Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1913). Священник храма св. мученика Никиты на Кузнецкой улице в Москве (1913–1918). В Красной Армии (1918–1920). Священник Богоявленского храма и Троицкого храма в Симбирске (1920–1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 5 годам концлагерей. Священник храма священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье (1927). Настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой Слободе (1928–1950). В 1931 г. при закрытии храма свт. Николая в Пупышах организовал перенос прихожанами чудотворной иконы «Утоли моя Печали» в Николо-Кузнецкий храм. В 1935 г. арестован сотрудниками НКВД за сопротивление планировавшегося властями сносу храма. Освобожден в связи с многочисленными петициями прихожан. По распоряжению И. В. Сталина храм не был снесен. В 1941–1943 гг. – в эвакуации в Симбирске вместе с митрополитом Сергием. В 1943–1949 гг. – ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии». В 1949–1950 гг. – и.д. ректора Московской духовной академии. Смирнов Михаил Александрович (1888–1962), протоиерей. В блокадном Ленинграде – священник на Волковом кладбище. Соллертинский Вячеслав Степанович (Стефанович) (1872–1955), протоиерей. Священник Никольской церкви в Астрахани (1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 3 годам лишения свободы. С 1924 г. служил в Москве – сначала в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в Черкизове, а с 1934 г. в храме Преображения Господня, что на Преображенской площади. Спиридонов Василий Григорьевич (1869 – не ранее 1941), протоиерей. Высылался из Ленинграда в 1935 году. В 1939–1941 гг. – настоятель Троицкой кладбищенской церкви в Петергофе. Спрингович Антоний (1876–1958), архиепископ Рижский (с 1923). Степанов Александр, священник. В 1943 (?)–1944 гг. служил в Крестовоздвиженской церкви с. Ополье Ленинградской области. Стефан (Проценко Степан Максимович) (1889–1960), митрополит. Иерей (1922). Иеромонах, архимандрит (1922). С 1926 г. – епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии. С 1932 г. – епископ Черниговский и Козелецкий. В 1936–1942 гг. – в заключении. С 1942 г. – епископ, затем архиепископ Уфимский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С 1944 г. – архиепископ Полтавский и Кременчугский. В 1945–1960 гг. – архиепископ Харьковский и Богодуховский (митрополит с 1959 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49 «Приют» представляет собой две квартиры, принадлежащие учредителям Семеновского благотворительного общества (Общества потомков П. П. Семенова-Тян-Шанского), которые решили продолжить дореволюционную семейную традицию призрения одиноких пожилых женщин. Насельницы «приюта», основанного в 1999 г., проживают в этих квартирах временно или постоянно, находясь в благожелательной семейно-церковной обстановке с полным уходом и пансионом. 51 Архиепископ Кирилл (Поспелов, 1876–1953) – с 1906 г. служил священником сначала в Баку, затем в Саратове, где был благочинным церквей города, ключарем кафедрального собора. В 1921 г., состоя членом Саратовского комитета помощи голодающим, собрал значительные средства в Саратовской губернии и на Украине. С 1934 г. около десяти лет находился в лагере для заключенных в Казахстане. Затем проживал в Актюбинске. В 1944 г. принял монашество. С 1 апреля 1944 г. – епископ Пензенский и Саранский, с июля того же года – Ташкентский и Среднеазиатский. С 20 июня 1946 г. – епископ Ивановский и Шуйский, с 27 января 1947 г. вновь епископ Пензенский и Саранский, в феврале 1951 г. возведен в сан архиепископа. 