Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Винницы. Церковь Василия Великого. Карта и ближайшие объекты Деревянная на каменном фундаменте обшитая тёсом церковь заложена в 1867 г., единственный престол освящён 7 марта 1871 г. В 1873 г.  добавились приделы Димитрия Солунского (правый; устроен на средства купца Д. Шлыкова, освящён 17 марта) и Николая Чудотворца (левый; на средства купца Е. О. Афонькина, освящён 18 марта). Прямоугольное в плане пятиглавое здание имело оригинальную расстановку четырёх малых глав по диагоналям восьмискатной кровли, ещё одна главка была над алтарём.  По материалам: Елпидинский С. Освящение церкви в Виницком приходе.//Олонец. губ. вед. Петрозаводск, 1873, (19 мая), с. 466 Закрыта в 1935 г., лишилась венчаний. Приход восстановлен в 1991 г., но храм пока не отреставрирован. На погосте сохранились церковь Рождества Пресвятой Богородицы ( перестроена в 1791 г. ) и церковь Василия Великого ( 1867-1877 гг. ). В советский период в зданиях церкви размещались склады РАЙПО. С 1987 года они отнесены к памятникам истории и культуры народов Российской Федерации. Объект культурного наследия регионального значения «Погост с двумя церквями и оградой» в настоящее время имеет в своём составе две церкви: Смоленской Богоматери (1882 г. постройки согласно нормативно-правой документации, и неверно атрибутирована: это церковь Василия Великого, 1866, инж. М. Калитович) и Церковь Рождества Богородицы (построена в 1791 году, перестроена в 1881 г., автор не установлен). Первая церковь поставлена у дороги, вторая – на берегу р. Ояти. Между двумя церквами расположена хозяйственная постройка, современная церковь Смоленской Богоматери. С запада на территории памятника расположено кладбище с историческими и современными захоронениями и мемориалом репрессированному вепсскому населению в 1937 году. Также с запада территорию объекта культурного наследия ограничивает историческая каменная ограда. Винницкий погост окружён с запада и востока жилой застройкой. В 1791 году на берегу реки Оять была выстроена деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы с трёхъярусной колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=02923

Красногорск. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1821 и 1873. Ссылки:   Адрес: Московская область, Красногорский район, Красногорск (Павшино), ул. Центральная, 33 Координаты: 55.81048, 37.355964 Проезд:электропоезд Рижского направления до станции Павшино, далее 15 минут пешком; метро " Тушинская " , далее автобус 549 до остановки " Улица Вокзальная " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Дворцовое село Павшино на Москве-реке впервые упоминается в 1462 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Темного. В нем издавна стояла деревянная Никольская церковь, на месте которой в 1817-1821 гг. построили ныне существующую каменную церковь с приделом во имя пророка Илии. Трапезная перестроена в 1881 г. В середине 19 века началась эпидемия холеры, большая беда пришла и в Павшино. Прихожане взяли Боголюбскую икону Божией Матери и прошли с ней крестным ходом вокруг села. И случилось чудо - болезнь отступила. В честь этого события в 1866-1873 гг. рядом с Никольским храмом построили каменную трехпрестольную церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (приделы пророка Божия Илии и великомученика Георгия Победоносца). Храм был возведен на пожертвования. Чудотворная икона находится в Боголюбском храме и по сей день. В 1895 г. храм освятили после ремонта, произведенного на средства крестьян Е.П. Крюкова и Н.А. Терехова. В 1920 году Никольская церковь закрывается и в ней размещается Красногорский металлический завод: внутри устраиваются дополнительные этажи и перегородки, живописные поверхности заштукатуривают и закрашивают. Искажается эстетическая и пространственная составляющая комплекса. Его стали использовать не в религиозных целях. Колокольня храма превращается в место для парашютного спорта. За советские годы был уничтожен находившийся в храме иконостас конца XVII века из Зачатьевского монастыря, разрушены верхние ярусы колокольни. Однако Боголюбская церковь ни разу не закрывалась со времени своего возведения.

