472 Герасим (Протопапа Константин; 1839–1897) – видный церковный деятель греческого Востока. Родом из Греции, закончил Богословскую школу Святого Креста в Иерусалиме и математический факультет Афинского университета (1866). Член Святогробского братства: архимандрит (1870), митрополит Филадельфийский (1877), митрополит Скифопольский (1881), кандидат на Иерусалимский патриарший престол после смерти Патриарха Иерофея (1882–1883), Патриарх Антиохийский (1885–1891). Наконец, Патриарх Иерусалимский (1891–1897). 473 Шишкин Николай Павлович (1830–1902) – государственный деятель, дипломат. С апреля 1853 г. – на службе в Азиатском департаменте МИД. В 1859–1875 гг. служил в консульствах России в Румынии, Турции и Сербии. Чрезвычайный посланник и полномочный министр в Северо-Американских Штатах (1875–1880), в Греции (1880–1884), в Швеции и Норвегии (1884–1891). Товарищ министра иностранных дел (1891–1896), неоднократно в эти же годы исполнял обязанности временно управляющего МИД. Управляющий Министерством иностранных дел (1896–1897). Член Государственного Совета (1897). 474 «Чихачев» – товарно-пассажирский пароход, построенный по заказу Русского Общества Пароходства и Торговли в 1867 г. в Ньюкасле (Англия). С 1887 г. приписан к одесскому порту. В ночь с 11 на 12 февраля 1891 г. во время рейса Александрия-Одесса выскочил на камни во время шторма у Яффы, переломился и затонул. 475 Горненское «скиталище» (от слова ‘скит’), как называл свое детище архимандрит Антонин, будет признано женской общиной лишь в 1898 г., после кончины и Патриарха Герасима, и Антонина. 476 Гапанович Полиевкт Иоаннович, священник. Окончил Волынскую ДС. Законоучитель Холмского Мариинского 6-классного женского училища. Священствовал в с. Бусьно. Совершил паломничество в Святую Землю в июле 1884 г., сопровождая епископа Волынского Модеста (Стрельбицкого) . 477 Капустин Михаил Иванович (1837–1904) – младший брат архимандрита Антонина, пермский краевед, общественный деятель. Окончил Пермскую ДС (1858) и Московскую ДА (1862). С 1862 г. преподаватель Пермской ДС. В 1873 г. был избран мировым судьей, впоследствии занимал разные общественные должности. Магистр богословия (1876). Сыграл важную роль в организации работы «Пермских епархиальных ведомостей» (член редакционного комитета в 1868–1873 гг.). Член комиссии по разбору архивных дел Пермской духовной консистории (1870), член Пермской ученой архивной комиссии (1894). Автор биографических заметок о своем брате (см.: Капустин М.И. Стихотворения покойного о. архимандрита Антонина. Екатеринбург, 1900; Поэзия и проза в старой Пермской семинарии (ко дню 100-летия семинарии). Пермь, 1900; Биографическая заметка об архимандрите Антонине (Капустине) //Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. Ч. 1. Иерусалим, 2012. С. 132–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1866 Очевидно, что здесь смешивается предмет познания с самим познанием: познание может быть устойчиво, не смотря на неустойчивость его предмета. Та же ошибка у Декарта встречается и в других местах. 1872 Это, конечно совершенно ложная мысль, смешивающая свойство знания и свойство предмета, но она тем не менее совершенно свойственна учению Декарта, как это видно из вышеприведённого Декартова примера о воске. Заблуждение, о котором идёт речь, унаследовано Декартом от схоластики, а последней от древней философии, где оно возникло из смешения слов и понятий с бытием. Влияние этого смешения ясно сказалось на учениях Платона и Аристотеля. 1873 Principia prilosophiae 1, 40. Ср. Grimm’a Lehre von den angeborenen Ideen. lena, 1873. s. 47. 1876 Una est, говорит Декарт, cujusquae substantiae praecipua proprietas, quae ipsius naturam essentiamque constituit, et ad quam aliae omnes referuntur (Princ, phil. p. 1:53). 1878 Отсюда, как и вообще из всего отрывка, видно, что, по Декарту, одни прирождённые идеи – высшие – могут заключать в себе много других – низших. 1879 Формальная реальность, как реальность действительного существования, противополагается у Декарта объективной или предметной реальности-существованию в познании или в идее (Определения III и IV. Орр. р. 75). 