Составители: игум. Дионисий и В.Л. Шленов. В библиографию помимо книг включен ряд архивных материалов. Особая благодарность выражается С.А. Казаринову, за помощь в оформлении и унификации данного материала. I. Справочники, био-библиографические указатели 1. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 3. 2003. С. 276–349. 2. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» 1871–1872 гг.]/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева; предисл. иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 4. 2004. С. 410–477. 3. Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/[Под ред. иером. Дионисия (Шленова) , А.Г. Дунаева, предисл. и публикация документов иером. Дионисия (Шленова)]//БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. 4. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000). М.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с. См. особо материалы под номерами 904–923, 2709–2737. 5. Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII–haчaлa XX веков. Гуманитарные и общественные науки. М.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. 6. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия. Ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 1 . 7. Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария: Алфавитный список 1901–1917 годов: генеалогический справочник. М.: Прометей, 1998. 123 с. 8. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. Т. 2 (Ч. 1); 3 (Ч. 3); 5 (Ч. 2). М. 1977, 1980, 1989. С. 122; 98–105; 95–96. 9. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода Т. 2: Кафедры и личный состав академии. Ч. 1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. М., 1982. 301 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАЧЕНКО Александр Васильевич (8.12.1910, С.-Петербург - 19.03. 1978, Клагенфурт, Австрия), славист. И. род. в семье адвоката. Его дед В. Л. Исаченко - правовед, автор многочисленных работ по юриспруденции - был товарищем обер-прокурора Сената. Дядя И.- Б. Л. Исаченко (1871-1948) - микробиолог, академик АН СССР и АН УССР. После Октябрьской революции 1917 г. семья И. покинула Россию и в 1920 г. поселилась в австрийском г. Клагенфурте. Окончив гимназию, И. в 1929 г. поступил в Венский ун-т, где изучал славистику, германистику, историю Вост. Европы, индоевроп. языки (санскрит, пали). Учителем И. был филолог и мыслитель Н. С. Трубецкой, на дочери к-рого И. впосл. женился. По окончании ун-та И. в 1933-1935 гг. находился в Париже, стажируясь у французских славистов А. Мейе, А. Вайана , А. Мазона , и год в Праге. По возвращении в Вену он преподавал рус. язык на философском фак-те Венского ун-та. В 1939 г. И. защитил в Любляне (Словения) докторскую диссертацию, в 1941-1955 гг. работал в Братиславе, стал профессором и заведующим кафедрой русского языка и литературы философского факультета университета им. Я. А. Коменского. С 1955 г. заведовал кафедрой славянских языков философского факультета университета в Оломоуце. В 1960 г. АН ГДР пригласила И. в Берлин, где он организовал и возглавил Центр по изучению структурной грамматики. С 1965 г. И. работал заместителем директора академического Ин-та языков и лит-ры в Праге. В знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. И., находившийся в Австрии, отказался вернуться в Прагу и, приняв приглашение Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, возглавил кафедру славянской филологии. В 1971 г. И. вернулся в Клагенфурт и до конца жизни работал заведующим кафедрой общего и прикладного языкознания и славистики и проректором ун-та. В странах советского блока на его имя был наложен запрет, работы И. были недоступны советским ученым, газ. «Правда» предостерегала против попыток ссылаться на его труды. В 1974 г. ученый основал журнал по рус. языкознанию «Russian Linguistics» - один из наиболее авторитетных в своей области. Признанием научных заслуг И. стало избрание его членом-корреспондентом АН ГДР (1964), Чехословацкой (1968) и Австрийской (1973) академий наук.

