III. Босно-герцеговинские митрополии Общие сведения о Боснии и Герцеговине. Географическое положение страны Известный славист А. Ф. Гильфердинг едва ли не первый распространял в России в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов XIX столетия сведения о Бос­нии и Герцеговине и старался привлечь к населению их внимание и симпатии русского общества. Он много путешество­вал по этим странам 126 изучал их, описывал и со­общал свои наблюдения в периодических и ученых изда­ниях. В 1859 г. им издан целый, объемистый том под заглавием: „Босния, Герцеговина и Старая Сербия» 127 , в котором, в форме описания путешествия, изложены многочисленные и разнообразные сведения о малоизвест­ных и большинству даже вовсе неизвестных странах и народах Балканского полуострова. В своей книге автор нередко обращал внимание русского общества на необхо­димость оказывать участие к положению босняков и гер­цеговинцев, страдавших под турецким игом. „Не дай Бог , говорил Гильфердинг, чтобы равнодушие нашего общества породило сомнение в этом народе и заглушило семена любви (к русским), которые лежат в его душе! Дай Бог, чтобы мы братским участием нашим дали этим семенам возрасти и обратиться не бессознатель­ного влечения в практическое сознание 128 « с тех пор много воды утекло, и большие перемены последовали с Боснией и Герцеговиной. Под шум последней русско­-турецкой войны 1876– 1877 г. Австрия, на основании Бер­линского трактата, заняла эти две провинции и с тех пор усердно насаждает там европейскую культуру, а 28 сентября 1908 г. она превратила оккупацию Боснии и Герцеговины в аннексию, включив их в состав корон­ных земель монархии. Если до пятидесятых годов про­шлого столетия в европейской литературе почти вовсе не было сочинений о Боснии и Герцеговине, так как никто в за­падной Европе не интересовался этими странами, никто не находил нужным, любопытным и важным знать, изу­чать и исследовать эти страны, то в семидесятых годах, особенно после восстания босняков в 1875 г. и после австрийской оккупации 1878 г., из разных стран Европы отправились туда путешественники-туристы, корреспон­денты газет, ученые, военные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

     Кто был главным геополитическим противником России в ΧΙΧ – начале ХХ века? Ответ не столь сложен: это Британия. Именно британские дипломаты и разведчики организовали убийство Павла Ι , чтобы разрушить нарождавшийся франко-русский союз; именно они втравливали Россию в войну «за прусского короля»; именно они сделали всё, чтобы канализировать агрессию Наполеона на Восток. Не случайно прозорливый М.И. Кутузов так говорил об Англии, отлично понимая ее роль в славной и трагичной Войне 1812 года: «По мне, если этот остров провалится в море, я даже не охну». Именно Великобритания сделала всё возможное для поражения России в Крымской войне и положила в ней 100 000 своих сыновей, лишь бы не дать восточным христианам освободиться от турецкого ига, а России получить контроль над черноморскими проливами и выйти в Средиземное море. Во время болгарской резни 1876 года, когда башибузуки хладнокровно вырезали 30 000 болгар, британское правительство цинично поддерживало Османскую империю, несмотря на негодование собственной общественности, а затем во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов держало флот в Эгейском море, грозя войной России в случае, если она займет Константинополь. Именно Британия вместе с Австро-Венгрией продиктовали России условия позорного Берлинского трактата, который вырвал плоды русских побед на Балканах, загнал македонских христиан в турецкое рабство еще на 30 с лишним лет, вызвал потоки крови в Македонии, спровоцировал две Балканские войны и завязал тот узел, который вкупе с прочими причинами привел к Первой мировой войне. Англия ревниво наблюдала за продвижением России на юг, очень болезненно воспринимала вхождение в ее состав Средней Азии, а когда русские войска в 1881 году вышли к поселку Кушка на границу Афганистана, это едва не вызвало англо-русскую войну. Русофобская истерия в Англии достигла своего пика в начале ХХ века. Показательно стихотворение Р. Киплинга «Не заключайте мира с медведем» – под «медведем» подразумевалась Россия. Во время русско-японской войны Англия закрыла мировые банки для русских займов