1886 Med. 3, р. 15; ср. также Med. 1, рр. 6–7, где вместе с арифметикой и геометрией поставлены ,,и другие“ того же рода. 1891 Responsio ad quintas objectiones de iis, quae in quintam Meditationem objecta sunt. Opp pp. 227–228. 1893 Декарт при этом различает два рода разложения: – один, когда представление предмета отделяется от представления его свойств, – это абстракция, возможная только в мысли, а не в действительности; – другой, когда известное представление распадается на два (или более) представления предметов. В данном случае Декарт, конечно, имеет в виду последнее. 1896 Med. 1, р. 7; Med. III, р. 21; ср. Princ. phil. р. 1, 29–30. – Нужно, впрочем, сказать здесь, что в этом пункте система Декарта не чужда противоречия, подмеченного ещё современниками философа. Высшее ручательство истинности наших прирождённых идей заключается, по Декарту, в идее Бога. Такое значение идеи Бога обусловливается её объективностью, которую Декарт и старается, как мы увидим, доказать. Но почему нужно признать силу этого доказательства? Не в силу ли присущей ему очевидности? Если так (а Декарт это и признавал – Med. III, 19), то опять приходим к тому, что очевидность (по Декарту claritas et distinctitas) служит основанием достоверности самого бытия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С открытием в Москве Румянцевского музея он, не оставляя службы в Оружейной палате, начал работать в отделении древностей этого музея, значительно увеличив его объём. Фактически он стал создателем этого отделения и бессменно руководил им в течение двадцати семи лет. В 1864 году, вместе с Ф. И. Буслаевым, В. Ф. Одоевским и А. Е. Викторовым, он основал при музее «Общество любителей древнерусского искусства», в котором он до самого прекращения деятельности общества (в конце 1870-х годов) был одним из самых видных и полезных членов. Уже в первом томе Сборника этого общества, явившемся под его редакцией в 1866 году, Г. Д. Филимонов поместил целый ряд статей: «Значение луны под крестом», «Византийская архитектура» (по сочинению Тексье), «Христианские древности и археология» (по журналу Прохорова), «Жизнь Иисуса Христа Ренана и современное церковное искусство на Западе» (по журналу Г. Гримма), «Патриаршая ризница» (по указателю Саввы), «О посещении Великого Новгорода членами общества древнерусского искусства», «Изделия Строгановского училища технического рисования», «Лицевые святцы по рисункам академика Солнцева», «Древние украшения великокняжеских одежд, найденные во Владимире». Во втором томе Сборника, вышедшем в 1873 году, он напечатал своё капитальное исследование: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи», в котором на основе анализа многочисленных документов дал характеристику целого периода русского иконописного искусства. В 1864 году Филимонов стал также одним из членов-основателей Московского археологического общества. В 1867 году он был командирован в Париж на всемирную выставку; он был назначен комиссаром русского художественного отдела. По возвращении из Парижа, Филимонов был назначен помощником директора Оружейной палаты. В то же время он оставался и в Румянцевском музее, где в 1869 году стал хранителем отделения древностей. Вскоре он выделил три подотделения: доисторическое, древнехристианское и русское. В 1873—1876 годах издание Общества любителей древнерусского искусства выходило под наименованием «Вестника» (вышло 12 номеров). Г. Д. Филимонов, продолжая редактировать его, поместил в нём пять исследований: «Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия», «Древнейшие западные эмали в России, приписываемые святому Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому», «Конные портреты русских царей», «Древние каменные изваяния в Пятигорске», «Сванетия в археологическом отношении». Его исследования: «Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века» и «Подлинник сводной редакции XVIII века» были изданы отдельными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Filimo...

