«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 2 ноября, в двенадцатую годовщину смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, его память почтили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. На могиле владыки с утра до вечера служились панихиды. Почитатели покойного митрополита весь день приносили на кладбище цветы и свечи. Митрополит Иоанн, в миру – Иван Матвеевич Снычев, родился 9 октября 1927 г. в селе Ново-Маячка Каховского района Николаевской области в крестьянской семье. В детстве он практически не был знаком с православной традицией и к сознательной вере обратился в возрасте около 15 лет (по преданию, во время деревенских танцев). В 1944 году он был призван в Красную Армию, но из-за болезни был вскоре освобожден от воинской службы. После этого он стал пономарём в храме Святых Апостолов Петра и Павла г. Бузулука Оренбургской области, где его заметил и взял в келейники вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский). Уже в 1946 году 19-летний Иван Снычев принял монашеский постриг и был рукоположен епископом Мануилом во диакона, в 1948 году им же - во иерея. После ссылки епископа Мануила, в 1948-51 гг. священник Иоанн учился в Саратовской Духовной Семинарии, в 1951-1955 – в Ленинградской Духовной Академии, где получил степень кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. В 1955-57 гг. отец Иоанн был преподавателем Минской Духовной Семинарии, в 1957-59 гг. вновь пребывал при епископе Мануиле (тогда Чебоксарском и Чувашском), помогая ему в работе над научными трудами по истории РПЦ в XX веке. В 1959-60 гг. отец Иоанн преподавал в Саратовской Духовной Семинарии, с 1960 г. вновь служил при епископе Мануиле в Куйбышевской епархии. Там в 1961 году он был рукоположен во игумена, а в 1964 – в архимандрита.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-05/1...

Июдин Александр Иванович (род. ок. 1875), член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. по избранию как мирянин от Олонецкой епархии. Крестьянин. Караулов Кирилл Александрович (1913–1983). Родился в семье командира парохода «Амурского речного пароходства». В 1920 г. оказался в Харбине без средств к существованию. В 1924 г. поступил в приют к епископу Нестору. Окончил в Харбине гимназию, иконописную школу, военное училище РОВС, богословские курсы, зубоврачебное училище и Харбинский зубоврачебный институт, служил в Русском Волонтерском Полку (Шанхай). В 1931–1955 гг. был заведующим приютом, а затем управляющим Дома Милосердия. По поручению Владыки Нестора руководил строительством зданий на территории Доме Милосердия, постройкой часовни-памятника Венценосным Мученикам, харбинского госпиталя Красного Креста, типографией. Одновременно работал в больницах Харбина, Доме Милосердия и Лицее им. Св. Александра Невского. В 1946–1948 гг. личный секретарь митрополита Нестора. В 1955 г. выехал с семьей в СССР «на освоение целинных и залежных земель» в Кокчетавскую область. После освобождения митрополита Нестора в 1956 г. из заключения и назначения на Новосибирскую кафедру с семьей переехал в Новосибирск, а затем в Кировоград (место нового назначения Владыки). В 1956–1962 гг. находился в ближайшем окружении Владыки, занимал различные должности в епархиальных управлениях Новосибирской и Кировоградской епархий. В последние годы работал врачом-стоматологом в поликлинике г. Кировограда. Карахан Лев Михайлович (1889–1937), заместитель народного комиссара иностранных дел советского правительства. С августа 1923 г. полномочный представитель СССР в Пекине, советский посол в Китае. С апреля 1925 г. дуайен дипломатического корпуса в Пекине. В конце 1925 г. русские