Из-за состояния здоровья епископ Николай неоднократно обращался в Синод с ходатайством о переводе в другую епархию и, наконец, указом от 14/30 сентября 1898 г. он был определен на Таврическую кафедру 18 . По прибытии в январе 1899 г. в Петербург епископ Николай имел аудиенцию у императора Николая II. В 1905 г. епископ Николай указом Синода был определен архиепископом Тверским и Кашинским, однако в скором времени подал прошение о почислении на покой с пребыванием в Ялте. С 1906 г. являлся членом Государственного совета от монашествующих, а в 1908 г. был определен на Варшавскую кафедру с сохранением в должности члена Государственного совета. После начала Первой мировой войны преосвященный Николай остался в Варшаве «на божественной страже». Его личный пример вдохновлял многих жителей столицы Польши. Однако в июне 1915 г. он вынужден был оставить Варшаву и переехать в Петроград, где 20 декабря скончался. Менее известен адресат письма – выпускник и многолетний помощник инспектора Вологодской духовной семинарии Никифор Александрович Ильинский. Он родился в 1861 г. в с. Вознесенье-на-Вохме Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника. По окончании Никольского духовного училища поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1884 г. Его однокурсником по семинарии являлся Н. Н. Глубоковский . На протяжении 33 лет (1885–1918 гг.) Н. Ильинский нес служение в родной семинарии в должности помощника инспектора. После революции Ильинский остался жить в Вологде, а в 1934 г. переехал вместе с семьей в Ленинград, где скончался от голода в 1942 г. Свои воспоминания Н.А. Ильинский писал в течение продолжительного времени уже после закрытия семинарии. Данный труд был сохранен благодаря младшей дочери Ильинского, которая передала их известному вологодскому историку и культурологу А. В. Камкину. Воспоминания написаны от руки и дополнены большим количеством вклеенных фотографий преподавателей и сотрудников семинарии. В данном дневнике в порядке изложения событий Никифор Ильинский приводит и письма М.З. Зиорова. Самое раннее письмо датировано 1885 годом. В сентябре 1890 г. Ильинский получил последнее письмо из Тифлиса. Вскоре архимандрит Николай был определен епископом Алеутским. Из Америки Ильинский получил от него фотографию, а затем два тома проповедей, однако переписка оборвалась. Сам Ильинский писал: «Я стеснялся писать ему те обычные письма, которыми я с ним обменивался, думая, что они для него как епископа не будут иметь того интереса, какой они могли иметь, когда он состоял на духовно-учебной службе» 19 . В бытность епископа Николая в Симферополе переписка возобновилась. Ильинский пишет о получении из Симферополя нескольких писем от епископа Николая, однако в дневнике приводит только одно письмо, датированное 23 декабря 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

Известны религиозные искания Николая Рериха (1874–1947), который долгое время увлекался темой русских святых. Можно вспомнить его знаменитый цикл о преподобном Сергии Радонежском. Да и сам Малевич, хоть формально и был далек от религии, но серию своих «Квадратов» называл «новыми иконами». Знаменитый художник говорил, что его картины — это дорожные знаки, которые должны ориентировать человека на пути искусства. Он верил в Бога, но воспринимал Его не как личность, а как некоторый первопринцип. Но все же я думаю, что вопрос о том, бы­ли ли авангардисты верующими или нет, второстепенен. Важнее то, что общий порыв авангарда был по духу религиозным. Он был пропитан отчетливым религиозным пафосом, собственно говоря, как и любое революционное движение. Об этом писал, между прочим, Николай Бердяев в книге «Религиозные истоки русского коммунизма». Философ, в частности, отмечал, что русский человек даже через богоборчество приходит к богоискательству. И эта мысль Бердяева, мне кажется, многое объясняет в самом авангарде. Мы встречаем богоборческий пафос, например, у Малевича, когда он вместе с художником Михаилом Матюшиным (1861–1934) и поэтом-футуристом Алексеем Крученых (1886–1968) создал грандиозную оперу-мистерию — «Победа над солнцем». Малевич в связи с постановкой писал позднее в статье «Театр» очень характерно: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру». Это была попытка через отрицание прийти к новым творческим вершинам, и в этом скрывалось свое, быть может очень сложное, в каком-то смысле драматичное, не линейное, богоискательство. Интересно, что похожие мотивы мы находим и у знаменитого композитора Александра Скрябина (1871–1915), который в своей музыке пытался соединить звук с цветом, то есть как бы «раскрасить» нотные станы, дать слушателю увидеть и ощутить за звучанием цветовую перспективу. Музыкант пытался воссоздать акт божественного творения Вселенной или хотя бы прикоснуться к нему. И такие космические проекты в искусстве мы встречаем в начале XX века постоянно. Это было характерно для духа времени. Все они перекликались между собой, влияли друг на друга, создавая единый революционный лейтмотив — безусловно богоборческий, но сквозь который, так или иначе, просвечивалось богоискательство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

