Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/114902.html

Бергенгрюн (Bergengriin) Александер Карл (1859–1927), историк, автор книги о Великом посольстве в Лифляндии в 1697; Бережков Николай Георгиевич (1886–1956), историк, архивист, доктор исторических наук (1946). Сотрудник МАМЮ (1910–1919), ассистент Московского археологического ин-та (1918–1919), в 1920-е преподаватель ряда высших учебных заведений Москвы, Н. Новгорода и Рязани, сотрудник Музея революции СССР (1924–1934), сотрудник Ин-та истории АН СССР (1936–1951); Бернацкий Михаил Владимирович (1876–1943), экономист, финансист, педагог, публицист, политический и государственный деятель, доктор политической экономии и статистики. Преподаватель (с 1904), профессор Петербургских Политехнического и Технологического ин-тов, Тенишевскош уч-ща, гласный Петроградской городской думы, управляющий Мин-вом финансов (с июля 1917), министр финансов (25.09–25.10.1917). 25.10.1917 арестован, но вскоре освобожден. С мая 1918 входил в нелегальную антисоветскую организацию «Национальный центр», затем министр финансов в прав-вах А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. С 1920 в эмиграции, профессор русского отделения юридического ф-та Парижского ун-та, Русского коммерческого ин-та, Русского высшего технологического ин-та. Один из организаторов и член правления Русской академической группы в Париже (с 1943 председатель), руководитель Финансового к-та в Париже, основанного Земгором и Совещанием бывших послов; Бессер (Besser) Иоганн (1654–1729), церемониймейстер и тайный советник при дворе курфюрста Бранденбургского Фридриха III; Бетховен Людвиг ван (1770–1827), немецкий композитор, пианист и дирижер; Боборыкин Петр Дмитриевич (1836–1921), прозаик, драматург, литературный и театральный критик, почетный академик Петербургской АН (1900). В 1865 уехал в Париж, в Россию приезжал на короткое время; Бобринский Алексей Александрович (1852–1927), граф, общественный и политический деятель, археолог, иностранный член-корр. Шведской королевской академии литературы, истории и древностей. Петербургский уездный (1875–1878) и губернский (1876–1899) предводитель дворянства (до 1878 г.); председатель Совета объединенного дворянства (1906–1912). Действ. и почетный (1894) член, управляющий Русским отделением (1885–1894) Русского археологического об-ва, председатель Археологической комиссии (1886–1918), вице-президент АХ (1889–1890). Депутат 3-й Государственной думы, товарищ министра внутренних дел (март–июль 1916), министр земледелия (июль–ноябрь 1916), член Государственного совета (1912), сенатор (1896). После Октябрьской революции переехал в Киев, член «Совета государственного объединения России» на Украине (1918–1919). С 1919 в эмиграции во Франции;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЛЕЭ Делеэ [Делейе; Delehaye] Ипполит (19.08.1859, Антверпен - 1.04.1941, Брюссель), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов . Обучался в коллегии Нотр-Дам. 23 сент. 1876 г. принял монашество в ордене иезуитов; 20 февр. 1891 г. возведен в ранг старшего брата в иерархии ордена. После 1876 г. начал обучение естественным наукам в коллегии Сент-Барб в Генте, однако постепенно обратился к истории и агиографии. C 1886 г. сотрудничал с изд. «Analecta Bollandiana». В 1891 г. стал членом об-ва болландистов в Брюсселе. С 1912 г. до смерти Д.- глава об-ва болландистов. Д.- основатель школы критической агиографии и исследования текстов, касающихся христ. святых и мучеников, на работу к-рой опирается большинство совр. исследований в этой области. Метод Д. основан на применении опробованной библеистикой XIX в. археологической и документальной критики текстов. В исследованиях Д. отразилось модернистское течение в Римско-католической Церкви, из-за чего его книги подвергались критике со стороны Ватикана. В 1891-1895 гг. занимался составлением указателя по всем известным греч. агиографическим текстам - «Bibliotheca Hagiographica Graeca» (Brux., 1895; 19092; 19573 переработано Ф. Алькеном). В 1902 г. выпустил критическое издание Синаксаря К-польской Церкви (кон. X в.). Участвовал в издании «Acta Sanctorum Novembris». Был одним из основателей ж. «Analecta Bollandiana». Исследовательские работы Д. посвящены восточнохрист. святым и традициям их почитания (статьи о святых Кипра, Фракии и Мёзии). Особенным вниманием Д. пользовались мартирологи и традиции почитания мучеников как наиболее ранняя форма культа святых в христианстве. Обобщающие труды «Агиографические легенды» (1905), «Происхождение культа мучеников» (1912), «Sanctus: исследование культа святых в древности» (1927), «Шесть лекций об агиографическом методе» (1934), др. многочисленные работы Д. и его школы составляют основу совр. критической агиологии.

