Значение научной деятельности академика, профессора Московской духовной академии Евгения Евстигнеевича (Евсигнеевича) Голубинского (1834–1912 гг.) общепризнано. Его перу принадлежит целый ряд фундаментальных исследований по истории утверждения в древнем и средневековом русском обществе православия, русско-византийских религиозных связей, церковной администрации Киевской и северо-восточной Руси Х-ХУ вв. и Русского государства конца ХУ – первой половины ХУ1 вв. Е.Е.Голубинского как ученого отличали четкость замысла и постановки научных задач, глубине анализа, независимость мысли. По словам его ученика С.А.Белокурова , Е.Е.Голубинский , «будучи человеком прямолинейным,... любил все называть своими именами, не подыскивая каких-либо мягких выражений» (Православная община. 1991. N 5. С.33). Родившись в семье священника Кологривского у. Костромской губернии, он рос «среди крестьянской бедноты на приходские приношения и воспитывался под нуждою в духовных школах», упорный труд в них и блестящие способности открыли ему дорогу в Московскую духовную академию, в которой Е.Е.Голубинский в 1859 г. защитил магистерскую диссертацию «Об образе действования православных государей греко-римских в 1У, У, У1 вв. в пользу церкви, против еретиков и раскольников» (опубликована тогда же в сборнике: Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе. М. 1859). С 1860 г. молодой магистр богословия стал читать лекции в alma mater – Московской духовной академии. К началу 80-х гг. Е.Е.Голубинский уже известный и признанный на научном поприще ученый: он участвует в качестве действительного члена в работе Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Общества преподобного Нестора – летописца в Киеве. За более 50 лет своей научной деятельности (1859–1912 гг.) Е.Е.Голубинский стал автором многих обширных исследований, среди которых монографии «Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской» (М., 1871), «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия» (М., 1872), «Христианство в России до Владимира Святого» (М., 1876), «История канонизации святых в Русской церкви» (Сергиев Посад, 1894), «О нашей полемике со старообрядцами» (М., 1896. Об этом более подробно см.: Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е.Голубинского. М., 1998). Главный же труд его – фундаментальная «История Русской церкви» (Т. 1-П. М. 1880–1900), принесший Е.Е.Голубинскому уже прижизненно славу выдающегося церковного историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. Фотография. Ок. 1911 г. (Касаткин Иван Дмитриевич; 1.08.1836, с. Берёза Бельского у. Смоленской губ.- 3.02.1912, Токио), равноап. (пам. 3(16) февр.), архиеп. Японский. Родители - диакон церкви с. Берёза Дмитрий Иванович Касаткин и его супруга Ксения Алексеевна (урожд. Савинская). Крещен с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. В семье Касаткиных было четверо детей - Гавриил (умер во младенчестве), Ольга, Иван и Василий. В 1841 г., когда Ивану было 5 лет, умерла Ксения Алексеевна. И. Д. Касаткин окончил Бельское ДУ, затем в 1857 г.- Смоленскую ДС первым студентом, в том же году отправлен за казенный счет в СПбДА (ректор с 1857 по 1859 - архим. св. Феофан Затворник (Говоров) ). Он с юности мечтал проповедовать язычникам. Еще во время учебы в семинарии рассказ проф. И. Ф. Соловьёва о Китае пробудил в нем желание поехать туда с проповедью Евангелия. В 1859 г., на последнем курсе СПбДА, Касаткин увидел объявление о приглашении священника для правосл. ц. в честь Воскресения Христова, возведенной на средства российского консульства в г. Хакодате стараниями консула И. А. Гошкевича, и решил ехать в Японию, приняв монашество, потому что «иначе нельзя для пользы дела» ( Андроник (Никольский). 1900. С. 430-432). Ректор академии архим. Нектарий (Надеждин) дал понять, что в случае принятия монашества Касаткину обеспечено хорошее место и в С.-Петербурге, но тот ответил, что желает быть монахом только для миссии (Там же). Решением членов Синода был выбрал Касаткин. По свидетельству прот. Н. В. Благоразумова , к-рый тоже был в числе пожелавших отправиться в Японию, «...студентов охотников (т. е. посвятить себя миссионерству) записалось тогда человек 10-12, и все при условии женитьбы, а Касаткин - один монахом и перебил всех» ( Кедров. 1912. С. 380). По ходатайству митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) ему была присвоена степень кандидата богословия без предоставления квалификационного сочинения, однако по мн. предметам он не получил аттестации, т. к. должен был пропустить целый учебный год. 24 июня 1860 г. И. Д. Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского, 29 июня рукоположен во диакона, а 30 июня - во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь состоит из двух частей – Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей, находящихся в одной ограде и расположенных в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского прихода в честь святителя Василия Великого. Первые упоминания о Свято-Васильевском приходе с. Васильевка (ныне с. Никольское) появляются в архивных записях с 1859 г. Здесь до 1912 г. стояла деревянная церковь. В 1912 г. на средства прихожан и благодетелей был построен теплый каменный храм и освящен в честь свт. Василия Великого. В 1934 г. храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников, была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году Васильевский храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. В 1986 году на Свято-Васильевский приход был назначен настоятелем игумен Савватий (Сокур). Его трудами был отреставрирован храм, в 1988 построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 г. игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу на сем месте под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы увеличилось. В 1998 году был построен братский корпус, а в 1999 – сестринский. В 1997 г. обитель взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где усилиями братии и сестер устроена богадельня «Дом милосердия» на 50 человек по уходу за немощными и престарелыми. На данный момент действует новая богадельня, построенная в 2003 г. на 100 человек с храмом в честь прп. Сампсона Странноприимца. В 2001 г. сестринской общине дан статус монастыря, а в 2002 г. зарегистрирован мужской монастырь. Женской обителью управляет игуменья Анна (Морозова). Наместником мужского монастыря является схиархимандрит Алипий (Бондаренко). Священноархимандритом и настоятелем обители является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В обители введен общежительный устав. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. В сестринском корпусе и в богадельне читается неусыпаемая Псалтирь. По воскресным дням и великим праздникам на богослужениях братский и сестринский хоры поют антифонно. В монастыре действует пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские: столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, мастерская по изготовлению мебели. Насельники обители занимаются сельским хозяйством. Действует Воскресная школа для детей. Обитель принимает паломников. В цокольном этаже сестринского корпуса устроена паломническая на 200 мест, есть гостиничные кельи для священнослужителей.