54 Калинин Михаил Иванович (1875–1946), советский государственный и партийный деятель. С 1919 г. – Председатель ВЦИК, в 1922–1938 гг. – один из Председателей ЦИК СССР. Возглавлял созданную в связи с голодом 1921–1922 гг. Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгсш). 56 Архиепископ Андрей (Комаров, 1879–1955) – иерей с 1901 г., после 1908 г. – приходской священник в Саратове, в 1923 г. принял монашество. В 1921 г. внес большой вклад в организацию помощи голодающим и беспризорным детям. В 1923 г. хиротонисан в епископа Балашовского, викария Саратовской епархии, затем последовательно был викарием других епархий в Поволжье. В 1934 г. возведен в сан архиепископа. С 1941 г. – правящий архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с декабря 1943 по март 1944 г. вызывался на зимнюю сессию Священного Синода, во время которой ему было доверено делать заключения по прошениям бывших священников (отрекшихся). Вероятно, именно тогда он и получил письмо вдового протоиерея Леонида Поспелова (будущего архиепископа Кирилла). С начала 1944 г. – архиепископ Днепропетровский, Запорожский и Сталинской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вернулся в Россию. Архиепископ (по другим данным, епископ) Пермский (1946). Архиепископ Алма-Атинский (1956), Челябинский и Златоустовский (1957). С 1959 по 1961 гг. пребывал на покое. В 1961 г. был пол года Архиепископом Костромским и Галичским. Затем снова был уволен на покой и проживал в г. Херсон. Скончался 12 октября. Похоронен на кладбище в поселке Киндийка, в пригороде Херсона. Иоанн (в миру Иоанн Саввич Легкий; 1907–1995), епископ. Родился 29 апреля в г. Двинск Витебской губернии в благочестивой духовной семье. Священник (1931). Член Псковской духовной миссии (1941–44). С 1944 (по другим данным, 1945) г. – клирик РПЦЗ. В 1946–49 гг. синодальный миссионер, окормлял русских беженцев в лагерях Ди-Пи в Германии. С 1949 г. в США. Служил в Нью-Йорке (до 1957 г.) и в г. Паттерсон (до 1987 г., когда вышел на покой в сане протопресвитера). После смерти матушки (1989) пострижен в 1990 г. в монашество, хиротонисан во епископы и назначен в Аргентину, где прослужил 4 года. Незадолго до кончины назначен епископом Роклендским, викарием Восточно-Американской епархии. Скончался 10 марта. Погребен на кладбище Ново-Дивеевского монастыря. Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимович; 1896–1966), святитель. Родился 4 июня в Изюмском уезде Харьковской губернии в семье уездного предводителя дворянства. Окончил Полтавский кадетский корпус (1914) и Юридический факультет Харьковского университета (1918), а затем – Богословский факультет Белградского университета. В эмиграции в Югославии. В 1926 г. принял монашество и рукоположен в иеромонахи. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в Духовной Семинарии св. апостола Иоанна Богослова в г. Битоли. Епископ Шанхайский (1934). После прихода к власти коммунистов эвакуировался с паствой на Филиппины (о. Тубабао). Архиепископ Западноевропейский (1951). Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский (1962). Претерпел много скорбей из-за строительства в Сан-Франциско кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте». Скончался 2 июля в Сиэттле перед Курско-Коренной иконой Божией Матери. В 1994 г. прославлен Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ) в лике святых. Мощи святителя почивают в кафедральном соборе в Сан-Франциско. Иоанн (в миру Иван Андреевич Поммер; 1876–1934), святитель. Родился 6 января в Цесинском уезде в Латвии в латышской крестьянской семье. Окончил Рижскую Духовную Семинарию (1897). Епископ Минский (1911), Приазовский, Старицкий, викарий Тверской епархии (1917). Архиепископ Пензенский (1918). Архиепископ Рижский и Митавский (1921). Был убит неизвестными преступниками в ночь с 11 на 12 октября на архиерейской даче под Ригой. В 1981 г. прославлен Русской Православной Церковью заграницей в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

