Что бы ни говорилось о других, но нельзя отрицать, что все это истинно в отношении нашей церкви. Мы не находим, чтобы все это, во всех подробностях, было приложимо к какой-либо другой церкви в этой стране, кроме нашей». Churchman, от 25 июля 1868 года. 14 «Громадное народное влияние методизма, по отзыву американского писателя, заключается в его смелом обращении от богословия разума к богословию чувства». North American Review, янв. 1876 года стр. 26. 15 См. «Constitution adopted in General Convention in Philadelpiha, October 1789». Она обыкновенно помещается в приложении к журналам общих трехгодичных конвенций. См, напр, в Journals of General Convention за 1868, 1871, 1874 и 1877 годы. 16 «Революция нанесла этой церкви тяжелый ударь. Она низведена была почти до ничтожества, многие отчаявались в возможности продолжения существования этой общины кроме как в связи с государством». North American Review Vol. CXXII. p. 18. 17 На генеральную конвенцию 1853 года было подано множество меморий в этом роде со стороны самых видных представителей епископальной церкви. После они собраны были и изданы отдельной книгой епископом Поттером в 1857 году по заглавием: «Memorial Papers», но затем книга эта найдена была вредной для церкви и все экземпляры её уничтожены, так что мы пользуемся только извлечениями из неё, сделанными в Catholic Word, Vol. VII, в статье «The Church jf the Future». 18 Эта мечта красной полосой проходит по всей публицистической и исторической литературе Римского католицизма в Соединенных Штатах. 19 «Мысль о несоответствии римского католицизма с умственным прогрессом и ходом новейшей цивилизации нигде не имеет такой распространенности, как в Америке. Известная книга Дрэпера есть выражение общего американского взгляда на Римский католицизм. Ср. Памфлет – Roman Catholicism in the U, S. New-York 1879. Barnum, Romanism. Catholic World, Vol. VIII ст. «Hypnotics». Vol. V ct. Rome or Reason. Последние статьи составляют опровержение распространенных взглядов». 20 Эта мысль с особенной полнотою развита в сочинении Томпсона: «The Papacy and the Civil Power» New-York 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

614а В свою очередь, в „извлечении из журналов Учебного Комитета при Святейшем Синоде от 13 декабря 1867 г. за 38 и 25 сентября 1868 г. за 124, об учебных руководствах и пособиях по Нравственному Богословию“ читаем: „Нравственное Православное Богословие – Прот. Солярского, более других сочинении в этом роде, удовлетворяет современным потребностям для семинарии и в исправленном своем виде может с пользою служить учебным в них руководством!“ (к речи об этой книге мы еще вернемся в свое время). „В руководство же для самих наставников по Нравственному Богословию можно указать – между католическими системами – на книгу Гиршера Христианская нравственность (Hirschers Christliche Moral) – сочинение, проникнутое одною мыслью, из которой все изводится и к которой все сводится (идея Царства Божия), и признаваемое на Западе классическим сочинением по Нравственному Богословию; между протестантскими системами – на Учебник Христианской Нравственности Вуттке (Handbuch der Christlichen Sittenlebre, von Wuttke) и Нравственность Христианства Пальмера (Moral des Christenthums von Palmer). Первое сочинение полезно в решении общих вопросов о нравственном законе и о превосходстве христианской нравственности пред нравственностью естественною и философскою, так как оно представляет собою критический обзор всех извнстных исторически воззрений на начала нравственности, а последнее – для характеристики частных христианских добродетелей(Циркул. указ Св. Синода 7 ноября 1868 г. 68)“. См. „Сборник отзывов Учебного Комитета при Св. Синоде о сочинениях, одобренных для учебных заведений духовного и других ведомств“ (Спб. 1877 г., стр. 261–262). Наше суждение о книгах Гиршера, Вуттке, Пальмера предложено нами ниже. 614 В наших руках – издания: 4-е (Stuttgart, 1849) и 6-е (1864 1-е относится к „1842 г.“, предпоследнее —7—е – к „1874“ [см. у Luthardt’a op. с. (в примеч. 229), S. 646], а последнее – 8-е к „1893 “ (Gümersl.-Cм. у Luth, цитов. ,,Kompendium“ S. 52). 616 Wuttke op. с., В. I, S. 296. Cp. у Luth.