Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРА (Егорова Матрона Александровна; 1810, Силистра, Болгария - 9.03.1878, С.-Петербург), прп. (пам. местн. 26 окт., 9 марта, 8 авг.), мон., основательница киевской Введенской жен. общины (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь ). Род. в Болгарии, затем с семьей переселилась в Бессарабию, участвовала в обороне Севастополя (1855-1856), ухаживала за ранеными, была ранена в плечо и контужена, но отказалась покинуть передовую. Во время русско-тур. войны (1877-1878) устроила лазарет в своем доме, награждена 2 медалями и 2 нагрудными крестами. Мон. Димитра (Егорова). Фотография. 70-е гг. XIX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Мон. Димитра (Егорова). Фотография. 70-е гг. XIX в. (Введенский мон-рь в Киеве) После завершения Крымской войны в сент. 1856 г. поселилась в Киеве, на ул. Рыбальской, познакомилась с митрополитами Киевскими Исидором (Никольским) , Арсением (Москвиным) и Филофеем (Успенским) , последний был особенно благосклонен к ней. Митр. Исидор в дневнике 9 марта 1882 г. записал, что незадолго до назначения митр. Филофея на Киевскую кафедру «Димитра видела во сне, что будто бы была в покоях митрополита Киевского, и навстречу ей из гостиной вышел совершенно незнакомый ей архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый, и пригласил ее в гостиную. В то же время она передала мне об этом, и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал ее описанию, хотя она до этого его никогда не видела». В последние годы жизни, очевидно, по ходатайству митр. Исидора (Никольского) Егорова приняла тайный постриг с именем Димитра (в честь вмч. Димитрия Солунского), но время и место пострига неизвестны. В дневниках митрополит называл Егорову монашеским именем. 14 мая 1876 г. Д. составила завещание, в к-ром поведала о намерении создать жен. общину. В благословение общины митр. Исидор подарил Д. копию Боголюбской иконы Божией Матери (к 2007 находится в киевском Покровском монастыре).

http://pravenc.ru/text/172050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Орда Харисим Михайлович; 1837 (по др. данным, 1836), с. Самовица Золотоношского у. Полтавской губ.- 10.04.1904, Орёл), еп. Орловский и Севский. Род. в бедной семье священника, в юности читал и пел на клиросе. Учился в Полтавской ДС, затем в КДА, в студенческие годы опубликовал в «Трудах Киевской Духовной Академии» перевод сочинения Ф. Шаффа «История церковной истории» (ТКДА. 1861. 6. С. 200-238; 8. С. 439-471; 11. С. 279-316). В 1861 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия и 1 нояб. того же года назначен преподавателем в Екатеринославскую ДС. 26 апр. 1864 г. удостоен степени магистра богословия, 15 июля того же года переведен в КДС преподавателем Свящ. Писания. В 1872-1876 гг. редактировал ж. «Воскресное чтение» , опубликовал более 50 статей, в т. ч. публицистического характера («Религиозность женщины», «О танцах», «Христианские обязанности по отношению к прислуге», «Нечестный заработок хлеба», «Клеветникам», «О дуэли», «О последствиях тайных грехов», «Поведение христианина в болезни» и др.). 25 сент. 1877 г. Орда был рукоположен во иерея к церкви при Киевском жен. уч-ще духовного ведомства, назначен законоучителем 3-й Киевской гимназии, в 1878 г. перемещен к киевской ц. св. Николая Доброго. Одновременно служил благочинным киево-подольских церквей. 4 авг. 1883 г. Орда был пострижен в монашество с именем Ириней, 15 сент. того же года назначен на должность ректора КДС, 25 сент. возведен в сан архимандрита. В семинарской библиотеке организовал иностранный отдел. В 1883-1888 гг. И. состоял редактором семинарского ж. «Руководство для сельских пастырей» и приложения к нему - «Богословского библиографического листка», публиковал в них свои статьи, обычно анонимно или под псевдонимами. С 1884 г. председатель епархиального училищного совета. С 1887 г. по инициативе и под контролем И. при епархиальном училищном совете издавался ж. «Церковно-приходская школа» .

