Vita domini Innocentii Papae IV// Innocentius IV, papa. Commentaria super quinque Decretalium libros: Cum indice peculiari nunc recens collecto, novisque insuper Summariis additis, et Margarita Baldi de Ubaldis Perusini. Francoforti ad Moenum, 1570. Fol. 4v-5v; Mattheus Parisiensis. Chronica majora/Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4; Idem/Ed. F. Liebermann//MGH. SS. T. 28. P. 107-389; Les Registres d " Innocent IV publiés ou analysés d " après les manuscrits originaux du Vatican et de Bibliothèque nationale/Éd. E. Berger. P., 1884-1921. 4 vol.; Potthast. RPR. 1875. T. 2. P. 943-1285, 2110-2124; Hofmann G. Patriarch v. Nikaia Manuel II. an Papst Innozenz IV.//OCP. 1953. Vol. 19. P. 59-70; Abate G. Lettere secrete d " Innocenzo IV//Miscellanea Francescana. R., 1955. Vol. 55. P. 317-378; Delorme F. M. Bulle d " Innocent IV pour la Croisade//AFH. 1913. Vol. 6. P. 386-389; MGH. Epp. saec. XIII/Ed. K. Rodenberg. 1887. T. 2; 1894. T. 3; Mansi. T. 23. Col. 605-686; COD. B., 1972. P. 283-293; Acta Innocentii PP. IV (1243 ad 1254) e regestis vaticanis/Ed. Th. T. Hagluscynskyj, M. M. Wojnar. R., 1962; Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым=Historica Russiae Monumenta. СПб., 1841. Т. 1. 77, 78; Матузова В. И., Пашуто В. Т. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому//Studia historica in honorem H. Kruus. Tallinn, 1971. С. 136-138; Regesta Imperii. Ser. 5. Abt. 2. Bd. 2-3/Hrsg. J. F. Böhmer et al. (http://regesta-imperii.adwmainz.de [Электр. ресурс]); La documentacion pontificia de Inocencio IV (1243-1254)/Ed. A. Quintano Pietra. R., 1987. 2 vol. Лит.: Дашкевич Н. Первая уния Юго-Зап. Руси с католичеством (1246-1254). К., 1884; Berger E. St. Louis et Innocent IV: Étude sur les rapports de la France et du Saint-Siège//Les Registres d " Innocent IV/Éd. E. Berger. P., 1887. Vol. 2. (отд. изд.: P., 1893); Pelliot P. Les Mongols et la papauté//ROC. 1922/1923. Vol. 23. P. 3-30; 1924. Vol. 24. P. 225-335; 1931/1932. Vol. 28.

http://pravenc.ru/text/468779.html

В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден был искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР ) «Ноев ковчег». 5 января 1951 г. писатель умер в Москве от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря. В этот день, в 1955 году, также скончался видный советский историк Евгений Викторович Тарле. Он родился 27 октября 1875 г. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В разные годы работал в Московском, Петербургском (позднее - в Петроградском и Ленинг радском), Юрьевском, Казанском университетах. В 1930-34 гг. был репрессирован. Работы Тарле отличались богатством фактического материала, глубиной исследований, блестящим литературным стилем. Основные труды: «Рабочий класс во Франции в эпоху революции» (т. 1-2), «Континентальная блокада», «Наполеон», «Талейран». Накануне и в годы Великой отечественной войны Тарле написаны работы «Нашествие Наполеона на Россию», о Нахимове, Ушакове, Кутузове, закончено исследование «Крымская война» (т. 1-2). Участвовал в подготовке коллективных трудов - «История дипломатии», учебников для вузов. В 1942, 1943, 1946 гг. был удостоен Государственной премии СССР. Почетный член многих зарубежных исторических обществ. Завтра, 6 января , мы вспоминаем видного государственного и военного деятеля, сподвижника Императрицы Екатерины Великой Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, скончавшегося в 1807 году. А.Г.Орлов-Чесменский родился 24 сентября 1737 г. в семье новгородского губернатора. В 1749 г. он стал солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. К 1762 г. дослужился до сержанта. Приняв активное участие в дворцовом перевороте 1762 г., Орлов был щедро награжден землями и крестьянами, чином генерал-майора и титулом графа новой Императрицей Екатериной Великой. Хотя формально Орлов не занимал крупных постов в правительстве, он всегда имел доступ к Государыне, а следовательно, и возможность влиять на государственные дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