– еп. Муромский, Владимирской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. Сторонник обновленческого движения. Возведен в сан архиепископа. С октября 1922 г. – архиеп. Владимирский. В 1924 г. возведён в сан митрополита. С октября 1924 г. – митр. Московский. С ноября 1924 г. по октябрь 1925 г. – митр. Северо-Кавказский. Член Пленума Св. Синода на 1925 г. Присутствовал на акте Московской Богословской академии в первую годовщину се основания (7/XII-1924 г.). Член Св. Синода, подписался под обращением к Вселенскому Патриарху Григорию VII. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. Постоянный член Президиума Св. Синода. С мая по июль 1926 г. – временно управляющий Саратовской епархией. В ознаменование его трудов в качестве члена Президиума Св. Синода и заведующего административным отделом предоставлено право служения с предношенном креста. 1933–1934 гг. – митр. Ленинградский. Председатель Ленинградского ОМЦУ. 5/IX-1934 г. Освобождён за бездеятельность от управления Ленинградской митрополией и уволен на покой. Уволен на покой без пенсии по докладу архиеп. Николая (Платонова) его викария, за отказ участвовать в хиротониях женатых епископов и за отказ вести проповедывание против Православной Церкви, т. е. тихоновцев. ТРУДЫ: Доклад «Материальное положение духовенства». ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 3; 12–13. С. 7, 2; 1927. 5–6. С. 7. Церковное обновление. 1923. 15. С. 3; 1924. С. 6; 2–3. С. 7; 1925. 1. С. 3. ФАОС дело 180. ФПС 165. ФПС II. С. 5. ФАМ 1. С. 48. Кат-АМ 296. Кат-ЯВ 239. с. 119–120. Кат-ЕС 2. С. 1, п/п2. Допол. к Кат-ЕС. См. Мануил. 6.72–73. [Кат-ГУБ. С. 990.] [Левитин. С. 463, 465, 490–492, 509, 512, 522–524, 589, 590, 625.] Родился 25/IX-1876 г. В 1900 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и Археологический институт. 30/XI-1901 г. рукоположен во священника. В 1901–1915 гг. служил в Стрельнинской Преображенской церкви под Петроградом, с 01/IX-1902 г. – законоучитель местной рукодельной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

27 Поскольку ни составитель, никто другой из светских исследователей не имел доныне возможности ознакомиться с архивом Русской духовной миссии, находящимся в Иерусалиме, в некоторых случаях первоисточником для включённых по их значимости в наш сборник документов остаётся монография архимандрита (впоследствии митрополита) Никодима (Ротова) «Русская духовная миссия в Иерусалиме», защищённая им в 1959 г. в качестве кандидатской работы в Ленинградской Духовной Академии и переизданная недавно (Серпухов, 1997). Архимандрит Никодим (1929–1978), направленный в Иерусалим 20 февраля 1956 г. и возглавлявший миссию в 1957–1958 гг., был единственным историком, работавшим с архивом Русской духовной миссии и широко использовавшим его документы в своей книге. Впрочем, публикуемое письмо архимандрита Антонина Б. П. Мансурову, представляющее собой «вопль больной души», цитировалось в более или менее пространных извлечениях в литературе и прежде: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. – СПб., 1907. – С. 103–105; Архимандрит Киприан (Керн) , О. Антонин (Капустин) , архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. – Белград, 1934. Репринт. – М., 1997. – С. 154–155. 