808 Благовещенский, Николай Михайлович (1821–1892) — профессор-филолог, в 1872–1885 годах — ректор Варшавского университета. 809 …Вы уже в Варшаве…— в связи с назначением Щебальского начальником Варшавской учебной дирекции. 810 «Зачем читать учился» — цитата из «Автоэпиграммы» В. В. Капниста. 811 «Еретик Форносов» — произведение под таким заглавием у Лескова неизвестно и, видимо, не было написано. 812 Сальяс де Турнемир де Туркефор Е. А., граф (1842–1900) — исторический романист, сотрудник «Русского вестника». 813 …жил с Ф. И. Буслаевым…— О Буслаеве и отношениях к нему Лескова см. письмо 110 и примечания к нему. 814 Георгиевский, Александр Иванович (1830–1911) — председатель Ученого комитета министерства народного просвещения в 1873–1901 годах. 815 …распорядились с «П вед »…— Очевидно, имеется в виду назначение редактором П. С. Усова. 816 …обрадовал ими эскулапов…— См. письмо 89. 817 …министерскую выходку…— Речь идет о циркуляре министра народного просвещения Д. А. Толстого попечителям учебных округов от 24 мая 1875 года; в циркуляре давались указания по борьбе с революционной пропагандой в мужских и женских гимназиях (см. «Журнал министерства народного просвещения», 1875, стр. 45–47). 818 Граф — Д. А. Толстой. 819 …под заглавием «Чертовы куклы»…— Произведение (роман) под таким заглавием появилось лишь в 1890 году («Русская мысль», 1890, кн. 1). 820 …видел и Дюпанлу и Гамбетту…— Лесков присутствовал на заседании Национального собрания в Версале, слушал выступлении депутатов. См. примечание к письму 86. 821 …беседовал с заклятым Мартыновым и с рыхлым Гагариным…— См. письмо 87 и примечания к нему. 822 Барон Менгден, Константин Фердинандович — камергер; в 1875 году состоял при варшавском генерал-губернаторе. 823 …лично… не знаю. — Личное знакомство Лескова с Л. Н. Толстым произошло позднее, в апреле 1887 года. 824 …по поводу известной Вашей статьи в «Дне»…— И. С. Аксаков поместил в газете «День» (1864, передовую статью (без подписи), вызвавшую письмо Мартынова и ответы на него Ю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

41 .-слушали предложенный Г. Исправляющим должность Синодального Обер-Прокурора журнал Учебного Комитета, 145, по возбуждённому Преосвященным Митрополитом Исидором вопросу: следует ли допускать членов Духовных Консисторий к выборам в депутаты и председатели съездов духовенства по училищным делам? Приказали: Заключение Учебного Комитета утвердить и, для должного в потребных случаях руководства и пополнения, препроводить в копии при печатном указе Епархиальным Преосвященным Архиереям. Сентября 23 дня 1875 г. Заключение Учебного Комитета: Принимая во внимание, что Высочайше утверждённым уставом духовных училищ и разъяснительными к нему постановлениями Св. Синода епархиальному духовенству предоставлено право свободного избрания председателей из среды себя на съездах по делам училищ, вверенных попечению духовенства, а равно и право свободного решения подлежащих съездам дел, под непосредственным усмотрением Епархиального Преосвященного, для каковой цели Св. Синодом предписано было, между прочим, при распределении причтов духовенства для выбора депутатов на съезды не стесняться пределами благочиний (определение 13 Мая/5 Июля 1872 г.), и не допускать вмешательства Духовных Консисторий в дела съездов (Цирк. ук. 20 Августа 1870 г. 50), и вместе с сим усматривая, что на некоторых обще-епархиальных и окружных училищных съездах нередко избирались и ныне избираются как в депутаты, так и в председатели съездов лица, состоящие в тоже время членами Консистории, которые своим положением и влиянием не могут иногда не стеснять подчинённое им, в отношении Епархиального Управления, духовенство в свободном выражении мнений оного по делам училищным, что подтверждалось и па опыте, – Учебный Комитет находил бы полезным, в соответствие с вышеприведёнными постановлениями Св. Синода, изъяснить, чтобы члены Духовных Консисторий не были избираемы не только в председатели, но и в депутаты съездов духовенства по училищным делам. Читать далее Источник: Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг./Собр. и изд. А. Завьялов, секр. Святейшего синода. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1901. - 444 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1882 г.)… . 969 См. выше: 12-е примечание.– Как можно предполагать (См. Пр. Соб. за текущий, не подлежащий уже нашему рассмотрению, 1901 год), автор озабочен изучением давнего вопроса. 