эмигранты совершили на него покушение. После разрыва дипломатических отношений Китая с СССР с декабря 1927 г. заместитель народного комиссара иностранных дел СССР. С 1934 г. полпред СССР в Турции. Репрессирован. Карпов Георгий Григорьевич (1897–1967), полковник госбезопасности. Первый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Закончил духовную семинарию. В годы гражданской войны воевал в Красной армии. В 1937–1938 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Затем начальник отдела центрального аппарата НКВД, ведавшего церковными делами. Коллегия войск НКВД Ленинградского округа возбудила против него уголовное преследование, в связи с его деятельностью в Пскове. С декабря 1941 г. возглавлял 4-й отдел 3-го управления НКВД (первое подразделение этого отдела занималось «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией»). В 1943 г. полковник госбезопасности. С сентября 1943 г. по февраль 1960 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Соловьев В., Оправдание добра, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 42 слл., 63 слл., 163 слл. Душа Григорий Нисский , О сотворении человека 28 слл., SC б (1943), с. 216–227 (предсуществование душ). Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 30–34, SC 18 (1946), с. 171–178 (основания разумной души). Кассиан, см. Указатель Трапеза, SC 64 (1959), с. 231. Псевдо-Макарий, Том. 26, PG 34, 676–693 (достоинство человеческой души); Том. 7, 8, col. 528 (состав души). Диадох Фотики йский , Сто глав 24–25, SC 5 ter (1966), с. 96–97. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 212–214 (душе должно оберегать свое естество); см. Там же, с. 301, Указатель: душа и Дух. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 368–372 (величие и достоинство чистых сердцем). Тихон Задонский , Творения, Москва, 3 изд., 1875, том III, с. 305 (достоинство души). Бессмертие Le mystère de Pâques. Избранные тексты, подготовлен. A. Hamman и F. Quéré- Jaulmes, Lettres chrétiennes 10, Paris 1965). Свобода Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 73–88, SC 1 bis (1955), с. 51–56 (Провидение и свобода). Григорий Богослов , Беседа 45, 8, PG 36, 632. Кассиан, Трапеза 13, SC 54 (1958), с. 147–181 (благодать и свобода воли). Псевдо-Макарий, О свободе воли, PG 34, 935–968. Симеон Новый Богослов , Катех. 5, SC 96 (1963), с. 408–414 (Иисус Христос дает нам нашу свободу); Там же 28, SC 113 (1965), с. 132–136 (свобода и закон). Сердце Псевдо-Макарий, О хранении сердца, PG 34, 821–908. Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 115 слл. Греческое изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 233235: kardia. Тело Климент Александрийский , Педагог (Воспитатель), гл. 2, 5, 9, 10.., SC 158 (1970), с. 19 слл., 71 слл., 101 слл., 107 слл. Псевдо-Афанасий, О теле и душе, PG 28, 1431–34. Григорий Нисский , О сотворении человека 11–12, SC· 6 (1943), с. 121–134. Кассиан, Трапеза 4, SC 42 (1955), с. 166–187 (о телесной и духовной жажде).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Именовалась: Черниговская и Рязанская; с 1198 г. – Черниговская; с 1285 (по др.(1334, после 1356) г. – Черниговская и Брянская (иногда – Дебрянская); с 1648 (по др., 1650, 1657) г. – Черниговская и Новгород-Северская; с 27.03.1785 – Черниговская и Нежинская; с 16.10.1799 – Малороссийская-Черниговская; с 04.12.1803 – Черниговская и Нежинская, паки. Викарные кафедры: Нежинская, Новгород-Северская, Стародубская, Городнянская, Сосницкая, Борзенская, Конотопская, Конотопская, Клинцовская, Козелецкая. 