Его значение в истории греческого языка и его словесности» на степень доктора богословия. Совет МДА на основании отзывов профессора Г.А. Воскресенского и доцента В.Н. Мышцына признал И.Н. Корсунского достойным степени доктора богословия. Указом Св. Синода от 28.05.1898 г. за 2671 И.Н. Корсунский был утвержден в степени доктора богословия (см.: Корсунский И.Н. Перевод LXX. Его значение в истории греческого языка и его словесности. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897; Отзывы о докторской диссертации/Журналы Совета МДА за 1897 г. Сергиев Посад, 1898. С. 445–473; Указ Св. Синода об утверждении в степени/Журналы... МДА за 1898 г. 1899. С. 198–199). С. 1898 г. И.Н. Корсунский – ординарный профессор МДА. Скончался от чахотки, похоронен на академическом кладбище. См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1811. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5099. Личное дело преподавателя МДА; ОР РГБ. Ф. 172. Д. 153.2–153.20. Часть личного архива в составе архива МДА; Памяти профессора Ивана Николаевича Корсунского . Сергиев Посад, 1900. 848 Воскресенский Григорий Александрович (1849–1918), профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы (1883), доктор богословия (1896), автор трудов по славянской филологии, древнеславянской и русской новозаветной библеистике, очерков по церковной жизни балканских славян. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1871), слушал лекции на филологическом факультете ИСПбУ (1871 –1873), затем находился в научной командировке в университетах Праги, Белграда, Вены, Загреба (1873–1875). Приват-доцент МДА по кафедре русского языка и славянских наречий (1875–1879). Магистр богословия (1879). Доцент МДА (1879–1883), экстраординарный профессор (1883–1896); член-корреспондент ИСПбАН (1894); участвовал в работе комиссии по научному изданию славянской Библии . Ординарный профессор МДА (1896–1902), член Правления (1897–1902), заслуженный ординарный профессор (1901). 20.01.1902 г. вышел в отставку, но продолжал читать лекции до конца 1904/05 учебного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

—768— Не задаваясь целью исчерпать всю эту литературу, мы укажем только некоторые важнейшие, или новейшие монографии о библейском профетизме, и отметим те точки зрения, с которых они рассматривают его специально. Так, с точки зрения теории богодухновенности и личной роли пророка вопрос о профетизме обстоятельно трактуется у Hofmann’a «Weissagung und Erfüllung» 41–44 г. у Fr. König’a «Der Offenbarungsbegriff des Alten Testaments» I–II в. 1882, у Giesbrechm’a «Berufsbegabung der A. T. Propheten» 1897, у Ed. König’a «Das Berufungsbewustsein der alttestamentlichen Propheten» 1900, Gautier «Die Berufung der Propheten 1903 г. и во многих других статьях и курсах, у авторов положительного или посредствующего богословия. Тот-же самый вопрос о существе и происхождении профетизма, но с другой – естественно-натуралистической точки зрения, всесторонне освещается в многочисленных монографиях отрицательной школы, из числа которых назовем: Reuss’a «Les Prophètes» 1876, Киепеп’а The Prophets and the Prophecy in Israel – 1877, Мауваит’а «Die Entwickelung des israelitischen Prophetenthums» 1883, Krämzschmar’a «Prophet und Seher in alt. Israel» 1901, Davidson’a «Old Testament Prophecy» 1903, I. Revill’я «Le prophétisme hébreux» 1906 и мн. др. Отношение профетизма к завету и закону, его значение в истории ветхозаветной теологии и, вообще, в истории раскрытия царства Божия на земле, с разных точек зрения рассмотрено в сочинениях: Hengsmenberg’a «Christologie des Al. Testaments» 1829–1832, Knobel’a «Der Prophetismus des Hebräer» 1837, Fr. Delimzsch’a «Die biblische prophetische Theologie» 1845, Ewald’a «Die Propheten des Alten Bundes» 1867, Кüрег’а «Das Prophetenthum Alt. Bundes» 1870, R. Smend’a «Moses apud Prophetos» 1875, Duhm’a «Die Theologie der Propheten» 1875 (лучший из критич. трудов по данному вопросу), Bredenkamp’a «Gesetz und Propheten» Ein Beitrag zur altest. Kritik, 1881 (основательный разбор критических теорий), Orelli «Die alttestamentliche Weissagung von der Vollendung des Gottesreiches in ihrer geschlechtlichen Entwieckelung dargestellt» 1882 и др. 1131

