В ЖМНП уделялось внимание и естественнонаучным дисциплинам, печатались работы по астрономии, физике, математике, химии, медицине, биологии. Напр., была опубликована ст. «Полное затмение Солнца в Пензе» проф. Казанского ун-та Н. И. Лобачевского (1843. 8. Отд. 2. С. 65-96). Значительно больше места занимали исторические статьи. Н. В. Гоголь , преподававший историю в Патриотическом ин-те в С.-Петербурге, напечатал в журнале статьи «Отрывок из истории Малороссии» (1834. 4. Отд. 2. С. 1-15), «О малороссийских песнях» (Там же. С. 16-26), а также «План преподавания всеобщей истории» (1834. 2. Отд. 2. С. 189-209). Он добивался назначения на кафедру всеобщей истории в открывавшемся Киевском ун-те св. Владимира и составил этот план для представления Уварову. Однако устроиться в Киев не удалось, и Гоголь в 1834 г. был назначен адъюнкт-профессором С.-Петербургского ун-та. Его 1-я лекция, имевшая большой успех у студентов, также была опубликована в ЖМНП под названием «О Средних веках» (1834. 9. Отд. 2. С. 409-427). По рус. истории здесь печатались статьи И. И. Срезневского («Обзор материалов для изучения славяно-русской палеографии» (1867. 1. Отд. 2. С. 76-115)), М. П. Погодина («Стрелецкие бунты» (1873. 12. Отд. 2. С. 193-240; 1874. 10. Отд. 2. С. 182-210; 1875. 3. Отд. 2. С. 48-75)), П. Н. Милюкова («Государственное хозяйство в России в связи с реформами Петра Великого» (1890. Отд. 2. 9. С. 1-107; 10. С. 301-357; 11. С. 1-79; 1891. Отд. 2. 1. С. 1-47; 3. С. 30-146; 8. С. 289-393; 10. С. 408-482; 1892. Отд. 2. 1. С. 65-124; 2. С. 261-347)), И. А. Тихомирова («Обозрение состава Воскресенского летописного свода» (1894. 12. Отд. 2. С. 237-254), «Обозрение состава московских летописных сводов, 1425-1533 гг.» (1895. 8. Отд. 2. С. 416-451)), А. Е. Преснякова («Новые данные для изучения московских летописных сводов» (1895. 6. Отд. 2. С. 466-475)), Н. П. Павлова-Сильванского («Иммунитеты в удельной Руси» (1900. 12. Отд. 2. С. 318-365)), И. А. Вышнеградского, Я. К. Грота, А. С. Лаппо-Данилевского , К. А. Неволина, С. Ф. Ольденбурга , С. В. Рождественского, П. М. Строева , Н. Г. Устрялова, Е. Ф. Шмурло и др. С. Ф. Платонов , который до 1896 г. являлся помощником редактора ЖМНП, напечатал в журнале статьи: «Заметки по истории московских земских соборов» (1883. 3. Отд. 2. С. 1-20), «Новая повесть о Смутном времени XVII в.» (1886. 1. Отд. 2. С. 50-67), «Московские волнения 1648 г.» (1888. 6. Отд. 2. С. 279-289), «Как возникли чети?: (К вопросу о происхождении московских приказов-четвертей)» (1892. 5. Отд. 2. С. 158-171), «К истории опричнины XVI в.» (1897. 10. Отд. 2. С. 260-276), а также рецензии, в т. ч. на кн. Д. И. Иловайского «История России» (1891. 3. Отд. 2. С. 180-199). В ЖМНП вышел выдающийся труд А. А. Шахматова «Общерусские летописные своды XIV и XV вв.» (1900. Отд. 2. 9. С. 90-176; 11. С. 135-200; 1901. 11. Отд. 2. С. 52-80).