http://pravenc.ru/text/674866.html

О смерти крестной Впервые в: Православная мысль. 2. Париж, 1930, сс. 148–187. Печатается по этому изданию. Флоровский дает в статье ссылки на сочинения отцов, указывая только редактора того или иного издания. Приведем полные библиографические данные о цитируемых изданиях: Bonwetsch – Methodius Olympius. Opera/Ed. G. N. Bonwetsch. Leipzig, 1917 (GCS 27). Hartel – Cyprianus Carthaginiensis. Opera/Ed. G. Hartel. 3 Bdd. Vienna, 1868–1871 (C.S.E.L. 3). Harvey – Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses/Ed. W. W. Harvey. 2 voll. Cambridge, 1857. Holl – Epiphanius Constantiensis. Opera/Ed. K. Holl. 3 Bdd. Leipzig, 1915–1933 (GCS 25, 31:37). Kroymann – Tertullianus. Opera. Pars III/Ed. Е. Kroymann. Vienna, 1906 (C.S.E.L. 47). Lelong – Les Pères apostoliques. Т. III. Ignace d’An¬tioche et Polycarpe de Smyrne/Ed. A. Lelong. Paris, 1910. Otto – Corpus apologetarum/Ed. J. С. T. von Otto. 9 Bdd. Jena, 1847–1872. Preuschen – Origenes. Commentaria in Evangelium Joannis/Ed. Е. Preuschen. Leipzig, 1903 (GCS 4). Reifferscheid-Wissowa – Tertullianus. Opera. Pars 1/Ed. A. Reifferscheid et G. Wissawa. Vienna, 1890 (C.S.E.L. 20). Schwartz – Athenagoras Atheniensis. Opera/Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1891 (TUIV.2). Srawley – Gregarius Nyssenus. Oratio catechetica/Ed. J. Н. Srawley. Cambridge Patristic Texts, 1903. Мысль мою Твоим смирением сохрани... (Из вечернего правила) I «Слово плоть бысть» – в этом высшая радость христианской веры. В этом – полнота Откровения. И откровения не только о Боге, но и о человеке... В Воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим», как говорил сщмч. Ириней 234 . В воплощении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человеческой природы. И человеческая природа не только возвращается к утраченному Богообщению – но обновляется, воссозидается, новотворится... Первый Адам был до падения духоносным человеком...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Поместный собор Российской Православной церкви, проходивший в Москве с 15/28 августа 1917 года по 7/20 сентября 1918 года, имел огромное значение не только для церковной истории. Идея созыва Собора на протяжении более чем десятилетия активнейшим образом обсуждалась как в церковной, так и в светской печати, поэтому общество ожидало от этого события очень многого. Подготовка Собора, за которую принялись церковные власти в 1906 году, закончилась ничем, и созвать его удалось лишь после Февральской революции. Принципы формирования состава Собора предполагали участие в его работе большого количества общественных деятелей (каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания, те в свою очередь посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора). Правом посылать представителей на Собор пользовались помимо епархий Академия наук, университеты, Государственная дума, Государственный совет и действующая армия. В списках членов Собора мы находим имена философа Е.Н. Трубецкого , политиков А.И. Гучкова, А.В. Карташева , С.А. Котляревского, В.Н. Львова, М.М. Родзянко, А.Д. Самарина, востоковедов Б.А. Тураева и А.М. Позднеева, историков П.Н. Жуковича, Н.Ф. Каптерева , А.В. Флоровского, И.А. Карабинова , М.Д. Приселкова, М.Н. Скабаллановича , физиолога А. А. Ухтомского и многих других значительных общественных фигур. Выборы на Собор оказались единственными общероссийскими выборами, которые успели пройти после Февральской революции, поэтому вплоть до своего закрытия Собор был единственным общественным институтом, легитимность которого была бесспорной. Собор был созван в первую очередь для того, чтобы провести реформу высшего церковного управления (в значительной степени «нестроения» связывались с синодальным управлением). Восстановив патриаршество, Собор эту задачу решил. Но одновременно с этим обсуждался весьма широкий круг вопросов – от проповедничества, миссионерской деятельности, церковного права и до церковной музыки. Сергей Николаевич Булгаков (16.06.1871–13.07.1944) принадлежал к плеяде философов-идеалистов, совершивших, по его собственным словам, путь от марксизма к идеализму. Подобную эволюцию совершили Н.А. Бердяев , П.Б. Струве, С.