197 МГК. 1912. 15 января. 12. С. 2. Подпись: В. Свенцицкий . НЗ. 1912. 3/4. Январь. С. 16–18. Подпись: В. Свенцицкий . НЗ. 1911. 18. С. 4–5. Подпись: Н. Раевский. Объединены две статьи с одинаковым заглавием и заметка «Секта ли «Голгофское христианство»?», предварявшаяся цитатой из газет: «Администрации предложено принять меры к воспрепятствованию деятельности вновь возникшей в средине 1910 года религиозной секты под названием «голгофские христиане». Новая секта отвергает повиновение какой бы то ни было власти и отрицает всякую собственность. Разрушение настоящего государственного строя почитает долгом христианской совести. Секта отрицает понятия отечество и национальность. Она же решительно восстаёт против смертной казни и требует бойкотировать всех, не только имеющих какое-либо касательство к произнесению и исполнению приговора, но и присутствующего при казни врача. «Голгофские христиане» вербуют себе приверженцев среди баптистов. Кроме Петрограда, общины «голгофских христиан», по официальным данным, имеются в Москве, Богородске, Симбирске и многих городах Поволжья». 198 Скворцов Василий Михайлович (1859–1932) – тайный советник, православный миссионер, ред. газеты «Колокол», черносотенец (до 1915). Айвазов Иван Георгиевич (1872–1964) – православный миссионер, публицист; изучал русское сектантство. «Если этим людям дадут власть (я определённо говорю это об о. Восторгове, о гг. Скворцове, Айвазове), образуется чистейшей воды чиновно-бюрократическое учреждение... Все миссионеры нескворцовского типа воссылают теперь прилежное моление к Богу, да не соорудится в нашей церковной жизни дело, нужное лишь «генералам» от миссии» (Боголюбов Д. Новогодние пожелания нашей миссии//Приходский священник. 1911. 2. С. 7). 199 " Первое, чего надобно пожелать нашей миссии, – это смягчение сердца у озлобленных представителей её. Зачем думать, что кто несогласно с нами мыслит даже в вещах второстепенных – предатель церкви, изменник и т. д.?» (Там же. С. 6). 200 Свенцицкий не побоялся привести текст полностью; ввиду явной лживости здесь он отнесён в примечания: «Лет пять тому назад в «Московск. вед.» уважаемый свящ. Н. Никольский в статье «Свенцицканство» предостерегал русское общество от «пророческой» деятельности В. Свенцицкого . Называя его «Симоном Волхвом», с поразительной чуткостью о. Никольский предсказывал, что этот худой, аскетического вида юноша-студент, привлекавший на свои публичные рефераты массу молодёжи, вырастает в социального лжеучителя. События скоро подтвердили эти слова. В Москве разыгрался грандиозный скандал на почве «романической»; кто-то стрелял в В. Свенцицкого , стали ходить слухи, что квартира его с утра до вечера полна курсистками, «ищущими

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

И потому «ангел научает ведению истинной молитвы» 336 . С самых давних времен почитание ангелов способствовало созданию церквей и святилищ; праздники, связанные с ангелами, часто возвращались в календари всех Церквей под различными наименованиями 337 . 236 Прежде чем предложить свои определения молитвы, средневековые богословы собирали те, которые были оставлены Отцами; сравни, например, Tommaso d’Aquino, Summa theol. 2-II, 83б,1; Suarez, Орега tract. IV, 1. Paris, 1859, р. 4 и сл.; А. Vermeersch, Quaesmiones de viritutibus religionis et pietatis. Bruges, 1912, р. 57; ср.: А. Fonck, цит. статья, col. 169 и сл. 243 De fide orthodoxa, 3, 24//РG 94, 108 с; Tommaso d’Aquino, Summa theol. 83, 1с; Exposimio D. ad Colossenses 1, 3; ср.: É. Bermaud, Élévations spirituelles//DS IV, 1 (1960), col. 553–558; Р. Роиггат, Соlloque//DS II, 1 (1953), col. 1123–1130. 247 I. Hausherr, Jean le Solimaire (pseudo-Jean de sur l’âme ет les des hоттеs//ОСА 120. Roma, 1939, р. 7 и сл., 37 и сл. 252 Пс. 25:2; 55:24, етс.; Р. Fermant, Pères ет Рèrе//VTB, col. 962–971; М. Witold, de Dieu. Étude biblique//DS XII, 1 (1984) col. 413–429. 