Богородицы мон-рь (жен., в Казани, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), болгарский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (в совр. г. Болгар, основан в 1723, упразднен в 1764), мензелинский во имя св. прор. Илии монастырь (жен., в Мензелинске, основан в 1855, закрыт в 1929), чистопольский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (жен., в Чистополе, основан в 1864, закрыт в 1929), бугульминский во имя св. кн. Александра Невского монастырь (муж., близ с. Спасского совр. Бугульминского р-на, основан в 1867, закрыт в 1927), бугульминский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь (жен., в Бугульме, основан в 1879, закрыт в 1926), тетюшский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., близ г. Тетюши, существовал с нач. 80-х гг. XIX в. как община, с 1903 монастырь, закрыт в 1918-1919), ромодановский во имя Св. Троицы монастырь (жен., в с. Ромодан совр. Алексеевского р-на, основан в 1901 как община, с 1917 самостоятельный монастырь, закрыт ок. 1922), лаишевский во имя Св. Троицы монастырь (жен., на территории совр. г. Лаишево, основан в 1887, закрыт в 1928), лаишевский во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста крещенотатарский монастырь (муж., близ с. Байтеряково совр. Рыбно-Слободского р-на, основан в 1906 как скит, с 1911 самостоятельный монастырь, уничтожен в 1919), мамадышский в честь Покрова Пресв. Богородицы крещенотатарский мон-рь (жен., между совр. селами Б. Нырты Сабинского р-на и Абди Тюлячинского р-на, основан в 1908 как община, в 1919 упразднен). Ранее входившие в Казанскую епархию: чебоксарский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Чебоксарах, основан в 1566, закрыт в 20-х гг. XX в.), Сундырская во имя Св. Троицы пуст. (муж., в бывш. с. Сундырь, ныне г. Мариинский Посад (Чувашия), основана в кон. XVI в., упразднена в 1613), чебоксарский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Чебоксарах, основан в 1601, упразднен в 1764), Большеюнгинская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (муж., в устье р. Б. Юнга, совр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович, 26.01.1878–29.11.1937), епископ. Подвергался арестам в 1923 году (освобожден за отсутствием состава преступления) и в 1924 году (по делу о православных братствах приговорен к двум годам концлагерей). Отбывал срок на Соловках, в лагере работал в канцелярии, был членом иконографической комиссии Соловецкого музея. После освобождения служил в соборе Воскресения Христова (Спаса на Крови). В 1928 году пострижен в мантию, в 1929 году хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Приблизительно в это время посвятил во чтеца студента-геолога Константина Вендланда, будущего митрополита Иоанна. Арестован в 1935 году, направлен в ссылку в Саратов. 3 ноября 1937 года арестован по обвинению в «антисоветской агитации в церкви во время службы». 21 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. Расстрелян в Саратове. Амфилохий Почаевский (Головатюк Яков Варнавович, 27.11.1894– 01.01.1971), схиигумен. Причислен к лику святых в 2002 году. Анатолий (Потапов Александр Алексеевич , 15.02.1855–12.08.1922), оптинский старец. За благословением на монашество и священство к нему в Оптину пустынь приезжал студент первого курса Петербургской духовной академии Вячеслав Егоров, будущий митрополит Гурий. А в 1914 году учеником отца Анатолия был Владимир Верёвкин, будущий игумен Варсонофий. По существу, два руководителя Александро-Невского братства получили благословение у этого знаменитого старца. Ангелина (Осипова Пелагея Михайловна, 1880–21.11.1965), монахиня. Духовная мать Александриной Елизаветы Александровны, врача митрополита Иоанна. Была