393. Введенский Д. Сокровища ветхозаветного храма. — Оттиск из БВ, 1911, с. 16. 394. Велльгаузен Ю. Израильско-иудейская религия. Пер. с нем. — В кн.: «Общая история европейской культуры», т. V, СПб.,/1910/, с. 3-35 (автор — создатель школы в либер. протест, библеистике). 395. Его же. История Израиля и Иудеи. Пер. с нем. — ПБ, с. 408-432. 396. Воль А. История евреев от вавилонского плена до времен Магомета. Вильна, 1882, с. VI + 118 (автор — евр. писатель). 397. В. О. Последняя осада и окончательное разрушение Иерусалима и царства Иудейского Навуходоносором.—«Воронежск. Епарх. Ведомости», 1873, 398. Воскресенский А. Иосиф Флавий и его отношение к Библии. Казань, 1900, с. 46. 399. Гердер И. История еврейской поэзии, ч. 1. Тифлис, 1875, с. 357 (автор — немецкий писатель и историк). 400. Гинцберг Д. Библейская метрика. — РЕ, 1880, 401. Глаголев А. Древнееврейская благотворительность. Киев, 1903 (автор — правосл. библеист, проф. Киевск. Дух. Акад.). 402. Его же. Левиты и левитское колено — ТКДА, 1912, с. 173-190; с. 341-361. 403. Его же. Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-историческим задачам библейского Израиля. Киев, 1905, с. 53. 404. Глубоковский H. Хронология Ветхого и Нового Завета. — ТКДА, 1910, с. 239-270 (автор — историк церкви и богослов). 405. Голубов H. Институт убежища у древних евреев. СПб., 1894, с. Х + 168 (автор — историк права). 406. Его же. Рабство в древнееврейском законодательстве. — РЕ, 1883, 407. Гольдштейн М. История Иудейства и иудеев. Вильна, 1882, с. 4 + 97 (евр. публицист). 408. Грановский Т. Судьба еврейского народа. — В кн.: Сочинения Т. Грановского, т. 1, М., 1900, с. 110-134. 409. Грец Г. История еврейского народа, т. 1-3. Пер. с нем. Одесса,/1902-1904/, с. 376; 384; 311+83 (автор — евр. религ. писатель и историк). 410. Григорьевский М. Ложные пророки в Ветхом Завете. — Стрк, 1893, т. II, с. 619. 411. Гуляев М. Ветхозаветный праздник пасхи. — ХЧ, 1832, (автор — правосл. гебраист, преп. Киевск. Дух. Акад.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Небольшая часть собраний Власова перешла к Иванчину-Писареву (см. ниже, письмо 12-е), князю Мих. Александр. Голицыну (ум. в 1860 г.) и Карабанову, а от последнего поступила в Эрмитаж. О Власове отрывочные сведения можно найти: в «Отеч. Зап.» 1820, ч. I, 2, стр. 195–202 (в статье П. П. Свиньина), в «Моск. Ведом.» 1825, 10, стр. 327 (некрологическая заметка Иванчина-Писарева), в «Моск. Телеграфе» 1826, ч. VIII, 8, стр. 284–298 (речь его же в заседании Московского Общества истории и древностей российских 28-го января 1826 г.; перепечатана в собрании его «Новейших стихотворений», М. 1828, стр. 133–153); в «Истории л.-гв. Семеновского полка» П. П. Дирина, т. II, Спб. 1883, прилож., стр. 55; в «Списке состоящим в гражданской службе чинам первых пяти классов на 1810 год», стр. 58; в «С.-Петерб. Ведом.» 1806, 60; у В. С. Иконникова в «Опыте русской историографии», т. I, ч. 2, Киев, 1892; у Геннади в «Литературе русской библиографии», Спб. 1858, стр. 124–125, 160 и 182 и в его же «Словаре о русских писателях», у Д. А. Ровинского в «Словаре русских граверов» и в «Русском Архиве» 1875, 1888, 1897 и 1900 гг. 74 Село Старая Ситня лежит в Серпуховском уезде, Московской губернии, на речках Каширке и Ситинке, в 50 верстах от г. Серпухова. Иванчин-Писарев был соседом Власова, так как имение его – село Рудинки находилось недалеко от Ситни. 75 Власов имел особый транспорт вин, покупаемых для него французским Шевалье де … (имя забыл), и доставляемый ему особенно на корабль. 78 И это я называю барством. Вот либерализм, который Белинский, Сенковский и Краевский хотят заменить своим, Маратовским, а дай им 1000 душ – будут неприступные для народа: «пес на-груди не вскочит», не переплюнешь! 79 Свояченица Власова, княгиня Зинаида Александровна Волконская, рожд. княжна Белосельская (род. в 1792, ум. в 1862 г.), писательница, певица и артистка, уже тогда проживавшая в Риме и с 3-го Февраля 1811 года она была за мужем за егермейстером князем Никитою Григорьевичем Волконским (род. в 1781, ум. в 1841 г.). В 1828, она покупала за 421,000 рублей село Иваньково с деревнями: Михайловкою, Ольховцем и Крутою, всего 577 душ крестьян («Моск. Ведом.» 1828, 4, стр. 144). О княгине Волконской см. статью Н. А. Белозерской в «Историческом Вестнике» 1897, 3 и 4 и книгу княгини Е. Г. Волконской: «Род князей Волконских», Спб., 1900, стр. 716–717.