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Чтение“, 1868 г., ноябрь, стр. 698–732, декабрь, стр. 871–899), где описывается самый момент прискорбного события, и критический этюд об „Истории восточной церкви Газеманна» (там же, 1869, июль, стр. 34–62), священника В. Левицкого–исторический очерк „Бо­гомильство–болгарская ересь X–XIV века“ (– 1870, январь, стр. 26– 62, март, стр. 368–431, апрель, стр. 645–683), с обзором судьбы этого еретического движения и на территории Византии, – В. Голубкова –„ Фотий, патриарх константинопольский », по поводу сочинения Гергенрётера (–1867, март, стр. 473–482), „Византийские питриархи до Фотия“ (–1868, август, 243–340), по поводу первой части того же сочинения. 14 Биография о. Герасима очень любопытна. Он родился в 1840 году в Сирии, в арабской семье простого звания, учился сперва в Дамаске в греческой школе, при антиохийской патриархии, а потом в патриаршей школе в Константинополе, где и был пострижен в мона­шество. В 1862 году он прибыл в Россию и поступил, для продолжения учения в Московскую духовную семинарию, по окончании курса которой был принят в число студентов С.-Петербургской ду­ховной академии, где прекрасно и окончил образование в 1869 году. Затем он состоял преподавателем греческого языка в С.-Петер­бургской духовной семинарии, а в октябре 1870 года вошел в Совет академии с прошением допустить его, в звании приват-доцента, к чтению лекций по истории Византии. Церковно-историческое отделение академии, со своей стороны, признало вполне желательным и полезным для академического образования учреждение новой кафедры. 0. Герасим защитил диссертацию pro venia Iegendi на тему „О составных частях государственного строя византийской империи“, прочитал две пробные лекции „О царствовании Юстиниана“ и „О политических принципах иконоборческой партии“ и открыл в академии курс лекций по византийской истории. С 1877 года он, уже в сане архимандрита, последовательно состоял ректором духовных семинарий в Пскове и Риге. Оставив службу в России, о. Герасим в 1883 году уехал в Иерусалим, некоторое время состоял членом Святогробского Братства, а в 1889 году получил селевкийскую митрополичью кафедру в антиохийском патриархате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

80 Записки Фотия напечатаны в извлечениях в Чтен. в Общ. Люб. Д. Просв. за 1868 г. кн. IV. Мы имели под руками и полный рукописный экземпляр ихъ изъ библиотеки Моск. дух. академии. 82 Сушков, упом. соч., стр. 144–145. Здесь же автор добавляет, что сама диаконша рассказывала о сем благодеянии семье Сушкова, будучи вхожа в дом его. 87 Подробнее об этом можно читать в нашей статье: Лира Филарета м. Моск., помещенной въ 11-й кн. Русского Вестника за 1884 год. 88 См. Высочайший рескрипт м. Филарету в день его юбилея 5 Авг. 1867 г. в Правосл. Обозр. 1867, XXIII. 148–149 «Изв. и Зам.» и в других период. изд. 89 Выражение преосв. Леонида (Красноцевкова) См. Чтения в Общ. Истор. и древн. росс. 1877, I, 53. 90 Слова протоиерея А. О. Ключарева (ныне высокопреосв. Амвросия, архиеписк. Харьковского). См. в Правосл. Обозр. 1868, XXV, 42. 92 О многих случаях такой силы молитвы святителя Филарета можно читать в Душеп. Чтении за 1875, 1892 и др. годы. 93 См. кроме упомянутых выше годов Душепол. Чтения, о силе убеждения в устной беседе святителя Филарета проф. Н. И. Субботина в его брошюре: Двадцатипятилетие присоединения Церкви раскольнических епископов и других членов Белокриницкой иерархии. Москва, 1890. 96 Эта проповедь произнесена в Сентябре 1842 года после прискорбных событий с проповедником в С.– Петербурге. См. текст в Соч. м. Филар. IV, 195 и дал. Срав. II, 343; также Приб. к Твор. Св. Отц. 1872, XXV, 431; Письма м. Филар. к Ант. II, 14 и др. 100 Слова М. Н. Каткова, по случаю кончины святителя Филарета. См. передовую статью Моск. Ведомостей за 1867 г. 262. 101 Слова святителя Филарета в речи при открытии Общества любителей духовного просвещения. См. Сочин. м. Филар. V, 559. Москва, 1885. Срав. Собрание мнений и отзыв. м. Филар, IV, 366. Москва, 1886 и др. 102 Слова святителя Филарета из той же речи его в Обществе любителей духовного просвещения. См. Сочин. м. Филар. V, 558. Читать далее Источник: Корсунский И.Н. Гармоническое развитие и проявление сил и способностей души в святителе Филарете, митрополите Московском. М.: О-во любителей духов. просвящения, 1893. – 39 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   Геннадиевская Библия 1499-го года, Труды XI-ro Арх. съезда, в Новгороде, т II, ч. 1, 1914.    «Слово кратко» издано А. Д. Григорьевым, в Чтен. 1902;    срв. у Вальденберга, Древнерусские учения о пределах царской власти, М. 1916;     А. Седельников; К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина, Изв. XXX, 1925;     Н. Попов, Афанасиевский извод повести о Варлааме и Иосафате, Изв. XXXI, 1926;     А. Д. Седельников, Очерки католического влияния в Новгороде в XV-XVI в., Доклады Акад. Н., 1929. 6. «Осифляне» и «заволжцы» — два религиозных замысла, два религиозных идеала.    К. Невоструев издал три древних жития преп. Иосифа Волоцкого, в «Чтениях О. Л. Дух. Просв»., 1865;    послания Иосифа в Р. И. Б., т. VI; Др. Р. Вивлиофика, XIV; Чтения 1847, 1.    Срав. свящ. П Булгаков, Преп. Иосиф Волоколамский, Ц. ист. иссл., 1865;     К. Хрущов, О сочинениях Иосифа Санина, 1868;    о ней отзыв Невоструева, в Отчете о XII присуждении Увар. премий, 1869;     Ор. Миллер, Вопрос о направлении Иосифа В., ЖМНПр. 1868, февр.;     В. Жмакин, М. Даниил и его сочинения, М. 1881;    разбор Голубинского в отчете о XII присуждении Увар. премий.    «Устав скитского монашеского жития» преп. Нила С. впервые издан в М. 1820.    «Предание учеником своим о жительстве скитском» издано Опт. Пустынью в 1849 и переиздавалось позже.    Новое издание «Устава» (Боровковой-Майковой) в Памятниках Др. П., 179.    Срв. А. С. Правдин, Преп. Нил С. и устав его скитской жизни, Хр. Чтен. 1877, 1;     А. С. Архангельский, Нил Сорский и Васиан Патрикеев, т. 1, 1882;     Г. Левицкий, отчет о занятиях в «Журналах Совета СПбД. Акад. за 1890 год» (анализ аскетического учения преп. Нила и его источники);     свящ. С. Садковский, Артемий, игумен Троицкий. Чтения 1891;     С. Г. Вилинский, Послания старца Артемия, Од. 1906;     Б. В. Гречев. Заволжские старцы, Бог. В. 1906—1909.    К общей характеристике эпохи: П. Николаевский, Р. проповедь в XV и XVI., ЖМНПр. 1868, 2 и 4, и отд.;     А. В. Горский. Отношение иноков Кир.-Белоз. мон. и Иосифо-Вол. мон. в XV в. Приб., X;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В экономическом отношении особенно можно отметить заботы семин. правления о расширении семинарского помещения и его удобствах и об увеличении окладов содержания. Помещение семинарской библиотеки и больницы в одном из флигелей, в нижнем эта же которого устроена была баня еще и по ревизии 1868 г. найдено было неудобным вследствие влияния банной сырости, дыма и пара, и даже опасности от пожара, тем более что и больница и библиотека в этом флигеле были стеснены, – поэтому предположено библиотеку перевести в главное здание на место квартиры ректора, которую отвести в верхнем эта же означенного флигеля, а для бани построить особое помещение. (Отч. Серг. стр. 49). Проект этот в 1869 г., по предложению ректора Хрисанфа, снова рассматривался в правлении, был одобрен и представлен на разрешение высшего начальства. В 1872 г. окончена была постройка бани и отделка ректорской квартиры и больницы (на что отпущено 11858 р. 80 к.) библиотека же перемещена в бывшую квартиру ректора, где она оставалась, впрочем, недолго, так как помещение это, по просьбе инспектора, отдано было под его квартиру, как выходящее на солнечную сторону и более удобное для жилья, особенно семейного человека, библиотека же снова перенесена в бывшую инспекторскую квартиру, обращенную окнами в семин. сад. Казенные квартиры наставникам хотя по уставу 1867 г. не положены, но в спб. семинарии остались за ними, и по ревизии 1868 г. признаны (отч. Серг. стр. 49). Но так как не для всех наставников доставало помещения, более или менее приличного, при этом и некоторые другие помещения, особенно больницы, оказывались недостаточными, то в конце 70-х годов снова был поднят вопрос о расширении семин. помещений. Вследствие заявления врача Пахомова правлению «о крайней тесноте и неудобствах помещения семинарской больницы» (от 10 июля 1877 г.), правление нашло необходимым построить новое здание на площади, примыкающей к семин. саду, с 5-ю комнатами для больных, кроме 9 еще небольших комнат для разных нужд по больнице и для прислуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма к М.