http://pravoslavie.ru/48965.html

Ухолово. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1676 году церковь этого села упоминается как Ильинская в окладной книге. Вместо упоминаемой в XVII столетии церкви была построена новая с тем же храмонаименованием, но она сгорела в 1755 году. На её месте в 1756 году начато строительство новой церкви с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Существующая ныне церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: правый – Успенский, левый – Ильинский, была построена в 1820 году на средства помещика Верещагина. Троицкая церковь в селе Ухолове построена в 1820 г. тщанием помещика Петра Верещагина, а большей частью всех прихожан. К настоящей приложена трапезная в 1859 г. тщанием прихожан. Зданием настоящая каменная, в одной связи с таковой колокольней, на каменном фундаменте, крепка, крыта железом, вся теплая, отопление устроено в 1902 г. Всего престолов пять, а в настоящей три: главный – во имя Живоначальной Троицы, правый – во имя Успения Божией Матери, левый – во имя Пророка Илии, и в трапезной два престола: один – в честь Казанской иконы Божией Матери, а второй – в честь св. мучеников Бориса и Глеба. Утварью достаточна. Штат: 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Жалованья нет, другие источники доходов: банковские билеты, с них % 285 руб. в год, и от аренды церковной земли 560 руб. в год. Земли церковной: усадебной с погостом вместе 2 дес., пахотной 54 дес. 512 кв. саж., в 1 версте от церкви, план есть. Качество земли среднее, сдается в аренду, не свыше 12 руб. Дома священнослужителей каменные и деревянные, построены тщанием самих священнослужителей, их собственные, в хорошем состоянии. Другие здания: церковно-приходская школа вместе со строжкой, каменная, покрыта железом, и каменная же часовня, крыта железом. Приписных церквей нет. Опись имуществу с 1878 г., приходно-расходные книги с 1912 г., копии с метрик с 1780 г., кроме 1790 и 1795 гг., обыскная книга с 1912 г., писано 55 листов, исповедные с 1826 г. В церковной библиотеке книг 650 томов. Церковные деньги и бумаги в целости за ключом, ключ у старосты.