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Müller «Geschichte der americanischen Vorreligion», 52 n. 148 s. 689 Мы имеем в виду здесь ссылки на Ирокезов, Семинолов и Сиуксов Америки, а также на некоторых полинезийских, индийских, Южно- и Западноафриканских племен, якобы самостоятельно оставивших свой прежний, бродячий образ жизни и добровольно перешедших к более высшей культурной жизни – оседлых земледельцев. Zöckler, Op. cit. 214 s. 692 В интересном труде Schneider’a «Die Naturvölker» примерами этого рода, взятыми притом из истории одних только негров, наполнена целая глава, под заглавием «Hervorragende Talente» II в. 237–250 f. Здесь, на первом месте он ставит знаменитого черного генерала Туссен-Лувертюра, имевшего переписку с Наполеоном I и начинавшего одну из своих депеш к нему бессмертной фразой. «Le premier des Noirs du premier des Blancs». В качестве выдающегося политического деятеля, он указывает Стефана Аллена Бенсона, бывшего президентом Либерийской республики, имевшего дипломатический вояж в Европу в 1862 году, принятого при дворах Лондона и Берлина, и состоявшего в личной дружбе с князем Бисмарком. Редким лингвистическим талантом владел Алабомский кузнец Еллис, которой прекрасно знал не только новые языки, но из древних – латинский, греческий и еврейский. Пример высокой образованности представляет собой черный невольник Амо, отданный своим господином, герцогом Брауншвейгским в Виттенбергский университет, где он получил степень доктора философии. Из других представителей черной расы, прославившихся на различных поприщах науки и жизни отметим знаменитого астронома – Баннакера, математика – Фому Фуллера, доктора – Якова Дерхама, писателей – Отелло и Оттоба Кугоано, епископов и церковных ораторов – Якова Элиза и Жана Капитейна, поэтов – Филиппа Уэтли и Франциска Вильями и мн. др. 707 Aug. Comte «Philosophie positive», I, 101 p. Lübbock «Origin of civilisation», 58–65 p. Bavins-Gould «Origin and developpement of religines helief», I. 1869. 710 О. Pfleiderer «Zur frage nach Anfang und Entwicklung der Religion», Iahrb. f. Protest. Theologie 65 s. 1875.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

более посещают русские, румыны и немцы. На греко-восточном богословском факультете положены кафедры: 1) библейской науки и толкования Ветхого Завета; 2) библейской науки и толкования Нового Завета; 3) догматики; 4) нравственного богословия; 5) истории церкви; 6) церковного права; 7) практического богословия; 8) восточных языков. Прочие учебные предметы соединены с названными кафедрами. Учебный курс продолжается четыре года. Архиепископ черновицкий наблюдает за преподаванием богословских наук. Он же имеет решающий голос при назначении профессоров и доцентов. Факультет присуждает своим питомцам степень кандидата богословия и доктора богословия. К сожалению, число слушателей, в особенности русских, на православном богословском факультете черновицкого университета из года в год уменьшается, так, что в первом семестре 1899–1900 учебного года был только 1 слушатель русский, между тем, как с 1875 по 1883 г. число русских слушателей доходило в год до 22 и более. Уменьшение началось с 1883 года. Впрочем, уменьшение числа слушателей на богословском факультете замечается и у румын. По этому поводу в октябре 1900 года в черновицкой консистории рассматривались два проекта, а именно: 1) об учреждении стипендии из православного религиозного фонда для гимназистов, обязывающихся посвятить себя богословским наукам, или же 2) о принятии в духовную семинарию гимназистов VI, VII и VIII классов, как было сорок лет тому назад, с целью скорейшего замещения вакантных приходов. Сожалея о таком положении дел, газета «Православная Буковина» старается выяснить причины, приведения к таким печальным результатам. Причины эти, как относительно румын, так и русских, сводятся к следующим местным явлениям: 1) недостаточное жалование для православного клира (самое высшее 1.800 корон) сравнительно с чиновниками других ведомств и профессий, 2) деспотизм и непотизм высшей иерархии, противные духу и началам новейшего воспитания, 3) приниженное положение православного клира пред светскими влиятельными сферами. Властности, русские – по словам «Православной Буковины» – уклоняются от поступления на бого-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28 августа директор семинарии A Г. Баранов уже ходатайствует о командировании архитектора Московского учебного округа для освидетельствования всех произведенных работ, ввиду окончания постройки нового здания вчерне и предстоящего в скором времени окончания работ по отделке нижнего этажа. 