«Естественное богословие» Уильяма Палея (1802) 22 «Следы естественной истории творения» Роберта Чемберса (1844) 27 2. Теория естественного отбора Ч. Дарвина 37 Чарльз Дарвин. «Путешествие на «Бигле» (1839) 38 Чарльз Дарвин. «Происхождение видов» (1859) 43 Альфред Рассел Уоллес «Письма и воспоминания» (1916) 51 Томас Гексли. «В кусочке мела» (1868) 54 Чарльз Дарвин «Происхождение человека» (1871) 60 3. Обзоры работ Дарвина 71 Аса Грей. «Замысел против необходимости: дискуссия между двумя читателями труда Дарвина «О происхождении видов» в отношении е естественному богословию» (1860) 73 Луи Агассис. «Эссе о классификации» (1851) 84 Чарльз Лайель «Древность человека» (1863) 87 Флеминг Дженкин. «Происхождение видов (обзорная статья)» (1867) 91 Сэмюэль Вилберфорс. «Обзор книги Дарвина «Происхождение видов» (1860) 99 4. Эволюция и антиэволюция в промежуточной фазе 109 Вернон Келлог. «Дарвинизм сегодня» (1907) 110 Уильям Батесон. «Эволюционная вера и современные сомнения» (1921) 116 Генри Файрфилд Осборн. «Уильям Батесон о дарвинизме» (1922) 122 Дж. Артур Томсон. «Почему мы должны быть эволюционистами» (1928) 125 Ричард Голдшмидт. «Некоторые аспекты эволюции» (1933) 130 5. Возникновение фундаментализма и его оппозиция эволюции 143 Доктринальные утверждения Всемирной христианской ассоциации фундаменталистов (1919) 143 Вернон Келлог «Ночные штаб-квартиры: запись диалогов и опыта в штаб-квартирах германской армии во Франции и Бельгии» (1917) 144 Акт Батлера. Публичные акты штата Теннеси (1925) 148 Джон Томас Скоупс против государства. Верховный суд Теннеси (1926) 149 Уильям Дженнингс Брайан. «Обзор аргументов в деле Скоупса» (1925) 155 «Краткий ответ Кларенса Дэрроу, речь Лайкенса Брайана в ответ на аргументационные утверждения судей» (1925) 170 Вальтер Липпманн. «Американские инквизиторы: комментарий о Дэйтоне и Чикаго» (1928) 172 6. Современный эволюционный синтез 183 Пьер Тейяр де Шарден. «Бог эволюции» (1953) 185 Райнхольд Нибур. «Христианство и революция Дарвина» (1958) 188

http://bogoslov.ru/article/315860

Ситка, бывший Новоархангельск. На переднем плане — Больница. На заднем — Дом Русского епископа В обязанности церковнослужителей входили начальное обучение детей, перевод на местные языки молитв и Священного Писания, ведение документации, отражавшей статистику туземного общества, катехизация (разъяснение новообращенным основ православной веры и нравственности), подготовка к таинству Крещения, а в особых случаях и крещение. Помимо этого после 1867 г. автохтоны, возглавлявшие православные общины, противостояли инославным миссионерам, которые различными способами переманивали в свои общины православных уроженцев Аляски Мощи святителя Иннокентия Аляскинского в Успенском соборе в Троице-Сергиевой Лавре Разработанные и примененные святителем Иннокентием принципы миссионерской деятельности актуальны в современной практике РПЦ. Среди них принцип «церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур», а также «издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви» Эти принципы применяли сотрудники и последователи святителя Иннокентия – правящие и викарные архиереи, служившие на Аляске с 1859 до 1920 г.: в 1859–1866 епископ Новоархангельский Петр (Екатериновский), в 1866–1870 епископ Новоархангельский Павел (Попов), в 1870–1877 епископ Алеутский и Аляскинский Иоанн (Митропольский), в 1878–1882 епископ Алеутский и Аляскинский Нестор (Засс), в 1887–1891 епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов). В 1891–1898 епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров), в 1898–1907 епископ Алеутский и Аляскинский (с 1905 архиепископ Алеутский и Североамериканский) Тихон (Беллавин), в 1903–1909 епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский), в 1907–1914 архиепископ Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский), в 1909–1916 епископ Аляскинский Александр (Немоловский), в 1914–1918 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким (Мещерский), в 1916–1920 епископ Аляскинский Филипп (Ставицкий).

http://pravmir.ru/russkie-episkopyi-na-a...