255 Сокровище духовное, от мира собираемое, 3. Отец и дети//Творения, I. СПб., 1912 (переизд.: 1970, Gregg International Publishers Limited Westmead, England), с. 66–67. 258 К. Rahner, Муstère//Н. Fries, de la I–IV. Paris, 1965–1967. Т. III, р. 163. 261 Dialogo 86//РС 6, 681; Origène, De ог. 10, 2//GСS 2, р. 320, 2022; ср.: А. Наттап, La II. Tournai, 1963, р. 112. 270 Ориген, О молитве. СПб., 1897, с. 11–12; М. De Goedt, Inmerzession des Geister chrismlichen Gebem (Röm 8:26–27)//Соncilium 8 (1972), р. 654–660. 280 Basilio, Тгаст. de Sp. S. 18//РG 32, 153b; SC 17 bis (1968), р. 468; Amhanasio, lemmera а 26, 573с – 576а; Gregorio Nazianzo, Ог. 31, 3//РG 36, 136 вс. 281 Итальянский перевод Божественной литургии армянского обряда см. в сборнике: Liturgie dell’Oriente cristiano a Roma nell’anno mariano 1987–1988, под редакцией Uffcio delle Celebrazioni Liturgiche del Sommo Pontefice. del 1990, р. 56. 288 L. Regnault, La prière conminuelle «monologismos» dans la littérature apophtegmatique//Irénikon 47 (1974), р. 467–493. 290 V. Losskij, La della Chiesa Bologna, 1985, р. 238. Ср.: Manuale, р. 43 и сл. 295 С. Von Schoenborn, L’icône du Christ. Fondements théologiques élaborés entre le I et II Concile de Nicée (325–787)//Раradosis 24. Fribourg, 1976. 296 Ch. Kannengiesser, La contemplation de l’humanité du Christ//DS VII, 2 (1969), col. 1043–1049. 297 Clemenme d’Alessandria, Pedagogo I, 7, 57, 2//РG 8, 320а; GCS 1, р. 124; Stromates V, 6, 34, 1//РG 9, 57b; GCS 2, р. 348. 300 Origene, Соттепт. sul san Маттео XIV, 17; пер. Н. Ursз von Balmhasar, Parole et mysmère chez Origène. Paris, 1957, р. 52; Соттепт. sul Canmico 1//PG 13, 95а; GCS 8, р. 103, 27. 301 Н. Сн. Риесн, Ип livre récent sur la mystique d’Origène//Revue d’histoire ет de philosophie religieuses 6 (1933), р. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Т. 2: Якоби в его отношениях к «просвещению» XVIII в. и к критической философии», «История восточного вопроса и его культурно-историческое значение (до падения Константинополя)» (доведено до конца Флорентийской унии), «Очерки современного католицизма (Политический католицизм во Франции, католицизм в Австрии, «социальный» католицизм в Италии, современные взгляды на папскую власть)», «Религия человекобожества по Фейербаху и Конту», «Чтения об Игнатии-Богоносце и его посланиях», «Очерки древнехристианской нравственности в противопоставлении с еврейскою и языческою по некоторым памятникам ранней христианской письменности», «По мертвым городам и музеям Римской Африки», «Значение Лессинга в истории перехода от рационализма XVIII в. к историческому критицизму», в т. ч. этюды: «Влияние открытия Нового Света на нравственные и религиозные убеждения общества Возрождения», «Развитие чувства природы в период Возрождения», «Историческая и политическая народная поэзия времен Возрождения», «Душевная драма Микель-Анджело», «Власть звука: Мысли о воспитательно-образовательных задачах музыки». Этот перечень рукописей К. не мог не удивить свящ. П. Флоренского, к-рый в следующем письме настоятельно просил К. как можно скорее издать их и обещал ему свое содействие. В кон. 1912 г. в материалах «Из академической жизни», опубликованных в «Богословском вестнике», сообщалось об утверждении Синодом в звании почетных членов МДА еп. Никона (Рождественского; 1851-1919), еп. Алексия (Дородницына; 1859-1919), Самарина, Новосёлова и К., о к-ром было сказано, что «его заслуги заключаются в научной разработке существеннейших вопросов христианской религии и выяснении исторических путей и судеб религии» (БВ. 1912. Т. 4. 12. С. 867). Апологетика: христианство и буддизм В перечне рукописей К. не было никаких следов его занятий буддизмом, которому он уделял много времени. Не имея предварительной специальной подготовки, К. познакомился с важнейшими источниками и огромной исследовательской лит-рой по буддизму на англ., франц.