Бог может воздвигнуть себе чад». Целую тебя, перо мое. Письмена твои неизгладимы во веки веков. Благовестят к обедне. Иду в церковь каяться и благодарить Бога за всё» т. III, с. 100–101]. 2 Вся жизнь епископа Порфирия была исполнена противоречий из-за непонимания «столоначальниками» (от которых формально зависел) того дела, которым он предвосхитил многое в последующей истории науки и Богословии. К сожалению, до сего времени не проведено полноценного исследования сохранившихся материалов для научной биографии епископа Порфирия Успенского . Эта публикация является лишь напоминанием того, что должно быть известно специалистам разных областей науки, а также богословам, ради которых он ежедневно жертвовал своей жизнью. Первой попыткой обстоятельного раскрытия этой творческой личности является кандидатская диссертация выпускника Казанской Духовной Академии Василия Кастрова, написанная в 1915 (?) году на тему «Епископ Порфирий Успенский . Его деятельность и ученые труды по изучению христианского Востока» (Центральный Государственный архив Татарской АССР, ф. 10, опись 2, 759, 290 с.). Рукопись осталась неопубликованной. Научные обобщения в этой работе построены на известных опубликованных трудах епископа Порфирия 3 и знаменитых его дневниках, на основании которых несколько ранее было сделано научное сообщение А.А. Дмитриевским в собрании Киевского отдела Православного Палестинского общества 10 апреля 1905 года. 4 Насколько важны эти источники для научной биографии епископа Порфирия, можно судить из такого его признания: «Каждый месяц года есть маленький выдел бесконечной вечности. А ежемесячные записки мои суть маленькие выпуски души моей бессмертной... Утомителен был труд мой. Но зато вознаграждение получено самое приятное и самое бескорыстное. Я разумею внутреннее удовольствие от того, что предприятие в пользу знания совершено было мною с возможною отчетливостью» т. III, с. 114, 171]. Еще при жизни епископа Порфирия, в бытность его епископом Чигиринским, знаменитый академик И.И. Срезневский с восторгом выражал свое восхищение научной ценностью собрания этого удивительного труженика: «Я знал, что наш просвещенный, внимательный и заботливый путешественник во время своих многолетних странствий (в 1843–1861 гг.) по землям христианского Востока собрал очень многое; но что собрано им столько, сколько я увидел у него, я не мог предполагать.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Бывшие фермы связаны с именем Дроп. Тилга находилась в собственности поместья (Hofflage) размером около 50 га. Это было к востоку от ферм Мусти к северу от дороги. Точный размер неизвестен. В середине XIX века эти усадьбы отошли православной церкви в Рынгу. Вероятно, в XVIII и XIX веках здесь были хозяйства Тилги. В душевном учете 1783-1811 гг. два хозяйства Тильга. Последние сведения о хуторе Тилга были в книге вакансий 1758 года, в 1830 году хозяйство Тилга исчезло, в 1840 году земля принадлежала государственной усадьбе Вяйке-Рынгу. В 1861 году от государственной усадьбы Вяйке-Рынгу было выделено 37,79 тийну (41,2 га?) пашни. В 1885 году от той же усадьбы церкви было передано 78,34 тийну (85,5 га?) земли. Конгрегация Вознесения Господня имела два кладбища, одно рядом с лютеранами, другое в Тынисэе, на Сикамяэ, самой высокой точке окрестностей (абсолютная высота 89,9 м). В двадцатом веке многие новообращенные и их дети вернулись в лютеранскую веру. В 1915-1916 годах священником Вознесенской церкви был Михаил Блейве (1873-1919), который в 1918 году стал священником церкви Успения Богородицы в Тарту. Тарту пал перед большевиками в ноябре 1918 года, а 14 января 1919 года, незадолго до того, как Тарту был оставлен, 19 человек были убиты в подвале Тартуского кредитного союза, остальные заключенные сбежали. Среди убитых были священник Михаил Блейв и епископ Платон. В связи с мученической смертью Михаил Блейв был канонизирован в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Всего у Православной Церкви в Эстонии 17 святых. В 1920 году Эстонская Православная Церковь получила автономию и полную независимость от Московской Патриархии в июле 1923 года, перейдя непосредственно к Константинопольскому Патриархату. С 1927 по 1951 годы священником общины был о. Феодор, сын Михаила Блейва. В 1928 году Апостольская Православная церковь в Рынгу с помощью лотереи собрала деньги на роспись крыши церкви. Судя по всему, тогда же обновлялся и внешний вид церкви. В эти годы пастве приходилось быть достаточно сильной, потому что также происходило внутреннее брожение. Например, Postimees писал, что «Апостольская Православная церковь в Рынгу провела пленарное заседание в церкви Тилга, в котором приняли участие многие члены церкви. Встреча разделилась на два лагеря: одни выступали за деятельность пастора, другие - нет, из-за чего между присутствующими возникли разногласия. А именно, «лотерейная аллегория» предназначалась для закупки печей. Сумма, полученная от лотереи, была потрачена на другие цели без решения пленарного заседания». (Postimees, 2 апреля 1932 г., 76, стр. 4) .

