Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, выходивший с 1 янв. 1866 по дек. 1909 г. 2 раза в месяц, с 1910 по 1917 г. еженедельно. Состоял из собственно «В. е. в.» и «Прибавлений». До 1887 г. обе части редактировались сотрудниками Воронежской ДС, одновременно редакторов могло быть от 1 до 4, среди них - ректоры ДС: архим. Феодосий (Макаревский; впосл. епископ Екатеринославский) (1866-1867), архим. Вениамин (Быковский ; впосл. епископ Черниговский) (1867-1871), прот. Д. Ф. Певницкий (1877-1881), архим. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ Казанский) (1881-1886), инспектор ДС игум. Арсений (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) (1866-1868); преподаватели ДС протоиереи Ф. А. Никонов (1866-1876), И. В. Адамов (1871-1876). С 9 за 1887 по 20 за 1908 г. редактирование офиц. части было передано в духовную консисторию, редакторами были ее секретари А. М. Правдин (1887-1906) и А. А. Вишневецкий (1907-1908). Редакторами неофиц. части с 1887 г. (с 21 за 1908 обеих частей) были ректоры ДС: протоиереи А. М. Спасский (в 1887-1900 до 16), В. П. Борисоглебский (1900. 17 - 1907. 15), Н. Ф. Околович (1907. 16 - 1913. 4), архим. Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ Богучарский) (1913. 5 - 1917). В их отсутствие номера подписывали инспекторы ДС И. И. Филоковский, П. В. Беклемишев, преподаватель И. М. Ублинский, прот. Г. Т. Алфёров. В 1917 г. вышли 1-25 (за 18 июня), после чего с 22 июня 1917 по 28 июля 1918 г. 2 раза в неделю выходила газ. «Вестник церковного единения: Орган духовенства и мирян Воронежской епархии» (с 28 за 1917 «Воронежский вестник церковного единения»). Последние номера 44-47 за 1918) выходили еженедельно, редакторами были свящ. П. П. Сергеев и В. Я. Бахметьев. Сначала в отличие от др. епархиальных изданий в основной части помещались не только офиц. документы и материалы, но и исторические статьи. В «Прибавлении» печатались только статьи назидательного содержания. Как следствие этого собственно «В. е. в.» с 1868 г. разделились на офиц. и неофиц. части (с общей пагинацией) с сохранением отдельных «Прибавлений». С 1877 г. журнал вернулся к обычному для епархиальных ведомостей составу разделов, когда все неофиц. материалы помещались в «Прибавлениях» (с 1884 они и назывались «неофициальной частью»).

http://pravenc.ru/text/155258.html

Батуми. Церковь Николая Чудотворца (греческая). Греческая православная церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1865 и 1871. Адрес: Грузия, Автономная Республика Аджария, г. Батуми, ул. Парнаваз мепе (Царя Парнаваза), д. 20 Координаты: 41.650206, 41.641287 Проезд:Находится в центральной части Батуми Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Самое старинное из сохранившихся в Батуми культовых сооружений - греческая церковь святого Николая. Период строительства 1865-1871 гг. - из чего следует, что храм был выстроен еще во времена нахождения Батуми под протекторатом Турции с разрешения главы Артвинского вилайета. Разрешение на строительство дали с оговоркой - без установки колоколов. Архитектор Кальфа был приглашен из Греции, что, собственно, и обусловило ярко выраженный средиземноморский архитектурный колорит храма. Камень для строительства завозили из Трабзона. В начале ХХ века греки острова Хиос принесли в дар церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С образованием Батумской епархии в 1917 году храм Святого Николая стал кафедральным собором Грузинского экзархата Русской православной церкви, а год спустя - автокефальной Грузинской Православной церкви. http://world.lib.ru/d/dia/batumi.shtml Строительство церкви в честь Св. Николая, как указывает мемориальная надпись на стене, закончилось в 1865 г. В 1871 г. была отслужена первая литургия. К сожалению, не известно, кто освятил церковь. Церковь Св. Николая в то время была одной из лучших архитектурных памятников г. Батуми. В 1894-1898 гг. на территории церкви были открыты мужская и женская школы. В 1898 г. в подчинение этой церкви вошла церковь святого Пантелеймона в селе Королистави. В начале 20-го века греки острова Хиоси преподнесли церкви иконы Св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С 1890 г. протопресвитером г. Батуми являлся священник Симон Кикодзе. В 1896 г. священником церкви Св. Николая благословили Александра Ральцевича, а в 1896-1917 гг. в церкви служил священник Константин Цандеков. После создании Батумо-Шемокмедской епархии в 1920-1935 гг. в церкви служили митрополит Георгий (Аладашвили), епископ Давид (Качахидзе), епископ Нестор (Кубанеишвили) и митрополит Иоанн (Маргишвили).