http://pravenc.ru/text/171638.html

До последнего дня сочинял ослепший Жюль Верн (1828 – 1905); после смерти увидели свет восемь его романов, и пусть строчки налезали одна на другую и издателям трудно было разбирать почерк, талант по-прежнему блистал, а идеи поражали оригинальностью. К. Гамсун (1859 – 1952) в 90 лет опубликовал новый роман «По заросшим тропам»; лауреат Нобелевской премии (1909) Сельма Лагерлеф (1858 – 1940), в весьма преклонном возрасте, на пороге смерти, заканчивала гениальную трилогию о Лёвеншельдах. Леонид Леонов (1899 – 1994) в 95 лет дописал наконец последний свой роман «Пирамида». Композитор К. Глюк (1714 – 1787) до самого конца сочинял музыку, смерть настигла его над кантатой подходящего к моменту содержания – «Страшный Суд». Стройным, жизнерадостным и красивым стариком выглядел Массне (1842 – 1912), последним его замыслом стала опера «Дон-Кихот», главным исполнителем он предполагал Ф. Шаляпина. Знаменитый тенор И.С. Козловский (1900 – 1992) в 80 лет прекрасно пел «Богородице, Дево, радуйся» на пушкинском празднике в Святогорском монастыре ; покинув сцену Большого театра, он продолжал почти до 90 концертировать, занимался с молодыми певцами, помогал с разработкой вокальных партий Б. А. Покровскому, тоже долгожителю (1912 – 2009), сохранявшему прекрасную творческую форму, в его новом Камерном театре. Георгий Несторович Сперанский (1872 – 1969), главный советский педиатр, спасший, кстати сказать, жизнь автора этих строк в девятимесячном возрасте, до глубокой старости сберег ясный ум и трудоспособность; кроме основных профессиональных обязанностей, по воскресеньям и в отпуске он приезжал на дачу, работал в саду, плел корзины, вытачивал на токарном станке ручки для инструментов и другие предметы из дерева. Что касается природного ума, словарного запаса, обширных знаний, умения рассуждать, то эти качества в старости кристаллизуются и становятся мудростью: богатство внутреннего мира в сочетании с жизненным опытом позволяет выносить взвешенные суждения по сложным и важным вопросам смысла собственного бытия, состояния других людей, а иногда и судеб человечества.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Волков Олег Васильевич (1900–1996), писатель 463 Волошин (наст. фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт 39, 174, 526 Волуйский Илья Мелитонович, знакомый Пришвина по Ельцу 61 Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975), писатель 10 Воронов Андрей Петрович (1864–1912), историк и этнограф Олонецкого края 93 Воронский Александр Константинович (1884–1937), партийный деятель, издатель, публицист 225–226, 235–236, 265, 374, 507 Выходцев Петр Созонтович (1923–1994), литературовед 153 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954), философ 77 Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1939), юрист, дипломат, ректор Московского университета 223, 369 Вэша-Куонэзин (наст. имя Джорж Стеэнсфельд Белани) (1888–1938), канадский писатель и естествоиспытатель 390 Гамсун (Педерсен) Кнут (1859–1952), норвежский писатель 43, 120, 309, 433 Гарибальди Джузеппе (1807–1882), народный герой Италии 13 Гельфанд М., рапповский критик 311—312 Герасимова Валерия Анатольевна (1903–1970), писательница 378 Гернеш, начальник культурно-воспитательной части Соловецкого лагеря 338, 340 Герцен Александр Иванович (1812–1870), писатель, общественный деятель 196, 203, 419 Герценштейн Михаил Яковлевич (1859–1906), политический деятель, депутат Государственной думы 12 Герценштейн Софья Яковлевна, сестра М. Я. Герценштейна, жена двоюродного брата М. М. Пришвина 12 Гершензон Михаил Осипович (1869–1925), историк литературы 97, 102, 104, 132, 180 Гёте Иоганн Вольфганг фон (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель 178, 334, 393, 453 Гибет Е., литературовед 514, 529 Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872), славяновед, собиратель и исследователь былин 97 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945), поэтесса, литературный критик, выступала под псевдонимом Антон Крайний 6, 11, 42, 77, 95, 104, 106–107, 109–116, 123, 126, 128, 155, 164, 168, 184, 215, 217, 250, 263, 311, 353, 379, 382, 407, 430–432, 456, 466, 475, 499, 501–502, 516, 520, 526, 529 Гиппиус Наталья Николаевна (Ната) (1880–1963), сестра З. Н. Гиппиус 431