Л. Франк и многие другие. Обратившиеся к церкви марксисты оказывались между двух огней. Бывшие товарищи по революционной деятельности видели в них предателей, а власти – как светские, так и церковные – продолжали видеть в них лишь революционных публицистов. И в этом нет ничего удивительного: философы-идеалисты, которых мы сейчас называем основными деятелями религиозного возрождения начала XX века, находились в жесткой оппозиции и к государству, и к официальной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Скачать epub pdf К числу выдающихся уроженцев Белгородского края принадлежит виднейший историк византийского и древнерусского искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков . Он родился в селе Русская Халань (ныне – Чернянский район Белгородской области) в дворянской семье. Переехав в Москву, он прошел обучение в гимназии, высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета в течение 1861–1865 гг.  Научный руководитель Кондакова профессор Ф.И. Буслаев был крупным специалистом по истории иконографии, совмещавшим занятия филологией с изучением истории искусства (основные работы: «Общее понятие о русской иконописи» – 1866; «Свод изображений из Лицевого Апокалипсиса»- 1884; «исторические очерки русского орнамента в рукописях» – 1917). Сокурсниками будущего ученого были среди прочих Ф.Е. Корш и В.О. Ключевский . С 1866 по 1869 гг. он преподавал русский язык и словесность во 2-й Московской гимназии, Александровском военном училище, а так же русскую историю и археологию в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Преподавательскую деятельность в вузе начал в Одессе (Новороссийский университет,, где получил должность доцента (1871–1877), а затем – профессора (1877 – 1888) по кафедре теории и истории изящных искусств. В качестве одесского преподавателя Кондаков посетил Италию, где собирал материалы для диссертации по византийской миниатюре. С 1875 г. он часто встречался с Джованни де России (1822–1894)- «отцом христианской археологии», в круг общения которого входили А.С. Уваров, Ф.И. Буслаев , Н.В. Покровский . В 1877 г. Кондаков сделал в Италии получивший известность доклад о рельефах деревянных дверей V в. Базилики Санта – Сабина в Риме. Этот успех был развит принятием Кондакова в члены Общества любителей христианской археологии в Риме. В период пребывания в Италии ученый слушал лекции П. Роза, Р.А. Ланчиани и др. Для получения пропуска в Ватикан он воспользовался покровительством кардинала Питри.  С 1888 г. начинается столичный этап жизни ученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Такая ли русская «русская рулетка»? В десятках песен как отечественных, так и зарубежных исполнителей, во множестве фильмов, сделанных в основном за рубежом, часто можно встретить упоминание о «русской (гусарской) рулетке». Эта экстремальная игра-пари настолько укоренилась в нашем сознании как реальная «забава», существовавшая в России, что возникает лишь «технический» вопрос: а сколько примерно споров или инцидентов с «русской рулеткой» было на самом деле? Безусловно, каждый человек, сталкиваясь с традицией (предметом, ритуалом или понятием), имеющей географическое определение (японская чайная церемония, испанская коррида, грузинское вино, аргентинское танго, итальянская мафия и т.д.), понимает и априори принимает место ее происхождения, первичную национальную имманентность. «Русская рулетка» большинством людей ассоциируется исключительно с русской культурой, и они не сомневаются, что зародился этот абсурдный «адреналовый» суицид именно в России. Удивительно, но факт: достоверных исторических данных о существовании «русской рулетки» в самой России не обнаружено. Ясно, что речь идет о сравнительно коротком временном периоде: с 1871 года (когда в Русской императорской армии появились револьверы системы «Smimh-Wesson», с 1895 года – системы «Nagant») до 1917 года. И в самом деле, как бы ни куражило представление об этой «игре», какие бы исполнители ни вкладывали фатально-героический смысл в поведение смелых и рискованных офицеров Русской армии, с трудом верится, что военнослужащие, в то время в подавляющем числе своем верующие православные люди, могли, даже находясь в алкогольном опьянении, – то ли на спор, то ли для безрассудной демонстрации собственного «героизма», – идти на более чем реальный риск обычного самоубийства. Ведь вероятность выстрела (то есть смерти) составляла при первом спуске курка 16,6%, втором – 20%, третьем – 25%, четвертом – 33,3%, пятом – 50%, шестом – 100% . Самоубийство является единственным из самых страшных грехов, в котором нельзя раскаяться. Человек, самовольно предавший себя смерти, попадает в такую область, где спасения нет.