монахиней Иоанновского монастыря на Карповке, куда принята по благословению отца Иоанна Кронштадтского . После революции пешком пришла в родной город Романов-Борисоглебск, переименованный новой властью в Тутаев. Много лет была слепой, но видела духовными очами. Была прозорлива. В ее доме, расположенном неподалеку от Воскресенского собора, непрестанно творилась молитва. Учила монашескому деланию. Воспитала монахиню Елизавету (Александрину). Опекала ее родных сестер-инокинь – Клавдию, Варвару и Александру. Похоронена на кладбище в правобережной части Тутаева Ярославской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Прот. Павел Светлов (1861–1945), профессор, доктор богословия, преподаватель Киевского университета св. Владимира. 19 Фредерик Фаррар (1831–1903), англиканский богослов и писатель. Многие его труды переведены на русский язык. 20 Флорентий Федорович Павленков (1839–1900), российский книгоиздатель (Санкт–Петербург). С 1866 г. издавал серию «Жизнь замечательных людей» (200 биографий); издательство существовало до 1917 г. 21 Лев Михайлович Лопатин (1855–1920), профессор МГУ, философ. Имеется в виду его книга «Философские характеристики и речи». М., 1911. 22 Джеймс Джордж Фрэзер (1854–1941), английский историк культуры и религиовед. 23 См. Приложение II. 24 Якоб Беме (1575–1624), немецкий протестантский мыслитель. Основной труд — «Аврора, или Утренняя заря в восхождении». 25 Иоганн Экхарт (1260–1327), иеромонах, немецкий католический богослов и мистик. 26 Эрнест Ренан (1823–1892), французский писатель, историк и библеист. Речь идет о его книге «История израильского народа» в 5 томах, изданной в русском переводе в 1907 г. 27 Рудольф Киттель (1853–1929), немецкий богослов. Автор книги «История израильского народа». 28 Борис Ильич Гладков (1847–1921), духовный писатель и общественный деятель. Его труд «Толкование Евангелия», изданный в 1903 г., за десять лет выдержал четыре издания. 29 Имеется в виду, что после этого о. Александр не относился серьезно к своим стихам. 30 Адольф фон Гарнак (1851–1930), немецкий историк Церкви, богослов. 31 «Сверхсознание» — первая часть трилогии русского духовного писателя М. В. Лодыженского. Вторая часть — «Свет незримый», третья — «Темная сила». 32 С 15 лет Александр прислуживал в московском храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, а в студенческие годы — в храмах г. Иркутска. Подробнее об этом см. на стр. 100 прим. 1. 33 Сохранившаяся рукопись вошла во 2–й том книги «История религии». М., 1997. 34 Яков Яковлевич Рогинский (1895–1986), антрополог, доктор биологических наук, профессор МГУ; основные работы — по антропогенезу и морфологии человека. 35

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

1069 Имеется в виду архиепископ Ярославский Тихон (Белавин Василий Иванович; 1865–1925) – будущий Патриарх Московский и всея Руси. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых (1988). 1070 Алексеев Николай Яковлевич (1866–1904) – помощник управляющего подворьями ИППО в Иерусалиме Н.Г. Михайлова. Похоронен на Русском кладбище при церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Выше упоминалось о его супруге, Е.М. Алексеевой, так же служившей в Палестинском Обществе, заведующей Иерусалимской школой. 