http://sobory.ru/article/?object=56087

В 1860 г. церковь была готова. Уже в январе духовенство погоста доложило архиерею о завершении работ: храм был покрыт железом, снаружи и внутри оштукатурен, устроены деревянные полы, установлен иконостас с иконами, церковь снабжена ризницей, достаточной утварью и богослужебными книгами. 2 февраля 1860 г., в праздник Сретения Господня, храм был освящен благочинным погоста Прутни протоиереем Иоанном Воронцовым во имя великомученика Георгия. В храме сохранилась живопись неизвестного художника, выполненная в начале XX в. по мотивам картин В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая». На стенах были написаны рядовые для того времени картины. Но на своде церкви художник создал настоящее сокровище академической живописи, не только точно передав замысел В. Васнецова, но и творчески доработав его сюжет, включив в него новых персонажей: Бориса и Глеба, Михаила Тверского, Нила Столобенского. Иконостас также сохранился до наших дней. Часть его узоров и обломки беломраморного престола в настоящее время являются экспонатами Музея сельского прихода села Матвеево. В 1901 г. в приход входили деревни Бирючёво, Бухолово, Волхово, Высочка, Грестьянка, Ломки, Макары, Новгородка, Обухово, Сельцо Старцево, Сельцо Круглое, Стешково, Трествянка, Шилково, Яблонька. В это время число прихожан составляло 2 413 человек – 1 190 мужчин и 1 223 женщины. Среди прихожан было также 12 раскольников – 5 мужчин и 7 женщин. В церкви служили: священник Зверев Пётр Семёнович (37 лет, священником с 1889 г., состоял законоучителем земской и церковно-приходской школ и школы грамотного чтения благочиннического совета), диакон Голубев Иоанн Фёдорович (31 год, диаконом с 1897 г., состоял учителем церковно-приходской школы), псаломщик Дамаскин Николай Алексеевич (50 лет, псаломщиком с 1861 г.). К приходу храма были приписаны четыре часовни: Илии Пророка (в Бухолове); Преображения Господня (в Бирючёве); Илии Пророка (в Стешкове), Сергия Радонежского (в Обухове). В 1915 г. в приходе служили: Зверев Пётр Семёнович (он продолжал служить до 1920-х г.г.), диакон Сперанский Алексий (46 лет, в приходе 8 лет), псаломщик Дамаскин Георгий (24 года, третий сын Н. Дамаскина, на службе 1 год). В приходе действовали церковная школа и две земских школы. Число прихожан – 2 420 (1 203 мужчины и 1 217 женщин). Последним священником был Николай Постников (умер в 1954 г.). В это время службы в Георгиевской церкви не проводились, она использовалась под склад.

