Позиция Фрейда и ее критика Дальнейшие возражения Фрейду Потребность в Боге Введение: важность вопроса Кому из нас в споре с неверующим не доводилось слышать следующее: «Что ж, Вы верите в Бога. А я в вашего Бога не верю. Разве не знаете, что Ваша вера в Бога ни что иное, как принятие желаемого за действительное, психологический костыль? Люди, видимо, психологически нуждаются в образе огромного отца для того, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, так что они просто проектируют эту свою потребность на реальность и называют это «Богом», хотя, на самом деле, ничего подобного не существует». Это очень распространенный псевдоаргумент. Эта идея зародилась в сознании Зигмунда Фрейда (1856– 1939). 87 Фрейд считал, что потребность человека в Боге и/или религии объясняется чисто психологически. Она возникает из иллюзорного желания иметь Отца-Защитника. Фрейд не был ни единственным, ни первым, кому в голову пришла подобная мысль. Фактически, на Фрейда огромное влияние оказала концепция Людвига Фейербаха (1804–1872) о проекции и его теория человека. В своей работе «Сущность христианства» (Essence of Christianity), опубликованной в Лондоне в 1881г. (но первоначально опубликованной в Германии под названием Das Wesen des Christentums в 1841 г), Фейербах придерживается позиции, что религия является лишь воображаемой проекцией человеческих потребностей и надежд. «Человек по своему простодушию предполагает, что он имеет непосредственный контакт со сверхчеловеческой Реальностью, но он всего лишь разговаривает с самим собой. То, что человек почитает за богов, является ничем иным как Wunschwesen, «воплощением желаний», принятием желаемого за действительное. Боги – это воплощенные желания. Это является прекрасным примером тому, что идеи очень живучи и переживают людей, явившихся их создателями. «Человек с улицы», вероятно, никогда и не слышавший о Фрейде, наверняка окажется под большим влиянием такой концепции, независимо от того, знаком он с ней или нет. Довольно часто, широко используемые, подобные идеи становятся чем-то типа стандартного способа уклонения от важности вопроса (в данном случае доказательства существования Бога), и провозглашения некоего «очевидного факта». Эти «прописные истины» чаще всего представляются в виде того, чем они и являются, – не столько как аргументы, сколько как фактические выводы: «Глупец, ты не понимаешь, что из-за «X» твоя позиция неверна, бессмысленна и т.п.».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

6 Гедонист – человек, в своем поведении руководствующийся принципом получения удовольствия, наслаждений (прим. ред.) 7 Устанавливая этот психический характер любезности, мы, конеч­но, лишь условно отвлекаемся от того, что любезность, так же как и, на­пример, мораль, право, может пониматься и рассматриваться независимо от этого и наряду с этим как норма или совокупность норм. О сущности и пределах этого рассмотрения здесь говорить не место. 8 Монада (греч. монадос – единица, единое, простое, неделимое) – понятие, обозначающее в различных философских системах основопо­лагающие элементы бытия. В европейской философии оно используется и развивается, начиная с античности. Наиболее тщательно и подробно его разрабатывал немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейб­ниц (1646–1716), создавший специальное учение о монадах – бесте­лесных психических субстанциях, являющихся первоосновой всего в мире. Подробнее см.: Лейбниц Г. В. Монадология//Соч.: В 4 т. Т. 1.– AV, 1982. (прим. ред.) 9 Под уровнем общения я разумею не большую или меньшую «высо­ту» общения, но совокупность тех интересов, желаний, индивидуальных особенностей и т. д., которые присущи обеим или всем общающимся сторонам, каждой в отдельности и порознь, и которые поэтому соеди­няют людей как бы на некоторой общей почве. Уровень может быть крайне беден, вплоть до одного свойства «человечности» («ты – человек и я – человек, и больше ничего»), и наоборот, бесконечно богат и сложен. 13 Аргус – в греческой мифологии одноглазый великан, стерегущий по приказу богини Геры возлюбленную Зевса – Ио. В перен. смысле – бдительный страж. (прим. ред.) 14 Такой глубокий и тонкий психолог, как Зигмунд Фрейд, построил на признании этого свое учение об «Ueberdeterminirtheit des psychischen Geschehens» (прим. авт.); Ueberdeterminirtheit des psychischen Geschehens (нем.) – сверхдетерминация психических ощущений. Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психиатр, основопо­ложник психоанализа – метода исследования бессознательных психиче­ских процессов, автор учения о бессознательном. Идеи, положенные им в основу этого учения, оказали сильное влияние на развитие западной философии, социологии, психологии, литературы, искусства. И. А. Ильин знал Фрейда лично, был хорошо знаком с его работами и по достоинству оценивал высказанные в них плодотворные мысли. (прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-ly...

