Калужские епархиальные ведомости. Калуга, 1862–1907. 2 раза в месяц. Далее: Калужский церковно-общественный вестник, 1907–1917 Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1907–1917 3 раза в месяц. Изд.: Калужская духовная консистория Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1894–1899. 2 раза в месяц. Далее: Благовещенские епархиальные ведомости, 1899–1917. С 10 1899–1917 Киевские епархиальные ведомости. Киев, 1861–1917. 2 раза в месяц; 1879–1881, 1887–1890, с 1903 года – еженедельно. Изд.: Киевская духовная консистория Кишиневские епархиальные ведомости. Кишинев, 1867–1917. 2 раза в месяц, в 1906 году – еженедельно. Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885–1917. 2 раза в месяц Курские епархиальные ведомости. Белгород, 1871–1882; Курск, 1882–1917. 2 раза в месяц. С 1888 года еженедельно. В 1910–1911 годах подзаголовок: Еженедельный журнал. Официальный орган епархиального управления и церковно-общественной жизни. Курский епархиальный вестник. Курск. 1918. Курский миссионерский листок. Приложение к «Курским епархиальным ведомостям». Курск, 1913 Изд.: Курская духовная консистория Листок для Харьковской епархии (Приложение к журналу «Вера и разум»). Харьков, 1884–1903. 2 раза в месяц. Изд.: Харьковская Духовная семинария Ранее: «Харьковский епархиальные ведомости», 1867–1883. Далее: «Известия по Харьковской епархии» (приложение к журналу «Вера и разум»), 1904–1906 Литовские епархиальные ведомости. Вильна, 1863–1915; М., 1916–1917. 2 раза в месяц. С 1873 года еженедельно, с 1906 года – 2 раза в месяц. С 1907 года официальная часть выходила под одной обложкой с журналом «Вестник Виленского Православного Свято-Духовского братства», который заменял с этого же года неофициальную часть «Литовских епархиальных ведомостей». Минские епархиальные ведомости. Минск, 1869–1917. 2 раза в месяц; с 1871 года – еженедельно, с 1873 года – 2 раза в месяц, в 1916 году – ежемесячно, в 1917 году – 2 раза в месяц Миссионерские известия по Ставропольской епархии. Ставрополь, 1911–1918.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

1333 Мальцев (1911). С. 95, 136. Письма Раевского, в: Русс. арх. 3. 1895; РБС. Притвиц-Рейс (1910). С. 396 и след.; Савва. Хроника. 6. С. 82, 224. Его сочинения: а) Euchologion der orthodox-katholischen Kirche. Wien, 1861—1862. 2 Bd.; б) Gebetsbuch zum Gebrauch der orthodoxen Christen. Wien, 1861; в) Ritus der orthodox-katholischen Kirche bei der Kronung der Kaiser aller Russen. Wien, 1856; г) Le grand canon de St. Andre de Сгите. Wien, 1849; д) Les Vkpres de la Рептесфте. Paris, 1852; на русском языке: О национальном и религиозном движении русского народа в Галичине. СПб., 1863. Недавно опубликовано несколько писем из обширной переписки Раевского с В. И. Ламанским (1833—1914): Документы к истории славяноведения в России (1850—1912) Изд. Б. Д. Греков. М., 1948. 1334 Мальцев (1911). С. 439—441. О Янышеве как богослове: Флоровский. С. 389 и след.; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. С. 16 и след., 19, с перечнем его важнейших трудов (с. 95). См. § 21. Об участии И. Л. Янышева в переговорах со старокатоликами и англиканами см. в томе 2. 1335 Сочинения А. П. Мальцева и переводы им служб православной Церкви: а) Die gottlichen Liturgien. B., 1890; б) Die Liturgien der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes unter Berucksichtigung des bischoflichen Ritus nebst einer vergleichenden Betrachtung der hauptsachlichen ubrigen Liturgien des Orients und Occidents. B., 1894; в) Liturgikon (Служебник). B., 1901, 1902 (2-е изд.); г) Die Nachtwache (Всенощная). B., 1892; д) Andachtsbuch (Каноник). B., 1895; е) Die helige Kronung. B., 1896; ж) Bitt-, Dank-und Weihe-Gottesdienste (Книга молебствий). B., 1897; з) Die Sakramente der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. B., 1898; и) Begrabnisritus und einige specieile und alterthumliche Gottesdienste der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. B., 1898; к) Fasten-und Blumen-Triodion nebst den Sonntagsliedern des Oktoichos der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Мальцев (1911). С. 95, 136. Письма Раевского, в: Русс. арх. 3. 