http://sobory.ru/article/?object=15198

В Керченском Св.-Троицком храме в 1837, 1861, 1863, 1869, 1872 гг молились русские императоры Николай I, Александр II, Александр III. Об одном из этих событий сообщалось: «5 августа 1669 г. наследник-цесаревич Александр Александрович (имп. Александр III ) с супругою (имп. Марией Фёдоровной) и великий князь Алексей Александрович проследовали в собор, где цесаревич приложился к кресту и отслушали небольшое молебствие». Ранее, 29 октября 1866 г. здесь был совершён благодарственный молебен по случаю бракосочетания наследника престола, по окончании которого градоначальник направил цесаревичу Александру Александровичу поздравительную телеграмму. Вскоре был получен ответ: «Керчь-Еникальскому градоначальнику Спицыну. Передайте всем жителям, военным и гражданским и городскому обществу Мою искреннюю благодарность. Александр». При соборе с 1855 г. действовала церковно-приходская школа, а в январе 1892 г. была открыта и школа грамотности. В библиотеке собора к 1 января 1915 г. имелось свыше 1000 томов книг, выписывались журналы: «Таврические епархиальные ведомости», «Церковные ведомости», «Проповеднический листок». По просьбе керчан, с 1857 г. каждую пятницу в соборе на вечерних Богослужениях совершалось торжественное акафистное пение Страстям Христовым в память об избавлении города от союзников в Крымскую кампанию. На рубеже XIX-XX вв священником Феодотом Левицким в соборе было заведено общее церковное пение. Пение, по отзывам современников, очень хорошего церковного хора в праздники и на Литургии привлекало массу народа. Керченский Св.-Троицкий собор постоянно расширялся и благоустраивался. По окончании Крымской войны (1853-1856 гг) градоначальник нашел возможным приступить к исполнению проекта по соединению храма с колокольней. По ходатайству градоначальника А. П. Спицына Синод разрешил использовать на соединение церкви с колокольней четырёхлетнюю свечную прибыль, от высылки которой керченский собор был освобожден с 1858 по 1862 г. Под председательством градоначальника А.П.Спицына был образован комитет для производства хозяйственным способом работ по расширению Керченского собора. На расширение собора и роспись его масляными красками потратили всего 6936 руб. 95 коп. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=37162

В октябрьском номере журнала «Душеполезное чтение» за 1902 г. были опубликованы две статьи, которые заложили основание для дальнейшей дискуссии о реформе русского монашества: «На службе миру — на службе Богу» за авторством публициста Александра Васильевича Круглова (1852—1915) и «Православный идеал монашества» , вышедший из-под пера насельника Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Никона (Рождественского) (1851—1919). В какой-то мере лицом, лично ответственным за начало споров по вопросу монашеской реформы, стал профессор Московской духовной академии и редактор журнала «Душеполезное чтение» Алексей Иванович Введенский (1861—1913). Именно он показал до публикации статью А.В. Круглова архимандриту Никону. В результате в октябрьском выпуске «Душеполезного чтения» публикуют сразу две статьи, причем содержание второй направлено против первой. Статьи предваряло слово редактора. Вот фрагмент оттуда: «Не менее замечательна и помещаемая несколько далее статья досточтимого редактора “Троицких листков” архимандрита Никона о духе истинного монашества, написанная по нашей просьбе ввиду ясно замечаемых в современном обществе и литературе желаний подменить православный идеал монашества идеалом западным, идеалом гуманитарного делания иноков на поприще народного просвещения, ухода за недужными, благотворительности и т. д.» . Очевидно, что симпатия редактора была на стороне лаврского насельника. В статье «На службе миру — на службе Богу» А.В. Круглов писал, что для монастырей и монашества настало время, когда нужно деятельно проявить участие в жизни общества путем активной социальной и просветительской работы. Чтобы обрисовать свое видение этой деятельности, в качестве образца для подражания он привел в пример опыт Покровской женской общины под Киевом, в которой была больница, где любой нуждающийся мог получать бесплатную медицинскую помощь. Ухаживали за больными сами сестры монастыря, что положительно оценивал А.В. Круглов, указывая на косвенную пользу для самих ухаживающих. Идейной вдохновительницей такого рода служения стала правнучка императора Павла I княгиня Александра Петровна (1838—1900) (в монашестве Анастасия), супруга великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I. Княгиня самолично занималась уходом за больными, подавая пример всем остальным монахиням .