http://pravoslavie.ru/73176.html

В.А. Юлин Военная служба Окончив по первому разряду, т.е. с отличием, старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 г. он был произведен по экзамену в подпоручики и направлен для прохождения службы в 7-ю Конно-Артиллерийскую бригаду, которая вскоре была упразднена. В связи с этим 14 сентября того же года он был прикомандирован, а 13 августа 1876 г. переведен в штат Первой Его Величества батареи Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Лейбгвардейского Преображенского полка 11 . Находясь в полку, офицер Чичагов уже тогда удивлял своих сослуживцев тем, что соблюдал все посты, и этим давал повод для насмешек в офицерском клубе. В армии, согласно указу царя Петра I, соблюдение постов не было обязательным. Начавшаяся в 1877 г. русско-турецкая война привела Леонида Чичагова в составе действующей армии на Балканы, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность. Эта война была вызвана подъемом борьбы балканских славян за освобождение от 500-летнего османского ига. Леонид Михайлович ясно видел освободительный характер этой войны, по его собственному определению, «войны за славян». Он начал воевать в составе 5-й батареи Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады, входившей во 2-ю гвардейскую дивизию, которой командовал генерал-адъютант И. В. Гурко. После переправы через Дунай под командованием Гурко был сформирован Передовой отряд, в составе которого сражался подпоручик Чичагов. Ценой больших усилий в невероятно трудных условиях горной местности, усугубленных суровым климатом, Передовой отряд Гурко пересек Балканы, пройдя через труднопроходимый Хаинкиойский перевал, выбил турок с Шипкинского перевала и закрепился на нем. Следует подчеркнуть, что ведение военных операций в условиях горной местности сильно ограничивало возможности кавалерии (а порой и пехоты) и вынуждало артиллеристов изменять тактику боя. Наиболее эффективным условием подавления сил противника стал правильный выбор огневых позиций, позволяющий сочетать стрельбу прямой наводкой по видимым целям со стрельбой «навесом» по невидимым, закрытым целям. В артиллерийских сражениях русские офицеры показывали чудеса военного искусства, изобретательности и храбрости. Одним из таких героев-артиллеристов был и офицер Чичагов. Перелом в войне наступил в боях под Филиппополем и со взятием русскими войсками Телиша, где вновь отличились артиллеристы, обеспечившие массированную артподготовку. Падение Телика позволило завершить блокаду Плевны, а падение Плевны и полная капитуляция турецких войск означали для России победоносное завершение самой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великому князю Николаю Александровичу непосредственно до Гончарова русский язык преподавал талантливый педагог, автор многих учебников Владимир Игнатьевич Классовский (1815-1877). Его перу принадлежали весьма популярные в то время книги: «Версификация» (СПб., 1863), «Краткая история русской словесности» (СПб., 1865), «Русская грамматика» (СПб., 1865), «Латинская просодия» (СПб., 1867), «Основание словесности» (СПб., 1866), «Грамматика славяно-церковного языка» (СПб., 1867), «На досуге детям» (СПб., 1868), «Нерешенные вопросы в грамматике» (СПб., 1870), «Основания педагогики» (СПб., 1871 и 1872), «Знаки препинания в пяти новейших языках» (СПб., 1869), «Поэзия в самой себе и в музыкальных своих построениях» (СПб., 1871), «Заметки о женщине и ее воспитании» (СПб., 1874), «Состав, формы и разряды словесных произведений применительно к практическому преподаванию словесности» (СПб., 1876) и др. Его учебник «Грамматика славяно-церковного языка нового периода» выдержал семь изданий, причем последнее вышло уже в наше время - в 2005 году. Классовский, как и Гончаров, имел большую любовь к античности и издал со своими комментариями латинских классиков: Вергилия, Юлия Цезаря, Федра, Овидия, Тацита. Он преподавал в Пажеском корпусе. О его педагогической деятельности ходили легенды. Будущий анархист Петр Кропоткин, учившийся у Классовского в Пажеском корпусе, вспоминал: «Первая лекция В.И. Классовского явилась для нас откровением. Было ему под 50; роста небольшого, стремителен в движениях, сверкающие умом и сарказмом глаза и высокий лоб поэта... Он должен был преподавать нам грамматику, но вместо скучного предмета мы услыхали нечто совсем другое... Одни из нас наваливались на плечи товарищей, другие стояли возле Классовского. У всех блестели глаза. Мы жадно ловили его слова... В сердцах большинства кипело что-то хорошее и возвышенное, как будто пред нами раскрывался новый мир, о существовании которого мы до сих пор не подозревали. На меня Классовский имел громадное влияние, которое с годами лишь усиливалось... Западная Европа и, по всей вероятности, Америка не знают этого типа учителя, хорошо известного в России. У нас же нет сколько-нибудь выдающихся деятелей... в области литературы или общественной жизни, которые первым толчком к развитию не обязаны были преподавателю словесности. Во всякой школе, всюду должен был быть такой учитель. Каждый преподаватель имеет свой предмет, и между различными предметами нет связи. Один только преподаватель литературы, руководствующийся лишь в общих чертах программой и которому предоставлена свобода - выполнять ее по своему усмотрению, имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить, таким образом, в сердцах молодых слушателей стремление к возвышенному идеалу. В России эта задача, естественно, выпадает на долю преподавателя русской

