Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь. Карта и ближайшие объекты Боголюбивая Государыня Императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием " Смольный " , где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обретает новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Но постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевском острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины Н.А. Сычев. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до июня 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом, что и было выполнено в 1908-1915 годах. 3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоит на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Только в 1854 году переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.

http://sobory.ru/article/?object=00752

Скачать epub pdf Часть III. Приложения Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу 242 ) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем. В 1850 г. Иван Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского , который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества. После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются многие духовные дети старца, с которыми у него завязывается обширная переписка. В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. В 1860-х гг. деятельно помогает в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. «Великий раб Божий» скончался в Москве 25 июня 1897 г., похоронен на городском кладбище г. Бежецка. При участии И. И. Троицкого изданы: Руководство к духовной жизни старца Адриана Иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, – или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами. Т. 1–2. СПб., 1861 243 (частично переиздано: М. – Рига, 1995); Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Собрано из достоверных источников, – рассказов очевидцев, близких старцу, и записок разных лиц, преданных старцу, – тщанием Настоятельницы Бежецкой Благовещенской Общины, лично знавшей Старца, Монахини Софии. М., 1885. Жизнеописание и письма И. И. Троицкого см. в: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I (1882). Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. (1871–1897). Шамордино, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I [болг. Йосиф] (Йовчев Лазар Радев; 5.05.1840, Калофер - 20.06.1915, София), экзарх Болгарский в 1877-1915 гг. В 5 лет остался сиротой, воспитывался старшей сестрой Радой и ее мужем. Начальное образование получил в 4-классном уч-ще в Калофере. С нояб. 1861 г. учился в греч. Большой народной школе, в 1862-1864 гг.- во франц. коллеже католич. ордена лазаристов, расположенных в пригородах К-поля. На средства калоферской церковной общины и болгар из Калофера, проживавших в К-поле, учился в Сорбонне: в 1864-1867 гг.- на философско-лит. фак-те, а в 1867-1870 гг.- на юридическом. Отказался от должности учителя в родном городе, в нояб. 1870 г. начал юридическую практику в К-поле. В 1871 г. сотрудничал с газ. «Македония», в 1871-1872 гг. редактировал ж. «Читальня» (Читалище) и публиковал свои статьи и переводы. 12 янв. 1872 г. стал секретарем-писарем Св. Синода Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). 23 сент. 1872 г. принял монашество, на следующий день был рукоположен во диакона. Через месяц был избран на Одринскую кафедру, но Высокая Порта не подтвердила его избрание. 1 дек. того же года назначен протосинкеллом Болгарского Экзархата, 25 дек. рукоположен во иерея, 6 янв. 1873 г. возведен в сан архимандрита. С апр. по окт. 1873 г. объехал болг. земли для решения ряда административно-церковных вопросов. С сент. 1874 до окт. 1875 г. управлял Видинской епархией. 18 янв. 1876 г. был избран на Ловчанскую кафедру, 2 февр. в болг. храме св. Стефана в К-поле был хиротонисан во епископа и поставлен Ловчанским митрополитом. 2 мая прибыл в епархию. За неск. месяцев объехал всю епархию, привел в порядок епархиальное делопроизводство. Иосиф I (Йовчев), экзарх Болгарский. Фотография. Нач. XX в. Иосиф I (Йовчев), экзарх Болгарский. Фотография. Нач. XX в. После вынужденной отставки Анфима I (Чалыкова) И. 24 апр. 1877 г. был избран Болгарским экзархом, при этом до кончины оставался титулярным митрополитом Ловчанским.