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Drabkin, Fragmenta cominentarii ad Pentat. Samaritano-arabici sex. Breslau. 1875. Dresde, De usu Pentateuchi samaritani ad emendandam lectionem. Hebr. 1783 . Eckstein, Geschichte und Bedeutung der Stadt Sichem. Berlin. 1886. Elhorst, De Messias der Samaritaner. Teylers’ Theol. Tijdschr. 1910, 4, 533–545. Emmerich, Das Siegeslied, eine Schrifterklarung samar. Marqah. Berlin. 1897. Freudenthal, Alexander Polyhistor und die von ihm erhaltenen Reste judaischer und samaritanicher Geschichtswerke. Breslau. 1875. Frankel, Das Buck Josua bei Samaritaner. Teol. Lit. Zeit. 1908 17. – Yaguda, Ueber Unechtheit sain. Josuabuches. Th. L. Z. 1908, 24. Friedrich, Discussionum de christologia Samaritanorum liber. Leipzig. 1821. Furst, Zur Differenz zwischen. Juden und Samaritanern. Zeit. Deut. Morg. Gesell. XXXV (1881), 132. Gull, Ankundigung einer neuen Ausgabe d. hebr. Pentateuchsder Samaritaner. Zeit. fur Alt. Wiss. XXVI (1906), 293. Garrat, The Samaritan Pentateuch. Journ. Transact. of Victoria Institute. XXXVI, 197. Гассисс, Симон волхв и его время. Труды К. Д. Ак. 1869 т. IV. 1870. I. Gaster, A Samaritan Scroll of the hebrew Pentat. Proceed. of the Society of Bibl. Arch. XXII (1900), 240. – The hebrew illuminated letters of the IXth and Xth century. 1901. – Massoretisches im samaritanischen. В Bezold " " s Orientalische Studien, Th. Noldeke gewidmet. 1906. 1, 513–536. – Popular judaism at the time of the second temple in the light of samarit. traditions. В Transact. of the third internat. Congress for history of Religions, vol. I. Oxford. 1908. – The Samaritan book of Joshua and the Septuagint. Proceed. Society of Bibl. Arch. 1909 vol. 31. – Die Ketubbah bei Samaritanern. Monatschrift fur Geschichte und Wiss. Judenth. 1910. H. 3–10. Gatt, Die Sabbatfeir Samaritaner nach samar. Quellen. Heilige Land. 1896, 228. – Der grosse Buss und Versohnungstag Samaritaner. Ibid. 1896, 230. Geiger, Zur Theologie und Schrifterklarung der Samaritaner. Zeit D. Morg. Gesell. XII (1858), 132. – Neuere Mittheilungen uber die Saraaritanern. Z. D. M. Gesell. XVI (1862), 714; XVIII, 590. 813; XIX, 601; XX 143; 169; XXII, 528.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Кони Анатолий Федорович (1844–1927), юрист, писатель, общественный деятель, доктор уголовного права (1890), почетный член (1896), почетный академик (1900) Петербургской АН. Товарищ прокурора Сумского и Харьковского (с 1867), Петербургского (с 1870) окружных судов, вице-директор (1875) и директор Департамента Мин-ва юстиции (1877), председатель Петербургского окружного суда (1877), председатель Гражданского департамента Петербургской судебной палаты (1881), обер-прокурор Уголовного кассационного департамента Сената (1885–1896), сенатор (1891), член Государственного совета (1907–1917). Профессор юридического ф-та Петроградского ун-та (1918–1922); Коновалов Александр Иванович (1875–1949), промышленник, политический деятель, депутат IV Государственной думы. Председатель Костромского к-та торговли и мануфактур (1905–1908), товарищ председателя Московского биржевого к-та, товарищ председателя Центрального ВПК (с июля 1915), член ЦК партии прогрессистов (с 1912), один из инициаторов создания Всероссийского союза торговли и промышленности (1917–1918). В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем министр торговли и промышленности (2.03–18.05; 25.09–25.10. 