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Великому князю Николаю Александровичу непосредственно до Гончарова русский язык преподавал талантливый педагог, автор многих учебников Владимир Игнатьевич Классовский (1815–1877). Его перу принадлежали весьма популярные в то время книги: «Версификация» (СПб., 1863), «Краткая история русской словесности» (СПб., 1865), «Русская грамматика» (СПб., 1865), «Латинская просодия» (СПб., 1867), «Основание словесности» (СПб., 1866), «Грамматика славяно-церковного языка» (СПб., 1867), «На досуге детям» (СПб., 1868), «Нерешенные вопросы в грамматике» (СПб., 1870), «Основания педагогики» (СПб., 1871 и 1872), «Знаки препинания в пяти новейших языках» (СПб., 1869), «Поэзия в самой себе и в музыкальных своих построениях» (СПб., 1871), «Заметки о женщине и ее воспитании» (СПб., 1874), «Состав, формы и разряды словесных произведений применительно к практическому преподаванию словесности» (СПб., 1876) и др. Его учебник «Грамматика славяно-церковного языка нового периода» выдержал семь изданий, причем последнее вышло уже в наше время – в 2005 году. Классовский, как и Гончаров, имел большую любовь к античности и издал со своими комментариями латинских классиков: Вергилия, Юлия Цезаря, Федра, Овидия, Тацита. Он преподавал в Пажеском корпусе. О его педагогической деятельности ходили легенды. Будущий анархист Петр Кропоткин, учившийся у Классовского в Пажеском корпусе, вспоминал: «Первая лекция В.И. Классовского явилась для нас откровением. Было ему под 50; роста небольшого, стремителен в движениях, сверкающие умом и сарказмом глаза и высокий лоб поэта… Он должен был преподавать нам грамматику, но вместо скучного предмета мы услыхали нечто совсем другое… Одни из нас наваливались на плечи товарищей, другие стояли возле Классовского. У всех блестели глаза. Мы жадно ловили его слова… В сердцах большинства кипело что-то хорошее и возвышенное, как будто пред нами раскрывался новый мир, о существовании которого мы до сих пор не подозревали. На меня Классовский имел громадное влияние, которое с годами лишь усиливалось… Западная Европа и, по всей вероятности, Америка не знают этого типа учителя, хорошо известного в России. У нас же нет сколько-нибудь выдающихся деятелей… в области литературы или общественной жизни, которые первым толчком к развитию не обязаны были преподавателю словесности. Во всякой школе, всюду должен был быть такой учитель. Каждый преподаватель имеет свой предмет, и между различными предметами нет связи. Один только преподаватель литературы, руководствующийся лишь в общих чертах программой и которому предоставлена свобода – выполнять ее по своему усмотрению, имеет возможность связать в одно все гуманитарные науки, обобщить их широким философским мировоззрением и пробудить, таким образом, в сердцах молодых слушателей стремление к возвышенному идеалу. В России эта задача, естественно, выпадает на долю преподавателя русской словесности» .