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Благодарность С. М. Лукьянова не осталась лишь данью простой любезности. Уже вскоре Издательская комиссия с разрешения Св. Синода признала возможным принять ряд мер, направленных к дальнейшему удешевлению ее изданий. Предполагалось с 1910 г. вместо ранее установленных 30% делать уступку с объявленной цены самых необходимых учебных пособий в 35%; максимально понизить продажную цену при повторных изданиях: а) на те издания, за которые не уплачивался авторский гонорар б) на те учебники, за которые хотя авторский гонорар и выплачивался, но повторность изданий облегчала все заготовительные расходы в) на книги церковнославянской печати (Евангелие и т. п.) г) на книги, значительное увеличение спроса на которые позволяло печатать их единовременно огромным тиражом. 363 В те же годы Училищный совет выслал в епархии собственных изданий на сумму 901 431 рубль 84 копейки (соответственно, на 404 579 р. 71 коп. в 1908 г. и на 496 852 р. 13 коп. в 1909 г.) Всего же тогда было израсходовано 1859 058 р. 95 коп. (909 042 р. 54 коп. в 1908 г. и 950 016 р. 41 коп. в 1909 г.), включая в эту сумму затраты на покупку книг частных изданий, наглядных пособий, письменных принадлежностей, и выделение редакции «Народного образования» 3 527 р. 74 коп. 364 Отдельно нужно сказать, что именно тогда, в 1908 г., в С.-Петербургской Синодальной типографии впервые отпечатали своеобразную «народную Библию» – компактное издание всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на русском языке «в небольшом формате и за небольшую цену» (1 рубль). 365 В следующем, 1910 г. Издательская комиссия отпустила книг и пособий общим тиражом 3 733 767 экземпляров на сумму 991 634 р. 95 коп. Стремясь как только возможно понизить цены, Комиссия продавала свои издания с уступкой 30% от номинальной цены (а некоторые учебники даже 35%). С книг, изданных частными издательствами, делалась уступка в 10% от номинальной стоимости. 366 В 1911–1912 гг. Издательская комиссия вновь могла констатировать, что ее деятельность была вполне успешна. Начали обслуживать читателей 1 500 новых библиотек, в состав каждой из которых вошло в среднем по 393 книги. Всего же книг и пособий в 1911г. отпустили на сумму в 746 447 р., а в 1912 г. – на 812 874 р. Уступки с номинальных цен повторились. Тогда же, наконец, Московская Синодальная типография закончила капитальный труд до изданию Четий-Миней на русском языке. 367

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проходил должность законоучителя в Николаевской школе Моск. Благотворит. Общества безмездно с 21 апр. по 9 ноября 1840 г. Определен членом Моск. дух. консистории 26 июля 1840 года; благочинным церквей Сретенского сорока г. Москвы 17 янв. 1842 г. Возведен в сан протоиерея 19 июля 1842 г. Утвержден в звании действительного члена конференции Моск. дух. академии 11 ноября 1844 года. Святейшим Синодом назначен быть протопресвитером Московского Большого Успенского собора в мае 1856 года. По представлению Святейшего Синода именным Его Императорского Величества указом Всемилостивейше повелено ему быть членом Московской Святейшего Синода конторы 22 мая 1856 г. Соответственно достоинству его и месту, им занимаемому, дано ему благословение употреблять в священнослужении палицу 10 июня 1856 г. Возложен на него бронзовый крест на Владимирской ленте, учрежденный в память войны 1853–1856 годов, 26 авг. 1856 г. Был членом комитета для поверки отчетности в штатной сумме по Ставропигиальным монастырям, в 1857–1865 годах. По указу Святейшего Синода был назначен цензором духовных журналов: «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» 9 дек. 1859 г. От сей должности по прошению уволен 21 дек. 1865 г. За ревностное прохождение