1917). 25.10.1917 арестован вместе с другими членами Временного прав-ва, но вскоре освобожден, затем в эмиграции. Председатель Российского музыкального об-ва в Париже. Выступал с концертами, как пианист-виртуоз; Коновалов Дмитрий Григорьевич (1876–1947), историк религии, магистр богословия (1909). Доцент (1902–1909; 1917), профессор (с 1917) МДА по кафедре греческого языка и преподаватель французского языка (1907), преподаватель древних языков 1-й московской мужской гимназии, профессор МВЖК (1909–1917). В 1920-е научный сотрудник Ин-та истории РАНИОН; Константин (1868–1923), король Греции в 1913–1917 и 1920–1922, из династии Глюксбургов; Кончаловский Дмитрий Петрович (1878–1952), историк-антиковед, доктор honoris causa Оксфордского ун-та. Преподаватель МВЖК, приват-доцент историко-филологического ф-та М. у. (1907–1914; 1918–1921). В годы Первой мировой войны был на фронте, во 2-й пол. 1920-х научный сотрудник Ин-та истории РАНИОН, позже занимался преподаванием немецкого языка и латыни, и переводами. В 1941 был в Белоруссии на оккупированной территории, преподавал в церковно-приходской школе, затем содержался в немецком концлагере, а после Второй мировой войны – в лагере для перемещенных лиц в Германии (1945– 1947). В октябре 1947 переехал к сестре в Париж, где и скончался. Брат П. П. Кончаловского;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Introducción a una historia contemporánea del anticlericalismo español. Madrid, 1980; D í az-Salazar R. Iglesia, Dictadura y democracia. Madrid, 1981; idem. El capital simbólico: Estructura social, política y religión en España. Madrid, 1988; Alvarez de Morales A. Inquisición e Ilustración (1700-1834). Madrid, 1982; Marquina Barrio A. La diplomacia vaticana y la España de Franco (1936-1945). Madrid, 1983; Amoró s Azpilicueta J. J. La libertad religiosa en la Constitución española de 1978. Madrid, 1984; Callahan W. J. Church, Politics and Society in Spain, 1750-1874. Camb. (Mass.), 1984; idem. Iglesia, poder y sociedad en España, 1750-1874. Madrid, 1989; idem. La Iglesia católica en España (1875-2002). Barcelona, 2003; Campomar Fornieles M. M. La cuestión religiosa en la Restauración: Historia de los heterodoxos españoles. Santander, 1984; Tusell J. Franco y los católicos: La politica interior española entre 1945 y 1957. Madrid, 1984; Мигель А., де. 40 млн испанцев 40 лет спустя. М., 1985; Эпштейн А. Л. Церковный вопрос в политике правящих партий Испании (1900-1913)//Развитие политических партий в странах Зап. Европы и Америки в новое и новейшее время. М., 1985. С. 119-136; Hermet G. Los católicos en la España franquista. Madrid, 1985-1986. 2 t.; La Parra L ó pez E. El primer liberalismo español y la Iglesia: las Cortes de Cadiz. Alicante, 1985; Foi et Lumières dans l " Espagne du XVIII siècle/Dir. J. Saugnieux. Lyon, 1985; Aradillas A. Piedra de escándalo: La iglesia en el cambio. Barcelona, 1986; G ó mez P é rez R. El franquismo y la Iglesia. Madrid, 1986; Bada i Elias J. Guerra Civil i Església catalana: La «recepció» de la Guerra Civil per l " Església Catalunya (1838-1953). Montserrat, 1987; Laboa J. M. Iglesia e intolerancias: La guerra civil: Una historia que habla de dos Españas. Madrid, 1987; S á nchez J. M. The Spanish Civil War as a Religious Tragedy. Notre Dame (Ind.), 1987; Пономарёва Л. В. Испанский католицизм ХХ в. М., 1989; Lannon F. Privilegio, persecución y profecía: La Iglesia católica en España, 1875-1975.