http://pravoslavie.ru/56637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Йордан Николов (25.12.1871 (6.01.1872), Кюстендил - 29.07.1947, София), выдающийся болг. историк, археолог, этнограф и филолог. Окончил педагогическое уч-ще в Кюстендиле (1889), затем Высшую школу в Софии по специальности «славянская филология» (1892). В 1892-1894 гг. изучал романские языки и лит-ру в ун-те Лозанны (Швейцария). По возвращении преподавал франц. язык и лит-ру в гимназии г. Сливена, а с 1899 г.- в Высшей школе в Софии (с 1904 ун-т). В 1906 г., чтобы иметь возможность путешествовать по обл. Македония и посещать Афон, входившие в то время в состав Османской империи, И. поступил на службу в болг. торговое агентство в Фессалонике. В 1909 г. в звании доцента вернулся к преподавательской деятельности в Софийском ун-те, с 1917 г. профессор, с 1925 по 1942 г. зав. кафедрой болг. лит-ры. В 1920-1923 и 1927-1930 гг. преподавал болг. язык в Национальной школе живых вост. языков в Париже, заложил основы франц. болгаристики. Член Болгарского ученого об-ва с 1909 г. (с 1911 Болгарская АН), Рус. археологического ин-та в К-поле с 1912 г., Славянского ин-та в Праге с 1932 г. Исследовательские интересы И. были в первую очередь сосредоточены на Македонии и ее церковной истории. В своей 1-й книге (Съверна Македония. София, 1906) И. описал историю и культуру населения родного ему Кюстендилского края, уделив особое внимание истории Брегальницкой и Вельбуждской епископий. В 1908 г. ученый издал том собранных им во время путешествий материалов по истории болгар в Македонии с раннего средневековья до нач. ХХ в., к-рый впосл. пополнял новыми свидетельствами, полученными в ходе дальнейших путешествий (Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р). К этому кругу работ также принадлежат исследование о св. Иоанне Рильском и об основанном им Рильском мон-ре (Св. Иван Рилски и неговият монастир. София, 1917) и работы о средневек. мон-рях и храмах в Беренде, Земене и Бачкове, об Охридской архиепископии.

http://pravenc.ru/text/200481.html

В 1870 году здание храма было перенесено в Мало-Алматинскую станицу, на его месте начато строительство храма из обожженого кирпича. 23 декабря 1871 года храм был освящен под тем же именем. Еще 1867 году укрепление Верный преобразовано в административный центр Семиречинской области. Тогда же Туркестанский генерал-губернатор ходатайствовал об учреждении в крае самостоятельной архиерейской кафедры. Назначенный на кафедру с титулом «Туркестанский и Ташкентский» архиерей, высокообразованный и многоопытный Архиепископ Софония (Сокольский), в 1873 г. обратил Софийский храм в кафедральный собор. 28 мая 1887 года, во время Первого Алма-атинского землетрясения, собор был полностью разрушен. На площади близ храма похоронены в братской могиле около 300 жителей Больше-Алмаатинской станицы, погибших в результате землетрясения. Исследование конструкций уцелевших зданий, их сопоставление с утраченными домами показало, что каменные постройки пострадали значительно сильнее деревянных. В 1893 году на месте разрушенного храма был заложен новый, из тянь-шаньской ели по проекту архитектора Вячеслава Николаевича Брусенцова. Новый храм был закончен в 1895 году. В южной его части располагается некрополь, в котором покоятся останки первых верненских епископов Софонии Сокольского и Никона Богоявленского. К тому времени городские власти приняли решение строить кафедральный собор в другой части города (Вознесенский собор). Софийский храм перестал быть кафедральным. Очередное испытание постигло Софийский собор в декабре 1910 года, когда Верный подвергся страшному и разрушительному землетрясению. После была революция 1917 года, затем захват обновленцами в 20-х годах. В 1929 и 1931 годах власти предпринимали попытки закрыть собор и сделали это окончательно в 1937 году. Обновленческое духовенство храма было арестовано и расстреляно. После закрытия здание храма переоборудовали в клуб Красных Партизан, потом в кинотеатр «Ударник», затем в его стенах размещался кукольный театр. В конце 80-х годов прошлого столетия оно пришло в аварийное состояни, чему способствовали местные жители, растаскивавшие здание. Чтобы спасти бывший собор от полного разрушения, Министерство культуры КазССР вынуждено было ввести должность сторожа, чтобы сохранить до начала реставрации здание, входившее в список охраняемых памятников культуры и архитектуры. В условиях политического и экономического кризиса на рубеже 1980-х и 1990-х годов дело не только не дошло до реставрации, но здание было выведено из реестра памятников, должность сторожа упразднили.

