia d. gl. Vergine Maria, protettrice di Messina. Messina. 1644, fol. Rufini Aless: Indicazione delle imagini di Maria Sant. sulle mura esterne dell’alma cittá di Roma. 1853. 2 vol. Apparitionum et celebrarum imaginum D. Virginis M. in civ. et dom. Venetiarum enarrationes historicae. Venetiis. 1750. Jameson Mrs. Legends of the Madonna as represented in the fine arts. L. 1852. Hamon, le curé de S. Sulpice. Notre Dame de France, ou histoire du culte de la Vierge en France. 7 vol. 1861–6. H. Ulrici. Über d. verschiedene Auffassung d. Madonnen-Ideals bei d. älteren deutschen u. italienischen Malern. Halle. 1854. Gruyer, F. A. Les vierges de Raphaêl et l’iconographie de la Vierge. 3 vol. 1869. Schultz, A. Die Legende vom Leben d. J. Maria u. ihre Darstellung in d. bild. Kunst des M. A. 1878. Rohault de Fleury. La Sainte Vierge. Etudes archéologiques et iconographiques. I. Vie terrestre. Vie glorieuse et culte de Marie. Pl. I–LXXVI. II. Sanctuaires et images. Pl. LXXVII–CI. II. 1878. V. Schultze. Studien u. Kritiken. 1886. De Rossi, G. B. Immagini scelte della beata Vergine Maria tratte delle catacombe Romane, fol. Liell, I. Die Darstellungen der allerseligen Jungfrau u. Gottesgebärerin Maria auf d. Kunstdenkmälern der Katakomben. Freiburg. 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010