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Вышколить (разг.) – обучая, воспитывая, внушить строгие правила поведения, сделать дисциплинированным. Вышколю новичка. Воспитательница хорошо вышколила ребенка. Г Гаметь, поднимать гам – нестройный шум голосов; громко говорить, шумно, кричать. Гвалт – крик, шум. Гербовые марки – вид фискальных марок для оплаты различных государственных сборов, налогов, пошлин. Наклеиваются па различные документы, выдаваемые административными и судебными органами. Выпускаются во многих странах. Иногда используются и как знаки почтовой оплаты. Первые три гербовые марки Российской империи были изданы в 1875 году. Они печатались на белой бумаге с водяным знаком «соты». На них был изображён государственный герб Российской империи, ниже – текст «Гербовая марка» и номинал (5, 15 и 40 копеек). Гербовые марки печатались Экспедицией заготовления государственных бумаг и продавались в казначействах, таможнях, городских н земских управах, думах, волостных правлениях, у нотариусов, биржевых маклеров, частных лиц п т. д. В 1879 году вышли еще две марки оригинальных рисунков, которые позднее использовались и для выпусков в 1882 и 1900 годах. С 1905 но 1917 год были изготовлены марки с фоном из многоцветной гильошированной сетки па белой бумаге без водяного знака, с зубцами и без зубцов. Всего с 1875 по 1917 год в России было имитировано 38 марок в шести выпусках, из которых пять выпусков пришлось на период Российской империи и одни, вспомогательный беззубцовый, был сделан Временным правительством. Марки издания 1905–1917 годов применялись до 1923 года. Гласные избираемые обществом члены городской думы или земства, имевшие па заседаниях право голоса. По городской реформе 1870 года была введена бессословная дума, куда па четыре года па основе имущественного ценза избирались гласные. Гольфштрем, Гольфстрим (от англ. gulf stream – течение из залива) – теплое морское течение в Атлантическом океане. В узком смысле Гольфстримом называют течение вдоль вое точного побережья Северной Америки от Флоридского пролива до Ньюфаундлендской банки (так оно, в частности, отмечается на географических картах). В широком смысле Гольфстримом часто называют систему тёплых течений в семерной части Атлантического океана от Флориды до Скандинавского полуострова, Шпицбергена, Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Температура у поверхности составляет 25–26° С, на глубине 400 м 10–12° С.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

8 Нумерация глав по изданию А. Рейффершейда (Corpus script, eccles. latin. Vol. IV. Vindob., 1875). 11 Некоторые ученые объясняют молчание Лактанция об Арнобии желанием «уклониться от критики сочинения своего учителя, критики неизбежной и, разумеется, неблагоприятной для Арнобия при тех требованиях, которые предъявлял Лактанций к апологетическим произведениям и с точки зрения которых оценивал он труды прежних апологетов» ( Садов А. И. Указ. соч. С. 35–36, примеч. 1). Произведение Лактанция «Divina» Institutiones» было начато в 304 г. и окончено после Миланского эдикта о веротерпимости (313); в частности, VI книга была написана до 311 г., т. е. до появления эдикта Галерия о веротерпимости, а V книга – еще раньше (см.: Teuffel. Gesch. d. röm. Literat. III Bd. 6 Aufl. Lpz., 1913. S. 200). Апология же Арнобия написана, как увидим ниже, не раньше конца 303 г. и не позже первой половины 311 г. 13 См.: Садов A. И. Указ. соч. C. 13; 144, примеч. 3; 174, примеч. 3; 259–260.– Некоторые ученые признавали (без достаточных оснований) непосредственное использование Лактанцием апологии Арнобия (см.: Там же. С. 35–36, примеч. 1; с. 80 и др.). 18 См.: Besnard. Des Afrik. Arnobius sieben Bücher, übers u. erläut. Landsh, 1842. S. 19; Oehler. Arnobii Adv. nat. Lips, 1846. Proleg. P. X-XI; Leckelt. Ueber d. Arnobius Schrift Advers. nation. Neisse, 1884. S. 4. 21 См.: Ibid. S. 415; Teuffel. Op. cit. S. 198; Monceaux. Op. cit. P. 289; Садов A. И. Указ. соч. C. 9. 