http://bogoslov.ru/article/6171145

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

Документов церкви сохранилось немного за 1810-1921 гг., они отложились в описях 19, 20, 21. По своему содержанию это: указы Екатеринославской духовной консистории и Ростовского духовного правления за 1810-1900 гг.; ведомости о церкви за 1824-1828,1842-1911 гг.; метрические книги за 1815, 1841, 1843-1863, 1867-1869 гг.; книги «обыск брачный» за 1950-1954, 1876, 1890-1921 гг.; книги записи прихода денежных сумм за 1886, 1852,1880, 1883-1904, 1907-1909, 1915 гг. Более подробно рассмотрим ряд ведомостей. Они сохранились за 1824-1916 гг. В ведомости о церкви за 1842 г. Указано: «Церковь построена в 1764 г. холодная, здание деревянное на каменном фундаменте. По ветхости на ее месте в 1832 году разрешено построить каменную церковь. Престол в ней один, причта при ней - священник 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1. Земли усадебной 59 кв. саженей. Зданий, принадлежащих церкви, нет. В ограде церкви имеется каменный дом для сторожей. Духовное правление и местный самочинный в г. Ростове-на-Дону «опись выдана в 1842 г., из ростовского духовного правления за скрепью первоприсутствующего протоиерея Г. Щербинского». Приходные книги с 1809 г. Метрические книги с 1791 г., исповедные - с 1800 г. В приходе дворов – 152, в них жителей - 608 муж. и 571 жен. По сословиям - дворяне, отставные разных чинов, купцы, мещане, поселянские. Из них раскольников часовенных - 7 дворов, 30 мужчин и 32 жен. (Оп. 19 д. 503). В ведомости за 1850 г. указано, что церковь построена в 1846 г. Здание кирпичное на каменном фундаменте, трехпрестольная, холодная. Кроме основного престола - в честь Казанской иконы Божией Матери, в храме появились два новых придела с престолами: правый - во имя Святого пророка Ильи, левый - во имя Святителя Митрофана Воронежского. В ведомости за 1869 г. уже церковь теплая. «Здание кирпичное на каменном фундаменте, с таковыми же трапезною и колокольнею, пристроенными в 1861 году на старой церкви» (Оп. 19 д. 504). В ведомости за 1881 г. значится церковно-приходское училище, которое размещалось в караулке сторожа. С марта 1881 г. утвержден законоучителем училища священник Ф.А. Миляревский (Оп. 19 д. 504).