http://pravenc.ru/text/182367.html

2) Дела Канцелярии обер-прокурора Св. Синода за 1742–1869 гг. – 74102 дела, имеют хронологические и алфавитные реестры за все годы. Ожидается сдача дел за 1870–1880 гг. 3) Дела Хозяйственного Управления при Св. Синоде за 1839–1897 гг. (хотя некоторые отделения его удерживают дела с 1880 г.) 30970 дел, имеют описи, составленные в Архиве (сданы же были без описей). 4) Дела Контроля при Св. Синоде за 1867–1900 гг. – 8353 дела, имеют сдаточные описи. 5) Дела и книги Бухгалтерии за 1839–1900 гг. – 2300 дел, имеют сдаточные описи. 6) Дела Казначейства 1886–1888 гг. – 182 дела, имеют сдаточные описи. 7) Дела Юрисконсультской части за 1840–1894 гг. – 5100 дел, имеют сдаточные описи. 8) Дела С.-Петербургской Синодальной Типографии за 1850–1895 гг. – 2340 дел, имеют сдаточные описи. 9) Дела Экспедиции Управляющего Синодальной Канцелярией за 1840–1903 гг. 1000 дел, имеют сдаточные описи. 10) Дела Училищного Совета при Св. Синоде 1884–1897 гг. – 2000 дел, имеются сдаточные описи. 11) Дела Духовно-Учебного Комитета за 1867–1898 гг., – 2000 дел, имеют сдаточные описи. 12) Дела Комиссии Духовных училищ 1808–1839 гг. и журналы Комиссии – 11,494 дела, вновь описаны и имеют предметный и личный указатели. 13) Дела Духовно-учебного Управления за 1839–1867 гг. – 20,109 дел, имеют инвентарные описи. 14) Дела Комиссии о церковных имениях за 1763–1764 гг. – 195 дел, составлена краткая опись. 15) Журналы Комиссии о церковных имениях 1763–1764 гг. – 19 томов. 16) Подлинные протоколы и журналы Св. Синода за 1721–1903 гг. – 2800 томов, имеют реестры. 17) Дела Греко-униатские, переданные из бывшего 2-го департамента Римско-католической духовной Коллегии за 1805–1828 гг., Греко-униатской духовной Коллегии за 1828–1839 гг., Белорусско-Литовской духовной Коллегии за 1839–1843 гг., Общего собрания Римско-католической духовной Коллегии за 1799–1825 гг. и дела Холмских униатов за 1809–1875 гг., всего 3280 дел, имеют описи. 18) Архив Греко-униатских митрополитов за 1470–1839 гг. – 6000 дел, имеет печатное описание в двух томах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАФ [нем. Graf] Георг (15.03.1875, Мунцинген, близ Нёрдлингена - 18.09.1955, Диллинген-ан-дер-Донау), нем. католич. востоковед, прелат-проф. Г. был старшим сыном мастера столярного дела Иоганна. До 1888 г. посещал начальную школу в Мунцингене, а с 1888 до 1894 г. был воспитанником епископской семинарии для мальчиков в Диллингене и учеником классической гимназии, где изучал евр. язык и последние 2 года самостоятельно занимался араб. языком. По окончании гимназии 4 года Г. изучал философию и католич. богословие в королевском лицее (с 1923 - Высшая школа философии и богословия) в Диллингене. 23 июля 1898 г. Г. был рукоположен во священника в Диллингене. До 1900 г. он состоял капланом в Пфаффенхаузене и Линдау. С 1900 по 1905 г. исполнял обязанности префекта в той же епископской семинарии для мальчиков в Диллингене, к-рую окончил сам. К этому же времени относится начало его углубленных занятий вост. языками под рук. проф. С. Ойрингера. В 1903-1904 гг. Г. получил отпуск для изучения востоковедения и византиноведения в Мюнхене под рук. профессоров Ф. Хоммеля, А. Дирова, Ф. В. фон Биссинга и К. Крумбахера. 10 июня 1904 г. при Мюнхенском ун-те он защитил диссертацию на тему «Христианская арабская литература до конца XI в. и особенности ее языка» (Die Christliche arabische Literatur: bis zum Ende des 11. Jh. Freiburg, 1905). 16 марта 1905 г. Г. получил приход в Обергессертсхаузене. Священническое служение сочетал с активной научной деятельностью, состоял в переписке со мн. коллегами, в частности с иезуитом Л. Шейхо и православным К. Башой. В 1907 г. Г. занимался в папской б-ке в Риме. После этого опубликовал 2 монографии: «Сочинения Теодора ибн Курры на арабском языке» (Die arabischen Schriften des Theodor Abû Qurra, Bischofs von Harrân. Paderborn, 1910) и «Философия и богословие Яхьи ибн Ади» (Die Philosophie und Gotteslehre des Jahjâ ibn " Adî. Münster, 1910). Осенью 1909 г. Г. получил от Общества Гёрреса стипендию для научной работы в Иерусалиме в 1910-1911 гг.