1071 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929) – историк-византинист, создатель школы русской исторической литургики, выдающейся деятель ИППО, исследователь христианского Востока и русско-палестинских связей. Окончил Астраханскую ДС (1878) и Казанскую ДА (1882). Доцент, а затем профессор литургики и церковной археологии в Киевской ДА (1883–1907). Активный участник Киевского отделения ИППО. Секретарь Общества (с 1906), утвержден в должности в 1907 г. Участник «Совещания к вопросу о положении русского дела в Святой Земле по окончании мировой войны» в МИДе (январь 1917 г.). Арестован (октябрь 1918 г.). Вскоре выпущен и выехал из Петрограда, приняв предложение Астраханского университета о профессуре. Вернулся в Петроград в 1923 г., был избран действительным членом Академии наук и членом Славянской комиссии АН, но на службу в Российское Палестинское Общество (так называлось в советские годы ИППО) возвращен не был. Подробнее см.: Лисовой Н.Н. А.А Дмитриевский и его труды по истории Русской Палестины//Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М.; СПб., 2008. С. 5–72. 1073 Чарыков Николай Валерьевич (1855–1930) – дипломат. По окончании Александровского лицея, служил в Министерстве иностранных дел, первоначально – в Московском Главном архиве. Политический агент в Бухаре (1886–1890), дипломатический агент в Болгарии (1896–1897), советник посольства в Берлине (1897). Министр-резидент при папском дворе (1897–1900). Посланник в Сербии (1900), в Нидерландах (1904). Товарищ министра иностранных дел (1907–1909). Посол в Константинополе (1909–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Затем вышел в отставку и поселился в своем имении в Орловской губернии. Пережив глубокую личную драму, обратился ко Христу. Оптину пустынь впервые посетил летом 1901 года. Осенью приехал вновь для сбора материалов о старце Амвросии. В свой первый приезд в Оптину С. А. Нилус познакомился с отцом Даниилом (Болотовым; о нем см. примеч. 18 к гл. «Старец Нектарий»). Осенью 1905 года Нилус вновь приехал в Оптину в связи с выходом в свет нового издания книги «Великое в малом». 3 февраля 1906 года Сергей Александрович Нилус вступил в брак с Еленой Александровной Озеровой (1855–1938). В 1907 году супруги, получив приглашение старца Варсонофия, поселились в Оптиной, где прожили пять лет. Проживая в обители близ своего духовника отца Варсонофия, С. А. Нилус вел дневниковые записи, работал над предполагавшимся изданием «Оптинские листки». 14 мая 1912 года Нилусы покинули пустынь в связи с «Оптинской смутой» и удалением из обители отца Варсонофия. После революции 1917 года С. А. Нилус арестовывался советскими карательными органами (в 1924 и 1927 годах). Скончался 14 января 1929 года. Похоронен в селе Крутец близ города Александрова Владимирской области. Книги С. А. Нилуса: «Великое в малом» (1903); «Сила Божия и немощь человеческая». Ч. 1–2. (Сергиев Посад, 1908); «Святыня под спудом» (1911); «На берегу Божьей реки» (1916); «Близ есть при дверех» (1917). Сочинения С. А. Нилуса овеяны духом Оптиной пустыни, любимы православным читателем, содержат интересный исторический материал. 141 Епископ Михей (Алексеев, 1851–1931) – уроженец Санкт–Петербургской губернии, окончил морское училище (1869) и служил по военно–морскому ведомству. В 1890 году поступил в Оптину пустынь под руководство преподобного Амвросия. В 1892 году стал вольнослушателем в Московской духовной академии. Принял монашество и рукоположение в священный сан. Окончил академию в 1896 году со степенью кандидата богословия. Назначен на должность смотрителя Жировицкого духовного училища, затем – синодального ризничего. В 1897 году возведен в сан игумена и назначен настоятелем Иосифо–Волоколамского монастыря Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Бенедиктинский аббат Ф. Каброль (1855–1937) классифицирует западные литургии (римская, миланская, галликанская, мозарабская, кельтская), а для восточных предусматривает две группы: сирийскую (сюда он относит также иерусалимскую и антиохийскую литургии) и египетскую (или александрийскую). Классификационная схема, разработанная А. Баумштарком (1872–1948), делит все известные евхаристические молитвы на две группы: в группу postpositiv (постпозитивная, т.