Скорее, он являлся всего лишь мнением местной администрации, основанным на формально-правовом подходе. Действительно, как мы указывали выше, по закону так оно и должно было быть. Но ведь реформы для того и затевались, чтобы устранить препятствия к нормальному обеспечению духовенства за счет местных источников. Вопрос о земле сокращаемого причта затем долго изучался в Главном управлении иррегулярных войск. Так долго, что 11 марта 1878 г., т. е. по прошествии почти двух лет, еп. Герман запросил, чем все же окончилось его ходатайство, ибо с 1876 г. в епархии приступили к сокращению причтов, и теперь уже на практике столкнулись с тем, что войсковые власти отбирали излишки земли 976 . Наконец 13 сентября 1878 г. Главное управление иррегулярных войск уведомило митр. Исидора, что 26 июля того же года Военный Совет подтвердил необходимость возврата земли войскам, но разрешил другим причтам остатки денежного жалованья обращать на помощь, то есть придерживался своего мнения от 1866 г. Однако станичные общества получили возможность по собственной инициативе отдавать в пользу духовенства и большее количество земли, чем предусматривал закон, но не свыше 300 десятин 977 . Что касается новых штатов приходских церквей, то в сентябре 1871 г. Главное Присутствие известило военного министра о намерении в скором времени приступить к сокращению приходов и причтов. Д. Милютин не возражал, но высказался в том духе, что новая мера ни в коем случае не должна вызвать дополнительных расходов ни казны, ни казачьих войск, а остатки ассигнований могут обращаться в пользу причтов только в пределах одного войска, поскольку каждое из них имеет свой собственный бюджет 978 . Вскоре, в 1872 г., Главное Присутствие затребовало из Кавказской епархии проект нового расписания приходов и причтов, но, как оказалось, покойный епископ Феофилакт не успел довести работу до конца и в консистории имелись лишь подготовительные материалы, собранные еще в 1869 г. В срочном порядке губернское присутствие занялось этим вопросом, и в январе 1873 г. представило проект. В пояснительной записке оно обратило внимание Главного Присутствия, что по местным условиям (население проживает очень компактно, а населенные пункты отстоят далеко друг от друга) значительное уменьшение числа приходов невозможно, а потому предложило обратить в приписные только 13 церквей. Предлагалась следующая нормативная численность приходов: 1200 душ мужского пола на 1 священника и 1 псаломщика; 1200–1500 душ « на 1 священника и 2-х псаломщиков; 1500–2000 душ » на 1 священника, 1 помощника и 2-х псаломщиков; 2500–3000 душ « на 1 настоятеля, 2-х помощников и 3-х псаломщиков 979 Наличие в Кавказской епархии совершенно разных по источникам и способам содержания групп причтов привело к тому, что новое расписание отрабатывалось по частям (Кубанское войско, Терское войско и губернские крестьянские приходы) и пересылалось Главному Присутствию в три приема в течение января–ноября 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1860 г. преподаватель, с 1863 г. профессор кафедры тактики Николаевской академии Генштаба. С 1869 г. генерал-майор, начальник штаба Киевского военного округа. С 1873 г. командир 14-й пехотной дивизии, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. С 1878 г. генерал-адъютант, начальник Николаевской академии Генштаба. С 1889 г. командующий войсками Киевского военного округа, а с 1898 г. – также киевский, подольский и волынский генерал-губернатор. С 1903 г. член Государственного совета. Придавая большое значение моральному фактору в бою и развивая идеи А.