Митрофан (Афонский Митрофан), еп. Подольский и Брацлавский Родился 13 октября 1861 года в Орловской епархии. В 1896 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 год – учитель Орловской частной женской гимназии. 1888 год – преподаватель 2-го Орловского духовного училища. 22 ноября 1892 года рукоположен во священника. 1905 год – законоучитель Орловского Бахтина кадетского корпуса. В 1906 году возведен в сан протоиерея и, по пострижении в монашество, – в сан архимандрита. 25 авг.1906 года хиротонисан во епископа Елецкого, вик. Орловской епархии. Хиротония состоялась в Успенском соборе гор. Москвы. 2 апр.1910 г. – епископ Екатеринбургский и йрбитский. С 20 марта 1914 г. по конец 1917 – епископ Подольский и Брацлавский. Скончался в 1920 году. Духовный писатель. Труды: «Рождественские чтения, предназначенные для храма, семьи, учебных заведений, аудиторий». Два чтения. Орел, 1908. «Что испытывает тело и душа человека умирающего и чем можно предотвратить ужас смерти». Публичная лекция. Орел, 1909. «Истина Воскресения Христова». Публичная лекция. Екатеринбург, 1911. «Послание Екатеринбургской пастве». «Приб. к «ЦВ» 1912; 8, стр.273. «Мир без Христа». Публичная лекция. Екатеринбург, 1911. «Слова и речи», 2-е издание. Екатеринбург, 1912. Отзыв прой. А.Бронзова о книге его. «Приб. к «ЦВ» 1909, 16, стр.726. Литература: «Церк. Вед.» 1906, 36, стр.393. -«- 1910, 15, стр.83. -»- 1914, 12, стр.95. «Приб. к «ЦВ» 1912, 19, стр.806. -«- 1912, 23, стр.1100. -»- 1915, 29, стр.884. «Русск. Паломн.» 1914, стр.399, 404. «Мисс. Календ.» 1907, стр.135. «Изв. Каз. Еп.» 1909, II, стр.349. - " - 1912, 36, стр.1078. «Церк. Вестн.» 1910, 25, стр.770. Булгаков, стр.1400, 1408. БЭС т.1, стб.849–850. БЭС m.II, стб.1575. НЭС T.XXVI, стр.721. ФАМ II, 54, стр.7. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, стр.244–245. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 17, 68: hier wird er EB genannt. Regel " son 525. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мокшан. Мокшанский Казанский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1857 и 1895. Адрес: Пензенская обл., р.п. Мокшан, ул. Милосердия, 1 (Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей) Координаты: 53.449802, 44.575458 Проезд:Бывший монастырский комплекс находится в 500 м от въезда с автодороги М-5 " Урал " (со стороны Москвы). Проезд от Пензы автобусом Пенза-Плёсс непосредственно до места, либо автобусом Пенза-Мокшан до автостанции в центре Мокшана, далее около 2,5 км пешком по улицам Советской, Клочкова, Энгельса, Засечной (держаться все время главной дороги). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в 1857 году по инициативе жены мокшанского купца М.А.Барсуковой как женская община, получившая название по располагавшемуся рядом кладбищенскому храму во имя Казанской иконы Божией Матери. Община была официально утверждена в 1861 году, а в 1881 году ей придали статус монастыря 3-его класса. Располагался в одной версте от Мокшана на берегу р.Мокши. Комплекс монастыря окончательно сформировался к 1914 году и включал в себя: пятиглавый Троицкий собор (1865-83 г.г.); Казанскую церковь (1853, 1872 и 1885 г.г.), с пристроенным к ней больничным корпусом с просфорней и кельей ктиторши; двухэтажный трапезный корпус с келарней и училищем-приютом для девочек (1863 г.); образной корпус (1914 г.); корпус привратниц (1885 г.); трехъэтажный жилой корпус с мастерскими для иконописной, позолотной и чеканной работ (1895 г.); игуменный корпус (1870 г.); два корпуса для сестер (1873 г.); хлебопекарню (1886 г.); и множество хозяйственных построек. С трех сторон территорию монастыря окружала каменная ограда с одной угловой башней, с четвертой стороны примыкал фруктовый сад, доходивший до р.Мокша. В 1890-1892 годах напротив монастыря, через дорогу (ныне трасса Москва-Челябинск), были построены гостинный двор и дома для церковного притча, а в 1915 году - новое здание школы. К настоящему времени утрачены оба храма, часть строений и ограда. Из сохранившихся зданий монастыря, архитектура которых выражена в эклектичном духе с использованием в декоративной отделке фасадов, приемов, тяготеющих к древнерусскому зодчеству, следует отметить трехъэтажный жилой корпус, сооруженный в так называемом " русском " стиле. В настоящее время бывшее здание монастыря занимают училище-интернат и детский дом. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн.2 " Храмы " (электронная версия); опубликовано на сайте http://pravoslavie58region.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20120