Ист.: ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника]; Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума 364)//Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.]. Лит.: Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160; СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92; Голубинский. Канонизация святых. С. 122; ЖСв. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572; Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.]; Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии//Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.)//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94. А. В. Назаренко Иконография Самое раннее изображение В. известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о В. Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ) Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ) В основу самостоятельных образов В. легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери , к-рое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя В. в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название - «Моление св. Василия».

http://pravenc.ru/text/150489.html

По указу имп. Николая I от 6 дек. 1850 г. о создании Самарской губ. в ее состав были переданы Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский уезды. 9 дек. 1859 г. Оренбургская пограничная комиссия преобразована в областное правление Области оренбургских киргизов, центром к-рой стал также Оренбург. Область охватывала степи казахов Младшего жуза, делилась на 3 части: Западную, Среднюю и Восточную (это деление введено утвержденным еще 20 марта 1824 «Уставом об оренбургских киргизах»). Согласно указу имп. Александра II от 21 окт. 1868 г. «О преобразовании управления Киргизскими степями Оренбургского и Сибирского ведомств и Уральским и Сибирским казачьими войсками», Область оренбургских киргизов была упразднена, ее Западная часть стала территориальной основой Уральской обл., Восточная - Тургайской обл., а Средняя часть была разделена между ними. 5 мая 1865 г. из Оренбургской губ. была выделена Уфимская губ. в составе 6 уездов, после чего она стала делиться на 5 уездов: Верхнеуральский, Оренбургский, Орский, Троицкий и Челябинский. Меновой двор в Оренбурге. Фотография. XIX в. Меновой двор в Оренбурге. Фотография. XIX в. Главные занятия населения - земледелие и животноводство. Зерно, овечья шерсть и кожа являлись важнейшими предметами торговли. Продолжалось развитие соледобычи (в 1914 - свыше 37,7 тыс. т) как в районе Илецка, так и на соляных озерах близ Челябинска. С 1811 г. велась золотодобыча на приисках Троицкого у. (первоначально осуществлялась исключительно казной, с 1836 также частными лицами). С 30-х гг. XIX в. наблюдался кризис горнозаводской промышленности, к 1894 г. действовали 7 заводов. С сер. 60-х гг. XIX в. в Оренбургскую губ. переселялись рус. крестьяне из центральных губерний. Открыто постоянное движение по железнодорожным линиям: Самара - Оренбург (1877), Оренбург - Кубек (1905), Илецк - Чингирлау (1907; узкоколейная, с 1913 перешивалась на широкую колею). В годы первой мировой войны Оренбургская губ. приняла значительное число беженцев из зап. губерний страны и раненых; в 1914 г. туда выслано свыше 10 тыс. военнообязанных граждан - подданных воевавших с Россией государств; с 1914 г. там размещались и военнопленные. В дек. того же года открыто движение по железнодорожной линии Оренбург - Кувандык (в 1916 линия продлена до ст. Сара).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Беляев Афанасий Иванович (1845–1921), протоиерей Бенешевич Владимир Николаевич (1874 – расстрелян 1938), профессор Бобров Виктор Никанорович (1864 – не ранее 1929), архитектор Бобровский Василий Владимирович (1874-?), протоиерей Богданов Николай Ефимович, протоиерей Богданов Памфил Миныч (1909–1993) Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), протоиерей; уклонился в обновленчество Боголюбский Сергей Николаевич Богоявленский Иоанн Яковлевич (1879–1949; в монашестве с 1947 – Исидор), протоиерей; впоследствии – епископ Богоявленский Леонид Константинович (1871– расстрелян 1937), протоиерей Болотов Василий Васильевич (1854–1900), член-корреспондент Академии наук Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873–1955) Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901), епископ Боярский Александр Иванович (до 1916 – Сегенюк; 1885 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество Братолюбов Андрей Стефанович (1849–1916), протоиерей Братолюбов Василий (расстрелян 1921), священник Будкевич Константин Юлианович (1867– расстрелян 1923), почетный каноник Буфетов Василий Афанасьевич, благотворитель Бычков Сергий Иванович (1882–1952; в монашестве с 1947 – Симеон), протоиерей, впоследствии – епископ В Валамский Иван – пономарь, прапрадед св. митрополита Вениамина Ванчаков Афанасий Михайлович (1858-?) Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович; 1896–1941), архимандрит Варнава (Муравьев), иеромонах – см.: Серафим (Муравьев), схииеромонах Варнава (Накропин Василий; 1859–1924), архиепископ Варнава (Росич Петр; 1880–1937), епископ Дебаро-Велесский в 1910–1920; с 1920 – митрополит Скоплянский; с 1930 – Патриарх Сербский Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ Варсонофий, св. (Лебедев Василий Павлович; 1871– расстрелян 1918), епископ-священномученик Васильев Александр Петрович (1867 – расстрелян 1918), протоиерей Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук Введенский Александр Иванович (1889–1946), протоиерей; уклонился в обновленчество Венедикт (Плотников Виктор Васильевич; 1872 – расстрелян 1937), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желнинно к тому времени было освящено три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с правой стороны - во имя Архистратига Михаила, с левой - во имя Святителя Николая Чудотворца. Церковь имела в собственности 600 саженей земли. Священнослужители получали на содержание от строителя храма 300 рублей ежегодно. К приходу относились 76 дворов с 639-ю жителями. Из них 24 числились за военными, 10 - за хозяевами мещанского сословия, остальные - государственные крестьяне. 12 желнинцев значились " находящимися в расколе " . В клировой ведомости за 1916 год указано, что по штату в храме значился священник и псаломщик. Кружечных доходов набралось за год около 800 рублей, на вечное поминовение умерших прихожане положили 16247 рублей. Имелась " неподвижная сумма " в банках в сумме 24726 рублей, а также подвижных денег " на благоустройство храма 6484 рубля, всего церковь владела капиталом в 31210 рублей. Церкви принадлежало усадебной земли вместе с погостом 600 кв. саженей, пахотной, по составу песчаной, - 35. Несмотря на материальный достаток, настоятель жалованья не получал. Источником его содержания служили произвольные вознаграждения прихожан и проценты со свечного капитала. При храме действовала библиотека с полутысячей книг, хранились копии метрических ведомостей (сведения о крещении, венчании и отпевании прихожан), исповедальные росписи с 1859 года, когда желнинцы относились к приходу Подъяблонской церкви. В ведомости о приходе Благовещенской церкви за 1916 год записаны 112 дворов с 525-ю душами в них. С восточной стороны от храма была выстроена родовая усыпальница в виде часовни. По рассказам старожилов, в часовне некогда покоилось шесть захоронений родственников Силина. Всё уничтожила революция 1917 года. Она грянула, перевернув привычный уклад купеческой жизни семейства Силиных. Однако память о благотворителях хранят земляки, восстановившие как часовню-усыпальницу, так и удивительной красоты Благовещенский храм. Непросто давалось новой власти уничтожение святыни.