http://sobory.ru/article/?object=32335

протопресвитер Владимир Марков (14.06.1841–11.01.1918) История Русской Православной Церкви протопресвитер Владимир Марков Протоиерей, настоятель храма Троицы на Арбате (1870—1900), Успенского собора в Кремле (1900—1911), храма Христа Спасителя (1911—1917). Биография Родился в семье священника села Дарищи Коломенского уезда Московской губернии Семёна Архиповича Маркова (1806—1884) (впоследствии служившем в Христорождественской церкви в погосте Усмерск Бронницкого уезда). После окончания Московской духовной академии (1868) преподавал сначала в а затем в Московской семинарии, а с 1892 года состоял членом её правления. «Согласно постановлению Совета Московской Духовной Академии от 14 июня 1871 Св. Синодом удостоен степени магистра богословия». В январе 1871 года был произведён во священника «в штат Троицкой, что на Арбате, где прослужил почти 30 лет (с 1892 года — в сане протоиерея). С 1889 года он был благочинным Пречистенского сорока. В январе 1900 года назначен протопресвитером (настоятелем) Успенского собора московского кремля; 10 августа 1911 года настоятелем храма Христа Спасителя — кафедральным протоиереем. Здесь он прослужил до самой своей кончины 29 декабря 1917 года. С 1873 года был также законоучителем 5-й московской женской гимназии, а с 1879 года — в 1-й московской женской гимназии. Кроме того, «бесплатно» преподавал Закон Божий в Мариинско-Ермоловском женском училище в период 1871—1878 годов. С 1874 по 1879 годы В. С. Марков был редактором еженедельного журнала «Миссионер». Цензуровал «Миссионер» А. И. Соколов, другой известный московский священник, старший предшественник Маркова на посту благочинного Пречистенского сорока и настоятеля Храма Христа Спасителя. Был членом совета Филаретовского епархиального женского училища (с 1889) и членом московского епархиального училищного совета. В. С. Марков принимал участие во многих негосударственных учреждениях просветительской и благотворительской направленности. C 1897 года он входил в Совет Кирилло-Мефодиевского Братства; также был членом Православного Миссионерского Общества (с 1908) и Московского Епархиального Миссионерского Совета (с 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН Александрович Богословский (1871 - 1937), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых) КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (1871 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121838_16.html

Андреевское. Церковь Воскресения Христова. Юзско-Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: с. Андреевское, Рослятинское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Никольский уезд, Вологодская губерния. Юзский приход. Юзская Воскресенская церковь, 1797 года, каменная, двухэтажная. Верхний этаж надстроен в 1830 г. Местоположение: на 1859 год - погост Юза в 1-м стане Никольского уезда, при р. Юзе. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского, вмч. Георгия Победоносца. Приходское попечительство было открыто в 1871 г., председателем избран крестьянин Георгий Федорович Осетров. Библиография: ВЕВ. 1871. С. 473. ИИАК. - Петроград, 1916. Вып. 61. С. 5. Список населенных мест по сведениям 1859 года. - VII: Вологодская губерния. С. 207. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. Т. 1. С. 18, 139.  Источник: Православные приходы и монастыри Севера Ведомость о церкви Воскресенской Юзской, состоящей во 2-ом округе Никольского уезда Вологодской епархии за 1917 год Церковь построена в 1797 году тщанием прихожан и освящена того же года. Церковь двухэтажная. Второй этаж с престолом Воскресения Христова построен тщанием сборщика приходского кр-на Данила Денисьева Шумилова в 1830 году. Зданием церковь прочна и никаких повреждений не имеется, колокольня имеется особая, в одной связи с церковью, каменная. Престолов: 1 - главный во имя Воскресения Христова в верхней холодной церкви с приделом, 2 - престол в честь Николая Мирликийского Чудотворца, 3 - настоящий в нижней церкви во имя Покрова Божией Матери, 4 - престол в честь св. мч. Георгия Победоносца. Утварью церковь достаточно обеспечена. Штату при ней положены: штат - священник, диакон и псаломщик. Жалование положено: 550 рублей за удержанием 2% в пенсионный капитал - священнику 294 руб., диакон 147 руб. и псаломщик 98 руб. Кружечных доходов за 1917 год: 386 руб. 16 коп получено. Другие источники: в праздники Рождества Христова и Богоявления прихожане жертвуют овсом, которого в сем году собрано 80 четвериков на 120 руб. О Св. Пасхе жертвуют мукой, которой собрано на 70 руб. Осенью собрано льну причтом на 150 руб. и получено арендной платы с мукомольной мельницы 122 рубля.