Томас Манн (18751955) в старости зафиксировал такие яркие исторические вехи на отрезке собственной жизни, как гегемония Германии при Бисмарке, расцвет Британской империи при королеве Виктории, Первая мировая война, фашизм в Испании, Гитлер и Вторая мировая война; главное значение писатель придавал изменению моральной атмосферы, нравственному упадку, сопровождавшему взлет техники, прогресса и авантюризма. Его менее известный соотечественник, переводчик русских поэтов Иоганнес фон Гюнтер (1886 – 1973) с теплотой писал о «бесконечно уютных» керосиновых лампах, о дровах вместо парового отопления, о многих «очаровательных неудобствах» в мире без автомобилей, телефонов и туалетной бумаги, в котором зато было куда меньше инфарктов и неврозов, а доктор умел поставить диагноз без всяких просвечиваний и анализов, по одному только запаху изо рта. Сомерсет Моэм (1874 – 1965) в день 80-летия нашел нужным и интересным для других вспомнить, насколько иным был мир во времена его молодости: ни самолетов, ни машин, ни кино, ни радио, ни телефонов, жесткие классовые барьеры, дешевизна и бедность. В самом деле: XIX век не мог похвалиться техническими затеями современной цивилизации, зато выигрывал в простодушии и чистоте нравов; преступлений совершалось меньше, не говоря уж об их изощренности; о чудовищных телесных и нравственных отклонениях если и ведали, то стыдились говорить; однако, утверждал О. Шпенглер, люди XIX века уже почти поголовно сформировались социалистами: забыв о грехе как первопричине человеческих горестей, они верили, что если изменить общественный строй на началах справедливости, все станут счастливы. Так, образовываясь и развиваясь, приобретая новые игрушки, человек, увы, теряет более ценные качества и заражается новыми пороками. В каком-то смысле нас спасает от сознания своей вопиющей неполноценности единственно то, что о предыдущих эпохах мы судим в меру своего убожества: объясняя прошлое в терминах современности, стираем дистанцию и приписываем истории нынешние мотивы и цели. И.- В. Гёте, перечисляя грандиозные мировые события, во время которых ему, он считал, повезло жить – Семилетняя война, отпадение Америки от Англии, Французская революция и наполеоновская эпопея – выказывал справедливое опасение: родившимся позднее придется усваивать эти события по книгам, им не понятным, и они, возможно, сделают ложные выводы.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

B. Lightfoot, J. R. Harmer. N. Y., 1907. P. 490-500. Grand Rapids (Mich.), 1970r; Lettera a Diogneto/Testo, trad., not. E. Buonaiuti. R., 1921; Der Brief an Diognetos/Hrsg. J. Geffcken. Hdlb., 1928; The Epistle to Diognetus/Ed. E. H. Blackeney. L., 1943; The Epistle to Diognetus/Text, introd., transl., not. H. G. Meecham. Manchester, 1949; Marrou H.-I., ed. A Diognète. P., 1951. (SC; 33); 19652. (SC; 33 bis.), 2005r; ΒΕΠΕΣ. 1955. Τ. 2. Σ. 247-257; The Apostolic Fathers/Ed. K. Lake. L.; Camb. (Mass.), 1965. Vol. 2. P. 359-378. Рус. пер.: Послание к Диогнету, в котором автор на развалинах идолопоклонства и жидовской веры полагает наитвердейшие основания христианского благочестия/Пер. с франц.: А. Шафранов. СПб., 1783; Письмо (неизвестного мужа апостольских времен) к Диогнету//ХЧ. 1825. Ч. 20. С. 143-162; Послание к Диогнету/Пер.: П. А. Преображенский//Памятники древней христ. письменности в рус. переводе. М., 1863. Т. 4 (переизд.: Сочинения св. Иустина философа и мученика. М., 18922. С. 371-384; 1995р; Символ. 1983. 1. С. 131-148; Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1964. С. 244-255; 1978. С. 505-604; 1988. С. 593-604); Изображение жизни истинных христиан: (Из Послания к Диогнету, гл. 5-8)//Воронежские ЕВ. Приб. 1866. 6. С. 131-135; Послание к Диогниту/Пер.: А. С. Десницкий//Раннехрист. апологеты II-IV вв. М., 2000. С. 122-132. Конкордансы: Urb á n C. A. Concordantia in Patres Apostolicos. Hildesheim, 1993. Pars 1: Concordantia in Epistulam ad Diognetum. Лит.: Kayser A. La Lettre à Diognète//Revue de théologie et de philosophie chrétienne. Strasbourg, 1856. T. 13. P. 266 sq.; Donaldson D. A Critical History of Christian Literature and Doctrine. L., 1866. Vol. 3; Overbeck F. Über den pseudo-justinischen Brief an Diognet. Basel, 1872 (переизд. с доп.: idem. Studien zur Geschichte der alten Kirche. Schloss-Chemnitz, 1875. S. 1-92); Смирнов И., свящ. Послание к Диогнету и неизвестный писатель оного// Он же. Очерки истории духовного просвещения в древней христ. церкви II-IX вв.//ЧОЛДП.