В. Суворова, требовал учить солдат только тому, что необходимо в бою; выступал против муштры. Исключительную роль отводил военной дисциплине и выступал за внедрение в армии строгой законности, обязательной для всех военнослужащих. Автор трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск. Подробнее о нем см.: Бескровный Л.Г. М.И. Драгомиров//Драгомиров М.И. Избранные труды. М., 1956. С. 3–39; Лобов В.Н. Русский военный мыслитель и педагог//Военная мысль. 1990. С. 43–51.) 598 (Десятословие – десять заповедей – десять нравственно-юридических положений, которые легли в основу всего Моисеева законодательства, а затем перешли и в законодательства всех христианских народов. Эти десять положений, ввиду их особенной важности, были выбиты на двух каменных досках (скрижалях), хранившихся как особая святыня в Кивоте Завета, и записаны в 20 главе книги Исход и в 5 главе книги Второзаконие Ветхого Завета.) 601 (...протопресвитеру... – Имеется в виду Желобовский Александр Алексеевич (28.10.1834–29.04.1910) – протопресвитер военного и морского духовенства. Родился в семье псаломщика в Новгородской губернии. Окончил СПбДА со степенью магистра богословия (1859). 17.09.1859 г. рукоположен во иерея 14-го Митавского гусарского полка. С 1866 г. служил в С.-Петербургепри полковых церквах. В 1873 г. возведен в сан протоиерея. С 1880 г. благочинныйгвардейского духовенства. С 1882 г. настоятель Сергиевского всей артиллерии собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Тронный зал дворцового комплекса Токсугун в Сеуле Тронный зал дворцового комплекса Токсугун в Сеуле В XIX в. обезземеливание крестьян и частые неурожаи стали причинами обнищания беднейшей части населения. В стране вспыхивали восстания (в 1811-1812 в пров. Пхёнан, в 1813, 1815, 1833 в Сеуле). В 1860 г., согласно Пекинскому трактату, России отошло Приморье. Тяжелые условия жизни в К. стали причиной массовой миграции корейцев из сев. провинций в Россию. В сер. XIX в. интерес к К. начали проявлять иностранные державы, требовавшие от правительства открыть страну для торговли с Европой. В этих условиях стала очевидна необходимость реформ, к-рые попытался провести Ли Ха Ын, отец ван Коджона и регент (носил титул тэвонгун) при нем (1863-1907) с 1863 по 1873 г. Было систематизировано законодательство, отменен военный налог, проведены денежная и военная реформы, велась борьба с коррупцией, но эти меры были недостаточными: налоговый гнет и произвол чиновников вызывали восстания в пров. Кёнсан, Чолла и др. Желая перевести возмущение масс в антихрист. русло, в 1866 г. тэвонгун инициировал массовые репрессии против христиан. Результатом стала карательная экспедиция Франции на о-ве Канхвадо. В 1871 г. неудачную попытку навязать К. торговый договор военным путем предприняли США. В 1873 г. Ли Ха Ын добровольно отошел от управления гос-вом, передав все реальные полномочия Коджону. На практике власть оказалась в руках противников тэвонгуна - представителей клана королевы Мин Мён Сон. В 1876 г. Япония навязала К. неравноправный Канхваский договор. По его условиям К. открывала для торговли и проживания японских подданных порты Пусан, Вонсан и Инчхон, при этом японцы были освобождены от всех таможенных ограничений. В 1882 г. К. заключила похожий договор с США, в 1883 г.