возложенных на него должностей был награжден: скуфьей 15 янв. 1833 г., камилавкой 27 апр. 1840 г., наперстным крестом, от Свят. Синода выдаваемым, 13 апр. 1846 г. Орденом св. Анны 2 ст. 7 июня 1850 г. Императорской короной на знак сего ордена 26 авг. 1856 г. Митрой 17 апр. 1857 г. Орденом св. Равноапостольного князя Владимира 3 ст. 22 апр. 1861 г. Сопричислен к ордену св. Анны 1 степ. 12 апр. 1870 г. По случаю пятидесятилетия со времени поступления его на службу —542— в Моск. дух. Академии, Советом оной избран в почетные члены 10 окт. 1874 г. и Всемилостивейше награжден золотым наперстным крестом с драгоценными украшениями из кабинета Его Величества 13 окт. 1874 года. Протопресвитер Д.П. Невский скончался в половине. 1879 г., прослужив в Успенском соборе 23 г. Прот. Влад. Марков

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1877–1878 гг. участвовал в русско-турецкой войне. С 1878 г. генерал-лейтенант. С 1884 г. начальник 1-й гвардейской пехотной дивизии, с 1888 г. командир 1-го армейского корпуса. С 1892 г. генерал от инфантерии. С 1896 г. член Военного совета, помощник командующего войсками Московского военного округа. С 1898 г. генерал-адъютант. См. о нем: Военная энциклопедия: В 16 т. СПб., 1912. Т. 8. С. 599. Малахов Николай Николаевич (06.05.1827–1908) – генерал от инфантерии. С 1846 г. прапорщик лейб-гвардии Егерского полка. С 1863 г. полковник, командир роты гвардейских подпрапорщиков. С 1864 г. начальник формировавшегося тогда Виленского пехотного юнкерского училища. С 1871 г. генерал-майор, помощник начальника14-ой пехотной дивизии. С 1874 г. командир 1-ой бригады 26-й пехотной дивизии, с которой участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. С 1879 г. командующий 26-й пехотной дивизией. С 1881 г. генерал-лейтенант. С 1888 г. начальник 1-ой пехотной дивизии. С 1889 г. командир Гренадерского корпуса. С 1895 г. генерал от инфантерии. С 1903 г. помощник командующего войсками Московского военного округа; с 1905 г. командующий войсками этого округа. С 1906 г. в распоряжении военного министра. Подробнее о нем см.: Военная энциклопедия: В 16 т. Пг., 1914. Т. 15. С. 136.) 432 (Обер-церемониймейстер... Долгорукий – Обер-церемониймейстер – придворный чин III класса по Табели о рангах. В статской службе соответствовал чину тайного советника, в армии – генерал-лейтенанту, во флоте – вице-адмиралу. Долгорукий Александр Сергеевич (29.10.1841–07.06.1912) – князь, член Государственного совета, обер-гофмаршал. Окончил Пажеской корпус. С 1858 г. на службе в отделении Собственной Е. И. В. канцелярии. С 1859 г. в МИДе. С 1860 г. в Императорской миссии в Берлине; с 1861 г. камер-юнкер. С 1862 г. в российском посольстве в Париже; в 1863 г. причислен к канцелярии МИД. С 1883 г. церемониймейстер Высочайшего двора, а вскоре – и. д. обер-церемониймейстера, с производством в действительные тайные советники.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

74 . Möller W. Montanismus//Real-Encyclopädie von Herzog. 2 Auf-lage. Bd. IX. 1858. 75 . Montet E. Le légende d " Irénée et l’introduction du Christianisme à Lyon. Genéve, 1880. 76 . Neander Aug. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Bd. I-II (4 Auflage). Gotha, 1863–1864. 77 . Neumann K. J. Der römische Staat und die allgemeine Kirche bis auf Diocletian. Bd. I. Leipzig, 1890. 78 . Николаев Ю. В поисках за Божеством. Очерки из истории гностицизма. СПб., 1913. 79 . Никольский А. И. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом//Христианское Чтение. 1880. Т. I; 1881. Т. I. 80 . ОксиюкМ. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского . Киев, 1914. 81 . Patrum apostolicorum opera. Recensuerunt О. Gebhardt, A. Harnack, Th. Zahn. Editio minor. 1877. Lipsiae. 82 . Pfaffius Chr. M. S. Irenaei episcopi Lugdunensis fragmenta anec-dota. 1715. 83 . Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. I. СПб., 1859. 84 . Писарев Л. И. , проф. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. I. Казань, 1915. 85 . Pitra I. В. Analecta sacra Spicilegio Solesmensi parata. Paris, 1876–1891. Т. II, IV. 86 . Покровский А. И., проф. Соборы древней Церкви. Сергиев Посад, 1915. 87 . Поснов М. Э. , проф. Происхождение гностицизма и развитие его//Труды Киевской Духовной академии. 1912. Ноябрь. 88 . Его же. Гностицизм и борьба Церкви с ним во II в.//Там же. 1912. Декабрь. 89 . Его же. Гностицизм II в.//Там же. 1913. Сентябрь, и другие статьи о гностицизме в том же журнале за 1914–1916 гг.1 8 90 . Преображенский П., прот. Сочинения св. Иринея, епископа Лионского (в русском переводе). Изд. 2-е. СПб., 1900; с его же предисловием «О св. Иринее Лионском и его сочинениях». 91 . Preuschen Er. Passah altkirchlicher und Paschastreitigkeiten//Real-Encyclopädie v. Herzog-Hauck. 3 Auflage. Bd. XIV. 92 . Rettberg Fr. W., dr. Paschastreit der alten Kirche//Zeitschrift für historische Theologie. 1832. Bd. II. Stuck 2. 93 . Ropes C. J. Irenäus of Lyon//The Bibliotheca Sacra. 1877. April.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

38 «Титаник» — океанский лайнер; затонул, натолкнувшись на айсберг в Атлантическом океане, в апреле 1912 г. Ангкор–Ват — вишнуистский храм в городе Ангкор — столице кхмерской империи XII в.; расположен на современной территории Кампучии. 39 «V-I» — немецкая реактивная управляемая ракета Фау-1 дальнего действия, прообраз современных баллистических ракет, впервые применена в июне 1944 г. при бомбардировках Лондона. Блерио, Луи (1872–1936) — французский инженер, конструктор аэропланов, летчик, в 1909 г. совершил первый в истории перелет через Ла–Манш. Рейврет, Гвендолин (1885–1957) — приятельница Грина, общественная деятельница, университетский преподаватель. 40 Генерал Сматс, Иэн Кристиан (1865–1937) — английский военный и государственный деятель, занимавший важные посты в колониальном правительстве Южной Африки, автор философских эссе. Шрайнер, Оливия Кронрайт (1859–1920) — сестра Уильяма Шрайнера, премьер–министра Капской колонии в Южной Африке, автор многих новелл и очерков о быте и социально–политической жизни Южной Африки. Прерафаэлиты — группа английских писателей (Д. Г. Россетти, К. Россетти, Ч. А. Суинберн и др.) и живописцев (У. Моррис, Э. Берн–Джонс и др.) середины XIX в., поставивших своей целью возродить «наивную искренность» ощущений и эмоций, характерную для искусства раннего Возрождения, «до Рафаэля», выступали с романтической критикой современного им буржуазного общества. «Либертиз» — крупный универсальный магазин товаров для женщин в Лондоне. Кингсли, Чарлз (1819–1875) — английский священник, прозаик, поэт, публицист, автор исторических романов, религиозных проповедей, моралистических сочинений для детей. В 1877 г. его вдова выпустила двухтомник «Чарлз Кингсли: его письма и воспоминания о его жизни». Это издание, очевидно, и имеет в виду Грин. 42 «Дракула» (1897) — знаменитый роман о вампире ирландского прозаика Брэма Стокера (1847–1912), выдержанный в традициях предромантической «готической» прозы. Прототипом заглавного героя послужил валахский князь Влад II (1431–1476) по прозвищу Дракл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Отрывки из 2-х писем от 11 авг. и 16 дек. 1864 г. к игум. Антонию (Бочкову). 416. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова)//Рус. инок. — 1912. — С. 17–20. Отрывки из 4-х писем от 1 февр. 1844 г.; 17 февр. 1865 г.; 31 марта 1866 г.; 30 марта 1867 г., без указания адресатов. 417. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова)/Сообщ. М. А. Новоселов//Голос церкви. — 1912. — С. 72–79; С. 62–66. 12 писем (1844–1867 гг.) без указания адресатов, в т. ч. 6 писем к мон. Вирсавии. 