М. Евреинову (семь писем)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1886. Кн. 4, стр. 93–99. Письма к преосвященному Николаю, епископу Дмитровскому, впоследствии Калужскому (1831–1834)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 8, стр. 32; кн. 9, стр. 29; 1870; кн. 10, стр. 25–42. Письмо к преосвященному Нилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, впоследствии Ярославскому (13 мая 1840)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 259. Письма к Е.В. Новосильцевой (1822–1849). М. 1911. Письма к игуменье Евгении Озеровой//Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Смесь. М. 1877, стр. 130–136. Письма гофмаршалу В.Д. Олсуфьеву (1851)//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 146–147. Письма к преосвященному Парфению (Черткову) , епископу Воронежскому//Православное обозрение. М. 1872, сентябрь. Письма Филарета, митрополита Московского к своему другу, священнику Пономарёву Г.//Московские Церковные ведомости. М. 1907, 48, стр. 1475–1479; 49, стр. 1512–1516. Письмо митрополита Филарета к синодальному обер-прокурору графу Н.А. Протасову (2 мая 1839 года)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 102–103, 472 (9 апреля 1841 года). Письма митрополита Филарета к княгине Е.Р. Вяземской//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 76–80. Письмо ректора Санкт-Петербургской Академии архимандрита Филарета к графу А.К. Разумовскому, с примечанием на примечание о характере Давида, как творца Псалмов (29 мая 1814 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. -Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 8, стр. 26–31. Письма митрополита Филарета к одному из друзей капитану Ф.Я. Репнинскому. (1828–1842)//Русский архив. М. 1891. Кн. 1, стр. 285–288. Письма митрополита Филарета к родным (1800–1866). М. 1882. Письмо преосвященному Савве, епископу Можайскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокапятилетием служения Его Высокопреосвященства на московской пастве (7 июля 1866)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2, СПб., 1869. В предисловии от издателя указывалось, что «сборник сложен из двух томов прежнего издания… которые до сих пор стоили в продаже три рубля, а теперь в форме этого всею полностью совмещающего их сборника предлагаются за два рубля». 668 Заметочка… в «Гражданине»…— статья Лескова «Об обращениях и совращениях (Un discours en l’air)». — «Гражданин», 1874, от 9 декабря. 669 «Гражданин»… оповестит…— В от 23 декабря 1874 года редакция «Гражданина» сообщала, что «для будущего года… мы можем обещать «Исследование о штундистах» г-на Лескова, почтенного автора «Соборян» и т. п.». 670 «Москва» — газета политическая, экономическая и литературная. Выходила в 1867–1868 годах под редакцией И. С. Аксакова (во время цензурной приостановки — под названием «Москвич»). 671 Трубников, Константин Васильевич (1829–1904) — редактор-издатель газеты «Биржевые ведомости». 672 …статей Ваших о штундистах…— О штундистах известна лишь одна статья И. С. Аксакова «Некоторые безобразия русской жизни, и в частности причины распространения штунды» («Москвич», 1868, 25 января; см. также И. С. Аксаков. Полное собрание сочинений, т. IV, М., 1886, стр. 65–72). 673 Авксентий Курка — таращанский штундист; о нем Лесков говорит в вышеуказанной статье «Об обращениях и совращениях». 674 Филарет (Филаретов, 1824–1882) был ректором Киевской духовной академии с 1860 по 1877 год, затем — епископом рижским. 675 …роль Гамалеева. — Может быть, Лесков вспоминает о предательской политике Григория Михайловича Гамалея, полковника, генерал-есаула (вторая половина XVII века), бывшего одним из главных приверженцев гетмана Брюховецкого и перешедшего затем на сторону его противника. 676 …в изъятом из обращения сочинении Новицкого. — Духовной цензурой была запрещена к обращению книга: «О духоборцах, сочинение студента Киевской духовной академии Ореста Новицкого», Киев, 1832. Второе, дозволенное издание этой книги, под названием «Духоборцы, их история и вероучение», — Киев, 1882. 677 …предисловием Юрия Федоровича к богословскому тому соч Хомякова…— Речь идет о предисловии Ю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Котик, см. Богоявленский Константин Сергеевич; Котляревский Александр Александрович (1837–1881), филолог-славист, историк литературы, археолог, этнограф, представитель мифологической школы в русской историографии, магистр (1868), доктор (1874) славянской филологии, член-корр. Петербургской АН (1875). Преподаватель в Александрийском сиротском кадетском корпусе (с 1857), в 1862 полгода провел в заключении в Петропавловской крепости (за встречу с сотрудником Вольной русской типографии в Лондоне В. И. Кельсиевым), освобожден без права преподавать, жил частными уроками, сотрудничал в журнале «Филологические записки» (1862–1864, 1870). Один из членов-учредителей МАО (с 1864 товарищ секретаря об-ва, с 1867 редактор «Археологического вестника»). При помощи А.