У Н.  А. Некрасова в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856): Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Ср. в дневнике Н. Г. Чернышевского (от 10 декабря 1848 г.): «... жаль, очень жаль мне было бы расстаться с Иисусом Христом, который так благ, так мил душе своею личностью, благой и любящей человечество, и так вливает в душу мир, когда подумаешь о нем» (Чернышевский 1939, 1, с. 193). У И. Г. Прыжова в книге «Нищие на святой Руси» (1862): «... личность славянского певца окружена была тем же самым мифическим светом, как и у скандинавов» (Прыжов, с. 124). У Тургенева в «Переписке» (1855): «У нас, русских, нет другой жизненной задачи, как опять-таки разработка нашей личности, и вот мы, едва возмужалые дети, уже принимаемся разрабатывать ее, эту нашу несчастную личность». У Достоевского в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (гл. 6): «... в братстве, в настоящем братстве, не отдельная личность, не Я, должна хлопотать о праве своей равноценности и равновесности со всем остальным, а все-то это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности, к этому отдельному Я и само, без его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе, то есть всему остальному, что есть на свете» (Достоевский 1956, 4, с. 106). Ср. здесь же: «... не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, которая теперь определилась на Западе» (там же, с. 106). У Тургенева в статье «По поводу ”Отцов и детей“» (1868–1869): «Лишь одни избранники в состоянии передать потомству не только содержание, но и форму своих мыслей и воззрений, свою личность, до которой массе, вообще говоря, нет никакого дела. Обыкновенные индивидуумы осуждены на исчезновение в целом, на поглощение его потоком» (Тургенев 1961–1962, 10, с. 138). У Аполлона Григорьева в письме к М. П. Погодину (1859, «Моя исповедь»): «Достаточно было Терезе по душе, как с членом семейства, поговорить о болезни Софьи Юрьевны и о прочем, чтобы я помирился с нею душевно – уже не как с типом, а как с личностью...» (Ап. Григорьев, с. 212–213). У П. Д. Боборыкина в романе «На ущербе» (ч. 2, гл. 24): «... он... подсмеивался над своим недавним самогрызеньем, сознавал в себе свободную и самостоятельную личность» (Боборыкин 1897, 5, с. 250). «Вы как будто стыдитесь настоящей стадии поглощения вашей личности женщиной? – спросил Гремушин...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Правительство Советского Союза считает необходимым довести до сведения Германского правительства о том, что Советский Союз, будучи придунайским государством, не может относиться безразлично к режиму судоходства по Дунаю и не может не участвовать в решении вопросов, касающихся указанного режима. В связи с этим Советское правительство надеется получить от Германского правительства соответствующую информацию о созываемом в Вене совещании экспертов по международным дунайским вопросам». Для Вашей ориентации сообщаю некоторые сведения, касающиеся нынешнего статуса Дуная. В настоящее время имеются две комиссии, ведающие вопросами судоходства по Дунаю, являющемуся международной рекой: Европейская Дунайская комиссия, существующая с 1856 года и ведающая участком Дуная от румынского порта Браила до моря, и Международная Дунайская комиссия, ведающая Дунаем на участке от Браила до Ульма (в Германии). Послевоенным Сен-Жерменским договором подтверждено существование Европейской Дунайской комиссии. Ныне в эту комиссию входят представители Англии, Франции, Италии, Румынии и с 1939 года – Германии. Международная Дунайская комиссия создана в силу того же договора. Ее статут был определен более подробно на Парижской конференции 1921 года. В настоящее время в нее входят представители придунайских государств: Германии, Югославии, Венгрии, Болгарии, Румынии, более того – Бавария и Вюртемберг и входили Чехословакия и Австрия, а также