http://sobory.ru/article/?object=22085

Том II. Подвижники благочестия Зосимовой пустыни Архимандрит Павел Архимандрит Павел (Глебов) никогда не состоял ни в должности наместника Зосимовой пустыни, ни в числе ее братии. Однако роль его в становлении обители настолько значима, что по сей день в синодике монастыря он поминается первым, опережая царственных лиц и митрополитов... Петр Иванович Глебов родился в 1827 году в семье дьякона города Пронска Рязанской губернии. Семья провинциального дьячка была настолько бедна, что Петр за неимением средств не смог окончить Рязанское духовное училище, и, получив начальное образование, вернулся домой. К восемнадцати годам ему удалось пройти курс нижнего отделения семинарии, и отец определил его в число послушников Савино-Сторожевского монастыря Московской епархии. Это произошло 5 марта 1848 года. В первые дни осени молодого послушника посвящают в стихарь. Но только через шесть лет Петра постригают в мантию с именем Павел. Через год, 5 декабря, Павла рукополагают во иеродиакона, а 28 октября 1858 года он становится иеромонахом. 27 марта 1861 года «за слабостью здоровья казначея названного монастыря поручено ему наблюдение за монастырскими хозяйственными делами». В течение трех лет наряду с чредой священнослужения отец Павел несет это важное послушание, и весьма успешно, так что впоследствии именно ему поручают замещать наместника знаменитого монастыря на время его отпуска. 3 декабря 1866 года иеромонах Павел награжден набедренником «за отличные исполнения возлагаемых на него поручений». 8 марта 1868 года он уже казначей Савино-Сторожевского монастыря, и 8 апреля 1873 года «за усердное служение на должности казначея награжден от Священного Синода наперсным золотым крестом». Однако с родной обителью ему скоро предстояло расстаться. 25 августа 1873 года способного и усердного отца Павла назначают экономом в Ярославский архиерейский дом. На этом посту он остается ровно два года и покидает его уже в сане игумена (Указ Священного Синода от 1 апреля 1878 года за 954). По Указу Ярославской Духовной Консистории от того же числа он становится наместником Толгского монастыря. Без малого полтора десятка лет, возведенный в сан архимандрита 28 марта 1879 года, отец Павел не только успешно окормляет свою обитель, но и становится благочинным Ананьевского мужского и Казанского девичьего монастырей (8 ноября 1880 года). Вскоре его ведению поручены и все Ростовские монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николая чудотворца во Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре Источник В Московском единоверческом женском монастыре была первоначально одна только церковь во имя Всех Святых, начатая построением на единоверческом кладбище, за Рогожскою заставой, в 1840 году. Кладбищенская церковь сделалась со временем монастырскою. На учреждение Всехсвятского монастыря последовавшее определение Св. Синода Высочайше утверждено Государем Императором в 27 день января 1862 года 1 . Монастырь получил в 1866 г. свойственный ему благоустроенный вид, но и затем на несколько лет остался с одним храмом, не смотря обширность свою не вмещавшим в себе более одного престола, и по самой обширности неудобным для зимнего времени. При существовании одной церкви в монастыре, находящемся на кладбище, случалось, что прихожане для отправления панихиды или другой требы должны были дожидаться по необходимости до конца до конца обедни или вечерни, не то слушать панихиду в монастырской трапезной, что не совсем удобно и прилично. А при существовании в монастыре в монастыре двух церквей, возможно было бы, рассуждали единоверцы, и одновременно совершать в них по две требы, через что бы значительно облегчились труды священнослужителей и клириков. Постройка другого храма, казавшаяся необходимою на случай разных перестроек и починок во Всехсвятской церкви, единственной в монастыре до 1876 года, как увидим ниже, – составляла главнейший предмет заботливости блаженныя памяти игумении Александры (сконч. 4 января 1873 г.) и достойной преемницы ее игумении Маргариты. Но на новый храм требовались немалые средства, которых монастырь без помощи Христолюбивых единоверцев не имели бы и до ныне. В 1873 г. 20 сентября, в день Черниговских чудотворцев, была в этом монастыре после литургии и крестного хода торжественная закладка нового двухэтажного (в длину 10 саж. и 5 в вышину) каменного здания, которому судил Бог сделаться храмом и местом селения славы Его ( Пс.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛОБОВСКИЙ Александр Алексеевич (28.08.1834, с. Желоби Белозерского у. Новгородской губ., ныне дер. Петропочинок Череповецкого р-на Вологодской обл.- 29.04. 1910, С.-Петербург), протопр. военного и морского духовенства. Род. в семье псаломщика желобовской Троицкой ц. одного из беднейших приходов уезда. До начала учебы часто посещал с отцом Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Окончил Белозерское ДУ, Новгородскую ДС. В 1855 г. как лучший ученик Ж. был направлен в СПбДА, которую окончил в 1859 г. со степенью магистра богословия. Выбрал служение военного священника, отказавшись от преподавания в семинарии. 17 сент. 1859 г. по благословению протопр. В. Б. Бажанова рукоположен во иерея. Назначен служить полковым священником в Митавский гусарский полк, расквартированный в Старицком у. Тверской губ. В 1861-1866 гг. занимал должность благочинного 7-й кавалерийской дивизии. В 1863 г. во время усмирения польского мятежа находился при войсках (в пределах Ковенской и Минской губерний). В 1866 г. Ж. был переведен в Гатчину священником лейб-гвардии Кирасирского полка (впосл. об-во офицеров полка на прощание преподнесло ему золотой магистерский крест). В 1868 г. назначен к ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы лейб-гвардии Конного полка в С.-Петербурге, 21 окт. 1869 г.- к ц. во имя святых Захарии и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка (оба храма не сохр.). В 1873 г. возведен в сан протоиерея. С 26 янв. 1880 г. Ж.- благочинный гвардейского духовенства, с 1882 г.- настоятель «Всей артиллерии» собора во имя прп. Сергия Радонежского (не сохр.). На прощание от Кавалергардского полка получил золотой наперсный крест с украшениями. Ж. выстроил дом причта при соборе на Сергиевской ул. (1882-1884) и часовню с юго-зап. стороны собора в память о спасении царской семьи при крушении поезда на ст. Борки (1891, на пожертвования купца П. И. Долгина). Состоял членом Совета благотворительного братства прп.