Нижний Лып. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Покровская церковь с. Нижний Лып Сарапульского уезда Вятской губернии (01.01.1865 - ?) Приход с. Нижний Лып был открыт по Указу Вятской Духовной Консистории от 30 сентября 1861 г. 9741, в его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Полозово и Шаркан. Вначале для исполнения христианских служб был устроен молитвенный дом. По Указу Духовной Консистории от 24 июня 1863 г. 5733 дано разрешение на строительство деревянной церкви. Церковь была построена в 1865 г. и 22 октября освящена малым чином. 24 января 1868 г. церковь освящена полным чином во славу Покрова Пресвятой Богородицы. 18 июня 1908 г. произведена закладка каменного храма. Строительство его вчерне закончено 21 февраля 1916 г., но в течение 1916 г. работы уже не проводились в связи с мобилизацией рабочих на фронт. Сведений о завершении строительства храма и о его закрытии по документам архива не обнаружено. В 1889 г. при церкви была открыта богадельня, в которой призреваемые содержались на средства прихожан. К Покровской церкви была приписная церковь в д. Самойловской, которая была куплена в с. Полозово, 5 октября 1906 г. перевезена и заложена на новом месте. Первая литургия совершена 2 марта 1908 г. после совершения малого чина освящения. 25 января 1910 г. церковь освящена во имя Св. Духа, престол в церкви один. Самостоятельный приход открыт по по Указу Св. Синода от 13 апреля 1915 г. Источник информации -  Центральный государственный архив Удмуртской Республики Состояние здания храма на май 2020 года Завершение колокольни утрачено. Кровельное железо над палатками, трапезной и алтарём во многих местах повреждено и крыша протекает, хотя стропильная система ещё крепкая и требует незначительных ремонтных работ. Шатёр над центральной частью храма сильно повреждён и грозит обрушением. Кровлю и кладку здания разрушают корни деревьев. На стенах здания многочисленные потёки воды, но значительных повреждений стен нет. Наблюдаются разрушения кладки по внешним стенам, где течёт вода. В фундаменте не заметно никаких повреждений. Храмового наполнения, иконостаса, штукатурки не было, не успели установить до переворота. Заполнения окон и дверей утрачены. Для сохранения здания минимально необходимо произвести гидроизоляцию кровли храма, включая барабан и колокольню, вырубить деревья на стенах храма и вокруг него, закрыть оконные проёмы. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42615

Статистика Вигуру Фулькран Жорж ВИГУРУ (Vigouroux) Фулькран Жорж, свящ. (1837-1915), французский католический библеист, последний представитель старой исагогики в католической науке. Родился в Нанте, рукоположен в 1861. После занятий философией перешел к изучению Библии. С 1890 проф. Свящ. Писания в Католическом ин-те (Париж). Вигуру стал первым секретарем образованной в 1902 Папской библейской комиссии и принимал участие в составлении ее осн. документов. В противоположность Лагранжу В. не признавал выводов новой исагогики и вел против нее научную полемику. Его признавали «ключевой фигурой» консервативной католич. библеистики. Длительная дискуссия завершилась победой направления о.Лагранжа Ж.М., но заслуги В. признавались даже его идейными оппонентами. Опираясь на данные библейской археологии, Вигуру защищал достоверность событий, описанных в Библии. Его труды «Библия и новые открытия в Палестине, Египте и Ассирии» («La Bible et les d‚couvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie», 6 ‚d., P., 18966) и «Новый Завет и новые археологич. открытия» («Le Nouveau Testament et les d‚couvertes arch‚ologiques modernes», P., 1890) были использованы (в переводе и переложении) Лопухиным для его осн. библейского труда. В. был редактором «Библейского словаря» («Dictionnaire de la Bible», v.1-5, P., 1895-1912), к-рый включал кроме имен и географич. названий ВЗ и НЗ также понятия богословия библейского и имена библеистов. Итогом работ В. явился курс лекций по Свящ. Писанию ВЗ («Manuel biblique, ou Cours d’Ecrimure Sainte … l’usage des s‚minaires», v.1-4, P., 1878-80, 189610), переведенный на ряд языков. Вышел он также и на рус. яз. под ред. В. В. Воронцова, к-рый снабдил его подробной рус. библиографией («Руководство к чтению и изучению Библии», т.1-2, М., 1897-99. Раздел о пророч. книгах переведен не был). Курс этот во многом устарел, особенно в вопросах, посвященных происхождению свящ. книг, но разделы, касающиеся боговдохновенности, канона и переводов Библии, сохраняют ценность по сей день. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1038