- с Великобританией и Германией, в 1884 г.- с Италией и Россией, в 1886 г.- с Францией. В 1882 г. в Сеуле вспыхнул антиправительственный и антияпон. мятеж солдат и горожан. Восставшие сожгли япон. дипломатическую миссию, убили 13 япон. подданных и мн. представителей клана Мин. Восстание было подавлено кит. войсками. Под давлением Японии К. была вынуждена подписать Инчхонский договор, согласно которому Япония получила право разместить в Сеуле военный гарнизон для охраны посольства. В сент. 1882 г. было заключено корейско-китайское соглашение, подтвердившее вассальную зависимость К. от Китая. В Сеуле остались китайские войска и «резидент», который должен был «направлять» внутреннюю и внешнюю политику страны; китайские торговцы получили привилегии.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Избр. соч.: Римский новый догмат о зачатии Пресв. Девы Марии без первородного греха перед судом Свящ. Писания и св. предания св. отцов//ХЧ. 1858. 2. С. 71-124; 3. С. 182-204; 4. С. 219-261; Ирвингианство. СПб., 1859; Взгляд на совр. положение папства//ХЧ. 1861. 3. С. 135-148; Взгляд на характер и направление зап. христ. вероисповеданий//Там же. 1862. 2. С. 129-151; Неск. слов об отношении естественных наук к вере: По поводу появления «Естественной истории» Агассица//Там же. 4. С. 531-543; О коренных свойствах и общем значении Церкви Христовой//Там же. С. 515-530; Письма правосл. путешественника о церк. состоянии Запада//Там же. 3. С. 387-399; Религиозная жизнь в Англии в минувшем 1861 г.//ПО. 1862. 1. С. 72-101; Английские понятия о прогрессе и о его отношении к христианству//ХЧ. 1863. 2. С. 293-306; О нек-рых произведениях рус. авторов, появившихся в посл. время за границей//Там же. 3. С. 385-421; Крит. заметки: «Жизнь Иисуса», соч. Э. Ренана//Там же. 11. С. 330-356; 1864. 1. С. 116-142; О церк. состоянии Англии: Ист.-стат. очерк//Там же. 1864. 8. С. 451-478; 9. С. 3-38; 10. С. 173-200; Путевые заметки из Германии//Там же. 11. С. 324-348; 12. С. 417-439; 1865. 2. С. 116-141; 3. С. 287-314; 5. С. 34-56; К вопросу о соединении англо-амер. Церкви с Православной//ДБ. 1865. 49. С. 441-451; Неск. слов о совр. стремлениях англо-амер. Церкви к сближению с Православной//ХЧ. 1865. 2. С. 188-197; Первое общее собрание членов вновь учрежденного миссионерского об-ва. СПб., 1865; Речь, сказанная 2 мая 1865 г., в собр. членов вновь учреждаемого миссионерского об-ва для содействия распространению христианства в вост. пределах России. СПб., 1865; Обзор XXXIX членов англикан. вероисповедания//ХЧ. 1866. 6. С. 571-603; Новое заявление в пользу сближения Англ. Церкви с Православной//Там же. 1867. 4. С. 675-688; Об англ. священстве//Там же. 1869. 10. С. 702-719; Старокатолич. движение и Мюнхенский церк. конгресс. СПб., 1871; Речь, читанная в торжественном собрании СПбДА 17 февр. 1872 г.: [О соединении Церквей]//ХЧ. 1872. 3. С. 517-541; [Речь о совр. состоянии религ. движения в Зап. Европе, произ. 2 апр. 1872 г. при открытии С.-Петербургского отд. ОЛДП]//Сб. протоколов ОЛДП. С.-Петербургский отд. 1-й год: 1872/1873. СПб., 1873. С. 26-33; Объяснения в заседании С.-Петербургского отд-ния ОЛДП, 11 дек. 1875 г., по поводу 2-й Боннской конф.//ХЧ. 1876. 1/2. С. 258-266.