е. ставящая что-либо в конец), в которой порядок молитв в каноне таков: praefatio (вступление), institutio (установление), anamnesis (воспоминание), epiclesis (призывание), intercessio (ходатайство), входят литургии галликанская и восточные, кроме александрийской, несторианской и древнемаронитской; в группу prepositiv (препозитивная, т.е. ставящая что-либо в начало), в которой intercessio (ходатайственная молитва) следует непосредственно за praefatio, включены литургии александрийская, коптская св. Кирилла, абиссинская, несторианская и древнемаронитская. Известный литургист, антиохийский патриарх Сиро-католической (униатской) церкви Map Игнатий Дионисий Ефрем II Рахмани (1898–1929) не видит существенных разделений в системе западных литургий и предлагает разделять литургии на 4 группы: византийско-армянские; халдео-месопотамские; александрийско-эфиопские (сюда же он включает римскую мессу, как родственную александрийской литургии). Выдвинутая в 1896 г. схема Ф.Э. Брайтмана, дополненная И.А. Карабиновым (1878–1937) и поддержанная С. Салавилем (1938), выделяет 4 типа восточных литургий: сирийская (литургия 8-й книги Апостольских постановлений; литургия апостола Иакова в греческой и сирской редакции, которой близка литургия, описанная Кириллом Иерусалимским ); египетские (апостола Марка; Кирилла Александрийского ; эфиопская святых апостолов; анафора из Евхология Серапиона Тмуитского; анафора Григория Богослова ); персидские (несторианская апостолов Фаддея и Мария; Феодора Мопсуэстийского; анонимная, так называемый Биккелев палимпсест; Нестория); византийские ( Василия Великого ; Иоанна Златоуста ). Карабинов дополняет эту классификацию тремя видами западных литургий (римская, галликанская и мозарабская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зуров Л.В. Монах-иконописец Г.И. Круг. Новый журнал. 1976. 124. Григорий ( Моисеевский Георгий Васильевич ; 18961993, Эдмонтон, Канада), архимандрит. В конце 2-й мировой войны жил в Париже, вольнослушатель Парижского Св.-Сергиевского богословского института (1945), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон Успенской церкви в Лондоне (1948), священник во Франции (1950), настоятель церкви в Страсбурге (19501958), переехал в Канаду (до 1958), пострижен в монашество, настоятель церкви в г. Виннипеге (кон. 1950-х гг.1973), игумен (до 1959), архимандрит (до 1971), настоятель Св.-Владимировского собора в г. Эдмонтоне (19731993), благочинный приходов в провинции Альберта (19731993), больше сведений о нем не имеется. Лит.: Памяти ушедших пастырей. Архимандрит Григорий. ПР. 1994. 6. Григорий ( Остроумов Григорий Евфимьевич ; 1855, Калужск. губ. – 7.7.1947, Канны, Франция), архиепископ. Из семьи духовенства. Окончил Калужскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1883), псаломщик придворной церкви в Карлсруэ (1883), священник (30.4.1885), настоятель Шверинской придворной церкви в Германии (18851892), настоятель домовой церкви вел. кн. Анастасии Михайловны (18921895), обслуживал также русскую колонию в Каннах, строитель и 1-й настоятель храма архистратига Михаила в Каннах (18957.7.1947), протоиерей (1895), до 1-й мировой войны ему было поручено Святейшим Синодом строительство русской церкви в Виши, но сбор средств на эту цель прекратился в связи с началом войны, первоначально состоял в клире митр. Евлогия (Георгиевского), но затем откололся от него и признал юрисдикцию РЗЦ (10.2.1927), протопресвитер (10.10.1929), овдовев, принял монашество (1936), епископ Каннский, викарий Западно-Европейской епархии РЗЦ (22.11.1936), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Анастасий (Грибановский) в Каннах, епископ Каннский и Марсельский, управляющий приходами в Каннах, Марселе, Ментоне и Сан-Ремо на правах епархиального архиерея (29.8.19381943), возведен в сан архиепископа (1941), уволен на покой по старости с оставлением на должности настоятеля Каннского прихода (1943), формально перешел вместе с Каннским приходом в юрисдикцию МП (1945), но уже больше не принимал участия в церковной жизни из-за преклонного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многие другие святители и некоторые члены Синода, представители низшего духовенства, а также некоторые монастыри и центры духовного Старчества не принимали имяборческой ереси, кто явно, а кто внутренне выражая своё несогласие с Синодом в его учении об Имени Божием. Из учёных высокопросвещенных мирян защитниками имяславия как истинного Православия выступили профессора Московской духовной академии М. Д. Муретов , М. Л. Новосёлов и о. Павел Флоренский : " Московский кружок ищущих христианского просвещения» (М. А. Новосёлов, Ф. Д. Самарин , С. Н. Булгаков, В. А. Кожевников и В. Ф. Эрн); позже, в 1920-е гг. – математик Д. Ф. Егоров (1869–1931), юрист В. Н. Муравьёв (1855–1935) и философ А. Ф. Лосев (1893–1988), считавший имяславие «наиболее совершенной формой выражения сущности Православия» 1113 . Тезис имяславия, сформулированный А. Ф. Лосевым в 1923 г., гласил: «Энергия Сущности Божией неотделима от Самого Бога и есть Сам Бог... Имя Божие (следовательно, как энергия, или свойство Сущности Бога. – Составитель) есть Сам Бог, но Бог Сам – не имя» 1114 . В 1929–1930 гг. органами ОГПУ на Северном Кавказе и в Закавказье было арестовано свыше 300 имяславцев. Они были обвинены в монархизме, в подготовке к вооружённому выступлению против советской власти, которая, как и социализм, рассматривалась ими как «проявление торжества антихриста, как дело рук сатаны». Примечательно, что один из влиятельнейших имяславцев (бывший Синодальный миссионер) – архимандрит Арсений, основатель Союза Русского Народа, пытался организовать в 1907 г. паломничество «союзников» в Св. Землю, с которым он связывал начало противо-революционного крестового похода 1115 . По этому делу в 1930 г. был осуждён и А. Ф. Лосев , которому инкриминировалось идейное руководство имяславием, которое будто бы стремилось вооружённым путём восстановить монархию 1116 . Участник московских религиозных кружков 1920-х гг. К. С. Родионов (1892–1991) вспоминал о том, как в 1930 г. в располагавшееся в восьмидесяти километрах от Нового Афона за Зеленчукским перевалом место Псху приехали «объездчики и кнутами выгнали из келий пустынников. Отшельники, их было наверное сто человек, шли с пением псалмов и благодарили Бога за испытание. Старики по дороге умирали. Пригнали в Сухумскую тюрьму, из неё погнали пешком в Тбилиси. Так кнутами ликвидировали Псху , (...). Когда старцев-отшельников выгнали из келий, их конвоировали в Сухумскую тюрьму пешком, по каменистой дороге. А на ней сотрется любая обувь, кроме постолов (из буйволиной кожи – С. Ф.), которых у них не было. По дороге в Тбилиси отшельники совсем стёрли ноги» 1117 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