http://pravenc.ru/text/674021.html

Новоржев. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1782. Год утраты:1964 Адрес: Псковская обл., Новоржевский р-н, г. Новоржев, улица Германа напротив дома 87 с правой стороны Координаты: 57.03853, 29.330549 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Построен в 1782 г. на средства помещика Я.А. Татищева. Здание собора каменное с каменной колокольней, пять престолов: главный - Святителя и Чудотворца Николая, придельные - Святого Пророка Ильи, Преподобного Симеона Столпника, Успения Божьей Матери, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По штату 1876 г.: настоятель, два помощника и три псаломщика. Имел приписную кладбищенскую церковь Рождества Христова, построенную в 1797 г. купцами Е. Чистовским и И.К. Поросёнковым, возобновлённую в 1877 г., а также три каменные часовни: построенную на торговой площади в 1855 г. П.И. Филимоновым; построенную новоржевским мещанским обществом в 1890 г. и освящённую 28 апреля 1891 г. в память спасения императора и его семьи при крушении поезда; сведений о дате строительства третьей часовни не имеется. Ближайшие церкви: Троицкая погоста Бараново, Преображенская погоста Вехно, Воскресенская в с. Сторожня. В приходе существовало приходское народное училище в с. Орша. В 1930-е гг. в помещении собора была устроена дизельная электростанция. В годы Великой Отечественной войны богослужения в соборе были возобновлены. В 1944 г. здание пострадало в ходе военных действий: разрушена колокольня и часть купола. В 1964 г. здание собора уничтожено. Ф. 482, 1 ед. хр., 1857 г., оп. 1.  Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена в городе Новоржеве в 1782 г. помещиком Яковом Афанасьевичем Татищевым. Здание церкви каменное и такая же колокольня. Согласно ведомости за 1804 г., отмежеванной земли у церкви не было. Приходских дворов было 472, в них проживало населения: мужского - 1923, женского - 1883. Опись всему церковному имуществу была произведена в 1801 г., кроме того при церкви были метрические шнурованные книги и духовные росписи с 1799 г.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Омары. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Рождества Христова Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1753. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Мамадышский район, село Омары. Координаты: 55.537078, 51.179593 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Примерно через 135 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть направо на грунтовую дорогу по указателю " Омары " . Через 14 км повернуть направо в сторону деревни Омарский Починок, по направлению главной дороги. Примерно через 1, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Примерно через 135 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть направо на грунтовую дорогу по указателю " Омары " . Через 14 км повернуть направо в сторону деревни Омарский Починок, по направлению главной дороги. Примерно через 1,7 км повернуть налево в село Омары, через 900 метров направо вслед за поворотом наезженной грунтовой дороги через село, еще через 500 метров налево. Примерно через 400 метров церковь будет справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Двухпрестольный каменным храм построен в 1753 г. (приход существовал с конца XVII в.). Придел освящен в честь Рождества Христова. В 1806 г. храм расширен. В 1876-1877 гг. построены новая паперть, ограда, холодный храм обращен в теплый. Небольшая церковь традиционной композиции с массивной двухъярусной колокольней после перестроек приобрела черты классицизма. Храм построен на средства прихожан, а перестраивался на деньги приходского попечительства, в которое входили некоторые мамадышские купцы и помещики. Местными крестьянами особо почитались старинные иконы Нерукотворного Образа Спаса, Казанской Божьей Матери, Иоанна Крестителя, Пророка Илии, переданные в церковь Казанским архиерейским домом, которому до 1764 г. принадлежало село. В 1781-1801 гг. в приходе служил священник Степан Петров, в 1803-1828 гг. - Степан Кузьмич Преображенский, и 1828-1847 гг. - Иван Николаевич Дьяконов, в 1832-1854 гг. - Михаил Иванович Языков, в 1854-1892 гг. - Петр Федорович Ронгинский (1832-?)