http://sobory.ru/article/?object=34032

Здесь и родился Николай Глубоковский утром 6 декабря (в пятницу) 1867 г., крещен 8 декабря в Кичменгской Преображенской церкви местным священником Аристархом Кулаковым с дьячком Ив. Поддъяковым и пономарем Петром Поповым. Восприемниками были диакон Григорий Силуанов и старшая сестра крещаемого Анна 71 . В одном из писем Η. Н. Глубоковский замечал: «От природы я получил богатые запасы: по бабке во мне настоящая крестьянская закваска новгородцев, а отец был огромного роста и колоссальной силы, так что сносил на своих плечах целый дом (т. е. бревна для него) зимой по вологодским сугробам» 72 . Николай был девятым ребенком в семье (две девочки, Анна и Александра, умерли во младенчестве), имел двух сестер: Анну (6 окт. 1843–14/27 февр. 1922, чистый понедельник) 73 и Марию (17 июня 1848–1922) 74 , и четырех братьев: Петра (29 июня 1846–1894) 75 , Василия (1 янв. 1854–19 янв. 1915) 76 , Матвея (27 окт. 1857–11 дек. 1903) и Александра (5 янв. 1861–в ночь 25/26 июня 1919) 77 . В два года лишился отца, который «скончался внезапно» 78 . В автобиографических записках Николай Никанорович писал: «...ни гроша денег, а мать беспомощная и безграмотная; экстренно была выдана замуж старшая сестра за семинариста Вас. Мих. Попова, который поступил священником на бедный приход... К ним мы и сели на шею всею своей нищетой...» 79 . Детство Глубоковского прошло в селе Кобыльско-Ильинское (в 22 верстах от Кичменского городка на правом берегу реки Юг) 80 . «Бедный сирота, – я всецело был воспитан милостью других, особенно трогательной и снисходительной в период беспомощной младости моего Кичменгского пребывания» 81 , – часто повторял он. По признанию Глубоковского, в том времени было много «горького и скорбного», и детство на всю жизнь оставило тяжелые следы в его характере и здоровье 82 . «Обычный мой костюм – грубая рубаха (лет до 8 даже без штанов) с веревочкой, халат, в роде длинного подрясника, из «крашенины», грубого холста, окрашенного домашним способом какой-то синькой, с кушаком, шапка, сшитая сестрой из «белолапика», из шкуры кота с таким названием, валеные сапоги, «катаники», а лето – даже в Духовное училище – босиком, редко берестовые лапти. Домой из училища, около 90 верст, всегда ходил пешком (...). Впервые завел сапоги по окончании училища в июле 1878 г., т. е. 14 лет...» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 26 февраля 1915 г. скит Феофания возводится в самостоятельный общежительный Свято-Пантелеимоновский монастырь, настоятель которого избирается из числа монашествующей братии. С приходом советской власти монастырь терпит притеснения и гонения. В 20-х гг. ХХв. на территории Феофании располагается детский дом, позже агрошкола. В сентябре 1930 г. все четыре храма обители были закрыты, а именно: 1. Храм в честь чуда Архистратига Михаила (построен в 1803 г., возобновлен в 1861 и 1872гг.); 2. Храм Всех святых на монастырском кладбище (построен в 1869 г.); 3. Храм во имя иконы Божией Матери, именуемая " Владимирская " (построен в 1900 г.); 4. Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона (построен в 1914 г.); Все здания со скотными и птичьим дворами были переданы сорабкооповскому хозяйству и профсоюзной школе. Монастырь прекратил свое существование. С 1961 г. все постройки и территория монастыря переходит в распоряжение Института механики АН УССР, сотрудники которого проводили в здании собора разные эксперименты, в т. ч. со взрывами направленного действия. 20 мая 1990 г. изуродованное здание Собора было возвращено Церкви и первым его настоятелем был назначен архим. Серафим (Демьнив), ныне еписком Яготинский, викарий Киевской митрополии. Стремлясь не только возобновить Собор, но и возродить монашескую жизнь на месте древней обители, настоятель Серафим обратися к игумении Свято-Покровского монастиря с предложением устроить в Феофании женский скит. По благословенню блаженнейшего Владимира (Сабодана) митрополита Киевского и всея Украины матушка Маргарита (Зюкина) благословила в Феофанию первых сестер. Так зажжена была лампада нового монастыря. Возобновились ежедневно Богослужения, обычай неусыпного чтения Псалтири, налаживался монастырский быт, пошло восстановление всех корпусов обители. В 1998 г. блаженнейший митрополит Владимир освятил отремонтированный Собор Свт. вмч. и Целителя Пантелеимона. С 2002 г. скит Феофания стал самостоятельным общежительным монастырем, из числа сестер была избрана игумения Елисавета (Андреева). В 2005 г. построен монашеский корпус с домовым храмом в честь чуда Архистратига Михаила с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05911

Ист.: Ранняя редакция жития//Новгородские ЕВ. 1898. 12. Ч. неофиц. С. 725-733; Белоброва О. А. Две редакции Жития Антония Дымского//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; поздняя редакция жития: Житие прп. отца нашего Антония Дымския обители начальника. СПб., 1858. Новгород, 19019; литургические: Молитва прп. отца нашего Антония Дымского. СПб., 1881. Новгород, 1881. СПб., 1883; Служба прп. отцу нашему Антонию, Дымские обители начальнику. СПб., 1865. Лит.: Иоанн, иером. Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861. Тихвин, 190612; сиспрц. С. 27-28; Ключевский В. О. Древнерусские жития. С. 144, 349; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Филарет (Гумилевский). РСв. Янв.-апр. С. 74-75; Голубинский. Канонизация святых. Т. 1. Ч. 2. С. 637-638; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 48-49, 52-53; Мордвинов И. П. Письмо в редакцию//Новгородский Север. 1915. 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925. С. 13; Мильчик М. И. , Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция//Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря//Чтения по исследованию и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154. О. А. Белоброва Иконография А. Д. представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX вв., выполненными преимущественно на Рус. Севере и в старообрядческой среде. В описаниях мон-ря сер.- 2-й пол. XIX в. упоминаются 2 образа А. Д. в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Божией Матери) и «новый» (ок. 1744) на юж. двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения А. Д. XVIII-XIX вв., поясные (XIX в. ГМЗК; нач. XIX в. Частное собрание. С.-Петербург) и ростовые (кон. XIX в. ТИМАХМ), на к-рых святой представлен благословляющим, в схимническом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке; надписи на свитке традиц.: «Не скорбите, братия моя», или «Господи, да будет на месте сем обитель сия святая», или «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя».

http://pravenc.ru/text/116056.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010