http://pravenc.ru/text/673639.html

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иванович Чернышёв (29.10.1861, с. Новое Камышловского у. Пермской губ.- 20.07.1918, г. Екатеринбург Пермской губ.), сщмч. (пам. 7 июля и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи потомственного священника. В 1879 г. окончил по 2-му разряду Екатеринбургское ДУ и в том же году поступил в Пермскую ДС. В 1883 г. перевелся в Уфимскую ДС, к-рую окончил в 1885 г. После окончания семинарии служил надзирателем в Екатеринбургском ДУ. 12 июня 1886 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским Нафанаилом (Леандровым) рукоположен во иерея к храму вмч. Георгия Победоносца дер. Тамакульской Шадринского у. Пермской губ. (ныне село Далматовского р-на Курганской обл.). В 1891 г. переведен в Михаило-Архангельскую ц. Ревдинского завода Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Ревда Свердловской обл.). Преподавал в церковноприходской школе. С 1892 г. служил духовным следователем по 2-му окр. Екатеринбургского у. В марте 1895 г. переведен в Успенскую ц. Уткинского завода Екатеринбургского у. (ныне пос. Новоуткинск городского окр. Первоуральск Свердловской обл.). 30 окт. того же года освобожден от должности духовного следователя. Во время служения П. число прихожан Успенской ц. достигало 3 тыс. чел. Он был любителем церковного искусства, занимался украшением храма. В 1900 г. деревянная храмовая ограда была заменена узорчатой металлической с мраморными столбами. В 1913 г. благодаря усердию П. прихожане собрали на благоустройство церкви 2 тыс. р. На эти средства здание было отремонтировано и украшено внутри живописными изображениями и орнаментами. П. также организовал при храме народный хор из детей местных крестьян. Одновременно он был заведующим школой грамоты в близлежащей дер. Крылосовой Екатеринбургского у. и законоучителем в ней, преподавал Закон Божий в 2 уч-щах, расположенных в Уткинском заводе. В 1908 г. овдовел. В 1910 г. избран катехизатором 2-го благочиннического округа, в 1915 г. избран благочинным того же округа. Награждался набедренником (1894), камилавкой (1904), наперсным крестом (1909).

http://pravenc.ru/text/2581875.html

Новотроицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Флора и Лавра Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1791. Архитектор:Н.М. Андреев (перестройка) Адрес: Республика Татарстан, Альметьевский район, село Новотроицкое, улица Советская. Координаты: 55.013769, 51.467445 Проезд: По автодороге Р-239 Казань - Оренбург, между Альметьевском и Чистополем. Со стороны Альметьевска - через 52 км после кругового перекрестка на выезде из города налево по указателю " Новотроицкое " , со стороны Чистополя - через 68 км после перекрестка с объездной дорогой на выезде из города направо. Чер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По автодороге Р-239 Казань - Оренбург, между Альметьевском и Чистополем. Со стороны Альметьевска - через 52 км после кругового перекрестка на выезде из города налево по указателю " Новотроицкое " , со стороны Чистополя - через 68 км после перекрестка с объездной дорогой на выезде из города направо. Через 13 км повернуть по направлению главной дороги налево на первом перекрестке в селе, церковь будет слева через 200 метров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичный двухпрестольный храм с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра воздвигнут в 1791 г. и перестроен в 1888 и 1914-1915 гг. Приход возник в XVIII в., в середине XIX в. село принадлежало известному деятелю графу Дмитрию Николаевичу Блудову (1785-1864), бывшему в разные годы министром внутренних дел, юстиции, президентом Академии наук, председателем Государственного Совета России. Церковь перестроена по проекту казанского архитектора Н.М. Андреева. Памятник построен в стиле барокко и является характерным бесстолпным одноапсидным храмом с трехчастной планировочной композицией. Главный объем и колокольня представляют собой сочетание простых геометрических форм. Церковь построена на средства помещицы А.С. Блудовой. В приходе храма с 1861 г. более 50 лет служил Яков Стефанович Миропольский (1834-?) - сын диакона, в 1860 г. окончил Казанскую духовную семинарию и рукоположен в священники.