971 Сравн. статьи: проф. Кипарисова „О свободе совести (Приб. к Тв. свв. оо. 1881–1883 гг.), С. Д. Л. „К вопросу о свободе совести“ (Пр. Об. 1879 г.), еп. Амвросия „О свободе совести» (Д. Чт. 1875 г.), „О правах совести» (ib. 1876 г.)..., рисующие дело не с той стороны, какая нас здесь специально интересует. 978 Сравн. о. С. Остроумова „Закон и Евангелие“ (В. и Р. 1898 г.), еп. уфимск. Никанора (Бровковича) : „О превосходстве Н. Завета (Евангельского закона) пред Ветхим“ (Стр. 18?3 г.) и „О христианском идеале“ (ib. 1886 г.); о. И. Кронштадтского „Царство Божие по притче Господа о закваске» (В. и Ц. 1900 г.)… 985 Ф. X. „Вопросы о молитвек (из Секретана)“ (Пр. Об. 1883 г.;; в Пр. Соб. (1876 г.): „Многоглаголание в молитве“ (ср. Д. Чт. 1876 г.)… 988 В. Несмелова (Пр. Соб. 1895 г.) „Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения“, Д. П-ва (Тр. К. Д. А. 1891 г.)„Нравственное назначение человека“; сравн., между прочим, В. Троицкого (Пр. Об. 1891 г.) „Учение графа Л. Н. Толстого о смысле жизни“… 989 Наша статья: „Христианское самолюбие» (Хр. Чт. 1897 г.); г. Николина. „Узаконяет-ли христианство любовь к самому себе» (Б. В. 1900 г.); о. Григория:„Об эгоизме и христианской любви к самому себе» (ibid. 1894 г.)… 990 О. Светлова „О самоубийстве... (Хр. Чт. 1897 г.), г. Городенского „Нравственное значение страданий с христианской точки зрения» (Б. В. 1896 г); Чит. в Стр. за 1879 г. статью: „Значение телесных болезней для жизни нравственной». Ibid. (1898 г.) И. М. „Нравственное значение страданий, невинных в особенности " … 991 А.Ф. Гусева „Нравственные условия материального благосостояния“ (Пр. Об. 1874 г.); Д. А. П. „Нищета и богатство по учению Спасителя» (В. и Ц. 1900 г.); Никанора, архиеп. херс. ,,0 том, что бедность не порок и не в богатстве корень добродетели и праведности» („поучение“) (Пр. Об. 1886 г., Стр. 1887 г.)…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

8) Евангелическо-лютеранское Миссионерское Общество в Лейпциге (Evangelisch-lutherisclie Missionsgesellschaft zu Leipzig). Еще в 1819 году в Дрездене существовала небольшая миссионерская община, находившаяся в общении с Базельской. В 1832 она открыла в Дрездене миссионерскую школу, а через четыре года – и миссионерскую семинарию, при чем сама община преобразована была в Евангелически-лютеранское Миссионерское Общество. В 1846 году д-ром Граулем общество это было переведено в Лейпциг, и здесь его деятельность значительно расширилась. Уже в следующем году оно приняло на свои средства содержание датского миссионерского коллегиума в Транкебаре после того, как этот город был куплен у Дании Англиею, а в 1879 году оно открыло в Лейпциге еще новую миссионерскую семинарию, и другую – более обширную – в Пореяре, близ Транкебара. В настоящее время это общество содержит 58 миссионеров в Индии и в восточной Африке; расходует на нужды миссии до 550,000 марок в год (в 1884 г. – 808,802 марки; в 1900 г. – 548,754 марки). Орган его: Evangelish-lutherisches Missionsblatt. 9) Германсбургское Лютеранское Миссионерское Общество было основано в 1849 году пастором Л. Гармсом. В 1850 г. на собственном корабле «Candace» оно отправило своих миссионеров в Наталь, в 1866 году – в Индию, в 1875 году – в Австралию и в Новую Зеландию и в 1880 году – в Персию. В настоящее время оно содержит на свои средства а) в Наталье – 51 миссионерский стан и 60 миссионеров, б) в Индии – 10 миссионерских станов, 11 миссионеров и 27 миссионерских помощников; в) в Австралии и Новой Зеландии 3 миссионерских стана и 7 миссионеров; г) в Персии – 5 миссионеров; а всего 64 миссионерских стана, 83 миссионера и 27 миссионерских помощников; расходует оно на нужды миссии до 400,000 марок в год (в 1884 г. – 356,873 марки; в 1900 году – 392,258 марок). Орган его: Hermannsburges Missionsblatt. 10) Шлезвиг – Голштинское или Брекклюмское Миссионерское Общество (Schleswig-Holstemische oder Brecklumer Missionsgesellschaft) было основано пастором Иензеном в 1876 году; одновременно же с ним был учрежден миссионерский дом в Брекклюме, в двух милях на север от Хузума. В 1881 году это общество в первый раз отправило своих четырех миссионеров на Суматру и в Бастарланде. В настоящее время оно содержит на свои средства 13 (в 1884 г. только 4) миссионеров в Индии. Расход его: свыше 160,000 марок в год (в 1884 г. – 36,400 марок; в 1900 г. – 160,613 марок). Его орган: Schleswig-Holsteinisches Missionsblatt.