992 Феодул (1051) 23.11.1111 11.01.1114 06.08.1123 Ираклид Митрофан (1282) Арсений(1299) Захария II (1285–1320) 04.1332 09.1335 до 1389 после 1416 Павел II, (?) (1415) 11.1465 04.04.1499 Зосима Прокопович 08.03.1657 03.09.1693 13.09.1692 03.09.1693 03.09.1693 05.02.1696 10.01.1697 11.03.1712 Св. Иоанн III Максимович 20.09.1713 01.03.1721 Св. Антоний II Стаховский 06.05.1722 23.07.1734 25.03.1735 11.10.1738 06.12.1738 29.05.1740 29.05.1740 06.09.1742 Антоний III Черновский 08.09.1742 23.02.1750 08.09.1752 19.10.1761 19.10.1761 14.05.1770 17.10.1770 27.09.1788 06.12.1788 01.04.1796 13.05.1796 11.11.1803 18.12.1803 26.03.1818 16.06.1818 26.09.1820 26.09.1820 14.03.1831 28.03.1831 19.09.1836 26.09.1836 18.04.1859 02.05.1859 09.08.1866 09.11.1866 16.08.1871 16.08.1871 04.03.1875 15.05.1876 06.03.1882 05.04.1882 01.02.1893 26.03.1893 24.08.1893 03.09.1893 20.04.1911 02.02.1911 20.04.1911 12.05.1911 06.05.1917 05.1917 23.05.1917 23.05.1917 16(29)11.1923 Пахомий Кедров 03(16)10.1930 (7) 05(18)11.1923 09. 1925 28.10(10.11)1932 08.1936 12.1941 04.1945 31.12.1946(13.01.1947) Борис Вик 31.12.1946(13.01.1947) 29.04(12.05)1947 Паисий Образцов 05(18)11.1948 04(17)11.1953 04(17)11.1953 18(31)07.1954 Арсений II Крылов 18(31)07.1954 06(19)10.1955 06(19)10.1955 19.09(02.10)1961 30.12.1961(12.01.1962) 03(16)11.1962 Игнатий Демченко 03(16)11.1962 07(20)11.1962 19.11(02.12)1962 17(30)03.1964 Феодосий II Процюк 17(30)03.1964 04(17)02.1969 06(18)02.1969 07(20)03.1969 07(20)03.1969 05(18)04.1973 Владимир II Сабодан

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорьев 2004 – Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004. Гринберг 1983 – Гринберг М. Московские книгопечатники в середине XVII века//АБ. М., 1983. Вып. 15. С. 142 – 159. Гришин 1984 – Гришин В. П. Восстановление изразцовой надписи фриза барабана крестовой части Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре (1979 – 1983 гг.)//Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 54 – 57. Гришин 2002 – Гришин В. П. История изучения и реставрации изразцового убранства Воскресенского собора Но- во-Иерусалимского монастыря//Никоновские чтения 2002. С. 163 – 170. Гришунин 1987 – Гришунин А. Л. Цитата//ЛЭС. С. 492. Груздев 1974 – Груздев В. Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома I/ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 343 – 348. Гура 1995 – Гура А. В. Ворон и ворона II Славянская мифология 1995. С. 116 – 118. Гуревич 1977 – Гуревич А. Л. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1977. Вып. 411. С. 4 – 26. Гусев 1900 – Гусев П. Л. Новгород XVI века по изображению на хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия». С 24 рисунками. СПб., 1900. Гусев 2004 – Гусев А. В. Письма царя Алексея Михайловича как исторический источник II Исследования по источни- коведению истории России (до 1917 г.). Сб. статей. М., 2004. С. 82 – 101. Даен 1970 – Даен М. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Пред- течи» из Махрищского монастыря)//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV – XVI вв. М., 1970. С. 207 – 225. ДАИ 3, 4 – Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией. СПб., 1848. Т. 3; СПб., 1875. Т. 4. Даль 1, 2, 3, 4 – Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Репринтное издание. СПб., 1996. Т. 1: А – 3; Т. 2: И – О; Т. 3: П; Т. 4: P – V. Данилов 1955 – Данилов В. В. Некоторые приемы художественной речи в грамотах и других документах Русского государства XVII века//ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 209 – 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тростянский Иоанн Феодорович. Родился в 1875 г. В конце Гражданской войны эмигрировал в Китай, будучи уже в сане священника. Служил на станциях Эхо и Бухэду КВЖД в 1923–1927 