К 1910 г. общие доходы О. У. м. составили 24 579 р. 1 к. Обитель владела неприкосновенными капиталами «на помин души» в ценных бумагах на общую сумму 44 333 р. 83 к. ( Денисов Д. Н. 2017. С. 110). В мон-ре действовал свечной завод и велось крупное пекарное производство, обеспечивавшее просфорами все городские церкви. Росту доходов О. У. м. способствовало и близкое соседство с главным христ. кладбищем г. Оренбурга. На территории обители, в сев.-вост. углу, имелось также кладбище, где за особую плату хоронили именитых горожан. Здесь покоились оренбургские губернаторы Е. И. Зенгбуш (1823-1878), М. И. Астафьев (1821-1884), городской голова Н. В. Ладыгин († 1875), генералы Г. В. Карманов (1827-1906), С. И. Мясоедов (1827-1879), И. В. Чернов (1825-1902) и др. 4 апр. 1913 г. игум. Иннокентия скончалась, и 15 мая была избрана, а 27 июня утверждена в должности настоятельницы мон. Таисия (Смирнова; 1861-1930). 7 июля еп. Челябинский Дионисий (Сосновский) возвел ее в сан игумении. При игум. Таисии II во время первой мировой войны, 1 сент. 1914 г., открылся монастырский лазарет на 10 коек, а 16 окт. 1916 г. разместился и епархиальный лазарет на 30 коек. В сент. 1915 г. монастырь приютил в своих стенах 132 чел., которые бежали от герм. войск из зап. губерний страны. Для обеспечения неимущих заработком в О. У. м. была организована сапожная мастерская со школой, где обучались ремеслу 20 детей беженцев. В июле-сент. 1916 г. О. У. м. оборудовал в здании церковноприходской школы еще один лазарет - на 40 коек. Ежегодно из О. У. м. совершались крестные ходы: 6 янв. и 1 авг.- на колодец, в пятницу Пасхи - к часовне иконы Божией Матери «Живоносный Источник» у городского рынка, 15 авг.- вокруг обители и 12 сент.- в кафедральный Казанский собор. Каждое воскресенье после вечерни причт и сестры О. У. м. проводили катехизаторские внебогослужебные собеседования с прихожанами. В 1910 г. в О. У. м. проживала 481 насельница, в т. ч. 78 монахинь, к 1917 г.- 549 сестер, в т. ч. 112 монахинь. С 1918 г., после начала гражданской войны, в О.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

Лит.: Бессонов П. А. Описание слав. рукописей моск. Синодальной б-ки//Рус. беседа. 1856. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-90; Билярский П. С. Состав и месяцеслов Мстиславова списка Евангелия: (Извлечение из соч. проф. К. И. Невоструева)//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 2. Стб. 110-137; Бычков А. Ф., Срезневский И. И. Записки, поданные во 2-е отд. АН о труде гг. Горского и Невоструева «Описание славянских рукописей Патриаршей, ныне Синодальной библиотеки»//СбОРЯС. 1870. Т. 7. 1. С. 17-106; Нечаев В., прот. Речь при отпевании в Чудове мон-ре проф. семинарии К. И. Невоструева//ДЧ. 1872. 12. С. 463-468; Баратынский А. И. Памяти К. И. Невоструева//ПО. 1873. 4. С. 194-197; Барсов Е. В. К. И. Невоструев//РА. 1873. 5. Стб. 846-860; Срезневский И. И. К. И. Невоструев//ЗИАН. 1873. Т. 22. Кн. 1. С. 129-132; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 490-497; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1891. Т. 1. Кн. 1. С. 631-632; Крылов Н. Очерки из далекого прошлого//ВЕ. 1900. Т. 3. Кн. 5. С. 135-188; Неболюбов П. П. К. И. Невоструев: Биогр. очерк//Сб. в память 10-летия Симбирской губ. УАК: 1895-1905. Симбирск, 1906. С. 59-100; Андреев В. К. И. Невоструев: (Биогр. очерк)//РС. 1908. 1. С. 97-110; 2. С. 367-392; Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. М., 2003p. С. 634-636; Тихонравов Н. С. Горский и Невоструев//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 342-354; Шилов А. Невоструев К. И.//РБС. 1914. Т. 11. С. 180-183; Соловьёв А. И. Невоструевский архив при Симбирской ДС//Симбирская церк. старина. Симбирск, 1915. Вып. 2. С. 77-81; Жуковская Л. П. Развитие славяно-рус. палеографии. М., 1963. С. 55-57; она же. Апракос Мстислава Великого//Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 670-709; И. И. Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978. С. 31-33, 344, 347; Алексеев А. А. Невоструев К. И.//Славяноведение в дорев. России: Биобиблиогр. слов. М., 1979. С. 248; Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/2564818.html