http://sobory.ru/article/?object=02716

Орлов Федор… - священник, настоятель прихода с 1863 по 1871 гг. (перемещен в Калугу), награжден набедренником. Зверев Александр…- окончил Калужскую Духовную семинарию, священник, настоятель прихода с 1871 г. (рукоположен из учителя церковно-приходской школы). Зерцалов Василий… - священник, настоятель прихода с 1873 г., с 1917 г. – протоирей; награжден наперстным крестом, камилавкой, набедренником. Орлов Дмитрий… - священник, пом. настоятеля прихода в 1898 г.; награжден набедренником. Предтеченский… - священник, пом. настоятеля прихода; ск. ранее 1916 г.; жена Александра Евгеньевна ск. позднее 1916 г. Куклин Константин… - священник, пом. настоятеля прихода с 1915 г. (перемещен из Тарусского уезда) до 1916 г. (перемещен в Симбирскую епархию). Булычев Иоанн… - священник, пом. настоятеля прихода с 1916 г. (рукоположен из псаломщика Перемышльского уезда). Сахаров Ефим… - дьякон в 1862 г. (в 1866 г. за штатом перемещен в Козельский уезд); сын Иван оставил в 1862 г. обучение в Медынском уездном училище и поступил на гражданскую службу. Зверев Иоанн… - дьякон с 1874 по 1884 гг. (уволен за штат), ск. ранее 1906 г.; дочь Мария (род в 1851 г., ск. позднее 1906 г.). Кушневский Иоанн… - пономарь (в 1874-1879 гг. – сверх штата), в 1879 г. перемещен псаломщиком в с. Рождество на Шани. Немешаев Николай... - окончил Калужскую Духовную семинарию, псаломщик с 1879 г. Благовещенский Христофор… - псаломщик с 1886 г. (до этого – сверх штата) до 1887 г. (перемещен в Перемышльский уезд). Голубев Илья… псаломщик с 1887 г. (до этого – сверх штата) по 1889 г. (перемещен в с. Бордуково). Лазаревский Петр… - был исключен из Калужской Духовной семинарии, псаломщик с 1889-1890 гг. (уволен от должности по прошению). Щеголев Дмитрий… - псаломщик в1890 гг. (перемещен из с. Варнавина, в том же году уволен от должности). Щеголев Георгий… - псаломщик (в 1891 г. – за штатом); в 1891 г. определен в Малоярославецкий уезд. Чикин Иоанн… - псаломщик в 1890 г. (рукоположен из крестьян) по 1900 г. (уволен за штат, 1902 г. определен в Лихвинский уезд); сын Николай (с 1900 г. – псаломщик в Мещовском уезде). Чикин Федор… - был уволен из Калужской духовного училища, псаломщик с 1900 по 1906 гг. (перемещен в Калужский уезд). Зерцалов Василий… - псаломщик в 1913 г., ск. 13 марта 1913 г. Зерцалов Владимир… - псаломщик до 1913 г. (перемещен в Мосальский уезд). Чикин Федор…- сын псаломщика; псаломщик с 1913 до 1916 гг. (перемещен в Калужский уезд). Бурцев Дмитрий … - псаломщик с 1913 г. (перемещен из Мосальского уезда). Раков Терентий… - крестьянин, церковный староста с 1906 г. Миропольский Кондрат… - церковный староста в 1917 г. Зерцалов Алексей… - учитель церковно-приходской школы в 1904 г. Зерцалова Елизавета… - учительница церковно-приходской школы в 1909 г. Големенцева С. … - учительница церковно-приходской школы в 1912 г.