гг., в Свято-Николаевской церкви Старого Харбина в 1927–1930 гг. Настоятель церкви в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» при Доме милосердия в Харбине (1930–1935 гг.) Из Харбина был переведен в Корею в церковь поселка Новина, построенную Юрием Янковским, где служил в 1935–1955 гг. В этот период успешно вел миссионерскую деятельность среди живущих вокруг корейцев. После 1945 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. Не оставил свою паству, в основном корейцев, в период начала 1950-х гг., хотя мог уехать в Харбин или в Южную Корею. О. Иоанн отличался глубокой верой, простотой и добротой. Вернулся в СССР в 1955 г. Служил в г. Минусинске. Скончался здесь в 1969 г. Протоиерей Иоанн Черемухин Иоанн Петрович. Родился в 1887 г. Окончил Пермскую духовную семинарию. Учитель в селе Мехонское Шадринского уезда Пермской губернии. Священник с 1914 г. В 1915 г. – благочинный Ирбитского округа Екатеринбургской епархии. Во время Гражданской войны – военный священник в Белой Армии. Участник Сибирского Ледяного похода в рядах каппелевцев. Эмигрировал в Китай в 1920 г. Настоятель церкви и законоучитель при училище «Русский Дом» в Харбине (1924–1927 гг.) С 1925 г. служил в церкви Госпитального городка, затем в Успенской церкви (1930–1933 гг.) Умер от туберкулеза 19.06.1933 г. в Харбине. Похоронен на Успенском кладбище. Протоиерей Иоанн Яковлев Иоанн Викторович. Родился в 1866 г. в г. Томске. Окончил Томское реальное училище. Во время службы в армии пел в церковном хоре и был регентом в полковой церкви в г. Никольск-Уссурийском. После окончания воинской повинности остался на Дальнем Востоке. В 1890 г. рукоположен в сан диакона, а в 1893 г. – в сан иерея к церкви села Ново-Михайловское на о. Сахалин. Возведен в сан протоиерея в 1905 г. В 1924 г. эмигрировал в Японию, откуда перебрался в Харбин. Был приписан здесь к Казанскому мужскому монастырю. Настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви на ст. Хинган КВЖД (1929 г.) После выхода за штат жил в своем домике в Саманном городке Харбина. Иногда служил в местных церквях. Скончался 08.02.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище. Протоиерей Иоанн

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

07.11.1798 01.10.1799 Арсений Москвин 09.10.1799 05.07.1802 Антоний Знаменский 20.07.1802 18.12.1803 Михаил Десницкий 17.01.1804 24.01.1808 Евгений Болховитинов 02.02.1808 23.09.1810 Антоний II Соколов I 21.11.1810 06.07.1813 Иоасаф Сретенский 21.09.1813 07.02.1816 Мефодий Пишнячевский 12.03.1816 09.03.1819 14.12.1819 06.11.1821 Дамаскин Россов 27.12.1821 29.10.1823 02.03.1824 28.11.1827 Моисей Богданов-Платонов Антипов 26.02.1828 22.05.1828 Игнатий Семенов 07.10.1828 13.03.1834 Тимофей Котлеров-Вещезеров 13.05.1834 22.05.1837 Анастасий Ключарев 11.07.1837 22.07.1842 Феодотий Озеров 27.07.1842 14.11.1842 Иустин Михайлов 10.01.1843 25.02.1850 Леонид Зарецкий 25.02.1850 19.12.1850 Нафанаил Савченко 19.12.1850 27.08.1853 03.10.1853 18.12.1854 Антоний IV Павлинский 16.01.1855 15.04.1856 24.05.1856 31.07.1856 Платон Фивейский-Лосев 02.12.1856 29.08.1860 Евфимий Беликов 02.10.1860 01.12.1862 Феофилакт Губин 10.03.1863 13.01.1864 16.02.1864 21.02.1866 Аполлос Беляев 10.04.1866 04.04.1869 Серафим Протопопов I 25.05.1869 07.12.1874 Феоктист Попов 06.04.1875 17.06.1876 Никодим Белокуров 19.11.1876 28.09.1882 Варсонофий Охотин 28.09.1882 21.05.1888 Анастасий II Добрадин 03.06.1888 19.01.1891 19.01.1891 21.11.1892 Антоний V Соколов II Антоний VI (Фамилия неизв.?) 