22 Trithemius. De script, eccles. P. 53; cm.: Oehler. Op. cit. P. XIX–XX; Bardenhewer. Op. cit. P. 465. 34 Hieron. Epist. 58 ad Paulin.: Arnobius inaequalis et nimius est et absque operis sui partitione confusus. – В словах «absque operis sui partitioned мы видим исключение относительно общего плана (см.: Monceaux. Op. cit. P. 250), a не указание на отсутствие разделения в произведении Арнобия. 48 Cm.: Kettner. Op. cit.; Röhricht. Op. cit. S. 30–42; Niggetiet. De Cornelio Labeone. Münist., 1908. 49 Так, Рейффершейд и Буреш признают рассматриваемое нами мнение несостоятельным (см.: Schtanz. Op. cit. S. 192, 444–445); Веснер считает гипотезу вероятной (Berlin. Philog. Wochenschr. 1910. 18, S. 558), Барденгевер – также лишь за догадку (Bardenhewer. Op. cit. S. 467, η. 1); Эргард говорит о невозможности доказательства того, что Лабеон действительно был одним из главных источников для Арнобия, так как все сочинения Лабеона утрачены (Ehrhard. Die altchristl. Litterat. und ihre Erforschung von 1884–1900. Freiburg, 1900. S. 483). Подобного рода взгляд выражает и Мейзер (Meiser. Op. cit. S. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Высоко ценятся его воспоминания о Чайковском, Н. Г. Рубинштейне, Балакиреве, Бородине, Танееве, Вас. С. Калинникове, Г. А. Лароше. Уделял внимание Кашкин и исполнению духовной музыки, ее истории и современным проблемам – больше, пожалуй, в первой половине 1900-х годов, в журнале «Душеполезное чтение» и в газете «Московские ведомости». Заметна его роль в Наблюдательном совете при Синодальном училище в 1902–1914 годах. Следует отметить, что Кашкин поддержал молодых авторов духовной музыки – А. В. Никольского и К. Н. Шведова. Наконец, нельзя не упомянуть о разносторонней деятельности Кашкина в Московской консерватории, с первых дней ее существования и до середины 1890-х годов: он был профессором фортепиано, истории музыки, теории музыки и гармонии, секретарем Художественного совета, инспектором и первым историографом консерватории. Кашкину принадлежит популярнейший учебник элементарной теории музыки (впервые издан в 1875 году). В 1900-х– 1910-х годах Кашкин неоднократно высказывался в прессе по вопросам реформы музыкального профессионального (в том числе и певческого) образования. Василия Сергеевича Орлова я знаю с 1895 года, когда мне пришлось служить с ним в Синодальном училище, до последнего времени. Впервые я познакомился с ним во время исполнения последней серии духовных Исторических концертов 107 . Меня особенно поразило необыкновенно тонкое, художественное, выразительное исполнение им произведений Чайковского, особенно Херувимской. Василий Сергеевич вкладывал всю душу в это исполнение, и мне кажется, что я лучшего исполнения не слышал от него и впоследствии 108 . Когда в разговоре однажды я спросил его, почему он, пройдя основательно теорию композиции у таких специалистов, как Чайковский и Танеев 109 , не напишет что-нибудь для хора, то Василий Сергеевич, шутя и с улыбкой, отвечал: «Думаю, что я еще молод для этого» 110 . У Василия Сергеевича, по-видимому, осталось довольно неприятное воспоминание о своей специальности в консерватории – фаготе, и он иронически говорил, что единственной наградой его занятий на этом инструменте у него осталось расширение легкого, которое нередко беспокоило его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, обстоятельное в целом изложение III главы к концу ее не обладает надлежащей полнотою и переходит по местам в конспективную краткость указателя; с другой стороны, в главе I читатель встречает не мало подробностей, не представляющих интереса с точки зрения специальной задачи данной работы. К числу недостатков изложения нужно отнести то, что автор как бы иногда забывает, что он не больше, как систематизатор мыслей о. Павла: встречаются неловкие выражения и обороты речи (в роде «нерассуждающего еще мышления» на стр. 23 и т.