Однако, несмотря на все обнаруженные лакуны и недостатки, серия ТСО – это грандиозное, и для русской патрологии беспрецедентное начинание. Она не только мыслилась, но и стала первой в России научной патрологической серией, поскольку святоотеческие творения публиковались здесь не выборочно, а полными собраниями сочинений того или иного отца Церкви в определенной последовательности как авторов, так и сочинений каждого автора 17 , признанной редакционным комитетом наиболее целесообразной. По предписанию Святейшего Синода, при выборе текстов для перевода предпочтение должно было отдаваться «главнейшим отцам» Церкви 18 . Другое предписание о том, чтобы «только по окончании перевода творений одного святого отца переходить к переводу другого» 19 , со временем перестало исполняться, когда у переводчиков появилась возможность одновременно готовить к изданию наследие двух (а иногда и более) авторов. Таким образом, мы видим, что серия, как некий живой организм, находила свои собственные пути для творческого и в то же время вполне упорядоченного развития. Как известно, в ТСО, прежде всего, издавались переводы сочинений греческих отцов классического периода. За все время их издания (1843–1917) силами МДА в ТСО были переведены и изданы сочинения святителей Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848) и Василия Великого (1845–1848), преподобных Ефрема Сирина (1848–1853, 1896, 1897), Исаака Сирина (1854), святителей Афанасия Александрийского (1851–1853), Кирилла Иерусалимского (1855), блаженного Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861, 1907, 1908), преподобного Нила Синайского (1858–1859), святого Исидора Пелусиота (1859, 1860), святителей Григория Нисского (1861–1865, 1871), Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885), Кирилла Александрийского (1880–1891, 1893, 1896, 1898, 1901, 1906, 1909, 1912), Никифора Константинопольского (1904, 1907). Проект перевода сочинений преподобного Максима Исповедника , начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию» (1915, 1917), так и остался в целом не реализованным. Публикация двух протоколов допросов преподобного Максима (так наз. первых и вторых актов), предпринятая М.Д. Муретовым накануне революции, стала своеобразным напутствием древнего ревнителя догматической чистоты православного учения новомученикам и исповедникам российским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

От Казани 200 верст, от Чистополя 65 верст. В селе 126 дворов, проживают 398 лиц мужского пола и 432 женского пола, все русские православные. В селе земская школа, в ней 60 мальчиков и 12 девочек. Мирская касса в церкви 4739 руб.27 коп.. В приход церкви входят следующие населенные пункты: Лебедка в 1 версте, 63 двора, 210 мужского пола и 184 женского пола, церковно-приходская школа в ней 32 мальчика. Екатериновка в 2 верстах, 86 дворов, 311 мужчин и 319 женщин. Андреевка в 2 верстах, 19 дворов, 66 мужчин и 54 женщины. Шегурча в 5 верстах, 73 двора, 280 мужчин и 285 женщин, церковно-приходская школа в ней 24 мальчика. Аверьяново в 3 верстах, 51 двор, 206 мужчин и 196 женщин. Новоселки в 6 верстах, 52 двора, 171 мужского пола и 184 женского. Все русские, православные. Причт проживает в церковных домах. Жалование священника - 160 рублей, диакона - 40 рублей, псаломщика - 40 рублей, имеют усадьбу - 2 десятины, лугов 8 десятин, пахотной земли 33 десятины. Капитал причта 800 рублей. Церковно служители: Протоирей Як.Степ.Мироповльский, 68 лет, окончил курс семинарии по 2 раз., духовник, законоучитель, в семействе у него жена. Потоирей с 1901 года. Священник с 1861 года, в приходе с 1861 года. Диакон Андр.Ег.Озерский, 55 лет, из высш. отд. духов. училища, в семействе у него жена. Псаломщик с 1866 года, диакон с 1898 года, в приходе с 1899 года. Псаломщик Ник.Александр Дмитриев, 61 год, из уездного училища, вдов, в семействе у него дети: 20 и 18 лет. Псаломщик с 1867 года, в приходе с 1895 года " (Справочная книга Казанской епархии 1904 года.) Комментарии и обсуждение Кирпичный двухпрестольный храм с приделом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра воздвигнут в 1791 г. и перестроен в 1888 и 1914–1915 гг. Храм построен в стиле барокко и является характерным бесстолпным одноапсидным храмом. В данный момент идут работы по восстановлению храма. Установлены кресты. Идут редкие службы в храмовой части здания. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=12617