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не смотря на неудовлетворительную постановку нравственного богословия в семинариях, а может быть отчасти благодаря именно ей, наша богословская литература стремилась наметить и установить теоретические требования для плодотворной постановки этой науки, а с другой стороны дала не мало опытов систематического, более или менее научного, изложения христианского нравоучения. Идеальные запросы и требования к науке нравственного богословия были предъявлены напр. в статье проф. Гренкова: «первоначальное происхождение науки о христианской нравственности и ее краткая история» (Прав. Собес. 1875 г. т. 1), библиографической заметке его же по поводу «православного нравственного богословия» Халколиванова (Прав. Собес. 1872 г., т. III), статье проф. Олесницкого «ифика, как наука» (Труды К. Д. Ак. 1879 г., т. II). Тому же выяснению принципов систематизации нравственно-богословского научного материала посвящена недавно вышедшая целая книга г. Архангельского под названием: «задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения». Систематические опыты изложения христианского нравоучения пере- —307— числять было бы слишком долго. Не смотря на свое хаотическое разнообразие, они всё-таки внесли посильную лепту в разработку науки нравственного богословия. Некоторые из них представляют положительный ценный вклад в богословскую науку. Одни из них имеют в виду дать научно-философскую разработку вопроса о нравственности, установить законы нравственной деятельности человека, определить ее нормы и указать способы, при помощи которых душевная деятельность может стать нормальною, нравственною. Таково «православно-христианское учение о нравственности» о. Янышева; сюда же следует отнести, правда переводную, систему христианского нравоучения Мартенсена. Иной тип нравственной системы представляет собою «начертание христианского нравоучения» еп. Феофана. Он излагает христианское нравоучение в духе и силе учения свв. Отцов и учителей церкви, руководясь, помимо откровенного слова Божия, аскетическими творениями подвижников, которые отличаются, как известно, глубоким знанием таинственных движений души человеческой и опытным знакомством с проявлениями нравственной жизни. Есть, наконец, в русской литературе содержательный труд, выросший на почве так называемого естественно-философского нравоучения. Разумеем «оправдание добра» В. С. Соловьева . Говорим о всём этом к тому, чтобы показать, что и наша отечественная литература представляет достаточный и разносторонний материал для изложения и составления руководства по нравственному богословию, лишь бы была добрая охота к изучению и сведению этого материала.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—332— щих в одном с ними ведомстве, но никак не могут совершать этих треб в приходах церквей епархиальных. Поэтому и метрические книги церквей военного и придворного ведомства представляются причтами церквей этого ведомства главным священникам, из канцелярии которых выдаются и метрические свидетельства лицам означенных ведомств. Вне епархиального управления находятся также церкви заграничные и служащее при них духовенство, – впрочем, только церкви и духовенство тех мест, где существуют так называемые миссии заграничные, именно в Иерусалиме, Китае и Японии. Эти церкви и служащее при них духовенство прямо зависят от Синода. Что же касается до духовенства, служащего при посольских церквах в Европе, то оно находится в ведении С.-Петербургского епархиального начальства. Священники, назначаемые к заграничным церквам, обыкновенно получают при их отправлении к этим церквам золотые наперсные кресты из Императорского Кабинета, которые обращаются им в награду, если они прослужат в своей должности не менее семи лет; в противном случае эти кресты возвращаются опять в Императорский Кабинет (Высочайше утвержд. опред. Св. Синода 1 мая 1820 г. – в Пол. собр. законов). Во время службы за границей нашему белому духовенству дозволяется постригать на голове волосы и при неофициальном появлении в публичных местах носить светское платье, но не надевать при этом наперсных крестов. Оклады заграничного духовенства, Высочайше утвержденные 22 ноября 1875 г., вносятся в смету Министерства Иностранных Дел. А. Павлов Тихомиров П.