http://pravenc.ru/text/178275.html

Перевел «О народной речи» А. Данте (Пг. 1922). См.: Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы).//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 424–445; Бовкало А. А. Владимир Борисович Шкловский.//Петербургские чтения 97. Материалы энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург – 2003». СПб. 1997. С. 196–197; Степанова Л. Г. О Владимире Борисовиче Шкловском.//Ленинградский мартиролог 1937–1938. Т. 3. СПб. 1998. С. 547–549. 198, 216, 219–221, 227, 240, 244, 260, 263, 266, 280, 356, 359 Шоломицкий Вячеслав Павлович; (1 апреля 1929 – 2 декабря 1991). Окончил Минскую ДС (1951) и Ленинградскую ДА (1955), к. б., оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. 12 августа 1956 рукоположен во священника. Служил в различных храмах Ленинграда. Протоиерей. С 14 июля 1980 – настоятель Успенской церкви в Олонце Карельской АССР, с 22 мая 1986 – настоятель Тихвинской церкви Тихвина, затем служил в Александро-Невской церкви Красного Села. С 16 сентября 1991 – за штатом, 1980 – магистр богословия («Пастырское служение великих пророков»), 6 октября 1987 – доктор богословия («Пастырское служение малых пророков») Христианской богословской академии в Варшаве. См.: Сечейко М., протоиерей. Протоиерей Вячеслав Шоломицкий.//СПб ЕВ. 1991. Вып. 9. С. 88–89. 484, 485 Шохор-Троцкий Семен Ильич ; (20 января 1853 – 12 марта 1923) – педагог, методист-математик. Преподавал математику и методику математики в различных учебных заведениях С.-Петербурга. В 1897–1898 участвовал в комиссии по выработке программ второклассных школ, состоявшей при синодальном Училищном совете. Составил: Арифметический задачник для учеников начальных школ. СПб. 1896 (неоднократно переиздавался). См.: Указатель трудов, статей, рецензий и заметок С. И. Шохор-Троцкого, 1875–1910. СПб. 1910; С. С-в. Шохор-Троцкий.//Педагогическая мысль, 1923. 3. С. 93–94. 88 Шпергазе Лев Иванович; (1874 – 1927). Окончил С.-Петербургскую гимназию К. Мая (1894) и Электротехнический институт (1898) со званием телеграфного техника 1 разряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подробнее об эстетике Ямвлиха см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. VII, кн. 1], с. 122 и далее. 93 Об эстетических взглядах Филона см.: Лосев А. Ф. Указ, соч., [т. VI], с. 82 - 128. 94 Трубецкой С. Н. Филон и его предшественники. - Вопросы философии и психологии. М., 1898, кн. 1, с. 177. 95 Подробнее см.: Danielou. Philon d " Alexandrie, Paris. 1958. 96 См.: Siegfried С. Philo von Alexandria als Ausleger des Alten Testaments. Jena, 1875, S. 140-141, а также: Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911, с. 511-512. Т. Моммзен писал: «Филон, один из самых знатных и богатых иудеев эпохи Тиберия, фактически относится к своей родной религии не многим иначе, чем Цицерон - к религии римской; однако сам он считал, что не уничтожает ее, но лишь раскрывает ее внутренний смысл» (Моммзен Т. Указ. соч., т. V, с. 443). 