http://pravenc.ru/text/182219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОННИКОВ Владимир Степанович (9.12.1841, Киев - 26.11.1923, там же), историк. Род. в дворянской семье, отец - офицер. По настоянию отца в 1852 г. поступил в Киевский кадетский корпус, в 1861 г. выпущен подпоручиком в Подольский пехотный полк. В том же году поступил вольнослушателем на историко-филологический фак-т Киевского ун-та. В 1862 г. вышел в отставку и стал действительным студентом. В 1865 г. окончил ун-т с золотой медалью (выпускное сочинение посвящено прп. Максиму Греку ) и оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1867 г. в Новороссийском ун-те в Одессе И. защитил магист. дис. «Максим Грек и его время» (К., 1865-1866. 2 вып.), а в 1869 г.- докт. дис. «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» (К., 1869). По мнению И., Русь, не имея прямой связи с античной культурной традицией, не могла в полной мере усвоить визант. культуру. Она проникала на Русь через мон-ри, к-рые стали единственными центрами просвещения. «Не имея и той связи с научным образованием, какая существовала в византийских» обителях, русские мон-ри «заботились о распространении книжного матерьяла, удовлетворявшего только их потребности». Раздел монографии И., посвященный мон-рям, подверг критике В. О. Ключевский , к-рый тогда же исследовал тему монастырской колонизации. С 1865 г. И. преподавал рус. историю в Киевской военной гимназии и историю всеобщей лит-ры в Ин-те благородных девиц в Киеве. В 1866-1867 гг. в должности приват-доцента читал лекции в Харьковском ун-те на историко-филологическом и юридическом фак-тах. В 1867-1868 гг. преподавал в Одессе географию во 2-й муж. гимназии и историю в частной жен. гимназии. С 1868 г. доцент, с 1870 г. профессор кафедры рус. истории Киевского ун-та. В 1872-1873 гг. был командирован за границу, побывал в Германии, во Франции, в Швейцарии, в Италии. Стал одним из членов-учредителей Исторического об-ва Нестора Летописца при Киевском ун-те (1872), с 1874 г. был его председателем. В 1875-1877 гг. был секретарем историко-филологического фак-та ун-та, в 1877-1880, 1883-1887 гг. и в 1906 г. избирался его деканом. Участвовал в создании Киевских высших жен. курсов (1878; в 1881-1889 заведовал ими и читал курсы рус. истории и историографии) и Об-ва рус. грамотности в Киеве (1882).