В. Типы гносеологических учений//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 333–366 (2-я пагин.). —333— 1. Необходимость классификации гносеологических учений. Отсутствие твердо установленных рубрик и схем для классификации философских учений вообще и гносеологических в частности. – 2. Мнение Паульсена о принципиальных различиях гносеологических учений. – 3. Критическая оценка этого мнения. Задачи и состав настоящего очерка. – 4. Психологическая точка зрения на познание: интеллектуализм и сенсуализм. – 5. Логическая точка зрения: рационализм и позитивизм. – 6. Собственно гносеологическая точка зрения: априоризм и эмпиризм. – 7. Метафизическая точка зрения: реализм и феноменализм. Схема для классификации гносеологических учений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Казанский . – он почти ежедневно после ужина вместе с другим товарищем ходил к Евлампию для какого-то толкования писания и просиживал у него до 12 часов. 2131 Р. Архив, 1881, I, 298, 300, 304; II. 71; Бог. Вест. 1894, 4 кн., 513. Душ. Чт. 1890, 3 кн., 505506. 2132 Мистицизм обоих выражался в одних формах: вера в сны и в общение душ. О Ф.А. Голубинском с этой стороны см. в статье проф. С.С. Глаголева , Прот. Ф.А. Голубинский (Бог. Вестн. 1898 г.) по отдельному оттиску, стр. 19 и след. 2133 Гр. Дим. Н. Толстой рассказывает: «Рукоположение А. В-ча было так ново, что породило тогда много толков даже в наших салонах, обыкновенно крайне безразлично относившихся к церковным событиям. По общему у нас неведению канонов, встречались даже сомнения в правильности его рукоположения; иные смешивали целибат с монашеством и спрашивали, почему он не носит клобука». Р. Архив. 1875. 3, 474. В одном из своих писем К.И. Новоструеву А.В. жалуется на нелепые слухи, ходившие даже в академической корпорации. Попов. 2134 Сборник сочинений, II, 465. Митр. Филарет будто бы говорил еще до посвящения А. В-ча: «если я не сделаю (т.е. не посвящу его), то и другой никто не сделает: а если я сделаю, то мне ничего не сделают». Чт. Общ. Ист. и Древн. 1875, III, 156157. 2136 Мы не думаем, что оценка научных трудов и заслуг А.В. Горского только вопрос времени, что он весь высказался, кроме печатных трудов и неизданных курсов, в научной переписке и главным образом в бесчисленных заметках на книгах и рукописях. Предположим почти невозможное, будто все заметки Горского можно собрать, а все письма и курсы найти и издать. В результате этого труда будет только собрание сырого материала, не больше. Разве в этом высказывается весь ученый? Если бы А.В. оставил этот материал даже в систематическом порядке, то и тогда нельзя бы считать ученого высказавшимся. Мы не уловили бы тех общих идей, которые управляли этой громадной работой собирателя, не увидали бы того здания, которое он проектировал построить. А.В-ча звали при жизни, называют и теперь энциклопедией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. м. б. в первую очередь ориентировалось на издательское дело и исследовательскую работу. В 1875-1876, 1883-1899, 1906-1917 гг. об-во издавало ж. «Братское слово» (первоначально в качестве приложения к «Московским церковным ведомостям»). Редакционную коллегию в 1875-1899 гг. возглавлял профессор кафедры истории и обличения рус. раскола в МДА, историк старообрядчества Субботин. При журнале фактически сложилась исследовательская школа. Важнейшим издательским проектом П. м. б. стал выпуск «Материалов для истории раскола за первое время его существования» (М., 1874-1894. 9 т.; ред. Н. И. Субботин). За 25 лет братство издало до 125 названий произведений, распространило до 500 тыс. экз. книг и брошюр. В 1900-х гг. объемы публикаций резко сократились: если в 1900 г. в Москве и 48 губерниях было продано 28 406 экз., то в 1908 г.- 4 тыс. экз. Вероятно, после выхода в 1905 г. имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» борьба со старообрядчеством потеряла актуальность, это привело к падению спроса на книжную продукцию братства. В 1879 г. под Ивановской колокольней в Кремле братство открыло книжную лавку, б-ку старопечатных книг и книг, пользовавшихся авторитетом среди старообрядцев; в 1896 г. лавка была переведена в др. место, вновь открылась в кон. 1898 г. вместе с синодальной книжной лавкой. В 1905 г., после смерти Субботина, братству была передана его б-ка более чем из 2 тыс. томов. В 1880 г. доходы братства от реализации книжной продукции составили 1398 р. (71%), членские взносы дали 574 р. (29% денежных поступлений). Издательские расходы примерно соответствовали доходам от продажи книг. Составлявший основу финансовой самостоятельности братства капитал в ценных бумагах в 1894 г. был равен 41 тыс. р., в 1908 г.- 49 тыс. р. В 70-х гг. XIX в. братчики устраивали публичные диспуты в Москве, организовывали поездки по местам проживания старообрядцев, особенно часто - в Богородский у. Московской губ. В 1894 г. братчики проводили собеседования со старообрядцами в С.-Петербурге и Псковской губ.