М., 1915 В 1900 г. отделы иконоведения и историко-археологический были объединены в Церковно-археологический отдел. Сотрудники отдела занимались вопросами церковной истории, археологии, литургики, иконографии. Они осуществляли историко-археологические исследования храмов, росписей, икон (в т. ч. их собирание и хранение, выявление лучших древнерусских и греческих образцов), установление времени и порядка христ. богослужения, обрядовых действий. Среди членов отдела - диак. Н. П. Виноградов (председатель в 1917-1918), В. П. Гурьянов , Л. И. Денисов, прот. Н. Д. Извеков (председатель в 1900-1908), прот. Н. А. Скворцов (председатель в 1909-1917), Н. Д. Струков, А. И. Успенский. Сотрудники отдела принимали участие в работе учрежденной в 1910 г. в Москве церковной юбилейной комиссии по празднованию событий 1861, 1612, 1613, 1812 гг. Среди изданных трудов сотрудников отдела: описание Успенского «Иконы Церковно-археологического музея ОЛДП» (М., 1900-1905. 3 вып.); «Труды Церковно-археологического отделения при ОЛДП» (М., 1911. Вып. 1); исследования «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности» (М., 1902) Д. К. Тренёва; «Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII в.» (М., 1906), «Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве» (М., 1912), «Церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне в Московском Кремле» (М., 1913), «Московский придворный Архангельский собор» (Серг. П., 1916) прот. Н. Д. Извекова; «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 г.» (М., 1911. Вып. 1: Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сороков) прот. Н. А. Скворцова; «Безмолвный свидетель Бородинского боя - храм с. Бородина» (М., 1912) прот. С. В. Страхова; «Материалы для истории русской иконописи» (М., 1914) А. А. Глазунова и др. В 1902 г. при Церковно-археологическом отделе была создана Комиссия по осмотру и изучению памятников церковной старины под председательством Успенского.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

По этой причине в те страны, с которыми только устанавливались отношения, вместе с дипломатической миссией нередко на новые ранее неизвестные территории православные священнослужители шли вслед за дипломатами. Так случилось и в Цинской империи, в состав которой входили просторы и современной Монголии. Подписание Тяньцзинского (1858 г.) и в большей степени Пекинского (1860 г.) договоров не только сняло ограничения в сфере российско-монгольской торговли, но и стали «прологом» для открытия в 1861 году на территории Монголии первого российского консульства в Урге (ныне – г. Улан-Батор), а вслед за ним и строительства первого православного храма – во имя Пресвятой Троицы. Это было, по словам специалиста по истории российской консульской службы в Монголии А.А. Сизовой, «одним из первых культурных начинаний консульства» . Средства на церковь собирались с 1863 года. Инициатором сборов и самой идеи строительства храма был консул Я.П. Шишмарев (1833–1915 гг.), прослуживший в Монголии с 1864 года практически полвека в должности российского консула. Православный храм был возведен в 1872–1875 годах, освящен 30 августа 1894 года. До сооружения православного храма богослужения совершались в здании консульства До сооружения православного храма богослужения совершались в здании консульства, где 22 марта (по новому стилю – 3 апреля) 1864 года была совершена первая Божественная литургия . Богослужение совершил священник (протоиерей с 1876 г.) Иоанн Никольский (1831–1893 гг.) – на тот момент верхнеудинский благочинный, клирик Свято-Одигитриевского собора г. Верхнеудинск (ныне – г. Улан-Удэ). Отец Иоанн, совершив несколько богослужений, в т.ч. и пасхальную литургию, отбыл из Урги 26 апреля (по новому стилю – 8 мая) 1864 года. В дальнейшем отец Иоанн с 1866-го по 1892 год являлся настоятелем кяхтинской Воскресенского церкви, что располагается на границе с Монголией. После отца Иоанна Никольского по ходатайству Пекинской духовной миссии (далее – ПДМ) перед Святейшим Синодом в Ургу в годичную командировку в 1865 году был направлен иеромонах Сергий (Артамонов).