http://sobory.ru/article/?object=02944

В связи с поздней постройкой, Соболинская церковь не вошла во многие уникальные историко-церковные проекты, такие как описание Вятской епархии 1912 г., материалы Русского провинциального некрополя, труды Вятской Учёной Архивной Комиссии и другие. А новым проектам было уже не суждено воплотиться в жизнь из-за революции 1917 г., которая отбросила научные и культурные изыскания на многие годы назад. В Кировском областном архиве представлен целый фонд конкретно по Серафимовской церкви в Соболях. В этот фонд входят ведомости о церкви, а также книги прихода и расхода церковных денежных сумм с 1915 по 1927 гг. Ф. 476 5 ед. хр., 1915–1927 гг., оп. 1 Одним из современных вопросов в истории церкви Соболей был вопрос – в честь кого она освящена, какое название носила? Ответ на этот вопрос нашёлся в послужных списках священников, служивших в Соболях. Одним из мест их служения указывается «Церковь преподобного Серафима Саровского села Богородское (Соболи)». Такое название Соболинской церкви приводится и в «Списке приходов Яранского уезда на 1915 г.». В 1903 г. Русская Православная Церковь торжественно прославила в лике святых великого русского подвижника старца Серафима Саровского, который уже при жизни своей почитался как святой. Поэтому у жителей Соболей и епархиального начальства не возникло сомнений в честь кого совершить освящение храма, строительство которого было начато вскоре после канонизации преподобного Серафима. Престол церкви в Соболях, освящённый в честь Серафима Саровского, – один из 4-х известных в Кировской области. В 1916 г. в Вятской епархии освящён ещё один храм в честь Серафима Саровского – в д. Малый Сернур Уржумского уезда. До нашего времени сохранился только Серафимовский собор в г.Кирове (1904 г.). До строительства собственного храма Соболи входили в приход Воскресенской церкви села Пижемское (Тужа). Починок Соболев (Соболи) при речке Хмелёвке упоминается в списках населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг. В это время здесь числится 16 дворов, 184 жителя - 87 мужчин и 97 женщин. В 1891 г. в Соболях проживало 404 человека. 54 семьи - представители семи фамильных родов. Среди них Малышевых – 26 семей, Федоровых – 11, Багаевых – 3, Коржавиных – 3. В среднем у всех было 17 десятин земли и 6 голов скота. Основным занятием было плотничество и извоз. По итогам переписи 1926 г. в Соболях насчитывается 83 хозяйства, среди них 79 крестьянских и 4 – прочих. Общее количество жителей 473, отмечается также 1 представитель национальных меньшинств. Мужчин – 206, женщин 267.