1915), пишет: «Матерински доброе и умное письмо твоё я получил и с совершенным удовлетворением прочёл. Прочёл и всегда читаю твои письма с духовным интересом, наперёд зная, что в них нет ни одного пустого слова» (3:239). – Почти то же можно сказать и о письмах самого Батюшки: отечески добрые, умные, всегда читаются с духовным интересом и пользой. – Благодаря другого адресата за его письмо, отец Иоанн опять-таки даёт ему такую характеристику, которую полностью можно применить к его же письмам: «Из глубины души благодарю Вас за Ваше письмо, дышащее Апостольскою любовию и мудростию. С душевным удовольствием я прочитал его: ибо оно проистекло из души христиански здравой, верующей, уповающей, любящей, опытной, твёрдой, обогатившейся внутренним богатством... Ваша доброта трогает, побеждает меня. Ваше смирение... пленяет меня. Ваше письмо – для меня училище добродетели» (2:30, 31). – Правильность такого приложения слов святого Кронштадтского Пастыря к его же собственным творениям показывает – и показывает убедительнейшим образом – его размышление, записанное им в Дневнике 1861 года (правда, не о письмах, а о беседах, но оно применимо ко всем его наставлениям). Как бы приказывая сам себе, Батюшка пишет: «Составляя беседы, не имей цели – издать их в свет, а имей ту цель, чтобы поучать ими твою паству. Имей всегда её пред очами. Не будь отвлечён от дейст­вительности. Пиши с натуры. Писать для издания означает гордость» (2:15). Письма святого праведного Иоанна многогранны по своему содержанию, касаются разных тем, как сугубо духовных, так и житейских – злободневных, представляющих существенный интерес в данное время. В них он и утешает, и сетует, и советует – мирянам, пастырям, избравшим монашество, и пастырски участвует в судьбах людей, в делах государственных своей Отчизны и братьев славян... В них нет отвлечённости, оторванности от жизни, или просто желания явить себя непогрешимым учителем, стяжать земную славу. Цель одна – помочь спастись... Да, Праведник живёт в Праведности! Но в отдельных случаях в письмах уделяется внимание и тому, что можно назвать «преходящим» (что и естественно).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Šamordinskaja Kazanskaja Amvrosievskaja pustyn‘ i eeosnovamel‘ starec ieroschimonach Amvrosij. 1912, Nr. 5 (Sonderdr. Sergiev Posad 1912). Slovo na otpevanii starca Optinskoj pustynii schimonacha Varsonovija 6.4.1912 goda, in: Moskovskie vedomosti 9.4.1912, Nr. 82. Pešnoe dejstvo, Sergiev Posad 1913. Svjatitel’ Ioann Zlatoust, stradalec i drug stradušich. Sergiev Posad 1913. Christos voskrese! Slovo (26.3.1914 goda) Moskau 1914. Frontovoj dnevnik. 14.9.1914 – 16.2.1915. Hs. Slova, proiznesennye za bogosluenjami Strastnoj nedeli i Svetloj sedmici 1918 god. Hs. Slovo pered odpevanem V.N. Šturma 14.7.1920 goda v Spaso- Peskovskom chrame. Hs. Velikopostnye propovedi i pouenia. Mart – aprel 1921 g. Hs. Cvetok ot bednogo serdca sv. mueniku Trifonu: Stichotvorenie 12.1.1925 g. Hs. Iz zapisnoj kniki. Moskau 1928. Hs. Pis’ma к duchovnym detjam. Moskau 1930–1931 gg. Hs. Werke: Slovo na otpevanii D.P. Ponsova v Voznesenskom chrame 26.2.193цgoda. Hs. Slava Bogu za vsëî Akafist blagodarstvennyj (ohne Datum) Hs. Predsmertnaja molitva о duchovnych adach, prodiktovannaja 5.6.1934 goda. Hs. Ljubite chram Boij, in: MP 1974,12,29. Nadgrobnaja re‘(für Starec Varsonovij, gest. 1.4.1913), in: Nadeda. Christianskoe tenie 6(1980)231–232. O tainstve Pokajanija, in: MP 1984 ,9,41f. Posle priašenija, in: MP1984,12,47f. Literatur: D.S. Dmitriev, Istorieskij oerk Moskovskogo Bogojavlenskogo monastyrja. Moskau 1902. Vospominanija oprazdninych torestvach v Iverskoj Vyksunskoj enskoj obiteli Niegorodskoj gubernii: Vpeatlenija stranika-bogomol‘ca. Moskau 1903. D.S. Dmitriev, Palomiestvo v obitel» prepodobnogo Serafima. Moskau 1905. Torestvo ikony Prep. Sergija i prebyvanie episkopa Trifona v Jabloinskom monastyre. Moskau 1907, D.S. Dmitriev, Preosv. Trifon, episkop Dmitrovskij, vikarij Moskovskij: Nareenie ego vo episkopa, chirotonija, kratkaja biografija i rei. Moskau 1912. Pamjati V.A. Turkestanovoj. Šamordino 1913. Episkop na fronte, in: “Iskry» 1916, Nr. 37. Materialy dlja biografii mitropolita Trifona, sobrannye ego duchovnym det " mi. .1: 1861–1914; .II: 1914–1934. Moskau 1974–1977. Hs.