http://pravoslavie.ru/159468.html

Священник Валентин Иоаннович Соловский (1893 -?) после окончания Псковской духовной семинарии 6 августа 1914 г. в Успенской церкви Киевского подворья в Петрограде рукоположен в сан дьякона, на другой день, 7 августа, в церкви Митрофаниевского кладбища в Петрограде – в сан священника. Будучи священником, он преподавал Закон Божий в двух земских училищах. Дьякон Иоанн Никифорович Муравейский (1834 - 28 апреля 1915) был сыном дьякона, родился в погосте Лакно Псковского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. В 1861 г. Иоанн Никифорович посвящен в стихарь и назначен псаломщиком здешней церкви, в 1885 г. рукоположен в сан дьякона. За исправность по службе, хорошее поведение ему преподано архипастырское благословение, выражена благодарность епархиального начальства. Псаломщик Николай Павлович Кукин (1859 -?), сын священника погоста Коровск Островского уезда. После окончания Псковского духовного училища учительствовал в сельской школе Островского уезда, служил псаломщиком в церкви при Псковской губернской земской больнице, в погосте Печани Опочецкого уезда. С 28 января 1884 г. служил псаломщиком в здешнем погосте. В Синей Николе он преподавал пение в земском училище, руководил церковным хором. Псаломщик Михаил Петрович Литвинский (5 января 1877 -?) родился в погосте Торошино Псковского уезда, сын священника, обучался в Псковской духовной семинарии. 26 мая 1891 г. Михаил Петрович назначен псаломщиком в здешнюю церковь. С 1904 г. должность псаломщика исполнял Михаил Иоаннович Ястремский (27 августа 1875 -?), обучался в Порховском духовном училище. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Псаломщик Иоанн Петрович Знаменский (9 октября 1870 -?) был сыном священника этой же церкви. Он окончил Псковское духовное училище, с 1896 г. служил псаломщиком в Холмском и Островском уездах, с 1904 г. – псаломщик в родном погосте. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа. Известно имя еще одного псаломщика: Феодор Симеонович Михайлов. В годы советской власти лишен избирательных прав как служитель религиозного культа, проживал он в здешнем погосте. Его жена, Екатерина Павловна, также была лишена избирательных прав как жена служителя религиозного культа.

http://sobory.ru/article/?object=12681

В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы: «Священная история Ветхого Завета» свящ. Ф. Миткевича (1877), «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (9 вып. (1878-1879), «Краткий исторический очерк столетия Минской епархии» Рункевича (1893), «Списки лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Минской епархии» (1899-1907), «Подготовка к польскому мятежу в Минской губернии в 1861 г.» П. М. Мейера (1907-1908), «О природе человека» Немезия Эмесского в сокращенном переводе Д. В. Скрынченко (1909), «Понятие о дидактике» Вержболовича (1911), «О главенстве пап» прот. А. Юрашкевича (1911), «300 лет в православии: (Исторический очерк существования Минского Екатерининского собора)» прот. П. Афонского (1912), а также нравоучительные, полемические (в основном посвященные римскому католицизму) и краеведческие листки и брошюры, в т. ч. листки: «Проповеднический листок» (1906. 1-22; 1915 1-12), «Православные ответы» (1907. 1-4), «Листок для народа» (1912. 1-8), журналы, определения, акты съездов духовенства; уставы, отчеты и др. документы братств, попечительств. Издание журнала было возобновлено по инициативе митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) в 1989 г., в 1997-2015 гг. журнал издавался ежеквартально, в 2016 г. переименован в «Ведомости Минской митрополии» и начал выходить ежемесячно; является одним из первых возрожденных епархиальных изданий и единственным, выходящим непрерывно более 27 лет. Лит.: Пастернацкий И., свящ. Хронологический и сист. указ. статей, напечатанных в Минских ЕВ (1868-1897 гг.). Мн., 1899-1900. 2 ч.; Андреев. Христианская периодика. 391; Дубяга В. Систематический библиогр. указ. Минских ЕВ с 1901 по 1907 гг.: Дипл. раб. Жировичи, 2004. Маш.; Стреха М. Систематический библиогр. указ. Минских ЕВ с 1908 по 1920 гг.: Дипл. раб. Жировичи, 2004. Маш.; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епархиальных ведомостей, изд. в Беларуси во 2-й пол. XIX - нач. XX ст.: Канд. дис. Жировичи, 2004; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епархиальные ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010; Римко О. Г. Епархиальные ведомости 1863-1920 гг. на территории Беларуси в отеч. историографии//Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. А: Гуманит. науки. 2011. 9. С. 76-81.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