757 Виссарион (Нечаев ; 13.03.182230.05.1905). 1848 – окончил МДА, препод. Вифанской ДС, с 1852 – МДС. В 1853 рукоположен в иерея. С 1855 на приходском служении в Москве. В 1860 основал ж-л «Душеполезное чтение», который редактировал ок. 30 лет. В 1887 овдовел и в 1889 пострижен с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита и хиротонисан в еп. Дмитровского, вик. Московской епархии. 1891 – еп. Костромской и Галичский. Духовный писатель (ПЭ VIII. 548549). 770 Пустошкин Василий Федорович, уроженец Ярославской губ., один из основателей и лидеров иоаннитского движения. Иоаннитские проповедники называли его «пророком Илией». Не будучи священником, исповедовал и причащал своих последовательниц. Был в числе 27 иоаннитских лидеров, обратившихся в 1909 г. к митр. Антонию (Вадковскому) с прошением, в котором они отрицали свою принадлежность к какой-либо секте и назвали подозрения их в хлыстовстве несправедливыми и жестокими. С 1914 г. издания Пустошкина выходили с разрешения духовной цензуры. После революции, оставаясь лидером иоаннитского движения, перешел на нелегальное положение. При этом придерживался «сергиевской» ориентации, поддерживал «Декларацию». 1929 – принял монашеский постриг с именем Досифей, архимандрит. Дальнейшая судьба неизвестна. В «Книге памяти Ставропольского края имеются сведения о Василии Федоровиче Пустошкине, родившемся в 1865 г. в с. Муравейки Ярославской обл., арестованном в Рязани 10.11.1941 и вскоре расстрелянном. Полной уверенности в том, что здесь речь идет не об однофамильце, у нас нет, хотя совпадают фамилия, имя, отчество и район рождения. (Зимина. Иоанниты; Настольная книга. 16721674; Жертвы). 772 Гринякин Никита Михайлович (даты жизни неизвестны). Окончил Курскую ДС, в 1896 – СПбДА, канд. богосл. С 1902 член редколлегии ж-ла «Миссионерское обозрение». Старообрядческий начетчик Ф.Е. Мельников характеризовал Гринякина как исключительного миссионера, стоящего «несравненно выше самого миссионерского обозрения». На Соборе 19171918 гг. – делопроизводитель отдела «О единоверии и старообрядчестве» (Андреев. III. 84; Бовкало. СПбДА).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

109 Internationale Kirchliche Zeitschrift. 1930. Hf. 3. S. 167. 110 Э. Бенц. Дух и жизнь Восточной Церкви (по-нем.). Гамбург, С. 170. 111 Православие и протестантизм//Восток и Запад. 1929. Т. 1. С. 6. 112 Lloyd Jones, op. cit. P. 70. 113 Архиеп. Василий. XIX. Международный Старокатолический съезд в Вене//ЖМП. 1965. 11. С. 52. 114 ОТ. 30.9.1983. 574. С. 1, 4. 115 ЖМП. 1975. 7. С. 51. 116 Архим. др Иустин Попович. Православная Церковь и экуме­низм (по-греч.). Фессалоники, 1974. С. 228–230. 117 Lloyd Jones, op. cit. P. 69–70. 118 Там же. P. 68. 119 ЖМП. 1976. 4. С. 8. 120 Там же. С. 8. 121 Церковный вестник. София, 1972. 5. С. 4, кол. 11. 122 Правила св. Православной Церкви с толкованиями их. Введение. 123 ц ит по статье п. Игнатова: Канонические воззрения и практика Митрополита Филарета//ЖМП. 1956. 10. С. 57. 124 ц ит по статье п. Игнатова: Канонические воззрения и практика Митрополита Филарета//ЖМП. 1956. 10. С. 57. 125 Там же. С. 61. 126 С. В. Троицкий . По вопросу о втором браке священников//Церковный вестник. София, 1949. 39–40. С. 3, кол. 1. 127 Правила св. Православной Церкви. Т. 1. С. 27. 128 Еп. Феофан (Говоров). Слова о Православии с предостереже­ниями от погрешений против него. М., 1893. С. 53–54. 129 Св. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 317, 320. 130 Блаж. Феофилакт. Благовестник. СПб., б. г. С. 239. 131 Игум. Тихон (В. Никитин). Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления в ВСЦ//ЖМП. 1983. 11. С. 60, кол. 1. 132 Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ея к новому стилю. Нью-Йорк, 1959. С. 6–7. 133 Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании… С. 11. 134 Межправославный богословский диспут (на английском). Лей­тон, 1973. С. 14. 135 Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании… С. 41. 136 Помянник. Приложение к «Псалтири», напечатанной в Киево- Печерской Лавре. 1855. С. 254. 137 См. вступительную статью Ст. Роуза в журнале «RISK», изда­ваемом молодежным отделением ВСЦ.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010