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

См—ский Н., дважды посетил Сахалин в 1870-е и 1880-е гг., автор известных Чехову корреспонденций – 62, 310, 443, 528, 809, 814, 819, 870, 882, 892 «Современность», журнал (1880) – 78, 811, 863, 890 Созин Василий Яковлевич (р. 1859), ссыльнокаторжный, фельдшер в Александровском лазарете – 370, 702 Соколов Захар (р. 1847), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Соловьева Наталья (р. 1873), свобод. состояния в Малом Такоэ, в незак. браке с поселенцем Городинским О. М. – 264, 599 Соловьева Прасковья, каторжная в Малом Такоэ, в незак. браке с поселенцем Кудриным, мать Соловьевой Натальи – 264, 599 Сонька-Золотая Ручка (Софья Блювштейн), каторжная в Александровской тюрьме – 87, 89, 90, 333, 350, 728, 754, 784, 787, 817, 818, 879, 883 Софронка, тюремный надзиратель, гиляк – 179, 513 Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (1849–1912), шведский писатель – 178, 512, 783, 841, 842 Сугияма Дзиро (р. 1860), секретарь Кудзе, японского консула, работал на Сахалине с 1888 по 1894 год – 225, 558, 559, 756, 848, 857 Сугиура Харуэ (р. 1873), жена Судзуки – 227, 557, 848 Судзуки Еноскэ (Сузуки) (1859–1926), другой секретарь Кудзе, японского консула, работал на Сахалине с 1886 по 1902 год. Имеется письмо его к Чехову – 226, 227, 558–559, 755, 848, 854, 857 Сун-Лё-Ли, «молодой японец», попутчик Чехова на пароходе «Муравьев» – 181, 514, 753 Супруненко Петр Иванович, доктор медицины, завед. медицинской частью на Сахалине и завед. метеорологической станцией в Александровском, автор известного Чехову «Отчета…» – 106, 111, 250, 295, 297, 323, 335, 357, 364, 367, 368, 369, 370, 371, 440, 441, 656, 688, 690, 693, 695, 696, 699, 703, 816, 817, 823, 824, 859, 870, 885 Сурминский В. А., военный врач Тымовского округа в 1890 г. (в конце 1880-х – в Александровском) – 368, 817, 818, 880 Суслик Христофор, поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Суханевич Н., горный инженер – 137, 461, 821, 831 Сцепенский В. Я., военный врач, завед. Александровским лазаретом в 1890 г. – 114, 369, 370, 838 Сычов Андриан Кондратьевич (р. 1840), поселенец Рыковского – 278, 617

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

б. С 1918 – преподаватель литературы в угличской школе 2-й ступени (бывшая женская гимназия). Впоследствии преподавал в средних школах Москвы. Заслуженный учитель РСФСР. См.: Колосов П. И. Заслуженный учитель школы РСФСР Дмитрий Федорович Троицкий.//Русский язык в школе. 1958. 3. С. 80–84. 176 Троицкий Иван Гаврилович; (23 июля 1858 – 10 марта 1929). Окончил Пензенскую ДС (1882) и С.-Петербургскую ДА (1882), к. б. С 21 июля 1882 – преподаватель Священного Писания Курской ДС, с 30 сентября 1883 – приват-доцент С.-Петербургской ДА по кафедре еврейского языка, с 17 августа 1884 – и. д. доцента, с 16 июня 1886 – доцент, с 18 сентября 1891 – экстраординарный, с 16 января 1905 – ординарный, с 28 января 1910 – заслуженный ординарный профессор (с 21 июля 1912 – сверх штата), с 10 июля 1918 – и. о. проректора. 28 мая 1886 – магистр богословия («Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей»), 17 декабря 1904 – доктор богословия («Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений»). Участвовал в процессе М. Бейлиса – в качестве члена богословской экспертизы со стороны защиты, где отрицал ритуальные убийства среди евреев. В 1919 был советником правления 2-го Государственного университета, в 1919/22 – внештатный сотрудник («без особого вознаграждения») Государственного Института медицинских знаний, где и. о. заведующего библиотекой. 