http://sobory.ru/article/?object=21857

По преданию, во 2-й пол. XIX в. на горном плато у горы Физиабго Б. Кавказа поселились несколько подвижников. Жители окрестных казачьих ст-ц Даховской, Абадзехской, Царской (ныне Новосвободная), Севастопольской, Каменномостской (Кубанской обл.) решили организовать под горой Физиабго муж. мон-рь, составили «мирские приговоры» о пожертвовании в пользу предполагаемой обители 270 дес. земли и направили кавк. наместнику ходатайство об отводе земель в собственность мон-ря. Помимо этого жители ст-цы Царской пожертвовали здание молитвенного дома бывшей ст-цы Сахрайской, пообещав разобрать эту церковь и перевезти к верховьям р. Фарс. Поселившиеся на плато у Физиабго гос. крестьянин Саратовской губ. И. Трубин и харьковский мещанин И. Безверхов в янв. 1874 г. обратились к Кавказскому и Екатеринодарскому еп. Герману (Осецкому) с ходатайством об учреждении в долине р. Фарс на горе Физиабго муж. мон-ря. В том же месяце еп. Герман благословил Трубина и Безверхова поселиться в Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст. «для изучения монашеских правил», а на Физиабго направил насельников той же обители иером. Рувима, схим. Виталия (Расторгуева), послушника Илию «посетить указанную просителями местность» и представить отчет о возможности организации обители. 7 марта 1874 г. иером. Рувим сообщил еп. Герману о том, что «местность удобна» для монастыря, а выстроенный там деревянный дом «не вполне закончен отделкою», но жители соседних станиц предлагают, кроме пожертвованной земли, отдать будущему мон-рю скот, пчел и др. Однако в ответ на обращение еп. Германа к начальнику Кубанской обл. последний письмом от 12 февр. 1876 г. уведомил архиерея о том, что «никакая часть земли, отделенной в общинное пользование станичных жителей, не может переходить из владения станичного общества в чью-либо собственность» (РГИА. Ф. 796. Оп. 159. 1235, 1878 г.). Т. о., решение «мирских приговоров» станичников о выделении земли для монастыря потеряло законную силу. В нач. 1877 г. собранные для обители пожертвования были переданы в походную ц. Трухменского (Туркменского) приставства Ставропольской губ.

http://pravenc.ru/text/182521.html

Приложение I. Список книг из библиотеки В.Г. Дружинина, выявленных в Библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии по экслибрисам и записям Книги на русском языке 1. Беседа Ф. Е. Мельникова с беспоповским начетчиком А.А. Коноваловым о крещении митр. Амвросия и о 500 червонцах. М., 1913. 2. Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин/Житие и чудеса от святых мощей их. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1879. 3. Житие преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря. СПб., Типография Дома презрения малолетних бедных. 1886. 4. Жития святителей Ростовских Леонтия, Исайи, Игнатия. Ярославль. Типография губернского правления. 1884. 5. Житие святые благоверные равноапостольные великие княгини Ольги, нареченные во святом крещении Елены. Псков. Славянская типография. 1883. 6. Житие и труды преподобные матере нашея Феодоры, иже в мужестем образе подвизася. Киев. Типография Киево-Печерской лавры. 1886. 7. Житие и чудеса святителя Николая. М., 1901. 8. Летопись раскола за 1876–1879 г. М., 1880. 9. Н. Н. Блаженный Петр ордынский царевич, Ростовский чудотворец. Ростов. Типография губернской земской управы. 1880. 10. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебско го монастыря. Ярославль. Тип. Г. В. Фальк. 1884. 11. Путешествие во Иерусалим Саровские общежительные пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., Губернская типография. 1800. 12. Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г. СПб., 1890. 13. Святой Леонтий, епископ Ростовский/Житие и чудасе от святых мощей его. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1877. 14. Современные летописи раскола. Выпуск первый. Белокриницкий собор 1869 г. и относящиеся к нему акты и письма. М., Университетская типография (Катков и К°). 1869. 15. Терновский Ф.А. Терновский С. А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) с приложением русской и иностранной библиографии по предметы чтения. Киев. Университетская типография. 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Рязань. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Первый Ильинский храм находился, как говорят документы «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота. Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора была построена ныне существующая церковь. Позже в ней был устроен придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал. В 1806 году трапезная часть была расширена, и взамен одного было устроено два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась). К 1805 году трапезная часть Ильинской церкви была расширена и в ней были проведены отделочные работы. После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова был устроен новый иконостас, а алтарь расписан. В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон были пробиты арки для соединения с ними. В пристройках были сделаны приделы, куда перенесены престолы из трапезной (1877). Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки. Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году икона чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ неизвестно. В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение. Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры.

