Сентябрь 1876 г. 4 сентября. Благодарю Господа, спасшего меня от лукавства, неприязни, гордости, зависти, малодушия, сомнения, смущения, боязни бесовской, черствости и грубости сердечной, которые я ощущал в себе во время панихиды и после ее в квартире Владимира Д.Никитина. Чувства неприязни относились к дьячку отца Павла [Ивану] Адрианову и к самому протоиерею. Я сознал, что туне их возненавидел, и осудил себя искренно, пришедши в церковь и припав к престолу Божию святому, страшному, животворящему. Благодарю Господа, даровавшего мне вчера благодать добре совершить Тайну Крещения в Песочной улице, в доме Бубнова, с великим дерзновением. 7 сентября. Благодарю Господа за чудеса милости и силы Его, явленные во мне при служении ранней литургии от купца Владимира Д.Никитина, церковного старосты: в превосходстве дерзновения и силы я сказал весь отпуст и прежде него прочитал заамвонную, помянув Святейший Синод и Преосвященного митрополита, ихже даруй и пр. Весь день я был силен милостию Божиею, несмотря на питье пива (а тяжесть, впрочем, чувствовал). 8-го сентября. Слава премилосердому Господу, сотворившему со мною милость в день сей при служении Божественной ранней литургии и победительная на невидимыя враги мне даровавшему, кроме хладного и неприязненного чувства к митрополиту Исидору (в чем каюсь искренно). Из-за чего я почувствовал вот уже давно отвращение к Преосвященному митрополиту? Из-за его презорливого, как мне показалось, обращения со мною, убийственно презорливого. Но я и должен считать себя ниже всех и хуже всех по грехам и по немощам моим и должен радоваться, когда меня ранят, унижают, бьют, режут, жгут, как выражается в одном слове архиепископ Григорий Казанский 34 . А если я обижаюсь на владыку, то, значит, я сам себя еще не знаю и льщу себе, на погибель себе, мню о себе нечто, как будто я большего достоин. Итак, благодарю Бога за бывшее умиление 35 , яко по достоинству восприятое, и благослови, Господи, архипастыря моего, умудри его и спаси его, ибо Ты его просвещавши и спасавши, как и меня недостойного, и молитвами его смиренными, пламенными, исполненными любви Твоей помилуй и спаси мя грешного. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Внуково. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая церковь построена из красного кирпича в 1877 г. и расширялась в 1893 г. Служба прекращена 1930-е гг., возобновлена в 1990-е. К 2005-му г. внешне отремонтирована. Внуково – одно из старейших в Дмитровском районе сёл. Приобретено удельным князем Юрием Ивановичем от Болотниковых, в 1531 году передано Троицкому Калязину монастырю, после 1764 года отошло в казну. Каменная Троицкая церковь построена на средства прихожан в последней четверти 19 века на месте прежней деревянной церкви (1756г.). Проект церкви выполнен архитектором И.П.Петровым в 1876 году. Здание строилось постепенно. В 1877 году были заложены трапезная и колокольня, оконченные в 1883 году. В следующем, 1884 году приступили к возведению основного объёма холодного храма, который был завершён в 1893 году. Здание церкви имело наружную раскраску, в 1898 году оно было побелено. В 1903 году положен новый пол и возобновлена живопись в холодном храме. В настоящее время Троицкая церковь является частью подворья Александро-Невского женского монастыря. Из книги - Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести», Дмитров, 2005г.  Одно из старейших в дмитровском крае село, приобретенное удельным князем Юрием Ивановичем от Болотниковых, в 1531 г. было им передано Троицкому Калязину монастырю. После 1764 г. отошло в казну. В селе издавна существовал кустарный позументный промысел. На его основе в конце XIX в. здесь возникла позументная фабрика Ивана Чуксина. Рост производства и связанный с ним подъем местной экономики привели к развитию в селе каменного строительства. В 1876 г., в связи с заменой деревянной церкви каменным зданием, был создан кирпичный завод, обеспечивший также постройку церковно-приходской школы и ряда жилых домов сельских фабрикантов. В результате в центре Внукова возник комплекс кирпичных сооружений, который сообщил селу своеобразный колорит, отразив в художественной форме социальные сдвиги в деревне на пороге XX в.