16 мая 1920 – 15 декабря 1928 – научный сотрудник, впоследствии библиотекарь, главный библиотекарь) Публичной библиотеки, с возложением заведования Отделением восточных языков. Писал отзыв на магистерскую диссертацию проф.-прот. Н. К. Чукова на Высших Богословских курсах. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры. См.: Вартанов Ю. Л. Троицкий И. Г.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 592–594. 66, 67, 72, 193, 194, 249, 356, 461 Троицкий Иван Егорович ; (18 апреля 1832 – 2 августа 1901) Окончил Олонецкую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1859), магистрант, с 14 ноября 1859 – преподаватель логики, психологии, патристики и латинского языка Олонецкой Духовной семинарии, с 21 июня 1861 – бакалавр Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре греческого языка, с 18 ноября 1863 – по кафедре новой общей церковной истории, был помощником инспектора, с 17 октября 1866 – экстраординарный профессор, с 27 апреля 1875 – доктор церковной истории, с 10 июня 1875 – ординарный профессор, с 1884 – ординарный профессор кафедры истории и разбора западных исповеданий, с 1899 – в отставке был редактором журнала «Христианское чтение» (1881–1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

63. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Издание 2-е. Части 1-я и 2-я. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. II+ 432+1 и 332 стр. (Творений св. отцов тома 26 и 27). (Отдельное приложение 1905 года). 64. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Издание 2-е. Части 3-я и 4-я. Сергиев Посад, 1906. 371 и 382+II стр. (Творений св. отцов тома 28 и 29). (Отдельное приложение 1906 года). 65. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Издание 2-е. Часть 5-я. Сергиев Посад, 1907. 326+II стр. (Творений св. отцов том 30). (Отдельное приложение 1907 года). —11— 66. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Часть 6-я. Москва, 1859 (1908). Новое издание обложки. 776+II+II (Отдельное приложение 1907 года). 67. Блаж. Феодорита, епископа Киррскаго, Творения. Часть 8-я. 2520 Письма, в русском переводе проф. Н.Н. Глубоковского . Выпуск 1-й: 1–150. Сергиев Посад, 1907. 233 стр. (Отдельное приложение 1907 года). 68. Блаж. Феодорита, епископа Киррского, Творения. Часть 8-я. 2521 Письма, в русском переводе проф. Н.Н. Глубоковского . Выпуск 2-й: 151–268. Сергиев Посад, 1908. XVI+ 233–521+титулы. (Отдельное приложение 1907 года). 69. Догматическое учение о таинстве евхаристии в творениях св. Афанасия Великого († 373 г). А. Кириллов. 1902, III, 12, 461–477. 70. Религиозный идеал св. Афанасия. И.В. Попов. I. Составные элементы религиозного идеала св. Афанасия. II. Онтологические предположения религиозного идеала св. Афанасия. 1903, III, 12, 690–716. III. Обожение первых людей. IV. Обожение человеческой природы в лице Искупителя. V. Обожение искупленных. 1904, I, 3, 448–483. VI. Религиозный идеал св. Афанасия и вопрос о природе Сына Божия. VII. Религиозный идеал св. Афанасия и монашество. 1904, II, 5, 91–123. 71. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского . И.В. Попов. I. Виды обоснования аскетизма. II. Цель подвижничества по учению преп. Макария. 1904, III, 11, 537–565; 1905, I, 1, 28–59. III. Подвижничество, как условие обожения. 1905, II, 6, 237–278.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через десять лет по кончине м. Платона непосредственные впечатления современников о нем были более полно записаны в форме цельной биографии – «жития» – Ив.