http://pravenc.ru/text/389046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Освящение нового храмового здания во имя Страстей Господних с приделом во имя Иверской иконы Божией Матери состоялось в 1866 году (по другим данным в 1860-м). О церкви, находившейся на этом месте ранее, сохранились разрозненные сведения. В частности, сохранилось предание, что первая часовня на углу Полицейской и Московской улиц была построена ещё в эпоху Петра I и находилась в то время за чертой города. Существуют сведения, что часовня была кладбищенской, и совершались в ней в основном панихиды. Также несколько источников упоминают о чудотворном кресте, сохранившемся со времён левобережного Саратова и находившемся в часовне в качестве почитаемой святыни. 14 декабря 1838 года на месте часовни был освящён небольшой Крестовоздвиженский храм с колокольней на столбах. Вероятнее всего именно это здание после реконструкции в 1860-х годах было переосвящено во имя Страстей Господних. Формально оно относилось к подворью Спасо-Преображенского мужского монастыря (архиерейскому подворью). Соседнее здание занимало Братство Святого Креста, учреждённое при подворье 25 января 1866 года и занимавшееся благотворительной, миссионерской и противораскольнической деятельностью. Построен одноэтажный дом (ныне трёхэтажный) был в конце 1886 года, его заняли бесплатная столовая, школа-приют и библиотека братства, а с 1913 года также Епархиальный Училищный Совет. Третье здание комплекса было приобретено в 1873 году для Учебно-заработного дома созданного в 1868 году Благотворительного Союза. После ремонта в нём был организован приют для детей. В 1927 году церковь была закрыта. В её перестроенном здании, утратившем купол и внутреннее убранство, был вскоре размещён спортивный зал. Здание братства заняли сначала рабочие кружки (будущий Дом народного творчества), а с 1946 года – Нижне-Волжская студия кинохроники. Бывшее здание Учебно-заработного дома было передано сначала Гидрометеокомитету, затем Областному бюро технической инвентаризации. В послесоветские годы наследником спортзала стало ООО Областной спортивный клуб «Буревестник». Долгое время представителями епархии предпринимались попытки вернуть храмовое здание, велось судебное разбирательство с новыми владельцем (спортклубом). 25 июля 2012 года храм был возвращён РПЦ, а уже 29 июля была отслужена первая Божественная Литургия. Киновийская церковь вместе с соседними зданиями Братства Святого Креста (ныне Дом кино и рок-клуб «Machine Head») и Благотворительного Союза (ныне вновь Гидрометеорологическая обсерватория) внесена в реестр объектов культурного наследия регионального значения

http://sobory.ru/article/?object=24054

Раздел 4. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии и связанными с нею вопросами за 2000 год на русском языке (начало) Православная литература Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич) . Радуйся, живоносный Кресте! Размышления о Честном Кресте Господнем: Что есть Крест Христов? Чем должен быть Крест для христианина? – М.: изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – 48 с. Тираж 8 000 экз. Брошюра представляет собой переиздание книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1845 году. Жаль, что текст не дополнен биографической и библиографической справками об авторе. Василий Васильевич Гречулевич (1822–1885) – православный писатель XIX в. Сын известного проповедника и украинского духовного писателя, протоиерея Каменец-Подольской епархии Василия Яковлевича Гречулевича (1791–1870). Сам, будучи протоиереем, вел активную преподавательскую (законоучитель ряда учебных заведений, в том числе, Смольного института) и издательскую деятельность. В том числе, был основателем (1860-е гг.) и, почти двадцать лет, издателем духовного журнала «Странник». Овдовев, вышел в монахи. С 1880 г. – епископ Острожский, с 1882 г. – Могилевский. Составитель таких книг, как «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия» (1859; 1866); «Указатель церковных чтений из книг Нового и Ветхого Завета» (1853; 1866); «Христианские рассуждения и размышления» (2-е изд. 1873 г.). Православное учение о Кресте Господнем. Составитель Олег Шведов. – М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. – 40 с. Тираж не указан. Брошюра включает в себя переиздание двух статей из «Журнала Московской Патриархии»: «Крест: знак и значение» В. Иванова (ЖМП, 1973 г., 1; в сокращении) и «Спасительное дело Христа на кресте и в Воскресении» Архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина) (ЖМП, 1973, «Публикация рассчитана на учеников старших классов православных школ, но может быть использована всеми, кто интересуется смыслом понятий «Крест», «искупление», «спасение», «воскресение» и т. п.» (так в аннотации. – сост.). За исключением этой оговорки, происшедшей по издательской инерции, брошюра может быть рекомендована в качестве общедоступного введения в православное учение о Крестной Жертве Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010