97 См.: Wolfson H. A. The philosophy of the church fathers. Cambridge (Mass.), 1956, vol. 1. Следует, правда, отметить, что в этой «координатной системе» не всегда можно точно определить параметры того или другого явления христианской философии, ибо Вольфсон в своей предшествующей монографии («Philo. Foundatiohs of religion philosophy in Judaism, Christianity and Islam». Cambridge (Mass.), 1947, vol. 1-2) во многом модернизирует взгляды Филона, пытаясь, по меткому выражению его оппонента К. Бормана, «превратить Филона из эклектика в систематика» (Bormann K. Die Ideen- und Logoslehre Philos von Alexandrien: Eine Auseinandersetzung mit H. A. Wolfson. Köln. 1955, S. 5). 98 Подробнее о теории познания Филона см. в указанной монографии Г. А. Вольфсона, а также в работах: Freudenthal M. Die Erkenntnislehre Philos von Alexandria. Berlin, 1891; Jonas H. Op. cit., Bd. II, H. l, S. 70-121. 99  При цитировании работ Филона дается общепринятое сокращенное латинское название работы, глава и параграф по изданию: Philonis Alexandrini Opera Ed. L. Cohn et P. Wendland. Berolini. 1896-1926, vol. I-VII. 100 τ γρ ν, ν στιν, οχ τν πρς τι - De mut. nom. 27. Трансцендентный характер Бога у Филона и вытекающий отсюда агностицизм подчеркивает в своем исследовании Г. Ионас: Jonas H. Op. cit., Bd. II, Η. l, S. 74-80; 82-83. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАФ [нем. Graf] Георг (15.03.1875, Мунцинген, близ Нёрдлингена - 18.09.1955, Диллинген-ан-дер-Донау), нем. католич. востоковед, прелат-проф. Г. был старшим сыном мастера столярного дела Иоганна. До 1888 г. посещал начальную школу в Мунцингене, а с 1888 до 1894 г. был воспитанником епископской семинарии для мальчиков в Диллингене и учеником классической гимназии, где изучал евр. язык и последние 2 года самостоятельно занимался араб. языком. По окончании гимназии 4 года Г. изучал философию и католич. богословие в королевском лицее (с 1923 - Высшая школа философии и богословия) в Диллингене. 23 июля 1898 г. Г. был рукоположен во священника в Диллингене. До 1900 г. он состоял капланом в Пфаффенхаузене и Линдау. С 1900 по 1905 г. исполнял обязанности префекта в той же епископской семинарии для мальчиков в Диллингене, к-рую окончил сам. К этому же времени относится начало его углубленных занятий вост. языками под рук. проф. С. Ойрингера. В 1903-1904 гг. Г. получил отпуск для изучения востоковедения и византиноведения в Мюнхене под рук. профессоров Ф. Хоммеля, А. Дирова, Ф. В. фон Биссинга и К. Крумбахера. 10 июня 1904 г. при Мюнхенском ун-те он защитил диссертацию на тему «Христианская арабская литература до конца XI в. и особенности ее языка» (Die Christliche arabische Literatur: bis zum Ende des 11. Jh. Freiburg, 1905). 16 марта 1905 г. Г. получил приход в Обергессертсхаузене. Священническое служение сочетал с активной научной деятельностью, состоял в переписке со мн. коллегами, в частности с иезуитом Л. Шейхо и православным К. Башой. В 1907 г. Г. занимался в папской б-ке в Риме. После этого опубликовал 2 монографии: «Сочинения Теодора ибн Курры на арабском языке» (Die arabischen Schriften des Theodor Abû Qurra, Bischofs von Harrân. Paderborn, 1910) и «Философия и богословие Яхьи ибн Ади» (Die Philosophie und Gotteslehre des Jahjâ ibn " Adî. Münster, 1910). Осенью 1909 г. Г. получил от Общества Гёрреса стипендию для научной работы в Иерусалиме в 1910-1911 гг.