http://sobory.ru/article/?object=27148

Избранная библиография Издания Anthologia graeca carminum christianorum/Ed. W. Christ, M. Paranikas. Leipzig, 1871. P. XII–XV, 23–32. Carmina selecta S. Gregorii Nazianzeni/Ed. E. Dronke. Göttingen, 1840. Cummings, J. T. A. Critical Edition of the Carmen De Vita Sua of St. Gregory Nazianzen: Diss. Princeton Univ., 1966. Gegen die Putzsucht der Frauen/Ed. A. Knecht. Heidelberg, 1972. Gregor von Nazianz. De vita sua/Ed. Ch. Jungck. Heidelberg, 1974. Gregorii Nazianzeni Σγκρισις βων/Ed. H. M. Werhahn. Wiesbaden, 1953. Patrologia graeca. Vol. 37, 38/Ed. J.-P. Migne. Paris, 1842. Переводы Epigrams and sentences spiritual in vers, of Gregori Nazianzen, an ancient & famous Bishop in the Greek church/Transl. Th. Drant. London, 1568. Grégoire de Nazianze. Poèmes et lettres choisies/Transl., ed. P. Gallay. Lyon, Paris, 1941. Gregory of Nazianzus. Autobiographical Poems/Transl., ed. C. White. Cambridge, 1996. Hymns of the Early Church/ed. J. Brownlie. London, 1913. P. 20–21, 42. Grégoire de Nazianze. Le Dit de sa vie/Transl. A. Lukinovich, C. Martingay. Geneva, 1997. Pellegrino M. Poesie Scelte. Turin, 1939. Newman J. H. Historical Sketches. Vol. 2. London, 1896. P. 50–93. Corsaro F. Poesie Scelte//Miscellanea di Studi di Litteratura Christiana Antica 6. 1955. P. 1–42. Saint Gregory Nazianzen. Selected Poems/Transl., ed. J. McGuckin. Oxford, 1986. Saint Gregory of Nazianzus. Three Poems/Transl., ed. D. M. Meehan. Washington, 1987. Select Poems of Synesius and Gregory Nazianzen/Transl., ed. H. S. Boyd. London, 1814. The Epigrams of St. Gregory the Theologian/Ed. W. R. Paton//The Greek Anthology. Book 8. London, 1917. P. 399–505. Исследования Ackerman W. Die didaktische Poesie des Gregorius von Nazianz: Diss. Leipzig, 1903. Cavallin E. Gregorii Nazianzeni Carmen 1.2.1. 656 f.//London Studies in Classical Philology 8. 1981. P. 17–19. Costanza S. Su alcune risonanze classiche nel carme 1.2.10 di Gregorio di Nazianzo//Sileno 2. 1976. P. 203–219. Costanza S. La scelta della vita nel carmine 1.2.10 di Gregorio Nazianzeno. La priamel dei volori e delle professioni e il topos ‘alloi me – ego de’//Studi in onore del A. Ardizzoni. Rome, 1978. P. 233–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Жизнь императора Николая II в фотографиях Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50 лет его жизни – в фотографиях 19 мая, 2019 Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50 лет его жизни – в фотографиях Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II . Его правление было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно – ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и революцию 1917 года; во внешней политике – экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Николай II ompekcя от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьей под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещен большевиками в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьей и приближенными. 50 лет его жизни, вместившей все эти события, – в фотографиях. Ники. 1870 г. 1871 г. С матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1868 г. С матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1868-1869 г. 1868-1869 г. 1869 г. 1869 г. Николай с отцом, Цесаревичем Александром Александровичем, и матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1870 г. 1871 г. 1871 г. 1873 г. 1874 г. 1874 г. 1875 г. 1875 г. Николай, Георгий, Ксения. 1877 г. 1876 г. Николай и Георгий. 1877 г. 1877 г. 1878 г. 1880 г. 1881-1882 гг. 1881 г. 1881 г. Михаил, Ксения, Георгий и Николай. 1886 г. 1890 г. Цесаревич Николай Александрович. 1891 г. Цесаревич охотится на леопарда в Индии. 1891 г. Наследник Цесаревич в г. Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Цесаревич Николай в гостях у королевской семьи в Греции. 1890 г. Помолвка Цесаревича Николая Александровича с Алисой Гессенской в Кобурге. 1894 г.

http://pravmir.ru/zhizn-imperatora-nikol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010