28 А. Н. Карцов (1863–1867), В. Ф. Кожевников (1867–1876) и Н. А. Иларионов (1876–1878). После него в Иерусалим вновь был назначен В. Ф. Кожевников (1879–1884). 29 В период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. члены миссии, выехав из Иерусалима, пребывали в Афинах. 30 Имеются в виду деньги, которые доплачивала иерусалимскому консулу, в дополнение к штатному жалованию, Палестинская комиссия из своих средств. Между тем основным источником её средств был «Палестинский сбор», осуществлявшийся по всем храмам России в Вербное воскресенье – праздник Входа Господня в Иерусалим. 31 Согласно «Штатам заграничных установлений Министерства иностранных дел», высочайше утверждённым 4 февраля 1875 г., консул в Иерусалиме получал оклад 4,5 тыс. руб., тогда как генконсул в Бейруте – 7 тыс. руб. «Добавка» от Палестинской комиссии почти покрывала различие в окладах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269), Леонтий (285), Лукий, Агриколай (упом. в 314), Евсевий (315), Леонтий (ок. 319-325), Ермоген (1-я пол. IV в.), Евсевий (335), Дианий (336), Евсевий (340), свт. Евлалий (Евлабий) (сер. IV в.), Дионисий, Евсевий (362-370), свт. Василий Великий (370-379), Елладий (379 - ок. 394), Фаретрий (396-404), Архелай (404-431), Фирм (431-439), Фалассий (440-451), Алипий (ок. 458-459), Илия, Сотирих (ок. 510-537; антихалкидонит), Феодор Аскида (537-558), Феокрит (ок. 560), Андрей (кон. VI в.), Филалет (упом. в 681), Кириак (упом. в 691), Агапий (упом. в 787), Иоанн (нач. IX в.), Николай (ок. 806), Фома (812), Михаил (упом. в 859), Павел (упом. в 861), Евфимий (упом. в 869), Евсхимон, Прокопий (упом. в 879-880), Феофан (упом. в 886), Арефа (до 902 - после 932), Феофан Хиринос (нач. 30-х гг. X в.), Андрей, Василий Элахистос (945-956), Стилиан (X-XI вв.), Лев (упом. в 1029-1032), Евгений (упом. в 1071), Николай (упом. в 1079), Стефан (1084), Косма (упом. в 1094), Константин (ок. 1145-1152), Макарий (50-е гг. XII в.), Стефан (1157-1177), Димитрий (упом. в 1189), Василий (до 1232), Митрофан (упом. в 1250), Василий Хрисомалл (упом. в 1295), Антоний (1362-1363), Мефодий (1365-1369), Афанасий (упом. в 1370), Евфимий (ок. 1377-1378), Арсений (упом. в 1443), Агапий (ок. 1450), Митрофан (1545-1549; впосл. патриарх К-польский Митрофан III ), Макарий (упом. в 1560), Иоасаф (ок. 1574-1575), Пахомий (1584; впосл. патриарх К-польский Пахомий II ), Евфимий (с февр. 1584), Митрофан (1588), Дионисий (ок. 1600), Григорий (1606-1623, 1624-1627), Герман (1623), Мелетий (1623-1624), Митрофан (1627-1630), Исаак (1630-1637), Епифаний (1637), Григорий (1637), Анфим (1639), Захария (1642-1649), Паисий (1647), Анфим (ок. 1649-1653), Неофит (1671), Григорий (1672-1674), Герман (1674-1676), Парфений (1678), Григорий (ок. 1689), Анфим (1702), Киприан (до 1707; впосл. патриарх К-польский Киприан ), Иеремия (1707-1716; впосл. патриарх К-польский Иеремия III ), Неофит (1716-1734), Парфений (1734 - ок. 1752), Порфирий (1752), Герасим (ок. 1760), Паисий (ок. 1760-1764), Макарий (ок. 1765-1772), Григорий (1773-1796), Леонтий (1796-1801), Паисий (1801 - ок. 1804), Филофей (ок. 1804-1816), Мелетий (1816-1817), Иоанникий (1817-1823), Хрисанф (1823-1830), Герасим (1830-1832), Паисий (1832-1871), Василий (1871), Евстафий (Клеовулос) (1871-1876), Мефодий (1876-1878), Иоанн (Анастасиадис) (1878-1902), Гервасий (1902-1910), Софроний (Нистопулос) (1910-1911), Амвросий (Ставринос) (1911-1914), Николай (Саккопулос) (1914-1927), Каллиник (Деликанис) (1932-1934).