14(27)05.1923 16(29).04.1931 Иоанникий II Сперанский 04.1924 06.1925 18(31)05.1932 29.07(11.08)1932 06(19)10.1933 01.1937 Иннокентий Тихонов 29.10(11.11)1954 19.01(01.02)1955 Михаил II Чуб 17(30)10.1955 10(23)08.1959 Сергий Голубцов Старорусская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Старая Русса (Новгородская область). Новгородское викариатство. Упразднена в 1931 г. (?) 1925 02(15)09.1926 21.03(03.04)1927 Палладий Бельтюков 27.08(09.09)1930 25.01(07.02)1931 15(28)04.1931 02(15)07.1931 08.1931 12..1931 Староуфимская Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Уфа. Уфимское викариатство. 28.11(11.12)1922 14(27)12.1922 Стерлитамакская Основана в 1922 г. Именование – по г. Стерлитамак (Башкирская АССР). Уфимское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герасимов Александр Михайлович (1881–1963) — русский художник, уроженец г. Козлова. В 30–50–е гг. возглавлял основные творческие организации: был председателем правления Московского отделения союза художников (1938–40), президентом Академии Художеств (1947–1957). Обладал тонким лирическим дарованием, но предпочел стиль советского официоза (картины «В.И. Ленин на трибуне» и т. п.). Гитлер Адольф (1889–1945) — канцлер и фюрер Германии. Глушаков Алексей Васильевич (1923–1994) — протоиерей, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове. В 30–е гг. его семья была сослана в Караганду. Там он познакомился со старцем Севастианом, по благословению которого стал священником. В 1955 г. окончил МДА и был оставлен в Москве. Похоронен в ограде храма Илии Пророка в Черкизове, рядом с могилой Иоанна Корейши. Гнедич Петр Викторович (ск. в 1963 г.) — протоиерей, профессор МДА. Принадлежал к известному дворянскому роду Гнедичей. Николай Иванович Гнедич (1784–1833) — современник Пушкина, переводчик «Илиады» Гомера. В начале XX века была популярна «Всеобщая история искусств», написанная Петром Петровичем Гнедичем (1855–1925) — драматургом, искусствоведом, историком театра. Гоголь Николай Васильевич (1809–1952) — писатель, классик русской литературы. Голубцов Александр Петрович (1860–1911) — профессор церковной археологии, отец П.А. Голубцова. Голубцов Павел Александрович (Паша) — см. Сергий (Голубцов), архиепископ. Гончарова (Пушкина–Ланская) Наталия Николаевна (1812–1863) — жена А.С. Пушкина. Горбачев Михаил Сергеевич (р. 1931) — государственный и политический деятель. Горбачев — помощник архимандрита Питирима в годы инспекторства. Горбачева Раиса Максимовна (1932–1999) — жена М.С. Горбачева, общественный деятель. Горетовский Григорий — протоиерей, дед Е.В. Воскресенской. Горский Александр Васильевич (1812–1875) — протоиерей, русский церковный историк и археограф. Граббе — российский графский род. Граф Павел Николаевич Граббе (1875–1941) был схвачен большевиками в Польше и погиб в лагере. Его сын Георгий Павлович (1902–1995), в постриге Григорий — сначала белый священник, протопресвитер, затем — епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Занимал непримиримую позицию в отношениях с Московской патриархией, ввел формулу присяги для клириков, переходящих из РПЦ, в которой они должны каяться в поддержке декларации митрополита Сергия. Епископ Антоний (р. 1926), сын епископа Григория. Сначала был клириком РПЦЗ, затем, будучи в сане игумена, запрещен в служении. Ушел под юрисдикцию Истинно–православной Церкви Греции, в 1996 г. рукоположен во епископа. Затем ушел за штат и в 2001 г. был принят в лоно Русской Православной автокефальной Церкви. К роду Граббе принадлежит также игумения Магдалина — настоятельница Лесненской Свято–Богородицкой обители во Франции в 80–е гг.