http://sobory.ru/article/?object=18232

Александро-Невский собор в Софии, Болгария ЖМП 8 август 2021 /  10 сентября 2021 г. 18:00 Память русского святого на Болгарской земле КАК ТРИ АЛЕКСАНДРА ПОСТРОИЛИ В СОФИИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР  Юбилейный год благоверного князя Александра Невского - прекрасный повод для воспоминания и осмысления культурного наследия, связанного с именем этого связанного. XIX век можно было бы назвать золотым веком русского церковного зодчества; он ознаменовался и целым созвездием храмов, центральные престолы которых освящались во имя святого благоверного князя.  PDF-bepcuя. Только в череде самых масштабных сооружений стоят: собор святого Александра Невского в Париже (архитектор Роман Кузьмин, 1859–1861); войсковой собор святого Александра Невского Кавказской армии в Тифлисе (архитектор Давид Гримм, 1866–1897, разрушен); войсковой собор святого Александра Невского в Батуми (заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Баку (архитектор Роберт Марфельд; заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Ростове-на-Дону (архитектор Александр Ященко, 1891–1908, разрушен); собор святого Александра Невского в Варшаве (архитектор Леонтий Бенуа, 1894–1912, разрушен); собор святого Александра Невского в Ревеле (архитектор Михаил Преображенский, 1895–1900); собор святого Александра Невского в Царицыне (архитектор Александр Ященко, 1901–1918, разрушен); собор святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (архитектор Александр Померанцев, 1913–1917, разрушен). Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками.

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_alexa...

Библиография Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В подстрочных примечаниях автор обычно ссылается на издание, указанное в библиографии. В том случае когда ему приходилось пользоваться разными изданиями одного и того же труда, и в примечании ссылка сделана на издание, не указанное в библиографии, то он указывает в самом примечании год этого издания. В тех случаях когда разбивка на тома указанного издания не совпадает с разбивкой основного прижизненного издания, то он указывает сначала том использованного издания и затем в скобках разделение на тома основного прижизненного издания; например: Соловьев. V (X), 214. Аввакум, протопоп. Сочинения протопопа Аввакума//Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Азарьин Симон. – см. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. I—II. М.—Л., 1940—1545. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. Т. I—II. СПб., 1861. Алексеев Иван. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II (есть отд. издание: Ивана Àлексесеева сочинения против мнимого свящества поповцев/Изд. Н. Субботин. М., 1890); ЛРЛД. Т. IV. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870. Андрей Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Поморские ответы. Изд. 1-е, М., 1884; изд. 2-е, М., 1911; изд. 3-е, М., 1911; изд. 4-е, Уральск, 1911. Аполлос [Алексеев], архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. [Аполлос (Алексеев), архим.] Н. А. А. [новоспасский архимандрит Аполлос] Никон//ЧОИДР. 1848. 5. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII—XVIII вв. М., 1890. Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. Т. I (есть отд. издание).

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

Игнатьево. Церковь Георгия Победоносца (новая). Карта и ближайшие объекты В середине XIX в. стараниями гжельских купцов по проекту архитектора Финисова возвели каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Закладка первого камня церкви состоялась 5 мая 1863 г. Возведение храма было вверено протоиерею Стефану Лебедеву и церковному старосте Федоту Рушнову. В строительстве, наряду со многими местными жертвователями, участвовала и царская семья. 16 декабря 1868 г. освятили южный придел великомученика Георгия, 26 ноября 1871 г. - северный придел великомученицы Параскевы, 10 июля 1877 г. - главный престол Святой Живоначальной Троицы. Однако название церкви осталось прежним. Храм отличается мощной кладкой из красного кирпича. Среди многочисленной утвари - образцы гжельского фарфорового искусства. Иконостасы позолоченные. После революции богослужения продолжались. В 1935 г. сняли колокола. Лишь однажды, в 1941 г., храм закрылся на один месяц. Среди святынь храма: частицы мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы Пятницы, святых апостолов Петра и Павла, частицы Гроба Господня, Животворящего Креста Господня. Георгиевская церковь в селе Игнатьево на Глинковском погосте была построена в 1863 году на средства прихожан. Это одна из пяти церквей Гжели – небольшого подмосковного региона, знаменитого своим глиняным промыслом. Успенская церковь в селе Гжель, Вознесенская в Речицах, Покровская в Карпово и Георгиевская церковь в Игнатьево были построены почти одновременно в 1859-1864 годы, а еще одна старообрядческая в Новохаритоново – в 1912 году. В селе Игнатьево в начале XIX столетия начиналось гжельское производство фарфора. История прихода описана в сохранившейся церковной летописи, которую вели священники Георгиевского храма вплоть до 1926 года. Архитектор и журналист С. Б. Мержанов отмечал особенную черту гжельской местности – ровного и открытого пространства, которое пересекают вертикали церковных колоколен и заводских труб фарфоровых предприятий. Георгиевский храм в Игнатьево, в отличие от 4 других упоминавшихся гжельских церквей стоит в отдалении от Егорьевского шоссе и отличается от них изящным шатровым пятиглавием и колокольней с «часомерьем».