http://pravoslavie.ru/34206.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не НАТО, а Россия – сдерживающий фактор для Турции против Болгарии» Беседа с профессором Софийского университета 12.03.2020 538 Время на чтение 8 минут – 3 марта исполнилось 142 года с момента подписания Сан-Стефанского мирного договора, когда Болгария реально вернулась на карту Европы. С тех пор мы, болгары, официально или нет, празднуем эту дату, потому что она в наших сердцах. И тем не менее всегда находится некто, напоминающий, что мы освободились не собственными силами. Откуда такое нигилистическое воспоминание? – Память может быть, как вы говорите, нигилистической, но может быть и благодарной за то, что мы были не одни, а нашелся тот, кто встал рядом с нами и воевал за Болгарию. И это была Россия. А настоящая проблема в том, что нам делать с уже свободной Болгарией. Потому что здесь ответственность уже наша, а не внешних сил, несмотря на наши, опять же нигилистические оправдания. – Как бы вы ответили на вопрос: могли ли мы сами добиться своей государственности в XIX веке? – Конечно же, нет. Но могли, по крайней мере, попробовать, как задумывал Левский ( национальный герой Болгарии). Апрельское восстание – красивое отчаяние и самопожертвование на фоне массово «закрытых ставень». Историческая реальность в том, что нет ни одной балканской страны, которая бы самостоятельно обрела свою государственную независимость от османского ига – или после русско-турецких войн, или после вмешательства Великих сил. – Сан-Стефано не было бы, если бы не Возрождение – национально-освободительное движение, Апрельское восстание. Мы, болгары, способны на национальное усилие. Но умеем ли ценить собственные и чужие заслуги? – Сан-Стефано не было бы, если бы не было Русско-турецкой войны (1877–1878). Апрельское восстание (1876), провозглашение Болгарского экзархата (1870) – это великие вехи Болгарского Возрождения как национально-объединительного процесса – объединительного, а не освободительного, если говорить о болгарских усилиях и результате. Свобода и возрождение третьей болгарской государственности стало возможно только и единственно после военного вмешательства России. Потому что Возрождение было и в Македонии, и во Фракии, и в Северной Добрудже, но где они теперь и где были бы мы?

http://ruskline.ru/opp/2020/03/12/ne_nat...