http://pravenc.ru/text/2580454.html

– H. Gunkel, „Бытие“, 1901. – J. Hastings и S. R. Driver, „Библейский Словарь“, 1898 и сл. – Гирцель, Иов, 2 изд. 1852. – Фр. Гитциг (1807–1875), Исаия, 1883; Псалмы, 1863–1865; Иеремия, Иезекииль, Даниил, двенадцать малых пророков, Песнь Песней, Екклезиаст; Библейская теология и мессианские пророчества, опубликованные J. J. Кпеискег’ом. – Фон Гофман, Новый Завет изъясненный, 7 частей, 1862–1874 – H. J. Holtzmann, R. A. Lipsius, P. W. Schmiedel, Ручной Комментарий Нового Завета (продолжает издаваться, 4 фасцискулы in-8°, вышли в 1890, в Фрейбурге, в Брисгау). – Гупфельд (1796–1866), Псалмы, 2 изд. Рим, 4 in-8°, 1867–1871. – K. Justi (1767–1846), Иоиль, 1792; Амос и Михей, 1799; Наум, 1820; Песнь Песней, 1809. – Кейм (1815–1878), История Иисуса Назаретского, 1867–71. – Р. Киттель (R. Kittel), Цари, 1900. – А. Кнобель (1807–1863), Бытие, 1852, Исход, Левит, 1857; Числа, Второзаконие, Иисус Навин, 1861; Исаия, 1843, Екклезиаст, 1836. – R. Krätzschmar, Иезекииль, 1900. – Кюенен. (1828–1891), Критическая история Ветхого Завета, французский перевод Пирсона, 2 in-8, 1866–1879. – Ленгерке, (1803–1855), Даниил, 1835, Псалмы; 1847. – M. Lohr, Плач, 1894. – А. Меркс, Поэма Иова, in-8°, 1871. – Мейер, (H. A. W. Meyer, 1800–1873), Экзегетический и критический комментарий на Новый Завет, продолженный Нитнег’ом, Lünemann’oм и Düsmerdieck’oм, многочисленные издания. – Михаил Николя (1810–1886), études critiques sur la Bible, Ancien Testament, in-8°, 1861, Nouveau Testament, in-8°, 1863. – W. Nowack, Ручной Комментарий Ветхого Завета (продолжает выходить), Геттинген, 1892; Судьи, Руфь, Самуил, 1901; Малые Пророки, 1897. – Ольсгаузен, Псалмы, 1853. – Павлюс, (G. Paulus), (1761–1851), Комментарий на Новый Завет, 1839–1842, и т. д. – Эрнест Ренан (1823–1892), Le Livre de Job, 1885; Le Cantique des cantiques, 1860; Les Origines du Christianisme, 1863–1881; L’ Ecclesiaste, 1882; Histoire du peuple d’Israel, 4 in-8°, 1887–1893. – E. Рейсс (1804–1891), La Bible, n. 143, 12. – Рим, (1830–1888), Ручной библейский словарь, 2 тома in-8°, 1875–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Нет даных 3). Нет данных 4). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год О больницах и богадельнях, состоящих при монастырях и церквах (Ведомость [размерность – ед.] Больницы (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Богадельни (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В табл 7, видимо, опечатка в годе: указан 1875 г. вместо 1876 г. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010