http://pravenc.ru/text/166395.html

7 . Воронцов А.А. Метафизика преосвященнейшего Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского. Казань, 1900. С. 1–54, I–II. 8 . Зефиров Е.А. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877–1884 гг.)//Странник. 1893. Т. 3. Декабрь. С. 718–725. 9 . Знаменский П.В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 годы). Казань, 1891. Вып. 1. 381 с. 10 . Знаменский П.В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 годы). Казань, 1891. Вып. 2. 593 с. 11 . Краевский А.А. Об издании «Отечественных Записок» в 1860 году//Отечественные Записки. 1859. Ноябрь. С. 2. 12 . Крылов А.Л. Архиепископ Никанор как педагог. Кишинев, 1900. 128 с. 13 . Лесевич В. В. Этюды и очерки. СПб., 1886. 408 с. 14 . М. П-ъ. Позднее слово о преждевременном деле//Православное Обозрение. 1879. Т. 1. С. 265–292; Т. 3. С. 500–522. 15 . Милославский П.А. Закон сохранения силы и душевные явления//Православное Обозрение. 1877. Т. 3. С. 275–318. 16 . Милославский П. А. Наука и ученые люди в русском обществе (по поводу толков, возбужденных г. Михайловским и проф. Цитовичем)//Православный Собеседник. 1879. Т. 1. С. 111–149. 17 . Милославский П.А. Основания философии как специальной науки. Т. 1. Казань, 1883. 443 с. 18 . Милославский П.А. По поводу народного издания «Жизнь Иисуса» Штрауса в Германии и Франции//Православный Собеседник. 1876. Т. 1. С. 77–88. 19 . Милославский П.А. Современная ученость и христианство //Православное Обозрение. 1877. Т. 1. С. 111–151; Т. 3. С. 544–573. 20 . Милославский П. А. Современное учение о субстанциях//Православный Собеседник. 1875. Т. 2. С. 401–421. 21 . Невзоров И.А. Вера и неверие в отношении к просвещению и жизни. (По церковно-учительным произведениям Высокопреосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского)//Странник. Духовный журнал. 1892. Т. 3. С. 200–239, 420–446; 1893. Т. 1. С. 191–203, 366–376. 22 . Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. 93 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Екатеринославская губерния Лев Фёдорович Бабенко, кр. Александровского уез., родился в 1880 г. в бедной крест. Семье, существовавшей с надела в 1 1/ 2 дес., окончил гнединское ремесленное уч., служил рабочим на котельном и др. заводах. Воинскую повинность отбывал в черноморском флоте и был во время исторического восстания этого флота. По отбытию военной службы работал на заводе земледельческих орудий Пшеничного. Сторонник национализации земли и немедленного введения 8-часового рабочего дня. Принадлежит к трудовой группе. Алексей Никитич Возовик , крест. Мариупольского уезда, родился в 1875 году в бедной кр. Семье. Окончил земское уч., был сельским писарем, а затем волостным. Гласный мариупольского земск. собр., попечитель Николаевской земской школы. Сторонник органической работы в Думе и разрешения в первую очередь аграрного вопроса. Примкнул к «трудовой группе». Михаил Евстафьевич Земцев, 37 л., дворянин, род. в Донской области. Кончил Усть– Медведицкую гимн. и Московс. универ. по юридическ. факульт. Работал в Сибири по переселенческой статистике и по обследованию Плутоировского округа. Здесь он имел возможность ознакомиться со всеми нуждами русского крестьянства, покидающего родные насиженные места в поисках хлеба, работы, земельного простора. С 1897 по 1900 г. М.Е. был уездным земским статистикам в Александровске Екатеринославской губ. С 1900 г. состоял в Мариуполе помощником податного инспектора и инспектором. Состоял действит. членом закрытого московск. юридич. общ. и член. кассы взаимопомощи литераторов и ученых. Примыкает к К.Д. партии. Иван Ильич Лысенко. Крестьянин, род. в 1871 г. в Прилукском уезд., Полтавской г. Окончил 4 класса гимназии, которую вынужден был покинуть за неимением средств. Служил конторщиком на табачной фабрике Спилотти; по отбытии воинской повинности поселился в Мариупольском уезде, где занимался земледелием на наделе в 4 десят. Пережив земельный голод, отведав всю горечь крест. бесправия, И.И. является стойким защитником интересов крест. Ознакомившись с программой партии «нар. св.», И.И. не только сам голосовал за кандидатов этой партии, но склонял к этому и крестьян. Государственную думу избран от крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