http://sobory.ru/article/?object=02801

XXVI. Благотворительное общество Борисоглебского церковного прихода Борисоглебский приход. – Учреждение общества. – Открытие общества. – Первые жертвователи. – Ежемесячные пенсии. – Детский приют. – Собственный дом. – Школа в приюте. – Главнейшие благотворители и деятели. Борисоглебская церковь на Калашниковской пристани выстроена сравнительно недавно, и прежде нынешний приход этой церкви принадлежал к Невскоприходской Скорбященской церкви, что над вратами Александро-Невской лавры; при этой церкви и открыто было в 1877 году нынешнее благотворительное общество Борисоглебского Калашниковского церковного прихода. Устав «Благотворительная общества Невскоприходской Скорбященской церкви, что над вратами Александро-Невской лавры», утвержден министром внутренних дел 18 апреля 1876 года. Особенностью в уставе являлся § 4, допускавший в члены общества лиц «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». Учредителями общества, подписавшими устав, были: протоиерей П. А. Горизонтов, диакон А. К. Попов , церковный староста А. И. Поталовский, директор императорского стеклянного завода В. X. Книпер, Ф. П. Шишов, В. М. Голунов, А. М. Лазутин, П. М. Голунов, Н. П. Горизонтов, В. М. Мартынов, И. А. Воронин, А. И. Печкин, Д. Ф. Воробьев, Г. А. Исаиев, А. А. Лапотников, Н. Н. Соболев и дочь священника А. Н. Алексеева. После утверждения устава учредители общества обратились к прихожанам Невскоприходской Скорбященской церкви с приглашением принять участие в деле приходской благотворительности и, заручившись некоторыми обещаниями, назначили первое собрание для открытия действий общества 15 февраля 1877 года. Но по разосланным восьмидесяти приглашениям явилось на собрание вместе с учредителями только 12 человек, – число, недостаточное даже для полного укомплектования совета. Тогда учредители назначили второе собрание, на 20 апреля 1877 года; в этот день явилось 21 лицо, и общество было открыто. Общим желанием членов общества было открыть детские приюты: постоянные для круглых сирот и дневной для других бедных детей. Совет общества исходатайствовал у управления императорского стеклянного завода предоставление в аренду для этой цели одного из казенных домов, каковой и был уступлен за плату по 120 рублей в год. Но так как в доме этом оказались необходимыми значительный переделки, взявшие целый почти год, то в первое время деятельности общества пришлось ограничиться лишь выдачей бедным денежных пособий. Общество приняло на ежемесячную пенсию 25 бедных женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Апрель 1877 г. 1 апреля. Пятница Светлой Недели. Впал я во многие грехи, окаянный: во-первых, в чревоугодие и пресыщение у Мар.Дм.Уваровой, поев много жирной, с большим количеством творогу и сметаны ватрушки, от чего расстроил желудок, а вследствие расстройства желудка я сделался с утра сегодня раздражителен, зол, подозрителен; в грубой форме ослушался протоиерея, пригласившего меня чрез служителя первенствовать в крестном ходу, его укорил заочно чрез сторожа: не ходил в крестный ход, а на панихиде и выносе был. Господи! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня в квартире Федоровых, где была покойница Мария, и за малое умиление и покаяние в моей злобе даровал великое прощение, умирение, утешение. Я был озлобившись на протоиерея Трачевского за его леность и уклончивость от крестного хода около Гостиного двора. Согрешил ко Господу и пред братом моим Иоанном утром во время утрени и ныне во время обеда, возненавидев его ненавистью неправедною лица ради неблагообразного и безобразной кривоты, в которых он не виноват и которые не составляют греха и не могут служить действительною причиною ненависти, а должны служить причиною жалости и сострадания. Согрешил, возненавидев своего брата, коего должен любить, как себя, коего должен почитать и любить, как разумное создание Божие, как сочлена и члена Христова, как храм Святого Духа, как образ Божий, как сонаследника Христова. И ради чего же я омерзил и презрел и возненавидел его? Ради плоти – тленной, ничтожной, многострастной, лживой, прелестной, обманчивой, ради того, что скоро будет гноем и червями. Вот и засматривайся на лица, красящиеся белизною и румянцем и симметрию и правильностью частей, приятностью взора и улыбки. За то и будешь отворачиваться всякого некрасивого лица, рябого, изуродованного от природы или от болезни. И лица ради разрушишь весь закон Божий, состоящий в любви к каждому человеку, как к себе, и потеряешь благоволение Божие, до чего да не допустит никого из нас Господь Бог Своею благодатию, благостию и человеколюбием. Да стяжем любовь ко всем, а себя, своего ветхого человека, совершенно да возненавидим, ибо он непрестанно и мыслит, и чувствует, и желает, и творит противное Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июль 1877 г. 1 июля. Человеку грешному, нечистому что нужно на всякий день и