http://pravenc.ru/text/2581607.html

В Иркутской епархии кроме Забайкальской миссии существовала миссия Иркутская, к к-рой «относилось число язычников не менее забайкальской (около 100 тыс. душ) и вдвое более, нежели на всем Алтае». П. ежегодно предпринимал «продолжительные и трудные путешествия по огромным пространствам», «давал наставления и указания миссионерам, избирал места для устройства миссионерских станов», общался с инородцами, «между которыми скоро приобрел общую известность и столь глубокое уважение, что принять св. крещение от рук преосвященного считалось между ними величайшею честью, какой искали настойчиво» (Иркутская духовная миссия. 1870. 30. С. 221; Заслуги. 1875. С. 290). Особое внимание П. обратил на Тункинский край, куда еще в XVII в. из Тибета «был занесен буддизм». Архиерей посещал тункинских бурят неск. раз в год: «Один, с миссионером и проводником, на верховой лошади, по болотам и топям пробирался он из улуса в улус с проповедью слова Божия. В неурожайные годы, которые в Тунке повторялись периодически, на средства, ему одному ведомые, он доставлял голодающим хлеб. Скоро буряты полюбили своего проповедника и на призыв его ко крещению потекли сотнями» (Из отчета о состоянии и деятельности Иркутской духовной миссии за 1890 г.//ЦВед. 1892. 9. С. 337). С учреждением Православного миссионерского об-ва стараниями П. в Иркутской епархии в 1866 г. образовались Забайкальское и Иркутское отд-ния об-ва, в 1870 г.- Иркутский комитет Православного миссионерского об-ва. В распоряжение Иркутского комитета П. оставил ок. 8 тыс. р. для «крайних нужд местных миссий» (Кр. очерк. 1873. 40. С. 635). В целом Иркутская миссия, до П. «существовавшая больше по имени, чем на деле, состоя из двух-трех лиц, имевших кроме того еще другие обязанности», к 1873 г. имела 22 миссионерских стана с церквами, домами для миссионеров и учащихся. За 12 лет в миссии было построено 10 храмов и 2 молитвенных дома, обращено в Православие почти 8 тыс. представителей коренного населения. Еще более 2,5 тыс. чел. за этот же период было крещено в Забайкальской духовной миссии. П. принимал участие в работе созданного в 1863 г. Комитета по переводу учебных книг на бурят. язык. В 1864 г. он представил в Синод составленный учителем Н. С. Болдоновым Русско-бурятский букварь, к-рый по поручению Синода был напечатан в 1865 г. в С.-Петербурге. В память трудов П. указом Синода один из устроенных им станов - Койморский стан Тункинского ведомства - стал называться Парфениевским, а в Иркутской ДС были учреждены особые стипендии - «с тем, чтобы стипендиаты, по окончании образования, прослужили положенное число лет на миссионерском поприще» (Отчет о состоянии... за 1872 г. 1874. 9. С. 62; Заслуги. 1875. С. 291-292).

http://pravenc.ru/text/2579085.html

В 1866 г. К. был арестован по делу о причастности к покушению Д. В. Каракозова на жизнь имп. Александра II. Просидев ок. 5 месяцев в Петропавловской крепости, К. за недостаточностью улик был освобожден с «подчинением негласному надзору и запрещением жить в столицах». По мнению Аскольдова, пребывание в тюрьме изменило мировоззрение К. и он решил посвятить свою жизнь науке. После освобождения К. заведовал лесным хозяйством крупного фабриканта во Владимирской губ., затем занимался сельским хозяйством в Калужской губ. в имении своего тестя, который к тому времени примирился с судьбой дочери и даже подарил ей небольшое имение Мошарово ( Он же. 1912. С. 22-23). Пребывание в Мошарове, по мнению Аскольдова, было самым счастливым периодом в жизни К. Случайно прочитанная книга Ю. Фрауэнштедта «Письма о философии Шопенгауэра» (Briefe über die Schopenhauer " sche Philosophie. Lpz., 1854) пробудила в К. жгучий интерес к философии. С большой настойчивостью и целеустремленностью К. принялся самостоятельно изучать труды древних и