Заслуга в создании научной школы, определившей развитие иконографического метода в России, принадлежит Ф. И. Буслаеву (1818-1897). Изучая древние рукописи, украшенные миниатюрами, он пришел к выводу о глубинной связи изображения и слова как специфической черте средневек. культуры. Особенности иконы виделись прежде всего в ее содержании. Поиск лит. источников, позволяющих интерпретировать содержание иконного образа, вышел на 1-й план исследования ученого, свой метод он назвал сравнительно-историческим. Согласно Буслаеву, церковное искусство предстает как «необъятная иллюстрация Священного Писания и церковных книг». В основу сравнительно-исторического метода легло подмеченное автором стилистическое единство памятников лит-ры и изобразительного искусства одной эпохи. Работы Буслаева (Общие понятия о рус. иконописи. М., 1866; Рус. лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых апокалипсисов по рус. рукописям с XVI в. по XIX. СПб., 1884; Ист. очерки рус. словесности и искусства. СПб., 1861. 2 т.; см. также статьи в: Собр. соч. СПб., 1908. Т. 1; 1910. Т. 2; Л., 1930. Т. 3) заложили фундамент науки о визант. и древнерус. искусстве. Дальнейшая разработка научного метода иконографического исследования принадлежит ведущему ученому школы Буслаева Н. П. Кондакову (1844-1925; История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876; Визант. эмали: История и памятники визант. эмали: [Собр. А. В. Звенигородского]. СПб., 1892; Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Ист. и иконографический очерк. СПб., 1906; Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. 2 т.). Он писал, что «памятник должен быть освещен предварительно сам по себе, по своим историческим признакам, и эти признаки должны быть затем указаны как исторические черты, в ходе иконографического типа, сюжета, в движении художественной формы» ( Кондаков Н. П. Визант. эмали. СПб., 1892. С. 254). «Перевес и авторитет» будут за тем разделом науки, «который будет построен на исследовании формы и сравнительного изучения ее исторического движения» ( Он же.

http://pravenc.ru/text/389052.html

Во 2-й пол. XIX в. было сооружено здание совр. трапезной мон-ря, представляющее собой комплекс разновременных построек: к первоначальному 2-этажному объему сооружения, оформленному в стиле рус. узорочья XVII в., с юж. стороны была присоединена 2-этажная пристройка, с сев.- 2-этажный портик с башенкой и главкой над ним, оформивший главный вход в здание. В кон. 70-х гг. XIX в. вокруг Г. м. была построена каменная ограда (ок. 300 сажен) с 4 башнями и 4 воротами. В 1914-1916 гг. на месте разобранных зап. ворот была возведена многоярусная каменная колокольня, в архитектуре которой прослеживались мотивы церкви-колокольни на Рогожском кладбище в Москве (1908-1909, освящена в 1913). Колокольня квадратная в плане с равновеликими пристройками со всех сторон на уровне 2 нижних ярусов. В 1-м ярусе располагались св. врата; во 2-м устроена ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящена 15 авг. 1915); 3-й и 4-й - ярусы звона; 5-й ярус в форме 8-гранника венчал высокий шатер с главкой и крестом (шатер сохр. до 60-70-х гг. ХХ в., в наст. время заменен шлемовидной главой). Трапезный и келейный корпуса с ц. в честь Преображения Господня. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. Трапезный и келейный корпуса с ц. в честь Преображения Господня. 2-я пол. XIX в. Фотография. 2006 г. В храмах Г. м. практиковалось пение столповым знаменным распевом. В Г. м. были собраны богатая миссионерская б-ка старопечатных и рукописных книг (к 2006 часть их в ОР ГИМ) и собрание древних икон, в т. ч. икон строгановской, новгородской, московской, устюжской школ. В 1861/62 г. митр. С.-Петербургский Григорий (Постников) передал монастырю 101 икону, изъятую из закрытой властями Волковской старообрядческой молельни. В «Сказании о начале и настоящем положении... Гуслицкого монастыря» указаны 2 иконы «письма» прп. Андрея Рублёва , якобы хранившиеся в мон-ре (во время пожара 1868 сгорела большая часть древних икон). В Преображенском соборе находилась древняя икона Нерукотворного образа Спасителя. В ГРМ хранится икона Рождества Христова (1-я пол. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/168424.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010