час? Милость, очищение и освящение. Где эта благодать особенно подается и получается? – В церкви. Когда? – При богослужении и совершении различных Таинств. А дома? – Сообщается и дома при усердной молитве или совершении молитв, Таинств и обрядов и может подаваться и на всяком месте и во всякое время, но нигде так обильно и действенно не изливается, как в храме. Поэтому храм для христианина весьма, весьма дорог как источник живой воды, как дом Божий, как место милости, очищения, священия, жизни небесной. В созерцании Господа и Его совершенств, в достойном прославлении (то есть чистым сердцем) этих совершенств состоит блаженство разумных тварей бестелесных и телесных; если видеть разумным, просвещенным оком прекрасные и чудные дела Божии на земле есть радость и восхищение души, то какова радость и восхищение видеть чудные дела Божии на небе, в Царстве блаженных чистейших духов и святых душ! Какова радость и восхищение видеть Самого Бога лицом к лицу? Это поистине неотменно, невыразимо. Итак, будем непрестанно славить Господа и дела Его здесь, чтобы уметь восхвалять Его там, на небесах, в вечном Царстве славы. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [ 1Кор.2:9 ]. Словесная душа, созданная для славословия Творца своего, в чем состоит жизнь и блаженство ее, не может оставаться праздною, не подвергаясь нравственному искажению и не терпя урона в своем блаженстве. Ибо она создана деятельною и для непрестанной деятельности, для дел любви, для непрестанного созерцания, хвалы и благодарения; кроме того, в настоящем греховном, растленном состоянии она неминуемо впадает в помыслы, слова и дела лукавые, нечистые, злые, смертоносные, если она отвратит очи от созерцания Создателя и Его чудных совершенств, от исполнения Его заповедей. А потому созерцать и славить Господа, исполнять Его заповеди есть величайшая польза, временная и вечная, для самого человека; жить без славословия и благодарения или не заботиться об исполнении заповедей Божиих свойственно только животным бессловесным, не имеющим разума и разумного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июнь 1877 г. 23 июня. Не оттого ли зло растет и расширяется, что мы сами большие мастера усиливать и раздувать его, платя злом за зло, надуваясь злом, мысля зло на ближних, мстя за зло? О, если бы мы всегда следовали слову Спасителя нашего: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» [ Мф.5:39–40 ]. Научи нас, Господи, творити во всем волю Твою благую и угодную и совершенную и отринуть злые наши навыки и растленные обычаи. Прославляя или призывая имя Господне, имя Владычицы Богородицы, мы должны прославлять или призывать всегда искренне, благоговейно, чистым сердцем и устами, чтобы на молитву или славословие чистосердечное снисшел к нам Господь, снизошел Пречистый и чтобы по вере и усердию подал нам Господь. Также призывая и прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать и прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним, приблизить их к себе и по возможности уподобиться им, ибо они тогда бывают с нами и за нас, когда мы призываем их и призываем чистым сердцем, и возносят наши молитвы к Богу. Также и за живых людей молясь и за умерших должно молиться с горячностью души; чрез эту горячность мы приближаемся сами к ним, что весьма важно, приближаем их к себе, и приближается Бог к нам, Которому приятна любовь, приятно единение любви. Вот чем [и сильна] особенно общественная молитва, общественное богослужение – единением любви нашей между собою и единением любви святых с нами, общим их ходатайством о нас пред Богом и нашим общим ходатайством друг за друга. О сем слава и благодарение Господу Богу нашему, тако благоволившему в Церкви Своей Святой, слава Его человеколюбию! Верую в общение святых. Благодарю Господа, скоро послушавшего меня вчера во время всенощной, когда я в покаянии припал к престолу благодати в тесноте греховной и получил прощение, разрешение, исцеление грехов и прегрешений своих. 23 июня. Славлю благодать и милость Господа. Пришел я сегодня ко всенощной и ощутил тяжесть в боках от излишнего употребления пищи (хотя и очень небольшого количества). К этому присоединилась новая беда: пришла одна женщина в церковь , казавшаяся мне неприветливою и гордою при встрече со мною, хотя она не такова, кажется, на самом деле. Дух злобы внушил мне к ней чувство неприязни и этим крайне уязвил и умертвил мою душу. Я стал немедленно каяться внутренне, осуждать, обвинять, укорять себя в этой нелепости, просил у Господа духа кротости, смирения, любви; признал, что внушенное мне есть клевета вражия, что, должно быть, эта женщина весьма хорошая, богобоязненная (как и действительно), что враг бесплотный всеял в мое сердце злобу к ней, и Господь, видя мое покаяние, помиловал меня, избавив от тесноты, скорби, немощи, омрачения, расслабления души, и я стал мирен, свободен, пространен, дерзновенен и великолепно Божией благодатью пел и читал всенощную в соборе. Слава Господу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Март 1877 г. 1 марта. Благодарю Господа, даровавшего мне утром в церкви во время утрени слезы покаяния, умиления. Благодарю Господа за избавление от блудных и непотребных помыслов и чувств, коими запнул меня сатана по причине сладострастия моего. На панихиде по девице Александре враг запнул меня, напомнив мне о задержанной доле дохода дьячка Зрелова. Потом я всё отдал. 