1895; РБС. Притвиц—Рейс (1910). С. 396 и след.; Савва. Хроника. 6. С. 82, 224. Его сочинения: а) Euchologion der orthodox-katholischen Kirche. Wien, 1861–1862. 2 Bd.; б) Gebetsbuch zum Gebrauch der orthodoxen Christen. Wien, 1861; в) Ritus der orthodox-katholischen Kirche bei der Krönung der Kaiser aller Russen. Wien, 1856; г) Le grand canon de St. André de Сгите. Wien, 1849; д) Les Vkpres de la Рептесфте. Paris, 1852; на русском языке: О национальном и религиозном движении русского народа в Галичине. СПб., 1863. Недавно опубликовано несколько писем из обширной переписки Раевского с В. И. Ламанским (1833–1914): Документы к истории славяноведения в России (1850–1912)/Изд. Б. Д. Греков. М., 1948. Мальцев (1911). С. 439–441. О Янышеве как богослове: Флоровский. С. 389 и след.; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. С. 16 и след., 19, с перечнем его важнейших трудов (с. 95). См. § 21. Об участии И. Л. Янышева в переговорах со старокатоликами и англиканами см. в томе 2. Сочинения А. П. Мальцева и переводы им служб православной Церкви: а) Die göttlichen Liturgien. B., 1890; б) Die Liturgien der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes unter Berücksichtigung des bischöflichen Ritus nebst einer vergleichenden Betrachtung der hauptsächlichen übrigen Liturgien des Orients und Occidents. B., 1894; в) Liturgikon (Служебник). B., 1901, 1902 (2-е изд.); г) Die Nachtwache (Всенощная). B., 1892; д) Andachtsbuch (Каноник). B., 1895; е) Die helige Krönung. B., 1896; ж) Bitt-, Dank- und Weihe-Gottesdienste (Книга молебствий). B., 1897; з) Die Sakramente der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. B., 1898; и) Begräbnisritus und einige specieile und alterthümliche Gottesdienste der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. B., 1898; к) Fasten- und Blumen-Triodion nebst den Sonntagsliedern des Oktoichos der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

В качестве приложений к «М. е. в.» были изданы: «Священная история Ветхого Завета» свящ. Ф. Миткевича (1877), «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (9 вып. (1878-1879), «Краткий исторический очерк столетия Минской епархии» Рункевича (1893), «Списки лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Минской епархии» (1899-1907), «Подготовка к польскому мятежу в Минской губернии в 1861 г.» П. М. Мейера (1907-1908), «О природе человека» Немезия Эмесского в сокращенном переводе Д. В. Скрынченко (1909), «Понятие о дидактике» Вержболовича (1911), «О главенстве пап» прот. А. Юрашкевича (1911), «300 лет в православии: (Исторический очерк существования Минского Екатерининского собора)» прот. П. Афонского (1912), а также нравоучительные, полемические (в основном посвященные римскому католицизму) и краеведческие листки и брошюры, в т. ч. листки: «Проповеднический листок» (1906. 1-22; 1915 1-12), «Православные ответы» (1907. 1-4), «Листок для народа» (1912. 1-8), журналы, определения, акты съездов духовенства; уставы, отчеты и др. документы братств, попечительств. Издание журнала было возобновлено по инициативе митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) в 1989 г., в 1997-2015 гг. журнал издавался ежеквартально, в 2016 г. переименован в «Ведомости Минской митрополии» и начал выходить ежемесячно; является одним из первых возрожденных епархиальных изданий и единственным, выходящим непрерывно более 27 лет. Лит.: Пастернацкий И., свящ. Хронологический и сист. указ. статей, напечатанных в Минских ЕВ (1868-1897 гг.). Мн., 1899-1900. 