418. Изречения епископа Игнатия (Брянчанинова), извлеченные из писем его к монахам/Публ. иеромон. Игнатия Садковского//Богосл. вестн. — 1913. — Απρ. — С. 703–723. Отд. отт.: Сергиев Посад, 1913. 419. Иноческие письма (епископа Игнатия Брянчанинова)/Сообщ. Игнатий (Садковский)//Рус. инок. — 1913. — С. 977–981; С. 1041–1046; С. 1107–1111; С. 1178–1192; С. 1293–1296; С. 1355–1359; С. 1420–1425; С. 1483–1486; 1914. — С. 10–17; С. 76–78; С. 137–139; С. 201–203; С. 270–274; С. 331–333; С. 464–466; С. 526–529; С. 984–989; С. 1045–1050; С. 1240–1247; 1915. — С. 40–44; С. 63–67; С. 121–124; С. 184–189; С. 251–255; С. 379–382; С. 448–450; С. 527–530; С. 573–585; С. 637–644; — С. 787–797; С. 906–920; С. 968–973; С. 1031–1032; С. 1097–1103. 92 письма, в основном, без указания дат и адресатов, ряд писем к мон. Досифее (1848–1851 гг.). 420. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам/Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский)//Богосл. вестн. — 1913. — Июнь. — С. 195–226; Июль/Авг. — С. 488–519; Сент. — С. 1–32; Οκτ. — С. 221–249; Нояб. — С. 437–475. 92 письма (1842–1864 гг.), в т. ч. 6 писем к мон. Александре (Васильевой А. В.). 421. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам/Публ. М. А. Новоселова//Богосл. вестн. — 1914. — Янв. — С. 5–12; Февр. — С. 238–253; Март. — С. 429–449; Апр. — С. 633–649. — Содерж.: Письма: Отцу А. С. Брянчанинову от 4 нояб. 1835 г.; Сестре Марии писем] от 27 апр. 1840 г. — 2 мая 1850 г.; 1 письмо к брату Николаю Петровичу от 27 апр. б. г.; 58 писем иеромон. Варфоломею (от 12 июня 1829 — 23 апр. 1862 г.) — первые два письма подписаны: послушник Дмитрий Брянчанинов, Михаил Чихачев). 1 письмо к NN от 3 февр. 1859 г.: (Отр.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

На рисунках, которыми снабжена книга Лоуэля, каналы поражают своей изумительной прямолинейностью. После Макарта Гастонъ Фреръ дал статью „о наблюдениях над Марсом во время противостояния в 1909 году“ (Novembre, 1910) и наконецъ Киньонъ – „о некоторых наблюдениях над Марсом в 1911 году (Septembre, 1912). Bet) эти наблюдения неблагоприятны для теории каналов. Но решительным противником взглядов Лоуэля выступает в журнале Антопиади – астроном астрофизической обсерватории в Медоне близь Парижа. В статье L’ Aspect physique ile la plane te Mars – физические виды планет Марс – он развил свои воззрения. Антониади в некоторой мере отнимает у Скиапарелли приматство в деле употребления термина „канал“ и в открытии каналов на Марсе. Термин „канал“ был употреблен Секки еще в 1859 году, и на изображениях планеты Марс (у Терби, у Фламарриона) до 1877 года отмечались черточки, которые теперь носят имя каналов открытых Скиапарелли. Скиапарелли начал свой труд о Марсе в 1877 году и окончил в 1890. Каналы, по Скиапарелли, представлял» собою сеть, покрывающую всю планету. Своими концами они входят или в озеро или в другой канал или в пункт пересечения каналов. Перротен и Лоуэл подтвердили эти наблюдения. Но Греен, Нобль, Трувело и многие другие видят здесь лишь широкие рассеянные тени. «Деннинг, Бюртон, Терби, Сганлей, Вильямс, Лоз, Нистен, Кеелер и я – сам (Антониади) констатировали громадное различие в виде каналов... Что касается до меня, то ощущения тонких лиш всегда были мимолетными». В 1886 году один из величайших наблюдателей всех времен, Деинииг из Бристоля основательно заметил, что рисунки Скиапарелли сообщали копалам характер слишком определенный, слишком большую правильность и однообразие тонов, которые не подтверждаются наблюдениями. Сам Деннинг описывал тогда каналы, как линейные тени очень слабые, с явными градациями тона я с неправильностями, производящими в разных местах разрывы и сгущения. И теперь ничего нельзя сказать лучше,. потому что самые сильные инструменты нашего времени буквально подтвердили заключения английского астронома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010