дух. сем. § 93 и учил. § 19), самое избрание «выборных» или «уполномоченных от духовенства» предоставляет духовенству. По определению Св. Синода 13 / 20 дек. 1867 г. депутаты епархиальных и окружных училищных съездов назначаются по выбору духовенства, а отнюдь не по распоряжению консистории и благочинных, а по опред. Св. Синода 17 ноября / 19 декабря 1869 г. не епархиальным начальством и не благочинными. По опред. Св. Синода 31 мая/ 6 июля 1872 г. избранные духовенством депутаты могут быть устраняемы епархиальною властью только при существовании законных к тому причин. Заботясь о том, чтобы мнения съездов служили выражением желания духовенства (уст. дух. сем. § 93 п. 1), Св. Синод старается в тоже время устранить условия, препятствующие свободному и искреннему выражению этого желания. Определением 23 сентября 1875 года Св. Синод ут- —591— вердил заключение Учебного Комитета, между прочим гласившее: Усматривая, что на некоторых общеепархиальных и окружных училищных съездах нередко избирались и ныне избираются как в депутаты, так и в председатели съездов лица, состоящие в тоже время членами Консистории, которые своим положением и влиянием не могут иногда не стеснять подчиненное им, в отношении Епархиального Управления, духовенство в свободном выражении мнений оного по делам училищным, что подтверждалось и на опыте, – учебный комитет находил бы полезным в соответствии с постановлениями Св. Синода (13 мая – 5 июля 1872 г. и 20 авг. 1870 г.) изъяснить, чтобы члены духовных консисторий не были избираемы не только в председатели, но и в депутаты съездов духовенства по училищным делам. Но помимо этих юридических соображений, интересы самого дела побуждают не только не тормозить и не ограничивать института епархиальных и окружных съездов духовенства, но насколько возможно, поддерживать и развивать его. В течение последних 30 лет съезды духовенства оказали громадную услугу развитию епархиальной жизни, особенно в деле духовного образования и экономического быта духовенства. Отнятие у духовенства права свободного избрания уполномоченных, назначенных между прочим для наблюдения и ревизии хозяйственной стороны епархиальных учреждений, существующих на местные средства церквей и самого духовенства, неминуемо должно породить недоверие к невыборным депутатам, затем несочувствие к их постановлениям, особенно тем, которые будут касаться обязательного обложения церквей и причтов, и которые при выборных депутатах принимаются безропотно, и в конце концов непременно – упадок епархиальной жизни. Случаи неправильного взимания гербового сбора. По поводу циркулярного разъяснения Св. Синода о том, что метрические выписи и различные удостоверения и справки о личности, выдаваемые причтами по просьбе частных лиц для представления в низшие народные училища и школы, оплате гербовым сбором не подлежат (Церк. Вед. 2), нам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

697 Хевронский участок о. Антонина с Дубом Мамврийским сложился из 12 разновременных земельных приобретений 1868–1889 гг. Братья Абу-Касем – владельцы одного из таких участков. 701 Берггейм Пауль (Bergheim Melville Peter (Paul)) – банкир, из крещеных евреев, выходец из Германии. В 1851 г. основал банк в Иерусалиме, а затем, в 1877 г., совместно с сыном Кристофером Берггеймом, построил паровую мельницу. В январе 1892 г. банк Берггейма обанкротился и был закрыт. Семейство имело большой дом с садом на Яффской дороге, близ Муниципального Парка. 703 Гатт Георг (Gatt Georg) – немецкий католический миссионер в Газе, археолог и палестиновед. Автор работ: «Sion in Jerusalem» (1900), «Zur Topographie Jerusalems» (1902) и др. 704 Имеется в виду император Эфиопии Йоханныс IV (1872–1889). Опубликованные в газетах слухи о его смерти оказались ложными. 