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том VI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья БОННСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ цикл богословских собеседований между православными, англиканами и старокатоликами в Бонне Дитрих (1906 - 1945), протестант. теолог; участник антифашистского Сопротивления в Германии БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич (1873 - 1955), гос. и общественный деятель, один из основоположников «научного атеизма» в СССР БОРИС Иванович Боголепов (1889 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Павлович Ивановский (1897 - 1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) БОРИС Николаевич Назаров (1884 - 1938), прот., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик БОРИС Философович Орнатский (1887 - 1918), мч. (пам. 31 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС Константинович Успенский (1895- 1942), мч. (пам. 12 нояб., 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Плотников Владимир Владимирович; 1855 - 1901), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Другая, не менее важная работа А. — «Синопсис четырех Евангелий» («Synopsis Quammuer Evangeliorum», Stuttg., 1964, 19738). В ней текст греч. Четвероевангелия расположен в виде параллельных столбцов, к–рые наглядно показывают сходства и совпадения у евангелистов. Подстрочно даны не только примечания, касающиеся рукописных вариантов, но и цитаты из раннехрист. авторов, близкие к тем или иным местам Евангелий. Выступая на Оксфордском съезде, посвященном НЗ, А. подчеркнул гармоническое единство книг, внесенных в НЗ, к–рое поражает, если сравнивать его с и учитывать постепенный процесс канонизации. «В этом изумительном отборе, — сказал А., — можно видеть Промысл Божий, руководивший Церковью». Своего рода обобщающим итогом исследований А. можно назвать его кн. «Церковная история в жизнеописаниях» («Kirchengeschichte in Lebensbildern dargestellt», 1. Tl, В., 1954). 1–й том ее (48 биографий) посвящен раннему периоду — от евангельских времен до эпохи отцов Церкви (кон. 7 в.). Популярная по своему характеру книга А. основана на глубоком изучении первоисточников и дает широкую историч. панораму, на фоне к–рой действовали великие мужи Церкви. Конфессиональные особенности его «Истории» были отмечены правосл. богословами (см. рецензию еп. М и х а и л а в ЖМП, 1955, 12). Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Gesamtubersicht, B., 1963; The Problem of the New Testament Canon, L., 1962. RGG, Bd.7, S. 3. АЛЕКСАНДР (Андрей Иванович Светлаков), еп. (1839–94), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Симбирской губ., в семье пономаря; окончил Симбирскую ДС (1860) и был рукоположен в священники. После десяти лет приходской работы поступил в Каз. ДА, к–рую окончил в 1875. Защитил магистерскую дисс. «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана» (Каз., 1875). В этом исследовании А. отметил, что Магомет «сам выдавал себя не за нововводителя, а лишь восстановителя веры Авраама». По мнению автора, упрощенное законничество ислама генетически связано с ВЗ, и (см. ст. Коран и Библия). В 1883 принял иночество с именем Александр, а в 1885 хиротонисан во еп. Можайского. «Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный, своей церковно–административной деятельностью приобрел уважение со стороны московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей» (митр. Мануил). С 1894 управлял Калужской епархией. Большинство сочинений относятся к области нравств. и догматич. богословия, а также к истории Церкви. Из библ. трудов А. наиболее известна работа «Иисус Христос по Евангелию» (вып. 1–4, М., 1891–94). Книга эта не столько экзегетическая, сколько назидательная и апологетическая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010