2 марта. Благодарю Господа, явившего во мне и ныне милость и силу Свою в избавлении от грехов моих и пристрастий мирских, лишь только я прибег к Нему в покаянии. Утро. Десять часов. Пристрастие к тленным вещам, к их красоте, сладости, к богатству или корысти отлучает души наши от Бога, источника жизни вечной, красоты и сладости нетленной, вечной, богатства нетленного, неоскудевающего, непреходящего, и подвергает нас скорби, тесноте, мраку, смерти духовной и телесной. Это непрестанно и ежедневно испытываем все мы, потомки Адама, который первый прельстился похотию плоти, похотию очей и гордостию, возмечтав быть богом. Итак, смотри не на красоту и сладость вещей, а на последствия пристрастия к ним, на тленность их, на вред их для души, на отлучение от Бога, от жизни, от Царствия Небесного. 2 марта. Четверг. Благодарю Господа, скоро услышавшего меня в здании попечительства в семь часов вечера, когда я, будучи в тесноте вражией, воззвал к Нему о милости, избавлении и помощи. Избавление немедленно последовало, и я с дерзновением и спокойствием и пространством в сердце смотрел в лицо генералу Соколову, с коим говорил. Святые Божии человеки усердно подвизались краткое время своей жизни на земле и теперь ублажаются славою истинною и вечно радуются, получив награду за труды свои. Не будем и мы неразумны, станем и мы усердно подвизаться, зная, что и мы призваны к тому же наследию нетленному, вечному, соблюдаемому на небесах для нас. С этою целью, между прочим, будем изучать и историю Церкви, историю Ветхого и Нового Завета, и в церковь ходить, и богослужение слушать. 2 марта. Четверг. Благодарю Господа, благостно и великощедро помиловавшего меня окаянного пред самым крещением младенца в доме Третьяковой, когда я воззвал к Нему в тесноте и скорби о спасении и избавлении меня от грехов моих (я рассердился сильно на нищего мальчика лет двенадцати и дал ему пятнадцать копеек с досадою и неволею). Я избавлен, стал мирен, свободен. В другой раз в тот же день я огорчился на нищего, просившего милостыни (двенадцатому человеку), и с досадою подал ему тридцать копеек, но от Бога [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Февраль 1877 г. 2 февраля. Утро. Слава Тебе, Господи, нетления хранителю, сохранившему меня ночью в нетлении и избавившему от имевшего быть растления силою Креста Твоего. После обедни ранней совместно с утреней в Успенской церкви. Благодарю Господа, не отвергшего меня многогрешного, но приявшего и нынешний день в служении Ему, Владыце, и даровавшего мне благодать умиления, мира, дерзновения, свободы, ясного гласа в служении и непреткновенного (почти) чтения Евангелия во время утрени и мирного служения литургии. При пении стихир на стиховне было искушение от моего нетерпения и от забытия дьячка Никитина седьмого гласа. Я огорчился на него за то и смутился, хотя я и сам забыл на этот раз, как поется седьмой глас. Осудив себя искренно, что я возненавидел его туне, и что я сам в том же виноват, и мы оба одинаково немощны, я сподобился помилования от Господа. Отпуст сказал не вполне, пропустив некоторых святых, «Христе, Свете истинный» – не всю... На великом входе не все слова и имена сказал, по причине сердечной боязни какой-то и бессилия, еже от диавола; «В первых помяни, Господи... и Финляндского»... не говорил вслух, а тайно, говорил только конец, опять по бессилию от диавола, а бессилие от чревоугодия и расстройства желудка... После причащения Святых Таин почувствовал новую, небесную, божественную жизнь, проникшую всё мое существо, и я возрадовался и восторжествовал и возблагодарил Господа, Начальника жизни нашея; заамвонную молитву читал великолепно, торжественно, Божией благодатью. Слава Господу! А о прегрешениях и преткновениях каюсь. Грех в бесчисленных его видах слишком спешит ежеминутно заявить себя пагубными последствиями всякого рода, тогда как мы крайне невнимательны к себе, к своим помыслам, желаниям, словам, поступкам, в коих он проявляет свои смертоносные действия; мы спим, а он бодрствует; мы крайне ленивы и небрежны к деланию добрых дел, к исправлению, покаянию, молитве, а он крайне деятелен к возбуждению в нас всяких страстей: гордости, злобы, зависти, лицемерия, подобострастия, блуда, чревоугодия, сребролюбия. – Помните же, что грех крайне быстро спешит погубить нас; будем же мы поспешать спасти себя и других. Делайте, «дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» [ Ин.9:4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010