http://sobory.ru/article/?object=07108

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. /// Объект утрачен По образцу собора в 1816-1823 гг. построен собор Александра Невского в г. Ижевске (автор адаптированного проекта - арх. С.Е. Дудин) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 20 июня 1805 г. (ст. ст.) митрополитом Новгородским и Петербургским Амвросием в присутствии императора Александра I со свитой был торжественно заложен собор св. Андрея Первозванного. Собор строился по проекту главного архитектора Морского ведомства А.Д. Захарова. Работы по сооружению собора велись с 1805 по 1817 гг. В разные годы в его строительстве и преобразованиях принимали участие архитекторы А.Н. Акутин (1811-1817 гг.), Ф. И. Трапезников (1834 г.), Р.И. Кузьмин (1852 г.), В.В. Виндельбандт (1872 г.), Н.А. Долбинский (1897 г.). Освящение собора было совершено 26 августа 1817 г. (ст. ст.) Филаретом, епископом Ревельским. Ко времени сооружения собора площадь вокруг него была обстроена плохими деревянными зданиями, между которыми находился старый гостиный двор. Первоначально собор был однопрестольный и оставался без всяких переделок до 1852 г. С 1853 по 1855 гг. к бокам собора были сделаны пристройки, так что план собора вышел крестообразным. В пристройках этих устроены были приделы: в правом во имя апостолов Петра и Павла, а в левом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм стал трёхпрестольным. Строительство велось без остановки даже во время Крымской войны. Освящение главного престола было совершено 19 марта 1955 г. (ст. ст) местным духовенством в присутствии великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В 1876-1877 гг. собор был расширен по бокам на запад на средства почётного гражданина Владимира Дмитриевича Никитина, и одновременно обустроили и соборный сквер. Решётка вокруг сквера была изготовлена на заводе «Сен-Галли» в Петербурге на пожертвования И.И. Сергиева. 12 декабря 1855 г., после окончания С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, Иоанн Ильич Сергиев, женившись на дочери оставшегося за штатом протоиерея К.П. Несвицкого Елизавете Константиновне, занял место младшего священника собора. И.И. Сергиев прослужил в соборе св. Андрея Первозванного 53 года до самой своей смерти. В 1875 г. И.И. Сергиев был возведён в сан протоиерея, а в 1897 г. стал настоятелем собора. За эти годы число прихожан увеличилось более чем вдвое, и назрела необходимость дальнейшего расширения собора.