1 октября было совершено молебствие, после которого воспитанники перешли в нижний этаж нового здания. Но этим еще не окончились все затруднения совета семинарии. До сих пор семинария производила все работы на ту сумму, которую она получила от страхового общества, и министерство без затруднения разрешало расходование этих денег. Но их не хватило на всю постройку, – и вот теперь начинаются новые заботы о приискании средств для окончания начатой постройки. 5 сентября 1883 года А. Г. Баранов ходатайствует через попечителя учебного округа о разрешении израсходовать на постройку 1 000 р. из остатка от стипендий воспитанников, который ожидается благодаря тому, что в 1882–1883 учебном году не было приема в 1 класс. Но в этом министерство отказало, a потому пришлось искать другие источники для покрытия необходимых расходов. 18 мая 1884 года директор вновь обращается в округ с просьбой о назначении 800 р., из суммы, находящейся в распоряжении попечителя Московского учебного округа; для покрытия остальных расходов он просит разрешения израсходовать до 2 000 р. из пожертвования Новоторжского купца В. А. Козьминых и 496 р. 69 к. из специальных средств семинарии. 800 р. были назначены лишь в 1885 году, a разрешение на израсходование специальных средств получено лишь 24 июня 1885 г. 1875–1900 Программа литературно-музыкального вечера, имеющего быть 22 октября 1900 года в здании Новоторжской учительской семинарии 1 отделение 1) «В бурю, во грозу», из оп. «Жизнь за Царя», Глинки. 2) «Ах не одна во поле дороженька», русская песня. Исп. хор воспитанников и учеников двухклассного училища. 3) «Ревизор», комедия Гоголя. Действие 1, явл. 1 и 2. Исп. воспитанники 3 и 2 кл.: Примеров, Жегачев, Пушкин, Яковлев, Соколов Дор., Смольков и Барулин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Валеев Р. М. Из истории казанского востоковедения середины – второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков – тюрколог и исламовед. – Казань, 1993. – С. 6. 2 Mark Batunsky. Russian missionary literature ап islam/Zeitchrift fьr Religions und Geistesgeschichte. 1987/– 38. – S. 261. 4 Миссионерское отделение при Казанской духовной академии и внутренняя миссия в России/Церковно-общественная жизнь. – 1906. – 18. – С. 634. 8 Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие. XIX в. – 20-е гг. XX в. – Казань, 1999. – С. 114; НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 827. Л. 39. 12 Колесова Е.В. Востоковедение в синодальных учебных заведениях Казани. Середина XIX – начало XX веков. – Казань, 2000. – С. 64. 13 Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1876 г. – Казань, 1876. – С. 127–131. 14 Григорьев А.Н. Христианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма в Татарии/Материалы по истории Татарии. Вып. 1. – Казань, 1948. – С. 261; Спасский Н.А. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский . – Самара, 1900. – С. 32–33; НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 994. Л. 1. 18 Писарев Н.Н. Казанская духовная академия на служении православной церкви и русскому народу. – Казань, 1917. – С. 15–16. 19 Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики/Избр. соч. – Т. V. – М.-Л., 1958. – С. 127–129. 29 См. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703–1900 гг.: (Материалы для истории русской журналистики). – Пг., 1915. – С. 125–126. – 526; Беляева Л.Н., Зиновьева М.К. Библиография периодических изданий России. 1901–1916. – Л., 1959. – Т. 2. – С. 637. – 6308; Роспись содержания см.: Люстрицкий В. Указатель к “Православному Собеседнику” за двадцать пять лет его издания: (с 1855 по 1875 гг.) – Казань, 1876; Указатель статей “Православного Собеседника” 1877–1891 гг. – Казань, 1892; Тоже за 1892–1909 гг. – Казань, 1910. 30 Православный собеседник. – 1872. – Май. – С. 38–78; Октябрь. – С. 273–295; Ноябрь. – С. 351–376.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