совр. философов, из последних преимущественно немецких и французских. К. работает над переводом основного труда известного нем. философа Э. фон Гартмана «Философия бессознательного» (Philosophie des Unbewussten), 1-е издание которого было опубликовано в 1869 г. в Берлине. Полагая сделать эту книгу доступной для рус. читателя, К. стремился: 1) изложить «систему» Гартмана; 2) «основные положения... нередко переводить целиком»; 3) дать «критическую оценку системы». Препятствиями для дословного и полного перевода К. считал отсутствие в рус. языке соответствующей философской терминологии и возможные «затруднения в цензурном отношении» (Сущность мирового процесса. 1873. С. 7-10). Первый выпуск книги под названием «Сущность мирового процесса или философия бессознательного», по-видимому, был переведен с 3-го нем. издания (1871) и вышел в 1873 г.; 2-й выпуск - «Окончание философии бессознательного», сделанный по 4-му нем. изданию 1872 г., вышел в 1875 г. Это был первый, хотя и весьма вольный, перевод книги Гартмана на иностранный язык; франц. перевод появился в 1876 г., английский - в 1884 г. В предисловии ко 2-му выпуску К. отмечал: «Если первый выпуск есть почти полный перевод с немецкого подлинника, то этот второй еще более можно назвать таковым» (Там же. 1875. С. III-V). Третий выпуск в печати не появился. К. писал, что 2 изданных выпуска составляют полный и законченный труд Гартмана, что же касается его критики Гартмана, то она будет издаваться в виде отдельных статей. Книга Гартмана пользовалась большим успехом в России и принесла К. широкую известность в философских и лит. кругах. Аскольдов отмечал, что К. переписывался с Гартманом по поводу философских новостей.

http://pravenc.ru/text/1841690.html

59. Смайльс. Характер. 1880. 60. – Самодеятельность. 1867. 61. Советы матерям и воспитателям (с англ.). 1883. 62. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное и физическое. 1883. 63. Тимошенко. Очерки науки о воспитании. 1866. 64. Тихомиров. Курс педагогики, дидактики и методики. 1883. 65. Thring. Education and School. 1867. 66. Ушинский. Собрание педагогических сочинений. 1875. 67. Фармаковский, (по лекциям Циллера). Управление детьми. 1883. 68. Чаннинг. О самовоспитании и самообразовании. 1881. 69. Чашников. Некоторые замечания о воспитании в христианским государстве. 1835. 70. Чистяков. Курс педагогики. 1875. 71. Шарловский. Воспитание и начальное обучение. 1870. 72. Шистовский. План воспитания в школе. 73. Шварц. Руководство к воспитанию и обучению. 1859. 74. Щербачев. Беседы о воспитании. 1876. 75. Эскирос. Эмиль XIX века. 1874. 76. Юркевич. Курс общей педагогики. 1869. 77. – Чтения о воспитании. 1865. 78. Ястребцов. О системе наук, приличных в наше время детям назначаемым к образованнейшему классу общества. 1833. Отдел IV. Дидактика и методика. 1. Баранов. Подробный план занятий с 3-мя группами. 1884. 2. Блинов. О способах обучения предметам учебного курса начальных училищ. 1875. 3. Бунаков. Обучение грамате по звуковому способу 1883. 4. – Родной язык, как предмет обучения в народной школе 1873. 5. – Школьное дело для народ. учителей и учительниц. 1874. 6. Вессель. Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов 1 и 2-я ч. 7. – Профессиональные школы и обучение ремеслам. 1881. 8. Водовозов. Предметы обучения в народной школе. 1873. 9. – Книга для учителей, заключающая объяснение на «Кингу первоначал. чтения. в народных школах. 1872. 10. Грушевский. О воскресных и вечерних школах для взрослых. 1876. 11. Гугель. Руководство к умственным упражнениям при преподавании отечественного языка. 1861. 12. Диттес. Методика первоначального обучения. 1876. 13. Дистервег. Начатки детского школьного учения. 1867. 14. Евтушевский. Методика арифметики. 1875. 15. Ельницкий. Курс дидактики. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010