2 ч.; Андреев. Христианская периодика. 391; Дубяга В. Систематический библиогр. указ. Минских ЕВ с 1901 по 1907 гг.: Дипл. раб. Жировичи, 2004. Маш.; Стреха М. Систематический библиогр. указ. Минских ЕВ с 1908 по 1920 гг.: Дипл. раб. Жировичи, 2004. Маш.; Чистяков П. А., свящ. Церковно-краевед. проблематика епархиальных ведомостей, изд. в Беларуси во 2-й пол. XIX - нач. XX ст.: Канд. дис. Жировичи, 2004; Шимолин В. И. У истоков белорус. печати: Епархиальные ведомости 2-й пол. XIX - нач. XX в. Мн., 2010; Римко О. Г. Епархиальные ведомости 1863-1920 гг. на территории Беларуси в отеч. историографии//Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. А: Гуманит. науки. 2011. 9. С. 76-81.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

Эрмитаж обладает одной из лучших в России коллекций икон, в особенности афонских. Выше было сказано о коллекции Севастьянова – ее византийская часть находится в Эрмитаже. Здесь же находятся иконы из коллекции историка искусства Василия Тимофеевича Георгиевского (1861–1923), собранной во время путешествий на Афон в 1911–1913 гг. Коллекцию икон вв. поднесли в дар Николаю II афонские монастыри в 1913–1914 гг. по случаю празднования трехсотлетия дома Романовых. В советскую эпоху эта коллекция была передана в Эрмитаж, так же как и собрание Лихачева 2649 . Важную часть эрмитажных коллекций составляют произведения коптского искусства. Больше половины этого собрания (около двух тысяч вещей) – ткани, скульптура, предметы из металла, стекла, керамики и кости, памятники эпиграфики, – поступило в музей благодаря деятельности Владимира Георгиевича Бока (1850–1899), археолога и коллекционера, основоположника коптских исследований в России. В 1888–1889 и 1897–1898 гг. Бок провел важные раскопки в городах и некрополях Нильской долины, он много работал в музеях Александрии, Каира, Стамбула. Хранитель Эрмитажа с 1886 г., он в 1898 г. организует большую выставку коптских и арабских древностей, привезенных им из Египта 2650 . Одним из первых Бок поставил проблемы хронологии коптского искусства и его отличительных особенностей в средиземноморском контексте 2651 . Главный труд ученого, опубликованный уже после его смерти, стал широко известен благодаря параллельному тексту на французском языке, его превосходная документация до сих пор является ценным источником 2652 . В Эрмитаже находятся значительные кавказские коллекции предметов позднеантичной эпохи и раннего Средневековья. Они происходят из раскопок поселений и некрополей, которые велись в κ. XIX – н. XX в.: из Мцхеты в Грузии, из Армении, из Абхазии и с Северного Кавказа. В музей поступали и случайные находки. Место их производства различно: кавказское, византийское, иранское 2653 . Румянцевский музей и Публичный музей в Москве. В cep. XIX в. в Москве было два городских музея. Румянцевский музей представлял собой библиотеку и коллекцию рукописей, собранных канцлером Н.П. Румянцевым и в 1861 г. перевезенных из Петербурга в Москву 2654 . Другой музей, при университете, именовался Московским публичным музеем. Оба они находились в одном здании – «доме Пашкова». Иногда эти музеи не различались, называясь «Московский публичный и Румянцевский музей». Различие заключалось в том, что формирование Румянцевского музея завершилось, а Публичный музей продолжал развиваться. Оба музея и библиотека были открыты для публики в 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42. Прославление св. Тихона, стр. 52—53. 43. Там же. Стр. 53. 44. Никитин И.С. Сочинения, изд. 9, т. 1. М., 1902, стр. 158. 45. Житие. Стр. 188. 46. Там же. Стр. 189. С 8 по 15 августа в церквах г. Воронежа исповедано и приобщено более семи тысяч человек. Кроме того, в Задонском монастыре ежедневно на четырех литургиях были сотни причастников, так что всего было приобщено св. Тайн 20 тысяч человек, преимущественно больных и убогих (Там же. Стр. 190). 