http://pravenc.ru/text/166395.html

Лит.: Филимонов Г. Д. Иконные портреты рус. царей//ВОДИ. 1875. Вып. 6/10. С. 35-66; Iorga N. Domini Români dupa portrete i fresce contamporane. Sibiu, 1929; Окунев Н. Л. Портреты королей-ктиторов в серб. церковной живописи//Bsl. 1930. Ro. 2. S. 74-96; С. Портрети српских владара у веку. 1934. Београд, 1997; Grabar A. L " empereur dans l " art byzantin. P., 1936 (рус. пер.: Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000); Mango C. Sépultures et épitaphes aristocratiques à Byzance//Epigrafia medievale greca e latina: Ideologia e funzione. Spoleto, 1955. P. 99-117; Лазарев В. Н. Новые данные о мозаиках и фресках Софии Киевской: Групповой портрет семейства Ярослава//ВВ. 1959. Т. 15. С. 148-169; Василиев А. Ктиторски портрети. София, 1960; Stylianou A. and J. Donors and Dedicatory Inscriptions, Supplicants and Supplications in the Painted Churches of Cyprus//JÖBG. 1960. Bd. 9. S. 97-128; В. Портрети на buзahmujckux и српских владара//ЗбФФУ. 1963. 7. Св. 1. С. 251-272; он же. Друштво, држава и владар у уметности у доба дuhacmuje 1990. 26. С. 13-46; idem (Djuri V.). Svetiteljev zagrljaj u slicarstwu vizantijskog sveta od XII do XIV veka//ГСУ, ЦСВП, 1995. София, 1999. Т. 88(7). С. 95-103; Kitzinger E. Some Reflections on Portraiture in Byzantine Art//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 185-193; Efremov A. Portrete de donatori în picturà de icoane din ãra Româneascã//Buletinul Monumentelor Istorice. Bucur., 1971. Т. 40. N 1. P. 41-48; Velmans T. Le portrait dans l " art des Paléologues//Art et société: Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. P. 91-148; Cutler A. Proskynesis and Anastasis// Idem. Transfigurations: Studies in the Dynamics of Byzantine Iconography. Univ. Park; L., 1975. P. 53-110; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976; idem. The Proskynesis in Byzantine Art// Idem. Studies in Byzantine Manuscript Illumination and Iconography. L., 1996. P. 193-224; Tati -Djuri M. L " iconographie de la donation dans l " ancien art serbe//CIEB, 14.