п.). Но во всяком случае обширное произведение г. Луневского должно быть поставлено значительно выше работы его предшественника, а некоторые отделы (в особенности глава II, посвященная характеристике противораскольнической полемики о. Павла) могут быть отмечены, как заслуживающие полной похвалы. В общем, рассматриваемое сочинение, свидетельствующее об усердном и вдумчивом изучении автором полемических трудов покойного о. Павла и проникнутое теплою любовью к названному противораскольническому деятелю, по своим качествам должно быть признано вполне пригодной диссертацией на искомую степень». 18) Ординарного профессора Ивана Корсунского о сочинении студента Мелиссари Стефана: «Апологетический труд блаженного Феодорита : Врачевание эллинских недугов, как памятник греческой древности»: «Сочинение г. Мелиссари состоит из введения, раскрывающего значение блаж. Феодорита в церковной жизни и литературе (стр. I–IV) и трех частей исследования, содержащих в себе – 1. Биографию блаж. Феодорита (стр. 1–85); – II. Общий обзор «Врачевания эллинских недугов» (стр. 86–206) и III. Исследование «Врачевания», как памятника греческой древности (стр. 207–354). Названный апологетический труд блаж. Феодорита уже был предметом исследования не только в иностранной, но и в нашей русской богословской литературе. Разумеем исследование проф. Π.И. Цветкова в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения за 1875 г. ч. 1, стр. —157— 317–349); архимандрита (ныне епископа) Бориса: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», период II, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Η. Глубоковского – Василий. 127 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища за 75 лет его существования (1822–1897)//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 330. Здесь же приводится список воспитанников, получивших впоследствии высшее образование (Там же. С. 330–332). Училище было закрыто в 1918 г. Историческая записка о Никольском училище составлена его преподавателем Я. Д. Доброумовым по поручению правления в связи с юбилеем училища, который торжественно отмечался 16–17 декабря 1897 г. «История училища» печаталась в 1898–1899 гг. в «Вологодских ЕВ» и затем была издана отдельно (Вологда, 1900). В рецензии на книгу (ЦВ. 1900. 27, 6 июня. Стб. 863–867) Глубоковский привел ряд сведений о своем пребывании в училище. 128 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 11. Л. 13–13 об. Письмо Глубоковского смотрителю Никольского училища А. Г. Ермолаеву от 12 нояб. 1916 г. 132 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 322. 137 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского «Из далекого прошлого». Л. 31. (Частное собрание). «Хотя ревизора и ждали, но он приехал в Никольск раньше ожидаемого времени. Вследствие такой неожиданности все, начиная со смотрителя, немало растерялись. Д. Ф-ч [Попов], помощник смотрителя, в один вечер обошел все квартиры и делал ученикам наставления, как себя держать в классе и на квартирах, если ревизору угодно будет посетить ученические квартиры» (Там же). 138 [Григоревский М. X.] Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Вологодской епархии. [СПб.,] 1875. С. 33. В самом большом по численности Вологодском духовном училище тогда же обучалось 316 воспитанников, в Тотемском – 99, Великоустюжском – 157, в самом «малолюдном», Вельском – 68 (Там же. С. 1, 11, 18, 26). 139 Там же. С. 39. Подробно о здании училища и внутренних помещениях рассказывает в своей «Истории...» Я. Д. Доброумов (Вологодские ЕВ. 1899. 15, 1 авг. С. 377–386). В 1882–1888 гг. для училища было выстроено двухэтажное каменное здание на ул. Миллионной (ныне ул.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010