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нач. 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому мон-рю для организации подворья, 1 нояб. того же года обращенного в сестричество. Указом Свящ. Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Алексия (Бажина). В 1999-2004 гг. в В. м. был отремонтирован храм, в нижней церкви освящен сев. придел во имя прп. Пафнутия Боровского, построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. К марту 2004 г. в В. м. живут 9 сестер. В особой каменной нише Никольской ц. в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В обители чтится память прот. Афанасия Реутова, рядом с могилой к-рого в 1996 г. был погребен др. почитаемый тульский старец схиархим. Христофор (Никольский) , инициатор подготовки канонизации о. Афанасия. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 463 [Описание Венева мон-ря]; Ф. 3 [Тульская духовная консистория]. Оп. 10. Д. 5452; Оп. 17. Д. 1047. Л. 576; Ф. 55 [Тульская провинц. канцелярия]. Оп. 2. Д. 3098; Ф. 291. Оп. 14/58. Д. 3; Ф. 562. Оп. 5. Д. 51. Л. 11; Ф. 1735. 1 ед. хр. 1749-1764. Оп. 1; Ф. 2139 [Успенская ц. с. Богоявленское, Венев мон-рь (1809-1907)]. Ист.: Калачов Н. Писцовые кн. Московского гос-ва. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1209-1210; ПСПиР. 1888. Т. 5. 1919; ОДДС. 1885. Т. 7. С. 63-64; Базилевич В. М. Несколько док-тов к истории веневских засек в XVII в.//Тр. Тульской губ. учен. арх. комис. 1915. Кн. 2. С. 157-161; Белоцерковский Г. М. Из тульской старины//Там же. С. 163-173; Тульский край: Док-ты и мат-лы. Тула, 1966. Ч. 1, 44; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись 1630 г.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 436, 442. Лит.: Русский временник, сиречь Летописец, содерж. Российскую историю от лета 862 до лета 1681. М., 1790. Ч. 1. С. 220; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831; Снегирёв И. Достопамятства Венев-монастыря. М., 1834; Гедеонов Д. Г. Венев мон-рь и княжия ворота//Изв. имп. археол. об-ва. 1861. Т. 3. Вып. 4. С. 271-273; Шумов В. И. Муж. Николаевский Венев мон-рь//Тульские ЕВ. 1862. 21, 23, 24; Олсуфьев Ю. Памятники церк. искусства Тульской епархии//Тульские ЕВ. 1914. 7. 15 февр.; Памятники искусства Тульской губ.: Мат-лы. М., 1914; Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1995. С. 37-38, 90, 115; Захарова Л. М. Свящ. А. Д. Реутов (старец о. Афанасий): 1829-1904//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1996. С. 58-60; Красное знамя: Газ. Веневского р-на. 1999. 10 февр.; Юркин И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде рус. города XVIII в.//Благотворительность в России: Ист. и соц.-экон. исслед. СПб., 2003. С. 64-77.

http://pravenc.ru/text/150203.html

Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ) В 1839 г. униатская семинария в жировицком Успенском мон-ре была преобразована в православную, в авг. 1845 г. переведена в виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, настоятель к-рого являлся ректором семинарии. В 1839-1915 гг. в ней ежегодно училось 170-195 чел. Поначалу преподавание велось на польск. языке; после появления в ДС рус. преподавателей рус. язык стал доминировать в учебном процессе, хотя нек-рые богословские дисциплины в течение долгого времени преподавались на латыни в целях подготовки семинаристов к диспутам с католич. священнослужителями. В 40-х гг. XIX в. при ДС работал этнографический комитет, под наблюдением к-рого составлялись описания обычаев жителей Западного края, публиковавшиеся Российским географическим об-вом. Библиотека ДС в 1885 г. насчитывала 12500 томов, среди них были редкие издания XV-XVII вв. 8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ. После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях. Миссионерская, просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010