705 Цы Ань – главная супруга императора Сянь Фына (ум. 1861), в китайском обозначении «императрица Восточного дворца» – умерла 7 апреля 1881 г. 707 Мансуров Павел Борисович (1795–1881) – отец Б. П. Мансурова (см. выше примеч. 433). Участник Отечественной войны 1812 г., друг А. С. Пушкина. Действительный тайный советник, чиновник Министерства финансов. 708 Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (18.12.1824–18.08.1896), князь – русский дипломат. Посол в Турции (1859–1863, 1878–1879), Англии (1879–1882), Австро-Венгрии (1882–1895). Министр иностранных дел (1895–1896). 709 Гирс Николай Карлович (09.05.1820–14.01.1895) – государственный деятель, дипломат. С 1875 г. товарищ министра иностранных дел, одновременно управлял Азиатским департаментом на правах директора. С 1882 г. – министр иностранных дел и член Государственного совета. 710 Сабуров Петр Александрович (1835–1918) – русский дипломат. Постоянный поверенный в делах в Карлсруэ (Баден) (1869), посланник в Афинах (1870–1879), посол в Берлине (1879–1884). Сенатор (1884), член Государственного Совета (1900), действительный тайный советник. Известный археолог и собиратель древностей, его коллекция терракотовых статуэток в 1884 г. была приобретена Эрмитажем. Автор научных трудов и мемуаров.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

2216 Непонятно поэтому, каким образом, заменив название disciplina arcana термином «тайноводственное учение», – термином, который, по своему сходству с терминологией мистерий, служит одним из оснований для признания влияния последних на обычай скрывать от непосвященных обряды таинств, можно «оттенить полное несходство этого явления с аналогичными явлениями в язычестве», как это желательно г. Сильченкову, который, по-видимому, считает свое изобретение важным… 2217 Полный их перечень См. Bonwetsch, Zeitschr. f. die hist. Theol. 1873. S. 273 ff. Zezschwitz, Der Katechumenat. S. 169 ff. Anrich, Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf d. Christentum. S. 155–162. 2218 Правда он вводит в виде дополнения к главе своей системы очерк устройства церквей: р. католической, евангелически-лютеранской и армяно-григорианской, но этот очерк он делает лишь в рамках, определяемых действующим сводом наших законов; так что это дополнение не входит так сказать органически в его систему и ни мало не изменяет ее существа. 2231 Слово это напечатано в 4-м «Харьковских Епархиальных Ведомостей», 1875 г. и в отдельном издании «Речи, говоренные в разное время Саввою, архиеп. Тверским». Тверь, 1892 г., стр. 45. 2237 † в 1894, см. воспоминания о нем в Приб. к «Церк. Ведомостям», 1901 г., 36, стр. 1294 и сл. 2241 Проф. богословия в Моск. Университете, † в июне 1892 г. Слово его в «Прав. Обозрении», 1874 г., ноябрь. 2246 Жена известного славянофила И. В. Киреевского, см. о ней т. II-IV Хроники по указателям, † 14 марта 1900 г. 2252 Дроздова, † на покое в Москве 7 декабря 1876 г. См. о нем «Русский Архив», 1881 г., I, 290–291; «Богословский Вестник», 1894 г., I, 4, 166, и 1900, III, 11, 388, прим. 1; о его библиотеке «Голос», 1877, 160. 2257 «Мнения Преосвященных епархиальных архиереев относительно проекта преобразования духовно-судебной части». Том I. Спб. 1874. 2259 В Тверской епархии, на имя Преосвящ. Архиеп. Гавриила последовал указ из Св. Синода от 29 июля 1853 г., 7581, по тому же предмету в противоположном смысле. Примечание Преосв. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941) – поэт и религиозно-философский мыслитель, один из основателей русского символизма. В начале 1900-х годов организовал Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге, где он выступал за то, что он называл «Новое христианство». Написал цикл исторических романов Христос и Антихрист, в которых он рассматривает поворотные исторические эпохи с точки зрения борьбы противостоящих духовных сил. В 1920 году покинул Россию. Его квартира в Париже стала одним из духовных центров русской эмиграции. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945) – поэтесса, писательница, литературный критик, жена Мережковского. В первом десятилетии ХХ века публично выступала за религиозные-христианские идеалы символизма. Эмигрировала с Мережковским в 1920 году. В Париже организовала литературные салоны для русских эмигрантов. Василий Васильевич Розанов (1856–1919) работал на консервативной газете Новое время, заработал репутацию в качестве журналиста и писателя. Автор книг о христианстве, иудаизме, сексе и семье. Человек парадокса, одновременно мистик и материалист. Несмотря на доброе отношение к Церкви, он страстно нападал на Христа; уважаемый семьянин, он делал рискованные заявления на тему секса; консерватор, он боролся решительно и настойчиво против самодержавия; поклонник иудаизма, он считал себя антисемитом. Антон Владимирович Карташев (1875–1960) в 1899 году окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал историю Церкви (1900–1918). Николай Александрович Бердяев (1874–1948). В 1901 году опубликовал свою первую книгу Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Образование получил в Германии. По возвращении в Санкт-Петербург принял участие в издании журнала Вехи (1909), опубликовал ряд книг по религиозной философии. В 1917 году избран профессором философии в Московском университете, но был изгнан с должности Лениным в следующем году. Преподавал в Академии Духовной Культуры (1918–1922). Вынужден эмигрировать в 1922 году. Возглавлял Академию философии и религии в Париже (1925–1940). Редактор журнала Путь. Умер в Париже.

http://bogoslov.ru/article/4384403

По количеству и значению наибольшего внимания в издании заслуживают статьи, посвященные местной церковной и гражданской истории. С исключительным изобилием представлены биографические сведения об архиереях, др. местных церковных и светских деятелях, особенно XVIII в. Эти публикации основывались на документах, открытых Комиссией для разбора консисторского архива (учреждена в 1870), описавшей дела консистории за неск. десятилетий начиная с 1699 г. и опубликовавшей множество источников более позднего времени. В А. е. в. содержался обширный материал о местных иноверцах, старообрядцах и сектантах, о национальных христ. общинах Астраханской губ., о миссионерстве среди народов Кавказа, бурят, татар, казахов («киргизов»), особенно калмыков. Богословские и нравоучительные статьи в большинстве своем являются перепечатками из др. изданий. Наиболее значительные материалы были изданы в виде приложений к А. е. в.: «Обозрение мероприятий правительства к распространению христианства между калмыками» (1883); «Описание дел, хранящихся в архиве Астраханской духовной консистории, составляемое особо учрежденной по указу Святейшего Синода комиссией» (1886-1891); Аполлос (Беляев), архим. «Описание астраханских монастырей» (1909-1910); Летницкий И. Н. «Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Астраханский и Енотаевский: К 50-летию пастырского служения: Биогр. очерк» (1911); Иннокентий (Кременский), еп. «Нагорная проповедь Христа Спасителя: Экзегетическое исследование» (1917). С 1991 г. в качестве офиц. епархиального издания выходила ежемесячная газ. «Астраханский православный собеседник». С 1996 г. офиц. издание Астраханской епархии - «Свет Православия». Лит.: Летницкий И. Н. Краткая история Астраханских епархиальных ведомостей за 25 лет их существования. Астрахань, 1900 (отд. отт. из Астраханских ЕВ за 1900); он же. Указатель неофиц. отдела Астраханских ЕВ за 25-летие их существования с 1 сент. 1875 г.- 1 янв. 1901 г. Астрахань, 1901 (прил. к Астраханским ЕВ. 1901. 20); Рункевич С. Г. Астраханские ЕВ//ПБЭ. Т. 2. Стб. 122-132; Андреев. Христианская периодика. С. 4-7.

http://pravenc.ru/text/76740.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010