47. Один довольно состоятельный купец устроил на свой счет бараки, в которых впоследствии бесплатно разместилось более 10 тысяч человек простого народа (Кременецкий А.С., свящ. Открытие св. мощей Святителя Тихона. — “Воронежская старина”, вып. X. Воронеж, 1911, стр. 101). 48. Веселовский. Города Воронежской губернии. Воронеж, 1876, стр. 69. 49. В этом отношении неизвестно, из каких источников в “Московских ведомостях” 188, 1861) было опубликовано сообщение о “страшной дороговизне” в г. Задонске во время происходящих там торжеств (это главное, что интересовало автора данной заметки?!). Во всех жизнеописаниях, где данный вопрос затрагивается, говорится, что цены были доступны даже простому народу. Кроме того, необъективное сообщение “Московских ведомостей” было опровергнуто в некоторых периодических изданиях (см.: Попов И., свящ. Торжественное открытие мощей св. Тихона. — “Руководство для сельских пастырей”, 45, 1861, стр. 348). 50. Житие. Стр. 187. 51. Там же. 52. Прославление св. Тихона, стр. 56. 53. Там же. Стр. 57. 54. Прославление св. Тихона, стр. 57. 55. Житие. Стр. 191. 56. Кременецкий А.С., свящ. Цит. соч., стр. 103. 57. Прославление св. Тихона, стр. 61. Текст молитвы: “Во святых почиваяй, Всесвятый Господи Иисусе Христе, Боже наш, Иже Твоим милосердием благоизволил еси показати нам честные мощи Угодника Твоего святителя Тихона, освяти нас грешных и недостойных рабов Твоих, и благослови нас неосужденно касатися честных мощей Его, и показати я людем Твоим, всевожделенно желающим видети я. Ей, Господи, не посрами нас в деянии нашем, но сотвори, да совершенно умилится сердце наше, и да мы вси, зряще святую жизнь и прославление Угодника Твоего, сами соделаемся и пребудем святи Тебе, Господу нашему и Богу, молитвами Его и Твоею неизреченною благодатию. Твое бо есть святити нас, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим и Всеосвящающим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков (Там же. Стр. 62).

http://pravoslavie.ru/36950.html

Состоял почетным старшиной Николаевского детского приюта, действительным членом Петрозаводского благотворительного общества; с 1 ноября 1888 – почетный смотритель городского 3-х классного училища ведомства Министерства народного просвещения в Петрозаводске. 43 Тищенко Вячеслав Евгеньевич; (7 августа 1861 – 25 февраля 1941) – химик. Окончил С.-Петербургский университет (1884), с 1891 преподавал в нем. Профессор, доктор химических наук (1906). Член-корреспондент (1928), академик Академии наук СССР (1935). Лауреат Сталинской премии (1941). 214 Тогатов Дмитрий Львович; (8 февраля 1872 – ?). Окончил Новгородскую Духовную семинарию (1892) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896), с 16 января 1897 – помощник инспектора Архангельской Духовной семинарии, с 16 августа 1899 – преподаватель латинского языка, а с 28 июля 1906 – помощник смотрителя Тихвинского Духовного училища. 168 Токарская Лидия Федоровна; (около 1861 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358 Толстая Софья Венедиктовна (ур. Меликова); (1885 – 1942). Окончила Смольный институт, историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) курсов (1909). В 1912 сдала испытания в государственной комиссии при историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. Преподавала на Высших Женских (Бестужевских) курсах (1911–1917), в Женском Педагогическом институте (1912–1917), на Высших Женских историко-литературных курсах (1916–1917). В сентябре 1917 – феврале 1921 – профессор историко-филологического факультета Саратовского университета, возглавила специальное отделение классической филологии при нем. В сентябре 1917 – сентябре 1918 преподавала на Саратовских Высших Женских курсах. В 1921 вернулась в Петроград, преподавала в различных ВУЗах. Работала в Библиотеке АН СССР, одновременно с 1933 работала в Ленинградском университете. Кандидат филологических наук (1938). С 1938 – доцент кафедры классической филологии Ленинградского университета. См.: Сергеенко М. Е. О С. В. Меликовой.//Санкт-Петербургские Высшие Женские (Бестужевские) курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