М. Снегиревым, сделавшим это как по личному чувству «признательности и благоговения» к Платону, так и в виду выраженного августейшей ученицей Платона, его духовной дочерью, императрицей Марией Феодоровной желания читать его биографию. Вместе с тем труд Снегирева, трижды им исправлявшийся и дополненный (в 1837 и 1856, и 1891 гг.), был первой попыткой собрания и изучения, и отчасти издания материалов, относящихся к жизни и деятельности м. Платона 1636 . Дело, начатое Снегиревым, было продолжено, но все же до наших дней далеко не выполнено. —203— В 1849 году Погодин напечатал в «Москвитянине» «автобиографию» м. Платона, хранящуюся в Троице-Сергиевой Лавре, однако без конца. В 1856 году полностью ее издал Снегирев в приложении к 3 изданию своего «Жития» м. Платона. Более исправно и с примечаниями она быта переиздана прот. С.К. Смирновым в «Душеполезном Чтении» и отдельно. 1859 г. в книге Чаредъева «Биографии тверских иерархов» помещается биография м. Платона (стр. 128–135). В 1855 году прот. С.К. Смирнов, тогда еще бакалавр Московской Духовной Академии, издает исследование – «История Московской славяно-греко-латинской Академии», в котором целую треть (стр. 255–395) посвящает обозрению состояния Академии под непосредственным управлением м. Платона; а в 1867-м – «Историю Троицкой Лаврской Семинарии», где три четверти исследования (стр. 112–561) посвящены обозрению состояния семинарии под непосредственным руководством м. Платона. В 1870 году Н. Розанов выпускает обширную (I–XIII; 1–281 и примеч. стр. 1–188) первую книгу третьей части своей «Истории Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода», всю посвященную состоянию Московской (а также Калужской) епархии под управлением м. Платона. В том же году прот. С.К. Смирнов издает «Письма м. Платона к преосвященным Амвросию и Августину». В 1875 году П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Читая лекции; студентам, Е. Е. деятельно занимался обработкою своих исторических изысканий для печати. Первым его научным трудом (если не считать магистерскую диссертацию «Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви против еретиков и раскольников», напечатанную в Прибавлениях к Творениям Св. Отцов за 1859 год), было исследование о славянских первоучителях под заглавием «Константин и Мефодий апостолы Славян». Труд этот Е. Е. был представлен в Академии Наук на премию и в 1868 году удостоен полной Уваровской премии. К истинному сожалению друзей науки, исследование Е. Е. о славянских первоучителях, несмотря на выдающиеся достоинства оного, не было напечатано 2 . Вторым ученым трудом Е. Е. было сочинение под заглавием «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» (напеч. в Москве в 1871 году) 3 . Кроме того, напечатаны —3— были Е. Е. две статьи: «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя Турками до настоящего столетия» (Прав. Обозр. 1872. т. 1 и 2) и «История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах» (чит. на втором археологическом съезде в С.-Петербурге и напеч. в Прав. Обозр. 1872. т. 2). В конце мая 1872 года Е. Е. отправился в ученое путешествие в Грецию и славянские православные земли «для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической церковной жизни православных народов». Путешествие это продолжалось полтора года. Как видно из отчета о путешествии, который представлен был им в начале 1874 года в Совет Академии, Е. Е. провел около четырех месяцев в Вене, считая и поездку в Галицию, затем около четырех месяцев в Белграде, считая и поездку по сербскому княжеству, затем полгода в Константинополе, из которого совершил на Пасху 1873 года поездку в Иерусалим, после чего посетил Афон, Афины, Рим и некоторые другие итальянские города с их многочисленными и разнообразными памятниками церковной древности. Во всех городах, или местностях, в которых был, он наблюдал и сам лично церковную жизнь православных народов и расспрашивал о ней других, заслуживающих доверия, лиц, занимался в библиотеках, читал рукописи и наиболее редкие печатные издания, изучал памятники церковной археологии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010