http://sobory.ru/article/?object=40200

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров октября/13 ноября 1917 Прославлен в 1994 г. Память празднуется 31 октября/13 ноября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации протоиерея Иоанна Кочурова (1871–1917) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Осознавая свою нерасторжимую связь с сонмом новомучеников Российских, Русская Православная Церковь продолжает поименное прославление тех, кто в годину гонения, воздвигнутого на Православную Церковь в России, в благочестивой жизни и мученической кончине своей являл высокий идеал, заповеданный Церкви Христовой святым апостолом Павлом: “живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Первым священнослужителем Русской Православной Церкви, которого Господь наш Иисус Христос сподобил в ХХ веке принять мученический венец от богоборческой власти большевиков, первым убиенным русским православным священником, о котором святой исповедник Патриарх Тихон сказал, что “украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова”, – суждено было стать усердному приходскому священнику и вдохновенному свидетелю Истины Христовой “даже до смерти” ( Откр 12:11 ) протоиерею Иоанну Кочурову, принявшему мученическую смерть от богоотступников и богоборцев 31 октября 1917 года в Царском Селе. Освященный Собор, рассмотрев подвижническое служение и мученическую кончину протоиерея Иоанна Кочурова и удостоверившись в его подвиге, определяет: 1 . Протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного гонителями Церкви Христовой 31 октября (старого стиля) 1917 года, причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания. 2 . Честные останки священномученика Иоанна, преданные погребению в Царском Селе, именовать отныне святыми мощами, до времени их обретения оставив на Божие произволение. 3 . Службу священномученику Иоанну после сего дня прославления отправлять общую по чину мученическому и благословить составление ему особой службы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» начали издаваться 1 окт. 1864 г. по предложению Вологодского еп. Христофора (Эммаусского) . Выходили 2 раза в месяц до дек. 1917 г. (последние 5 номеров сдвоенные), 9-24 за 1917 г. имели подзаголовок «Православный церковно-общественный вестник». Журнал неизменно включал офиц. и неофиц. части (последняя называлась «Прибавление к «Вологодским епархиальным ведомостям»»). В 1864-1902 гг. и офиц. и неофиц. части издавала Вологодская ДС, с 1902 г. офиц. часть издавала консистория. Обе части периодически редактировали разные церковные и светские деятели: в 1864-1867 гг. (до 7) офиц. часть редактировал И. Г. Кузнецов, а неофиц. с 1864 до сер. 1865 г.- ректор ДС архим. Полиевкт (Пясковский; впосл. епископ Рязанский), затем - преподаватель ДС Н. И. Суворов. С 1867 (с 8) по 1868 г. (по 19) обе части подписывал новый ректор семинарии архим. Павел (Попов; впосл. епископ Тотемский), а с 24 за 1868 г. по 3 за 1874 г.- сменивший его архим. Авраамий (Летницкий ; впосл. епископ Саратовский). С 1874 (с 5) до кон. 1881 г. офиц. часть снова редактировал Кузнецов, а неофиц. (с 4 за 1874) - Суворов, к к-рому с 1882 г. перешла и офиц. часть. Краевед и исследователь памятников церковной старины и письменности, Суворов был самым деятельным редактором и занимал эту должность дольше других, определяя лицо издания (последние номера за 1917 имели указание в подзаголовке: «Основ. Н. И. Суворовым»). После его кончины (1896) редактором стал его сын И. Н. Суворов, с 6 за 1894 г. бывший помощником редактора. Он подписывал неофиц. часть до самого конца издания, а офиц. часть до кон. 1901 г., после чего она была передана в духовную консисторию. Ее редактировали секретари консистории: в 1902-1915 гг. (до 14) - П. В. Лебедев, в 1915 (с 22)-1917 гг.- Н. П. Сигорский. В неофиц. части «В. е. в.» в первые годы нередко печатались переводы творений блж. Августина , святителей Амвросия , еп. Медиоланского, Андрея , архиеп. Критского, Иоанна Златоуста , Григория , еп. Нисского, прп. Исаака Сирина , исследования по патрологии: об ап. Дионисии Ареопагите (1866-1867, с переводами), об апологетах II-III вв. (1901), о психологическом элементе в аскетических творениях (1898). Был напечатан ряд церковно-практических материалов, не утративших своего значения до наст. времени: о скуфьях в старину (1867, 1869, 1871, 1890), «Заметки о музыкальных сочинениях» (1906), «О колокольном звоне в России» С. В. Смоленского (1907. 7), и др. В нач. ХХ в. одним из самых печатаемых авторов журнала был преподаватель ДС А. П. Полиевктов, писавший на церковно-общественные («Устои жизни» - 1907. 3, 8) и педагогические («Очерк истории педагогики» - 1906-1907; «Значение математики, как учебного предмета, для духовных школ» - 1907. 21) темы.