по положению представители государств – членов Европейской Дунайской комиссии, не являющихся придунайскими: Англии, Франции и Италии. Советский Союз не является членом ни той, ни другой комиссии, что объясняется прежней политикой изоляции, проводимой в отношении нас Англией и Францией, занимавшими благодаря послевоенным договорам доминирующее положение в Дунайском бассейне. В настоящее время, когда с возвращением Бессарабии Советский Союз снова стал придунайским государством, у нас имеется вполне определенная заинтересованность в дунайских вопросах и мы хотели бы, чтобы определение международно-правового режима Дуная происходило с нашим участием. Заявление, которое Вам надлежит сделать, как раз и должно подчеркнуть немцам тот факт, что положение на Дунае для нас небезразлично и что эти вопросы не могут быть решены без нашего участия. О формах участия СССР в дунайских комиссиях надо договориться особо. Вы должны изучить этот вопрос и следить за этим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Более близок к фольклору другой центральный мотив повести — мотив „великого грешника“, заведомо интересовавший Гоголя и известный ему: в другом варианте мотив этот разработан в страшном рассказе о жестоком пане, повесившем праведного дьякона на заклятой сосне („Глава из исторического романа“, отнесенная самим Гоголем к неосуществленному замыслу „Гетьмана“, см. комментарий к „Гетьману“ в т. III настоящего издания). Но и в данном случае фольклорному мотиву дано Гоголем оригинальное разрешение: в фольклоре великий грешник получает, в конце концов, прощение; колдун „Страшной мести“, „злодей, какого еще и не бывало на свете“, предатель своей родины, гибнет страшной смертью, обрекается на вечную муку во исполнение проклятия, наложенного на весь род иуды Петра самим богом. Близко к фольклору разработан следующий мотив повести — о противоестественной страсти отца к дочери (ср. например, М. Драгоманов. „Малорусские народные предания и рассказы“. Киев, 1876, стр. 304; Е. Романов. „Белорусский сборник“, I. Витебск, 1887, стр. 63), который в отдельных вариантах имеет такую же трагическую развязку, заканчивается убийством дочери (А. Н. Афанасьев. „Народные русские сказки“, III, Л., 1939, ср. также II, Фольклорными источниками навеяна также ужасная сцена мертвецов, встающих из могил (П. Кулиш. „Записки о Южной Руси“, II. СПб., 1856, стр. 69; Б. Д. Гринченко. „Из уст народа“. Киев, 1900, стр. 132, 134, 138), но мотивировка этой сцены принадлежит собственно гоголевскому воображению; ср. сходную сцену в „Ганце Кюхельгартене“, картина XI. Ряд фольклорных параллелей имеет, наконец, мотив освобождения узника кем-нибудь из родственников лица, заточившего его, и без ведома последнего (см. А. Н. Афанасьев, назв. соч., I, II, П. В. Шейн. „Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края“, II. СПб., 1893, стр. 53); в отдельных сказках таким образом освобождается леший мужик („Королевич и его дядька“ у Афанасьева), мужик с железными руками („Иван царевич“, там же), чудо-юдо (у Шейна), то есть сверхъестественные существа, легко поддающиеся сближению с колдуном „Страшной мести“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Юнг Карл Густав (1875–1961) — швейцарский психолог и философ, последователь Зигмунда Фрейда (1856–1939), с которым работал в 1907–1912 гг., профессор университета в Цюрихе, затем в Базеле. Развил ряд положений Фрейда и прежде всего учение о «либидо» как воле к жизни, а не просто как проявлении сексуальности, и неврозах как отражении детских впечатлений. Основатель так называемой «аналитической психологии». При том, что Уэллс был лично знаком с Фрейдом и хорошо знал основы его учения, к «фрейдизму» он относился достаточно критично. Главное влияние в области психологии на него оказал Юнг. С его теориями он был знаком еще по книге «Психологические