http://sobory.ru/article/?object=12617

Свинчус. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Свинчус в качестве села упоминается в Рязанских писцовых книгах XVII века. Там же говорится и о двух церквях, построенных старанием местных крестьян – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Вместо упоминаемой в XVII веке старой сгоревшей церкви, существующая в конце XIX - начале XX в. деревянная Покровская церковь построена в 1781 г. В 1863 г. трапезная часть при Покровской церкви была значительно распространена и 19 декабря того же года был освящен теплый Христорождественский придел. В клировой ведомости за 1865 г. указано, что церковь «была построена в 1781 г. тщанием прихожан, а в 1844 г. возобновлена тщанием тех же прихожан, в 1863 г. трапеза оной церкви распространена в крестообразном виде, поставлена на пакле и вообще устроена так, чтобы быть только с двумя сторонами, один алтарь освящен 19 декабря 1865 г. Зданием церковь была деревянная, на каменном фундаменте с такою же колокольней, у которой один нижний этаж весь каменный. Престолов в ней было два: один в настоящей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, другой в приделе во имя Рождества Христова, оба холодные. В 1886 г. был возобновлен иконостас в настоящей церкви, а стены были украшены живописью, на что было употреблено было свыше 3000 рублей, из которых более 2000 пожертвовал С-Петербургский купец Киприан Гаврилович Степанов. Затем храм перестраивался и престол в нём был один: во имя Рождества Христова (теплый). Второй - во имя Покрова Пресвятой Богородицы был сломан по распоряжению Епархиального начальства 18 мая 1907 г. На церковной земле были дома, принадлежащие церкви: каменная богадельня, крыта железом, деревянная кладовая, так же была крыта железом. Эти здания были построены на средства Петроградского купца Киприана Гавриловича Степанова. В приходе имелась земская и церковно-приходская школы, учрежденные соответственно в 1861 г. и 1888 г. Церковная школа помещалась в своем собственном доме. В 1915 г. в ней обучалось 12 мальчиков и 10 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=59411

Трифон (князь Туркестанов Борис Петрович), митр.б.Дмитровский, вик. Московской епархии Родился 29 ноября 1861 года. С юных лет полюбил он храм Божий и его церковные напевы. Он жаждал быть священнослужителем, о чем со слезами, будучи еще отроком, молился Богу. И Господь внял его молитве. В 1883 году по окончании Московской гимназии, он был назначен учителем Александровского Осетинского духовного училища. 31 дек. 1889 года пострижен в монашество. 6 янв.1890 года рукоположен во иеромонаха. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища. С 1897 г. – ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1899 г. – ректор Московской духовной семинарии. 1 июля 1901 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали: митр.Московской Владимир, еп.Рязанский Полиевкт, еп.Можайский Парфений, еп.Волоколамский Арсений и члены Синод. Моск.Конторы – еп.Нестор, еп.Григорий и Нафанаил управл.Спасо-Андрониевым монастырем. В 1910 году, во время отпуска митрополита Владимира, управлял Московской епархией. В 1914 году, во время войны с Германией был полковым священнослужителем на передовых позициях. 26 февраля 1915 года награжден панагией на Георгиевской ленте. 2 июня 1916 года, согласно прошению, по болезни уволен на покой с местопребыванием в Ново-Иерусалимском монастыре. С 1918 года проживал в Москве. В 1923 года возведен в сан архиепископа. 14 июля 1931 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Скончался 1/14.VII.1934 года в Москве и погребен на Московском немецком кладбище «Введенские горы». Составил благодарственный акафист Спасителю «Слава Богу за все”· Труды : Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с.Богословском Тульской губернии 3 июня 1912 года». «Приб. к «ЦВ» 1912, 24, стр.982. “Слово,сказанное 5 августа 1914 года в Успенском соборе». «Приб. к «ЦВ» 1914, 33, стр.1453.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (12 дек. 1825 - 1 марта 1881). СПб., 1830-1884. 55 т. 3 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3: (1 марта 1881-1913). СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т. Абрамович. Софийская б-ка Абрамович Д. А. Софийская библиотека. СПб., 1905-1910. 3 вып. Абуладзе. Сир. подвижники Абуладзе И., сост. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.) АВАК Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. Вильна, 1865-1915. Т. 1-39. Загл. т. 3-19: Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею Аверинцев. Антология Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневост. литры I тысячелетия н. э. М., 1994 Агиогр. лит. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.) АГР Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. К., 1860-1863. Т. 1-2; Указ. 1884 Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов Адарюков В. Я., Обольянинов Н. А. Словарь русских литографированных портретов/Сост., ред.: С. П. Виноградов. М., 1916. Т. 1: А-Д АДСВ Античная древность и средние века. Свердловск, 1960-. АЕ Археографический ежегодник [за 1957-2005]. М., Азбучник Р. Азбучник Српске Православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993 АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1853. 5 т. АИ Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. 5 т. АиО Альфа и омега: УЗ. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1994-. АиФ Аргументы и факты: Газ. М., 1985-. АИЮС Архив историко-юридических и практических сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. 4 кн. АКавАК Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею/Ред.: А. Берже. Тифлис, 1866-1896. 12 т. Акты свт. Тихона Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост.: М.

http://pravenc.ru/abbreviations/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010