http://sobory.ru/article/?object=07370

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евсигнеевич (28.02.1834, с. Матвеево Кологривского у. Костромской губ.- 7.01.1912, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), проф. МДА, историк Церкви. Род. в семье свящ. Е. Ф. Пескова, к-рый выбрал ему фамилию в память об известном земляке прот. Ф. А. Голубинском . В 1843-1848 гг. обучался в Солигаличском ДУ, в 1854 г. окончил Костромскую ДС и как лучший ученик был зачислен в МДА на казенный кошт, окончил академию в 1858 г. Церковную историю в МДА преподавал проф. А. В. Горский , оказавший большое влияние на Г. и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Г. написал соч. «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников» на основе большого числа исторических и археологических материалов. 10 февр. 1859 г. за это сочинение он получил степень магистра богословия (по распоряжению Святейшего Синода опубл. в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе» ). С 1858 г. Г. преподавал в Вифанской ДС риторику, позднее также историю раскола. Здесь же исполнял обязанности библиотекаря. С 12 янв. 1861 г. Г. работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви в звании бакалавра, с 28 сент. 1870 г.- экстраординарного профессора. Кроме того, преподавал нем. язык. В 1870 г. предложил создать музей при МДА. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Главные труды Г. посвятил истории Русской Церкви. Вслед за своими предшественниками Московским митр. Платоном (Левшиным) , Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) , Московским митр. Макарием (Булгаковым) , Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) развивал исторический подход в церковной науке, под влиянием Горского применял критический историко-сравнительный метод. Чтобы лучше понять исторические корни Русской Церкви, Г. в начале научной деятельности активно изучал историю развития Православия у слав.

http://pravenc.ru/text/165317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никита (Прибытков), еп. Белёвский. Фотография. 30-е гг. XX в. (Прибытков Николай Григорьевич; 6.12.1859 (по др. данным, 1857), с. Елбанское Бийского окр. Томской губ. (ныне Елбанка Усть-Пристанского р-на Алтайского края) - 3.01.1938, Тесницкий лес, Тульская обл.), сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых)), еп. Белёвский. Из семьи пономаря, впосл. священника. Окончил Барнаульское ДУ. С апр. 1880 г. служил псаломщиком в Казанской ц. в с. Валериановка Мариинского окр. Томской губ. В мае 1884 г. был рукоположен во диакона. В 1886 г. служил в Михаило-Архангельском храме с. Мартыновского Кузнецкого окр. Томской губ. В марте 1887 г. переведен диаконом к Одигитриевской ц. в Кузнецк, позднее служил псаломщиком в городском Преображенском соборе. 18 июля 1888 г. рукоположен во иерея и назначен священником к Христорождественской ц. с. Подгородного Кузнецкого окр. 1 сент. 1889 г. перемещен на священническую должность в Троицкую ц. с. Берёзовского того же окр. В 1893 г. назначен священником в с. Мартыновское, где ранее служил диаконом. 12 марта 1896 г. назначен настоятелем Никольской ц. в с. Жуланском Барнаульского окр. Томской губ. С 1896 г. состоял сотрудником попечительства о бедных духовного звания, был действительным членом Алтайского православного миссионерского об-ва (с 1899). Не ранее 1903 г. переведен в Кузнецк. В 1910 г. был назначен священником в бийский Тихвинский женский мон-рь. В 1912 г. овдовел. Был награжден набедренником (1898), скуфьей, камилавкой (1908), наперсным крестом (1913). В 1914 г. (по др. данным, в 1918) принял монашеский постриг с именем Никита. Продолжал служить священником в Тихвинском мон-ре. Не позднее 1920 г. был возведен в сан игумена, в 1921 г. Бийским и Алтайским архиеп. Иннокентием (Соколовым) - в сан архимандрита. Был одним из активных сподвижников архиеп. Иннокентия в борьбе с обновленчеством на Алтае. После ареста и высылки в 1923 г. Бийского архиерея возник вопрос о руководстве правосл. епархией на Алтае. Видимо, кандидатура Н. для избрания к архиерейскому служению получила одобрение архиеп. Иннокентия и представителей алтайских приходов. Н. прибыл в Москву, где 23 янв. 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон возглавил его хиротонию во епископа Кузнецкого. В конце того же года Н. был назначен епископом Рубцовским, управляющим Бийской и Алтайской епархией. В 1927 г. Н. удалось добиться от местных властей регистрации епархиального управления. С этого времени он стал именоваться епископом Бийским и Алтайским.

http://pravenc.ru/text/2565372.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010