http://sobory.ru/article/?object=32824

Лев Васильевич Краснопевков происходил из старой аристократической семьи. Его отец занимал должность герольдмейстера. До поступления в Горный кадетский корпус мальчик успешно окончил два пансиона, в совершенстве владел французским, немецким и английским языками. Проучившись в Корпусе (1829 – 1832), Л.В.Краснопевков поступил на флот, где успешно начал военно-морскую службу в звании лейтенанта (1836), командовал боевым кораблем «Петергоф». Однако суровые морские походы мало удовлетворяли его жаждущий духовных подвигов характер. 30 июля 1840 г. Московский митрополит Филарет благословил Льва Краснопевкова, направив его к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой лавры с письмом, в котором было сказано: «В Академию поступает чиновник из дворян Краснопевков... Примите его со вниманием и дайте ему право узнать обитель и монашество» с.369]. В 1842 г., окончив Московскую духовную академию, Лев Васильевич стал преподавать в Вифанской семинарии. Через три года (1845) он принял монашеский постриг с наречением имени Леонид. За успехи в обучении и воспитании учащихся в Вифанской семинарии иеромонах Леонид был назначен (1849) ее ректором. Епископ Савва (Тихомиров) писал: «Лекции свои отец Леонид излагал живым, более или менее светским языком. В моей памяти сохранились красноречивые и одушевленные чтения» с.10 – 11]. В 1853 г. архимандрит Леонид стал ректором Московский семинарии, а в 1859 г. был возведен в сан епископа Дмитровского, викария Московского. Целых 17 лет он являлся ближайшим помощником московских митрополитов Филарета и Иннокентия. Уместно задаться вопросом: «А что же годы, проведенные в Горном корпусе, были напрасной тратой времени?» Нет. В 1852 г. архимандрит Леонид написал воспоминания, посвященные памяти своего одноклассника и друга, героя Кавказской войны генерала Николая Павловича Слепцова (1815 – 1851). (В 1916 г. в Петрограде был установлен памятник герою с надписью: «Н.П.Слепцов, покоритель Чечни и Дагестана...» и словами из чеченской песни о нем: «Слава его высока и светла, как вершина Казбека, а грудь полна боевой отваги, как грудь молодого льва» c.6 – 7].)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 481. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Пг., 1916. – С. 470. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 37. Опатович С., священник. История Санкт-Петербургской епархии//Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885, т. 6. – С. 92–94. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 127–133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1406, 1410, 1411, 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 82. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 235, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 265, 289, 294, 381, 4 44, 605. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 82. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 99. Труды Киевской духовной академии. – 1874, март. – С. 4. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 599–600. – 1907, 8. – С. 242. Симбирские епархиальные ведомости. – 1898, 12. – С. 90. Исторический вестник. – 1885, февраль. – С. 467. – 1888, август. – С. 414, 415. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 583. – 1859 июнь – с. 203–210. – 1866, июль. – С. 247. – 1867, январь. – С. 60, 64. – 1874 июнь – с. 91–95 – 1901, январь. – С. 24–25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010