http://pravenc.ru/text/155167.html

John Anthony McGuckin Bulgakov, Sergius (Sergei) (1871–1944) PAUL GAVRILYUK Bulgakov combines many aspects in his life: Orthodox priest, theologian, religious philos­opher, and economist. As a thinker he was interested in all major questions of human existence, offering a comprehensive religious vision of the world, particularly in light of the concept of Sophia, or “Godmanhood.” Born into the family of a provincial priest at Livny in Russia, Bulgakov began his education at church-run schools. Having experienced a crisis of faith and being attracted to Marxism, he went on to study law and economics at the University of Moscow (1890–4). On the completion of his studies, he taught economics at Moscow (1895–1901) and Kiev (1901–6). During these years he became disillusioned with Marxist theory and gradually embraced a form of religious idealism, an intellectual evolution which he traced in a collection of essays entitled From Marxism to Idealism (1896–1903). Upon his return to Moscow in 1906, Bulgakov rose to prominence as a public intellectual, participating in the Russian reli­gious and cultural renaissance known as the “Silver Age» In 1909 Bulgakov cooperated with Nikolai Berdiaev, Semen L. Frank, and others in a collection of programmatic essays entitled Landmarks, which warned the Rus­sian intelligentsia against the devastating consequences of the socialist revolution. Bulgakov construed revolutionary social­ism as a form of surrogate religion, mim­icking various features of apocalyptic Judaism and Orthodox Christianity. In his doctoral thesis, Philosophy of Economy (1912), Bulgakov offered an economic the­ory that moved further away from Marxism and was informed by philosophical ideal­ism. The Unfading Light (1918), written during 1911–16, provides a first sketch of Bulgakov’s sophiological system, focusing on such issues as the nature of religion, apophatic theology, metaphysical problems of the relationship between God and crea­tion, and human nature. Bulgakov played a leading role at the All-Russian Council of the Russian Orthodox Church of 1917–18. He was ordained an Orthodox priest in June 1918. With the Bolsheviks in power, Bulgakov was forced to resign from his post as a professor of economics at the University of Moscow and moved to Crimea (1919–22). Expelled from the Soviet Union in early 1923, Bulgakov eventually settled in Paris, where he became the first dean of the newly established St. Sergius Theological Institute. Outside Russia Bulgakov wrote the so-called “minor trilogy” consisting of The Burning Bush (1927), which develops Orthodox teaching regarding Theotokos and offers a critique of the Roman Catholic dogma of the Immaculate Conception; The Friend of the Bridegroom (1928), which discusses the role of John the Baptist in the history of salvation; and

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Махачкала. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Александро-Невский храм был заложен в 1871 году на склоне горы Анжи-Арка в городе Петровске (ныне Махачкала). Храм получил именование в память о пребывании в Петровске императора Александра II в сентябре 1871 г. Строительство было обусловлено ветхостью и теснотой городской церкви, построенной как временная. Из-за перебоев с финансированием строительство затянулось на 18 лет. 29 августа 1891 г. храм был освящён. Александро-Невская церковь стала главным православным храмом города. Расположенный на возвышенном берегу Каспийского моря храм вместе с Петровским маяком служил прекрасным ориентиром для проплывающих мимо судов. Первоначально храм представлял собой однопрестольное каменное здание в русско-византийском стиле — крестообразная в плане постройка, завершенная крупным барабаном под луковичным куполом, с небольшой шатровой колокольней. Храм был богато украшен как изнутри, так и снаружи; иконостас изготовили в Петербурге. Вместимость здания составляла порядка тысячи человек. Ограда вокруг храма была сделана из старых ружейных стволов, отпущенных военным ведомством. До революции 1917 года храм находился в ведении Владикавказской епархии. Александро-Невскую церковь, как военную, окормлял протопресвитер военного и морского духовенства. После революции все военные храмы стали гражданскими. После уничтожения в 1926 года махачкалинской Никольской церкви в храме Александра Невского был устроен престол во имя святителя Николая, а также престол в честь Смоленской иконы Божией Матери. Последнее богослужение в храме прошло 10 сентября 1938 года. В 1939 году на очередном заседании культовой комиссии при горсовете было принято постановление: «Здание Александро-Невского собора в городе Махачкала закрыть, передав его для использования под культурные цели». Собор был передан в распоряжение Курсов усовершенствования командного состава, а затем в ведение квартирно-эксплуатационной части махачкалинского гарнизона.

http://sobory.ru/article/?object=21401

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010