http://pravenc.ru/text/1684273.html

57 Гумилевский Илья Васильевич (1881–1881), протоиерей, экстраординарный профессор по кафедре Литургики (1913–1919). 6-й магистрант LXII курса (1903–1907). Впоследствии принадлежал к непоминающим, жил в затворе на квартире в центре Москвы, по некоторым, не вполне проверенным данным, принял монашество с именем Сергий. 59 Орлов, Анатолий Петрович (1879–1937), протоиерей, ректор МДА (с 10 сентября 1917 г. по апрель 1922 г.), с рукоположением во священника и возведением в сан протоиерея. Экстраординарный (1909) профессор по кафедре Истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной церкви от 1054 г. до настоящего времени. 1-й магистрант LIX курса (1900–1904). В дальнейшем служил священником. Расстрелян. 60 Введенский, Димитрий Иванович (1873–1954), ординарный (1914) профессор (1909) по кафедре Библейской истории в связи с историей Древнего мира, доктор богословия (1914). 2-й магистрант LVIII курса (1894–1898). 62 Туницкий Николай Леонидович (1876–1934), экстраординарный профессор (1913–1918) по кафедре Русской литературы. 2-й магистрант LVIII курса (1899–1903). Получил в 1913 г. звание магистра за диссертацию «Св. Климент, епископ Словенский. Его жизнь и просветительная деятельность» (Сергиев Посад, 1913). Книга была удостоена от Академии Наук полной премии графа Д. Н. Толстого. 22 августа 1917 г. по март 1918 г. председатель Городской Думы Сергиева Посада. В 1918–1922 гг. заведовал кафедрой славистики Киевского университета. С 1922 по 1933 г. преподавал в вузах Москвы, Твери и Нижнего Новгорода. В начале 1934 г. арестован как член «Российской национальной партии», освобожден под подписку о невыезде и погиб почти сразу после освобождения. 63 Смирнов Иоанн Михайлович (1879–1937), священник, и. д. доцента (1912–1918), экстраординарный профессор (1918–1919) по кафедре Церковнославянского и русского языка с палеографией. В дальнейшем служил священником. Расстрелян. 64 Россейкин Федор Михайлович (1879–1951), экстраординарный (1917) профессор по кафедре Истории Греко-Восточной Церкви. 1-й магистрант LX курса (1901–1905). С 1919 г. преподавал в средних школах в Старом Осколе, Софрино, Пушкино. С 1943 г. научный сотрудник в группе Византологии при Институте Истории АН СССР. Фамилия его писалась и через «а».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В начале 1930-х гг. для улучшения материального положения Харьковский и Донской девичьи институты были объединены, получив новое название «Русский девичий институт имени Императрицы Марии Федоровны» [xv] . После Института Дмитрий Васильевич остался в Нови Бечее: давал уроки музыки, рисовал, занимался лепкой, еще в Лоборе он научился отлично плести корзины из лозы.Приводил в порядок и свои дневниковые записи, которые из-за болезни прервались 9 (22) октября 1934 г. 30 октября 1934 г. Н.В. Краинский получил телеграмму о том, что младший брат тяжело болен. Он перевёз его для лучшего ухода и лечения в Белград. Но это уже не помогло. После мучительной болезни (рак) Дмитрий Васильевич умер 13 марта 1935 г. на руках своего старшего брата. Перед этим он, по словам Николая Васильевича, с чувством глубокой веры исповедался и причастился. А после совершения таинств произнёс: «Как я счастлив» и поцеловал священнику руку. Ему «хотелось еще увидеть своих, свои родные места и умереть на родине». Но похоронен он был в Белграде. Записки его остались у брата, а после отъезда Н.В. Краинского из Белграда и Сербии - следы их затерялись на многие десятилетия. И вот,наконец, мы получили возможность сделать их доступными не только для родных и близких, но и для более широкого круга думающих неравнодушных читателей, не теряющих надежды на духовное процветание России и реально желающих участвовать в ее возрождении. Примечания Краинский Д.В. Материалы к изследованию истории русских тюрем в связи с историей учреждения Общества Попечительного о тюрьмах. - Чернигов: Тип. губернского земства. - 1912. - 133 с. Все даты до 1918 г. приводятся по юлианскому календарю. Список студентов императорского Харьковского университета на 1896 - 1897 академич. год.- 1896. - Харьков: Университетская тип. - С. 87. [iv] Братья Краинские оставили заметный след в науке, экономической и общественной деятельности: Николай Васильевич (1869-1951) - выдающийся учёный с мировым именем, врач, писатель, публицист, общественный деятель; Дмитрий Васильевич (1871-1935); Владимир Васильевич (1874-1922) - специалист в области кооперации и кредита; Сергей Васильевич (1876-1936) - выдающийся учёный агроном, садовод, с 1923 г. ректор Крымского института специальных культур; Андрей Васильевич (1877-1914) - микробиолог, открыл антибиотик стрептомицин (1914); Антоний Васильевич - приват-доцент агрономии университета Св. Владимира.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/13/...