типы», опубликованной на немецком языке в 1921 г., возможно, по пересказу или переводу, поскольку Юнга переводили в Англии с 1909 г., а затем по его «Тэвистокским лекциям», прочитанным в Англии в 1936 г. и ставшим предметом увлечения и споров в среде английской интеллигенции. Юнг ввел сделавшиеся общепринятыми понятия «экстраверт» и «интроверт», разработал теорию архетипов — форм человеческой психики, образующихся как под влиянием первобытной, так и современной культуры, но оттесненных в подсознание. Среди архетипов главенствующее положение занимают «самость» (осознание личности) и «эго» (центр индивидуальности). Юнгу также принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное (запечатленный в структуре мозга опыт предшествующих поколений). Для Уэллса последнее положение было особенно важным, поскольку он не принимал учения А. Вейсмана (1834–1914) о ненаследовании благоприобретенных признаков. После опубликования работы Юнга «К феноменологии духа в сказке» (1946, в переработанном виде под утвердившимся названием — 1948) это положение заняло важное место в фольклористике. Уэллс был достаточно критичен не только по отношению к Фрейду, но и по отношению к Юнгу, что заметно и во вступительной части «Опыта автобиографии». Влияние Юнга сказалось в романе «В тайниках сердца» (1922). С другой стороны, в романе «Мир Уильяма Клиссольда» (1926) он заставляет одного из своих героев спорить с Юнгом. В докторской диссертации, которую Уэллс защитил в Лондонском университете в 1942 г., он опирается на идеи И. П. Павлова и К. Юнга.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Шаморга. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2002. Ссылки:   Адрес: 391572, Рязанская область, Шацкий район, п/о Новосёлки, с.Шаморга • Телефон: 8(49147) 2-73-25, 8-920-959-10-18 Координаты: 54.04452, 42.032614 Проезд:Из Рязани на рейсовом автобусе с автовокзала «Центральный» до Шацка, далее автобусом от автовокзала до с. Шаморга (30 км), каждый четверг 6.15 и 14.05. Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Богоявления Господня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Обитель в Шаморге не имеет древнего предания. Монастырь  появился недавно, всего несколько лет назад. Свято-Покровский женский монастырь в села Шаморга Шацкого р-на  Рязанской обл. был основан в 2002 году.  17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие женского монастыря. Раньше на этом месте был приходской храм, освященный в честь Святого Богоявления с двумя приделами в честь святого великомученика и Победоносца Георгия и святых мучеников Флора и Лавра.  Согласно исторической справке храм был построен в 1856 году на средства прихожан. Строгой прямоугольной  формы, выполненный в камне, украшенный с трех сторон портиками с колоннами, с изящной колокольней, великолепной ротондой храм был очень красив. Имел богатое внутреннее убранство, позолоченный  резной иконостас, прекрасной работы фрески. Отапливалась только трапезная часть храма. Службы в храме шли до 1939 года. Последним священником был протоиерей Василий Яковлев. В 1939 году батюшку арестовали, а храм закрыли.  Пробыв в тюрьме два года только за то, что был священником, о. Василий работал  санитаром в Вышенской психбольнице, а после Великой Отечественной войны служил в храме святого преподобного Сергия в с. Эммануиловка. Умер в 1969 году. Похоронен на кладбище в селе Шаморга. Ко времени образования в селе Шаморга монашеской общины храм был почти полностью разрушен. Без окон, крыши, пола и дверей, исписанный разными надписями, заваленный мусором он представлял собою печальное зрелище.  От иконостаса оставалась  лишь часть деревянной основы без всяких украшений.  Дождь и снег, попадающие внутрь храма,  могли привести к обрушению сводов.

http://sobory.ru/article/?object=17418

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010