588 Герцберг, 188. В нем было до 300 человек братии (Григорович, Оч. путеш. по Европ. Турции, стр. 51–52); Сказ, об Афон. горе иг. Пантел. мон. Иоакима, 1560 (Чт. в Общ. ист. 1846, 4, с. 20). Полагают, что на этот мон. мог указать Максиму прежний его наставник И.Ласкарис, который был там для приобретения рукописей (Приб. к Твор. св. отц., 23–24) 589 Сообщение подробного жития (Белокуров, стр. xliii-viii) о поставлении М.Грека в диаконы, иереи и архимандриты, при участии патриарха, плод фантазии раскольничьего писателя, привыкшего окружать личности своих наставников подобными почестями. М.Грек в грамотах и сочинениях постоянно называется «иноком» 590 В его «житиях» упоминается еще спутник его по Италии – монах Даниил, но и он остался вне круга забот патриархии. Между тем, по словам Крузия (Turcogr., р. 205), изучавшие в итальян. академиях древний язык, начала философии и богословие отцев, возвратившись домой, учили тому же других, не исключая, впрочем, и светских наук (р.р. 27, 92, 430, 433; Хр. Чт. 1861, ч. II, отд. I п II, 242) 592 Хр. Чт. 1861, II, 244–245; 1870, II, 970–971; Малышевский, 80–81; Порфирий, О религ. нравст. сост. афон. обителей во время турец. владыч. (Чтен. в Общ. люб. дух. просв. 1883, II) 593 К.Радченко, Религиоз. и литер движ. в Болг. перед тур. завоев., К 1898, 193–206. Более дисциплинированную среду на Афоне объясняют значительным числом братии, принадлежащей к молодым нациям (Малышевский, М.Пигас, 8–9) 596 Афонские акты и фотографич. снимки с них и пр. Т.Д.Флоринского, Спб. 1880, с. 2–3; Изв. Ак. Н. 1898, I, 131–134; Ист. опис. серб цар. лавры Хиландаря, Леонида (Чт. в Общ. ист. 1867, IV, 1–13) 598 Архим. Леонид, Славяно-рус. книгохранилища на Афоне (Чт. Общ. ист. 1875, I, 14, 29, 35); Славяно-серб. книгохран. в мон. Хиландаря и св. Павла (ibid) 601 Ж. М. Н. Пр. 1843 г, ч. XL, Библ. монастырей Афонской горы, отд. vii, стр. 17, ср. 1845, ч. XLVI, отд. vii, 8–10 607 Ж. M. Н. Пр. 1847, LV, 24–35. См. Порфирий, Афонские книжники – о греч. перевод., писат. и издателях после завоевания Конст-ля (Чт. в Общ. любит. древн. письм. 1883, I – две статьи), и Ист. Афона. О книге Мейера, Ист. Афона, рец. И.И.Соколова (Ж. М. Н. Пр. 1896, 2); Монаш. республ. (Афон) Ист. Вест. 1903; 6 и 7. Ph.Meyer, Die Haupturkunden fur die Gesch der Athoskloster, Leipz. 1894 (по рук. Афона). Терновский, Акты Афон. Пантел. мон, К. 1873; Actes de l " Athos, V, Actes de Chilandar, publ. par. R. P.Louis Petit et B.Korablev, 1911 (прилож. к XVII т. Визант. Врем., 368 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Примечания.   1 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. T.VII, М.-Л., 1949, с.443. 2 Прессансе Э. Иисус Христос и Его время. Пер. с франц. СПб., 1869, с.11. 3 Известный русский богослов М.Муретов дал в начале нашего века высокую оценку мастерству Ренана, хотя основные идеи его книги подверг резкой и справедливой критике. «С поразительной живостью, — говорил он, — Ренан рисует историческую и географическую обстановку евангельских событий. С неменьшим искусством воспроизводит среди этой обстановки, хотя вымышленные и ложные, но живые, полные выразительности и движения великие образы священной истории» (Муретов М. Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса». СПб., 1907, с.13). 4 Гарнак А. Сущность христианства. М., 1907, с.40. 5 Скудость биографических данных о Будде или Спартаке, Рублеве или Шекспире не исключила попыток обрисовать их жизнь на фоне соответствующей эпохи. 