Карин-Даниленко Сергей Тарасович (1898–1985), сотрудник органов госбезопасности. В 20 лет добровольно вступил в Красную армию. Будучи привлечен к работе в ЧК, принял конспиративную фамилию Карин, сотрудник ГПУ УССР в г. Харькове. В 1937 г. арестован, в 1939 г. освобожден. Карлсон, сотрудник ГПУ УССР. Кедровский Иоанн Саввич (1879–1934), протоиерей, обновленческий «митрополит». До перехода в 1923 г. в обновленческий раскол приходской священник в США. В 1923 г. в сане протоиерея прибыл в Москву на обновленческий собор, где и был «рукоположен», будучи в брачном состоянии, во «епископа Аляскинского», затем назначен «митрополитом Алеутским и Северо-Американским». Всеамериканский собор в Детройте в 1924 г. не подтвердил этого права за ним, оставив звание правящего архиерея за митрополитом Платоном (Рождественским). Тогда Иоанн Кедровский через суд предъявил митрополиту Платону иск на церковное имущество, принадлежащее Русской Православной Церкви и сумел представить дело так, что американский суд принял Кедровского за подлинного представителя высшей российской церковной власти в США и стал на его сторону, а прав митрополита Платона на представительство Русских Церквей не признал. Керенский Александр Федорович (1881–1970), российский политический и государственный деятель. Депутат IV Государственной Думы. Во Временном правительстве: министр юстиции, военный и морской министр, с июля 1917 г. – министр-председатель, возглавил Временное правительство, сохранив пост военного и морского министра. После октябрьской революции 1917 г. предпринял ряд неудачных попыток организовать сопротивление большевикам. В июне 1918 г. эмигрировал. В 1922–1932 гг. проживал в Берлине и Париже, с 1940 г. – в США, работал в Стенфордском и Гуверовском университетах. Кеша см. Иннокентий (Летяев), архиепископ. Киприан (Комаровский Константин Станиславович; 1876–1937), архиепископ. В 1911 г. хиротонисан во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, покаялся, арестован, заключен в Соловецкий лагерь. С 1925 г. епископ Владивостокский. С 1927 г. архиепископ Нижнеудинский, в. у. Иркутской епархией. С 1929 г. в заключении. С 1932 г. архиепископ Златоустовский, викарий Уфимской епархии. С 1933 г. архиепископ Ижевский и Златоустовский. С 1934 г. архиепископ Вятский (Кировский). Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

из местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Иконография, очевидно, была разработана на Валааме или авторами иконостаса в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря (храмовый образ подписан В. М. Пешехоновым). Образ упомянут в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). Е. представлен погрудно, с непокрытой головой, с залысинами и бородой средней величины с проседью, крайним справа в 7-м ряду, рядом с прп. Вассианом Пертоминским, на нимбе надпись: «С. Елеазаръ Анзерск. Сол.». Подобным образом он запечатлен и на 2 идентичных по иконографии и стилю иконах-пядницах с таким же сюжетом, к-рые были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). В составе Собора рус. святых ростовое изображение Е. имеется в числе подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на иконах этого извода кон. XX - нач. XXI в. в московских храмах Христа Спасителя, Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках и др. Наряду с др. северорус. святыми Е. представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии,- в рост, прямолично, в куколе, с разведенными руками (в левой свиток).

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010