При этом разумеются, конечно, крайности в роде высказываемых у Pastor Albert Kalthoff’a., якобы христианство было готово уже до Евангелий (Die Entstehung des Christentums: Neue Beiträge zum Christusproblem, Lpzg 1904, S. 90) и являлось натурально-исторической необходимостью (S. 91). 19 См. у Prof. А. Н. Charteris, The Present State of Biblical Criticism as regards the New Testament, что одни стараются ограничить значение Павла (р. 21), который – по другим (р. 22) – изобрел новую богословскую систему. 21 Cм.Prof. C. F. G. Heinrici, Art. «Kritik, biblische» в Realencyklopadie von Herzog-Hauck XI, S. 139: 35–37. 23 См. Prof. D. Ad. Hilgenfeld, Jesus und Paulus в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» XXXVII (1894). 4, S. 490. 495; Prof. C. F. G. Heinrici, Jesus und Paulus в «Neues Sachsisches Kirchenblatt» 1895, Nr. 47, Sp. 767. 24 Так, например, касательно проф. Ад . Гарнака см. f Prof. W. Beischlag, D. Adolf Harnacks Untersuchung zur Evangelienfrage geprüft в «Studien und Kritiken» 1898, I, S. 73 ff.; Prof. W. B. Smith, Hamack versus Harnack в «The New World» VII, 28 (December, 1898), p. 648–662; Dom E. Cuthbert Butler, О S. В, Harnack’s Chronology of Early Christian Literature в «The Dublin Review» CXXIV, 248 (January, 1899), p. 2 14. 26 См. Walter R. Cassels, Supernatural Religion I (London 1875), p. 209–210 и popular edition (London 1902), p. 119. 27 См. у Fr. Roos, Die Briefe des Apostels Paulus und die Reden der Herrn Jesu (Ludwigsburg 1887), S. 14. 28 Ferd. Chr. Baur, Vorlesungen über Neutestamentliche Theologie (Lpzg 1864), S. 128–129; Rev. Prof. Orello Cone, The Gospel and its Earliest Interpretations (New York 1894), p. 151; Auguste Dide, Essai sur la conversion de saint Paul (Strasbourg 1864), p. I; Dr. Chr. A. Bugge, Das Christentum als Religion des Fortschritts (Giessen 1900), S. 12. 29 Так, проф кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I (Москва 1900), стрн. 235 и в «Вопросах философии и психологии» IX, 44 (1898 г., IV), стрн 660. 30 К. R.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—89— нальной) библиотеки, но это показание Комбефиза впоследствии не подтвердилось: напротив оказалось, что все шесть кодексов Василиевых творений, существующие в названной библиотеке, содержали в себе полностью теперешние пять книг его против Евномия 1874 . Таким образом, рукописное предание древности решительно стоит на стороне принадлежности Василию всех пяти книг против Евномия; во всех манускриптах последние две книги значатся, как подлинное творение Василия, и предлагаются, как продолжение первых трех, составляющее одно с ним сочинение. – Однако, как ни единодушно свидетельство рукописей в пользу авторства Василия, оно всё же само по себе было недостаточно для того, чтобы окончательно установить принадлежность ему всех пяти книг. Не говоря уже о том, что предание древности о четвертой и пятой книгах возникает поздно и не восходит далее столетия, неустранимые сомнения к себе оно вызывает тем, что не находит ни малейшей опоры в содержании этих книг. Еще в средневековой греческой церкви, даже при той незначительной доле критицизма, какая возможна была тогда, было уже замечено несоответствие четвертой и пятой книг первым трем, и суждения о них стали колебаться. Приписка, сделанная одним средневековым читателем на парижском кодексе творений Василия перед началом четвертой книги против Евномия, гласит: «об этой книге у многих существует различное мнение; одни приписывают св. Василию, другие же отвергают это, хотя и не осуждают (книгу), как бы содержащую нечто абсурдное 1875 ». В новое же время споры относительно последних двух книг открылись с самых первых печатных изданий творений св. Василия. Так старейшее издание, сделанное в Париже в 1518-м году, содержит в себе пять книг против Евномия 1876 , но в издании, опубликованном в Венеции в —90— 1535 году имеются только первые три книги, последние же две книги устранены, очевидно, потому, что признаны были издателем неподлинными 1877 . Впрочем, уступая авторитету рукописей, большинство ученых XVI и XVII веков продолжали все пять книг усвоять авторству св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Библиотека факультета в конце 1893 г. насчитывала более 2,500 названий и свыше 6,000 то­мов 86 – к сожалению, число слушателей, в особенности русских, на православном богословском факультете чер­новецкого университета из года в год уменьшается, так что в первом семестре 1899 – 1900 учебного года был только 1 слушатель русский, между тем как с 1875 по 1883 г. число русских слушателей доходило в год до 22 и более. Уменьшение началось с 1888 года. Впрочем, уменьшение числа слушателей на богословском факультете замечается и у румын. По этому поводу в октябре 1900 года в черновецкой консистории рассматри­вались два проекта, а именно: 1) об учреждении стипендий из православного религиозного фонда для гимназистов, обязывающихся посвятить себя