К читателям Предлагаемая вниманию читателей книга «Духовный свет» составляет третий выпуск написанных нами статей назидательного содержания. Первый выпуск под именем «Христианские уроки» составлен из статей, первоначально напечатанных в издаваемом нами журнале «Душеполезное Чтение» за 1872,1873 и 1874 годы. Напечатанный в 1875 году, он уже разошёлся. Второй выпуск под названием «Сборник для назидательного чтения» был составлен из статей, первоначально появившихся в том же журнале за 1875, 1876 и 1877 годы, и напечатан в 1878 году. Статьи нового третьего выпуска извлечены из «Душеполезного Чтения» за 1878, 1879, 1880 и 1881 годы. Читатель найдёт, что по содержанию они не менее разнообразны, чем статьи первых двух выпусков. Автор касался предметов догматических, нравоучительных, изъяснял церковные песнопения, останавливался на примечательных событиях из жизни церковной и общественной. Но о чём бы он ни рассуждал, он всячески избегал отвлечённости в своих рассуждениях, старался каждую мысль выразить наглядно и общепонятно. Автор желал, чтобы его книга отвечала своему названию – «Духовный Свет». Он старался пролить на предметы не тусклый, а ясный свет духовной истины, чтобы при этом свете всякому видны были неприглядные стороны современной жизни. Автор почти в каждой статье указывает на эти неприглядные стороны, восстаёт против несогласных с учением и установлениями православной церкви воззрений и обычаев, против возмутительного легкомыслия, с каким люди века увлекаются новейшими учениями, нехристианскими порядками жизни и даже преступными в церковном и политическом смысле мнениями. Но давая свободу выражению горького чувства недовольства духом века, автор, однако ж, старался быть правдивым в своих обличениях, старался избегать резкого и сурового тона, который может только раздражать обличаемых, а не назидать. Протоиерей Василий Нечаев. Мудрость змеиная, простота голубиная. «Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков: будите убо мудри, яко змия, и цели, яко голубие» ( Мф.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮШЕН [франц. Duchesne] Луи Мари Оливье (13.09.1843, Сен-Серван-сюр-Мер, ныне в черте Сен-Мало, Франция - 21.04.1922, Рим), аббат, историк Церкви, литургист и археолог. Д. род. в семье моряка и был младшим из 6 детей. Осиротел в раннем возрасте. Начальное образование получил в семинарии в Сен-Меэн-ле-Гран и в коллеже Сен-Шарль в Сен-Бриё. Затем поступил в семинарию в Сен-Бриё. В 1863 г. Д. был принят на правах вольнослушателя в Римский коллегиум, где изучал 2 года догматическое и нравственное богословие, но в большей степени его внимание привлекали христ. древности Рима. В 1866-1871 гг. преподавал в Сен-Шарле. В 1867 г. рукоположен во пресвитера. В 1871-1872 гг. Д. слушал лекции по философии и греч. древностям в Высшей практической школе (École Pratique des Hautes Études) при Парижском ун-те. В июле 1872 г. получил степень лиценциата словесности. В Париже Д. познакомился с А. Луази, впосл. ученым-новозаветником и сторонником модернизма в католич. Церкви. В июле 1873 г. Д. по поручению Высшей практической школы отправился в Ватиканскую б-ку для изучения рукописей, в конце того же года был приглашен во Французскую школу в Риме (École française de Rome), где до 1876 г. преподавал греч. палеографию и занимался под рук. одного из основателей церковной археологии - Дж. Б. Де Росси , с к-рым на протяжении последующей жизни его связывали дружба и научная деятельность (их переписка изд. в 1995). Д. принимал активное участие в археологических экспедициях в М. Азию (откуда привез более 200 надписей), в Эпир, в Фессалию, на Афон, на о-в Патмос и в Фессалонику. В 1877 г. Д. защитил докт. диссертацию о Liber Ponmificalis , средневек. сборнике житий Римских пап, получив ученую степень д-ра словесности. В 1878 г. занял кафедру церковной истории в Католическом ин-те в Париже, но в 1883 г. ввиду критических взглядов на раннюю историю Церкви во Франции вынужден был оставить ее. До 1895 г. преподавал в ряде высших учебных заведений в Париже.

http://pravenc.ru/text/180839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРНАК [нем. Harnack] Адольф фон (7.05.1851, Дерпт, ныне Тарту, Эстония - 10.06.1930, Гейдельберг), нем. протестант. церковный историк и богослов либерального направления. А. фон Гарнак А. фон Гарнак Г. род. в семье ортодоксального протестант. богослова Ф. Гарнака , учился в Дерптском ун-те (1869-1872), затем в Лейпциге, где защитил диссертацию по истории гностицизма. В 1876-1879 гг. являлся экстраординарным профессором по кафедре церковной истории. К этому периоду относится издание Г. текстов мужей апостольских (Patrum apostolicorum opera. Lpz., 1875-1877). В 1879-1886 гг. Г. возглавлял кафедру в Гисене, где основал серию исследований по истории раннехрист. лит-ры (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Giessen, 1883-1910), в 1886-1888 гг. был профессором в Марбурге, в 1888-1921 гг.- в Берлине. В 1905-1921 гг. директор Королевской (позднее Прусской гос.) б-ки в Берлине. В 1914 г. Г. было пожаловано дворянство. На формирование богословской позиции Г. повлияли работы главы новой тюбингенской школы Ф. К. Баура , от к-рого он унаследовал идею исторического развития и убеждение, что христианство - исторический феномен, к-рый необходимо изучать критическими методами. Однако основным в становлении Г. как богослова и историка было влияние либерального богословия А. Ричля , подобно к-рому Г. отвергал метафизику и спекулятивную философию и ограничивал религию только областью этики и «внутренних переживаний». Работы по истории Церкви, критика догматики, вопрос о сущности христианства Богословская позиция Г. проявилась в работах по истории ранней Церкви «Руководство по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte. 1886-1890, сокр. вариант: «Обзор истории догматов» (Grundriss der Dogmengeschichte. Tüb., 19145)), «Возникновение христианского богословия» (Die Entstehung der christlichen Theologie. Gotha, 1927) и др. «Руководство по истории догматов» содержит изложение истории раннехрист.

http://pravenc.ru/text/161705.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010