http://sobory.ru/article/?object=35051

Семёновское. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Селом Семеновское на р. Песоченке в 1636 году владел некто Ф. Чоботов. Уже в это время в селе стоял деревянный храм Богоявления. В 1771 (или по другим данным—в 1774 г.) был выстроен новый деревянный храм. В журнале «Московский церковный вестник» за 1885 г. было напечатано воззвание прихожан Богоявленского храма с. Семеновское: «Наш храм во имя Богоявления Господня, основанный более 100 лет назад и возобновлённый на средства прихожан в 1876 г., сделался жертвой пламени 12.01.1877 г. и сгорел до основания кроме уцелевшей Трапезы. С того дня все богослужения стали совершаться в пристроенном деревянном молитвенном доме к трапезной, весьма холодном в зимнее время. В 1879 г. было преступлено к построению нового каменного храма по проекту Петра Сантиновича Кампиони (это была последняя работа архитектора, выполненная в 1878 г., в ноябре этого года он умер). В течение 5 лет храм хотя и отстроен посторонь (т.е. одни стены), однако нет возможности окончить строительство по малочисленности прихожан (350 душ) и скудости их средств. Староста Максим Галактионович Хохрин обращается за помощью». У истоков строительства каменного храма стоял в то время настоятель священник Андрей Парусников, он же являлся ещё и благочинным церквей. Храм был построен в 1887 году, а 8 ноября 1898 г. при священнике Алексии Троицком состоялось освящение. Главный придел Богоявления, правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый — великомученицы Параскевы. Иконостас был не позолочен, пол из старых лещадок, в боковых приделах из цемента – очень неприглядный. Были собраны пожертвования на украшение храма. В 1899 г. церковным старостой был сын прежнего старосты – крестьянин П.М. Хохрин. В 1912 г. уже существовала церковно-приходская школа. Последним настоятелем храма перед его закрытием был священник Владимир Алексеевич Троицкий. В 30е голы ХХ в. храм был закрыт, разграблен, использовался под зернохранилище, пришел в упадок и подвергся частичному разрушению.

http://sobory.ru/article/?object=13819

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Феофана исповедника Память 12 марта Преподобный Феофан родился в Царьграде от благородных родителей – Исаака и Феодотии. Исаак был в родстве с царем Львом Исаврянином и сыном его Копронимом 1876 , почему и прозывался Исаврием, так как был того же царского рода и происходил из страны Исаврийской. При царском дворе он занимал почетные должности и в царствование Копронима был воеводою. В это время возникла иконоборческая ересь, и на людей благочестивых началось сильное гонение. Благочестивые Исаак и супруга его Феодотия строго держались православного учения и сподобились стать родителями такого сына, который скоро должен был воссиять, как заря в Церкви Христовой. Они нарекли его Феофаном, что значит явленный Богом 1877 . Так он был назван прежде всего потому, что родился в праздник Богоявления Господня, который по-гречески назывался Феофания 1878 ; но главным образом он так был наречен по Божиему смотрению – во извещение того, что его, как некогда пророка Иеремию, Господь из чрева материнского избрал и освятил быть великим светильником Своей Церкви ( Иер.1:5 ). Как свидетельствует книгохранитель Анастасий, его иногда называли и отчим именем – Исаак, но то было прежде пострижения его в иноческий чин, к которому он пламенно стремился с самой юности своей, как об этом и будет рассказано в его житии. По рождении блаженного и богоявленного Феофана, родитель его Исаак, прожив еще три года, преставился к жизни бесконечной. Умирая, он написал завещание, в котором трехлетнего сына своего вместе с матерью отдавал на попечение и охранение самому царю Константину Копрониму, как своему родственнику. Учась Божественному Писанию и совершенствуясь в добродетельной жизни, отрок с летами стал отличаться необыкновенным разумом. Когда Феофану было двенадцать лет, один из сенаторов пожелал обручить с ним свою десятилетнюю дочь, так как юноша Феофан был красив, очень умен, богат и приходился родственником царю. На это обручение охотно соглашалась и Феодотия, мать Феофана. Но так как все это не могло произойти без царской воли, то сенатор тот обратился с усердной просьбой об этом к самому царю, ища с ним породниться чрез брак своей дочери с царским племянником. Когда царь согласился на это, совершилось обручение детей, прежде дозволенного для брака возраста, но самый брак был отложен до совершеннолетия обрученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010