богословским наукам, или же 2) о принятии в духовную семинарию гимназистов VI, VII и VIII классов, как было сорок лет тому назад, с целью скорейшего замещения вакантных приходов. Сожалея о таком положении дел, газета „Православная Буковина» старается выяснить причины, приведшая к та­ким печальным результатам. Причины эти, как отно­сительно румын, так и русских, сводятся к следую­щим местным явлениям: 1) недостаточное жалованье для православного клира (самое высшее 1,800 крон) сравни­тельно с чиновниками других ведомств и профессий, 2) деспотизм и непотизм высшей иерархии, противные духу и началам новейшего воспитания, 3) приниженное положение православного клира пред светскими влиятельными сферами. В частности, русские – по словам „Православной Буковины» – уклоняются от поступления на богословский факультет по следующим причинам. Прежде всего, окон­чившие курс русские богословы имеют всегда очень сла­бые виды на скорое получение прихода, так как черно­вецкая консистория не особенно благорасположена к рус­скому клиру, чувствующему на себе всю несправедливость этого отношения не только при замещении приходов, но и при дальнейших отличиях, даваемых митрополитом. За­тем, не мало виновата и новейшая антиклирикальная образовательно-воспитательная система, а также до некото­рой степени имеет силу и влияние украйнофильской со­циалистической партии на школьную молодежь, которая еще до поступления в университет тенденциозно проникается идеями нерасположения к церкви и духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Впрочем и по библейской и по общей церковной истории были уже составлены им полные курсы к тому времени, когда я начал слушать лекции А.В-ча (18401842 гг.). Из ветхозаветной истории мне остались особенно памятны лекции об Аврааме. Кажется, в изложении их он пользовался рассказом Гесса. Евангельскую историю слушали мы с живым сочувствием. Вообще лекции А.В-ча если не увлекали, то весьма занимали. В наше время трое студентов П. Палимсестов, Н. Соколов и Пальмов записывали его лекции каждый класс, потом сличали записанное и составляли уже исправленный список. Этот список, помнится, заключал в себе до 400 листов. Курс этот распространился по России и стал руководством для многих в преподавании церковной истории, по которой тогда не было пособий на русском языке 2327 . Лекции читал А.В. очень громко и одушевленно и написаны были они довольно живо. Свою аккуратность в чтении он доводил до некоторого излишества: бывало, прибежит в аудиторию минут за 5 до срока. Мы тогда были мало подготовлены, —549— чтобы оценить достоинство этих лекций. Основанием их, кажется, был труд Неандера. Когда я сам получил довольно сведений по этому предмету, мне как-то не представилось случая перечитать эти лекции, чтобы составить сознательное суждение об их достоинстве. Но ничего противо-церковного, ничего, что шло бы против наших взглядов и убеждений, мы в них не замечали. Лекции были вполне православные и нам даже не давали в руки самого Неандера, чтобы мы не увлеклись его иногда ложными взглядами и суждениями. Для повторения к экзаменам по общей церковной истории нам сдавались сокращенные записки по некоторым только отделам науки. Из этих лекций доселе (1875 г.) ничего не напечатано, кроме небольшого отдела, помещенного в Христианском Чтении за 1848-й год, впрочем, в сжатом виде 2328 . Впоследствии А.В. много дополнял и переделывал свои лекции по мере того, как сам становился самостоятельнее в изучении церковной истории. Он перечитал всю греко-византийскую литературу. Прекрасно зная греческий язык, он внимательно следил за подлинными выражениями памятников и это-то давало ему возможность усматривать ошибки у лучших иностранных историков церкви, из которых ни один, в чем не сомневаюсь, не был так знаком с греко-византийской письменностью как А.В. В первое время он не изучал истории западной церкви в подробностях. После она обратила на себя его внимание, когда издание Миня дало возможность просмотреть всё, что было писано по этому предмету на латинском языке до 13 века. Из западных историков он с особенною похвалою относился к труду Герике в его последних изданиях: это слышал я от него не раз. В какой степени пользовался он историей Флери, не знаю, и мне не помнится, чтобы у нас заходил подробный разговор об этом труде. Неандера он всегда ценил высоко и считал несправедливым, что некоторые ставили в упрек Чельцову, зачем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010