С. Уварова получил право вернуться к преподавательской деятельности, преподаватель (1867), профессор (1868–1873) историко-филологического ф-та Дерптского ун-та, профессор историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве (1875–1881), председатель Киевского славянского об-ва (1877–1878) и Об-ва Нестора-летописца (с 1879); Котляревский Сергей Андреевич (1873–1939), историк, правовед, государственный и общественный деятель, магистр (1902), доктор (1904) всеобщей истории, магистр (1908), доктор (1910) государственного права. Почетный член Международного ин-та юридической социологии (1936). Депутат I Государственной думы, член ЦК партии кадетов. Гласный Балашовского уездного и Саратовского губернского земского собраний (1890–1900-е). Преподаватель МВЖК (1908–1917), Московского коммерческого ин-та (1914), профессор юридического ф-та М.у. (1910–1919), профессор юридического отделения ФОН МГУ (1919–1930). И. о. обер-прокурора Синода, товарищ министра исповеданий Временного прав-ва (сентябрь – октябрь 1917), директор департамента духовных дел МВД (1917). После Октябрьской революции участник нескольких антисоветских организаций, в том числе, «Правого центра» и «Национального центра», член Московского профессионального Союза писателей (1919), в 1920 осужден по делу «Тактического центра» и приговорен условно к расстрелу, замененному 5 годами тюремного заключения. Впоследствии работал юрисконсультом Комиссариата юстиции, в Ин-те советского права, журнале «Советское право». Репрессирован;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Он оказал таким образом существенную услугу всем последующим русским путешественникам и караванам. Е. П. Ковалевский вместе с тем и обогатил наши географические познания о Монголии, сообщив подробное топографическое описание нового пути (Путешествие в Китай, II, стр. 172). В 1858 г. та же самая дорога, по которой прошёл Ковалевский (Дарханская в Монголии) от Кяхты до Пекина была снята глазомерно в 5-ти вёрстном масштабе топографом Волковым. Английский перевод этой съёмки был издан в Лондоне; под заглавием: Itinerary from Kiakhta to Peking. London 1862. Topogr. Department, War Office. Тот же самый маршрут в уменьшенном масштабе был издан Кипертом в Zeitschrift fur allgemeine Erdkunde von W. Koner. Berlin. Neue Folge XIV, 1868, p. 351–356; Taf. IV. В следующем, 1859 году, как уже выше было сказано, топограф Шимкович сопровождавший генерала Игнатьева от Кяхты до Пекина, по почтовому тракту, снял эту дорогу в 3-х вёрстном масштабе. Маршрут этот тоже был переведён и издан на английском языке в Пекине. По той же китайской почтовой дороге проехал в 1868 и в 1874 годах директор Пекинской магнитной обсерватории, доктор Г. А. Фритше, который определил астрономически географическое положение Урги и Калгана, пяти пунктов между Кяхтою и Ургою и десяти пунктов в Гоби. В 1877 году тот же учёный определил астрономически ещё 17 пунктов в Гоби по Гунчжиин цзам’ской караванной дороге. Кроме того он произвёл ряд магнитных и гипсометрических наблюдений в Монголии. Наблюдения доктора Фритше были опубликованы в разные времена в Записках Академии Наук и в Известиях Имп. Русск. Геогр. Общества (XV, 1879, стр. 100–107). Всё собрано вместе в его прекрасной статье: Dr. Н. Fritsche, Ein Beitrag zur Geographie und Lehre vom Erdmagnetismus Asiens und Europa’s, 1885. Mit 5 Karten. Petermann’s Geogr. Mitthei- lungen, ErganzuDgsheft, 78. В конце 1870 года покойный Н. М. Пржевальских отправился из Урги в Калган по прямой дороге, по которой обыкновенно возится русская почта (см. выше), т. е. через Хангай, Щилиин, Цицзын, Сенджи, Ихы удэ, Ирен, Минган, Суджи и пр. На пути он произвёл ряд астрономических наблюдений и нивелировку, которые были опубликованы доктором Фритше в: Petermann’s Geogr. Mittheilungen, 1874, р. 206, с картою. – По той же дороге проехал в 1879 г. М. В. Певцов (ныне генерал-майор) из Калгана в Ургу.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010