http://pravenc.ru/text/2462165.html

Ср. существенные замечания А. Е. Tachiaos, «Byzantium after Byzantium» II Meyendorff J. et al., The Legacy of St. Vladimir. Crestwood, NY, 1989. 252 Об этом периоде см. Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. Cambridge University Press, 1981. 253 См. репродукции у Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1965. С. 287 (перевод И. Сорокиной, Л., 1977. С. 329, табл. 300–304). 254 Miklosich-Müller, eds. Acta patriarchatus Constantinoplitani (Vienna, 1862), II 188–192; соответствующие места переведены J. Barker, Manuel II Palaeologus (1391–1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick, NJ, 1962. P. 106–109. 256 РИБ, кол. 583–586. Недавно были высказаны Я. С. Лурье сомнения в подлинности писем великого князя патриарху и императору (см. выше, гл. 6). Тем не менее тексты эти все же отражают выжидательную позицию москвичей, предварявшую назначение Ионы в 1448 г. 257 Слово избрано//Попов А. Я. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. М„ 1875. С. 372–373. 258 Этот аргумент появляется в письмах митрополита Ионы в 1451 г. (РИБ, VI, кол. 559–560) и в других документах; см. обзор текстов у Chemiavsky М. The Reception of the Council of Florence in Moscow 11 Church History 24 (1955), 1. P. 347–359. 259 Инок Фома. Похвала благочестивому великому князю Борису Тверскому, изд. Н. Лихачев//Памятники древней письменности, 168. М., 1908. С. 1–15. 260 Об этом сказании см. Розов Я. Я. Повесть о новгородском белом клобуке//Труды Отдела древнерусской литературы, 9 (Л., 1953). С. 178–219; выдержки переведены у Zenkovsky S. A. Medieval Russian Epics, Chronicles and Tales. Пересмотренное и расширенное издание Е. Р. Dutton Paperback. New York, 1974. P. 326–332. После аннексии Новгорода Москвой белый клобук стал отличительным знаком митрополитов (позже – патриархов) Москвы. Петр Великий, упразднивший патриаршество, даровал право носить белый клобук всем митрополитам Русской Церкви: совершенное обесценивание некогда папского отличия!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Ист.: Paucapalea. Summa uber das Decretum Gratiani/Hrsg. J. F. Schulte. Giessen, 1890. Aalen, 1965r; Stephanus Tornacensis. Die Summa über das Decretum Gratiani/Ed. J. F. v. Schulte. Giessen, 1891. Aalen, 1965r; The Summa Parisiensis on the Decretum Gratiani/Ed. T. P. McLaughlin. Toronto, 1952; Rufinus von Bologna. Summa Decretorum/Hrsg. H. Singer. Paderborn, 1902. Aalen, 1963r; Alexander III, papa. Summa magistri Rolandi: Incerti auctoris quaestiones/Hrsg. Fr. Thaner. Innsbruck, 1874. Aalen, 1962r; Summa «Elegantius in iure diuino» seu Coloniensis/Ed. G. Fransen, S. Kuttner. N. Y., 1969-1990. 4 vol.; Distinctiones «Si mulier eadem hora» seu Monacenses/Ed. R. Sorice. Vat., 2002; Honorius Magister. Summa «De Iure Canonico Tractaturus»/Ed. R. Weigand e. a. Vat., 2004. Vol. 1; Weigand R. Die Glossen zum Dekret Gratians: Stud. zu d. frühen Glossen und Glossemkompilationen. R., 1991-1992. 4 vol. Лит.: Schulte J. F. , von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts. Stutt., 1875. Bd. 1; Juncker J. Die Summa des Simon von Bisignano//ZSRG.K. 1926. Bd. 15. S. 326-500; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234). Vat., 1937; 1981r. Vol. 1. Prodromus corporis glossarum. S. 1-271; idem. Bernardus Compostellanus antiquus//Traditio. N. Y., 1943. Vol. 1. P. 277-340; idem. The Revival of Jurisprudence//Renaissance and Renewal in the 12th Cent./Ed. R. L. Benson, G. Constable. Oxf., 1982. P. 299-323; idem. Gratian and the Schools of Law: 1140-1234. L., 1983; Stickler A. M. Decretisti bolognesi dimenticati//Studia Gratiana. Bononiae, 1955. Vol. 3. P. 391-410; idem. Il decretista Laurentius Hispanus//Ibid. 1966. Vol. 9. P. 461-549; idem. Zur Entstehungsgeschichte und Verbreitung des Dekretapparates «Ordinaturus magister Gratianus»//Ibid. 1967. Vol. 12. P. 111-141; Noonan J. T. Who was Rolandus?//Law, Church and Society: Essays in Honor of St. Kuttner/Ed. K. Pennington, R. Somerville. Phil., 1977. P. 21-48; Weigand R. Die bedingte Eheschliessung im kanonischen Recht. Münch., 1963. Tl. 1: Die Entwicklung der bedingten Eheschliessung im kanonischen Recht. (Münchener Theol. Stud.; 3. Kanonist. Abt.; 16); idem. Magister Rolandus und Papst Alexander III//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1980. Bd. 149. S. 3-44; idem. Huguccio und der Glossenapparat «Ordinaturus Magister»//Ibid. 1985. Bd. 154. S. 490-520; idem. Glossatoren des Dekrets Gratians. Goldbach, 1997; Erd ö P. Introductio in historiam scientiae canonicae: Praenotanda ad Codicem. R., 1999. P. 43-62, 105-106; Schrage E. J. H. Utrumque Ius: Eine Einf. in d. Studium d. Quellen d. mittelalterlichen gelehrten Rechts/Ed. H. Dondorp. B., 1992. S. 91-98, 111-117; Muller W. P. Huguccio: The Life, Works, and Thought of a Twelfth-Century Jurist. Wash., 1994; Murano G. Opere diffuse per Exemplar e Pecia. Turnhout, 2005. P. 347-354.

http://pravenc.ru/text/171632.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010