6 Основным нашим источником являются, конечно, книги Нового Завета, особенно — Евангелия. Русские переводы аграф и апокрифических текстов Нового Завета указаны в библиографии. Основные ветхозаветные апокрифы изданы по-русски прот.А.Смирновым (Книга Еноха. Казань, 1888; Книга Юбилеев. Казань, 1895; Псалмы Соломона. Казань, 1896; Заветы XII патриархов. Казань, 1911). Полный свод этих апокрифов издан по-английски Р.Х.Чарлзом (Charles R.H. The Apocrypha and the Pseudepigrapha of the Old Testament, v.II, Oxford, 1973). Для воссоздания евангельской эпохи неоценимы сочинения иудейского историка Иосифа Флавия (русские их переводы: О древности иудейского народа. Пер. с греч. СПб., 1895; Иудейская война. Пер. с греч. СПб., 1900; Иудейские древности. Пер. с греч. Т.1-2, СПб., 1900). Талмуд, хотя и писался со II по IV в. н.э., проливает свет на иудаизм периода Второго храма. Он вышел по-русски не полностью, однако переведены важнейшие его части (Талмуд. Мишна и Тосефта. Пер.Н.Переферковича. Т.1-6, СПб., 1900-1904; Вавилонский Талмуд. Вильна, 1861, 1902, 1903, 1911, 1912; Иерусалимский Талмуд. Берлин, 1925). Ряд ценных материалов собран в книге: Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933. Произведения христианских писателей первых веков изданы в русском переводе прот.П.Преображенским (Писания Мужей Апостольских. СПб., 1895; Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895). Некоторые данные по новозаветному времени содержатся у Тацита (Сочинения в двух томах. Пер, с лат. Л., 1969) и Светония (Жизнь двенадцати цезарей. Пер. с лат. М., 1964). Святоотеческие и познейшие комментарии к Евангелию указаны в библиографии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Священники признавали, что в миссионерской пропаганде по-прежнему малозаметную роль играют церковно-приходские школы, монастыри и миряне. Лишь 19 октября 1911 г. были утверждены «Правила общин сестер просвещения при церковноприходских школах», призванные соединить усилия церкви и «мира». Образованным монахиням вменялось открывать специальные курсы для учителей церковных школ, воздействовать на «учащих» в религиозно-нравственном отношении. В этом же году в 11 епархиях были внедрены особые должности епархиальных и уездных миссионеров 683 . Но каковы же были успехи? Традиционный «замер» результатов с помощью статистики слабо проясняет существо дела. В Тверской губернии к 1861 г. насчитывалось от 8,7 до 9,4 тыс. раскольников 684 . В 1887 г. число уклоняющихся от официальной веры резко возросло (12 286 чел.) 685 . К началу 1890-х гг. их количество сокращается почти вдвое (1892 г. – 7 986 чел., 1893 г. – 7 204) 686 . После издания Указа о веротерпимости (апрель 1906 г.) сторонников древнего православия в губернии стало 24 580 чел.), но к 1911 г. сократилось до 11 917 чел. 687 . Однако в целом опасность раскола здесь была не столь велика, как, к примеру, в Среднем Поволжье. В Нижегородской епархии к середине XIX в. было зарегистрировано 20 330 раскольников 688 , в дальнейшем, несмотря на «неустанную проповедь» в приходах, «зараженных духом раскола» становилось все больше. П.Н. Милюков отмечал, что в России к началу 1860-х гг.в насчитывалось более 3 млн «скрытых» раскольников – посещающих храмы, но уклоняющихся от исповеди 689 . На этом фоне миссионерская деятельность выглядела скромнее. По данным того же Милюкова за 50 предреволюционных лет к православию присоединилось немногим более 1 млн чел., из них чуть более 300 тыс. раскольников. Подавляющее большинство православных неофитов руководствовалось при этом не религиозными убеждениями, а прагматическими соображениями 690 . Между тем, официальная статистика уверяла, что ежегодно к православию присоединялись 2,5 – 3 тыс. раскольников и всевозможных сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010